География транспорта мира. 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
Конспект урока "География транспорта мира" 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_geogr_transp_mira.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 26
Учитель: Радченко Ульяна Александровна
ОУ: МБОУ СОШ № 22
Тема: ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА МИРА
Цель:
1. Сформировать представления о непроизводственной сфере, ее
структуре и географии.
2. Охарактеризовать по основным параметрам мировую транспортную
систему, ее проблемы и перспективы.
Оборудование: карта «Транспорт мира», атласы, мировые карты сельского хозяйства.
Тип урока: стандартный урок.
Структура урока:
План
1. Транспорт- третья ведущая отрасль материального производства.
2. География различия в мировой транспортной системе: две группы
стран, регионы.
- Сухопутный транспорт: три главных вида.
- Водный транспорт: особая роль морского транспорта.
5. Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный вид транс-
порта.
6. Транспорт и окружающая среда.
Ход у рока
I. Проверка ранее изученного материала.
1. Письменный опрос. Вопросы:
- Перечислите черты, присущие сельскому хозяйству развитых капиталистических стран и стран развивающихся.
- Начертите схему производственных связей животноводства и земледелия с промышленностью в развитых странах.
2. Устный опрос. Вопросы:
1) Перечислите особенности географии зерновых культур.
2) Назовите факторы, влияющие на развитие животноводства в развитых странах.
II. Изучение нового материала.
Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства.
На предыдущих уроках у учащихся формировались навыки работы с учебником. На данном уроке учащиеся самостоятельно и внимательно прочитывают тему «География транспорта мира» (10-12 мин), затем отвечают
на следующие в о п р о с ы : •
1) Объясните роль и значение транспорта в современной экономике как третьей ведущей отрасли производства.
Ответ:
А. Транспорт является основой ГРТ.
Б. Объем и структура транспортных перевозок отражают уровень и структуру экономики.
В. География транспортной сети и грузопотоков влияет на размещение производительных сил.
Г. Транспорт воздействует на размещение производительных сил, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран.
Д. Без транспорта невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров, услуг, да и преодоление расстояния между людьми.
2) Какое воздействие оказала НТР на «разделение труда» между отдельными видами транспорта? Приведите примеры.
Ответ:
A. Увеличение пропускной способности транспортных путей.
Б. Появление новых транспортных средств.
B. Увеличение вместимости и скорости передвижения.
Г. Контейнеризация, повысившая производительность труда в 7—10 раз.
Контейнеризация (от англ. contain - вмещать) - перевозка штучных грузов в специальных металлических емкостях - контейнерах. С ней связано появление новых транспортных средств - контейнеровозов и специальных перегрузочных станций - контейнерных терминалов.
Примеры:
- Продолжается электрификация железных дорог. Появились поезда на воздушной и магнитной подвеске. Мировой рекорд скорости поезда принадлежит Франции. Здесь была достигнута скорость поездов в 1981 гг 380 км/час, а в конце 1980-х гг. - 515 км/час.
- На автомобильном транспорте повысился интерес к электромобилям, машинам с дизельными, газобаллонными и другими двигателями.
- На водном транспорте стали эксплуатироваться суда-атомоходы, суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, специализированные суда для перевозки навалочно-насыпных грузов (балкеры), с горизонтальным способом погрузки и выгрузки (ролкеры), мехтеровозы, автомобиле-возы.
- Широкофюзеляжные самолеты - аэробусы берут на борт 300-500 пассажиров и более. Расстояние от Лондона до Нью-Йорка «КоНкорд» преодолевает за 3 часа 40 минут.
3) Назовите основные черты различия между транспортом экономически развитых и развивающихся стран?
Ответ:
Транспорт в экономически развитых странах: | Транспорт в развивающихся странах – отстающая отрасль экономики, характерны черты: |
а) высокий технический уровень; | а) несформированность транспортных систем; |
б) взаимодействие подотраслей; | б) преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного - Индия, Пакистан, речного - страны тропической Африки; |
в)обеспеченность транспортной сетью, ее густота (плотность), подвижность населения самые высокие; | в)транспортная подвижность населения в несколько раз |
г) на эти страны приходиться 75-80% общей длины мировой транспортной сети | г) для перемещения грузов еще широко используется гуже- |
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему.
4) По каким признакам группируются все виды транспорта?
Ответ: По значению; по уровню развития; по географическим сферам их применения.
В этом случае выделяют:
а) сухопутный (наземный);
б) водный;
в) воздушный транспорт.
5) Проанализируйте показатели перевозочной работы мирового транспорта, находящие отражение в его грузо- и пассажирообороте. Какие изменения в процентном отношении в структуре мирового грузо- и пасса-
жирооборота можно выделить из данных таблицы:
Структура мирового грузо- и пассажирооборота, в %
Виды транспорта | Грузооборот | Пассажирооборот |
Железнодорожный | 12 | 10,5 |
Автомобильный | 10 | 79 |
Трубопроводный | 13 | |
Морской | 62 | |
Внутренний водный | 3 | 1 |
Воздушный | 10 |
Ответ: А. Обращает на себя внимание то, что в мировом грузообороте внеконкурентное первое место занимает морской транспорт. Хотя он перевозит сравнительно небольшую часть всех грузов, дальность их транспортировки нередко достигает 8-10 тыс. км. Поэтому и грузооборот морского транспорта, измеряемый в тонно-километрах, достигает очень больших величин.
Б. В структуре мирового пассажирооборота еще заметнее преобладает автомобильный транспорт. При этом на автобусы приходится 19% всех пассажирских перевозок, а на легковые автомобили - 60%.
В. Доля же железнодорожного транспорта в общей длине мировой транспортной сети снижается.
Примеры:
♦ В США и большинстве стран Западной Европы длина железных дорог уменьшилась ровно вдвое.
♦ В Китае, Канаде, Бразилии железнодорожная сеть продолжает расти. 6) Назовите «первую десятку» стран по длине железнодорожной сети и
пять стран, имеющих наименьшую длину дорог.
Десять стран, выделяющихся длиной железнодорожной сети
Страна | Длина ж/д, тыс. км |
США | 178 |
Россия | 87 |
Канада | 86 |
Индия | 63 |
Китай | 54 |
ФРГ | 44 |
Австралия | 37 |
Франция | 33 |
Аргентина | 33 |
Бразилия | 30 |
7) Назовите десять стран с высокой густотой железных дорог и десять стран с самой низкой. Сделайте вывод о различиях между странами в обеспеченности железными дорогами. (Работа с картой атласа, таблицей.)
Ответ: Наибольшей плотностью дорог отличаются страны Западной Европы, где на 100 км2 территории приходится более 10 км железнодорожного полотна. В России этот показатель гораздо меньше, чем в Западной Европе и США (менее 1 км на 100 км2). В 1980-х годах стоимость 1 км железнодорожного пути в восточных районах достигала 2 млн рублей. Теперь счет идет на, миллиарды. В развивающихся странах плотность железнодорожной сети гораздо ниже.
Первые десять стран по густоте железнодорожных путей в середине 1990-х гг.
Страна | Густота ж/д сети, км на 1000 км2 |
Швейцария | 140 |
ФРГ | 122 |
Чехия | 120 |
Куба | 114 |
Бельгия | 112 |
Венгрия | 84 |
Польша | 82 |
Словакия | 75 |
Нидерланды | 74 |
Япония | 72 |
Для сравнения добавим: этот показатель для Канады - 8,6 км, для Китая - 5,6 км, для Австралии - 4,8 и для Бразилии - 3,6 км.
8) По каким показателям следует охарактеризовать современный уровень развития автомобильного транспорта?
Ответ:
Основные показатели:
а) длина автомобильных дорог;
б) размеры автомобильных парков;
в) насыщенность личными автомобилями из расчета на 1000 жителей.
• По общей протяженности автомобильных дорог первые пять мест занимают:
1 -е место - США (6,3 млн км), 2-е место - Индия (2,2 млн км), 3-е место - Бразилия (1,5 млн км), 4-е место - Япония (1,1 млн км), 5-е место - Китай (0,85 млн км). Далее следуют: Франция - 0,9 млн км, Канада - 0,85 млн км, Австралия - 0,8 млн км, ФРГ - 0,65 млн км,
Россия - 0,55 млн км (занимает только десятое место).
• Автомобильный парк мира в 1998 году приблизился к 700 млн ма-
Первые десять стран мира по размерам автомобильного парка в середине 1990-х гг.
Страна | Автопарк, млн машин |
США | 210 |
Япония | 45 |
ФРГ | 42 |
Италия | 31 |
Франция | 28 |
Великобритания | 24 |
Россия | 18 |
Канада | 17 |
Испания | 16 |
Бразилия | 14 |
• Первое место в мире по насыщенности личными автомобилями из расчета на 1000 жителей занимают США (более 500).
В странах Западной Европы, в Японии, Канаде, Австралии - от 300 до 500; в России - 100, в странах Африки - 15, в Южной Азии и Китае -примерно 3.
• Показатель исчисления количества людей, приходящихся на один легковой автомобиль: в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ФРГ, Франции, Италии, Швейцарии, Швеции и в некоторых других странах Европы на один автомобиль приходится 2 человека, в Японии - 3, тогда как в Индии - 250, в Китае - 350 человек.
9) В грузоперевозках каких стран и почему морской транспорт имеет первостепенное значение?
Первая десятка стран по тоннажу морского торгового флота
в 1996 году
Страна | Тоннаж, млн т |
Панама | 72 |
Либерия | 60 |
Греция | 29 |
Кипр | 25 |
Багамские острова | 24 |
Сингапур | 20 |
Япония | 20 |
Норвегия | 19 |
Мальта | 18 |
Китай | 17 |
10) Что такое «бегство» флота под «дешевые» «подставные» флаги? Для каких стран это характерно?
Ответ: ^
Наличие большого флота у некоторых развивающихся стран, особенно у Панамы и Либерии, объясняется тем, что на самом деле под флагами этих стран плавают суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Великобритании, Италии, Швеции. Такое «бегство» флота объясняется стремлением судовладельцев традиционных морских держав сэкономить на налогах, на заработной плате моряков. Следовательно, фактически флот, плавающий под «удобными» «дешевыми», «подставными» флагами, принадлежит не развивающимся, а развитым странам.
- По рисункам 37, 38, 39, 40 и цветной карте в атласе изучите размещение крупнейших портов и географию грузопотоков. Сравните различные типы морских портов (см. с. 139 в учебнике). Какие грузы перевозит морской транспорт? Чем это объяснить?
- Назовите внутренние водные пути, имеющие международное значение.
13) Назовите крупнейшие авиапорты мира (ДТ [23], с. 152).
III. Выступления учащихся с сообщениями.
Темы:
1. Крупнейшие авиакомпании мира по итогам 1999 года.
Подведены итоги деятельности за 1999 год 25 крупнейших авиакомпаний мира.
Первые 7 строчек по числу перевезенных пассажиров заняли авиакомпании США во главе с «Delta» - 105,5 млн. На втором и третьем местах «United» - 86,6 млн и ((American Airlines* - 81,5 млн пассажиров. Европейцы заняли со своими 7 авиакомпаниями 2-е место. В списке три крупнейшие из них заняли 9-11-е места. Это немецкая «Luftgansa» -38,9 млн пассажиров, «Air France» - 37,0 млн и «British Airways» - 36,3 млн. Швейцарская «Swissair» с 14,5 млн пассажиров замыкает список. На долю азиатов (без КНР) пришлось 6 авиакомпаний. Самая крупная из них -«АН Nippon» (8-е место и 42,7 млн пассажиров), занимающаяся в основном внутренними перевозками, в то время как (Japan Airlinse» (JAL), ориентированная на международные линии, заняла 12-е место (32,9 млн). Среди гигантов авиаперевозок - по одной компании из Южной Кореи, Австралии, Малайзии и Таиланда. А вот что касается количества воздушных судов, то на 24-е место попал «Аэрофлот» - 121 самолет. Возглавляет же список «American» - 697 самолетов. Североамериканские авиакомпании, среди которых и занимающиеся экспресс-доставкой почты, всего заняли 16 мест в этом списке, включая 8 в верхней его части.
Рейтинг крупнейших авиакомпаний мира определен в соответствии с итогами их деятельности в 1999 году по следующим категориям (данные взяты из статьи: The World's Top 25 Airlines. // Air Transport World. 2000. №7.C49):
- Годовой пассажирооборот.
- Годовой доход.
- Оперативная прибыль.
- Чистая прибыль.
- Количество перевезенных пассажиров.
- Годовой грузооборот.
- Количество работающих в компании.
- Количество самолетов.
За первое место в каждой категории компании присуждается 50 очков, за второе - 49, за третье - 48 и т. д. Затем очки, набранные компанией, суммируются. Результаты приведены втаблице (см. с. 125): Крупнейшие авиакомпании мира
2. Транспорт и окружающая среда (сообщения учащихся).
IV. Итоги урока.
Вопрос: Какой вид транспорта сыграл, по-вашему, решающую роль в формировании мирового хозяйства? Объясните. Укажите правильный ответ (тест):
Уровень развития транспорта выше в той стране, которая:
А. Имеет более высокий показатель грузооборота.
Б. Располагает почти всеми известными видами транспорта.
В. Полностью обеспечивает собственные потребности в перевозке грузов и пассажиров и развивает те виды транспорта, которые соответствуют географическим особенностям страны.
Г. Покрыта густой сетью автомобильных и железных дорог.
Оценка и самооценка работы учащихся на уроке.
V.Задание на дом: с. 136-143.
Подготовиться к семинару по теме «Международные экономические отношения»; провести исследовательскую работу по темам:
1. Свободные экономические зоны.
Литература по теме: -
Российский экономический журнал. 1992. № 11; 12. Экономика и жизнь. 1993. № 8; 9.
2. Развитие и география международного туризма.
География в школе. 2000. № 8 (статья В. П. Максаковского).
Новое в мире. Цифры и факты. Справочник.
Дополнительные главы к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс». 1999 год.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "География транспорта мира"
Презентация по теме "География транспорта мира" к уроку географии в 10 классе....
Урок по географии "Транспорт мира"
Урок по географии в 10 классе. Учебник Максаковского В.П. "География. Экономическая и социальная география"....
технологическая карта урока географии "Транспорт мира" в соответствии с ФГОС
Данная технологическая карта урока географии по теме "Транспорт мира" составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Задания для групп помогут организовать разнообразную деятельность учащихся на уроке:...
Урок географии в 10 классе "География транспорта Мира.Сухопутный транспорт"
Урок географии в 10 классе "География транспорта Мира. Сухопутный транспорт" расчитан на 1 час. Урок включает проверку домашнего задания по теме:"Сельское хозяйство Мира", ра...
Технологическая карта урока по теме: "География транспорта мира " 10 класс
Технологическая карта урока по теме:"География транспорта мира " 10 класс...
География транспорта мира 10 класс
Перезнтация к уроку...
Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"
Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"...