Ориентирование на местности. Виды масштаба
план-конспект занятия по географии (5 класс) на тему
Ориентирование на местности. Виды масштаба
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 276.83 КБ |
prilozhenie_dlya_obuchayushchegosya.docx | 551.27 КБ |
orienir.pptx | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
24.11.2014 г. 5 класс
План урока
Тема урока: Ориентирование на местности. Виды масштаба.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока:
Использовать понятия «азимут», для решения учебных задач по ориентированию на местности,
Планируемые образовательные результаты:
Предметные –
1. Выявлять и знать объекты изучения географии.
2. Использовать приобретённые знания и умения при ориентировании на местности.
Метапредметные – Умение работать с компасом и применять на практике.
Личностные – Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компас, линейка, транспортир, топографический план.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка усвоенных знаний, умений и навыков
Проводится в ходе фронтального опрашивания обучающихся по вопросам:
-Что такое план местности?
-Вспомните условные знаки:
- Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний учеников
Стимулирование познавательной деятельности учащихся. Демонстрация презентации к уроку. Знакомство с метапредметными понятиями «аргумент – факт», ставит перед учениками главный аргумент, мысль всего урока, организует возникновения проблемы и настрой на решение этой проблемы.
Учитель выдвигает проблему определения ориентирования, включает учащихся в эту проблему, организует пути решения проблемы. (Презентации)
- Что такое ориентирование? (Ориентирование (лат. восток)– умение находить стороны горизонта).
- Какие способы ориентирования вы знаете?
- Назовите основные способы ориентирования?
- Какие вы знаете способы нахождения сторон горизонта?
- Основные стороны горизонта, промежуточные? (Задание №1 для обучающихся)
- Какая сторона указана и относительно какой вы определили стороны горизонта?
- Что надо сделать, чтобы найти свое местоположение?
Учитель:
- Какая же наша задача нашего урока? (Научиться ориентироваться на местности)
- Что нужно знать, чтобы найти свое местоположение?
- Формирование знаний, умений, навыков
Учитель знакомит с метапредметным понятием – ориентирование.
Ориентирование - определение своего местоположения относительно сторон горизонта с помощью компаса, карты. Учителю необходимо подчеркнуть, что главное в ориентировании - это определение направления на север, от которого отходят остальные направления.
Для определения направлений используют компас.
Сориентируем компас относительно сторон горизонта (правила работы с компасом)
- Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь)
- Стрелка компаса должна быть неподвижной.
- После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки.
Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Обучающиеся отвечают на вопросы:
- В какую сторону горизонта обращены окна класса?
- В каком направлении расставлены парты?
- В какую сторону горизонта обращена входная дверь в класс?
- В какую сторону вы должны пойти, что попасть в столовую?
Для того, чтобы определить точное направление на предмет, недостаточно знать в какой стороне горизонта он находится. Необходимо указать две характеристики: азимут и расстояние от наблюдателя до определяемого объекта. Сегодня мы научимся определять азимут.
Азимут — это угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет местности, величину которого выражают в градусах и отсчитывают от севера, по ходу часовой стрелки.
Учитель: - Назовите ключевые слова в определении?
Учитель:
Посмотрев на компас, мы увидим величины в градусах. По ним мы и будем определять азимут.
- Какая величина соответствует С, Ю,В, З?
Работа со слайдом (Задание 3):
- От какой стороны горизонта идет отсчет азимута?
- В какую сторону надо отсчитывать азимут?
По рис.23 , с.45 учебника определить азимут при помощи транспортира:
- азимут фруктового сада?
- одиноко стоящего лиственного дерева?
- хвойного дерева
- станции Ромашково
Задание на доске: определить азимут (Задание № 4)
Задание 4 Определите по карте азимут, по которому надо идти от домика лесника до родника. Ответ запишите цифрами.
5. Обобщение и систематизация знаний учеников. (Проблемную ситуацию отражают в практическом задании)
Задание обучающимся (организация коллективной деятельности):
На столах разложены карточки (с указанным азимутом) и надо найти карточку с вопросом в классе. Объединившись в группу, согласно цвета карточки на парте, двигаться по азимуту для нахождения ответа на вопрос карточки:
- Ориентирование это?– умение находить стороны горизонта.
- Азимут это? – угол между направлением на север и какой-либо предмет на местности.
- Компас? – прибор для определения сторон горизонта
- Азимут С и Ю? – 0° и 180°
- Азимут В и З? - 90°и 270°
- 45° - азимут? СВ
- 225° - азимут? ЮЗ
- 315° – азимут? СЗ
- План местности? – чертеж, небольшого участка земной поверхности, выполненный сверху, в уменьшенном виде при помощи условных знаков
- ? - болото и озеро
Если вы поняли, как определять азимут, прочтите слова, зашифрованные в этом «компасе» ? 1) 255, 210, 195, 135. - УРОК
2) 0, 105, 120, 165, 255, 240. - АЗИМУТ
2.Объяснение понятия «масштаб», изучение его видов
Откройте учебник, прочтите определение понятия «масштаб»
Масштаб – это дробь, у которой числитель единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на самой местности.
Все объекты местности уменьшаются в одинаковое количество раз – это обязательное требование к созданию плана.
Таким образом, число 1/100 000 называется масштабом карты, и говорят, что карта сделана в масштабе одна тысячная.
Откройте тетради. Запишите число и тему урока – Масштаб плана.
Масштаб можно записать тремя способами, зачертите схему в тетради:
Масштаб
численный линейный именованный
Каждый вид масштаба имеет свое практическое назначение.
Численный – показывает, во сколько раз уменьшено расстояние на карте.
Линейный – с его помощью быстро и легко измеряют расстояние и определяют точные изображения объектов.
Именованный – с его помощью быстро и легко производить математические расчеты.
3.Практическая работа.
Запишите в тетради масштаб одна сотая. (1/100) тремя способами.
1 : 100 - численный
в одном сантиметре один метр - именованный
- линейный
6. Домашнее задание(учитель настраивает на выполнение практических заданий)
п.9, учитьопределения.
7. Подведение итогов урока.
Учитель: Создает атмосферу успешности усвоенного материала в деятельности учащихся.
Обучающиеся: оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной деятельности. Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к уроку.
Выставление оценок.
Учитель: Организует и направляет самооценку учащихся
Обучающиеся: Осуществляют самооценку собственной деятельности
Предварительный просмотр:
Фамилия, класс _____________________
Тема урока: ______________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- Задание 1 Определи стороны горизонта
Задание 3 Определи азимут объектов
Задание 4 Определи азимут
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5 Определите по карте азимут, по которому надо идти от домика лесника до родника. Ответ запишите цифрами.
_________________________________________
Задание 6 Определив азимут, ты узнаешь зашифрованные слова
2) 0, 105, 120, 165, 255, 240.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое ориентирование ? Ориентирование, в общем случае - это умение определять свое местоположение относительно других объектов на местности и находить оптимальный путь из точки А в точку Б. Лишний раз упоминать о том, насколько важно подразделению выполняющему задачи в лесу, овладеть навыками ориентирования, наверное не стоит. Основными инструментами ориентирования в лесу являются компас, план и карта.
История компаса Предположительно , компас был изобретён в Китае при династии Сунь и использовался для указания направления движения по пустыням . однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка , укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой . В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом . В начале 14 века . итальянец Флавио Джойязначительно усовершенствовал компас . Магнитную стрелку он надел на вертикальную шпильку , а к стрелке прикрепил лёгкий круг — картушку , разбитую по окружности на румбов . В 16 веке ввели деление картушки на 32 румба и коробку со стрелкой стали помещать в кардановом подвесе , чтобы устранить влияние качки корабля на компас .
Жидкостный компас
План и карта План представляет собой так же, как и карта, изображение поверхности Земли в плоскости — на бумаге Большинство авторов планом считают такое изображение местности, на котором сохраняется полное геометрическое подобие всех местных предметов. Карта же в отличие от плана содержит искажения в положении объектов местности. Планы, по существу, являются разновидностью топографических карт и отличаются от них тем, что издаются отдельными нестандартными листами, имеют некоторые особенности в оформлении и содержании. На некоторых планах отдельные местные предметы изображаются особыми условными знаками, на других планах дается только контурная часть, а рельеф отсутствует. Вообще говоря, план — это нестандартная карта. Чаще всего планы создаются на какие-либо отдельные объекты местности: населенные пункты, участки рек, массивы леса, аэродромные площадки, строительные участки и т. п. На каждом листе топографической карты любого масштаба изображается небольшой участок земной поверхности, в пределах которого уровненная поверхность Земли практически не отличается от плоскости. Искажения, возникающие при переходе от сферической поверхности Земли к плоскости на карте, незначительны и могут не приниматься в расчет. А это значит, что на топографических картах так же, как и на планах, все измерения можно производить так, как будто они никаких искажений не имеют.
Ориентирование по светилам:Солнце Летом в северном полушарии Солнце восходит на северо-востоке и заходит на северо-западе. В полдень оно находится строго на юге. Большую часть светового дня, примерно с 10 часов утра до 19 вечера, ласковое солнышко будет находиться южнее вас, но никак не севернее. Можно использовать другой «солнечный» метод. Летом Солнце перемещается по горизонту с угловой скоростью около 15 градусов в час. В полдень, 14 часов по летнему «декретному» времени, оно находится точно на юге. К примеру, в 17 часов оно будет находиться соответственно, 15х(17–14)=45 градусов западнее. 45 градусов - это половина от прямого угла. Откладываем мысленно эту половину от направления на Солнце влево, и получаем направление на юг.
Более точно определить « где тут у вас север » помогут обычные , механические или кварцевые , циферблатные часы . Популярные когда-то и совершенно обесценившиеся сегодня часы с цифровым индикатором не подходят , нужны стрелки . Направляем часовую на Солнце , делим угол между ней и цифрой 1 зимой или 2 летом пополам и получаем направление на юг . Север в противоположном направлении .
Ориентирование по светилам: Луна В период полнолуния стороны света определяются так же , как и по Солнцу . Если Луна прибывает или убывает – придется немного повозиться . Разбиваем радиус планеты на 6 частей и определяем , сколько частей занимает видимый серп . Полученное значение вычитаем из значения времени по часам , если Луна молодая , или складываем с ним , если Луна старая . Полученная цифра используется вместо показания часовой стрелки для ориентации на ночное светило и определения сторон горизонта , так же как и в случае с полной Луной . Чтобы не запутаться , запомним , старая луна напоминает букву С, поэтому необходимо суммировать показания часов и количество частей серпа . В противном случае необходима разность
Ориентирование по светилам:Звёзды
Полярная звезда находится в "хвосте" Малой Медведицы. Направление на нее определяется следующим образом. Через две крайние звезды "ковша" Большой Медведицы мысленно проводится прямая, на которой откладывается пятикратное расстояние между этими звездами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда, точно указывающая на север.
Ориентирование по : Местны м признак ам снег быстрее подтаивает на южных склонах ; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины - " шипы ", направленные на юг ; в горах дуб чаще произрастает на южных склонах . Прочие признаки : просеки в больших лесных массивах , как правило , ориентируются в направлении север - юг и запад - восток ; нумерация кварталов лесных массивов в СССР идет с запада на восток и далее на юг ;
с северной стороны деревья , камни , деревянные , черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками , грибками ; на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны ;
муравейники располагаются с южной стороны деревьев , пней и кустов ;
ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости ( краснеют , желтеют ) с южной стороны ;
на отдельно стоящем дереве самые густые ветви , как правило , растут с южной стороны , поскольку туда попадает больше солнечных лучей
· цветы подсолнечника всегда поворачиваются за солнцем и никогда не смотрят на север
· перелетные птицы весной летят на север , а осенью на юг
По тени . В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут и повторите процедуру. Проведите линию от первой позиции тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой - в конце линии, которую вы начертили. Сейчас вы стоите лицом на север .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."
Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....
Ориентирование на местности
В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....
Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.
Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...
Ориентирование на местности разными способами.
В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности...
Ориентирование на местности
Искусство выживания. Выживание в природной среде.Ориентирование без компаса....
Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".
Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....