Рабочая программа курса "География ЕАО"
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Номоконова Анна Александровна

 

Программа предназначена для изучения основ регионального компонента в 8-9 классах общеобразовательных учреждений. Курс «География ЕАО» построен на основе изучения особенностей природы в 8 классе и населения и хозяйства области в 9 классе.

Программа курса «География ЕАО» составлена на основе национально - регионального компонента образовательной области «География» на базовом уровне. Программа рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю (2 полугодие). В течение учебного года планируется провести 17 уроков и в 8 классе и 17 уроков в 9 классе.

Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, предлагает распределение учебных часов по разделам курса и определяет последовательность их изучения. Она содержит также рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_po_gegrafii_eao_.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «География Еврейской автономной области»

(Базовый уровень)

8-9 классы

Пояснительная записка

       Программа предназначена для изучения основ регионального компонента в 8-9 классах общеобразовательных учреждений. Курс «География ЕАО» построен на основе изучения особенностей природы в 8 классе и населения и хозяйства области в 9 классе.

Программа курса «География ЕАО»  составлена на основе национально - регионального  компонента образовательной области «География» на базовом уровне. Программа рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю (2 полугодие). В течение учебного года планируется провести 17 уроков и в 8 классе и 17 уроков в 9 классе.

Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, предлагает распределение учебных часов по разделам курса и определяет последовательность их изучения. Она содержит также рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии ЕАО направлено на достижение следующей цели:

- формирование у школьников конкретных знаний о родной области с учетом реалий повседневной жизни.

         Исходя из поставленной цели, в ходе изучения курса необходимо решить следующие задачи:

- освоение системы  географических знаний о целостном, многообразном, динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства ЕАО на всех территориальных уровнях, о методах изучения географического пространства области и разнообразии его объектов и процессов;

- владение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления  с важнейшими географическими особенностями и проблемами области;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации о ЕАО;

- нахождение  и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в ЕАО, тенденций их возможного развития;

- понимание географической специфики  региона в условиях стремительного развития  туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

- умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки  и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов.

Предполагается применение различных форм организации образовательного процесса, технологий обучения. Основным видом контроля является выполнение итоговых практических работ, контрольные работы, промежуточное тестирование.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года соответствует требованиям, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой ОУ.

УМК:  География Еврейской Автономной области.  Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. - Хабаровск, 2007г.

Соответствует требованиям образовательного стандарта и учебной программе.

Содержание программы

В отечественной школе традиционно уделялось внимание изучению особенностей региона в рамках курса географии родной страны, в частности, в разделе «Свой край». С 90-х годов в российских школах вводятся  самостоятельные курсы изучения отдельных территорий.

Краеведческий курс на территории ЕАО обязателен для всех школ.

Программа выполняет две основные функции:

1/ информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;

2/ организационно-планируемую функцию, которая регламентирует выделение этапов обучения, структурирования учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа включает  разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень рекомендуемой литературы.

Структура программы по курсу «География ЕАО» на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования и   социализацию личности.

По содержанию предлагаемый базовый уровень географии ЕАО  сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Углубленное изучение территории своей  области формирует у учащихся  понимание  географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрывает географические аспекты региональных явлений и процессов.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о  современном, постоянно изменяющемся пространстве, о месте ЕАО в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к своей «малой Родине».

Учебный план для общеобразовательных учреждений рассчитан на 34 часа  за два года обучения и предполагает следующую структуру построения курса:

Класс

Количество часов

Время изучения

Содержание программы

8 класс

17

Второе полугодие

Природа области

9 класс

17

Второе полугодие

Население и хозяйство области

Содержание курса

Природа ЕАО . 8 класс (17 часов)

Географическое положение ЕАО – 2 часа

Оценка географического положения и его влияние на особенности природы, населения и хозяйства области. История формирования территориальных границ земель современной ЕАО. Основные этапы  освоения территории.

Практическая работы №1

  • Определение географических координат своего населенного пункта. Ориентирование его на карте ЕАО.

Практическая работа №2

  • Определение разницы во времени г. Биробиджана, своего населенного пункта и других городов, регионов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые – 2 часа

Формы рельефа на территории ЕАО. Влияние рельефа на хозяйство и жизнь людей. Опасные природные явления и меры предосторожности. Влияние человека на рельеф. Топонимика. Оценка ресурсов недр.

Практическая работа №3по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

  • Элементарное прогнозирование опасных природных явлений и последствий хозяйственной деятельности людей.

Климат – 2 часа

Климатообразующие факторы. Закономерности распределения основных элементов климата на территории ЕАО. Оценка агроклиматических ресурсов и рекреационных условий городов и сел, своих районов. Влияние человека на состояние воздушной среды своего района.  

Практическая работа №3 по теме «Климат»

  • Элементарное прогнозирование  опасных метеорологических явлений и последствий  хозяйственной деятельности людей.

Внутренние воды – 2 часа

Влияние физико-географических условий на образование внутренних вод ЕАО. Характеристика главных рек и озер области. Болота. Подземные воды. Оценка водных ресурсов области. Меры по сохранению чистоты вод. Опасные явления на реках и озерах; меры предосторожности. Топонимика.

Практическая работа №3 по теме «Внутренние воды»

  • Элементарное прогнозирование  опасных гидрологических явлений и последствий хозяйственной деятельности людей.

Почвы – 1 час

Закономерности распределения основных типов почв на территории ЕАО. Почвенный покров и земельные ресурсы. Оценка, освоенность, пути повышения плодородия почвы в области. Позитивное и негативное значение мелиорации.  

Растительный и животный мир – 2 часа

Разнообразие растительного и животного мира ЕАО. Характеристика их размещения по территории области. Полезные и опасные растения и животные. Ресурсы растительного и животного мира и их использование. Интродукция декоративных и  сельскохозяйственных растений, акклиматизация редких и промысловых животных. Естественные кормовые угодья.

Практическая работа №3 по теме «Растительный и животный мир»

  • Элементарное прогнозирование  последствий хозяйственной деятельности людей.

Зональные природные комплексы – 5 часов

Природные комплексы ЕАО, их сочетание. Деятельность человека как фактор формирования антропогенных ландшафтов. Экологическое состояние и оценка  ландшафтов области,  своего населенного пункта. Особо охраняемые  природные территории (заповедники, заказники, памятники природы) области  и своего района.

Экскурсии 2ч

Сравнение естественных зональных природных комплексов и антропогенных ландшафтов. Выявление позитивного и негативного воздействия человека на природу.

Краеведческий музей. Музей природных ресурсов ИКАРПа.

Резерв времени – 1 час


 Население и хозяйство. 9 класс (17 часов)

Экономико-географическое положение ЕАО – 1час

Особенности экономико-географического положения области.

Население ЕАО – 2 часа

История заселения и освоения территории будущей ЕАО. Численность и естественное движение населения области. Половозрастной состав. Национальный состав. Вклад населения в национальную культуру. Местные особенности расположения и планировки населенных пунктов, архитектуры, жизненного уклада в связи со спецификой природных условий и исторических факторов.

Практическая работа №1

  • Определение плотности населения ЕАО: а) средней плотности по стране; б) средней плотности  в Хабаровском крае; в) средней плотности в области. Сравнение результатов, объяснение причин различий.

Хозяйство – 8 часов

Формирование экономики ЕАО. Современная структура хозяйства области. Место ЕАО в экономике России, Дальневосточного федерального округа.

Отраслевая структура промышленности. Состояние производства. Крупнейшие предприятия и их продукция.

Агропромышленный комплекс, его структура. Типы  сельскохозяйственных предприятий, их доля в производстве товарной продукции. Производственные связи промышленных и сельскохозяйственных предприятий области.

Инфраструктурный комплекс.  Транспорт. Виды транспорта. Основные транспортные узлы.

Связь. Социальная инфраструктура. Учебные заведения.

Внешнеэкономическая деятельность и внутригосударственные связи области, их значение.

Практические работы №2

  • Составление элементарных обоснований  размещения предприятия (промышленного, сельскохозяйственного или транспортного) или специализации района, своего населенного пункта. Мероприятия по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

Практическая работа №3

  • Описание пути следования от  Биробиджана до Москвы или другого крупного города России: направление, расстояние, виды транспорта, необходимость пересадок, время в пути, поясное и московское время отправления из областного центра и прибытия в пункты пересадок и в конечный пункт следования. Общая стоимость проезда (групповая работа с расписанием движения разных видов транспорта, с географическими картами, таблицами стоимости проезда на разных видах транспорта).

Практическая работа №4

  • Составление схемы основных транспортных магистралей ЕАО. Обозначение на этой схеме состава и напряженности грузопотоков.

Практическая работа №5

  • Составление картосхемы «Внутри- и межобластные связи области, района,  населенного пункта». Их значение.

Природные и социально-экономические различия отдельных территорий области – 4 часа

Административные районы ЕАО, их место в хозяйстве области. Поселения, имеющие большое историко-культурное значение. Биробиджан – административный центр ЕАО.

Свой населенный пункт. Его роль в области и стране: специфика, история заселения и развития, его особенности в настоящее время. Профессии, необходимые в своем населенном пункте.

Перспективы развития ЕАО – 1 час

Экскурсия1ч

Ознакомление с особенностями производства и производственными связями местного промышленного, транспортного или сельскохозяйственного предприятия, со специалистами, работающими на этом предприятии.

Резерв времени – 1 час.

Учебно – тематический план курса «География ЕАО»

8 класс. Природа

Тема

Кол-во часов

В том числе

уроки

практические работы

экскурсии

контроль- ные

работы

1.

Географическое положение ЕАО

2

2

№1,2

2.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

2

2

№3

3.

Климат

2

2

№3

4.

Внутренние воды

2

2

№3

5.

Почвы

1

1

6.

Растительный и животный мир

2

2

№3

7.

Зональные природные комплексы.

5

1

2

8.

Резерв

1

1

Итого

17

13

3

2(4часа)

9 класс. Экономика

Тема

Кол-во часов

В том числе

уроки

практические работы

экскурсии

контрольные работы

1.

Экономико-географическое положение ЕАО

1

1

2.

Население ЕАО

2

2

№1

3.

Хозяйство

8

6

№№2-5

1

4.

Природные и социально-экономические различия отдельных территорий области

4

4

5.

Перспективы развития ЕАО

1

1

6.

Резерв

1

1

Итого

17

15

5

1(2 часа)

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения курса «География ЕАО»  8 класс учащиеся должны

знать и понимать:

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства ЕАО;
  • особенности рельефа, климата, вод,  растительного и животного мира;
  • уникальность географических объектов и явлений на территории области;
  • географическую специфику отдельных территорий, их специализацию в системе географического разделения труда;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения ЕАО, ее роль в  международном и  внутригосударственном разделении труда;

уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • определять по различным источникам информации основные характеристики природных объектов, особенности их размещения на территории ЕАО;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику территории, населенного пункта, предприятия; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

применять полученные знания и умения в практической деятельности:

  • использовать полученные знания для анализа и оценки разных территорий  ЕАО с точки зрения взаимосвязей  природных, социально-экономических, техногенных процессов и явлений, исходя из пространственно - временного их развития;
  • находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
  • описывать и объяснять разнообразные явления в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
  • применять географические знания о Еврейской автономной области для выработки активной гражданской позиции, использовать их для самоопределения в будущей трудовой деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения курса «География ЕАО»  9класс учащиеся должны

знать и понимать:

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства ЕАО;
  • географическую специфику отдельных территорий, их специализацию в системе географического разделения труда;
  • численность и динамику населения, их этнографическую специфику
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры хозяйчтва области, размещение его основных отраслей
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения ЕАО, ее роль в  международном и  внутригосударственном разделении труда;

уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • оценивать  и объяснять  ресурсообеспеченность  территории, ее демографическую ситуацию, последствия современных экологических проблем, их влияние на уровень и качество жизни населения;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику территории, населенного пункта, предприятия; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

применять полученные знания и умения в практической деятельности:

  • использовать полученные знания для анализа и оценки разных территорий  ЕАО с точки зрения взаимосвязей  природных, социально-экономических, техногенных процессов и явлений, исходя из пространственно - временного их развития;
  • находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
  • применять географические знания о Еврейской автономной области для выработки активной гражданской позиции, использовать их для самоопределения в будущей трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...