Неделя естественных наук
учебно-методический материал по географии на тему

Разработки внеклассных мероприятий по биологии, географии, химии. Фотографии, презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения недели естественных наук  с 15.12 – 20.12.2014

День недели

Мероприятие

Класс

Понедельник

Викторина «Тропа загадок» биология

7 класс

Вторник

Игра «В поисках сокровищ» география

6 класс

Среда

Посвящение в химики

8 класс

Четверг

Конкурс презентаций (б,г,х)

5-11 классы

Пятница

Игра «Самый умный

» (б,г,х)

9-11 классы

Суббота

Конкурс рисунков «Будущее нашей планеты глазами ребёнка»

5-8 классы

Ответственные:

Учитель географии Панфёрова М.Я.

Учитель биологии Хусанов С.А.

Учитель химии Кузьмичёва Л.И.



Предварительный просмотр:

Своя игра «Тропа загадок»

                        (7класс, познавательная эколого-биологическая игра)

Цель: обобщить, закрепить и углубить  знания учащихся, полученные на уроках кубановедения и в туристическом кружке.

 

Задачи:

образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;

развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;

воспитательные: воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма;

развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.

Оборудование:

Электронная презентация;

интерактивная доска.

Структура занятия:

 1. Организационный момент (5 минут)

 2. Игра (30 минут)

 3. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (5 минут)

     

Ход игры

  В игре-конкурсе принимают участие команды в составе трёх человек из числа учащихся 6 класса.

  Задания для каждого этапа готовятся преподавателем. Ребята заранее знакомятся с правилами участия в игре-конкурсе.

  Перед началом праздника звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т.д.

  Команды занимают в зале места, заранее закрепленные за ними.

  Педагог определяет цель мероприятия, объясняет названия занятия и условия проведения конкурса.  Логическое построение игры базируется на эколого-биологических знаниях, приобретенных на занятиях в школе и в туристическом кружке.

Ход игры

I. Вводная часть.

-  Добрый день, ребята! Сегодня «Своя игра» для тех, кто хочет больше узнать о том, что окружает нас. Ведь удивительное рядом, надо только посмотреть вокруг! Сегодня нас ждёт эколого-биологическое путешествие по Краснодарскому краю».

    Правила игры:

Командам предлагается 3 темы, включающие в себя по 5 вопросов. Вопросы оценены баллами от 10 до 50, в зависимости от сложности. Члены команды выбирают тему, затем вопрос. Вопросы задаются по очереди. На обдумывание ответа отводится не более одной минуты. Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу, если ответ неправильный, то очки вычитаются из суммы, набранной командой.    

В игре вам попадутся «вопросы – сюрпризы»:

«Счастливый случай» - команда получает число баллов, указанных в данном вопросе.

«Несчастный случай» - команда штрафуется на указанное  количество баллов.

«Кот в мешке» - вопрос можно отдать команде – сопернику.

«Вопрос-аукцион» - одна команда может переку- пить у другой вопрос, назначив более высокую цену.

«Своя игра» - команда имеет право уменьшить или увеличить число баллов за вопрос.

«Музыкальная пауза» - вспоминаем песни по указанной теме.

Вы готовы? Удачи Вам!

1 РАУНД.

Сектор Растения вокруг нас.

 

 10 баллов.  Название этого растения очень хорошо известно  с раннего детства из сказки, но мало кто его ел (репа).

 20 баллов.  Плод этого дерева позволил открыть всемирный закон тяготения (яблоня).

 30 баллов.  Какое растение очень любят кошки? (валериана)

 40 баллов.  (Кот в мешке) Какое растение носит название глаза птицы? (вороний глаз)

 50 баллов.  Где мочало берёт своё начало? (в лубе липы)

Сектор Превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

10 баллов. Счастливый случай.

20 баллов. Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).

30 баллов. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)

40 баллов. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу – кобыле легче).

50 баллов. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. ( Утопающий хватается за соломинку ).

Сектор  Лесная тропа

10 баллов. Какое растение служит символом Кубани? /тополь/

20 баллов. Какие ягоды любили наши далекие предки? Их собирали еще в эпоху камен-ного века. /кизил/

30 баллов. Музыкальная пауза. Назовите (в теч. минуты) песни, в которых упоминается название дерева. За каждый правильный ответ 10 баллов.

40 баллов. Древесина какого дерева обладает ценными качествами и используется в столярном, токарном, мебельном производстве?  Из него получают деготь, ацетон и креозот. 

50 баллов Вопрос-аукцион. Какое растение называют «огонь – трава»? /ясенец кавказский/

/

2 РАУНД.

Сектор Самый, самый.

10баллов. У кого уши длиннее хвоста? /заяц/

20баллов. Самое крупное животное в Краснодарском крае? /зубр/

Несчастный случай.

40 баллов. Кто из рептилий пьёт воду всей поверхностью кожи!  /Лягушка/

50баллов. Животное, считавшееся символом плодородия , используемое в кубанском обряде «Мыланка»? /Коза/

Сектор Памятники животным.

10 баллов. Несчастный случай.

20 баллов. В Нью-Йорке поставили памятник другу

                   За то, что сквозь ветер и зимнюю вьюгу,

                   Сквозь холод и лёд, через злые мытарства,

                   Чтоб город спасти, он доставил лекарства!

                                   И люди герою за верность воздали,

                                   А деньги на памятник дети собрали.

                                   Так было, и всё это точно не враки,

                                   В Нью-Йорке есть памятник верной….. (собаке).

30 баллов.  В Лондоне памятник  есть удивительный,

                   Просто не знать  о таком возмутительно!

                   Памятник этот поставлен животному-

                   Самому лучшему в мире охотнику,

                   Самому доброму, самому милому,

                   И грандиозному, ну и красивому.

                   Так за величие и доброту

                   Памятник этот поставлен… (коту).

40 баллов.  В России памятник рекордсменке,

                    Но не актрисе и не спортсменке.

                    В Москве он поставлен.и людям на диво

                    Животное выглядит очень красиво.

                    Спокойно и важно глядит на дорогу,

                    И кажется, облако трогает рогом.

                    Меня вы не поймаете на слове,

                   Ведь памятник этот удойной….. (корове).

50 баллов   Австралия – страна большая,

                    Об этом каждый в мире знает.

                    Там есть животное одно-

                    Доход несёт в страну оно.

                    В ответ не стали австралийцы

                     На памятник ему скупиться.

                     И что добавить мне в конце?

                     Лишь то, что памятник….(овце).

Сектор Переведите термины.

10баллов. На греческий – «учение о жилище». (экология).

+20баллов. Счастливый случай.

30 баллов. На латинский – «восстановление».(регенерация).

40 баллов. На латинский – «народ, население». (популяция).

50 баллов. На латинский – «окраска». (пигмент).

А пока жюри подводит итоги игры, поиграем со зрителями.

За каждый правильный ответ вы получите 1 балл, который можете отдать команде, за которую болели:

1. Если мне на место «а»

Мягкий знак дадите,

Сразу сорную траву

В птицу превратите. (Лебеда - лебедь.)

2. Меня за аромат давно ты ценишь, Всюду я красой своей горда,

Но если «р» на «к» ты переменишь,

То вырастут рога и борода (Роза - коза.)

3. Первое - нота, второе - тоже,

А в целом я на горох похожа. (Фа - соль.)

4. Три простеньких слова –

Нота, круг, союз –

Дают нам вместе овощ,

Приятный всем на вкус. (Ре - диск - а.)

5. Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта.

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета. (Я- блок - о.)

6. На поляне, у реки гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки, белоснежные... ромашки.

7. Ветка в гроздья разодета, фиолетового цвета.

Это в жаркий летний день расцвела в саду... сирень.

8. Он стоит на ножке длинной, Будто в пачке балерина.

Как букет, цветок один, темно-красный ... георгин.

9. Вот шершавый стебелек, в середине уголек,

Лепестки блестят, как лак, распустился красный... мак.

10. Если летом на болоте нежные цветы найдете,

Не теряйте ни минутки, собирайте... незабудки.

11. На кустах в саду растет,

Запах сладкий, словно мед,

Но нередко льются слезы

Тех, кто рвет руками... розы.

12. Летом посреди реки, трепеща, как поплавки,

      По воде плывут пушинки, темно-желтые... кувшинки.

13. Холод. Все сады пусты.

Ну какие тут цветы?

Но у нас, назло морозу, в марте продают... мимозу.

14. Чтоб отгадать - имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б» - растение. (Лоб - боб.)

15. Личное местоимение - первый слог.

Пение лягушки - слог второй.

Все - растение, у которого плод - ягода. (Ты - ква.)

16. Первый слог - орган растения для питания,

Второй - соединительная буква,

Третий - найдешь в танцах,

Целое - явление в жизни растения. (Лист-о-па-д.)

17. Буква шипящая, гласная буква, нота,

Назойливое двухкрылое насекомое,

Все - дерево с белоснежными пахучими цветами

И вяжущими плодами. (Че - ре -муха.)

18. Первый слог - песня весенней капели, Второй - губы.

Все - растение, про которое сложена загадка:

«Был ребенок, не знал пеленок,

Стар стал, пеленаться стал». (Кап -уста.)

19. Река в Италии течет,

За ней две ноты, еще буква,

А в целом - вышел вкусный плод,

Но только не арбуз, не тыква, а ...по- ми -до-р.

20. Царь зверей, предлог, междометье

В цветке душистом встретил я.

Найти цветок поторопись

И ароматом насладись. (Лев -к- ой.)

      Сегодня мы не только в очередной раз выявляли лучших знатоков экологии, но и обнаружили, что существуют некоторые проблемы с качеством знаний, над которыми следует ещё поработать. Я надеюсь, что предложенные вам вопросы были интересны и не будут сразу же забыты при выходе из зала. До свидания.

Литература:

Борисов В. И. Занимательное краеведение. Краснодар, 1975.

Даринский А. В. Вопросы туризма в школьном курсе географии. М.: Просвещение, 1979.

Зайцев И., Максимов И. Легенды и были Черноморья. Краснодар, 1975.

Ковешников В. Н. и др. Сборник туристско-краеведческих статей и очерков. 1994.

Краеведение. Пособие для учителя /Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1987.

Лотышев И. П. География Краснодарского края. Краснодар: Кубанский учебник, 2000.

Родная Кубань. Книга для чтения. Краснодар, 2003.

Физическая география Краснодарского края. Учебное пособие. Под редакцией А. В. Погорелова. Краснодар, 2000.

Экология Кубани. Краснодар, 1995.

Энциклопедия для детей. Т-12. Россия: природа, население, экономика. М.: Аванта-Плюс, 1998.

Были использованы материалы сайтов:

www.admkrai.kuban.ru

www.krasnodar.intergrad.ru

www.blue-marlin.ru

www.oopt.priroda.ru



Предварительный просмотр:

  1. Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по  географии  для  учащихся 6 классов

Игра   «В  поисках сокровищ»

Цель мероприятия:

 - научится применять и закрепить  полученные знания по географии на практике.

Задачи мероприятия:

  1. Отработать  умения ориентироваться на местности, определяя стороны горизонта наиболее распространенными способами, пользоваться компасом.
  2. Способствовать развитию интереса к предмету, толерантности, взаимопонимания и умение работать в коллективе.
  3. Развитие коммуникативных навыков, воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование: 

     - компас,

      - маршрутные листы,  

       - план местности ,

       -  карточки – задания,  

       - маршрут клада.

На пришкольном участке расположены станции (этапы игры), на которых команды выполняют задания различного уровня и различной сложности. Задания различной направленности, раскрывающие как творческие способности детей, так и их физические и интеллектуальные качества.

 Оценивать работу учащихся 6 класса и правильность выполнения заданий предстоит ученикам  старших классов. (11 класс)

Ход мероприятия

Учитель:

Каждый человек в своей жизни о чёт-то мечтает, и ,наверняка, каждый из вас хотел бы в своей жизни хоть раз найти сокровища или клад. Сегодня  вам представится такая возможность. Мы с вами попытаемся осуществить вашу мечту. Но для этого вам нужно применить свои знания по географии как можно четче и точнее. Вам предстоит преодолеть массу испытаний. Показать свои знания  и умения по ориентированию на местности.

 В игре участвуют две  класса и каждый из них поделен на три команды. Команды и придумывает название и девиз,

 Учитель: А теперь юные искатели приключений – в путь! И помните, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба!

Выдаются маршрутные листы, планы местности с отмеченными станциями и проводится инструктаж.

На каждой станции команды получают оценку, которую ассистенты записывают в маршрутный лист. Команда, набравшая больше баллов становиться победительницей.

1.Станция «Условная»

Зашифруйте  маршрут  условными знаками:

Утро застало нас в лесу на поляне. Выскочив из палаток, все ребята помчались умываться к озеру. После завтрака по просеке мы вышли к грунтовой дороге. Оттуда мы пошли по опушке леса, но вскоре свернули на восток  и по едва заметной тропинке вышли к ручью. Костер развели в овражке, а сами устроились на лугу. После обеда наш путь проходил так: по пешеходному деревянному мосту мы перебрались на другой берег и по проселочной дороге пошли на СВ. Справа тянулись поля, а слева – кустарники и редкий лес.

.   (За каждый правильный знак – 1 балл)

2. Станция «Топографическая»

Задания по топографической карте. Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.

1.Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа. Ответ: __________________ м.

2. Определите по карте, в каком направлении от школы находится колодец.

Ответ: __________________ .

 2 балла

3. Станция «Горизонтальная»

  • Определить стороны горизонта с помощью компаса. – 2 балла
  • Изобразите рисунок, двигаясь согласно направлениям. Все движения прорисовывайте простым карандашом. У Вас должен получиться рисунок. –

- 5 баллов

Отступите вниз 11 клеточек. Начинаем рисовать.

  10  клеток  на  восток

 2  клетки  на  юго-запад

 4  клетки  на  запад

  3  клетки  на  северо-запад

 8  клеток  на  восток

 8 клеток  на  север

 3  клетки  на  юго-запад

 4  клетки  на  юго-восток

 3  клетки  на  северо-восток

 3  клетки  на  северо-запад

           

4. Станция «Я всё знаю» - «Вопрос – ответ»

. Правильный ответ – 1 балл

Вопросы:

1.   Какой стороне горизонта соответствует азимут 270 градусов? (запад)

2.Определите, к какому роду относится слово солнце  (средний)

3.Если к 14 прибавим 16 и сумму увеличим в 40 раз, получим   (1200).

4.Солнце это - …..         ( звезда)

5.Во время дождя, под каким кустом сидит заяц?          (под мокрым)

6.Уменьшенная модель земного шара называется (глобус)

7.Назовите дату начала и окончания ВОВ. (1941 – 1945 г. г.)

8. Назовите административный цент Оренбургской области (Оренбург)

9.Назовите государство, которое занимает самую большую по площади территорию – Россия.

10. Водная оболочка нашей планеты (гидросфера).

11.С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получить сразу утро, день, вечер, ночь? (с утки)

12 Что такое география?     ( наука о Земле

.

6. Станция «Туристическая».

Во время похода туристы фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути. Прочитайте по рисунку путь туристов:

http://festival.1september.ru/articles/574107/img1.gif

(За каждый правильный знак – 1 балл)

(От станции наш путь шел по шоссе до металлического моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км. по просёлочной дороге вдоль линии электропередач и у дома лесника сделали привал.)

Команды возвращаются на точку построения, сдают свои маршрутные листы, для подсчета баллов, баллы команд одного класса суммируются и выводится класс победитель.  Пока идет подсчет баллов выполняется последнее задание классами – поиск клада по маршруту.

Команды по сигналу начинают движение по заданному маршруту. Главная задача – найти конверт, в котором лежит записка. В записке находится  клад, который является наградой для всех участников – текст записки «Самое ценное у человека –  это жизнь, честь, совесть и здоровье. С этими ценностями человек рождается и проносит до самой смерти. Другие ценности человек приобретает в течение  жизни: знания, умения и навыки, закаляется его воля, совершенствуются его добродетели. Чтобы человеческая сокровищница была полной,  необходимо сохранять данное от рождения и пополнять в течение жизни полезными приобретениями».

Задания для команд:

1.От крыльца школы на юг -     5 шагов, затем  на запад 7 шагов.  Найдите записку   и прочтите громко вслух. Вперед на построение!!!

2. От крыльца школы пройти на восток -  6  шагов, затем 3 шага на север и 7 шагов на восток. Найдите записку   и прочтите громко вслух.  Вперед на построение!!!

3. От крыльца школы пройти 1 шаг на запад, затем 2 шага на север и 16 шагов на запад. Найдите записку   и прочтите громко вслух.  Вперед на построение!!!

Построение команд.

Учитель:

 Ребята, вы все молодцы-все справились с заданиями и по ходу нашей игры мы все убедились, что вы не зря учитесь. Ваши знания вам очень помогли сегодня, а еще вам очень помогла ваша сплоченность,командная поддержка и взаимовыручка.

Наша игра подошла к концу – клад найден.

Награждение команды – победительницы.

. Всем спасибо за такое зрелищное и очень позновательное мероприятие.

Победители учащиеся   6 б класса



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Посвящение в химики» для учащихся 8-х классов.

Действующие лица:

 

ведущий,

Вини-Пух,

Кролик, Пятачок,

Химик-Волшебник,

ассистенты(2-3 человека).

На сцене появляются ведущий, он обращается к зрителям.

Ведущий. «Я хочу стать химиком»!- так ответил гимназист Юстус Либих на вопрос директора  Дармштадской гимназии о выборе будущей профессии. Это вызывало смех присутствовавших при разговоре учителей и гимназистов. Дело в том, что в начале XIX в. В Германии и в большин-

стве других стран к такой профессии не относились серьезно. Химию рассматривали как прикладную часть естествознания.

В наше время желание стать химиком никого не рассмешит,  напротив, химическая отрасль промышленности постоянно нуждается в людях, у которых обширные знания и экспериментальные навыки сочетаются с любовью к химии.

Друзья, а вы хотели бы стать настоящими химиками?

Учащиеся из зала отвечают ведущему.

Ведущий. Конечно, да! Я в этом не сомневался. Ведь химия-это наука о веществах и их превращениях. Знать свойства веществ необходимо, чтобы найти им применение. Хотя вы недавно начали изучать химию, я уверен, что со многими веществами вы уже успели познакомиться. Назовите известные вам вещества.

Ответ учащихся из зала.

Ведущий. Итак, мы начинаем праздник. Я призываю вас внимательно наблюдать за всем происходящим на сцене, активно участвовать во всех играх и конкурсах. И только тогда мы сможем зажечь «химический огонь» и представить вас к званию «Химик».

На сцене появляется Вини-Пух (в одной руке он держит колбу с водой, а в другой –кусочек мела), за ним, спотыкаясь, бежит Пяточок.

Вини-Пух (поет).

        Кто любит химию учить,

        Тот поступает мудро,

        Любое чудо сотворить

        Совсем тогда нетрудно.

Вот это колба (показывает зрителям колбу), да-да-да (чешет в затылке). Я в ней творю такое! Вот это мел (показывает зрителям кусочек мела), а вот вода ( бросает мел в колбу с водой). Что получилось? Ерунда! Как ерунда? Нет, тут что-то не так! Надо попробовать еще раз. (Собирается повторить эксперимент, но тут его догоняет Пятачок и дергает за руку).

Пятачок. Винни, Винни…..

Винни-Пух. Что случилось, Пятачок?

Пятачок. Объясни, что ты делаешь? Куда ты так торопишься? Я просто не могу угнаться за тобой.

Винни-Пух. Пятачок, я решил стать знаменитым химиком. Видишь, я уже знаю, что это колба (показывает колбу Пяточку), а в колбе смесь из мела и воды. И теперь я направляюсь к Кролику, чтобы он подсказал мне, что еще надо сделать, чтобы стать великим и знаменитым химиком.

Пятачок. А химия, это про что?

Винни-Пух. (задумываясь).

Химия-это…..А вот ты лучше послушай.

Группа учащихся исполняет песню на мотив «Маленькая страна».

Учащиеся.

        Химия всех цариц наука,

        Химия всех важней.

        Синтез различных компонентов-

        Это подвластно ей.

        Может помочь в беде больному

        И чудо сотворить,

        Может согреть зимой холодной-

        Нам без нее не жить.

Припев. Химия, химия,

                Ты для людей важна.

                Химия-будущее наше,

                Нет жизни без тебя.

        Ты подчинила все стихии:

        Воду, металл, огонь.

        Без кислорода нет жизни в мире,

        Свет нам дает неон.

        «Феррум находиться в клетках крови,

        Без «аш-два –о» нам не жить.

        Химию в школе изучают,

        Чтобы ей жизнь посвятить.

Припев.   Химия-это я,

                Химия –это жизнь.

                Химия –будущее наше,

                Нет жизни без тебя.

Винни –Пух. Ну что, Пятачок, все понял? Пойдешь со мной к Кролику?

Пятачок. Да, Винни, мне все понятно, я иду с тобой! О, вот  и Кролик.

На сцену выходит Кролик.

Кролик. Здравствуй, Винни! Здравствуй, Пятачок! Здравствуйте, ребята! Слышу, что речь у вас идет о химии. А знаете ли вы ( поднимает вверх указательный палец ), что химия –это интереснейшая наука?! Химия  появилась еще в древности, и наиболее выдающимися химиками древнего мира являлись представители Египта. Даже само слово «химия», по мнению ученых, появилось в Египте.

Первое, что свидетельствует о том, как высоко была развита там химия,- это искусство египтян бальзамировать трупы, представляющее загадку, не раскрытую полностью учеными и до настоящего времени. Несмотря на то, что современные ученые владеют сотнями тысяч веществ, они не могут сделать мумию точно так, как это делали во времена фараонов.

Вторая область, где египтяне достигли большого совершенства,- это краски. Тысячи лет прошли с тех пор, как были окрашены в Египте предметы, а краски и до настоящего времени сохранили свою яркость и прочность.

Развиты были у египтян и парфюмерия, и умение изготовлять косметические вещества. Они, например, умели приготовлять черную краску для бровей, различные благовонные мази и масла, душистые воды.

За 1600 лет до н.э. египтяне знали производство папирусов, которые вывозили даже в другие страны. В производстве этих папирусов кроется какая-то загадка, которую  не могут разгадать современные ученые. Как склеивались отдельные листы папируса? Что это был за клей, который не дал рассыпаться листам даже по прошествии нескольких тысячелетий?

Конечно, у египтян не было настоящей науки, но нужно сказать, что они имели в отдельных случаях более правильные взгляды на химическую природу веществ, чем даже жившие спустя тысячи лет после них алхимики. Вся египетская наука, в том числе и зарождающая химия, считалась священной. Она была доступна только избранным: занимались ею только жрецы. Наука составляла тайну господствующего класса и охранялась как ценный клад. Но все же некоторым любознательным иностранцам удалось войти в доверие египтян и выведать у них часть тайн египетской науки. Это были греческие мудрецы Солон, Пифагор, Демокрит, Геродот и Платон. Через них Греция заимствовала у египтян химические знания.

Винни-Пух. А я знаю, что вместе с египтянами наиболее выдающимся народом Древнего Востока нужно считать вавилонян. Они не хуже египтян знали металлы, способы их получения и обработки.

Из пальмовых плодов вавилоняне умели приготовлять спиртные напитки. Знали они и химические способы обеззараживания воды, не имея никаких представлений о бактериях как возбудителях  болезней.

Финикийцы- эти древние мореплаватели- заимствовали химические познания от тех народов, с которыми поддерживали торговлю. Они же и распространяли эти знания по странам Востока и по берегам Средиземного моря.

Существует легенда, что финикийцы изобрели стекло. У римского историка Плиния есть рассказ о том, как финикийские моряки везли на своем корабле соду и высадились на берегу одной реки в Палестине. При постройке очага для варки пищи им понадобились камни, но камней нигде не было. Тогда моряки употребили для постройки очага куски соды. Костер разгорелся и достиг большой силы. Вдруг моряки увидели, что сода расплавилась и вместе с песком образовала прозрачную тягучую массу. Эта масса застыла, и моряки увидели твердые прозрачные куски. Так и был открыт способ изготовления стекла. Жители той местности, где останавливались финикийцы, усовершенствовали способ получения стекла. Так рассказывает легенда. А как думаете вы, ребята? Можно ли таким способом получить стекло?

Зрители отвечают, что вряд ли таким способом можно получить стекло, т.к. температура от обычного костра недостаточна для производства стекла.

Кролик. Правильно, ребята! А вот персы, как рассказывает греческий историк Геродот, умели добывать золото, серебро, железо, выделывать шкуры зверей. Искусство окрашивания тканей они переняли у индусов. Индусы владели значительными химическими знаниями. Знаменитая краска индиговая синь служила им для живописи и окрашивания тканей. А в Европе этот способ был применен только в XV в.

Химические познания индусов и сейчас вызывают изумление. Особенно высоко стояла металлургия. Подтверждением этого является чудо металлургического искусства древних- знаменитая Кутубская колонна близ города Дели. Колонна эта высотой 7 метров весит свыше 6 тонн. Точные  анализы показали, что она состоит из химически чистого железа. А такое железо совершенно не ржавеет. Исследователи колонны не обнаружили на ней и следа влияния атмосферы. На колонне имеется надпись, по которой можно установить, что она поставлена в IX в. До н.э. С тех пор прошло почти 2800 лет. И за все это время не образовалось ни малейшего пятнышка ржавчины, а условия для ржавчины в сыром и теплом климате Индии очень благоприятны. В современном производстве получают только небольшие количества химически чистого железа. Как изготовили индусы столько чистейшего железа для колонны? На колонне нет ни одного шва. Как же они ковали такую громадину? Даже в настоящее время такую массу железа можно отковать только на крупнейших заводах гигантскими паровыми молотами. Все это остается  совершенной загадкой для нас.

Ребята, Винни, Пятачок, а известно ли вам, кто такие алхимики и чем они занимались?

Сначала зрители из зала рассказывают известные им сведения, а потом герои –Кролик, Винни-Пух и Пятачок –дополняют.

Пятачок. Алхимики верили в material prima- первичную материю, которая находится везде и всюду, но загрязнена различными примесями. Удаляя примеси от первичной  материи, можно получить «квинтэссенцию», «философский камень», который превращает неблагородные металлы в благородные (свинец-в серебро, ртуть-в золото и т.д.), исцеляет все болезни, возвращает молодость старикам и продляет жизнь за е  естественные пределы.

Винни-Пух. Алхимики признавали четыре элемента Аристотеля-воду, огонь, воздух, землю- и рассматривали их свойства –сухость, влажность, теплоту, холод. Они полагала, что путем соединения этих элементов и качеств гможно получить все вещи в мире. Следовательно, алхимики считали возможным отрыв от вещества присущих ему свойств и перенос этих свойств на другие вещества. Иногда свойствам они приписывали и самостоятельное существование.

Пятачок. Алхимики были убеждены в том, что солнце, звезды и планета влияют на все процессы, происходящие на земле, в частности , что металлы зарождаются и развиваются в земных недрах под влиянием небесных светил, подобно органическим веществам.

Кролик. Эта мистическая вера привела их к убеждению, что на земле существует всего лишь семь металлов. Наивное верование алхимиков в этой части прекрасно выражено Н.А.Морозовым в небольшом стихотворении :

        «Семь металлов создал свет,

        По числу семи планет:

        Дал нам Космос на добро

        Медь, железо, серебро,

        Злато, олово, свинец…

        Сын мой! Сера их отец!

        И спеши, мой сын, узнать:

        Всем им ртуть родная мать»!

Винни-Пух. Время господства алхимических взглядов –это время не только заблуждений, разочарований и обмана. Несмотря на ложность основной идеи алхимиков, эта эпоха характеризуется значительным накоплением знаний в области химии и химической технологии. Такому развитию событий способствовала основная тенденция алхимиков- смешивать, нагревать, растворять, дистиллировать и т.п. все, что попадало под руку, в целях поисков философского камня. Алхимики изучили многие реакции и получили большое число  важнейших соединений. Им были известны свойства серной, азотной и соляной кислот. Селитры, пороха, царской водки, щелочей, винного спирта. Алхимики открыли фосфор и ряд новых металлов (цинк, сурьму, висмут, кобальт, никель) и ввели препараты на их основе во врачебную практику.

Пятачок. Сегодня известны миллионы веществ. А какие вещества знаете вы, юные химики? Вот сейчас мы проверим ваши познания.

Предлагаем вам несколько загадок.

        «Примерно века два назад

          Открыт он был случайно.

          Сейчас знаком с ним стар и млад,

          Он и для вас не тайна.

          Известно, что горят отлично

          В нем сера, фосфор, углерод,

          Железо, магний. Энергично

  Сгорает также водород».

                                        (Кислород).

«Получишь газы из воды,

Смешаешь вместе –жди беды».

(Гремучая смесь из водорода и кислорода)

«Газ – ненужный нам отброс-

  В поле в пищу перерос».

                                        (Углекислый газ).

«Красноватый будто цветом,

  Ковкий, мягкий, как металл.

  Из кислот же он при этом

  Водород не выделял.

  Только может окисляться,

  Коль нагреем в кислоте,

  Право, можно догадаться

  Вам теперь уже вполне»                        (Медь)

 «Порознь каждый ядовит,

 Вместе – будит аппетит».

                                (Хлорид  натрия).

«В воду шел и чист, и бел,

 Окунулся-посинел».

                                (Сульфат меди(II)).

«Он безжизненным зовется,

 Но жизнь без него не создается».

                                (Азот).

«По прозванью инвалид,

 Но крепок в деле и на вид».

                                (Хром).

«Он яркой звездой загорится,

 Белый и легкий металл,

 В тринадцатой клетке таблицы

 Для легкости в сплавы дается,

 Мощь самолета создал.

 Тягуч и пластичен, отлично куется

 Серебряный этот металл.

 В составе багровых рубинов,

 В сапфировой сини огней,

 В серой обыденной глине,

 В виде наждачных камней»

                                         (Алюминий).

Яцу45043D«Только в воду соль попала»,

 Холодней в стакане стало».

                                        (Нитрат аммония).

Кролик. Какие же вы молодцы, ребята! Как много известно вам из области химии. А вот я изучил всевозможную литературу по химии и немного владею премудростями химического эксперимента. Сейчас я постараюсь вызвать к нам на праздник Химика-волшебника.

Под плавную музыку, совершая руками магические движения, Кролик проводит химический опыт «Вулкан».

Опыт «Вулкан» на столе.

В тигель насыпать холмиком кристаллический дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием. Вершину холмика смочить спиртом. Поджечь спирт горящей лучинкой.

На сцену выходит Химик-волшебник.

Химик-Волшебник.

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, Кролик, Винни-Пух, Пяточок! Я прибыл к вам доказать, что химия-это не просто слова, это еще и сказка.

Химик-волшебник проводит химический опыт, имитируя колдовство.

Опыт «Фейерверк на столе».

В сухой ступке хорошо перемещать равные объемы порошков перманганата калия, восстановленного железа и древесного угля (можно взять угольные таблетки). Полученную смесь насыпать в железный тигель, который установить на штативе и сильно нагреть пламенем горелки. Вскоре происходит реакция, и из тигля начинается  выбрасывание продуктов реакции в виде искр или огненного фейерверка. (В целях обеспечения пожарной безопасности под штатив подложить лист жести или асбеста).

Химик-Волшебник. Ребята, кто из вас сможет объяснить вот такое явление?

                На обычную дощечку наливается вода,

                И стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.

                Насыпаю в стакан соль (нитрат аммония), а ты, дружок ( обращается к Винни),

                Мешать изволь.

(Химик –Волшебник медленно считает до десяти).

                Примерз стакан химический,

                Процесс?

(Зрители отвечают: «Эндотермический»)

Опыт «Змейки».

Для демонстрации «змеек» надо заранее сделать заготовки. Для этого смешать растертые в порошок 10г дихромата калия, 10г сахара и 5г нитрата натрия. Смесь слегка увлажнить до достижения вязкости, сформировать в палочки диаметром 4-5мм и длиной 8-9см, палочки подсушить. Заготовленные «змейки укрепить в песке и поджечь.

Химик-Волшебник.

        Я еще не то умею,

        Из песка полезут змеи,

        Страшные, кусачие.

        От страха не заплачете?

Звучит восточная музыка, и исполняется танец, в котором девушки, одетые в  восточные костюмы, изображают змей. Химик-Волшебник в это время проводит эксперимент.

Опыт «Химический хамелеон».

В три  колбы налить 1/3 объема малиновый раствор перманганата калия. Прибавить в первый цилиндр немного разбавленной серной кислоты, во второй-воды, а в третий-концентрированный раствор гидроксида калия. Окраска растворов при этом не изменяется. Добавить во все цилиндры по 5 мл раствора сульфита калия и хорошо перемешать смеси стеклянной палочкой. В первом цилиндре мгновенно обесцвечивается раствор, во втором наряду с обесцвечиванием выпадает бурый хлопьевидный осадок, а в третьем- малиновая окраска переходит в ярко-зеленую.

Химик-Волшебник. 

        А сейчас вам предлагаю

        Явление химическое.

        Но название у опыта

        Чисто биологическое.

        Объясните почему

        Имя «Хамелеон»

        Дано ему?

Химик-волшебник демонстрирует опыт «Химический хамелеон», после которого зрители высказывают суждения.

Опыт «Волшебный кувшин»

В первый стакан поместить 10-20 мг гидросульфата натрия, во второй- столько же карбоната натрия, а в третий- несколько капель раствора фенолфталеина. Четвертый и пятый стаканы предназначены для эффектности  опыта. Во все стаканы прилить по 1 мл воды, чтобы растворились соли. Стакан с гидросульфатом натрия надо отметить незаметно для зрителей. Взять чистый кувшин и налить в него воду из водопроводного крана. Далее во все стаканы поровну налить всю воду из кувшина. Затем только из четырех стаканов, оставив как бы случайно стакан с гидросульфатом натрия, влить «воду» обратно в кувшин. Затем вылить вновь из кувшина «воду» в четыре стакана: она будет уже окрашена в малиновый цвет. Тогда вылить содержимое уже всех пяти стаканов в кувшин. После непродолжительной паузы разлить «воду» из кувшина по стаканам, и она станет бесцветной.

Химик-Волшебник.

        Из волшебного кувшина

        Наливается вода.

        Посмотрите, как в сосудах

        Происходят чудеса.

Химик-волшебник демонстрирует опыт «Волшебный кувшин».

Опыт «Скрытое письмо».

На листе плотной бумаги заранее надо написать слова « Хочу стать химиком!». При помощи кисточки слова «хочу» и «химиком» пропитать разбавленным раствором сульфата меди, слово «стать»- разбавленным раствором хлорида железа ( III) и просушить. Наполнить пульверизатор раствором гексацианоферрата (II) калия. Во время представления Химик-волшебник должен обработать им лист бумаги. Перед зрителями проявляется текст: слова «хочу» и «химиком» написаны красно-бурым цветом, а слово «стать»-синим.

Химик-Волшебник.

        Валею Аллаха

        Я на бумаге этой

        Могу мгновенно рисовать

        Волшебные слова

        Лишь стоит мне поколдовать,

        Шепнуть Аллаху заклинания,

        И может каждый увидать

        Свои заветные желания.

Химик-волшебник проводит опыт «Скрытое письмо».

Опыт «Кровь без раны».

Для проведения опыта используют 100 мл хлорида железа (III)          с массовой долей 3% и 100 мл роданида калия KSCN  с массовой долей 3%. Для демонстрации опыта используют тупой нож (можно использовать детскую посудку). Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают его ладонь раствором хлорида железа («йод»), а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь». «Кровь с ладони смывают ватой, смоченной раствором фторида натрия.

Химик-Волшебник.

        Вот еще одно развлеченье

        (одевает белый халат).

        Кто даст руку на отсеченье?

        Жалко руку на отсеченье-

        Тогда нужен больной для леченья.

        (Приглашает зрителя на сцену.)

        Оперирую без боли,

        Правда, будет много крови.

        При каждой операции

        Нужна стерилизация.

        Помогите, ассистент

        (обращается к ассистенту),

        Дайте йод.

Ассистент. Один момент!

Химик-Волшебник.

        Йодом смочим мы обильно,

        Чтобы было все стерильно.

        Не вертитесь, пациент!

        Нож подайте, ассистент!

(Химик-волшебник делает «надрез ножом», течет «кровь»).

        Посмотрите, прямо струйкой

        Кровь течет, а не вода.

        А сейчас  я вытру руку-

         От разреза ни следа!

Химик –волшебник показывает, что раны нет и ладонь совершенно чистая.

Ведущий. Спасибо вам, уважаемый волшебник. Вы действительно великий маг. Вы доказали нам, что химия- это наука , которая творит чудеса. И, как всякая наука, химия требует к себе самого ответственного отношения. И только для непосвященных чудеса химии кажутся чудом. Предлагаю вам, ребята, проверить вашу профессиональную пригодность. Итак, первый конкурс – «Кто быстрее?».

Конкурс «Кто быстрее?»

Ведущий приглашает на сцену двух участников из числа зрителей. Пользуясь периодической системой элементов Д.И. Менделеева, они должны  поочередно назвать пять химических элементов: один называет элемент, а другой как можно быстрее должен назвать порядковый номер названного элемента. При помощи шахматных часов или секундомера учитывается время, затраченное на поиски порядкового номера элемента. Побеждает тот участник, который затратил меньше времени на поиск порядковых номеров пяти элементов, названных соперником.

Ведущий. А теперь конкурс « Кто дальше?»

Ведущий. 

        Чего только нету, чего только нет

        На этом на белом на свете.

        Химия- трудный, но важный предмет,

        Ее изучают дети.

        Метан, аммиак и бензол –все равно

        Раскроют секреты однажды.

        Нам жить интересно и весело, но

        Всем похимичить  нам хочется страшно.

        А вам, друзья, хочется похимичить?

Зрители отвечают утвердительно.

Ведущий. Да, да, конечно, я и не сомневался. Но сначала я хочу попросить моих помощников напомнить вам правила техники безопасности.

Винни-Пух.

        При работе с веществами.

        Не берите их руками

И не  пробуйте на вкус.

Реактивы –это не арбуз:

Слезет кожа с языка,

И отвалиться рука.

Кролик.

Задавай себе вопрос,

Но не суй в пробирку нос,

Будешь кашлять и чихать,

Слезы градом проливать.

Помаши рукой ты к носу-

Вот ответ на все вопросы.

Пяточок.

        С веществами неизвестными

        Не проводи смешивания неуместные:

        Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай,

        Не ссыпай в одну посуду,

                        Не мешай , не поджигай.

Винни-Пух.

        Если ты работаешь с твердым веществом,

        Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом.

        Ты возьми его немножко- одну восьмую чайной ложки.

        При работе с жидкостью каждый должен знать:

        Мерить надо в каплях- ведром не наливать.

Кролик.

        Если на руку тебе кислота или щелочь попала-

        Руку быстро         ты водой промой из крана.

        И, чтоб осложнений себе не доставить,

        Не забудь учителя в известность поставить.

Пяточок.

        В кислоту не лей ты воду, а наоборот-

        Осторожненько мешая, тонкой струйкой подливая,

        Лей в водичку кислоту-

        Так отвадишь ты беду.

Винни-Пух.

        Чистота –друг человека.

        Не забывай об этом никогда.

        И пользуйся чистой посудой

        На лабораторных работах всегда!

Ведущий.

Ребята, как называются те вещества, о которых шла речь в загадках?

                                                (Индикаторы)

Теперь настало время пригласить на сцену юного экспериментатора. Кто желает похимичить?

На сцену выходит желающий провести эксперимент.

Ведущий.В штативе находятся три пронумерованные пробирки, содержащие бесцветные жидкости: воду, раствор кислоты и раствор щелочи. Прошу вас исследовать, в какой из пробирок находятся вода, кислота и щелочь?

Ученик -восьмиклассник проводит эксперимент по решению качественной задачи на распознавание веществ.

Ведущий. Друзья, какие же молодцы! Вы уже научились обращаться с лабораторным оборудованием и химической посудой, проводить химические опыты. А сейчас учащиеся старших классов проведут с вами викторину.

Химическая  викторина.

  1. Какой химический элемент принес химикам разных стран много бед?

(Ответ. Много трагических событий связано с фтором. Погиб один из членов Ирландской академии наук Томас Нокс, потерял трудоспособность другой ученый той же академии- Георг Нокс, мученическую смерть принял известный химик Джером Никлес из Нанси. Поплатился жизнью брюссельский химик П. Лайет, отравились фтором и пострадали французские химики Ж. Гей-Люссак и Л.Ж.Тенар, английский химик Г. Дэви и многие другие. И сейчас работа с фтором требует большой осторожности и продуманных мер защиты. При соприкосновении с кожей фтор вызывает сильные ожоги, вдыхание его приводит  к тяжелому воспалению дыхательных путей и легких, которое часто заканчивается отеком легких и смертельным исходом. Малейшая неосторожность в работе с фтором- и у человека будет разрушены зубы, испорчены ногти.)

2.Какой элемент впервые был открыт на Солнце? Кем и когда было сделано это открытие?

(Ответ . В 1868 г. Во время солнечного затмения два астронома- француз П.Ж Жансен ( в Индии) и англичанин Дж.Н.Локьер (в Англии),- исследуя с помощью спектроскопа оранжево- красные языки пламени, вырывавшиеся с поверхности Солнца, увидели в спектре кроме трех знакомых линий водорода(  красной, зелено-голубой и синей) новую –ярко-желтую. Каждый сообщил об открытии в Парижскую академию наук. В честь этого открытия была выпущена золотая медаль, украшенная портретами Жансена, Локьера и бога Солнца Аполлона, восседающего на колеснице.

Открытое вещество Локьер предложил назвать именем Солнца –гелием. Только через 27 лет английским ученым У.Рамзаю и У.Круксу удалось обнаружить земной гелий в минерале клевеите.)

3.Один из ученых – химиков был талантливым музыкантом. Им написана даже опера. Кто этот ученый и что создано им в науке и музыке?

(Ответ: Александр Порфирьевич Бородин. Работал в области органической химии, оставил 91 печатный труд по органической химии, в т.ч. по исследованию альдолей и бромированию органических кислот. Он написал всемирно известную оперу «Князь Игорь», ряд симфонических и камерных произведений).

4.Предсавьте себе труд по химии, написанный не прозой, а в стихотворной форме. Сложные химические выводы…. В стихах. Назовите имя химика-поэта.

(Ответ. Древнегреческий философ Тит Лукреций Кар, поэма «О природе вещей».

«Если бы материя не была вечной, давно бы

Весь существующий мир совершенно в ничто обратился

И из ничтожества снова родилось бы все, что мы видим,

Но, как уже раньше сказал я тебе, ничего не родится

Из ничего и обратно не может в ничто обратиться».

О химии в стихах  писал также  М.В.Ломоносов, например

«Письмо о пользе стекла»:

«Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глаза.

Не меньше пользы в нем,  не меньше в нем краса.

Не редко я для той с Парнасских гор спускаюсь;

И ныне от нея на верх их возвращаюсь,

Пою перед тобой в восторге похвалу,

Не камням дорогим, ни злату  но стеклу.

И как я оное хваля воспоминаю ,

Не ломкость лживого я счастья представляю.

Не должно тленности примером тое быть,

Чего и сильный огнь не может разрушить,

Других вещей земных конечных разрешитель:

Стекло им рождено;  огонь его родитель»).

5.«Плодом его усиленной педагогической деятельности,- писал Д.И.Менделеев,- является множество русских химиков, которые дали ему прозвище « дедушка русских химиков»

О каком ученом –химике идет речь?

(Ответ. А.А.Воскресенский. Его исследования имели громадное значение для развития химии и химических производств. Благодаря его блестящим организаторским способностям, широкой и плодотворной педагогической деятельности была подготовлена благоприятная почва для проявления талантов выдающихся ученых России –учеников Воскресенского : Д.И.Менделеева, Н.Н.Бекетова, Н.А.Меншуткина и др).

6.В фамилии какого ученого девять букв, из них четыре «о»? Какова роль этого ученого в науке?

(Ответ. М.В.Ломоносов. Он ввел понятие о молекулах ( корпускулах) и атомах ( элементах), ввел взвешивание, развенчал теорию флогистона,  обосновав природу горения; разработал способ изготовления цветного стекла, создал современный русский язык, внес вклад в развитие физики, геологии, географии, астрономии, металлургии и др.)

7.Какой химический элемент и какому химику помог открыть кот?

( Ответ. В 1811 г. Французским химиком Б.Куртуа был получен  свободный йод. Произошло это так. У Куртуа были приготовлены в двух разных бутылках смеси веществ. В одной –серная кислота с железом, в другой- зола морских водорослей со спиртом. На плече у ученого во время опыта сидел кот. Вдруг кот прыгнул и опрокинул содержимое бутылок. Жидкости  смешались, и от них стали подниматься клубы фиолетового пара, образующие при оседании кристаллы с металлическим блеском и едким запахом. Это был йод)

8.Названия каких химических элементов связаны с окраской простых веществ или соединений?

(Ответ. Хлор- зеленоватый, хром-краска, рубидий- красный, родий-розовый, индий-синий, йод-фиалковый, цезий- голубой, иридий- радужный, фосфор- светоносец).

9.Названия каких химических элементов связаны с географией их открытия?

(Ответ. Скандий-Скандинавский полуостров, медь- остров Кипр, галлий- Галлия – древнее латинское название Франции, рутений- Россия, гафний- старое название Копенгагина, лютеций-древнее название Парижа, полоний- Польша, франций-Франция, америций-Америка, калифорний-штат Калифорния в США).

10. Какие химические элементы названы в честь ученых ?

(Ответ. Гадолиний- Ю.Гадолин, кюрий- Пьер и Мария Кюри, эйнштейний – А.Эйнштейн, фермий- Э.Ферми, менделевий- Д.И.Менделеев, лоуренсий- Э.Лоуренс, резерфордий-Э.Резерфорд, нобелий- А.Б.Нобель, борий- Н.Бор, мейтнерий-Л.Мейтнер.)

11.Какой элемент по древнегреческой мифологии «обречен» на вечные муки?

                (Ответ. Тантал)

12. Какой элемент называется как планета Солнечной системы?

                (Ответ. Уран)

13.В названии какого металла встречается дерево?

                (Ответ.Никель).

14.Название какого благородного металла состоит из болотных водорослей?

                (Ответ.Платина)

15.Химический элемент, частью, которого любят играть на досуге взрослые и дети?

                (Ответ. Золото).

Ведущий. Дорогие восьмиклассники? Вы успешно справились со всеми заданиями, которые мы предложили вам. И теперь настал долгожданный момент. Мы зажигаем « химический огонь», огонь без использования спичек или каких-либо зажигательных приборов, огонь, который символизирует, что вы удостоены почетного звания «Химик». А честь зажечь этот огонь предоставляется победителю химической олимпиады ( называет фамилию и имя олимпийца).

Победитель олимпиады проводит эксперимент «Огонь без спичек».

Опыт «Огонь без спичек».

В чистой сухой фарфоровой чашке приготовить маслянистую смесь,  состоящую из мелко истолченного перманганата  калия и концентрированной серной кислоты.

На асбестовую сетку поставить чашку с приготовленную смесь, обложить ее деревянными щепками. Олимпиец берет небольшой кусочек ваты, смоченный спиртом, и выжимает спирт над щепками так, чтобы его капли попали в фарфоровую чашку со смесью веществ. После щелчка загорается «химический  огонь».

ВСЕ УЧАСТНИКИ ПРАЗДНИКА Ура! Ура! Ура!

Ведущий.

Вечер наш занимательный

На этом закончить хотим  мы

И желаем всем обязательно

Отличных успехов по химии!

Учащиеся старших классов вручают восьмиклассникам сувениры и прикрепляют эмблемы со звание «Химик».

                                

Используемая литература.

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М .: Просвещение –АО «Учебная литература», 1995.
  2. Гаврусейко Н.П., Дебалтовская В.И. Химические викторины. Минск : Народная асвета, 1972.
  3. Куликова Е.Л. Вечера занимательной химии. Минск: Народная асвета, 1966.
  4. Кукушкин Ю.Н., Буданова В.Ф., Власова А.Р., Крылов В.К., Панина Н.С., Симанова С.А. Что мы знаем о химии. М.: Высшая школа, 1993;
  5. Парменов К.Я., Сморгонский  Л.М. Книга для чтения по химии. М.: Государственное учебно- педагогическое издательство Министерства просвещения  РСФСР , 1955.
  6. Сомин Л.Е.Увлекательная химия. М.: Просвещение , 1978.
  7. Титова И.М., Угрюмов П.Г.Методические рекомендации по использованию химических загадок во внеклассной работе по химии. Л. : ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1989.
  8. Штремпер Г.И. Химия на досуге. М.Просвещение, 1993.

        

             

 

                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Соли Подготовила ученица 8 «Б» класса, МАОУ СОШ № 19 Протасова Екатерина.

Слайд 2

Определение солей Со́ли — вещества, состоящие из катионов металла (или катионов аммония NH 4 ; известны соли фосфония PH 4 ) и анионов кислотного остатка. Со́ли — электролиты, которые в водном растворе диссоциируют с образованием катионов металла и анионов кислотного остатка. + +

Слайд 3

Классификация Соли Средние Кислые Основные Все атомы водорода в молекулах кислоты замещены на атомы металла. Например: Na 2 CO 3 , CuSO 4 Атомы водорода в кислоте замещены атомами металла частично . Например: KHCO 3 , Ca(HCO 3 ) 2 Гидроксогруппы основания (OH) частично замещены кислотными остатками . Например: CaOHCl, Cu 2 (OH) 2 CO 3

Слайд 4

Физические свойства солей Как все ионные вещества, соли при н.у. – твердые кристаллы. Окраска зависит от окраски катионов и анионов. Растворимость различна.

Слайд 5

Химические свойства Взаимодействие с металлами: М + соль М* + соль* р р Fe + CuSO 4 Cu + FeSO 4 Cu + AgCl Fe + MgCl 2 Mg + Zn(NO 3 ) 2

Слайд 6

Химические свойства Взаимодействие со щелочами: NaOH + CuSO 4 KOH + AgCl NaOH + K 2 CO 3 Взаимодействие с кислотами: NaCl + HNO 3 K 2 CO 3 + HCl

Слайд 7

Химические свойства Взаимодействие солей друг с другом: соль 1 + соль 2 = соль 3 + соль 4 Р Р ИЛИ (И) NaCl + AgNO 3 BaSO 4 + KCl KCl + Na 2 SO 4

Слайд 8

Химические свойства Некоторые соли разлагаются при нагревании:

Слайд 9

Химические свойства Взаимодействие с водой: CuSO 4 + 5H 2 O CuSO 4 5H 2 O Al 2 S 3 + 6H 2 O 2Al(OH) 3 + 3H 2 S .

Слайд 10

Соли в природе Многие минералы — соли, образующие залежи (например, галит NaCl , сильвин KCl , флюорит CaF 2 ).

Слайд 12

Применение солей

Слайд 13

Общие способы синтеза солей 1.Получение средних солей: 1) металла с неметаллом: 2Na + Cl 2 = 2NaCl 2) металла с кислотой: Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 3) металла с раствором соли менее активного металла Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu 4) основного оксида с кислотным оксидом: MgO + CO 2 = MgCO 3 5) основного оксида с кислотой CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O

Слайд 14

6) основания с кислотным оксидом Ba(OH) 2 + CO 2 = BaCO 3 + H 2 O 7) основания с кислотой: Ca(OH) 2 + 2HCl = CaCl 2 + 2H 2 O 8) соли с кислотой: MgCO 3 + 2HCl = MgCl 2 + H 2 O + CO 2 BaCl 2 + H 2 SO4 = BaSO 4 + 2HCl 9) щелочи с раствором соли: Ba(OH) 2 + Na 2 SO 4 = 2NaOH + BaSO 4 10) растворов двух солей 3CaCl 2 + 2Na 3 PO 4 = Ca 3 (PO4) 2 + 6NaCl

Слайд 15

2.Получение кислых солей: 1. Взаимодействие кислоты с недостатком основания. KOH + H 2 SO 4 = KHSO 4 + H 2 O 2. Взаимодействие основания с избытком кислотного оксида Ca(OH) 2 + 2CO 2 = Ca(HCO 3 ) 2 3. Взаимодействие средней соли с кислотой Ca 3 (PO4) 2 + 4H 3 PO 4 = 3Ca(H 2 PO 4 ) 2

Слайд 16

3.Получение основных солей: 1. Добавление (по каплям) небольших количеств щелочей к растворам средних солей металлов AlCl 3 + 2NaOH = Al(OH) 2 Cl + 2NaCl 2. Взаимодействие солей слабых кислот со средними солями 2MgCl 2 + 2Na 2 CO 3 + H 2 O = Mg(OH) 2 CO 3 + CO 2 + 4NaCl 3. Гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой ZnCl 2 + H 2 O = Zn(OH)Cl + HCl

Слайд 17

Гидролиз солей Некоторые соли в водном растворе способны подвергаться гидролизу. Данная реакция протекает обратимо для солей слабых кислот (Na2CO3) или слабых оснований (CuCl2), и необратимо — для солей слабых кислот и слабых оснований (Al2S3).

Слайд 18

Значение солей для человека


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил ученик 6 класса а Аксёнов Никита. Биологический круговорот.

Слайд 2

Что такое биологический круговорот БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУГОВОРОТ круговорот веществ малый , возникший одновременно с появлением жизни на Земле круговорот химических элементов и веществ, осуществляемый жизнедеятельностью организмов. Основную роль в биологическом круговороте играют первичные продуценты (зеленые растения и хемосинтезирующие микроорганизмы), консументы (животные) и редуценты (сапрофитные организмы, преимущественно бактерии). Биологический круговорот осуществляется по трофическим цепям (сетям) экосистемы и подчиняется закону Линдемана . Биологический круговорот тесно взаимодействует с биогеохимическими циклами.

Слайд 3

Академик В.И. Вернадский первым постулировал тезис о важнейшей роли живых организмов в формировании и поддержании основных физико-химических свойств оболочек Земли. В его концепции биосфера рассматривается не просто как пространство, занятое жизнью, а как целостная функциональная система, на уровне которой реализуется неразрывная связь геологических и биологических процессов. Основные свойства жизни, обеспечивающие эту связь, - высокая химическая активность живых организмов, их подвижность и способность к самовоспроизведению и эволюции. В поддержании жизни как планетарного явления важнейшие значение имеет разнообразие ее форм, отличающихся набором потребляемых веществ и выделяемых в окружающую среду продуктов жизнедеятельности. Биологическое разнообразие – основа формирования устойчивых биогеохимических циклов вещества и энергии в биосфере Земле. Вопросы о роли живых организмов в малом круговороте рассматривали такие ученые, педагоги как Николайкин Н.И., Шилов И.А., МелеховаО.П . и др.

Слайд 4

Роль живых организмов в биологическом круговороте Специфическое свойство жизни – обмен веществ со средой. Любой организм должен получать из внешней среды определенные вещества как источники энергии и материал для построения собственного тела. Продукты метаболизма, уже непригодные для дальнейшего использования, выводят наружу. Таким образом, каждый организм или множество одинаковых организмов в процессе своей жизнедеятельности ухудшают условия своего обитания. Возможность обратного процесса – поддержания жизненных условий или даже их улучшения, - определяется тем, что биосферу населяют разные организмы с разным типом обмена веществ.

Слайд 5

В простейшем виде набор качественных форм жизни представлен продуцентами, консументами и редуцентами , совместная деятельность которых обеспечивает извлечение определенных веществ из внешней среды, их трансформацию на разных уровнях трофических цепей и минерализацию органического вещества до составляющих, доступных для очередного включения в круговорот (основные элементы, мигрирующие по цепям биологического круговорота, - углерод, водород, кислород, калий. Фосфор, сера и т.д.).

Слайд 6

Продуценты - это живые организмы, которые способны синтезировать органическое вещество из неорганических составляющих с использованием внешних источников энергии. (Отметим, что получение энергии извне - общее условие жизнедеятельности всех организмов; по энергии все биологические системы - открытые) их называют также автотрофами, поскольку они сами снабжают себя органическим веществом. В природных сообществах продуценты выполняют функцию производителей органического вещества, накапливаемого в тканях этих организмов. Органическое вещество служит и источником энергии для процессов жизнедеятельности; внешняя энергия используется лишь для первичного синтеза.

Слайд 7

Все продуценты по характеру источника энергии для синтеза органических веществ подразделяются на фотоавтотрофов и хемоавтотрофов . Первые используют для синтеза энергию солнечного излучения в части спектра с длиной волны 380-710 нм. Эго главным образом зеленые растения, но к фотосинтезу способны и представители некоторых других царств органического мира. Среди них особое значение имеют цианобактерии (сине-зеленые «водоросли»), которые, по-видимому, были первыми фотосинтетиками в эволюции жизни на Земле. Способны к фотосинтезу также многие бактерии, которые, правда, используют особый пигмент - бактериохлорин - и не выделяют при фотосинтезе кислород. Основные исходные вещества, используемые для фотосинтеза,- диоксид углерода и вода (основа для синтеза углеводов), а также азот, фосфор, калий и другие элементы минерального питания.

Слайд 8

Создавая органические вещества на основе фотосинтеза, фотоавтотрофы , таким образом, связывают использованную солнечную энергию, как бы запасая ее. Последующее разрушение химических связей ведет к высвобождению такой «запасенной» энергии. Это относятся не только к использованию органического топлива; «запасенная» в тканях растений энергия передается в виде пищи по трофическим цепям и служит основой потоков энергии, сопровождающих биогенный круговорот веществ.

Слайд 9

Животные, составляющие основную часть организмов-консументов , отличаются подвижностью, способностью к активному перемещению в пространстве. Этим они эффективно участвуют в миграции живого вещества, дисперсии его по поверхности планеты, что, с одной стороны, стимулирует пространственное расселение жизни, а с другой служит своеобразным «гарантийным Механизмом» на случай уничтожения жизни в каком-либо месте в силу тех или иных причин.

Слайд 10

Уровни организации живой материи. Совместная деятельность продуцентов, консументов и редуцентов определяет непрерывное поддержание глобального биологического круговорота веществ в биосфере Земли. Этот процесс поддерживается закономерными взаимоотношениями составляющих биосферу пространственно-функциональных частей и обеспечивается особой системой связей, выступающих как механизм гомеостазирования биосферы - поддержания ее устойчивого функционирования на фоне изменчивых внешних и внутренних факторов. Поэтому биосферу можно рассматривать как глобальную экологическую систему, обеспечивающую устойчивое поддержание жизни в ее планетарном проявлении.

Слайд 11

Любая биологическая (в том числе и экологическая) система характеризуется специфической функцией, упорядоченными взаимоотношениями составляющих систему частей ( субсистем ) и основывающимися на этих взаимодействиях регуляторными механизмами, определяющими целостность и устойчивость системы на фоне колеблющихся внешних условий. Из сказанного выше ясно, что биосфера в ее структуре и функции соответствует понятию биологической (экологической) системы.

Слайд 12

На уровне биосферы как целого осуществляется всеобщая функциональная связь живого вещества с неживой природой. Ее структурно-функциональными составляющими (подсистемами), на уровне которых осуществляются конкретные циклы биологического круговорота, являются биогеоценозы (экосистемы).

Слайд 13

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию приготовила Ученица 8 «А» класса МАОУ СОШ № 19 Павлова-Засядько Алина

Слайд 3

Активное воздействие человека на природу приводит к нарастанию темпов исчезновения многих видов животных. Воздействие человека Прямое (уничтожение особи вида) Косвенное (изменение среды обитания) распашка степей выпас скота строительство дорог, городов и т.д. загрязнение окружающей среды охота сооружение плотин истребление переселение разведение вырубка леса

Слайд 4

На территории нашей области расположены 3 микрозаповедника: Балашовский - «Арзянский бор», Новобурасский - урочище «Моховое болото», Вольский - меловые склоны с растениями-кальцефилами у г. Вольска . 2 заказника: Саратовский, Аткарский. 82 памятника природы.

Слайд 5

Саратовский государственный природный заказник федерального подчинения Создан 16 мая 1983 года Приказом Главного Управления Охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР № 166. Географическое положение Заказник расположен на территории Федоровского района Саратовской области, в верхнем течении реки Еруслан. Цель создания, основные объекты охраны Целями создания заказника являются охрана, восстановление и воспроизводство местообитаний и популяций ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении охотничьих животных, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, в первую очередь дрофы и стрепета, а также гнездящихся лебедей, колоний журавлей, водоплавающих на пролете, сохранения среды их обитания, путей миграций, поддержания общего экологического баланса. Площадь 44 302 га

Слайд 6

Охраняемые территории Балаковского района Подсосенский бор Сосновые насаждения у с. Плеханы

Слайд 7

1948 год Ученые всего мира создали международный союз охраны природы МСОП. По заданию этого союза ученые: биологи, экологи - стали изучать: каким представителям нашей планеты необходимо помочь в первую очередь, составили списки и издали их в виде книги. Назвали ее «Красная книга фактов». Это была первая Красная книга. Её главные задачи – привлечь внимание человечества к спасению исчезающих видов и восстановлению редких.

Слайд 8

19 66 год Красная книга была издана в необычном виде. Она состояла из разноцветных страниц:

Слайд 9

исчезающие животные сохраняющиеся, но их численность сокращается не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко

Слайд 10

неопределенные виды, малоизученные учеными удалось спасти в результате мер по их охране. исчезнувшие животные

Слайд 11

В нашей стране такая книга вышла в 1978 году, позже выяснилось, что в защите нуждаются большее количество видов. В 1984 г. (6 лет спустя) выходит втрое издание в двух томах ( 1 том – растения, 2 том – животные).

Слайд 12

Первый выпуск Красной книги Саратовской области вышел в свет в 1996 г. Было взято под охрану 404 вида растений и животных. В новом выпуске в 2006 г. общее число видов, подлежащих охране, увеличено до 541. Из них 306 видов грибов, лишайников и растений , 235 видов животных. Некоторые из них в незначительном количестве встречаются и в нашем районе.

Слайд 13

насекомые Мнемозина Шмель глинистый Семейство Парусники Семейство Пчелиные

Слайд 14

Птицы Семейство Ястребиные Орлан-белохвост Семейство Соколиные Балобан

Слайд 15

Млекопитающие Отряд Хищные Семейство Куницевые Горностай Отряд Грызуны Семейство Беличьи Сурок степной

Слайд 16

животные , Истреблённые человеком

Слайд 17

Бескрылая гагарка

Слайд 18

Стеллерова корова

Слайд 19

Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стебле повилики, На тропинке солнечные блики… Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем. Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения Недели естественных наук-2010

Неделя естественных наук проходила под лозунгом "Земля- планета сокровищ". В ней участвовали учителя химии, биологии и географии. Каждый день проходил под своим собственным лозунгом....

Неделя естественных наук в школе "Знание - сила".Презентация проекта.

Презентация проекта недели естественных наук в школе.Выступление на курсах повышения квалификации учителей химии....

Презентация к неделе естественных наук

Презентация "Звездный час"...

Температура и ее измерение (открытый урок в 10 классе 17.11.2011 в рамках недели естественных наук).

Урок проводился в 10 классе, в группе базового уровня.Такого вида уроки провожу часто: учащиеся немного ориентируются в данном вопросе,поэтому удобно вести беседу -диалог, вводя новый дополнительный м...

Температура и ее измерение (открытый урок в 10 классе 17.11.2011 в рамках недели естественных наук).

Урок в 10 классе, в группе базового уровня. Учащиеся немного ориентируются в данном вопросе, поэтому подготовила урок беседу -диалог.  Хотелось найти что нибудь новое, связанное с именем М.В.Ломо...

Программа проведения недели естественных наук в школе

В разработке представлена программа проведения недели биологии,химии и географии в школе, а так же подробный сценарий одного из мероприятий для учащихся среднего и старшего звена...

Сценарий внеклассного мероприятия по географии в рамках недели естественных наук

Внеклассное мероприятие по географии в виде игры-путешествия "По разноцветной планете". В игре участвуют 2 команды. Отвечают на "цветные" вопросы по географии. Например, назовите реку, озеро, море, но...