Географическое положение и административное устройство Ленинградской области
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Урок-практикум ориентирован на самостоятельную работу учащихся на уроке с использованием разнообразных источников географической информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum.docx78.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум в 9 классе по теме:

«Географическое положение и административное устройство.»

Цели урока:

образовательная: сформировать представление об особенностях географического положения Ленинградской области, города Санкт-Петербурга, Невского района и их влияние на природу; о соседних территориях и пограничных государствах

развивающая: продолжить развивать умение самостоятельно анализировать различные источники географической информации,  выявлять особенности ГП территории

воспитательная: воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, повышать интерес к изучению предмета

Тип урока:   изучение нового материала

Формы обучения:  практическая работа

Средства обучения:

  1. Карта Ленинградской области
  2. Карты атласа
  3. Контурные карты Ленинградской области

Ход урока

Оргмомент.

   Изучение нового материала

                 Задание 1 – особенности  ГП

  1. Дать характеристику географического положения области, используя карты атласа –фронтальная беседа;
  2. Определить географические координаты Санкт-Петербурга – работа с картой;
  3. Определить, какие страны, субъекты РФ граничат с Ленинградской областью – работа с картой;
  4. Нанести на контурную карту границу Ленинградской области – работа с контурной картой;
  5. Подписать на контурной карте административные районы – работа с контурной картой;
  6. Определить, какие из них являются пограничными – работа с картой атласа;

              Задание 2 – размеры территории

 

  1.  Сравнение площади Ленинградской области с площадью других государств:

Страны, с площадью меньше, чем область

Сопоставимые по площади страны

  1. Определение протяженности с севера на юг и с запада на восток.

На основании полученных данных  сделать выводы о влиянии географического положения на особенности природы.

Ещё одна особенность ГП области даёт возможность поставить проблемный вопрос:

  • Как известно Санкт-Петербург расположен на берегу Балтийского моря.

Почему же говорят, что он является «портом 5 морей»?

Задание 3 – «Путешествие из Санкт-Петербурга в …»

Выслушав ответы учащихся, можно вспомнить о том, что здесь проходил путь «из варяг в греки», который послужил основой для возникновения современного водного пути к 4 морям и выполнить задание:

  1. Используя карты атласа, выпишите названия рек, озер, каналов, водохранилищ по которым можно попасть из Санкт-Петербурга в:
  • Белое море
  • Каспийское море
  • Азовское море
  • Черное море

Задание 4 - Географическое положение Санкт-Петербурга:

  • Дата рождения города;
  • Какую особенность отражает герб?
  • Опишите в исторической последовательности изменение имени города;
  • На карте мира найдите и выпишите названия городов, расположенных с Санкт-Петербургом  на одной широте и  на одной долготе;
  • Найдите на карте России города, расположенные севернее Санкт-Петербурга и выпишите их названия и координаты.

             Задание 5 -  Невский район

После этого можно переходить к характеристике географического положения Невского района, используя карты атласа, сопровождая следующим заданием:

  1. Вставьте пропущенные слова:

Невский район расположен ___________________________ части Санкт-Петербурга по обоим берегам реки __________. Наибольшая протяженность района с севера на юг - ____

______ км. По территории Невского района протекают реки _________________________

____________________________________________________________________________.

На юге район граничит с _______________________ районом ___________________, на севере – с ____________________________районом _______________________________,

на__________________ - с Всеволожским районом Ленинградской области, на _________

- с Фрунзенским районом Санкт-Петербурга.

Закрепление

  1. Каковы особенности ГП Ленинградской области?
  2. Каковы особенности ГП города Санкт-Петербурга?
  3. По каким водным объектам Вы  «проплыли», совершая путешествие к разным морям России?

Домашнее задание: закончить оформление контурной карты и § 1.

Приложение

               

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о 77-х авиамодельных соревнованиях среди обучающихся Ленинградской области по свободнолетающим моделям

Настоящее Положение определяет цели, задачи и условия  проведения 77-х авиамодельных соревнований среди обучающихся Ленинградской области по свободнолетающим моделям, а так же порядок проведения ...

Географическое положение Тульской области и Плавского района. Административно-территориальное деление Тульской области.

Данный урок является первым при изучении темы "Своя область" в рамках курса "Физическая география России"...

Контрольная работа по теме «Географическое положение и политико-административное устройство РФ»

Контрольная работа состоит из двух частей в первой части работы тестовая, вторая часть работы тест в форме «закончить предложение». Каждая часть данной работы представляет мини контроль по теме и може...

Презентация 6 класс по краеведению: "Административное устройство Челябинской области и города Троицка"

Презентация по курсу краеведения. Содержит информацию о географическом положении, размерах области, изображение флага, герба области и города Троицка, карту областного административного устройства....

Презентация 6 класс по краеведению: "Административное устройство Челябинской области и города Троицка"

Изучение темы  "Атмосфера" в 6 классе, в презентация помогает изучать различные типы облаков на фоне родного города....

Тема: «Географическое положение России», «Административно-территориальное устройство России».

Цель: ознакомление с административно-территориальным устройством страны. Задачи: - Повторить пройденный материал по теме «Формирование территории России». - Способствовать формированию представлени...