Тренинг "Покупки"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Методическая разработка внеурочного мероприятия по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 35.29 КБ |
презентация | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Красноперекопский УВК «школа-лицей» №2
Тренинг «Покупки»
(факультативное занятие
по курсу «Уроки для устойчивого развития»,
8-й класс)
Материалы конкурса
«Лучшая методическая разработка занятия
по экологическому образованию»
подготовлены учителем
географии и биологии
КУВК «школа-лицей» № 2
Дёминой Е.Ю.
2013г.
Тренинг «Покупки»
Цель: сформировать у подростков модель поведения и действий, которые бы
отвечали потребностям устойчивого развития; пропагандировать
здоровый способ жизни и поведение в повседневной жизни, научить
приемам экономного потребления и сознательного отношения к
ресурсам, но не путем ухудшения качества жизни.
Задачи: 1. Познакомить с маркировкой товара и символами на упаковках;
2. Определить особенности товара местного производителя;
3. Проанализировать информацию о источниках загрязнения окружающей среды;
4. Рассмотреть возможные пути улучшения экологического состояния окружающей среды в связи с минимальным использованием упаковочного полиэтилена.
Оборудование: маркеры, стикеры, листы бумаги, набор продуктов,
товаров широкого потребления, знаки экологической
маркировки.
Тип тренинга: просветительский
Целевая группа: подростки 14-15 лет
Количество участников: 10-12 человек
Продолжительность тренинга: 80 мин.
Структура:
- Открытие тренинга 3 мин
- Знакомство-ледокол 6 мин
- Правила работы в группе 5 мин
- Сообщение темы и цели тренинга 3 мин
- «Ожидания» 7 мин
- Маркировка продуктов 10 мин
- Ледокол 6 мин
- Домашний аудит 10 мин
- Упаковка 10 мин
- Презентация слайдов 7 мин
- Информация к размышлению 7 мин
- «Ожидания» 6 мин
- Подведение итогов
1.Знакомство – ледокол
Цель: подготовить участников к работе, создать хорошее настроение,
доброжелательную атмосферу.
Любой тренинг начинается со знакомства, наши участники хорошо знают друг друга, поэтому знакомство как таковое не имеет смысла, настраиваться на рабочий лад мы будем при помощи обычного психологического ледокола.
(Тренер проводит ледокол для создания рабочей атмосферы в группе)
2. Правила работы в группе (написаны на доске)
1. Доброжелательность;
2. Уважать мнение друг друга;
3. Активность;
4. Любознательность;
5. Давать возможность высказаться, не перебивать друг друга;
6. Краткость
3. Сообщение темы и цели тренинга
«П О К У П К И»
Предлагаю вам расшифровать слово покупки:
П – польза
О – общение, оптимизм
К – качество
У – удовольствие, удовлетворение
П – праздник, преображение
К – красота
И - интерес
Каждый день мы сталкиваемся с потребностью что-то покупать, приобретать, а в выходные дни ваши родители совершают еженедельный ритуал – закупка продуктов на неделю. Сразу может возникнуть вопрос: «Как продукты могут относиться к устойчивому развитию, к решению экологических проблем?» На этот вопрос постараемся ответить сегодня на занятии.
4. Ожидания
(Участники тренинга обозначают свои ожидания на доске в виде листвы на кусте жасмина)
- знакомство с новой темой;
- получить знания;
- узнать новое;
- просто интересно знать;
- хорошо провести время;
- раскрыть в себе новые качества;
- познакомиться с новыми формами учебы;
- стать экологически грамотным;
- умение определить, проанализировать свое влияние на окружающую среду.
5. Маркировка продуктов
Оказывается прямо или косвенно большинство экологических проблем связаны с тем, что мы покупаем и как мы это используем. Покупка – это сила! Мы можем внести свой вклад, делая сознательный выбор. Только вы решаете, что вам надо купить. Но все ли полезно, безопасно, экологически чисто, то, что мы покупаем? Как узнать продукт принесет пользу, или навредит, или может быть купить другой похожий. На что обращают внимание при покупке того или иного товара?
– дата изготовления, цена, качество товара, наличие ГМО, внешний вид.
Каждый день мы покупаем товары в разных упаковках и без них, но не всегда обращаем внимание на знаки, которые называются маркировкой товара. В последние годы стала появляться экологическая маркировка, наличие которой должно свидетельствовать о соответствии качества продукта и безопасности его производства и утилизация в соответствии с экологическими требованиями.
Давай объединимся в группы и проанализируем маркировку предложенных здесь товаров.
(Тренер проводит ледокол для объединения групп)
(Рассматривают товары и находят соответствующие символы, объясняют их)
Группы знаков экомаркировки вывешены на доске.
Группа № 1: знаки вторичной переработки.
Такие знаки призывают к переработке продукта и его упаковки – это «Петля Мебиуса», «Переработка – ради лучшего будущего», знак призыва не мусорить и выбрасывать в мусорные баки для бумаги.
Группа № 2: знаки «Переработка пластика».
Такие отметки наносятся на пластиковых изделиях, которые могут быть промышленно переработаны. Цифры внутри знака указывают на тип пластмассы для упрощения сортировки. Под знаком ставится буквенный код пластика.
Группа № 3: знаки «Гарантия переработки».
Означают гарантию, что пакеты или продукция могут быть использованы повторно и принимаются в специализированных пунктах, или пакет изготовлен из переработанного материала.
Группа № 4: знаки «Экологически чистая продукция».
Знаки подтверждающие качество продукта и соответствие международным требованиям качества – «Маргаритка» (знак стран Европейского Содружества), «Скандинавский лебедь» (Финляндия, Швеция, Норвегия и Исландия, «Голубой ангел» (ФРГ - введен еще в 1974 году), «Экознак» - знак Японии; «Журавлик» - знак «Экологически чисто и безопасно».
Группа № 5: отметки государственной сертификации стран.
Знаки соответствия изделия требованиям: директив Совета Европейского Содружества, России и Украины.
Такую продукцию предлагают многие магазины нашего города: «АТБ», «Мини-маркет», «Виза», «Виктория-Вита» и т.д.
Какую продукцию предлагает школьный буфет?
- соки в упаковках и выпечку местного производства.
Где еще можно встретить продукцию местного производства?
- на рынке, продуктовых магазинах.
Сейчас мы сможем определить какова популярность продуктов местного производства в ваших семьях.
6. Домашний аудит
Дома вы провели аудит продуктов, приобретенные вашей семьей за неделю и отмечали продукты с экомаркировкой, продукты местного производства, а также количество упаковок приобретенных вместе с товаром.
(Оглашают результат, делают вывод)
Большинство продуктов местного производства. Мы их покупаем на рынке, несмотря на то, что нет упаковки с маркировкой - товар дешевле, поэтому пользуется спросом.
7. Упаковка
Но каждый продукт на рынке упаковывается в полиэтиленовый пакет, который сразу выбрасывается (в среднем пакет используется только 20 мин.) и становится мощным загрязнителем окружающей среды.
8. Презентация слайдов
Предлагаю посмотреть на современные «полиэтиленовые пейзажи»
9. Информация к размышлению
Время разложения полиэтилена зависит от структуры и плотности изделия и может доходить до нескольких тысяч лет.
Пластик разлагается за 100-200 лет.
Стекло не разлагается вообще.
Бумага от 2 до 10 лет.
Консервная банка – 90 лет.
Фильтр от сигареты – 100 лет.
В Украине предполагают прекратить выпуск малых пакетов, останутся только большие и они будут созданы из материала распадающегося через два – три месяца на макромолекулы воды, углекислого газа и гумус, так называемые экопакеты.
18 января была проведена акция в Ивано-Франковске, где полиэтиленовые пакеты в супермаркете заменили на бумагу. Большинство горожан остались довольны таким сервисом.
Товар упакованный в фирменную тару стоит достаточно дорого. Подумайте, сколько на них потрачено бумаги, краски, пластмассы, стекла, алюминия. И все ради того, чтобы упаковка попала в мусорный бак.
Как потребители, мы имеем большую власть. Если мы не будем покупать какой-то товар, производители будут вынуждены просто прекратить его производство. А это значит уменьшить нагрузку на окружающую среду, отказавшись от выпуска продукции, которая требует больших расходов энергии и ресурсов.
При этом совсем необязательно немедленно отказываться от привычных продуктов, делать над собой какие-то серьезные усилия. Стоит просто немного больше уделять внимания своим покупкам, поинтересоваться дополнительной информацией о них.
10. Ожидания
Наш куст жасмина расцвел.
Какие новые знания вы получили, чему научились? (Пишут, приклеивают, озвучивают)
11. Итоги
Литература:
- Корсак К.В., Плахотник О.В. Основы экологии: Уч. Пособ. – 3-е изд., перераб. и доп. – К.: МАУП, 2002.
- Нетудыхатка О.Ю.,Евстафьев В.Н., Мавед О.А. Основы экологии: Учебн. пособ. – Одесса: Феникс, 2005.
- Уроки для устойчивого развития: 8 кл.: пособие по курсу по выбору для учеников 8-го кл. общеобразоват. шк./авт. – сост.: Е. Пометун, Л. Пилипчатина, Г. Серова [и др.]. – 2-е изд. – К.: Логос, 2009.
- Экология города: Учебник. - К.: Либра, 2000.
Сведения об авторе:
Дёмина Елена Юрьевна,
Красноперекопский УВК «школа-лицей» №2,
учитель географии,
96000,
г. Красноперекопск,
ул. Менделеева 25, кв. 80,
0508293383,
helena-doymina@mail.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Город и мусор
Дорога к городской свалке
Деревья возле городской свалки
Пакеты в атмосфере
Полиэтиленовый пакет и море
Пляжи Индии
Мусорные контейнеры в Симферополе и Праге
Мусорные площадки в Германии
Мы должны сохранить планету !