«Изображения земной поверхности и их использование»
план-конспект урока по географии на тему

«Изображения земной поверхности и их использование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokhabova.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Обобщающее повторение по теме:

«Изображения земной поверхности и их использование»

Цель: Обобщить и систематизировать знания о топографическом плане и географической карте.

Проверить понятие и знание учащимися основных понятий, показать знание плана местности и

карты в жизнедеятельности человека.

Средства обучения: атлас, тетрадь - тренажер, контурная карта, физическая карта полушарий и

России, план местности.

Ход урока:

I. Организационный момент

Проверить готовность к уроку.

II. Повторение и закрепление полученных знаний

- Мы с вами закончили изучение темы «План и карта». Как вы думаете: чему мы научились?

Где могут пригодиться эти знания? Где можно будет их использовать?    

1. А теперь вспомним: Что называется планом местности? Что такое географическая карта? Что такое глобус?

- Чем отличается географическая карта от плана?        

Работа с понятиями

2. Какие виды географических карт вы знаете? (Дополнить схему)

Виды карт

По охвату территории                                                                   По масштабу

                                                                     ?

                                                                                                                                         

?         ?        ?       ?                                                                             ?       ?    

                         Общегеографические      Тематические            Крупномасштабные

Схема на доске - ученик

3. Что такое легенда карты?

- Зачем она нужна?

- Виды условных знаков?

                       Одиночные                   Линейные                      Площадные

Схема на доске

-все ученики работают

4. Теперь знания топографических знаков. Пишем диктант, (вместо выделенных слов вставляем условный знак)

От железнодорожной станции путь к нашему лагерю шел через смешанный лес, который переходит в кустарный. Чтобы сократить путь, мы шли по грунтовой  . дороге, мимо оврага, по лугу, мимо болота. Через 15 минут мы подошли к обрыву реки, которую перешли по деревянному мосту. От него по шоссе мы подошли к фруктовому саду нашего лагеря.

На листочках топографический

диктант

5. У каждой карты есть масштаб. Что это такое? Используя карту, назвать вид

масштаба.

- Выполняем задание в тетради -тренажере, (стр. 12- 2,3,4), стр. 13 (12)

Атлас. Работаем с тетрадью тренажером.

6. - Посмотрите на географическую карту и скажите, пожалуйста:

- Что такое градусная сетка?

- Можно ли в классе меридиан?

- Какое кругосветное путешествие будет короче: 60 параллели или по экватору.

- Будет ли путешествие от полюса к полюсу короче по 60 меридиану, чем по 30 меридиану

- В каком направлении идет судно из Средиземного моря в Атлантический океан через Гибралтарский пролив; из Азовского моря в Черное?

- Какой остров южнее Тасмания или Огненная Земля?

- назовите географические объекты, которые лежат западнее Челябинска.

Фронтальный опрос.

7. Карточка 1.

1. Показать 125°, 141°, 160°, 163°, 129°, 137°

_________________________________________

     

      120    130    140  150   160   170

2. Указать координаты точек.

                                                                                                                  В

600                                                                                                                                                                 •          200

                •А

500                                                                                                                                                                                 100

400

       100     200               300       400                          600     500                      400        300

На доске по карточке выполняет задание 1 ученик.    

8. На к/к:                                                            

а) Из точек 42 ю.ш. и О д. укажите направление на юг и на восток.

б) Шхуна«Пилигрим» находилась под 44° ю.ш. и 165°з.д. Отметить на к/к это место.

в) В 1911 г. группа норвежцев под командованием Руаля Амудсена достигла Южного полюса. Началось их путешествие в бухте Китовой: 78° ю.ш. и

164° з.д. Обозначить маршрут и направление.

Выполняют все учащиеся на к/к.

9. Выбрать ответ:

1. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 240° ?

а) Север; б) Юг; в) ЗЮЗ; г) Запад.

2. Какому азимуту соответствует направление на север?

а)0°, 6)180°, в) 90°, г) 360°                                                          

3. Азимут-это:

а) Угол между направлением на юг и на любой предмет местности.

б) Угол между направлениями на юг и север.

в) Угол между направлением на север и на любой предмет местности.

4. Какое понятие лишнее: горизонт, азимут, ориентирование, карта, фотоаппарат, компас.

5. Какой город расположен выше над уровнем моря:

а) Бразилия или Буэнос-Айрес

б) Вашингтон или Мехико

в) Тегеран или Дели

г) Париж или Лондон

Раздаточный материал

10. Цифровой диктант

1 вариант                                      2 вариант                                                  

1           Меридиан                              6

2           Параллель                              5

3           Географическая                    4

             широта

4            Географическая                   3

              долгота

5            Азимут                                  2

6            Масштаб                               1

Пишут все

1. В переводе с латинского означает полуденная линия? (1,6)

2. Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки. (4,3)

3. Дробь, у которой числитель единица, а знаменатель число, показывающее во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности (6,1)

4. Угол между направлением на север и на какой - нибудь предмет. (5,2)

5. Величина дуги меридиана   в градусах от экватора до заданного места. (3,4)

Итак, мы с вами повторили основные понятия, научились определять расстояние на карте и направления, поработали с к/к, атласом и раб, тетрадью.

III. Домашнее, задание.

Тетрадь - тренажер стр. 13 (10,11)

                                  стр. 12 (6,9)                          

творческое задание: сочинение на тему: «Как поспорили план и карта, кто из них важнее и нужнее».

        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока : «Изображения земной поверхности», 5 класс

конспект урока "Изображение земной поверхности"  для 5 класса  составлен для классов работающих по ФГОС...

Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".

Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 ...

Виды изображений земной поверхности

Презентация позволяет познакомиться с видами изображений земной поверхности. Может быть использована на уроках географии в 5-6 классах....

" Изображения земной поверхности и их использование"

Урок-практикум проведен на Вороньей горе( Дудергофские высоты). Памятник природы, истории, интересный геологический объект. С высоты 176м фашисты обстреливали наш город, нашу школу(Невский пр.,14...

Тестовая работа по теме: « Изображения земной поверхности и их использование».

Назначение  диагностической  работы:·          выявление  уровня  достижения планируемых  результатов  освоения  о...

Контрольная работа по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

Работа составлена для 2-х вариантов, состоит из практической и теоретической части....

проверочная работа по теме "Изображения земной поверхности и их использование"

проверочная работа по теме  "Изображения земной поверхности и их использование"  5 класс по учебнику А.А. Лобжанидзе...