Природа лесных зон России 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Егорова Елена Александровна

Методическая разработка урока для 8 класса "Природа лесных зон" (УМК "Сферы")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

1. Ф.И.О. учителя: Егорова Елена Александровна.

2. Класс: 8 «Б». Дата: 04.03.2014. Предмет: География.

3. Тема урока: «Природа лесных зон России»

4. Место урока в изучаемой теме: данный урок изучается в разделе «Природа России», четвертый урок в подразделе «Природно-хозяйственные зоны».

5. Тип урока: открытие новых знаний

6. Цель: формирование знаний учащихся об особенностях размещения и природы лесной зоны России

    Задачи урока: 

  1. Изучить леса России
  2. Выявить особенности взаимодействий компонентов природы в лесной зоне
  3. Выявить причины различия лесных зон страны
  4. Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации
  5. Способствовать формированию географической культуры личности.
  6. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников через формирование информационно-коммуникативной компетентности.
  7. Развитие экологической культуры учащихся.

Универсальные учебные действия, формируемые у учеников на уроке:

  • Познавательные УУД: извлекают информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявляют сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делают выводы; обобщают и классифицируют по признакам; находят ответы на вопросы в иллюстрации и тексте.
  • Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать других; строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформляют свои мысли в устной форме; работают в группе.
  • Регулятивные УУД: высказывают свое предположение на основе работы с материалом учебника; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозируют предстоящую работу; осуществляют познавательную и личностную рефлексию.
  • Личностные результаты: выражают свои эмоции; формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

7. Технологии: организации самостоятельной деятельности, проблемное обучение, группового обучения, технология развития критического мышления, технология формирования учебной деятельности, технология продуктивного чтения, ИКТ компетентности, здоровьесберегающие технологии.

8. Форма организации учебной деятельности: индивидуальная с элементами групповой работы, фронтальная работа.

9. Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.

10. Методы познания: картографический, проблемный, анализ, сравнение, синтез, прогноз.

11. Средства обучения: слово учителя, карты (настенные, в атласах), учебник (текст, фотографии, рисунок почвенных профилей), ТСО (презентация, видеофильм)

12. УМК: учебник “Россия: природа, население, хозяйство – 8 класс” В.П.Дронов, Л.Е.Савельева стр. 112-115. Атлас “Россия: природа, население, хозяйство” – 8-9 классы стр.14-20.   Настенная карта “Физическая карта России”, компьютерная презентация, иллюстрация природной зоны для доски. Раздаточный материал - Индивидуальная технологическая карта урока.

13. Основное содержание урока: Размеры, положение природной зоны. Влияние географического положения, рельефа, климата, почвенного покрова на изменение компонентов природного комплекса. Природные зоны тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов. Особенности компонентов и их взаимосвязи. Причины выделения подзон при движении с запада на восток.

14. Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

15. Реализация целей урока: формирование образа лесной природной зоны России на основе комплексной характеристики, работы с разными источниками информации с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.


Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Ресурсное обеспечение

Организацион-ный этап

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Организация рабочего места.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

настенная карта, иллюстрации на доску, атласы, учебники, рабочие тетради

Актуализация знаний

обучающихся

2

Зачитывает стихотворение «В лесу» (Е. Бекетова):

- Ребята, расскажите, что вспоминается Вам в первую очередь, когда Вы слышите слово «лес»?

Обобщаем:

- Что же такое лес?

В толковом словаре русского языка лес – это пространство, покрытое растущими и рослыми деревьями. Но какое же это огромное пространство!

Давайте представим, что космонавты взяли нас в своё космическое путешествие…

Видеофрагмент «Лес», аудио фрагмент «Звуки леса»

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Ф, Г

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "лес"

Отвечают на вопрос учителя

Ученик работает со словарем.

Познавательные (логические)

Коммуникатив-ные (работа в группе)

Регулятивные (контроль)

Презентация, видеофильм,

дополнительная литература (стихотворение)

Целеполагание

Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий.

3

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Формулируют тему и задачу урока

Записывают в тетради тему урока «Природа лесных зон»

Коммуникативные (работа в группе)

Коммуникатив-ные (работа в группе, контроль за собственной деятельностью)

Личностные (мотивация к новому учебному материалу)

Регулятивные (принятие цели)

Регулятивные (постановка задач, планирование действий)

Открытие новых знаний

20

Познакомить с особенностями природы лесных зон.

На карте «Природные зоны России» покажите территорию распространения лесов. Какие природные зоны занимают леса?

Наблюдение, работа в паре с картами в атласе

Ф, П

Формулирует задание по работе с картами в атласе

Работают с картой, обсуждают в паре, отвечают на вопрос учителя

Регулятивные (удержание цели урока)

Коммуникатив-ные (высказывания детей)

Познавательные (поиск информации)

Коммуникатив-ные (сотрудничество в группе)

Коммуникатив-ные (сотрудничество в группе, построение монологических высказываний)

Познавательные (преобразование информации, знаково-символические))

Познавательные (поиск информации)

Коммуникатив-ные (высказывания детей)

Личностные (выражение своего отношения к фильму)

Познавательные (поиск информации, логические)

Познавательные (логические)

Коммуникатив-ные (высказывания детей)

Познавательные (логические)

Познавательные (логические, вывод, причинно- следственные связи)

Познавательные (логические, вывод)

Коммуникатив-ные (высказывания детей)

Познавательные (логические, причинно – следственные связи)

Коммуникатив-ные (высказывания детей)

Познавательные (логические, вывод)

Познавательные (логические, причинно – следственные связи)

Коммуникатив-ные (высказывания детей)

Познавательные (логические, вывод)

Карты в атласе,

Учебник

Индивидуальная технологическая карта урока

Теперь Давайте составим в тетради схему:

И

Формулирует задание по составлению схемы

Составляют схему в тетради

Обобщение учителя:

Эта природная зона – самая большая. …

Делает общий вывод

а. выявление особенностей географического положения лесной зоны

Задание 1. Используя карту Природных зон в атласе и вопросы в учебнике, определите географическое положение лесных зон России?

1.Как простирается лесной пояс России с запада на восток

2.В каких широтах в разных частях России проходит его северная и южная граница

3.В каких частях страны есть только таёжная зона, а в каких – зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов

Ответы запишите в тетради.

Парная работа с учебником, атласом

Ф, П

Формулирует задание 1

Контролирует выполнение задания

Проверяет

Выставляет оценки

Работа с технологической картой

Работая с атласом, отвечают на вопросы и ответы записывают в тетрадь.

Зачитывают ответы, проверяют и дополняют, выставляют баллы

Ребята, давайте еще раз вспомним, во взаимосвязи каких природных компонентов складывается природная зона лесов?

Повторение

Ф

Задает вопрос

Отвечают на вопрос:

б. выявление особенностей рельефа лесной зоны

Задание 2. Следующий природный компонент – это рельеф.

Проанализируйте физическую карту в атласе.

Какой рельеф характерен для лесной зоны?

Парная работа с учебником, атласом

Ф, П

Формулирует задание 2

Контролирует выполнение задания

Проверяет

Выставляет оценки

Работая с атласом, отвечают на вопрос и ответ записывают в тетрадь:

Проверяют (зачитывают ответы, дополняют, выставление баллов)

в. выявление особенностей климата лесной зоны

Задание 3. Следующий природный компонент – это климат.

Проанализируйте климатическую карту в атласе. Каковы особенности климата в лесной зоне.

В областях какого климатического пояса расположена большая часть лесной зоны?

Как меняется среднегодовой температурный режим?

Температура января в тайге выше или ниже, чем в смешанных и широколиственных лесах?

Ответ запишите в тетрадь.

Парная работа с учебником, атласом

Ф, П

Формулирует задание 3

Контролирует выполнение задания

Проверяет

Выставляет оценки

Работая с атласом, отвечают на вопрос и ответ записывают в тетрадь:

Проверяют (зачитывают ответы, дополняют, выставление баллов)

Ребята, мы сейчас с Вами выяснили, что климат влияет на особенности лесной зоны. А как Вы думаете, может ли Лес влиять на формирование климата, микроклимата?

Наблюдение, проблемная ситуация

Ф, И

Задает вопрос, побуждает к высказыванию своего мнения,

обобщает

Высказывают своё мнение.

г. выявление особенностей почвенного покрова лесной зоны

Задание 4. Следующий природный компонент – это почвенный покров.

Рассмотрите рис. 2.6.15 на странице 114 «Почвенные профили». Какие почвы распространены в лесах? Выпишите пожалуйста себе в тетрадь.

Обобщение: почвы лесных зон также изменчивы, как и растительность.

Парная работа с учебником, атласом

Ф, П

Формулирует задание 4

Контролирует выполнение задания

Проверяет

Выставляет оценки

Обобщает

Работая с рисунком в учебнике, отвечают на вопрос и ответ записывают в тетрадь:

Проверяют (зачитывают ответы, добавляют, выставление баллов)

д. выявление особенностей растительного покрова лесной зоны

В начале урока мы с Вами составили схему, какие природные зоны занимают леса.

Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрим зону таёжных лесов.

Запишем определение (учебник, страница 113)

Тайга – это..

Задание 5. А будет ли отличаться тайга Европейской части страны от тайги Западной и Восточной Сибири?

Объясните размещение хвойных деревьев в пределах зоны тайги. Ответ запишите в тетрадь.

Работаем с текстом учебника, страница 113. Составляем схему.

Наблюдение, работа в парах с учебником

Ф, П

Формулирует задание 5

Диктует определение

Организует самостоятельную работу с учебником

Работают с текстом учебника, записывают определение

Отвечают на задание 5 письменно:

Составляют схему

 

Сегодня к уроку ребята подготовили небольшие сообщения о типичных представителях таёжной зоны.

Г

Выступают с сообщениями:

Лиственница

Ель    Кедр

Слушают сообщения.

Записывают

Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Учиться узнавать характерные признаки лесных зон на основе самоконтроля

5

Тест

И

Предлагает решить тестовые задания

Проверить ответы и выставить оценку

Решают тест, проверяют в парах и выставляют баллы

Регулятивные (контроль)

Рефлексия

6

Освоение способа проверки

А сейчас я предлагаю каждому из Вас подвести итог уроку – составить Синквейн

Спрашиваю ребят, что получилось у них.

Самостоятельная работа, рефлексия, контроль

Г

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление, обмен мнениями

По очереди рассказывают, что у них получилось. Производят взаимопроверку, рефлексию

Регулятивные (удержание цели)

Коммуникатив-ные (высказывания детей)

Личностные (самооценка)

Подведение итогов

Учиться оценивать свою работу на уроке.

2

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Какой была тема нашего урока?

Какие задачи мы перед собой ставили? Решили ли мы их?

На следующих уроках мы продолжим изучение этой темы: посмотрим другие лесные зоны, поговорим о животном мире лесных зон и об их охране.

Рефлексия, контроль

Ф

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Домашнее задание

2

А теперь запишите домашнее задание: § 40;

- подготовить материал о возможностях хозяйственного использования лесной зоны;

- сообщение «Опасность лесных пожаров»

- Лес в произведениях известных художников

- рисунок «Как я вижу лес»

- Лес в произведениях великих писателей

Диктует домашнее задание

Открывают дневники и записывают домашнее задание

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В ЛЕСУ

 

Тихо и чудно в лесу вековом…

Сосны с прямым красноватым стволом

Высятся, точно колонны, рядами,

И в вышине меж густыми ветвями

Синее небо лазурью сквозит;

Луч шаловливый украдкой скользит;

Свет на стволах и на ветках играет

И у подножья дерев освещает

Лёгкий, прозрачный, зелёный узор,

Сотканный травок листвой кружевною,

Почвы лесной изумрудный ковёр.

Пахнет землёй и душистой смолою,

Веет прохладой… В лесу тишина…

В царстве лесного волшебного сна

Лишь иногда донесётся с опушки

Голос печальной далёкой кукушки,

Дятел проворно о ствол застучит,

Ветер ветвями дерев зашумит.

                                                                                                                                       

(Е. Бекетова)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Технологическая карта самостоятельной работы

Тема «Природа лесных зон России» 8 кл.

Учебные элементы

Содержание учебного материала с указанием заданий

Руководство по усвоению

УЭ - 0

Цель урока: познакомиться с природой лесных зон России.

УЭ – 1

Цель: познакомиться с особенностями природы лесных зон.

Задания:

  1. Определить по карте «Природные зоны России» в атласе, какие природные зоны занимают леса. Записать в виде схемы в тетрадь. (2б)

Контроль: составленная схема

Карта «Природные зоны России» в атласе.

УЭ – 2

Цель: определить географическое положение лесных зон России.

Задания:

  1. Используя карту Природных зон в атласе и вопросы в учебнике, определите географическое положение лесных зон России? Ответы запишите в тетради. (3б)

Контроль: по ответам учащихся

Карта «Природные зоны России» в атласе.

Учебник, с. 112

УЭ – 3

Цель: выявление особенностей рельефа лесной зоны.

Задания:

  1. Проанализируйте физическую карту в атласе. Какой рельеф характерен для лесной зоны? Ответ запишите в тетрадь. (2б)

Контроль: по ответам учащихся

«Физическая карта России» в атласе.

УЭ – 4

Цель: выявление особенностей климата лесной зоны

Задания:

  1. Проанализируйте климатическую карту в атласе. Каковы особенности климата в лесной зоне. Ответ запишите в тетрадь. (3б)
  2. Может ли Лес влиять на формирование климата, микроклимата? (1б)

Контроль: по ответам учащихся

«Климатическая карта России» в атласе.

УЭ – 5

Цель: выявление особенностей почвенного покрова лесной зоны

Задания:

  1. Рассмотрите рис. 2.6.15 на странице 114 «Почвенные профили». Какие почвы распространены в лесах? Ответ запишите в тетрадь. (2б)

Контроль: по ответам учащихся

Учебник, с. 114 (рис. 2.6.15)

УЭ – 6

Цель: выявление особенностей растительного покрова лесной зоны

Задания:

  1. Объясните размещение хвойных деревьев в пределах зоны тайги. Ответ запишите в тетрадь.

Работаем с текстом учебника, страница 113. Составляем схему. (2б)

Контроль: составленная схема

Учебник, с. 113

УЭ – 7

Цель: закрепление изученного материала и диагностика затруднений

Задание: выполнить тест

Тест

1. Лесная зона России занимает большую часть климатического пояса 

а. субарктического

б. умеренного

в. субтропического

2.Сплошной полосой от западных до восточных границ России протягивается:

а. тундра и тайга

б. зона смешанные леса и тайга

в. широколиственные леса и степи

3.При движении с юга на север зона тайги сменяется:

а. лесотундрой

б. лесостепью

в. полупустыней

4.На большей части таежной зоны увлажнение:

а. избыточное

б. достаточной

в. недостаточное

5.Наибольшей протяженности с севера на юг таежная зона достигает:

а. на восточно-Европейской равнине

б. Западно-Сибирской равнине

в. Среднесибирском плоскогорье

УЭ – 8

Цель: подведение итогов урока

Задание: составить Синквейн, где:

1 строка содержит 1 слово – ЛЕС

2 строка содержит 2 слова (прилагательных)

3 строка выражает 3 глагола

4 строка содержит предложение из 4 слов, раскрывающее смысл главного слова ЛЕС

5 строка одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна

Контроль: составленный Синквейн

Оцените свою работу:

Если Вы набрали:

  • 15-17 баллов оценка «3»
  • 18-21 баллов оценка «4»
  • 22 и более оценка «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пресс-конференция "Лесной комплекс России" 9 класс

Урок в виде пресс-конференции о Лесном комплексе России....

Урок географии в 9 классе на тему "Лесная промышленность России". Презентация.

Урок представлен в виде презентации. Учащиеся научатся определять лесные комплексы на территории России, узнают о лесодефицитных, лесообеспеченных и лесоизбыточных районах России, научатся определять ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Природные зоны России. Лесные зоны России

Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...

презентация по теме "Лесная промышленность России" 9 класс

презентация  состоит из 18 слайдов с картинками и материалами для записи.также есть слайды для проверки знаний и добавления недостающего текста....

Презентация на тему Лесные зоны России 8 класс

Лесные зоны России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Представлена карта природных зон России. Значение леса:Снабжает кислородом атиосферу,естественный фильтр, защищает от пыли, играет водоохр...