Курс по выбору "Природа и здоровье населения России"
элективный курс по географии (9 класс) на тему
Курс ориентирован на приобретение учащимися общих знаний о здоровье людей с учетом территориальной дифференциации, состояния природной среды и факторов социально-экономического развития государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_elektivnogo_kursa.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №3»
Кулундинского района
Алтайского края
Рабочая программа курса по выбору
по теме
«Природа и здоровье населения России»
Выполнила:
учитель географии
высшей категории
Кочкина Л. И.
Кулунда 2011
Пояснительная записка.
Стоит еще раз задуматься над тем, в каких меняющихся природных условиях живет современный человек. Его жизнь напрямую связана с газовым составом атмосферы, химическим составом воды, уровнем солнечной радиации, шума, магнитных колебаний и т.д. Человек вынужден приспосабливаться к новым условиям среды обитания, что приводит к возникновению неблагоприятных сдвигов здоровья. Сохранение и укрепление здоровья очень важно в условиях ухудшения состояния окружающей природной среды, быстрого роста объема информации, стремительного развития науки и техники, что требует от человека крепкого здоровья и гибкой адаптации физических и психических сил к быстро меняющимся условиям жизни.
Курс ориентирован на приобретение учащимися общих знаний о здоровье людей с учетом территориальной дифференциации, состояния природной среды и факторов социально-экономического развития государства. Здоровье и природа являются междисциплинарными понятиями и их можно рассматривать с точки зрения географии – науки, которая является одним из способов познания окружающего мира. Структура курса тесно связана с содержанием географии мира, России, региональной географии, биологии, химии, физики, истории Отечества, литературы и другими школьными предметами.
Цель данного курса – раскрытие учащимся оптимального варианта решения вопросов взаимодействия человека и природы России и отдельных ее регионов, как определяющего фактора здоровья.
Задачи курса:
- раскрыть взаимосвязь природных и социально-экономических факторов отдельных регионов России, влияющих на здоровье людей; способствовать формированию экологического сознания учащихся, переосмыслению роли человека в природе, адекватной реальным условиям и возможностям территории.
-развивать у учащихся умения выделять главное в изучаемом материале, систематизировать и обобщать имеющиеся сведения; пользоваться картами, справочниками; научить их мыслить комплексно и пространственно, решать доступные им экологические проблемы.
- воспитывать положительное отношение к природе, через самосознание важности проблемы экологии человека, сбережения и защиты его здоровья, что обеспечит готовность к практическому решению региональных проблем охраны окружающей природной среды.
Актуальность данного курса заключается в том, чтобы сохранить и укрепит здоровье россиян в связи с ухудшением в последние годы уровня и качества здоровья населения России в целом и отдельных ее регионов.
Эколого-географическая направленность курса: углубление географических знаний о природном и социально-экономическом окружении, выработка практических умений работать с научной литературой, периодическими изданиями, картографическим материалом и статистическими данными и воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе.
В ходе изучения курса предусматриваются различные формы и методы проведения занятий, которые позволяют учащимся включаться в проблемно-поисковую и исследовательскую деятельность, закреплять умения и навыки при выполнении тестовых заданий, работы с картами, творчески подходить к изучаемому материалу, правильное оформление работ в виде отчетов и рефератов.
Требования к результатам усвоения материала.
Учащиеся должны знать:
- этногеографические особенности населения России в зависимости от природной среды;
- влияние природных условий территории на образ жизни людей;
- связь и зависимость состояния человека с природными и социально-экономическими факторами;
- проявление адаптации человека к природным условиям в различных географических зонах;
- лечебные и рекреационные ресурсы территории России и их география распространения, развитие туризма в России;
- знание следующих понятий: здоровье человека, медицинская география, этнос, природные условия, природные факторы, социально-экономические факторы, антропогенное загрязнение, адаптация, акклиматизация, лечебные ресурсы, рекреационные ресурсы, ландшафтотерапия, рекреационная география, экстремальные природные ресурсы, фитотерапия, экология человека.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать природные условия территорий, влияющих на традиционный образ жизни людей;
- оценивать изменения природных условий как источника состояния здоровья населения региона и России;
- объяснять особенности проявления природных и социально-экономических факторов на территории России и их воздействие на здоровье человека;
- выявлять причинно-следственные связи между наследственностью и природной средой;
- называть основные виды лечебных и рекреационных ресурсов России;
- показывать на карте: территории размещения крупных этносов России; территорий особого проявления природных и социально-экономических факторов; благоприятные для туристско-рекреационной деятельности территории России.
Рабочая программа курса по выбору «Природа и здоровье населения России»
9 класс, 8 часов
Введение.
Знакомство с основными экологическими и медико-географическими терминами элективного курса как научно-понятийная основа содержания. Взаимосвязь географии, экологии, медицины. Выбор тем рефератов по проблеме исследования.
Занятие 1.
Этнографические особенности населения России. Численность и география размещения крупных народов России. Регионально-национальные территории и образ жизни людей. Образ природы в культуре России.
Занятие 2.
Факторы здоровья населения России: экологические, экономические, медицинские. Состояние природных условий как важнейшего фактора здоровья. Здоровье человека – общественное и личное достояние. Глобальная проблема сохранения здоровья населения страны.
Занятие 3.
Природные факторы. Метеорологические факторы, влияние температуры, ветра, атмосферного давления и влажности воздуха на организм человека.
Занятие 4.
Социально-экономические факторы. Человек и городская среда. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт как факторы качества окружающей среды и здоровья населения.
Темы для сообщений: «Среда жилого помещения», «Шумовой фактор города», «Вибрация в городе», «Мусор – острая проблема городов», «Проблема питьевой воды».
Занятие 5.
Наследственность и окружающая природная среда человека. География долголетия в России. Адаптация и акклиматизация.
Занятие 6.
Лечебные ресурсы. Рекреационные ресурсы. Туризм и география отдыха в России. Развитие туризма в регионе.
Занятие 7.
Взаимодействие факторов здоровья. Экология человека.
Занятие 8.
Защита рефератов по выбранным темам.
Тематическое планирование курса по выбору «Природа и здоровье населения России»
9 класс, 8 часов
№/п | Тема занятия |
1 | Этнографические особенности населения России. Численность и география размещения крупных народов России. Регионально-национальные территории и образ жизни людей. Образ природы в культуре России. |
2 | Факторы здоровья населения России: экологические, экономические, медицинские. Состояние природных условий как важнейшего фактора здоровья. Здоровье человека – общественное и личное достояние. Глобальная проблема сохранения здоровья населения страны. |
3 | Природные факторы. Метеорологические факторы, влияние температуры, ветра, атмосферного давления и влажности воздуха на организм человека. |
4 | Социально-экономические факторы. Человек и городская среда. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт как факторы качества окружающей среды и здоровья населения. |
5 | Наследственность и окружающая природная среда человека. География долголетия в России. Адаптация и акклиматизация. |
6 | Лечебные ресурсы. Рекреационные ресурсы. Туризм и география отдыха в России. Развитие туризма в регионе. |
7 | Взаимодействие факторов здоровья. Экология человека. |
8 | Защита рефератов по выбранным темам. |
Используемая литература:
- Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: -М.: Дрофа, 2001. – с. 384
- Герасименко Н.Ф. Власть и здоровье нации - М.: Нива России, 1997. – с. 48
- Реймерс Н.Ф. Экология. – М.: изд-во «Россия молодая», 2002. - 180.
- Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 751 с.
- http://rcio.pnzgu.ru/personal
- http://www.allprezentation.ru/news/99
- http://sever.eduhmao.ru/info
Приложение 1
Занятие 1.
Этнографические особенности населения России. Численность и география размещения крупных народов России. Регионально-национальные территории и образ жизни людей. Образ природы в культуре России.
Практикум. Оценка природных условий регионально-национальных территорий на традиционный образ жизни людей.
Цель: используя картографический и справочный материал научить учащихся оценивать влияние природных условий регионально-национальных территорий на традиционный образ жизни людей.
Оборудование: атлас по географии 8-9 класс, физическая карта России, карта народов и плотности населения.
Влияние природных условий на традиционный образ жизни людей оформляется в виде таблицы.
Название территории | Группы населения | Особенности природных условий | Хозяйственная деятельность |
Вывод.
Приложение 2
Занятие 6.
Лечебные ресурсы. Рекреационные ресурсы. Туризм и география отдыха в России. Развитие туризма в регионе.
Творческое задание. Составление маршрутного листа или каталога рекреационных зон России (по выбору учащихся).
Цель: закрепить знания учащихся о размещении рекреационных зон на территории России и развивать умения творческой деятельности при оформлении маршрутных листов или каталога.
Оборудование: атлас по географии 8-9 класс, физическая карта России, карта природного и культурного наследия, туристско-рекреационная карта России, справочная литература, энциклопедии.
1.Составление каталога рекреационных зон России познавательного, оздоровительного или спортивного характера по схеме в виде таблицы:
Название | Географическое положение | Тип характера | Краткое описание |
2.Составить маршрутный лист с описанием одной из рекреационных зон России по плану:
1). Название рекреационной зоны.
2). Географическое положение.
3). Способ туристического следования.
4). Тип рекреационной зоны
5). Описание компонентов или природных условий, формирующих данную рекреационную территорию.
6). Прогноз и перспективы развития
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ и ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
здоровье населения России ухудшается из года в год, что крайне неблагоприятно влияет на демографическую ситуацию. Так, средняя продолжительность жизни россиян ныне всего около 65 лет, а у мужчин – 57-...
ОБЖ 9 класс-презентация по теме "Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России"
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России"-презентация к уроку ОБЖ для 9 класса...
Рабочая программа курса "Природа и здоровье населения России"
Цель Содержание предлагаемого курса ставит своей целью раскрытие учащимися оптимального варианта решения вопросов взаимодействия человека и природы России и отдельных её регионов ка...
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
презентайия 9-й класс...
. РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ.
Конспект открытого урока в 9 классе...
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
Уровень репродуктивного здоровья каждого индивидуального человека и общества в целом влияет на воспроизводство населения в нашей стране, о...
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребёнка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена социума, способного выполнять необходимые функции, обеспечивающие социальное ра...