КТП ГЕО 8 кл.
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование уроков курса "География России" (8 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geo_8_b_klass.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
ЧОКУРДАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. А.Г. ЧИКАЧЕВА
УТВЕРЖДАЮ: ДИРЕКТОР _____________Е.В.ЗАБАРА Пр. №_____ «_____»__________ 2014 . |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
География
(Природа России)
на 2014/15 уч. г.
Класс 8 б
Планирование | Количество часов | Практических работ | Контрольных работ | |
Годовое: | 70 | 23 | 6 | |
Из них на: | 1 четверть | 18 | 6 | 2 |
2 четверть | 14 | 6 | 1 | |
3 четверть | 20 | 6 | 2 | |
4 четверть | 18 | 5 | 1 |
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | ||||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | Резерв | Общее количество часов |
2 | 2 |
Распределение уроков по дням недели | |||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. |
1 | 1 |
Примечание: Выходные (праздничные) дни выпадают на пятницу 1 мая и субботу 2 и 9 мая – 3 урока.
Рассмотрено:
на заседании МО учителей естественного цикла
протокол № _______ от «_____»__________ 2014 г.
руководитель МО _________________________ /__________________________________/
(подпись) (Ф.И.О. руководителя)
Проверено:
Зам. директора по УР ____________/___________________________________/
«_____»__________ 2014 г. Учитель:
Портнягин П.А.
учитель биологии,
географии
Чокурдах, 2014 г.
Темы практических работ
№ работы | Тема |
1 | Характеристика моря России (по плану). |
2 | Определение времени на территории России. |
3 | Формы рельефа на территории России. |
4 | Бассейны месторождений полезных ископаемых. |
5 | Характеристика климата части России (по плану). |
6 | Характеристика реки (по плану). |
7 | Характеристика реки (по плану). |
8 | Почвы природных зон. |
9 | Представители классов, отрядов животных (систематика). |
10 | Характеристика моря (по плану). |
11 | Характеристика природной зоны (по плану). |
12 | Вертикальная смена природных зон в разных районах России. |
13 | Характеристика природного комплекса (по плану). |
14 | Субъекты РФ на территории Северного Кавказа. |
15 | Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Почвы. |
16 | Рельеф Восточной Сибири. |
17 | Полезные ископаемые Восточной Сибири. |
18 | Природные ресурсы Дальнего Востока. |
19 | ФГП Республики Саха (Якутия). Субъекты РФ – соседи. |
20 | Рельеф Якутии. |
21 | Речные системы Якутии (характеристика рек). |
22 | Природные зоны Якутии (характеристика по плану). |
23 | Народы Якутии (характеристика). |
Программа:
Сиротин В.И. География. Программы по географии для общеобразовательных учреждений.6-11 кл. - М.: Дрофа,2002- 256 стр.
Учебный комплект для учащихся:
1. География России. Природа. 8 кл. : Учеб. для общеобразоват. Заведений / И.И.Баринова. – 7-е изд., стереотип., М.: Дрофа, 2002. -288с.
2. О.Г.Котляр. Контурные карты. УМК "География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс"– М.: ОАО "Издательство Просвещение, 2011.
3. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, О.Г.Котляр, М.А.Григорьева. Иллюстрированный атлас. 8-9 класс. УМК "География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс" – М.: ОАО "Издательство Просвещение, 2011.
4. Атлас Республика Саха (Якутия). – Якутск, Бичик, 2003.
Наличие методических разработок для учителя:
- География: метод. пособие / О.А. Бахчиева, Э.В. Ким, Н.Ю. Королева и др. - М.: Дрофа, 2008. – 47, (1) с.
- Электронное приложение к учебнику. УМК "География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс". ОАО "Издательство Просвещение", 2011.
- Электронное картографическое пособие "География. Россия. Природа, население, хозяйство". УМК "География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс". ОАО "Издательство Просвещение", 2012.
- Бочкарева Н.Ф. Экология России: Пособие по географии. 8-9 класс.- Калуга: Золотая аллея, 1997. – 72 с.
№ урока | Тема урока | Основные термины, понятия | П/р, К/р | Учебник | Д/p | Дата урока | Примечание | ||
& | Стр. | План | Факт | ||||||
Введение (1 час) | |||||||||
1 | Введение в курс «Физическая география России». | Цели и задачи на уч. год. Как работать с учебником, атласом. Материк, часть света, острова, океан. | 3-4 | Читать. | 5.09 | I | |||
Раздел II. Наша Родина на карте мира (5 час.) | |||||||||
2 | Географическое положение России. | Самое большое государство. Две части света. Крайние точки. Границы России. Страны-соседи. Острова и полуострова. | 1 | 5-13 | Страны-соседи | 6.09 | I | ||
3 | Моря, омывающие берега России. | ФГХ морей. Проливы. Бассейны океанов. Соленость. Северный морской путь. Каспийское море-озеро. Использование морей: рыболовство, транспортная магистраль, морепродукты, минерально-сырьевое, энергетическое. | П/р №1 | 2 | 13-20 | С.20 №1,5 | 12.09 | I | |
4 | Россия на карте часовых поясов. | Местное время, поясное время, декретное время. Гринвичский меридиан. Линия перемены дат. Зимнее и летнее время. 11 часовых поясов России. | П/р №2 | 3 | 20-23 | С.23 №2,8 Решить задачу | 13.09 | I | |
5 | История освоения территории России. | Походы русских в Сибирь. Ермак. Географические открытия русских путешественников. Русское географическое общество. Составление карт России. Топонимы. | 4 | 24-29 | Топоним – в честь кого. | 19.09 | I | ||
6 | Зачетный урок «ФГП России» | К/р №1 | 20.09 | I | |||||
III. Раздел II. Особенности природы и природные ресурсы России (19 час.) Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (5 час.) | |||||||||
7 | Рельеф России, его особенности. | Рельеф, его формы. Горные системы и их вершины. Горные пояса. Равнины. | П/р №3 | 5 | 32-35 | Выводы об особенностях рельефа. | 26.09 | I | |
8 | Геологическое строение территории России. | Литосферные плиты, платформы, складчатые пояса. Геологическая эра (5 шт.). Геохронологическая таблица. Тектоническая карта. Траппы, щиты. Сейсмический пояс, землетрясения, вулканизм. Камчатка. | 6 | 35-40 | «Эра-период-возраст» | 27.09 | I | ||
9 | Минеральные ресурсы России. | Полезные ископаемые, месторождения, бассейны. Закономерности залегания полезных ископаемых. Металлы и неметаллы. Минерально-сырьевая база. Невозобновимые исчерпаемые ресурсы. | П/р №4 | 7 | 40-45 | С. 42 Рис.16 | 3.10 | I | |
10 | Развитие форм рельефа. | Рельефообразующие процессы: экзогенные и эндогенные. Тектонические движения. Оледенения. Морена. Выветривание, его виды. Стихийные природные явления. | 8 | 46-52 | С.51 №1,3,5 | 4.10 | I | ||
11 | Зачетный урок «Рельеф. Полезные ископаемые» | 10.10 | I | ||||||
Тема 2. Климат и климатические ресурсы (5 час.) | |||||||||
12 | Климат. Воздушные массы над Россией. | Климатообразующие факторы. Климатические показатели. Солнечная радиация. Типы воздушных масс. Трансформация ВМ. | 9 | 54-60 | С.59 №2,6 С.71 №1 | 11.10 | I | ||
13 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. | Атмосферные фронты – теплый и холодный. Циклоны и антициклоны. Коэффициент увлажнения. Испаряемость. Увлажнение, его типы. | 9, 10 | 60-63 | С.67 №2,3 | 17.10 | I | ||
14 | Типы климатов России. | Закономерности распределения типов климатов в России. Климатические пояса. Характеристика климатов. | П/р №5 | 10 | 60-67 | С.71 №3 (в виде таблицы) | 18.10 | I | |
15 | Человек и климат. | Агроклиматические ресурсы, агроклиматология. Климатические рекорды России. Неблагоприятные явления и защита от них. Росгидрометцентр. | 11 | 68-70 | Подготовка к К/р | 24.10 | I | ||
16 | Урок контроля знаний по темам «Рельеф» и «Климат» | К/р №2 | 25.10 | I | |||||
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (3 час.) | |||||||||
17 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | Виды вод суши. Бассейны океанов. Равнинные и горные реки. Падение и уклон реки. Режим питания рек. Типы рек по водному режиму. Стихийные явления, связанные с реками. | П/р №6 | 12 | 72-78 | Кроссворд «Реки России» | 31.10 | I | |
18 | Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | Происхождение озерных котловин. Значение озер, болот, ледников, мерзлоты в питании рек и жизни человека. | 13 | 78-82 | С.82 №3,4 | 1.11 | I | ||
19 | Водные ресурсы. Охрана вод. | Водный кадастр. Обеспеченность ресурсами речного стока. Негативное влияние человека на воды. Водоохранная зона. | П/р №7 | 14 | 83-86 | Сколько моя семья расходует воды? | 14.11 | II | |
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3 час.) | |||||||||
20 | Почва – особое природное тело. Образование почв и их разнообразие. | В.В.Докучаев, почвоведение. Условия почвообразования. Типы почв. Свойства почвы. Почвенные горизонты, профиль. Орографическая карта. | 15 | 88-92 | С.92 №4 | 15.11 | II | ||
21 | Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. | Широтная зональность почв. Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью. | П/р №8 | 16 | 93-95 | С.94 Рис. 45 | 21.11 | II | |
22 | Почвенные ресурсы России. | Сельское хозяйство. Эрозия почв, ее причины. Мелиорация, ее виды. | 17 | 95-98 | Читать & | 22.11 | II |
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 час.) | |||||||||
23 | Растительный и животный мир России | Систематика растений. Типы растительности. Приспособления для жизни. Типы лесов. | 18 | 101-106 | Кроссворд «Флора России» | 28.11 | II | ||
24 | Систематика животных. Представители фауны в природных зонах. Приспособления для жизни. | П/р №9 | Кроссворд «Фауна России» | 29.11 | II | ||||
25 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | Исключительная роль растений в поддержании баланса О2. Эволюция. Экология. Ресурсы – растительные и животные, их виды. Заповедники, заказники, национальны парки. Красная книга. | 19 | 107-110 | Читать & | 5.12 | II | ||
Радел II. Природные комплексы (ПК) России (29 час.) Тема 1. Природное районирование России (7 час.) | |||||||||
26 | Разнообразие ПК России. Природное районирование. | ПТК. Ландшафтоведение. Уровни ПК. Формирование ПК, его факторы. Физико-географическое районирование. Деление территории России на ПТК. ПТК природные и антропогенные. | 21 | 118-120 | С.120 №1,2,5 | 6.12 | II | ||
27 | Моря как крупные природные комплексы. | Характеристика морей. Климат морей. Ресурсы морей, их использование человеком. | П\р №10 | 22 | 121-123 | Кроссворд «Моря России» | 12.12 | II | |
28 | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. | Зональность – географическая закономерность. Продуктивность ПЗ. Климатические условия зон. Типы тундр. Использование человеком знаний о ПЗ. | П/р №11 | 23 | 123-129 | С.129 №1,2 | 13.12 | II | |
29 | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. | Типы тайги. Почвы ПЗ. Флора и фауна лесов. Породы деревьев. | 24 | 129-132 | С.132 №1,2,3 | 19.12 | II | ||
30 | Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни. | Черноземы – самые плодородные почвы. Влияние климата и растительности на образование почв. Флора и фауна степей. | 25 | 133-137 | С.137 №2,3 | 20.12 | II | ||
31 | Высотная поясность. | Высотная поясность – географическая закономерность. Типы горных ландшафтов, их области распространения. | П/р №12 | 26 | 137-141 | Подготовка к К/р | 26.12 | II | |
32 | Итоговый урок по «ПК России». | К/р №3 | 27.12 | II | |||||
Тема 2. Природа регионов России (18 час.) | |||||||||
33 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. | Признаки равнин. Геологическое строение равнины. Виды равнин. Климатические условия. Реки. | П/р №13 | 27 | 143-149 | С. 149 №2,6 | 16.01 | III | |
34 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. | ПЗ равнины. Памятники природы, их нахождение в субъектах РФ. | 28 | 150-155 | С.155 №3 | 17.01 | III |
35 | Проблемы использования природных ресурсов Русской равнины. | Месторождения полезных ископаемых. Агроклиматические, рекреационные ресурсы. Экологические проблемы ПК. | 29 | 157-161 | Повторение материала | 23.01 | III | ||
36 | Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России. | Характеристика гор. Образование гор. Состав гор. Вершины гор, их высоты. Климатические условия, их особенности. Речные системы. Почвы. Природные комплексы, их характеристики. Высотная поясность. Флора и фауна. Рекреационные зоны Кавказа. | П/р №14 | 30, 31 | 161-169, 169-172 | С.166 Задача | 24.01 | III | |
37 | С.172 №2,4 | 30.01 | III | ||||||
38 | Урал – «Каменный пояс» земли Русской. | Характеристика гор. Образование гор. Состав гор. Вершины гор, их высоты. Климатические условия, их особенности. Речные системы. Почвы. Освоение Урала. | 32 | 173-177 | С.177 №2,3 | 31.01 | III | ||
39 | Своеобразие природы Урала. | Особенности высотной поясности Урала. Части Урала. Климатические условия, их особенности. Речные системы. Почвы. Природные комплексы, их характеристики. Флора и фауна. | 33 | 178-183 | С.182 №2,4 | 6.02 | III | ||
40 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. | Урал – страна самоцветов. Пещеры. Изменение природы Урала человеком, его последствия. Пути решения экологических проблем. | 34 | 183-188 | Подготовка к К/р | 7.02 | III | ||
41 | Обобщающий урок по природе Европейской части России. | К/р №4 | 13.02 | III | |||||
42 | Западносибирская низменность: особенности природы. | ФГП равнины. Геологическое строение равнины. Континентальность климата, причины его формирования. Речные системы. Природные зоны. Гривы, колки. Почвы. | П/р №15 | 35 | 189-195 | С.195 №3,4 | 14.02 | III | |
43 | Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения. | Минеральные полезные ископаемые. Центр нефте- и газодобычи России. Сложность климатических условий для освоения природных ресурсов. Флора и фауна. Причины и следствия неблагоприятной экологической ситуации. Пути решения экологических проблем. | 36 | 195-199 | С.199 №4 | 20.02 | III | ||
44 | Восточная Сибирь. ГП. Состав территории, история освоения. | ФГП территории. Освоение территории русскими. Субъекты РФ на территории региона. Орография. Горная страна. Речные системы. Континентальность климата, ее причины. | П/р №16 | 37 | 200-206 | Названия гор | 21.02 | III | |
45 | Природные районы Восточной Сибири. | Части Восточной Сибири, их зональные и высокогорные ПК. Траппы, тарын, отурях. Многолетняя мерзлота. Тайга, ее виды. Флора и фауна частей Восточной Сибири. | 38 | 206-214 | Субъекты РФ – столица в Восточной Сибири | 27.02 | III |
46 | Жемчужина Сибири – Байкал. | Уникальность озера. Происхождение. Эндемики Байкала. Изучение озера: прошлое и настоящее. Ветры – сарма, култук, баргузин, верховик. Экологические проблемы озера, пути их решения | 39 | 216-220 | Повторение материала &39 | 28.02 | III | ||
47 | Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения. | «Край будущего». Разнообразность природных ресурсов – «козырь» Сибири. Речные системы, их гидроэнергетический потенциал. Лесные ресурсы. Почвы. | П/р №17 | 40 | 220-224 | С.224 №2 | 6.03 | III | |
48 | Дальний Восток – край контрастов. ГП. Состав территории, история освоения. | ФГП территории. Части Дальнего Востока. Освоение территории русскими. Субъекты РФ на территории региона. Геологическое строение. Орография. Горная страна. Вулканизм, землетрясения, цунами. Речные системы. Муссоны, их причины. Почвы. | 41 | 226-229 | С.228 Подумайте, объясните | 7.03 | III | ||
49 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. | Особенность ПТК Дальнего Востока. Факторы районирования. История освоения, изучения. Природные зоны, их смещение на юг. Разнообразие климатов. | 42 | 229-237 | С.237 №4 | 13.03 | III | ||
50 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. | Минеральные ресурсы. Список «уникальных» полезных ископаемых. Альтернативные источники энергии. Агроклиматические условия. Биологические ресурсы (рыболовство). Перспективы развития туризма. | П/р №18 | 43 | 237-241 | Подготовка к К/р | 14.03 | III | |
51 | Урок контроля знаний по теме «Природа регионов России». | К/р №5 | 20.03 | III | |||||
Раздел III. Человек и природа (4 час.) | |||||||||
52 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | Связь «Природные условия – здоровье человека». Медицинская география. Хронические заболевания населения. Районирование территории России по степени комфортности. Экстремальные районы. Стихийные природные явления, меры борьбы с ними. | 44 | 244-249 | Названия стихийных явлений | 21.03 | III | ||
53 | Антропогенное воздействие на природу. | Группы потребностей, удовлетворяемые за счет природы. Антропогенные ландшафты. Изменение ландшафтов во времени. Районы России по экологической ситуации. | 45 | 250-254 | С.254 №1 | 3.04 | IV | ||
54 | Рациональное природопользование. | Задачи и принципы рационального природопользования. Рекультивация земель. Безотходные производства. Экологическая ответственность перед будущими поколениями. Географический прогноз, его виды. | 46 | 255-259 | С.259 №3 | 4.04 | IV | ||
55 | Экологическая ситуация в России. | Районы России по экологической ситуации. Экологические катастрофы на территории России. Последствия экологических проблем для здоровья населения. Последствия кислотных дождей, глобального потепления климата. Мероприятия для улучшения экологической обстановки. Охраняемые территории.. | 47 | 259-267 | Повторение материала | 10.04 | IV | ||
Раздел IV. Природа Республики Саха (Якутия) (11 час.) | |||||||||
56 | ФГП Республики Саха. Заселение территории Якутии. | ФГП Республики Саха. История заселения, освоение, изучения. Научные персоналии. Районирование Якутии. | П\р №19 | Атлас РС (Я) | Повторение материала | 11.04 | IV | ||
57 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. | Хребты, равнины. Закономерности залегания полезных ископаемых. Центры добычи полезных ископаемых. Проблемы освоения минеральных ресурсов. | П\р №20 | Атлас РС (Я) | Названия гор | 17.04 | IV | ||
58 | Климат. | Континентальность климата, ее причины, проявления. Длина светового дня. Годовой ход температуры, выпадения осадков по районам Якутии. | Атлас РС (Я) | Повторение материала | 18.04 | IV | |||
59 | Внутренние воды Якутии. | Речные системы. «Озерный» край. Режимы рек. Использование потенциала рек. Биологические ресурсы внутренних вод | П/р №21 | Атлас РС (Я) | Кроссворд «Реки Якутии» | 24.04 | IV | ||
60 | Почвы и ее использование. | Почвы, их строение. Зависимость характера почв от климата, рельефа. Плодородные почвы в Якутии. Растениеводство в Якутии. Ранимость почв Якутии. | Атлас РС (Я) | Повторение материала | 25.04 | IV | |||
61 | Природные зоны Якутии. | Смена зональности. Высотная зональность. Флора и фауна. | П/р №22 | Атлас РС (Я) | Повторение материала | 8.05 | IV | ||
62 | Флора и фауна Якутии | Систематика представителей животного мира. Эндемики. Красная Книга. Ресурсы животного и растительного мира, их использование человеком. | Атлас РС (Я) | Дополнить список животных и растений | 15.05 | IV | |||
63 | Природные памятники Якутии. | Ленские столбы, происхождение. Заповедные и особо охраняемые территории. Кисиляхи. Полюс холода. Береляхское кладбище мамонтов. Стоянки древнего человека. Наскальные рисунки (петроглифы). | Атлас РС (Я) | Повторение материала | 16.05 | IV | |||
64 | Население Якутии. | Языковые семьи, группы. Малочисленные коренные народы Якутии. Проблемы сохранения языка, культуры. Разнообразие современного народонаселения. Миграционные процессы во времени. Религии. | П/р. №23 | Атлас 10 кл., РС (Я) | Сообщение о народах Якутии | 22.05 | IV |
65 | Хозяйство Якутии. | Традиционные отрасли. Промышленность. Проблемы освоения полезных ископаемых. АЛРОСА, его значимость для жителей Якутии. | Атлас РС (Я) | Повторение материала | 23.05 | IV | |||
66 | Аллаиха – «малая Родина». ФГП района. История района. | История основания Аллаиховского района. Выдающиеся люди Аллаихи. | Атлас РС (Я) | Подготовка к К/р | 29.05 | IV | |||
Раздел V. Повторение и обобщение (4 час.) | |||||||||
67 | Итоговый урок за курс 8 класса. | Закономерности смены условий природы, залегания полезных условий. | К/р №6 | 30.05 | IV | ||||
68 | Заключительный урок по курсу «Природа России» | IV | |||||||
69 | Россия – ее значимость в мире. | Гимн, герб, флаг. Государственные и национальные праздники России. | IV | ||||||
70 | Экономические, культурные связи Росси и мира. Туризм. Рекорды России. | IV |