Географическое положение и административное устройство Ленинградской области
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Урок-практикум ориентирован на самостоятельную работу учащихся на уроке с использованием разнообразных источников географической информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-praktikum.docx | 78.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум в 9 классе по теме:
«Географическое положение и административное устройство.»
Цели урока:
образовательная: сформировать представление об особенностях географического положения Ленинградской области, города Санкт-Петербурга, Невского района и их влияние на природу; о соседних территориях и пограничных государствах
развивающая: продолжить развивать умение самостоятельно анализировать различные источники географической информации, выявлять особенности ГП территории
воспитательная: воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, повышать интерес к изучению предмета
Тип урока: изучение нового материала
Формы обучения: практическая работа
Средства обучения:
- Карта Ленинградской области
- Карты атласа
- Контурные карты Ленинградской области
Ход урока
Оргмомент.
Изучение нового материала
Задание 1 – особенности ГП
- Дать характеристику географического положения области, используя карты атласа –фронтальная беседа;
- Определить географические координаты Санкт-Петербурга – работа с картой;
- Определить, какие страны, субъекты РФ граничат с Ленинградской областью – работа с картой;
- Нанести на контурную карту границу Ленинградской области – работа с контурной картой;
- Подписать на контурной карте административные районы – работа с контурной картой;
- Определить, какие из них являются пограничными – работа с картой атласа;
Задание 2 – размеры территории
- Сравнение площади Ленинградской области с площадью других государств:
Страны, с площадью меньше, чем область | Сопоставимые по площади страны |
- Определение протяженности с севера на юг и с запада на восток.
На основании полученных данных сделать выводы о влиянии географического положения на особенности природы.
Ещё одна особенность ГП области даёт возможность поставить проблемный вопрос:
- Как известно Санкт-Петербург расположен на берегу Балтийского моря.
Почему же говорят, что он является «портом 5 морей»?
Задание 3 – «Путешествие из Санкт-Петербурга в …»
Выслушав ответы учащихся, можно вспомнить о том, что здесь проходил путь «из варяг в греки», который послужил основой для возникновения современного водного пути к 4 морям и выполнить задание:
- Используя карты атласа, выпишите названия рек, озер, каналов, водохранилищ по которым можно попасть из Санкт-Петербурга в:
- Белое море
- Каспийское море
- Азовское море
- Черное море
Задание 4 - Географическое положение Санкт-Петербурга:
- Дата рождения города;
- Какую особенность отражает герб?
- Опишите в исторической последовательности изменение имени города;
- На карте мира найдите и выпишите названия городов, расположенных с Санкт-Петербургом на одной широте и на одной долготе;
- Найдите на карте России города, расположенные севернее Санкт-Петербурга и выпишите их названия и координаты.
Задание 5 - Невский район
После этого можно переходить к характеристике географического положения Невского района, используя карты атласа, сопровождая следующим заданием:
- Вставьте пропущенные слова:
Невский район расположен ___________________________ части Санкт-Петербурга по обоим берегам реки __________. Наибольшая протяженность района с севера на юг - ____
______ км. По территории Невского района протекают реки _________________________
____________________________________________________________________________.
На юге район граничит с _______________________ районом ___________________, на севере – с ____________________________районом _______________________________,
на__________________ - с Всеволожским районом Ленинградской области, на _________
- с Фрунзенским районом Санкт-Петербурга.
Закрепление
- Каковы особенности ГП Ленинградской области?
- Каковы особенности ГП города Санкт-Петербурга?
- По каким водным объектам Вы «проплыли», совершая путешествие к разным морям России?
Домашнее задание: закончить оформление контурной карты и § 1.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о 77-х авиамодельных соревнованиях среди обучающихся Ленинградской области по свободнолетающим моделям
Настоящее Положение определяет цели, задачи и условия проведения 77-х авиамодельных соревнований среди обучающихся Ленинградской области по свободнолетающим моделям, а так же порядок проведения ...
Географическое положение Тульской области и Плавского района. Административно-территориальное деление Тульской области.
Данный урок является первым при изучении темы "Своя область" в рамках курса "Физическая география России"...
Контрольная работа по теме «Географическое положение и политико-административное устройство РФ»
Контрольная работа состоит из двух частей в первой части работы тестовая, вторая часть работы тест в форме «закончить предложение». Каждая часть данной работы представляет мини контроль по теме и може...
Презентация 6 класс по краеведению: "Административное устройство Челябинской области и города Троицка"
Презентация по курсу краеведения. Содержит информацию о географическом положении, размерах области, изображение флага, герба области и города Троицка, карту областного административного устройства....
Презентация 6 класс по краеведению: "Административное устройство Челябинской области и города Троицка"
Изучение темы "Атмосфера" в 6 классе, в презентация помогает изучать различные типы облаков на фоне родного города....
Самостоятельная работа по теме "Политико-административное устройство России. Географическое положение"
Карточка для индивидуальной работы...
Тема: «Географическое положение России», «Административно-территориальное устройство России».
Цель: ознакомление с административно-территориальным устройством страны. Задачи: - Повторить пройденный материал по теме «Формирование территории России». - Способствовать формированию представлени...