Природа лесных зон России 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Методическая разработка урока для 8 класса "Природа лесных зон" (УМК "Сферы")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Ф.И.О. учителя: Егорова Елена Александровна.
2. Класс: 8 «Б». Дата: 04.03.2014. Предмет: География.
3. Тема урока: «Природа лесных зон России»
4. Место урока в изучаемой теме: данный урок изучается в разделе «Природа России», четвертый урок в подразделе «Природно-хозяйственные зоны».
5. Тип урока: открытие новых знаний
6. Цель: формирование знаний учащихся об особенностях размещения и природы лесной зоны России
Задачи урока:
- Изучить леса России
- Выявить особенности взаимодействий компонентов природы в лесной зоне
- Выявить причины различия лесных зон страны
- Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации
- Способствовать формированию географической культуры личности.
- Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников через формирование информационно-коммуникативной компетентности.
- Развитие экологической культуры учащихся.
Универсальные учебные действия, формируемые у учеников на уроке:
- Познавательные УУД: извлекают информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявляют сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делают выводы; обобщают и классифицируют по признакам; находят ответы на вопросы в иллюстрации и тексте.
- Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать других; строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформляют свои мысли в устной форме; работают в группе.
- Регулятивные УУД: высказывают свое предположение на основе работы с материалом учебника; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозируют предстоящую работу; осуществляют познавательную и личностную рефлексию.
- Личностные результаты: выражают свои эмоции; формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
7. Технологии: организации самостоятельной деятельности, проблемное обучение, группового обучения, технология развития критического мышления, технология формирования учебной деятельности, технология продуктивного чтения, ИКТ компетентности, здоровьесберегающие технологии.
8. Форма организации учебной деятельности: индивидуальная с элементами групповой работы, фронтальная работа.
9. Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.
10. Методы познания: картографический, проблемный, анализ, сравнение, синтез, прогноз.
11. Средства обучения: слово учителя, карты (настенные, в атласах), учебник (текст, фотографии, рисунок почвенных профилей), ТСО (презентация, видеофильм)
12. УМК: учебник “Россия: природа, население, хозяйство – 8 класс” В.П.Дронов, Л.Е.Савельева стр. 112-115. Атлас “Россия: природа, население, хозяйство” – 8-9 классы стр.14-20. Настенная карта “Физическая карта России”, компьютерная презентация, иллюстрация природной зоны для доски. Раздаточный материал - Индивидуальная технологическая карта урока.
13. Основное содержание урока: Размеры, положение природной зоны. Влияние географического положения, рельефа, климата, почвенного покрова на изменение компонентов природного комплекса. Природные зоны тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов. Особенности компонентов и их взаимосвязи. Причины выделения подзон при движении с запада на восток.
14. Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований.
15. Реализация целей урока: формирование образа лесной природной зоны России на основе комплексной характеристики, работы с разными источниками информации с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Ресурсное обеспечение |
Организацион-ный этап | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Организация рабочего места. | – | – | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | настенная карта, иллюстрации на доску, атласы, учебники, рабочие тетради | |
Актуализация знаний обучающихся | 2 | Зачитывает стихотворение «В лесу» (Е. Бекетова): - Ребята, расскажите, что вспоминается Вам в первую очередь, когда Вы слышите слово «лес»? Обобщаем: - Что же такое лес? В толковом словаре русского языка лес – это пространство, покрытое растущими и рослыми деревьями. Но какое же это огромное пространство! Давайте представим, что космонавты взяли нас в своё космическое путешествие… | Видеофрагмент «Лес», аудио фрагмент «Звуки леса» Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Ф, Г | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "лес" | Отвечают на вопрос учителя Ученик работает со словарем. | Познавательные (логические) Коммуникатив-ные (работа в группе) Регулятивные (контроль) | Презентация, видеофильм, дополнительная литература (стихотворение) | |
Целеполагание Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий. | 3 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | – Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? | формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Формулируют тему и задачу урока Записывают в тетради тему урока «Природа лесных зон» | Коммуникативные (работа в группе) Коммуникатив-ные (работа в группе, контроль за собственной деятельностью) Личностные (мотивация к новому учебному материалу) Регулятивные (принятие цели) Регулятивные (постановка задач, планирование действий) | |||
Открытие новых знаний | 20 | Познакомить с особенностями природы лесных зон. | На карте «Природные зоны России» покажите территорию распространения лесов. Какие природные зоны занимают леса? | Наблюдение, работа в паре с картами в атласе | Ф, П | Формулирует задание по работе с картами в атласе | Работают с картой, обсуждают в паре, отвечают на вопрос учителя | Регулятивные (удержание цели урока) Коммуникатив-ные (высказывания детей) Познавательные (поиск информации) Коммуникатив-ные (сотрудничество в группе) Коммуникатив-ные (сотрудничество в группе, построение монологических высказываний) Познавательные (преобразование информации, знаково-символические)) Познавательные (поиск информации) Коммуникатив-ные (высказывания детей) Личностные (выражение своего отношения к фильму) Познавательные (поиск информации, логические) Познавательные (логические) Коммуникатив-ные (высказывания детей) Познавательные (логические) Познавательные (логические, вывод, причинно- следственные связи) Познавательные (логические, вывод) Коммуникатив-ные (высказывания детей) Познавательные (логические, причинно – следственные связи) Коммуникатив-ные (высказывания детей) Познавательные (логические, вывод) Познавательные (логические, причинно – следственные связи) Коммуникатив-ные (высказывания детей) Познавательные (логические, вывод) | Карты в атласе, Учебник Индивидуальная технологическая карта урока |
Теперь Давайте составим в тетради схему: | И | Формулирует задание по составлению схемы | Составляют схему в тетради | ||||||
Обобщение учителя: Эта природная зона – самая большая. … | Делает общий вывод | ||||||||
а. выявление особенностей географического положения лесной зоны | Задание 1. Используя карту Природных зон в атласе и вопросы в учебнике, определите географическое положение лесных зон России? 1.Как простирается лесной пояс России с запада на восток 2.В каких широтах в разных частях России проходит его северная и южная граница 3.В каких частях страны есть только таёжная зона, а в каких – зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов Ответы запишите в тетради. | Парная работа с учебником, атласом | Ф, П | Формулирует задание 1 Контролирует выполнение задания Проверяет Выставляет оценки | Работа с технологической картой Работая с атласом, отвечают на вопросы и ответы записывают в тетрадь. Зачитывают ответы, проверяют и дополняют, выставляют баллы | ||||
Ребята, давайте еще раз вспомним, во взаимосвязи каких природных компонентов складывается природная зона лесов? | Повторение | Ф | Задает вопрос | Отвечают на вопрос: | |||||
б. выявление особенностей рельефа лесной зоны | Задание 2. Следующий природный компонент – это рельеф. Проанализируйте физическую карту в атласе. Какой рельеф характерен для лесной зоны? | Парная работа с учебником, атласом | Ф, П | Формулирует задание 2 Контролирует выполнение задания Проверяет Выставляет оценки | Работая с атласом, отвечают на вопрос и ответ записывают в тетрадь: Проверяют (зачитывают ответы, дополняют, выставление баллов) | ||||
в. выявление особенностей климата лесной зоны | Задание 3. Следующий природный компонент – это климат. Проанализируйте климатическую карту в атласе. Каковы особенности климата в лесной зоне. В областях какого климатического пояса расположена большая часть лесной зоны? Как меняется среднегодовой температурный режим? Температура января в тайге выше или ниже, чем в смешанных и широколиственных лесах? Ответ запишите в тетрадь. | Парная работа с учебником, атласом | Ф, П | Формулирует задание 3 Контролирует выполнение задания Проверяет Выставляет оценки | Работая с атласом, отвечают на вопрос и ответ записывают в тетрадь: Проверяют (зачитывают ответы, дополняют, выставление баллов) | ||||
Ребята, мы сейчас с Вами выяснили, что климат влияет на особенности лесной зоны. А как Вы думаете, может ли Лес влиять на формирование климата, микроклимата? | Наблюдение, проблемная ситуация | Ф, И | Задает вопрос, побуждает к высказыванию своего мнения, обобщает | Высказывают своё мнение. | |||||
г. выявление особенностей почвенного покрова лесной зоны | Задание 4. Следующий природный компонент – это почвенный покров. Рассмотрите рис. 2.6.15 на странице 114 «Почвенные профили». Какие почвы распространены в лесах? Выпишите пожалуйста себе в тетрадь. Обобщение: почвы лесных зон также изменчивы, как и растительность. | Парная работа с учебником, атласом | Ф, П | Формулирует задание 4 Контролирует выполнение задания Проверяет Выставляет оценки Обобщает | Работая с рисунком в учебнике, отвечают на вопрос и ответ записывают в тетрадь: Проверяют (зачитывают ответы, добавляют, выставление баллов) | ||||
д. выявление особенностей растительного покрова лесной зоны | В начале урока мы с Вами составили схему, какие природные зоны занимают леса. Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрим зону таёжных лесов. Запишем определение (учебник, страница 113) Тайга – это.. Задание 5. А будет ли отличаться тайга Европейской части страны от тайги Западной и Восточной Сибири? Объясните размещение хвойных деревьев в пределах зоны тайги. Ответ запишите в тетрадь. Работаем с текстом учебника, страница 113. Составляем схему. | Наблюдение, работа в парах с учебником | Ф, П | Формулирует задание 5 Диктует определение Организует самостоятельную работу с учебником | Работают с текстом учебника, записывают определение Отвечают на задание 5 письменно: Составляют схему
| ||||
Сегодня к уроку ребята подготовили небольшие сообщения о типичных представителях таёжной зоны. | Г | Выступают с сообщениями: Лиственница Ель Кедр | Слушают сообщения. Записывают | ||||||
Формирование первичных умений на основе самоконтроля Учиться узнавать характерные признаки лесных зон на основе самоконтроля | 5 | Тест | И | Предлагает решить тестовые задания Проверить ответы и выставить оценку | Решают тест, проверяют в парах и выставляют баллы | Регулятивные (контроль) | |||
Рефлексия | 6 | Освоение способа проверки | А сейчас я предлагаю каждому из Вас подвести итог уроку – составить Синквейн Спрашиваю ребят, что получилось у них. | Самостоятельная работа, рефлексия, контроль | Г | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление, обмен мнениями | По очереди рассказывают, что у них получилось. Производят взаимопроверку, рефлексию | Регулятивные (удержание цели) Коммуникатив-ные (высказывания детей) Личностные (самооценка) | |
Подведение итогов Учиться оценивать свою работу на уроке. | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Какой была тема нашего урока? Какие задачи мы перед собой ставили? Решили ли мы их? На следующих уроках мы продолжим изучение этой темы: посмотрим другие лесные зоны, поговорим о животном мире лесных зон и об их охране. | Рефлексия, контроль | Ф | Задает вопросы | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | ||
Домашнее задание | 2 | А теперь запишите домашнее задание: § 40; - подготовить материал о возможностях хозяйственного использования лесной зоны; - сообщение «Опасность лесных пожаров» - Лес в произведениях известных художников - рисунок «Как я вижу лес» - Лес в произведениях великих писателей | Диктует домашнее задание | Открывают дневники и записывают домашнее задание |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
В ЛЕСУ
Тихо и чудно в лесу вековом…
Сосны с прямым красноватым стволом
Высятся, точно колонны, рядами,
И в вышине меж густыми ветвями
Синее небо лазурью сквозит;
Луч шаловливый украдкой скользит;
Свет на стволах и на ветках играет
И у подножья дерев освещает
Лёгкий, прозрачный, зелёный узор,
Сотканный травок листвой кружевною,
Почвы лесной изумрудный ковёр.
Пахнет землёй и душистой смолою,
Веет прохладой… В лесу тишина…
В царстве лесного волшебного сна
Лишь иногда донесётся с опушки
Голос печальной далёкой кукушки,
Дятел проворно о ствол застучит,
Ветер ветвями дерев зашумит.
(Е. Бекетова)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Технологическая карта самостоятельной работы
Тема «Природа лесных зон России» 8 кл.
Учебные элементы | Содержание учебного материала с указанием заданий | Руководство по усвоению |
УЭ - 0 | Цель урока: познакомиться с природой лесных зон России. | |
УЭ – 1 2б | Цель: познакомиться с особенностями природы лесных зон. Задания:
Контроль: составленная схема | Карта «Природные зоны России» в атласе. |
УЭ – 2 3б | Цель: определить географическое положение лесных зон России. Задания:
Контроль: по ответам учащихся | Карта «Природные зоны России» в атласе. Учебник, с. 112 |
УЭ – 3 2б | Цель: выявление особенностей рельефа лесной зоны. Задания:
Контроль: по ответам учащихся | «Физическая карта России» в атласе. |
УЭ – 4 4б | Цель: выявление особенностей климата лесной зоны Задания:
Контроль: по ответам учащихся | «Климатическая карта России» в атласе. |
УЭ – 5 2б | Цель: выявление особенностей почвенного покрова лесной зоны Задания:
Контроль: по ответам учащихся | Учебник, с. 114 (рис. 2.6.15) |
УЭ – 6 2б | Цель: выявление особенностей растительного покрова лесной зоны Задания:
Работаем с текстом учебника, страница 113. Составляем схему. (2б) Контроль: составленная схема | Учебник, с. 113 |
УЭ – 7 5б | Цель: закрепление изученного материала и диагностика затруднений Задание: выполнить тест Тест 1. Лесная зона России занимает большую часть климатического пояса а. субарктического б. умеренного в. субтропического 2.Сплошной полосой от западных до восточных границ России протягивается: а. тундра и тайга б. зона смешанные леса и тайга в. широколиственные леса и степи 3.При движении с юга на север зона тайги сменяется: а. лесотундрой б. лесостепью в. полупустыней 4.На большей части таежной зоны увлажнение: а. избыточное б. достаточной в. недостаточное 5.Наибольшей протяженности с севера на юг таежная зона достигает: а. на восточно-Европейской равнине б. Западно-Сибирской равнине в. Среднесибирском плоскогорье | |
УЭ – 8 5б | Цель: подведение итогов урока Задание: составить Синквейн, где: 1 строка содержит 1 слово – ЛЕС 2 строка содержит 2 слова (прилагательных) 3 строка выражает 3 глагола 4 строка содержит предложение из 4 слов, раскрывающее смысл главного слова ЛЕС 5 строка одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна Контроль: составленный Синквейн | |
Оцените свою работу: | Если Вы набрали:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пресс-конференция "Лесной комплекс России" 9 класс
Урок в виде пресс-конференции о Лесном комплексе России....
Урок географии в 9 классе на тему "Лесная промышленность России". Презентация.
Урок представлен в виде презентации. Учащиеся научатся определять лесные комплексы на территории России, узнают о лесодефицитных, лесообеспеченных и лесоизбыточных районах России, научатся определять ...
Презентация к уроку географии 9 класс Лесная промышленность России
Доступная форма презентации темы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
Природные зоны России. Лесные зоны России
Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...
презентация по теме "Лесная промышленность России" 9 класс
презентация состоит из 18 слайдов с картинками и материалами для записи.также есть слайды для проверки знаний и добавления недостающего текста....
Презентация на тему Лесные зоны России 8 класс
Лесные зоны России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Представлена карта природных зон России. Значение леса:Снабжает кислородом атиосферу,естественный фильтр, защищает от пыли, играет водоохр...