Устные журналы: "Красноярье"; "Удмуртия"; "Магаданская область"; "Чеченцы".
презентация урока для интерактивной доски по географии (8, 9 класс)
Устные журналы - это иллюстрированный обзор, сопровождающийся устным рассказом о малых народах, красивейших отдаленных уголдках России и малых городах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Магаданская область | 36 КБ |
Красноярье | 30.5 КБ |
Удмуртия | 41 КБ |
Чеченцы | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 Магаданская область образована 3 декабря 1953 года, входит в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь области — 462 464 кв. км из них 0,9% - водная поверхность, население — 161 248 (2010) человек, в городах живет 93% населения.
2 Магаданская область расположена на крайнем северо-востоке России. Находится «на самом краю Большой земли». Это красивый и суровый край, притягивающий своей необычной, сложной историей и романтикой волнующих приключений.
3 Магадан —административный центр Магаданской области. Расположен на берегу Нагаевой бухты Охотского моря, в 7110 км к востоку от Москвы. Магаданский морской порт — крупнейший на северо-востоке России. В городе находится крупный аэропорт. Население —около 120 тысяч человек. Основан в начале 1930-х годов в связи с разработкой месторождений золота в Колымском бассейне и получил статус города в 1939 году.
4 Туристический потенциал Магаданской области объясняется особенностями географического положения, рельефа и историко-экономического развития. Магадан печально известен существованием ГУЛАГа и прекрасно знаменит своими горами, реками, озерами и другими достопримечательностями.
5 Огромный интерес у туристов вызывают горы Большого Ангачака (2293 м), расположенные на левобережье Колымы. Маршруты в горах дают возможность познакомиться с горно-озерным краем, где с выдающимися вершинами соседствуют живописные озера. В долинах рек гремят водопады.
6 -7 Большая часть поверхности гориста. На востоке находится Колымское нагорье, в центральной части высятся отроги хребта Черского. Лыжные маршруты охватывают всю территорию. Наилучшее время для походов – март-середина апреля. Каждое лето сюда выезжают экспедиции горнолыжников – присоединяйтесь к ним и вы познаете Магаданскую Швейцарию.
8 Таватумские горячие источники являются одной из достопримечательностей Северо-Эвенского района. Температура воды источника около +60 °С. Хлоридно-натриевая вода применяется для лечения ревматизма, болезней суставов и костно-мышечной системы. Санаторий располагает двумя бассейнами с горячей и теплой водой. В 35 метрах от них находится сам источник термальных вод. История курорта отражена в легенде орочей и эвенов. Некогда в долине реки Талой, среди белого снежного покрова был обнаружен участок талой земли, над которым всегда стелился туман. Суеверный страх заставлял людей далеко обходить это место. Но однажды в тайге остался больной и слабый старик. Старик пил воду источника и грелся, купаясь в нем, а когда соплеменники вернулись назад, они нашли его здоровым.
9 -10 На территории Магаданской области, на берегу Охотского моря, расположен государственный заповедник «Магаданский». Заповедник имеет площадь 883, 8 тыс. га. Разные его участки расположены как на материке, так и на островах и полуостровах. Сеймчанский участок включает горные хребты, фрагменты мелкосопочного рельефа, низменную заболоченную равнину. Местами развита вечная мерзлота.
На территории заповедника отмечено 729 видов растений. Обитают 32 вида рыб, птицы — всего свыше 180 видов, включая 150 гнездящихся, на побережье колонии морских птиц, наземных млекопитающих около 40 видов. На побережье лежбища морских млекопитающих.
11 Одно из самых красивых и экзотичных озёр Дальнего Востока. Старожилы рассказывают, что свое название озеро получило благодаря необычной находке, сделанной «первооткрывателями». Когда озеро было обнаружено, на берегу исследователи нашли книгу Джека Лондона «Мартин Иден». Озеро лежит среди гор, на высоте 803 метра, длина озера 10 километров, глубина достигает 50 метров. Замерзает озеро в середине октября. Толщина льда к концу мая достигает 170-190 см. До конца июля на озере плавают льдины, но у берегов вода прогревается до +10-12 °C.
12 Поход сплавом будет протекать по совершенно не заселенной живописной горно-таежной местности, лишь изредка посещаемой пастухами-оленеводами, ведущими кочевой образ жизни. Вот где можно попробовать свои силы на порожистых спусках и отдохнуть от них на равнинных перекатах.
13 Этнический туризм. Из коренных малочисленных народов на начало 2007 года — 57 % эвены, 23 % — коряки, 13 % — ительмены. Существенная доля тех из них, кто проживает в сельской местности, заняты народными промыслами, основные из которых — оленеводство и рыболовство.
14 Основная отрасль сельского хозяйства — оленеводство. Кроме того в Магаданской области занимаются молочно- мясным скотоводством, звероводством, пушным промыслом, птицеводством. В Сеймчанской долине с уникальным для Крайнего Севера микроклиматом и почвами выращивают на вечной мерзлоте урожаи капусты, картофеля, однолетних трав.
15-16 В реках водятся хариус, чукучан и валек, а также тихоокеанские лососи – кеты, горбуши, нерки, чавычи и кижуча, на склонах речных долин можно в изобилии собирать дикорастущие ягоды и грибы. Рыбалка является визитной карточкой магаданского туризма. А вот ловля крабов относится к категории экстремального вида лова.
17 В начале 1930-х годов на Колыме были обнаружены золотые россыпи, где вскоре были созданы первые золотодобывающие прииски, вокруг них строились поселки. Сегодня Магаданская область обеспечивает треть общероссийской добычи золота.
18 – 19 ГУЛаг. Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения— подразделение НКВД. Судьба Александра Солженицына и Варлама Шаламова - отражение страшных страниц истории нашей страны. Страдания, боль, потери, попранное человеческое достоинство... Их книги - это документальное свидетельство: воспоминания, записные книжки, переписка, ...
20 Магаданский областной краеведческий музей представит естественно-историческую коллекцию, которая отражает разнообразие видов животных и растений с древнейших времен - от мамонтовой фауны - до настоящих дней, образцами горных пород и минералов с месторождений полезных ископаемых края. А также предметы материальной и духовной культуры эвенов, юкагиров, якутов, коряков, чукчей, эскимосов.
Здесь же собраны уникальные материалы по истории сталинских репрессий на территории края.
Откройте для себя Магаданскую область! Путешествуйте по России !
Предварительный просмотр:
Красноярский край
Красноярский край вытянулся на 3 тысячи километров вдоль одной из крупнейших сибирских рек - Енисея. Край расположен в самом географическом центре России.
Большая меридиальная вытянутость края определяет и разнообразие ландшафтов на его территории. Если отправиться в путешествие по нему, то можно всего в течение нескольких дней увидеть степь и тайгу, тундру и арктическую пустыню, полюбоваться полетом птиц, увидеть медведя, промышляющего на речных перекатах рыбой, покататься на северном олене, познакомиться с бытом коренных народов севера и погреться на солнцепеке.
Много живописных уголков в этом крае. Почти на тысячу километров протянулись Саянские хребты со снежными вершинами и фантастическими гребнями, мрачным чернолесьем Буйбинских ущелий, величавым раздольем Ангары. Много своеобразной прелести в ландшафтах Заполярья и просторах Хакасских степей. Ярки и живописны окрестности Красноярска. К северу от города поднимаются красноверхие мергелевые вершины Дрокинских и Арейских гор. На правом берегу Енисея тянутся отроги Саянского хребта. К востоку от Красноярска высится конусообразная вершина Черной сопки. В двух десятках километров от нее находятся гребни «Верблюдов», а за ними – утес «Монгольский шатер» с водоемом одиннадцатиметровой глубины на вершине. Юго-западнее города над лесистыми горами чернеет мрачный Такмак. С шоссейной дороги в крутом каменистом склоне левобережья открывается панорама Манских гор.
Невдалеке находится Собакин бык, и в километре от него – несколько пещер. За деревней Овсянкой – устье холодной порожистой Маны, а за ней Бирюсинские скалы и знаменитые пещеры в них, служившие пристанищем первобытному человеку несколько тысячелетий назад… Дальше поднимаются сланцевые «Пальцы» и каменистые башни, носящие название «Казачьих острогов».
За первой грядой Саянского отрога, к югу, находится …Вот взгляду открывается огромная пирамида. Ее название – «Первый столб». Он доступен для лазания даже новичкам, за исключением некоторых участков. Но учиться лазить по скалам, держаться на голом камне начинают со «Слоника». Этот камень лежит у подножия Первого столба и всегда облеплен мальчишками и девчонками всех возрастов. Если ты забрался на спинку «Слонику», несмотря на его полированные бока, то и другие скальные вершины тебе по плечу.
С вершины Первого столба открывается вид на самую большую в заповеднике и несколько мрачноватую скалу – Второй столб. Эта скала для опытных. А вот на Четвертый столб может забраться каждый. «Столбисты» (так называют людей, скалолазов, «сроднившихся» с заповедником) приглашают гостей подняться на этот столб, независимо от времени года. Отсюда прекрасный вид: каменные утесы возвышаются как острова в бушующем море тайги.
В Саянах расположен еще один заповедник – Саяно-Шушенский. Здесь тоже широко развит самодеятельный туризм.
Наибольшее распространение в Саянах получили пешеходные маршруты 3-4 КС. Очень популярными, к примеру, являются маршруты от Саян до Байкала. У горных туристов особой известностью пользуются в Восточных Саянах хребет Крыжина, Манское, Канское белогорье, среди вершин – Мунук-Сардык, пики Грандиозный, Топографов, Триангуляторов, потухшие вулканы Перетолгина и Кропоткина. В западной части популярны перевалы хребтов Ергаки, Кулумыс, Мирской, Араданский и др.
Большинство водных маршрутов проложены по рекам Казыр, Гутара, Большая Бирюса, Ус, Мана. Также интересны маршруты по озерам Тоджинской котловины, а также на западных склонах хребта Крыжина по озерам Кара-Холь и Сют-Холь, Агульское, Медвежье, Можарским озерам и др.
Для спелеотуризма наиболее привлекательными являются Баджейская, Кубинская, Орешская и другие пещеры.
Набирает популярность и конный туризм.
В городах Красноярского края вам предложат круизы по Енисею-батюшке. Это уникальная возможность познакомиться с величием сибирской природы, с юга на север пересечь Красноярский край - от Саян до Таймыра, посетить самые известные города и поселения на берегу Енисея: Енисейск, Ворогово, Туруханск. Перейти через пороги: Казачинский и Осиновский, знаменитые Енисейские «щеки», увидеть устье подкаменной Тунгуски, в бассейне которой находится место падения таинственного Тунгусского метеорита, пересечь Полярный круг. Посетить города Заполярья: Игарку с единственным в своем роде Музеем вечной мерзлоты и Дудинку – центр Таймырского АО.
Путешествуя по Красноярскому краю, вы будете тщетно искать сравнения, ибо красота его ни с чем не сравнима, и тогда не раз вспомните слова мудрого: «На что мы ищем сокровищ для глаз в чужих дальних землях, кои здесь под руками нашими и очами зреть можно».
Животные в нашем зверинце вид имеют не замученный, за ними хорошо ухаживают, поэтому они сытенькие и гладенькие, но…Всё-таки тоска в глазах некоторых хищников наводит на грустные размышления.
Предварительный просмотр:
- жилище удмуртов.
Дома строили в местах с неглубоким залеганием грунтовых вод, там, где на поверхность выходили ключи. Усадьба крестьянина-удмурта была комплексом жилых и хозяйственных построек.
Зимнее жилище удмуртов представляет собой четырехугольный сруб. Основной
строительный материал – еловые бревна. Сложенный из них сруб тщательно сушили, фундаментом для дома сначала служили деревянные чурки; позднее их заменили кирпичные стояки. Однако встречались и дома, построенные без фундамента: нижний ряд бревен обмазывался смолой и укладывался непосредственно на землю.
Уровень пола поднимали высоко над землей, так что в подполе человек мог стоять почти в полный рост. Крыши были двускатными. Материалом для кровли служили доски, а в бедных жилищах – солома.
Внутренняя планировка удмурдского жилища довольно проста. Печь обычно располагалась справа от двери. В противоположном от печи углу /переднем, красном/ находилась божница, а под нею – стол, возле которого стоял единственный в доме стул /пукон/. На этом стуле мог сидеть хозяин дома либо гость. В задней части избы сооружались полати, на них взбирались по лестнице. Вдоль стен устраивались массивные широкие лавки, над ними, выше окон – полки.
По углам /кроме переднего/ строили нары, позднее их заменили деревянные кровати. В потолок вбивалось металлическое кольцо: через него проходила березовая жердь для подвешивания детской кроватки. Мебели в доме было мало: стол, стул, иногда шкаф для хранения посуды. Чаще посуду держали в подвесном ящике, а ложки – в корзине из ивовых прутьев.
Перегородки в доме не было. Печь возводили из красной глины, которую месили
здесь же, на полу /с добавлением соли/. Под печью оставалось свободное пространство. Зимой там держали кур. Сбоку в печи были углубления для сушки обуви и рукавиц.
Печь с трубой, выходящей наружу, возводилась в домах, топившихся по-черному: дым выходил прямо в помещение, а из него, через отверстие в потолке наружу.
Жилище было тесным. Основное пространство занимали печь и ткацкий станок. В избе изготовляли и ремонтировали мелкий сельскохозяйственный инвентарь.
Особенностью удмуртской избы было то, что она служила только зимним жилищем. С наступлением теплых дней семья переходила в клеть /кенос/. Обычно кеносы были двухэтажные, с галереями. Первый этаж не имел пола, в нем были широкие двери, в которые можно было въехать на телеге. Кенос не отапливался: в нем не было окон. Свет проходил через дверь и небольшие прямоугольные отверстия, прорубленные в стене, противоположной двери.
Нижнее помещение кеноса оборудовалось закромами для хранения зерна, муки и других припасов. На втором этаже вдоль стен устраивались деревянные нары, закрывавшиеся холщевыми тканями. К стенам крепились жерди, на которых висела одежда. Здесь же находились предметы, связанные с женским трудом: прялки, ткацкие принадлежность, посуда – и другое имущество.
Во дворе находилась небольшая постройка – куа, где происходили домашние моления и приносились жертвы. Одновременно она служила летней кухней. Куа строилась из бревен: в ней не было пола и потолка. Вдоль стен стояли лавки. В левом углу, у двери, располагался стол.
В середине куа из камней складывался очаг, над которым на цепи висел котел. Очаг, зола в нем и цепь считались священными. Над столом располагалась священная полка, на которой хранился короб с посудой для жертвоприношений. Во время праздников куа украшали полотенцами, ветками зелени.
Кроме избы, кеноса и куа на дворе крестьянина – удмурта располагались и другие постройки. Это были помещений для скота, навесы для дров, для хранения инвентаря. Усадьба замыкалась воротами и забором. Бани строились отдельно от усадьбы около речки или ключа.
Особенности жилища удмуртов:
- Фасад дома был предметом особой заботы и внимания, украшался;
- Климат заставлял удмуртов возводить любые постройки под крышей, утеплять зимнее жилье;
- Были помещения зимние и летние;
- Различные помещения строились отдельно от основного жилья, но соединялись в единый ансамбль.
Удмурты и жители Сибири носили своеобразную одежду и украшения. К 19 в. сложилось три варианта народного костюма удмуртов - северный, южный и бесермянский. На уроке речь пойдет о северном варианте. Одежда шилась из белого домотканого холста и украшалась вышивкой. В расцветке преобладали красные тона, сочетавшиеся с синими или черными.
Женская одежда.
Платье имело туникообразный покрой, богато украшалось вышивкой. В состав костюма входили кабача- четырехугольные вышитые куски ткани, надеваемые поверх рубахи на грудь /рис.3/. в зависимости от назначения нагрудники подразделялись на свадебные /основной узор –восьмиконечная звезда/, ритуальные / крестообразной фигурой в центре/, праздничные /с узором в виде ступенчатой пирамиды/. В другие дни надевали нагрудники с произвольным узором.
Теплой верхней одеждой служили длинные кафтаны из толстого сукна – сукманы /рис 4/. Зимой носили шубы из дубленой овчины.
Женские головные уборы- повязки, покрывала, шапки, полотенца. Замужние женщины кроме налобных повязок и платков носили головное полотенце – весяк, концы которого украшались вышивкой и красными полосами / рис.5/
Женщины обувались в лыковые лапти /рис.6/, с которыми носили чулки из толстого белого льняного холста. Позднее стали использовать вязаные чулки.
Украшения входили в праздничный наряд. На руки надевали нитки бус через плечо- перевязи, в ушах носили серьги из серебра, на шее – ожерелья из бус, монет. Волосы украшались роговыми гребнями /рис.7-10/. На рис.11 изображен один из вариантов женского удмуртского костюма.
Мужская одежда.
Мужская, туникообразная рубаха - дэрем – шилась из белого холста и имела правосторонний разрез на груди /рис.12/. носили ее навыпуск, подпоясывались узорным плетеным поясом или ремнем. Штаны шились из двух перегнутых по продольной нитке полотенец темных расцветок со вставными клиньями.
Верхней мужской одеждой служил приталенный холщевый кафтан со стоячим или шалевым воротником. В холодное время носили шубы из овчины прямого или приталенного покроя. К концу 19 века в мужской одежде, как и в женской, распространилась пестрядь / пестрые ткани/.
Традиционным головным убором мужчин был сшитый из домашнего сукна колпак. В 19 в. получили распространение вяленые шляпы с полями. Зимой носили шапки. Летней обувью служили лапти, зимней – валенки. Лапти носили с белыми портянками.
Познакомимся с трапезой удмуртов.
Самыми первыми занятиями предков удмуртов были охота, рыболовство, бортничество и собирание дикорастущих трав. Эти занятия давали значительную часть продуктов питания.
Повседневные блюда.
Ежедневная пища удмуртов была проста. Осенью и зимой стол считался обильным: мясо, масло, яйца. Самым тяжелым временем был конец весны, когда истощались запасы картофеля, овощей, солений.
Основу питания составлял хлеб /нянь/. Без него не садились за стол. Хлеб постоянно лежал на столе, и все желающие могли отрезать себе кусок. Пекли его из ржаной или овсяной муки, очень редко из пшеничной. Самыми распространенными были крупяные супы /шид/. Супы варились на мясном бульоне, на воде и молоке. Любимой едой были каши из пшеничной, овсяной, ячневой, просяной, гречневой крупы.
Часто на столе удмуртских крестьян можно было увидеть древние кушанья – заварихи и кисели. Заваруху готовили очень просто и быстро: в горячую воду сыпали муку до тех пор, пока кушанье не загустеет. Ели заваруху с молоком или маслом.
Праздничная еда.
На праздничный стол кроме хлеба ставили лакомства – топленое молоко, пироги с начинкой, ватрушки. Из пресного теста готовили перепечи / сочни с загнутыми вверх краями/ с мясом, грибами и яйцом.
Самое знаменитое удмуртское блюдо - пельмени. Кстати, в переводе с коми и удмуртского языков: пель – ухо, нянь-хлеб значит пельмень – хлебное ушко. Приглядитесь, пельмени действительно похожи на ухо. Начинку для пельменей использовали самую разнообразную: мясо, капусту, картофель, рыбу, ягоды, творог, грибы. Среди пельменей, которые готовили к свадьбе, было несколько приметных: в начинку клали соль, зерно, монетку, шерсть. Говорили, что, если попадет пельмень с монетой – молодожены будут богаты, если с шерстью – будет водиться скот, если с солью – будут счастливы, если с зерном - всегда будут с хлебом.
В праздники удмурты употребляли кумышку /вид спиртного напитка/, изготовленного из картофеля либо из проросшего зерна.
Главными занятиями якутов было скотоводство, рыболовство, охота. Эти занятия давали значительную часть продуктов питания.
В пищевом рационе якутов на первом месте стояла молочная пища, на втором рыбная, затем растительная и мясная. Молочной пищей якуты питались летом. Из кобыльего молока готовили кумыс, который употребляли в большом количестве. Коровье молоко в свежем виде употребляли редко. Из него готовили простоквашу. Подмешивая сливки. В замороженном виде ее хранили зимой. Снятые с молока сливки употребляли в свежем сбитом виде как особо ценное угощение или приправу к другим блюдам. Готовили несколько разновидностей сливочного масла. Способов изготовления сыра и молочной водки якуты не знали. Из растительной пищи в качестве приправы или добавок использовали сушеную заболонь /внутренний слой сосновой коры/, зелень, ягоды /бруснику, голубику/. Якуты не ели малины, считая ее нечистой, не ели грибы. Мясная пища употреблялась реже, наиболее ценным считалось конское мясо. Не ели мясо хищных зверей и птиц: чаек, ворон, филинов. Иногда употребляли мясо уток, куропаток, рябчиков.
Предварительный просмотр:
1, 2, 3,4________________
Существует легенда: когда Бог делил землю между народами, горцы устроили пир в его честь и поэтому опоздали к началу. Тогда Бог дал им землю, которую оставил себе, — Кавказ. С тех пор в горах Кавказа, где, по преданию, был прикован к скале Прометей, и где проживали воинственные амазонки, жил и живет сейчас народ — нохчи, более известный под именем чеченцы.
Чеченцы — один из древнейших народов Кавказа. Принадлежат к кавказской расе. Самоназвание — "нохчи". Столица Чечни– город Грозный
Площадь - 17 500 км², из них водная поверхность - 0,8 %
Население - 1 360 000 (2010) Плотность 85 чел./км²
Государственный язык - чеченский, русский
Государственная религия - мусульманство
Государственный гимн республики по происхождению является литературным памятником чеченского фольклора. В самом названии гимна «Смерть или свобода» и в его содержании заложены национальный характер чеченцев и свободолюбие.
5__________________
Свобода для чеченцев —это философия их существования. Белый цвет на полотнище чеченского флага также выражает свободу. Он ложится на зеленое "поле" – цвет жизни. Цвет свободы пронизывает алый цвет крови. Таким образом, три колора чеченского флага отражают стремление народа к свободной жизни, а кровавый след — его трагическую историю.
Самый почитаемый зверь у чеченцев — волк лег в основу государственного герба Чечни. Уважение к этому животному объясняется так: "Лев и орел являются олицетворением силы, но нападают они только на слабого. Волк — единственный из зверей, кто осмеливается идти на более сильного, чем он сам. Недостаток силы волк заменяет безграничной дерзостью, отвагой и ловкостью. Если же он проиграл битву, то умирает молча, не выражая ни страха, ни боли. И умирает, поворачиваясь лицом к своему врагу". Каждый чеченец гордится, если его сравнивают с волком.
_6________________
Горожан в Чечне 35% и 75% населения живут в горных селах. Но и те и другие строго соблюдают правила чеченской этики — все хорошо, что возвышает личность.
Чеченская традиционная культура общения основывается на равенстве всех людей. Поэтому тот, кто ехал верхом, первым приветствовал пешего; тот, кто шел с горы вниз, — того, кто поднимался. Знаки внимания оказывались слабому, бедному, чтобы те не почувствовали своего ущербного положения. Народная мудрость гласит, что если ты на коне, конь может пасть через несколько шагов, а тот, кто был пеший, завтра может оказаться на скакуне. Недаром в чеченском фольклоре красной нитью проходит мысль, что среди людей всегда находятся сильнее сильного, умнее умного, богаче богатого, поэтому проявление кичливости недопустимо.
__7____________________
Любовь к свободе рождается красотой родного края и обычаями предков.
Чеченские пословицы, поговорки и притчи воспитывали у подрастающего поколения уважительное отношение ко всему сущему на земле. В жизни нет мелочей: не оставляй вбитый в землю колышек — будет болеть голова, не убивай лягушку — околеет корова, не лови бабочку — лишишь сестру радости сердца. Чеченцы задолго до многих других народов перешли к медосбору, не уничтожая пчел, ударить домашнее животное считалось недостойным человека. Ценилось воспитание человека личным примером и внушением, а не телесным наказанием.
У чеченцев главное сам человек. Он, и только он в ответе перед Богом, перед обществом, перед потомками и перед предками за свои поступки. Однако добрые дела и поступки, совершаемые человеком в жизни, зачитываются не только ему, но и всем его родственникам.
_ 8, 9____________________
Традиционный чеченцев костюм изготовлялся из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на обувь – кожа скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для изготовления одежды.
Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет – тип полукафтана - туго обтягивал фигуру. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. По длине бешмет - на 8-10 см. выше колен. Штаны слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Эта одежда не стесняла движений, позволяя бесшумно ходить по горным тропам, лазить по скалам и воинам, и пастухам, и охотникам.
Праздничный мужской костюм включал в себя суконную черкеску, которая одевалась поверх бешмета. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри – деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет. Без кинжала костюм считался не полным.
Характерная чеченская одежда – бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. Головным убором чеченцев была шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык.
_10_____________________
Женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Все чеченские женщины носили длинную рубаху типа туники с разрезом на груди и маленьким стоячим воротничком. Под рубаху надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. Поверх рубахи одевалось платье – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Рукав платья был разрезан почти до плеча, спускался ниже кисти руки и закруглялся внизу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Полы и рукава украшали золотым шитьем. Еще одно важное украшение женской одежды – пояс. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их передавали по наследству из поколения в поколение.
Головной убор чеченки – платок. Девушки складывали его углом, концы проводили под подбородком и закалывали сзади. Замужняя чеченка носила на голове «чухт» – мешочек, куда вкладывались косы. При выходе из дому и при посторонних «чухт», закрывавший косу, прикрывали платком.
11, 12__________________
Посуда у чеченцев почти до конца 19 века была деревянная, гончарная и медная. Гончарные изделия чаще всего покрывались глазурью с геометрическим или растительным орнаментом. Чеченская посуда делалась обычно очень вместительной. А форму диктовало содержимое. Так, в кувшине с узким горлышком хранили топленое масло. Кувшин с широким горлышком предназначался для хранения и заквашивания молока. Кувшин для воды имел очень узкое горло, куда едва мог бы пройти детский кулачок, большую ручку и широкое круглое дно – чтобы удобно было носить его на плече издалека - от реки или со дна ущелья. Делали особой формы глиняные сосуды и для запасов зерна. Изделия искусных чеченских гончаров пользовались большим спросом.
Деревянную посуду вытачивали на токарных станках, которые приводились в движение бурным течением горных рек. Самые прочные породы дерева – дуб, клен - шли на изготовление посуды. Из дерева кроме кухонной посуды делали различную утварь и предметы домашнего обихода.
_13, 14, 15, 16________________________
Исторически сложилась простота и некая аскетичность чеченского жилища. Там был минимум мебели: переносные деревянные кровати и столики. Но бесспорным украшением помещений были войлочные изделия: их подстилали, ими накрывались, украшали стены, утепляли комнаты.Чеченские ковры обычно имеют многоцветный орнамент и бахрому синего и красного цвета.
Бурка – это и надежная в любую непогоду одежда, и, в случае необходимости, своеобразное одеяло. Изготовлением бурок в основном занимались женщины. На работу уходило от 8 дней до месяца. Чеченские бурки, легкие, тонкие и теплые, славились. Чечня была основным производителем бурок на всем Северном Кавказе.
В равнинных районах Чечни были развиты промыслы плетения из тростника и лозы. Изготовлялись рогожи, циновки, корзины.
Издревле чеченцы славились и как мастера по выделке кож.
Чеченские ювелирные украшения – браслеты, бусы, спиральные кольца, перстни, подвески – в древности изготовлялись из бронзы. Позднее к бронзовым украшениям добавились серебряные.
Основа жизни чеченцев – сельское хозяйство: животноводство (крупный рогатый скот, разведение коз, овцеводство и птицеводство
На полях выращивают пшеницу, табак, цитрусовые и виноград
Национальное блюдо чеченцев – это лаваш, долма, лепешки с медом, чепалгаш.
_17____________________
Сказки чеченцев (волшебные, сказки о животных, бытовые) ничем не отличаются от произведений подобного жанра у других народов Северного Кавказа и Европы.
В волшебных сказках присутствуют великаны, драконы, крылатые кони, и герои, совершающие путешествия в разные миры. В роли главного героя часто выступает младший брат, который оказывается умнее, благороднее, мужественнее своих старших братьев.
В бытовых сказках мы встречаем лицемерного муллу, злую мачеху, коварного князя. Представлен в чеченском фольклоре и сюжет о мулле Насреддине, характерный для устного народного творчества исламских народов.
И в волшебных, и в бытовых сказках добро всегда побеждает зло, главный герой из любых сложных ситуаций выходит победителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология Магаданской области
В данном реферате вы найдете качество природной среды и состояние природных ресурсов Магаданской области, большое внимание отведено вопросам нефти Примагаданского шельфа и территориям о особым режимом...
Классный час "История Магаданской области" (часть 2)
История Магаданской области (часть 2)...
Классный час "История Магаданской области" (часть 1)
История Магаданской области (часть 1)...
Связь православных традиций Аляски и Магаданской области.
Через приобщение учащихся к основам православной культуры повышается эффективность духовно-нравственного воспитания. ...
Государственные символы России и Магаданской области
Интерактивная викторина, содержащая вопросы по символике России и Магаданской области...
Развитие туризма в Магаданской области
Исследуются возможности открытия туристических троп на территории Магаданской области...
Задание на областной конкурс «Учитель года Магаданской области-2019» Эссе по теме: «Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела»
laquo;Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог ...