Уро географии 6 класс Природные зоны мира
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока географии в 6 классе
«Природные зоны Земли»
Цель:
Сформировать у учащихся представление о природных зонах.
Задачи урока:
1.Образовательные:
-познакомить с географическим положением природных зон;
-познакомить с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес у учащихся, внимание;
- продолжить формирование умений и навыков работы с картой, учебником, атласом.
3.Воспитательные:
- воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;
- формировать убежденность в необходимости сохранения природы.
Методы и приемы:
-словесный( рассказ учителя, беседа);
-наглядный (компьютерный);
- частично-поисковый и исследовательский);
- работа в парах.
Тип урока: изучение новой темы с использованием ИКТ.
Оборудование: презентация «Природные зоны Земли», фрагменты видеофильмов о животных и растениях разных природных зон (пустыни, саванн и редколесий, экваториальных лесов), карта природных зон мира.
«Помни! Нельзя защитить то, чего не любишь.
Нельзя любить то, чего не знаешь!»
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: Я спешу сказать вам - «Здравствуйте»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – «Благости»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам - «Радости»,
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем в этом зале
Прекраснейшего настроения!
Доброе утро, дорогие ребята! Я счастлива, видеть ваши сияющие глаза, и начинаем наш урок географии!
2. Актуализация знаний.
Учитель: Проведем экспресс - опрос. На листочках записываем ответы да или нет.
- Путешественники ходили друг к другу в гости с острова на остров пешком.
- Уральские горы разделяют Европу и Азию.
- Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена – реки России.
- На политической карте нанесены горы и равнины.
- Луна – звезда, ведь она светится.
- Земля делает оборот вокруг Солнца за сутки, а вокруг оси - за год.
- Природные зоны сменяются с запада на восток.
- Самое глубокое озеро – Каспийское.
- В озере Байкал пресная вода.
- Карта – модель Земли.
Учитель: Сверьте свои ответы с ключом. Оцените себя
10-9 верных ответов «5»
8-7 верных ответов «4»
6-5 верных ответов «3»
4 верных ответа «2»
(На доске «ключ» : нет, да, да, нет, нет, нет, нет, нет, да, нет)
Учитель:- Везде ли на Земле одинаковый климат? (Нет) Слайд 4
- От чего зависит различие климат? (От количества тепла, температуры, о угла падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше температуры, чем дальше от экватора – ближе к полюсам, тем ниже температуры.) Слайд 5
- Что такое широтная зональность? (Изменение природных зон с широтой)
- Как на Земле изменяется широтная зональность? (От экватора к полюсам, по широтам)
3. Изучение новой темы.
Учитель: Чтобы определить тему сегодняшнего урока воспользуемся методом «Ассоциации».
(Просмотр музыкальных фрагментов «Песенка эскимоса», «Учкудук, три колодца…».)
Задание: Назовите по одному слову, которое означает вызванную ассоциацию. (природа, север, пустыня, мираж, холод, жара и т.д)
Учитель: Как вы думаете, о чем речь пойдет на нашем уроке?
Ученики: О природных зонах
Учитель: Чтоб урок пошел вам впрок,
Активно включайся в работу, дружок.
Мы сегодня с вами будем наблюдать ,
Делать вывод, рассуждать
Природные зоны изучать.
Учитель: Подумайте, пожалуйста, чему бы вы сами хотели сегодня на уроке научиться, что нового узнать? (каждый ученик на отельных листках записывает свои цели изучения темы). Эти листки размещаются на «Дереве ожиданий».
Учитель: Это будет не простой урок, мы вместе с вами совершим увлекательное путешествие. Вы время путешествия вы узнаете много и услышите много интересного о природе нашей земли.
Скажите, ребята какие знания нужны будут в путешествии? (правильное умение работать с картой, наблюдательность,знания)
Учитель: Собрав, свой багаж мы отправляемся в путешествие по природным зонам Земли, и будем говорить не только о том, что климат влияет на количество видов, обитающих в разных природных зонах, но и о том, как животные и растения приспособились к этим внешним условиям среды.
Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах и делать записи в черновиках, чтобы вернувшись назад, обработать все собранные материалы, просмотреть их, и затем оформить в виде плакатов, тем самым навсегда запечатлеть наше путешествие.
Каждый из вас получает листы-путеводтели. Это ваши черновики, в которых вы можете во время нашего виртуального путешествия (при просмотре презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия животных, растений и особенности климата разных природных зон.
Слайд 7. Учитель раздает листы-путеводители по природным зонам.
Таблица 1. Путеводный лист по природным зонам
Природные зоны | Климатические особенности | Животный мир | Растительный мир |
Экваториальные леса | |||
Лесная зона | |||
Степная зона | |||
Зона пустынь | |||
Зона саванны | |||
Арктические пустыни и тундра |
Учитель: Ребята, давайте исследуем карту и познакомимся с природными зонами.
Учащиеся знакомятся с картой природных зон, каким цветом изображены природные зоны, выясняют, как от экватора к полюсам сменяются зональные природные комплексы – природные зоны.
Есть пространства на Земле, которые получают от Солнца примерно одинаковое количество тепла и света, а с осадками- влаги. В этих местах одинаковые природные условия и живут приспособившиеся к ним одинаковые растения и животные.
Природная зона - обширная территория с разнообразным рельефом, на который формировался определенный климат. В зависимости от климата в природной зоне произрастают определенные типы растений и обитают разные животные.
Учитель: Историческая справка
Наличие закономерности смены природных зон обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата (в первую очередь, тепла и влаги) вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т.д.
А в XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование природных или как еще их называют, географических зон.
Учитель: От чего зависит разнообразие природных зон?
(от географической широты, соотношения тепла и влаги, рельефа, от типа почвы и др.)
Учитель: Познакомимся с первой природной зоной
Слайд №9 Арктические пустыни и тундра
Учитель: Найдите эти зоны на карте. Дополните предложение
Слайд№ 10 Расположены за Северным полярным кругом, на побережье и островах... океана
Слайды:№ 11-17
Слайд №18 Леса
Учитель: На какие две группы делятся леса ? (Работа с учебником на стр147)
(Хвойно-широколиственные и (смешанные) и тайга).
Учитель: Исследуйте карту природных зон и ответьте : Лесная зона встречается на материках… (Евразия и Северная Америка.)
Слайды:№19-22
. Смешанные леса встречаются также в Северной Америке, на Дальнем Востоке, в умеренном поясе Азии, в Карпатах и на Кавказе
Учащиеся заполняют бортовой журнал.
Слайд № 23 Степи
Учитель: Найдите на картах зону степей. На каких материках расположена зона степей?
Слайды №24-26
Учащиеся заполняют бортовой журнал.
Слайд №27 Пустыни
Учитель: Определите географическое положение. На каких материках расположена зона пустынь?
Слайды № 28-30
Просмотр фильма «Пустыни»[6]
Учащиеся заполняют бортовой журнал.
Слайд №31 Саванны.
Учитель: Определите географическое положение . На каких материках расположена зона саванн?
Слайды№ 32-33
Просмотр фильма «Саванны»
Учащиеся заполняют бортовой журнал.
Слайд № 34 Влажные экваториальные леса. Учитель: Найдите эту зону на карте. Определите географическое положение.
( По обе стороны от экватора, между северным и южным тропиком расположен влажный экваториальный лес.)
Слайды №35-37
Просмотр фильма
Учащиеся заполняют бортовой журнал
4.Обобщение
Учитель Мы вернулись из нашего путешествия и сейчас нам предстоит обработать всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии.
1 ряд: арктические пустыни и тундра, и редколесий, лесная зона
2 ряд: , зона саванн степная зона.
3 ряд: зона пустыни, зона экваториальных лесов.
– У вас есть ваши бортовые журналы с записями, которые вам помогут..
– Теперь ваша задача выбрать представителей, которые рассказывать об особенностях ваших природных зон.
(Выступление представителей от каждого ряда)
Учитель: Необходимо обратить внимание на то, что многие природные зоны мира сильно изменены человеком: леса вырубаются, луга и пашни истощаются. Во всех природных зонах возникают крупные города, прокладываются дорожные трассы, ведется добыча полезных ископаемых. Воздействие человека на природные зоны приводит к тому, что многие растения и животные находятся под угрозой вымирания
5. Физминутка Слайд №38-39 (1 минута)
Я по природным зонам иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы нам грибов набрать.
Вот лисица пробежала (рукой провести слева вправо)
Тут же белка проскакала (другой рукой провести справа влево)
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места) .
6. Закрепление.
Учитель: Ребята, настало время проверить, хорошо ли усвоили новую тему!
1 задание: Расположите природные зоны с севера на юг. Цифра один поставлена. Расставьте вверху цифры 2, 3,4,5,6, 7, 8,9
1
Степи, тундра, лесотундра, полупустыни, зона арктических пустынь, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, субтропическая зона, лесостепи.
(Работа в парах.)
Учитель: 2 задание : Почемучкины вопросы «Угадай природную зону»( по рядам)Слайды№ 40-45
Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие. (ТАЙГА)
Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравится растениям. Эта природная зона самое богатое видами природное сообщество. (ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ ЛЕСА)
В этой природной зоне всегда низкие температуры, почва скована многолетней мерзлотой. Здесь растут мхи, лишайники, карликовые деревья. (ТУНДРА)
Самая засушливая природная зона. В ней растут верблюжья колючка, саксаул; из животных встречаются джейран, варан, верблюд. (ПУСТЫНЯ)
В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.(ЛЕСА)
Это царство льда и холода (АРКТИКА)
Учитель: 3 задание. ИГРА «ДА-НЕТ
Ели вы считаете, что я говоря верно хлопайте в ладоши , если нет- молчите.
Самой влажной природной зоной Земли является пустыня. (НЕТ)
В пустынях растут ель, береза, осина, верблюжья колючка, саксаул. (НЕТ)
В Антарктиде водятся пигвины (ДА)
Зона саван расположена на Северном полюсе? (нет)
В зоне степей много птиц? (Да)
Крокодилы , дегемоты водятся во влажных экваториальных лесах? (ДА)
7. Рефлексия. Слайд №46
Интерактивная игра «Что-то новенькое»
Учитель: Каждый ряд получает листок, на котором каждый ученик должен написать термины и понятия, географические названия, имена географов, названия растений и животных, которые были изучены на уроке. Листок получают учащиеся, сидящие на последних партах. Ученик пишет термин или понятие и передаёт листок впереди сидящему. Побеждает ряд, который запишет наибольшее количество слов по теме урока.
Учитель: А теперь оцените свое эмоциональное состояние с помощью солнышка.
8. Заключение
Перед нашим путешествием мы ставили цели. Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?
Учитель:
Наш урок- путешествие подошел к концу. В заключение мне хочется прочитать вам слова писателя Николая Сладкова, обращенные к нам, людям, с призывом сохранить красоту природы:
«Можно, ли представить себе землю птиц? Mоре без чаек. Степь без жаворонков, горы без орлов.. Или лес без кукушки и иволги? Луг дергача, поле без перепелки. Речные заросли без соловьев....
Скучно станет, неинтересно. Мертво и глухо.
Все живое пропитано поэзией и красотой. И мы все это можем видеть и ощущать». И чем больше человек видит и чувствует красоту - тем больше он человек.
Любите ребята, природу-
Пустыни, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей
9. Выставление оценок.
Д/З – написать письмо другу о своем путешествии по любой природной зоне.
- нарисовать плакат «Природная зона…..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Природные зоны мира" География.7 класс
Итоговый тест в двух вариантах для проверки знаний учащихся 7 класса по теме "Природные зоны мира"....
география 7 класс "Природные зоны Африки"
Открытый урок по географии 7 класс "Природные зоны Африки"...
Разработка урока по географии 6 класс "Природные зоны"
Урок посвящен теме "Природные зоны мира",при изучение природных зон детям читаются стихи русских поэтов о разных природных зонах, которые предают уроку ноты лирики. Урок был показан учителям географам...
Разработка урока географии в 6 классе Природные зоны Земли
Размещение большенства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности...
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Презентация к уроку географии.Природные зоны Мира. 6 класс.
Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Природные зоны Мира"....
Презентация по географии"Природные зоны мира".
Данная презентация может быть использована учителями географии в 7 классе при изучении темы "Природная зональность....