Сообщение "Тофалары"
занимательные факты по географии (8 класс) на тему

Яковлева Светланушка Александровна

Тофалары

Общая информация.  

Территория расселения и численность.

Образ жизни и система обеспечения. 

Этно-социальная обстановка. 

Этно-культурная ситуация.  

Органы управления и самоуправления.  

Правовые документы и законы.  

Современные проблемы окружающей среды.  

Перспективы сохранения тофаларов как этноса.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenietofalary_geografiya_8kl.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тофалары

Общая информация  

Тофалары — коренной народ в Южной Сибири. Самоназвание — тофа, тоха («человек»). Старое название — карагасы. Название тофалары используют меньшинство, в основном называют себя тофа. В 2000 г. наделены статусом коренного малочисленного народа. Говорят на тофаларском языке, который принадлежит к таежному ареалу Саянской подгруппы сибирской (восточно тюркской) группы тюркской ветви алтайской языковой семьи.

Происхождение тофаларов связано со сложными этническими процессами, протекавшими в течение многих веков в Саянах и на прилегающей территории Южной Сибири.   По происхождению, языку и многим элементам культуры тофалары близки к тувинцам-тоджинцам. Различия, наблюдаемые в настоящее время между двумя этими народами, — результат различных исторических судеб на протяжении последних столетий. Тувинцы-тоджинцы в силу политических условий длительное время не испытывали русского влияния, в то время как тофалары с середины XVII века находились в орбите русской культуры.

Территория расселения и численность  

Тофалары населяют горно-таежную территорию Нижнеудинского района Иркутской области в бассейне рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара, Ия и других. Численность тофаларов в Российской Федерации по переписи 2002 г. 837 человек. Почти все они в настоящее время проживают в двух селах — Алыгджер и Нерха. В обоих селах они преобладают. Некоторая часть тофаларов живет также в селе Верхняя Гутора Нижнеудинского района.

Образ жизни и система обеспечения  

Основу традиционного хозяйства тофаларов составляет охота в сочетании с оленеводством. Основные объекты промысла — белка, соболь, выдра, другие пушные звери, а также копытные — лось, марал, косуля. Охотой у тофаларов занимаются не только мужчины, но и женщины. Олени (карагасская порода) используются для верховой езды и перевозки грузов вьюком.   В прошлом тофалары вели кочевой образ жизни, совершая сезонные перекочевки из таежных долин на летние горные пастбища. С началом колхозного строительства произошло оседание. До середины 60-х гг. тофалары работали в трех колхозах Нижнеудинского района, преобразованных затем в Тофаларский кооп-зверопромхоз. За хозяйством было закреплено около 2-х млн. гектар охотничьих угодий.  

 Основным источником существования большинства тофов в настоящее время является индивидуальная промысловая деятельность и гуманитарная помощь продуктами питания.

Этно-социальная обстановка  

В двадцатом веке жизнь тофаларов коренным образом изменилась. Тофалары полностью перешли к осёдлости, живут в посёлках со школами, больницами и культурно-просветительскими учреждениями. Большинство тофаларов занимается традиционными видами хозяйства. Появилась собственная интеллигенция.

Согласно переписи 1989 г. более 90 % тофаларов являлось сельскими жителями. В 90-е годы доля сельского населения у тофаларов в Иркутской области еще больше увеличилась и составила на начало 1999 г. более 97 %. Главная проблема тофаларских сел — безработица. Без преувеличения можно сказать, что в Нижнеудинском районе тофалары — самая уязвимая часть населения в отношении занятости. Работы не имеет 65 % трудоспособных тофов. Подобной безработицы нет ни в одном другом селе района. Тофалары не могут получить работу даже там, где, казалось бы, они должны быть первыми претендентами на рабочие места.  

Этно-культурная ситуация  

Административные формы организации национальной жизни тофаларов в советский период (перевод на оседлость, воспитание детей в интернатах в отрыве от семьи и традиционного хозяйства, прекращение обучения на тофаларском языке и др.) имели негативные последствия для сохранения традиционной культуры и быта. Интерес к возрождению родного языка и культуры проявился у тофаларов лишь в годы перестройки. К сожалению, к этому времени очень многое из традиционного культурного наследия было уже утеряно безвозвратно.  

В настоящее время тофалары двуязычны и даже – трехязычны. Русский язык преобладает, некоторые тофалары знают бурятский. Несколько поколений тофаларов обучалось в интернатах, поэтому взрослые, как правило, на своем языке не говорят, хотя и понимают его. Молодежь и дети также не говорят на родном языке.  

С 1996 г. в школах-интернатах северных районов начали создаваться учебные курсы "Оленеводство", "Рыболовство" для детей 5-9 кл., целью которых является обучение основам традиционных промыслов и способам выживания в условиях Севера.

Подготовка учителей тофаларского языка осуществляется на базе Санкт-Петербургского гос пед университета им. Герцена, Игарского педучилища народов Севера, Бурятского пединститута (Улан-Удэ).

Органы управления и самоуправления  

В 1930-е годы у тофаларов имелось собственное национально-административное образование Тофаларский национальный район с административно-культурным центром в пос. Алыгджер, который сыграл важную роль в консолидации тофаларского этноса. К сожалению, вскоре национальный район был ликвидирован. С этого времени система управления у тофаларов не отличается от общепринятой. Они входят в состав обычного административного района, в структуре исполнительной власти которого проблемами коренного населения занимается один специалист. В настоящее время в структуре Иркутской областной администрации вопросами коренных малочисленных народов занимается управление по связям с общественностью и национальным отношениям и департамент социальной защиты населения.  

Правовые документы и законы  

Правовое положение тофаларов в районе их преимущественного проживания устанавливает законодательство Иркутской области. В частности, Устав области гарантирует тофаларам право на сохранение исконной среды обитания, а также на создание специальных территориальных образований для сохранения и развития традиционных форм хозяйствования и природопользования. Важными для жизнедеятельности тофаларов можно считать Лесной кодекс Иркутской области (1995 г.), устанавливающий в их интересах особый порядок лесопользования. В октябре 1997 г. Законодательное собрание области приняло Закон «О территориях традиционного природопользования в Иркутской области», которым устанавливается правовое регулирование отношений по образованию, использованию и охране территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.

Современные проблемы окружающей среды  

Экологическая обстановка в районе расселения тофаларов достаточно благоприятная. Здесь нет крупных промышленных предприятий, представляющих угрозу для окружающей среды. В Нижнеудинском районе с 1971 г. работает федеральный заказник «Тофаларский» площадью 132 тыс. гектаров. Имеются особо охраняемые леса с орехово-промысловой зоной, где ведется заготовка кедрового ореха по «лесным билетам», которые тофаларам выдаются бесплатно. Вместе с тем, нынешний статус существующего заказника не в полной мере отвечает задачам особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Заказник имеет статус охотничьего, однако там нет видов животных, которые нуждаются в особой охране. Основная его природная ценность — наличие диких ландшафтов в районе озер Агульское и Медвежье. Специалисты давно уже ставят вопрос о переводе заказника в категорию ландшафтных с правом ведения традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Необходимо также расширение границ заказника за счет включения в него верховьев рек Уда, Гутара и Казыр, где обитают редкие виды животных - красный волк и сибирский горный козел. Такой заказник в большей степени будет отвечать задачам ООПТ. Кроме того, расширение границ заказника позволит создать дополнительные рабочие места для коренного населения, обеспечить регулируемое рациональное природопользование. Реализации этой идеи, однако, не находит поддержки в управлении охотничьего хозяйства Иркутской области, в ведении которого находится заказник

Перспективы сохранения тофаларов как этноса  

Тофалары как этнос, находятся, безусловно, в критической фазе этнического развития. Невысокая численность, утрата многих элементов традиционной культуры, рост численности смешанных браков создают предпосылки для дальнейшего размывания этноса.  В то же время стабилизирующими факторами являются компактное проживание этноса, высокая ориентированность на традиционный труд, определенный уровень этнического самосознания. Какая из этих тенденций станет преобладающей в ближайшие десятилетия сказать однозначно трудно. Многое здесь будет зависеть от характера решения экономических и социальных проблем в тофаларских поселениях.

 

Источник: Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.; Сирина А.А. Народы севера Иркутской области. М, ИЭА РАН,2002