Программа по экологии для пилотной площадки
проект по краеведению (5 класс) по теме
Программа по экологии для пилотной площадки общеобразовательной школы расчитана на 4 года. Составлена с учетом регионального компонента- итория Донского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. В.И.Фомичёва»
Рассмотрена Утверждено
На заседании педагогического совета Директор «МБОУ Шебалинская СОШ
Школы им. В.И.Фомичёва»
Протокол №2 от 28.08.2013 Приказ № 101 от 29.08.2013
Программа по экологическому воспитанию учащихся
"Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников"
на 2013-2016 годы
Составила:
Зам.директора по УВР,
Учители истории и обществознания
Х. ШЕБАЛИН
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка……………………………………………………………2
1.Цели и задачи курса………………………………………………………………..3
II. Особенности программы………………………………………………………….4
1. Основные принципы содержания программы…………………………………...5
III. Этапы, содержание, календарно-тематический план программы……………..6
IV.Результативность………………………………………………………………….8
V. Критерии эффективности программы……………………………………………8
VI. Ожидаемый результат…………………………………………………………...9
VII. Литература………………………………………………………………………11
Приложение (Инновационный проект…………………………………….................12
I. Пояснительная записка
- Актуальность проблемы, обоснование необходимости ее решения
Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…
Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.
Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.
Данная программа включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды школьного, районного, областного и Всероссийского уровней.
- Цель и задачи курса:
«Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников»
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5.Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6.Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7.Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
- Особенности программы.
Программа «Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы и учащихся 5 класса, которая состоит из пяти частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 170 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):
2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)
3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)
4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).
Для учащихся 5 класса:
5-й год обучения – «Юный исследователь» (35 часов)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
1.Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках, а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного исследователя».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
III. Этапы, содержание и календарно-тематический план программы
3.1. Этапы реализации программы:
I этап: Подготовительный и организационный этапы.
2013-2014 уч.год.
- Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
- Формулировка экологической проблемы.
- Определение целей и задач экологической проблемы,
- Планирование мероприятий по экологическому образованию учащихся.
- Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию учащихся.
- Составление сметы расходов на выполнение мероприятий по реализации программы.
- Организационные работы по экологического и трудового отрядов, экологического кружка.
- Подготовка территорий для реализации программы (территория школы, детский парк);
- Составление эскизов ландшафтного дизайна для благоустройства (территория школы, детский парк);
- Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
- Проведение теоретического семинара по мероприятиям программы.
- Подведение итогов I этапа программы
II этап: Практический этап.
- Содержание программы
2014-2015 уч. год
Зима: “Красная книга – сигнал опасности”
Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Ростовской области и Заветинского района. Знакомство с нормами поведения в природе. Составление экологических знаков.
Проект “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций, подготовительный этап).
Весна: “Природа как единое целое”
Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир.
Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы) и “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): подготовительный и основной этапы.
Выращивание рассады. Посадка цветов, саженцев деревьев и кустарников. Уход за растениями. Оформление клумб.
Лето: “Планета Земля – наш общий дом”
Реализация проектов “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы) и “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): поддержание порядка травяного покрова и клумб (полив, прополка, рыхление).
Работа экологического и трудового лагерей.
Осень: “Природа в наших ощущениях”
Влияние природы на эмоции человека. Природа в творческих работах. Зарисовки осенней природы. Работа с природными материалами.
Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): основной этап.
Зима: “Животные в природе нашего края”.
Знакомство с животным миром Заветинского района, Ростовской области. Практическая работа по охране животного мира.
Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): основной этап.
Весна: “Птицы наших лесов”
Знакомство с птицами Заветинского района, Ростовской области. Практическая работа по охране птиц.
Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): основной этап.
Лето: “Природа и человек”
Реализация проектов “Цветочный калейдоскоп” и “Остров детства” (городской детский парк): поддержание порядка травяного покрова и клумб (полив, прополка, рыхление).
Работа экологического и трудового лагерей.
Осень: “Разнообразие растительного мира”
Знакомство с растениями Заветинского района, Ростовской области. Практическая работа по охране растений.
Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): обобщающий и информационно-просветительский этапы).
III этап: Обобщающий этап.
2015-2016 уч. год.
- Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
- Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.
- Оформление результатов.
IV этап: Информационно-просветительский этап.
Распространение через районные СМИ и сайт школы информации о деятельности учащихся по реализации программы.
IV.Результативность.
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный исследователь» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
VI. Критерии эффективности программы
Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания школьников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.
Методы оценки эффективности | Кто будет оценивать | Критерии эффективности оценки |
Анкетирование | Администрация школы | Положительная динамика |
Проведение рефлексии | Ответственные за проведение мероприятий | Понравилось или нет мероприятие |
Качественные результаты | Администрация школы | Сформированность экологической культуры и экологического сознания школьников |
Количественные результаты | Администрация школы | Объем выполненных работ |
VI. Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Ростовской области;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
VII. Литература
- Агесс П. “Ключи к экологии”, 1982г. Л.
- Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.
- Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 1988г.
- Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2000г.
- Будыко Н. “Глобальная экология”, Москва, 1977г.
- Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
- Голубев И.Р. “Окружающая среда и её охрана”, Москва-просвещение, 1985г.
- Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. “Экологическое образование школьников во внеклассной работе”, Москва, 1984г.
- Зверев И.Д. “Проблемы социальной экологии”, Москва, 1984г.
- Иванова Г. “В судьбе природы – наша сдьба”, Москва, 1990г.
- Израэль Ю.А. “Экология и контроль состояния природной среды” Л., 1979г.
- Кашлев С.С. “Педагогические условия развития экологической культуры учащихся”, Минск, 2001г.
- Морозов Г.И. “Глобальная экологическая проблема”, Москва, 1988г.
- Моррис Т.К. “Тайны живой природы”, Москва, 1996г.
- Молодцова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”, Минск, 1996г.
- Новиков Ю.В. “Природа и человек”, Москва, 1991г.
- Сидоренко Г.И. “Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения”, Москва, 1987г.
- Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пилотная площадка в МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца»
Реализация проекта «MITE» - Методика и информационныетехнологии в образовании. Целью проекта является разработка и апробация образовательных моделей использования информационных технологий в обуч...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/17/picture-299971-1634476015.jpg)
Аналитическая справка по итогам реализации процесса опережающего введения ФГОС основного общего образования пилотной площадки МБОУ «Хандагайтинской СОШ Овюрского кожууна» в 2012-2013 учебном году
Справка по итогам реализации процесса опережающего введения ФГОС ООО пилотной площадки....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-565761-1421838043.jpg)
Приказ о составе рабочей группы по обеспечению деятельности пилотной площадки
Состав рабочей группы по обеспечению деятельности пилотной площадки...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-565761-1421838043.jpg)
Приказ о составе рабочей группы по обеспечению деятельности пилотной площадки (опережающее обучение)
Состав рабочей группы по обеспечению деятельности пилотной площадки (опережающее обучение)...
приказ. пилотные площадки
приказ. пилотные площадки...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749566-1454587690.jpg)
Приказ "Об организации работы пилотной площадки в МАОУ "Средняя школа № 6"
quot;Внеурочная деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/26/picture-1086637-1543259767.jpg)
Региональная пилотная площадка по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности обучающихся "ВОЗВЫСИМ ДУШУ ДО ДОБРА"
Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального государственного образовательного стандарта осно...