Методическая разработка урока "Города Европейского Севера"
учебно-методический материал по географии (9 класс) по теме

Краснова Надежда Владимировна

Урок "Города Европейского Севера, проблемы и перспективы развития". Приводиться описание урока с использованием Технологии организации исследовательской деятельности, выделяются формируемые УУД, приводятся примеры информационных карточек о Вологде. На уроке речь идет об Архангельске, Вологде, Мурманске, Череповце.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geogr_v_shkole.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Города Европейского Севера, проблемы и перспективы развития»

учителя географии ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга

Красновой Надежды Владимировны

Урок «Города Европейского Севера, проблемы и перспективы развития» может быть обобщающим по теме «Европейский Север» в 9 классе. При его проведении использована Технология организации исследовательской деятельности.

При решении задач на уроке учащиеся используют полученные ранее знания, а часть информации получают, работая с информационными карточками, где есть иллюстрации и краткий текст.

Цели:

  • Обосновать необходимость финансирования экологических и социальных программ для Европейского Севера
  • Обосновать целесообразность и возможность развития в регионе народных промыслов и туризма.

Задачи:

  • проанализировать экономические возможности городов Европейского Севера
  • обратить внимание на экологические и социальные вопросы в регионе
  • осуществить географический прогноз развития хозяйства Европейского Севера
  • приобщить учащихся к решению государственных проблем
  • показать конструктивные пути сотрудничества для достижения общего результата

Технологические этапы урока

Выдвижение проблемы и обоснование ее актуальности. В России на шельфе Ледовитого океана в ближайшее время может быть начата добыча нефти. Но природа Севера ранима, и добыча топливного ресурса не должна стать ведущей отраслью хозяйства в этом регионе.

Какие же отрасли хозяйства следует развивать на Европейском Севере? Какие программы в первую очередь необходимо финансировать? На эти вопросы предстоит ответить.

Активизация мыслительной деятельности. Ученики -  жители одного из городов Европейского севера. Им надо обратиться к правительству страны с конкретными предложениями по вопросам хозяйственной деятельности в регионе: обосновать приоритетные программы развития, наметить ведущие отрасли. От правильности вашего решения будет зависеть благополучие Европейского севера, последующих поколений.

Планирование действий. Класс делится на 4 команды. Каждая группа готовит выступление и рекомендации об одном городе (Архангельск, Вологда, Мурманск, Череповец). Ход урока планирует и контролирует учитель. Обязанности в команде распределяют её участники. Капитан оценивает работу членов команды, исходя из общего количества баллов, данных на группу учителем.

Ознакомление с информацией, ее анализ. Команды изучают информационные карточки о своем городе, анализируют полученную информацию.

Осмысление информации. Команды определяют самые важные и приемлемые направления развития хозяйства своего города с учетом экологического фактора, обсуждая вопрос в группе.

Получение выводов. Команды кратко формулируют перспективные отрасли хозяйства для своего города.

Оглашение результатов. Каждая команда высказывает мнение о путях развития своего города с краткими комментариями-обоснованиями, слушает выступления других групп. Выступления обобщаются, формулируется общий вывод, который озвучивает одна команда по желанию (или по просьбе учителя) Затем учитель задает вопрос о том, что необходимо сделать, для успешной реализации намеченных перспективных направлений в развитии хозяйства Европейского Севера. В ходе дискуссии он подводит учеников к необходимости реализации социальных программ (достойный уровень зарплаты, развитая инфраструктура и т. п.)

По итогам совместной работы появляются рекомендации о том, что в первую очередь на Европейском Севере следует работать над экологическими и социальными программами, поддерживать развитие народных промыслов, а туризм может стать важной статьей дохода для региона.

Рефлексия. Когда в 9 классе начали проходить Европейский Север, ассоциации, связанные с ним были: «холод, пустота, далеко, тундра». Учитель просит назвать новые ассоциации, которые появились после обобщающего урока по теме. Выступают желающие ответить. Оценивается работа команд учителем и капитаном внутри группы.

Учитель может рассказать о том, что в марте 1999 года в военный блок НАТО официально вступили Венгрия, Чехия и Польша – некогда дружественные для нас страны Зарубежной Европы. Сейчас натовские базы могут быть размещены рядом с нашими западными границами. И задать вопрос на дом: «Как это обстоятельство может повлиять на специализацию хозяйства Европейского Севера?»

При реализации урока достигаются личностные результаты, связанные с саморазвитием и мотивацией, через развитие личностных универсальных учебных действий (УУД): оценка своих поступков, контроль над своими эмоциями, проявление гражданской позиции, уважительное отношение к другим, освоение новых социальных ролей, ответственность за свои поступки. Метапредметные результаты  появляются в результате развития регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД на уроке. Примеры регулятивных УУД: определение цели деятельности, выдвижение версий, планирование деятельности, оценка способов достижения целей, коррекция поведения. Примеры познавательных УУД: нахождение значимой информации, ее анализ и обобщение; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: формулировка своего мнения, принятие другой позиции, коррекция своего мнения, умение работать в группе, преодоление конфликтов. Предметными результатами является то, что учащиеся получают дополнительные знания, связанные с социальными и экономическими аспектами развития Европейского Севера. 

Примеры информационных карточек

Вологда

1. Вид Вологды в XVII веке. На старинной гравюре изображен въезд в Вологду в 1675 году голландского посла, который проезжал через нее в столицу к царю Алексею Михайловичу. Иноземцы считали Вологду красивейшим городом на Русском Севере, а его жителей – зажиточными. Местные продукты – воск, сало, лен продавались здесь дешевле, чем в Москве и Новгороде. Дальнейшее развитие торговли было связано с освоением Сибири: через Вологду прошел путь на Урал.

2. Из древнего писания известно, что город существовал уже в 1147 году. Здесь были развиты плотницкие, столярные, гончарные ремесла. Через Вологду проходили торговые пути, соединяющие Новгород, Москву, приволжские города. В XVI веке усиливается роль Вологды как торгово-промышленного и церковного центра. По приказу Петра I во время Северной войны здесь строились суда. В 1885 году в доме, где останавливался царь, открыли музей.

3. Фотография вологодского кружева. Кружевная лента есть и на гербе города. Вологодские кружева славятся с конца XVIII века. В городе есть кружевная фабрика, продукция которой экспортируется во многие страны мира.

4. В советское время в городе работали заводы: подшипниковый, электротехнических машин, деревообрабатывающих станков, судоремонтный и локомотивовагоноремонтный, по производству оборудования для предприятий пищевой промышленности; предприятия, производящие льняные ткани, молочные продукты, мясокомбинат. Сейчас некоторые из них закрыты.

5 В1862-1869 годы в селе Котельникове (в 12 км от Вологды) жил изобретатель первого в России самолета А.Ф. Можайский. Здесь он изучал полет птиц, проводил исследования. Ученый совершал полеты на огромных воздушных змеях, которые прикреплялись тросами к скачущей тройке лошадей.

6. В XIX веке в Вологде появились заводы: кирпичные, сахарный, колокольный, овчинно-шубный, кожевенный. Заработала типография, началась телефонизация, устроен водопровод, открыт театр. В 1863 году по реке Вологде прошел первый в России пароход, было открыто железнодорожное движение до Ярославля, Архангельска.

7. Вологда – родина многих писателей и художников. В 1787 году здесь родился русский поэт К.Н. Батюшков. Сохранился дом, где он прожил последние годы жизни. В 1983 году в Вологде появился литературный музей.

8. В советское время в Вологде установлены бюсты земляков: авиаконструктора С.В. Ильюшина и летчика-космонавта П.И. Беляева.

Использование Технологии организации исследовательской деятельности  на уроке «Города Европейского Севера, проблемы и перспективы развития»  позволило осуществить системно-деятельностный подход, который лежит в основе образовательных стандартов второго поколения, ориентированных на результаты образования и реализацию деятельностного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии 9 класс Европейский Север

В Данной презентации рассматривается характерисика ГП и ЭГП экономического района....

Разработка урока по теме "Население и хозяйственное освоение Европейского Севера"

quot;Население и хозяйственное освоение Европейского Севера"Цели урока: Образовательные: 1. Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Севера.2. ...

Методическая разработка темы "Европейский Север"

      Методическая разработка уроков темы «Европейский Север» курса «География России» в  9 классе, составлена в соответствии с планированием учебно-...

Методическая разработка урока "Европейский Юг", 9 класс (ТКУ)

В разработкеодного из уроков предлагается вариант организации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых 9 классов при изучении раздела «Регионы России» курса «География Р...

Разработка урока по географии 9 класса по учебнику Алексеева Полярная звезда по теме Европейский Север : хозаяйство и проблемы

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В основе урока лежит системнодеятельностный подход....

Методическая разработка урока «Европейский Юг» 9 класс

Предмет:  ГеографияКласс:  9Тема урока: Европейский ЮгТип урока: изучения нового материалаЦель урока: Определить особенности экономико – географического положения, природы, н...

Методическая разработка урока «Европейский Юг: общие сведения, население, природные ресурсы и хозяйство»

Цель урока: Определить особенности экономико – географического положения, природы, населения и хозяйства  Европейского Юга; ответить на вопрос «Действительно ли Европейский Юг яв...