Конспекты уроков
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

В этом разделе содержаться конспекты уроков по географии и экономике

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема урока: Воспроизводство населения.

  1. ФИО                         Загарова  Оксана  Ярославовна
  2. Место работы          ГБОУ СОШ №12 г. Москва
  3. Должность               учитель географии
  4. Предмет                    география
  5. Класс                         9 класс
  6. Тема                        « Воспроизводство населения.».
  7. Базовый учебник.

География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Баринова И.И ., Дронов В.П./   издательство «Просвещение» 2010 г. 

  1. Цель урока:

Формирование представления обучающихся об особенностях воспроизводства населения России, его основных исторических типах с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. 

  1. Задачи:

- обучающие

- формировать представление обучающихся о воспроизводстве населения России;

- формировать навыки использования информационных технологий;

- развивающие:

- развивать познавательные способности, логическое мышление путем анализа текстовой и картографической информации, речь.

- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;

- формировать навыки использования икт;

воспитательные:

- воспитывать информационную культуру;

- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию. 

10. Тип урока:

проблемно-диалогический урок.

11.Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

12. Необходимое техническое оборудование:

Физическая карта России, подключение к сети Интернет, мультимеди, интерактивная доска.

13. Структура и ход урока

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

( с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

( в мин.)

1

2

3

4

5

1

Организационный

  Подготовка учащихся к работе на занятии.

Готовность класса к работе на уроке.

1-2

2

Создание проблемной ситуации.

Цифровая векторная карта России "Естественный прирост населения"(1)

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Вам было задано опережающее задание провести исследование и ответить на вопросы:

1. Сколько детей было в семье у прабабушки, бабушки, родителей?

2. Сколько детей в вашей семье?

3. сколько бы вы хотели иметь детей?

Демонстрация ресурса. Отображает сведения о естественном приросте населения по субъектам федерации по данным переписей населения 1926, 1939, 1950, 1970, 1989 и 2002 годов.

Докладывают о результатах исследований. Приходят к выводу о сокращении детей в семьях.

Цифровая векторная карта позволяет учащимся рассмотреть снижение естественного прироста населения России по данным переписей населения 1926, 1939, 1950, 1970, 1989 и 2002 годов.

5-7

Версии

Учитель просит сформулировать проблемный вопрос.

Мнения разделились и для решения проблемы предлагает изучить тему «Воспроизводство населения»

Учащиеся рассуждают, дискутируют. Формулируют проблемный вопрос: «Грозит ли россиянам вымирание?»

2-3

3

Открытие нового знания

Гипертекст с иллюстрациями (2)

Демонстрация ресурса. Деление класса на 7 групп. Каждая группа работает с одним из блоков, дает ему характеристику.

Электронный учебный модуль «Население России». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе объяснения нового материала

В модели представлены главные демографические показатели России, тенденции изменения численности и половозрастной структуры населения, показаны типы воспроизводства населения и районы максимального и минимального естественного прироста населения. Блок модели показывает соотношение городского и сельского населения, районы наибольшей плотности сельского населения, процесс урбанизации показан во времени и по территории. Размещение населения показано картой плотности с городами, имеющими население свыше 500 000 человек. Дана схема видов миграций.

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос мы  можем дать?

Работа   по группам. Формирование у учащихся практических навыков работы с ЭОР. Школьники делятся по группам, изучают материал по блокам:

1.

Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения.

2. Численность населения России. Районы максимального и минимального естественного прироста населения России.

3. Половозрастная структура населения.

4. Городское и сельское население России.

5. Уровень урбанизации.

6. Этапы демографического перехода.

7. Самые населенные города России.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

15-20 мин

4

Применение нового знания

Практическая работа по нанесению объектов Южной Америки на карту(3)

Объяснение учащимся работы с практическим модулем. Электронный учебный модуль «Воспроизводство населения и типы воспроизводства населения. Практические задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на практических занятиях по географии. Данный модуль оснащён специальными возможностями для слабовидящих. Модуль помогает закрепить материал по теме урока. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Воспроизводство населения», «Типы воспроизводства населения», «Феномен быстрого роста населения» и «Естественный прирост населения».

Выполнение практических упражнений. Проходят тесты, отвечают на вопросы следующих тематик: «Воспроизводство населения», «Типы воспроизводства населения», «Феномен быстрого роста населения» и «Естественный прирост населения».

9-10 мин

5

Рефлексия

Предлагает школьникам поработать в парах  и подвести итог своей работы работы на уроке ответить на проблемный вопрос: «Грозит ли россиянам вымирание. Как решить проблему?»

Работа учащихся в парах. Пытаются найти пути решения проблемы. Заполняют таблицу:

1.Аргументы за.

2.Аргументы против.

3. Итог.

3 мин

6.

Подведение итогов.

Анализ и оценка итогов работы. Определение и разъяснение домашнего задания.

Домашнее задание: п.39

 из текста учебника выпишите причины снижения рождаемости и смертности.

 

 Творческое задание (по желанию):  изучите свою родословную и нарисуйте в тетради генеалогическое древо своей семьи. Проанализируйте его и сделайте вывод: отразились ли на вашей семь те демографические процессы.

Выводы, объяснение особенностей выполнения домашней практической работы:

Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков.

Конспектирование домашнего задания

5 мин



Предварительный просмотр:

Тема урока: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "

1. ФИО: Загарова Оксана Ярославовна, учитель географии  ГБПОУ МОК ЗАПАД

2. Предмет: география

3. Класс: 5

4. Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы»

5. Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: А.И.Алексеев, В.В.Николина, М., «Просвещение», 2012.

6. Цель: Сформировать знания учащихся о происхождении и разнообразии горных пород.

7. Задачи:

- обучающие: познакомить учеников с происхождением магматических, метаморфических и осадочных горных породах. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам;

- развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

8. Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-  метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: находить информацию (в интернете, других источниках) и подготавливать сообщения или презентации на тему "Горные породы", работать с коллекцией горных пород.

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: извлекать информацию при работе с образцами горных пород, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

- коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

12. Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер,  «Коллекция горных пород и минералов», презентация.


13. Структура и ход урока

п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Предлагает материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала

Вспомните:

Каково внутреннее строение Земли?

Что такое ядро? Мантия?

Расскажите об особенностях строения земной коры?

В чем отличие строения земной коры под сушей и под океанами?

Из чего сложена земная кора? Что такое литосферные плиты?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Дают ответ на вопрос (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Формулируют название темы урока (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Создает  для учеников проблемную ситуацию.

Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

Определить: Подумайте, почему земная кора сложена разными горными породами?

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К)

Этап 3. Целеполагания:

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности


Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Какие горные породы образовались на поверхности Земли и почему, какие образовались в литосфере?

Осознают возникшее интеллектуальное затруднение, противоречие, дефицит знаний

Осознают цели предстоящей деятельности (П , Р, К)

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 4. Планирование

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного материала.

Предлагает учащимся самим составить план

Работа в группах. Обобщают результаты исследований, составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия "нового" знания (книга, атлас)

Этап 5. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы:

- Какие горные породы появились из магмы? Какие процессы действуют на них на Земле?(Ответы пишутся на интерактивной доске)

Подводит к выводу :Все горные породы делятся на группы, в зависимости от того, где они образовались.

Работают с текстом учебника, обсуждают в группах  варианты решения поставленной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других (П)

Предлагают свои варианты : излились из вулкана, разрушились водой, ветром, (К,Р)

Просматривают(П) , сравнивают горные породы предложенные для работы в группе(Р).

Этап 6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.

-Выберите и рассмотрите горные породы и минералы вашей группы

- Заполните с помощью учебника таблицу (слайд )

Демонстрирует слайды с образцами горных пород.

1.Формулирует вопросы и корректирует ответы:

 -На какие три группы делятся горные породы?

-Сформулируйте, какими свойствами обладают горные породы вашей группы.

-На ваш взгляд в чем еще их отличие?

Вступают в диалог.

Выполняют практикум  при помощи учебника, образцов по группам 1-магматические, 2-метаморфические, 3-осадочные(П)

Озвучивают результаты, сравнивая с таблицей на доске (П), поясняя особенности пород, их свойства(Л). Обмениваются полученной  информацией (П)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

Этап 7. Рефлексия

(итог урока)

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

-С какими горными породами вы познакомились?

-Что отличает горные породы осадочного и магматического происхождения?

-как образовались горные породы метаморфического происхождения

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)

Этап 8. Домашнее задание

Объясняет д/з

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике. (К)

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД




Предварительный просмотр:

Тема урока: «Атмосфера и ее строение».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами информационных технологий.

Цели по содержанию:

Образовательная: Актуализировать знания учащихся по теме, создать  условия для воспроизведения материала об атмосфере как внешней газовой оболочке, её составе и строении, о тропосфере как части атмосферы, наиболее важной для жизни человеческого общества.

Развивающая: развивать наблюдательность,  творческое мышление и познавательную активность учащихся.

Воспитательная: воспитывать интерес к урокам географии, приобщить к чтению дополнительной литературы.

Тип урока:  изучение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная,

индивидуальная.

Методы:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • проблемные;
  • использование ИКТ.
  • Методы формирования сознания:
  • беседа;
  • пример;
  • рассказ.
  • Методы стимулирования и мотивации деятельности:
  • анализ жизненных ситуаций;
  • создание ситуации успеха;
  • создание ситуации новизны;
  • познавательная игра.

Технические средства:

компьютер,

проектор,

экран

Средства обучения

География, учеб. для 6 кл.,

ЦОР "изучение атмосферы"

презентация;

Листы со схемой урока

Карточки с задачами

Ход урока

Орг.момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Начинаем работу. У нас все получится, мы все знаем, умеем, можем. Нам понадобятся учебник, лист с конспектом и ручка. Самые активные получат хорошие оценки, а все остальные получат оценки за конспекты, которые сдадите в конце урока.

Ученики: Подготавливают рабочее место: проверяют наличие учебника, тетради, настраиваются на работу.

Целеполагание и мотивация.

Учитель: Слайд №1

Представьте, что мы летим на космическом корабле и приближаемся к нашей планете. Что бы вы увидели, приближаясь к ней? 

(Мы увидели бы, большие белые шапки на полюсах, просторные равнины, занятые зелеными лесами и желтыми пустынями из песка, могучие горные цепи, которые, как будто рубцы, пересекают сушу в разных направлениях, созданных руками человека города и поля, дороги и каналы )

Все то, что увидели бы мы, приближаясь к Земле, образует ее внешние оболочки, с которыми мы уже начали знакомство на предыдущих уроках.

Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним, какие оболочки мы знаем, какие из них изучили? Что вы знаете о них?

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке:

 

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

 Чтоб его на всех хватало,

Да притом не видно было?

 Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

 Пропускало б дождь и свет,

 Есть, а вроде бы и нет?!

Ребята, как вы считаете, существует ли одеяло, которое укрывает всю Землю? (ответы учеников)
-Как оно называется? (ответы учеников)
-Молодцы, оно действительно называется атмосфера.
-Так что же мы будем сегодня изучать? Какова тема нашего урока? (ответы учеников)
Слайд №2

Слайд №3 Тема урока «Атмосфера и ее строение». - Запишите тему урока.

Цель урока (на доске)- углубить знания об одной из оболочек Земли- атмосфере.

Слайд №4  А что мы будем изучать? Каковы основные задачи нашего урока:

  • Научиться давать определение атмосфере
  • Определять состав атмосферы
  • Называть слои атмосферы
  • Описывать значение атмосферы

Слайд №4 Составим план урока:

  • Что называют атмосферой?
  • Как образовалась атмосфера?
  •  Из чего она состоит?
  • Строение атмосферы.
  • Значение атмосферы для жизни на Земле.
  • выясним экологические проблемы планеты и нашей местности
  • Изучение атмосферы.

Слайд №5 А как мы будем добывать знания? (учитель, текст, учебник, презентация и т.п.)

 Кто знает что такое атмосфера? Запишем определение.

Слайд №6

 Атмосфера — воздушная оболочка Земли, ( гр.)  атмос-воздух    сфера- шар

Давайте вспомним, по какому плану мы изучаем оболочки. (чем образована, толщина, на какие части разделяется, характерные природные явления)

Ее толщина составляет примерно 3 тыс. км. Нижней границей является земная поверхность, хотя воздух содержится вив трещинах горных пород и в воде. Верхняя граница атмосферы отсутствует: воздушная оболочка постепенно растворяется в космическом пространстве. Сила земного притяжения удерживает атмосферу у нашей планеты, а движение частиц

Учитель: Атмосферный воздух - всегда вокруг нас но мы не замечаем его: он бесцветен, не имеет вкуса, запаха. Но без него мы не можем жить.

-Как возникла атмосфера?

- Как образовался кислород? Из чего она состоит?

Давайте посмотрим видеосюжет и ответим на эти вопросы?

 «Происхождение атмосферы»

(Вам уже известно, что Земля возникла из холодного газового облака, имеющего очень низкую температуру. При таких условиях из всех известных газов могли существовать только водород и гелий. Значит, первичная оболочка состояла именно из них.

Позже, в результате извержения вулканов, углекислый газ стал вытеснять водород и гелий.

С появлением на Земле растений, которые способны выделять кислород, количество углекислого газа в атмосфере уменьшилось.

Есть основание считать, что современный состав атмосферы сформировался в антропогеновом периоде кайнозойской эры, который начался свыше 2 млн. лет назад).

-Как возникла атмосфера?

- Как образовался кислород?

Из чего состоит атмосфера?

Беседа: скажите, только ли из кислорода состоит атмосфера?

Длительное время считали, что воздух- это однородное вещество. Лишь во второй половине XVΙΙΙ в. французский химик А. Левуазье установаил. Что воздух- это смесь газов.

Посмотрите на рисунок и назовите состав атмосферы.

Слайд №8

Запишите, из каких газов состоит атмосфера.

                                   Состав атмосферы

                     

                                       

                                                                         

                                                                   

                                                                                                           

      78%                  21%                    0,03%                      0,07%            водяной пар

                                                                                                                  пыль                                  

                                              

Давайте вспомним, для чего нужен кислород?  Углекислый газ? Азот?

Итак, о чем мы уже узнали об атмосфере?

На какой вопрос мы еще не ответили?

Работа с учебником

Откройте учебник стр. 106. Рассмотрите рисунок и назовите слои атмосферы. Прочитаем текст вслух и ответим на вопросы

Фронтальная беседа (осмысление)

Как называется самый первый слой атмосферы?

Тропосфера

Где больше толщина тропосферы?

Верхняя граница тропосферы -  18 км на экваторе и 8 – 10 км на полюсах над

Какие характерные особенности имеет тропосфера?

содержит  80% всего атмосферного воздуха,

с высотой температура понижается на 1км высоты на 6 градусов

90% водяного пара.

 Именно в ней содержаться облака и выпадают осадки.

Дуют ветры

 формируется погода. 

Слайд №9

Как называется второй слой атмосферы?

стратосфера.

В чём её особенность?

Верхняя граница- 50- 55 км 

В нижней части температура низкая,

С высотой 20 – 30 км начинает повышаться

За счет озонового слоя поглощающего у/ф лучи Солнца.

 Слайд №10

 И последний слой – самый протяженный, самый таинственный и загадочный, как он называется?

верхние слои атмосферы.

Из каких частей он состоит?

Мезосфера, термосфера, экзосфера

Каковы особенности этого слоя?

Плотность воздуха очень мала

У верхней границы преобладает водород.

Слайд №11

Слайд №12 - 18

Полярное сияние (слайд – шоу, 7 фото). Здесь воздух сильно разрежён. з - за космических излучений он ионизирован и имеет высокую электропроводимость. Здесь возникает полярное  сияние.

Полярное сияние - необыкновенно красивое явление. Оно наблюдается в ионосфере, в полярных широтах Северного и Южного полушарий. Под действием заряженных частиц, движущихся к Земле со стороны Солнца, разреженный воздух сам заряжается электричеством и начинает светиться. Полярное сияние, переливающее всеми цветами радуги, может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток.

Слайд №19 Используя текст учебника и дополнительный материал самостоятельно заполните таблицу:

Самостоятельная работа.

Задание: заполните таблицу 2 – 3 колонки, которая лежит у вас на столах. Сделайте вывод: как изменяется температура воздуха и давление с высотой?

Взаимопроверка.

 

Строение атмосферы

С высотой изменяется состав, давление, влажность воздуха. Благодаря этому атмосфера имеет слоистое строение.

Слайд №20

А сейчас мы будем учиться решать задачи на определение температуры воздуха.

Определите высоту горы, если у подножия температура + 18 градусов, а на вершине – 24 градусов?

1) Узнаем амплитуду температур: 18 + 24 = 42

2) На сколько градусов понижается температура с высотой? с высотой температура понижается на 1км высоты на 6 градусов. 42 : 6 = 7 км

Слайд № 21 Игра. «На какой высоте?»

У вас на столах лежат воздушные шары с задачами. Решите. Кто быстрее всех решит, выходит к доске и прикрепляет воздушный шар на  высоту, которая  получилась в ответе. Как решил?

1 ряд:  На какую высоту поднялся самолет, если за бортом температура -30*, а у поверхности Земли +12* (30+12=42,   42:6=7 км).

2 ряд: Какова высота горы, если у подножия температура +26*, а на вершине -10*?( 26+10= 36, 36: 6=6км)

3 ряд: На какую высоту горы поднялись альпинисты, если у ее подножия температура воздуха +16, а на вершине горы -8*? (16+8=24, 24 :6 =4км)

Почему температура с высотой понижается,  ведь Солнце становится ближе? Потому что солнечные лучи почти не нагревают воздух, они нагревают сначала поверхность воды и суши, а затем тепло от нее передается воздуху.

 

Физминутка

Скажите, о чем мы узнали сегодня об атмосфере? А какую задачу мы еще не выполнили?

Слайд №22

Значение атмосферы:

Игра «Осколки»

  1. Кислород необходим всем живым организмам
  2. Озоновый экран защищает человечество
  3. Атмосфера предохраняет
  4. Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи,
  5. Без атмосферы был бы невозможен

ночью не даёт Земле быстро охлаждаться.
Землю от метеоритов.
от избыточных ультрафиолетовых излучений.
круговорот воды.
для дыхания.

На слайде два столбика: первый – начало предложения, второй - конец предложения. Нужно собрать предложения.

  1. Кислород необходим всем живым организмам для дыхания. Дышат почти все живые организмы. Человек без воздуха может прожить лишь несколько минут

Слайд №23

  1. Озоновый экран защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений Роль озона велика. Хотя его в атмосфере мало, а концентрация наблюдается на высоте 20 -25 км (озоновый экран), он поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца, большая доза которых губительна для организмов. Из атомов и молекул кислорода образуютсяозоновый слой. Основная масса озона в атмосфере располагается на высоте 20-25 км. Озон поглощает короткие волны солнечного спектра и практически не пропускает ультрафиолетовое излучение. Он не пропускает около 20% излучения, исходящего от Земли, а это препятствует охлаждению планеты. От содержания и перераспределения озона в атмосфере зависит жизнедеятельность всей биосферОзон распадается под влиянием хлора и веществ, которые содержит хлор. Хлор содержит фреоны. Причиной разрушения озонового слоя являются фреоны. Фреоны – вещества в холодильниках, очищающие вещества, химические средства для тушения пожаров. Озоновый слой поглощает «жёсткие» ультрафиолетовые солнечные лучи, губительные для живых организмов. В 80-годы 20 века учёные заметили уменьшение озона, назвали это явление «озоновыми дырами». Они были обнаружены над Антарктидой, Арктикой и в некоторых других районах. Мы видим изменения размеров и местоположения озоновых дыр В 1987 году в городе Монреаль, в Канаде состоялась Международная конференция, посвящённая угрозе озоновому слою. Страны договорились о сокращении производства фреонов, заменять эти вещества на менее безопасные

Назад Слайд №22

  1. Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов Учитель. Атмосферу называют бронёй планеты Земли, так как сотни метеоритов – небесных камней – не долетают до Земли, сгорая в атмосфере. Особенно хорошо это видно в летнюю звёздную ночь. В народе такие сгорания в воздухе метеоритов иногда называют «падающими звёздами». Луна испытывает целую метеоритную «бомбёжку»

  1. Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи, ночью не даёт Земле быстро охлаждаться. Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днём и не остывает ночью так сильно, как поверхность Луны. Если бы не было атмосферы, земная поверхность нагрелась бы более чем на+50 градусов, а ночью остывала бы до – 100 градусов. Как невидимое одеяло удерживает тепло.

5) Без атмосферы был бы невозможен круговорот воды. Как он происходит?

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
-А теперь посмотрите на фотографию лунной поверхности– вот, что нас ожидало, если не было бы атмосферы. (слайд 16)

Загрязнение атмосферы. 
Но всегда ли состав атмосферы остается неизменным? Почему вы так считаете?

 -Большое влияние на состав воздуха нижних слоев атмосферы оказывает человек. Изменение состава воздуха атмосферы, вызванное хозяйственной деятельностью людей, приводит к отрицательным последствиям.

С развитием промышленности транспорта возникла проблема охраны воздуха от загрязнения. В связи с выделением при сгорании топлива огромного количества углекислого газа изменяется газовый состав воздуха. Ежегодно в атмосферу поступает намного больше углекислого газа, чем его могут поглотить все растения Земли. Это приводит к парниковому эффекту.)

(Выступление ученика, получившего опережающее задание - приложение 1)

Приложение 1:  Парниковый эффект

В атмосфере углекислый газ действует как стекло в теплице: он пропускает к поверхности Земли солнечные лучи и удерживает  это тепло. В ближайшие десятилетия температура на Земле за счет парникового эффекта может увеличиться на 1,5-2 °С, климат станет теплее.

В чем же опасность парникового эффекта? Внутренние районы континентов станут суше, а побережье более влажными, зимы — более короткими и более теплыми, а лето, — более длительным и более жарким. Глобальное потепление вызовет таяние ледников Гренландии, Антарктиды,  Арктики и гор, уровень Мирового океана повысится на 6-10 м, при этом будет затоплено около 20% площади суши, где проживают  миллионы людей.      

Вы, по-видимому, слышали о кислотных дождях.

(Выступление ученика, получившего опережающее задание - приложение 3)

         

 Слайд№24   Приложение №3 Кислотные дожди

Окиси серы и азота, что выбрасываются в атмосферу в результате работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, сообщаются с атмосферной влагой и образуют мелкие капельки серной и азотной кислот, которые переносятся ветрами в виде кислотного тумана и выпадают на землю кислотными дождями. Эти дожди крайне вредно действуют на окружающую среду:

•   снижается урожайность большинства сельскохозяйственных культур в результате повреждения листьев кислотами;

•   вымываются из почвы кальций, калий и магний, который вызывает деградацию фауны и флоры;

•   погибают леса

•   отравляется вода озер и прудов, где погибает рыба, исчезают насекомые;

•   исчезают водоплавающие птицы и животные, которые питаются насекомыми;

•   погибают леса в горных районах (таких, как Карпаты), что вызывает горные сдвиги и селевые потоки;

• ускоряется разрушение памятников архитектуры и жилых домов, особенно тех, которые украшены мрамором и известняком;

• увеличивается количество заболеваний людей (раздражение глаз, болезни дыхательных путей и тому подобное

Есть еще один вид загрязнения воздуха, что в сотни тысяч раз превышает загрязнение  любого металлургического или химического комбината, однако люди сознательно вдыхают такой воздух. Речь идет о курении.

Приложение 2  Табачный дым

Человек, который жжет сигарету, вдыхает воздух, загрязнение которого в 384 тысячи (!) раз превышает все предельно допустимые нормы.

Ученые говорят, что вдыхать табачный дым в четыре разы вреднее, чем газы непосредственно из выхлопной трубы автомобиля. В табачном дыме, кроме легкого наркотика — никотина, содержится целый «букет» (около 200) особенно ядовитых веществ, таких, как угарный газ,  вещества, которые влекут рак легких и много других.

Слайд№25   Ребята как вы думаете какие факторы загрязняют атмосферу в нашей местности?

Давайте попробуем помочь нашей планете. Обсудите с товарищем и предложите свои решения по спасению атмосферы.

Работа в парах: Использование безотходных технологии, Очистка топлива, Создание зеленых насаждений, Установка очистных сооружений, Использование экологически чистых видов топлива

Что является причиной загрязнения атмосферы в вашей местности?
Какие меры принимаются, по охране чистоты воздуха в ней?

Решить проблему охраны воздуха можно, устранив причины его загрязнения. Необходимо работать над созданием безотходных производств. Для

транспорта необходимо найти новые виды топлива, которые незагрязняющие атмосферу. В городах уже появился экологически чистый вид транспорта, который работает на электроэнергии. Важную роль исполняют очистительные сооружения при больших И фабриках и заводах, охрана лесов (их насаждения значительно улучшают состояние воздуха). Хотелось бы,

чтобы люди помнили о значении атмосферы и бережливо относились к ней.

Слайд № 26 Видеоролик изучение атмосферы. Дополняется рассказом учителя

Изучение атмосферы
Люди заметили, что одни явления, происходящие в атмосфере, предвещают пасмурную и дождливую погоду, другие, наоборот, ясную и солнечную. Вот почему с давних времен изучению атмосферы, особенно ее нижних слоев, придают огромное значение.
Ученые могут сейчас научно предсказывать наступление заморозков или оттепелей, установление ясной и солнечной погоды или, наоборот, дождливой.
Слайд № 28 На поверхности Земли действуют тысячи метеорологических станций. Их работники не менее четырех раз в сутки снимают показания приборов, регистрирующих состояние тропосферы.
Для изучения толщи атмосферы запускают воздушные шары, к которым
Слайд № 29 прикреплены приборы — радиозонды, передающие на метеорологические станции, данные о состоянии атмосферы на разных высотах. 

Слайд № 30  Если необходимо получить сведения о состоянии атмосферы на больших высотах, используют метеорологические ракеты.
Слайд № 31 Для того чтобы давать долгосрочные прогнозы состояния атмосферы, надо получить сведения о процессах, происходящих в верхних слоях на всем протяжении воздушной оболочки Земли. Для этой цели используются искусственные спутники Земли, которые фотографируют поверхность нашей планеты и осуществляют ее телесъемку. Благодаря этому специалисты на Земле получают возможность наблюдать за тем, что происходит в верхних слоях атмосферы, и предсказывать погоду.
- А вы наблюдаете за состоянием атмосферы?
(ответы учеников)
- Можете ли вы предсказать погоду?
(ответы учеников)
- Какие народные приметы вам известны?
(ответы учеников).

Рефлексивно- оценочный

Слайд №32

Закрепление  изученного материала.

Скажите, а теперь все задачи урока мы решили? Давайте ответим на вопросы.

Сегодня на уроке мы с вами узнали, что такое атмосфера, говорили о строении и составе. А теперь поиграем в игру, которая называется: « Что за цифра?»

Слайд №33

 - 2000  - 3000 км  (толщина атмосферы)

- 78%  (содержание азота в воздухе)

- 21%  (содержание кислорода в воздухе)

- 17 – 20 км  (толщина тропосферы над экватором)

- 50 – 55 км   (верхняя граница атмосферы)

                                   

Рефлексия учебной деятельности

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. я научился…
  7. я смог…
  8. я не понял…
  9. меня удивило…
  10. мне захотелось…

Отметь знаком «+» , оцени  свое настроение 

1. Мое настроение в начале урока

 

 

 

2. Мое настроение в конце урока

 

 

 

Отметь знаком «+» , оцени себя 

Хорошо

Не очень

Плохо

1. Данную тему  я усвоил (а)

 

 

 

2. На уроке я работал (а)

 

 

 

Оценки.    

VI. Домашнее задание Слайд№14 Выучить § 35 учебника. Сообщение «Изучение атмосферы».

Итог урока

Тест

  1. Атмосфера – это оболочка

а. Газовая

б. Водная

в. Соленая

  1. Самый нижний слой атмосферы:
  1. Стратосфера
  2. Тропосфера
  3. Верхние слои атмосферы
  1. Кислорода в воздухе содержится:
  1. 30%
  2. 21%
  3. 78%
  1. В тропосфере образуются:
  1. Облака
  2. Ультрафиолетовые лучи
  3. Грунтовые воды
  1. Температура в тропосфере на каждые 1000метров высоты:
  1. Понижается на 10 градусов
  2. Понижается на 6 градусов

       в)Повышается на 6 градусов

самопроверка(1-а, 2-б, 3- б 4-а, 5- б)

 Вставить пропущенные слова

Нижний, прилегающий  к Земле слой атмосферы называется  ___________________. Его толщина не одинакова: в экваториальных широтах ______________ километров, а в холодных полярных до 10 километров. Температура воздуха в тропосфере на каждые 1000метров ____________________ на _____________ градусов. Выше, до высоты 50—55километров

  находится ___________________________. В ней температура ______________________________ от 0 до 100С.    Верхние слои атмосферы это:________________,_________________,________________.



Предварительный просмотр:

План- конспект урока по географии в 9-м классе

Тема:  "Уральский экономический район. Экологические проблемы."

Учитель географии:  Загарова Оксана Ярославовна

Тип: уроки с применением ИКТ.

Технология: личностно - ориентированная, проблемно-исследовательская, информационно-коммуникационная.

Оборудование:

Компьютерный класс (компьютеры с выходом в Интернет;  мультимедийный проектор, интерактивная доска);

Учебник;  Атласы;

Интерактивная карта «Урал. Социально-экономическая карта»;

Презентации;

Цели:

Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общекультурный характер;

Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

Обучение школьников использованию Интернета.

Задачи:

Воспитательная: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры;

Развивающая: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе.

Учебные:  Выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала Урала;

составить “образ территорий”, входящих в состав УЭР

сформировать представление о специфике формирования населения района и его современном расселении;

дать характеристику отраслям специализации Урала и факторам их развития;

определить состояние экономики Урала и проблемы.

Способы действия учащихся: анализировать презентацию урока, проведение исследования информационных данных Интернет-ресурсов .

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Изучение нового материала на основе презентации и Интернет-ресурсов.

Учитель объявляет тему урока.

Сегодня мы начинаем изучать Уральский экономический район.

  1. Проверка знаний.

Учитель:

Важнейшим методом географической науки является районирование, которое позволяет характеризовать крупные районы страны по специализации, участию в территориальном разделении труда.

Вспомним: Что такое районирование?  Виды районирования? Что лежит в основе районирования?

Ученики: Дают  определения : «Специализация», «Отрасль специализации», «Значение специализации».

 Какие две крупные экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом районировании России? Покажите на карте.

Ученики: Западную (европейскую Россию) и Восточную (азиатскую Россию).

Учитель: На сколько экономических районов по «госплановскому делению» 1961 года разделена территория России?

Ученики: на 11(8 экономических районов в Западном макрорегионе и три – в Восточном).

Учитель: С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились?

Ученики: Центральным, ЦЧР, Волго-Вятским, Северо-Западным, Северным, Северо-Кавказским, Поволжским.

Учитель:  Экономика экономических районов формировалась с учетом  - факторов размещения производства. Назовите основные факторы размещения производства?

Ученики:  Сырьевой, наукоемкость, трудоемкость, энергоемкость, военно-стратегический, экологический, материалоемкость, транспортный, потребительский, природные условия, географическое положение.

Учитель: По описанию определите, о каком экономическом районе идет речь. Покажите его на карте.

1. Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)

2. Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго-Вятский)

3. Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный)

4. В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный)

5. Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. (Северо-Западный)

 6.В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный)

7. «Автомобильный цех страны». На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение. Перед Великой отечественной войной существовала республика немцев. Острые экологические проблемы, связанные с загрязнением водного бассейна. (Поволжский)

  1.  Изучение нового материала.

Эпиграф на доске:

Твардовский Александр Трифонович

 

Урал! Завет веков и вместе –

Предвестье будущих времен

И в наши души, точно песня,

Могучим басом входит он –

 

Урал! Опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец!

Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского экономического района. Познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал.

К концу темы мы должны ответить на проблемный вопрос: Почему Урал – опорный край державы?

Для того, что бы ответить на этот вопрос мы должны на  уроке:

Выявить значимость Уральского экономического района для хозяйства страны;

Оценить природные ресурсы УЭР для развития хозяйства региона;

Выделить этапы освоения территории Урала;

Вопрос к классу:

Учитель: Что такое Урал?

Учащиеся обдумывают и предлагают образы Урала:

Это низкие горы.

Это граница между Европой и Азией.

Горы вытянуты с севера на юг.

На доске показываются образы Урала.

Учитель:

А теперь определим, что же такое Урал с точки зрения экономической географии.

Задание:

Дайте оценку ЭГП Урала по плану:

  1. Состав района.
  2. Положение района на территории страны.
  3. Соседние районы,  государства.
  4. Выход к морю.
  5. Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам.
  6. Транспортное положение.

Приблизительные ответы учащихся:

 В состав Уральского экономического района входят:   Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (с 1 января 2006 года в результате референдума Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким автономным округом), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).

Уральский район – это восточный район Европейской части России, находится на стыке европейской и азиатской частей России.

Граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами.

После распада СССР он стал пограничным районом – на юге граничит Казахстаном. На  западе – с Поволжьем и Центральной Россией – это экономически развитые регионы, с которыми Урал связан широтными железными и автодорогами, трубопроводами. На севере Урал граничит с Северным районом, но дорог на север фактически нет.

Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Азовское, Черное, Каспийское моря.

С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы России благодаря развитой транспортной сети (транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы).

Железные дороги соединяют Урал с Европейской частью России и Сибирью.

Учитель: Площадь района составляет 824 тыс. кв. км.

Давайте назовем самый большой и самый маленький субъект по площади в УЭР.

Ученики: Свердловская область, республика Удмуртия.

Учитель: Что вы можете сказать о городах Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь?

Ученики: Это города- миллионеры.

Учитель:

Основные этапы изменения экономико-географического положения Урала

Этапы

Отличительные черты ЭГП

Характер ЭГП

18 – конец 19 в.

Соседство с малоосвоенными территориями. Удалённость от центральных районов и отсутствие транспортной связи с ними

Невыгодное

Конец 19 в. – 20-е годы 20 в.

Строительство дорог, связывающих Урал с другими районами страны

Постоянно улучшающееся

20-е годы 20 в. – современный период

Урал – плацдарм для освоения восточных районов России. Наличие сложной системы коммуникаций, проходящих через район. Разнообразие соседских территорий

Исключительно выгодное. Связующая роль Урала в экономике страны

Учитель:   Природные условия Урала весьма разнообразны. Смена ландшафтов происходит

с запада на восток;

с севера на юг;

с высотой.

Рельеф.

Уральские горы - ось территории района, они вытянуты в меридиональном направлении. С запада к ним примыкают окраины Восточно-Европейской равнины (Предуралье), с востока - Западно-Сибирская низменность (Зауралье). Складчатые горы Урала возникли еще в палеозое, позднее они были размыты, разрушены и выровнены.

Высоты Среднего Урала составляют 600-800 м. В северной части Урала расположена его самая высокая точка - гора Народная (1894 м). Разнообразят рельеф Урала глубоко врезанные речные долины.

Из природных ресурсов на Урале наиболее широко представлены минеральные:

топливные,

рудные,

строительные материалы,

химическое сырье.

Минеральные ресурсы.

Урал - "кладовая" полезных ископаемых.

Месторождения железных, медных и других руд приурочены к магматическим породам восточного склона гор.

Здесь же находятся месторождения асбеста, мрамора, талька, самоцветов. Имеются запасы железной руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий.

Более ста лет дают железную руду горы Благодать и Высокая. Их запасы сильно истощены. 2/3 железорудных запасов содержит Качканарское месторождение.

На Урале добывают медь, никель, магний, бокситы. Особенно ценными являются комплексные руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий. Медные руды содержат цинк, золото, серебро.

В прогибе у западного склона Уральских гор сосредоточены полезные ископаемые осадочного происхождения - нефть (Башкортостан, Пермская область), природный газ (Оренбургская область), уголь, калийная и поваренная соли (Пермский край).

КЛИМАТ

Климат разных частей Урала неодинаков и меняется как в направлении с севера на юг, так и с запада на восток. Климат предгорий имеет много общего с климатом прилегающих долин. Различия температур воздуха на севере и юге Урала особенно заметны летом, также велики различия в природных условиях между горной и равнинной территориями.

Учитель: Одна из острейших уральских проблем – это нехватка …

Ученики: воды.

Учитель: На первый взгляд парадокс! Взгляните на карту района – какое обилие рек. Их на Урале 69 тысяч!

На Урале берут начало многие реки бассейнов Волги, Оби и Урала. Большинство рек не отличатся многоводностью, т.к. здесь находятся их верховья.

Главная река района - Кама - левый, самый многоводный приток Волги.

Так в чем же проблема?

Ученики: водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой западный склон. Берут начало реки в горах, в верховьях маловодны. Большое потребление воды промышленными предприятиями (особенно металлургическими и химическими).

Учитель: Водная проблема решается путем создания прудов и водохранилищ: сейчас в районе более 300 крупных искусственных водоемов. Уже построены крупные водоотводы от реки Уфы к Екатеринбургу и Челябинску. К последнему планируется перебрасывать воду из реки Тавды.

Леса покрывают Уральские горы почти на всем протяжении.

Лесная зона на севере района (есть промышленные разработки древесины) сменяется зоной лесостепей и степей на юге Уральского района.

В южных областях - плодородные черноземные и каштановые почвы степей.

Рекреационные ресурсы:

Урал богат уникальными памятниками природы, среди которых выделяются:

ледяная Кунгурская пещера,

Ильменский заповедник,

национальный парк "Таганай",

жемчужина Урала - озеро Тургояк.

Рекреационные ресурсы. Неповторимая красота Уральских гор привлекает туристов со всех концов страны. На Урале много районов оздоровительного и спортивного туризма, зон отдыха и санаторного лечения. На территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма, историко-архитектурные памятники: Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Соликамск, Ижевск. Здесь находятся интересные объекты природы (показываю иллюстрации): знаменитая на весь мир Кунгурская ледяная пещера, длиной 5,6 км, состоящая из 58 ледяных гротов и около 60 озер; Каповая пещера (рес. Башкирия) - в ней обнаружены настенные рисунки верхнепалеотического человека с изображением мамонта, лошади и носорога; река Чусовая - одна из красивейших рек России.

Учитель: Многие ресурсы интенсивно эксплуатируются почти 300 лет. Поэтому, неудивительно, что они сильно истощились, но вывод об оскуднении Урала преждевременен. Как это ни странно, геологически район плохо изучен – его недра разведаны вглубь всего на 600-800 метров. Есть где развернуться и вширь: на севере и на юге.

       3 .Хозяйство района.(презентация )

       4.Экологические проблемы района (презентация)

5. Закрепление.

Учитель: Итак, какой экономический район мы с вами сегодня начали изучать?

Ученики: Уральский.

Учитель: Давайте закрепим наши знания. Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте:

Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе европейской части России, на юге граничит с Киргизией. Близость к сырьевым базам азиатской части страны.

В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Калмыкия), пять областей (Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Коми-Пермяцкий автономный округ).

Природные условия Урала в целом очень благоприятные, беден природными ресурсами, за исключением водных.

Выполнение теста

Ответы учащихся.

Учитель:  Почему Урал – опорный край державы?

Далее учитель объявляет итоги урока, анализирует представленные ресурсы учащихся, выставляет оценки за урок.

Домашнее задание:  § 49-51  – повторить, §52 –учить,   ответить на вопросы после параграфа. Предложить пути решения экологических  проблем Урала. (стр.229)



ТЕСТ                                                                                                                                           Ф.И. класс

Вопрос 1

Какой регион Урала ранее состоял из двух субъектов Федерации?

Ответ:

Вопрос 2

Нехватка водных ресурсов на Урале объясняется малым количеством рек.

Выберите один ответ:

Верно

Неверно

Вопрос 3

Укажите субъект РФ, входящий в Уральский район, на территории которого нет Уральских гор.

Выберите один ответ:

A. Челябинская область

B. Пермский край

C. Курганская обл

D. Башкирия

E. Свердловская область

Вопрос 4

Из полезных ископаемых в Предуралье преобладают

Выберите один ответ:

A. асбест и строительные материалы

B. руды черных и цветных металлов

C. нефть, газ и соли

Вопрос  5

Какая из руд не добывается в Уральском районе?

Выберите один ответ:

A. медная

B. алюминиевая

C. оловянная

D. железная

Вопрос 6

Какой регион не входит в состав Уральского экономического района?

Выберите один ответ:

A. Курганская область

B. Оренбургская область

C. Челябинская область

D. Кировская область

E. Свердловская область

Вопрос  7

На протяжении истории экономико-географическое положение Уральского района

оставалось неизменным.

улучшалось.

ухудшалось.

Вопрос  8

Урал наиболее богат ресурсами:

почвенными

лесными

минеральными

водными

Вопрос  9

Выделите проблему, характерную для Уральского района

Выберите один ответ:

A. нехватка трудовых ресурсов

B. отсутствие топливных ресурсов

C. истощение запасов сырья для черной металлургии

D. слабая транспортная освоенность