Ориентирование на местности. Виды масштаба
план-конспект занятия по географии (5 класс) на тему

Шпиллер Лариса Борисовна

Ориентирование на местности. Виды  масштаба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx276.83 КБ
Файл prilozhenie_dlya_obuchayushchegosya.docx551.27 КБ
Файл orienir.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

24.11.2014 г.                                                                                                5 класс

План урока

Тема урока: Ориентирование на местности. Виды  масштаба.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цель урока:

Использовать понятия   «азимут», для решения учебных задач по ориентированию на местности,

Планируемые образовательные результаты:

Предметные –

1. Выявлять и знать объекты изучения географии.

2. Использовать приобретённые знания и умения при ориентировании на местности.

Метапредметные –  Умение работать с компасом и применять на практике.

Личностные – Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.    

Оборудование: Мультимедийный проектор, компас, линейка, транспортир, топографический план.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков

Проводится в ходе фронтального опрашивания обучающихся по вопросам:

-Что такое план местности? 

-Вспомните условные знаки:

  1. Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний учеников

Стимулирование  познавательной деятельности учащихся.  Демонстрация презентации к уроку.  Знакомство с метапредметными понятиями «аргумент – факт»,  ставит перед учениками главный аргумент, мысль всего урока, организует возникновения проблемы и настрой на решение этой проблемы.

Учитель выдвигает проблему определения ориентирования, включает учащихся в эту проблему, организует пути решения проблемы. (Презентации)

Вопросы обучающимся:,

- Что такое  ориентирование? (Ориентирование (лат. восток)– умение находить  стороны горизонта).

- Какие способы ориентирования вы знаете?

- Назовите основные способы ориентирования?

- Какие вы знаете способы нахождения сторон горизонта?

- Основные стороны горизонта, промежуточные?  (Задание №1 для обучающихся)

- Какая сторона указана и относительно какой вы определили стороны горизонта?

- Что надо сделать, чтобы найти свое местоположение?

Учитель:

- Какая же наша задача нашего урока? (Научиться ориентироваться на местности)

- Что нужно знать, чтобы найти свое местоположение?

  1. Формирование знаний, умений, навыков

Учитель знакомит с метапредметным понятием – ориентирование.

Ориентирование - определение своего местоположения относительно сторон горизонта с помощью компаса, карты.  Учителю     необходимо     подчеркнуть,     что     главное     в ориентировании   -  это  определение   направления   на   север,   от которого отходят остальные направления.  

Для определения направлений используют компас.

Сориентируем  компас относительно сторон горизонта (правила работы с компасом)

  • Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь)
  • Стрелка компаса должна быть неподвижной.
  • После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки.

 Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

-   В какую сторону горизонта обращены окна класса?

-   В каком направлении расставлены парты?

-   В какую сторону горизонта обращена входная дверь в класс?

-   В какую сторону вы должны пойти, что попасть в столовую?

Для того, чтобы определить точное направление на предмет, недостаточно знать в какой стороне горизонта он находится. Необходимо указать две характеристики: азимут и расстояние от наблюдателя до определяемого объекта. Сегодня мы научимся определять азимут.

Азимут — это угол между направлением на север и на какой-нибудь   предмет местности,   величину  которого выражают в градусах и отсчитывают от севера, по ходу часовой стрелки. 

Учитель:  - Назовите  ключевые слова в определении?

Учитель:

Посмотрев на компас, мы увидим величины в градусах. По ним мы и будем определять азимут.

- Какая величина соответствует С, Ю,В, З?

Работа со слайдом (Задание 3): 

       

 - От какой стороны горизонта идет отсчет азимута?

- В какую сторону  надо  отсчитывать  азимут?

 По рис.23 , с.45 учебника определить азимут при помощи транспортира:

- азимут фруктового сада?

- одиноко стоящего лиственного дерева?

- хвойного дерева

- станции Ромашково

Задание на доске: определить азимут (Задание № 4)

C:\Users\Алёна\Documents\media\image1.jpeg

Задание 4  Определите по карте азимут, по которому надо идти от домика лесника до родника. Ответ запишите цифрами.

5. Обобщение и систематизация знаний учеников. (Проблемную ситуацию отражают в практическом задании)

Задание обучающимся (организация коллективной деятельности):

 На столах разложены карточки (с указанным азимутом) и надо найти  карточку с вопросом в классе. Объединившись  в группу, согласно цвета карточки на парте, двигаться по азимуту для нахождения ответа на вопрос карточки:

  1. Ориентирование это?– умение находить стороны горизонта.
  2. Азимут это? – угол между направлением на север и какой-либо предмет на местности.
  3. Компас? – прибор для определения сторон горизонта
  4. Азимут С и Ю? – 0° и 180°
  5. Азимут В и З? - 90°и 270°
  6. 45° - азимут? СВ
  7. 225° - азимут? ЮЗ
  8. 315° – азимут? СЗ
  9. План местности? – чертеж, небольшого участка земной поверхности, выполненный сверху, в уменьшенном виде при помощи условных знаков
  10.  ? -  болото и озеро

http://s39.radikal.ru/i084/0901/cc/a8113c2cc725.gif  Если вы поняли, как определять азимут, прочтите слова, зашифрованные в этом «компасе» ? 1) 255, 210, 195, 135.  - УРОК

                           2) 0, 105, 120, 165, 255, 240. - АЗИМУТ

2.Объяснение понятия «масштаб», изучение его видов

Откройте учебник, прочтите определение понятия «масштаб»

Масштаб – это дробь, у которой числитель единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на самой местности.

Все объекты местности уменьшаются в одинаковое количество раз – это обязательное требование к созданию плана.

Таким образом, число 1/100 000 называется масштабом карты, и говорят, что карта сделана в масштабе одна тысячная.

Откройте тетради. Запишите число и тему урока – Масштаб плана.

Масштаб можно записать тремя способами, зачертите схему в тетради:

http://pandia.ru/text/78/553/images/image001_36.gifhttp://pandia.ru/text/78/553/images/image002_9.gifhttp://pandia.ru/text/78/553/images/image003_6.gifМасштаб

численный линейный именованный

Каждый вид масштаба имеет свое практическое назначение.

Численный – показывает, во сколько раз уменьшено расстояние на карте.

Линейный – с его помощью быстро и легко измеряют расстояние и определяют точные изображения объектов.

Именованный – с его помощью быстро и легко производить математические расчеты.

3.Практическая работа.

Запишите в тетради масштаб одна сотая. (1/100) тремя способами.

1 : 100 - численный

http://pandia.ru/text/78/553/images/image004_1.jpgв одном сантиметре один метр - именованный

- линейный

6. Домашнее задание(учитель настраивает на выполнение практических заданий)

п.9,  учитьопределения.

 7. Подведение итогов урока. 

Учитель: Создает атмосферу  успешности усвоенного материала в деятельности учащихся.

 Обучающиеся: оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной деятельности. Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к уроку.

Выставление оценок.

Учитель: Организует и направляет самооценку учащихся

Обучающиеся: Осуществляют самооценку собственной деятельности



Предварительный просмотр:

Фамилия, класс _____________________

Тема урока: ______________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  • Задание 1 Определи  стороны горизонта

Задание 3  Определи азимут объектов

Задание 4  Определи   азимут

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

C:\Users\Алёна\Documents\media\image1.jpeg

Задание 5  Определите по карте азимут, по которому надо идти от домика лесника до родника. Ответ запишите цифрами.

_________________________________________

Задание 6 Определив азимут, ты узнаешь зашифрованные слова

http://s39.radikal.ru/i084/0901/cc/a8113c2cc725.gif1) 255, 210, 195, 135.  

                                                                                                                  2) 0, 105, 120, 165, 255, 240.

                     ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                          


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ориентирован и е на местности по внешним признакам .

Слайд 2

Что такое ориентирование ? Ориентирование, в общем случае - это умение определять свое местоположение относительно других объектов на местности и находить оптимальный путь из точки А в точку Б. Лишний раз упоминать о том, насколько важно подразделению выполняющему задачи в лесу, овладеть навыками ориентирования, наверное не стоит. Основными инструментами ориентирования в лесу являются компас, план и карта.

Слайд 3

История компаса Предположительно , компас был изобретён в Китае при династии Сунь и использовался для указания направления движения по пустыням . однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка , укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой . В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом . В начале 14 века . итальянец Флавио Джойязначительно усовершенствовал компас . Магнитную стрелку он надел на вертикальную шпильку , а к стрелке прикрепил лёгкий круг — картушку , разбитую по окружности на румбов . В 16 веке ввели деление картушки на 32 румба и коробку со стрелкой стали помещать в кардановом подвесе , чтобы устранить влияние качки корабля на компас .

Слайд 4

Жидкостный компас

Слайд 5

План и карта План представляет собой так же, как и карта, изображение поверхности Земли в плоскости — на бумаге Большинство авторов планом считают такое изображение местности, на котором сохраняется полное геометрическое подобие всех местных предметов. Карта же в отличие от плана содержит искажения в положении объектов местности. Планы, по существу, являются разновидностью топографических карт и отличаются от них тем, что издаются отдельными нестандартными листами, имеют некоторые особенности в оформлении и содержании. На некоторых планах отдельные местные предметы изображаются особыми условными знаками, на других планах дается только контурная часть, а рельеф отсутствует. Вообще говоря, план — это нестандартная карта. Чаще всего планы создаются на какие-либо отдельные объекты местности: населенные пункты, участки рек, массивы леса, аэродромные площадки, строительные участки и т. п. На каждом листе топографической карты любого масштаба изображается небольшой участок земной поверхности, в пределах которого уровненная поверхность Земли практически не отличается от плоскости. Искажения, возникающие при переходе от сферической поверхности Земли к плоскости на карте, незначительны и могут не приниматься в расчет. А это значит, что на топографических картах так же, как и на планах, все измерения можно производить так, как будто они никаких искажений не имеют.

Слайд 6

Ориентирование по светилам:Солнце Летом в северном полушарии Солнце восходит на северо-востоке и заходит на северо-западе. В полдень оно находится строго на юге. Большую часть светового дня, примерно с 10 часов утра до 19 вечера, ласковое солнышко будет находиться южнее вас, но никак не севернее. Можно использовать другой «солнечный» метод. Летом Солнце перемещается по горизонту с угловой скоростью около 15 градусов в час. В полдень, 14 часов по летнему «декретному» времени, оно находится точно на юге. К примеру, в 17 часов оно будет находиться соответственно, 15х(17–14)=45 градусов западнее. 45 градусов - это половина от прямого угла. Откладываем мысленно эту половину от направления на Солнце влево, и получаем направление на юг.

Слайд 7

Более точно определить « где тут у вас север » помогут обычные , механические или кварцевые , циферблатные часы . Популярные когда-то и совершенно обесценившиеся сегодня часы с цифровым индикатором не подходят , нужны стрелки . Направляем часовую на Солнце , делим угол между ней и цифрой 1 зимой или 2 летом пополам и получаем направление на юг . Север в противоположном направлении .

Слайд 8

Ориентирование по светилам: Луна В период полнолуния стороны света определяются так же , как и по Солнцу . Если Луна прибывает или убывает – придется немного повозиться . Разбиваем радиус планеты на 6 частей и определяем , сколько частей занимает видимый серп . Полученное значение вычитаем из значения времени по часам , если Луна молодая , или складываем с ним , если Луна старая . Полученная цифра используется вместо показания часовой стрелки для ориентации на ночное светило и определения сторон горизонта , так же как и в случае с полной Луной . Чтобы не запутаться , запомним , старая луна напоминает букву С, поэтому необходимо суммировать показания часов и количество частей серпа . В противном случае необходима разность

Слайд 10

Ориентирование по светилам:Звёзды

Слайд 11

Полярная звезда находится в "хвосте" Малой Медведицы. Направление на нее определяется следующим образом. Через две крайние звезды "ковша" Большой Медведицы мысленно проводится прямая, на которой откладывается пятикратное расстояние между этими звездами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда, точно указывающая на север.

Слайд 12

Ориентирование по : Местны м признак ам снег быстрее подтаивает на южных склонах ; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины - " шипы ", направленные на юг ; в горах дуб чаще произрастает на южных склонах . Прочие признаки : просеки в больших лесных массивах , как правило , ориентируются в направлении север - юг и запад - восток ; нумерация кварталов лесных массивов в СССР идет с запада на восток и далее на юг ;

Слайд 13

с северной стороны деревья , камни , деревянные , черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками , грибками ; на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны ;

Слайд 14

муравейники располагаются с южной стороны деревьев , пней и кустов ;

Слайд 15

ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости ( краснеют , желтеют ) с южной стороны ;

Слайд 16

на отдельно стоящем дереве самые густые ветви , как правило , растут с южной стороны , поскольку туда попадает больше солнечных лучей

Слайд 17

· цветы подсолнечника всегда поворачиваются за солнцем и никогда не смотрят на север

Слайд 18

· перелетные птицы весной летят на север , а осенью на юг

Слайд 19

По тени . В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут и повторите процедуру. Проведите линию от первой позиции тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой - в конце линии, которую вы начертили. Сейчас вы стоите лицом на север .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."

Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....

Ориентирование на местности

В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....

Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.

 Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...

Ориентирование на местности разными способами.

В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности...

Ориентирование на местности

Искусство выживания. Выживание в природной среде.Ориентирование без компаса....

Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".

Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....