Разнообразие внутренних вод России. Реки. 8 класс
учебно-методический материал по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разнообразие внутренних вод России. Реки.
8 класс
ЦЕЛИ:
Определять состав внутренних вод на территории страны. Определять реки, относящиеся к бассейнам разных океанов, по физической карте. Определять падение, уклон, особенности питания и режима крупных рек России по физической и тематическим картам. Выявлять зависимость между режимом, характером течения крупных рек, рельефом и климатом по тематическим картам с составлением характеристики одной из рек по типовому плану.
Оборудование: физическая карта России на доске , атласы и контурные карты, учебники, рисунки ( схемы ) , картины, видеофильм
« Наводнение », листочки. мультимедиа.
Тип урока: - Изучение нового материала.
Ход урока
Деятельность учителя | Деят-ть учащихся |
I. Организационный момент. II. Изучение нового материала: Антуан де Сент-Экзюпери- фрацузский писатель, поэт, профессиональный летчик сказал: Вода… «Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство в мире» Кто считает, что эти слова верны? Почему? Кто считает наоборот? Почему? - Как вы догадались, поговорим мы сегодня о воде, а конкретнее о внутренних водах. И тема нашего урока «Внутренние воды России. Реки» Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны – рек.
Какую воду ?... пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия. – Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны. – Внутренние воды связанны со всеми компонентами природы. (СЛАЙД) - И, вот как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек. -А какая река протекает в нашей местности?... ( Медведица…) А по Волгоградской области?... (Волга…) Многие великие художники изображали в своих картинах Волгу… - Однако для хозяйственного использования рек важны не тольно их общее количество и длина, но и их полноводность. Она определяется показателем речного стока. ( найдите определение в учебнике § 23 стр.108) - русло – углубление,по которому течет река.
Река – естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.
- Давайте вспомним какие части есть у реки… - На схеме расставить части реки… ( ДЕМОНСТРАЦИЯ СХЕМЫ,.
3,4 – правые притоки 5. – левый приток. Речная система – река с её притоками. - Проверьте … – Все реки относятся к бассейну трех океанов и внутренней бессточной области. (СЛАЙД). -Опеделить какие реки к какому бассейну относятся…(расставить цифры…) 1 - Енисей 2 – Амур 3 – Волга 4 – Дон 5 – Лена -Проверьте… – Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном – Обь. -К бассейну Атлантического океана относятся Дон, Кубань, Нева. – В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные. (СЛАЙД) - Посмотрите на экран и сравните две фотографии и два профиля… ( они разные ) - На партах у вас зелённые листочки с характерными признаками этих двух рек. Ваша задача работая в паре разложить на парте в две колонки хар-ку одной и второй реки. - течение быстрое - течение медленное - большая разница в - небольшая разница в высоте между истоком высоте между истоком и устье и устьем - узкая, глубокая - широкая, неглубокая речная долина речная долина - течёт почти прямо - извивается
- Так по какой местности может течь первая река? ( горной) - А вторая? ( равнинной) - Делаем вывод, что реки могут быть: горные и равнинные. - приведите пример равнинной реки ( Волга), горная ( Терек ) - Так что же влияет на направление и характер течения рек? ( На направление и характер течения рек влияет рельеф местности.)
– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна) – Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки. ПАДЕНИЕ – ( найдите определение в учебнике § 23 стр.110) это разница высот между истоком и устьем в метрах. (СЛАЙД) Н = Н1 – Н2, где – Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки. -На какой карте мы можем определить абсолютную высату? … ( физической) Решение задач на определение падения реки (СЛАЙДЫ) Учащиеся используют для орпеделения раздаточный материал «Реки России». № 1 Определить падение реки Лены. № 2 Определить падение реки Ангары. – Величина падения влияет на другую важную характеристику: УКЛОН – ( найдите определение в учебнике § 23 стр.111) отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) ( СЛАЙДЫ) I = Н : L, где I – уклон; ( длина рек на 16 стр. атласа) Решение задач на определение уклона рек. (СЛАЙДЫ) № 1 Определить уклон реки Ангары. – Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки. – Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается отрывок из летописи) -Значит не только рельеф но и климат влияет на реки… Как климат влияет на реки? … «реки-продукт климата» - Александр Иванович Воейков. -… климат определяет тип патания рек… Почему? Типы питания
Дождевое Ледниковое Подземные воды
Смешанное Снеговое ( большинство рек России)
-… от климата зависит режим рек… Почему?.. Все вы слышали такие слова, как половодье, паводки, межень. А что же это такое? – По рядам найдите ответ в учебнике… Схема: Режим реки
Половодье Паводки Межень Половодье – ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега. Паводки – внезапные кратковременные и нерегулярные подъёмы уровня воды в реках, возникающие в результате обильных дождей. Межень – период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.
- половодье и паводки могут стать причиной опасного природного явления – наводнения ( найдите определение в учебнике § 23 стр.114) - ВИДЕОФРАГМЕНТ -Вы видите какое это грозное, даже страшное явление и каждый человек должен знать….. Правила безопасного поведения во время наводнения.
3. Если наводнение застало вас внезапно, то необходимо:
– А теперь поработаем с атласами и контурными картами. Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны. Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур.
III. Закрепление. - Подписали листочки… На доске слова ( не по порядку): а- исток г- устье б- горные д- половодье в- межень е- падение реки ж- уклон реки
Определение: 1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами. 2- место где река берёт начало. 3- быстрые реки, долины узкие, глубокие. 4 - место это-финал, где река впадает в море или океан; 5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км). 6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега. 7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. - Взаимопроверка… Посмотрите на ответ: А у вас такой иль нет? Ответ: 1-в,2-а, 3-б, 4-г, 5-ж, 6-д, 7-е. III. Итог урока. Итак, кто изменил свое мнение по поводу высказывания А. де Сент-Экзюпери???... -Что больше всего понравилось на этом уроке?... -Что было самым ценным из услышенного?... -Какие умения и навыки вы приобрели на уроке?... Пригодятся ли они вам в повседневной жизни, можно ли их использовать на других уроках?... А полученные знания вы закрепите с помощью домашнего задания ( § 23, практическая работа….). По желанию: подготовить презентацию, буклет, рассказ о реке… Оценки за урок. ( Кружки на край стола ) И в заключение я хочу сказать… Есть замечательные слова: Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда. Пусть чистой остается в них навеки Студеная и вкусная вода. (Э. Огнецвет) БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА УРОК !!! Задания учащимся для выполнения практической работы: А) Дайте полную характеристику реки по плану:
Дополнительные вопросы:
Б) Опишите выбранную вами реку, дополните рассказ своим личным отношением к ней. Вспомните отрывки поэтического или художественного текста, которые могли бы украсить ваш рассказ. | слушают отвечают на вопрос. отвечают на вопрос. отвечают на вопрос. отвечают на вопрос работая с учебником отвечают на вопрос. слушают отвечают на вопрос. работают с картой отвечают на вопрос. работа в парах отвечают на вопрос. работают с картой слушают работают с картой отвечают на вопрос. работают с учебником смотрят видеофрагмент работают с атласом и к/к отгадывают загадки смотрят фр-т « Волга» пишут тест слушают |
Определение: 1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами. 2- место где река берёт начало. 3- быстрые реки, долины узкие, глубокие. 4 - место это-финал, где река впадает в море или океан; 5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км). 6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега. 7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. | Определение: 1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами. 2- место где река берёт начало. 3- быстрые реки, долины узкие, глубокие. 4 - место это-финал, где река впадает в море или океан; 5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км). 6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега. 7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. |
Определение: 1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами. 2- место где река берёт начало. 3- быстрые реки, долины узкие, глубокие. 4 - место это-финал, где река впадает в море или океан; 5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км). 6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега. 7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. | Определение: 1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами. 2- место где река берёт начало. 3- быстрые реки, долины узкие, глубокие. 4 - место это-финал, где река впадает в море или океан; 5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км). 6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега. 7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. |
Определение: 1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами. 2- место где река берёт начало. 3- быстрые реки, долины узкие, глубокие. 4 - место это-финал, где река впадает в море или океан; 5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км). 6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега. 7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. | Определение: 1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами. 2- место где река берёт начало. 3- быстрые реки, долины узкие, глубокие. 4 - место это-финал, где река впадает в море или океан; 5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км). 6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега. 7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разнообразие внутренних вод России. Реки».
Урок географии в 8 классе....
Разнообразие внутренних вод России. реки.
Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обва...
Презентация. Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Материал для урока в 8 классе. Включает практическую работу по описанию реки....
Конспект урока "Разнообразие внутренних вод России. Реки"
Цели урока: создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о реках России Задачи: Образовательные: сформировать представление о разно...
Конспект урока "Разнообразие внутренних вод России. Реки" с приложениями и презентацией.
Урок предназначен для учащихся 8 класса по ФГОС....
Урок географии в 8 классе "Разнообразие внутренних вод России. Реки".
РЕКИ РОССИИРека – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.nУстье – место впадения реки в море, озеро, другую реку.Например: река Волга впадает в Каспийское море (смотрите карту...
Разработка урока на тему Разнообразие внутренних вод России. Реки
На данном уроке обучающиеся изучают особенности рек России. Расширияют и углубляют знания о реках....