Конспект урока "Урбанизация"
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему
Урок по теме "Урбанизация" изучается в разделе "Население" в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urbanizatsiya_stran_mira.rar | 2.89 МБ |
urok_urbanizatsiya.doc | 91.5 КБ |
Подписи к слайдам:
Ключ.1-2 ошибки –«5»3-5 ошибок –«4»6-8 ошибок –«3»
Понятие города
в Дании, Швеции, Финляндии – ≥ 200 человек;в Канаде, Австралии – свыше 1 тыс. человек;в Германии, Франции – свыше 2 тыс. человек;в США, Мексике – свыше 2,5 тыс. человек;в Индии, Иране – свыше 5 тыс. человек;в Швейцарии, Малайзии – свыше 10 тыс. человек;в Нигерии – свыше 20 тыс. человек;в Японии – свыше 30 тыс. человек;в Южной Корее – свыше 40 тыс. человек;в России – 12 тыс. человек, при условии, что от 75 до 85% населения заняты в непроизводственной сфере.
Города выполняют разные функции. Многие города являются транспортными узлами и торгово-распределительными центрами, административными и культурными, учебными и научными центрами, городами –музеями и городами-курортами, и даже столицами.
Канберра – столица Австралии
Города отличаются многоэтажностью застроек и планировкой.
Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке
Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, разрушенный во время террористического акта 11.09.2001 г.
Сиэрс Тауэр в Чикаго (110 этажей, 442 м)
В 2002 году из десяти самых высоких зданий мира только четыре находились в США, а шесть – в Зарубежной Азии.В 2005 году в ОАЭ началось сооружение высотки в 160 этажей (700 м).
Достопримечательность столицы Малайзии – башни-близнецы
Урбанизация.
Понятие урбанизации
Урбанизация – это процесс роста городов и городского населения, распространение городского образа жизни.
Ведущие черты урбанизации. Стр. учебника 75-78
Черты (признаки)
Конкретные примеры их проявления
Черты (признаки)
Конкретные примеры их проявления
Быстрые темпы роста городского населения, особенно в развивающихся странах
1900-13%1950-30%1980-39%2007-50% стр. 9 атласа
Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах
Нач. XX века – 360 больших городовВ конце 80-х – 2,5 тыс.Нач. XXI века – 4 тыс.
«Расползание» городов, расширение их территории
В 1970 – 3 агломерации1990 – 12Нач. XXI века -21
Понятие городской агломерации
Городские агломерации – это скопления городского и сельского населения вокруг крупного города, столицы.
Моноцентрические(Москва, Париж)Полицентрические(Рейнско-Рурская)
Физкультминутка!
В развивающихся странах, где уровень урбанизации более низкий, урбанизация продолжает расти «вширь», а городское население быстро растет. Это явление получило название «городского взрыва»Ложная урбанизация - неконтролируемыйрост городского населения, не сопрово-ждаемый ростом числа рабочих мест.
Урбанизация развивается «вглубь». Наблюдается процесс субурбанизации– урбанизация пригородов. рурурбанизация - сельская урбанизация.
Городские агломерации соединяются в мегалополисы
Мегалополис
Кол-во агломераций
Население
Площадь
Плотность
Босваш (Бостон-Вашингтон)
40
45
100
450
Чипитс (Чикаго-Питсбург)
35
35
160
220
Сансан (Сан-Франциско Сан-Диего)
15
25
100
250
Токайда (Токио – Осака)
20
60
70
800
Английский (Лондон-Ливерпуль)
30
30
60
500
Выводы
Города возникли в глубокой древности.Современный город это «каркас» территории любой страны. Города наиболее полно удовлетворяют потребности населения в материальном и духовном плане.Рост городского населения идет быстрыми темпами, особенно в менее развитых странах.Население концентрируется в основном в крупных городах, что приводит к образованию более сложных систем городов (агломераций, мегалополисов).Урбанизация охватила все регионы мира, т.е. это всемирный процесс.
Фото-ВИКТОРИНА
1.
2.
3.
4.
5.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Что нового вы узнали на уроке?Что привлекло ваше внимание?Вы изучали эту тему с интересом?Что вызвало у вас трудность?
Домашнее задание:Тема 3, п. 4, повторить
Желаю успехов!
Предварительный просмотр:
Урок «Урбанизация».
Цель урока: обобщить представление об урбанизации как о всемирном процессе, основанном на росте городов и городского населения во всех регионах мира.
Задачи урока.
Познавательные – закрепить и обобщить знания об урбанизации как о всемирном процессе, определив общие черты урбанизации, объяснить различия в темпах и уровнях урбанизации отдельных регионов мира. Рассмотреть историю возникновения городов, получить представления об основных критериях города, географии крупнейших городов мира.
Развивающие – развивать умения работать с географическими картами и контурными картами, развивать творческие способности и познавательные интересы учащихся, расширить кругозор учащихся через работу с первичными источниками информации.
Воспитательные – воспитывать умение работать в группе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, умение слушать товарища, привитие уважительного отношения к мнению своих товарищей, самооценки и оценки работы одноклассников. Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе.
Средства обучения: политическая карта мира, плотностьнаселения мира, статистические материалы, дополнительные источники информации, учебники, атласы, контурные карты, презентация.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые опережающие задания, практическая работа с картами атласа и контурными картами, беседа.
Форма проведения занятия (тип урока): урок повторения и обобщения знаний
Ход урока
География населения мира (тесты):
1.Численность населения мира:
а.10 млрд;
б.3 млрд;
в.7 млрд.
2.Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста населения:
а.демография;
б.воспроизводство;
в.естественное движение.
3.Уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства ,приводящего к его абсолютной убыли:
а.депопуляция;
б.демографический кризис;
в.этнология.
4.Тип воспроизводства, при котором высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности:
а.второй тип;
б.первый тип;
в.третий тип.
5.Система административных, экономических, пропагандистских мер, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения:
а.демографическая политика;
б.демографическая ситуация;
в.экономическая политика.
6.Страна: «Нас двое - нам двоих»:
а.КНР;
б.Турция;
в.Индия.
7.Страна: «Одна семья-один ребенок»:
а.Монголия;
б.Япония;
в.КНР.
8.Самый высокий в мире показатель ожидаемой продолжительности жизни:
а.Германия;
б.Швеция;
в.Япония.
9. Самый низкий в мире показатель ожидаемой продолжительности жизни:
а.Конго,Намибия;
б.Египет,Судан;
в.Замбия,Сьерра-Леона.
10.Женщины численно преобладают над мужчинами в мире:
а.1/3 стран;
б.2/3 стран;
в.3/5 стран.
11.Самая распространенная языковая семья:
а.афразийская;
б.сино-тибетская;
в.индоевропейская.
12.Наиболее распространенная из мировых религий:
а.буддизм;
б.ислам;
в.христианство.
13.Страна, где плотность населения-16400 человек на кв.км.:
а.Мальдивские острова;
б.Бангладеш;
в.Монако.
14.Переманивание иностранных ученых, инженеров, врачей и других специалистов высокой квалификации:
а.трудовая миграция;
б. «утечка умов»;
в.потоки беженцев.
Взаимопроверка.
- В
- Б
- А
- В
- А
- В
- В
- В
- В
- Б
- В
- В
- В
- Б
Ключ 1-2 ошибки –«5»
3-5 ошибок –«4»
6-8 ошибок –«3»
Сегодня главными героями урока будут города!
“А что такое город?”
Город - это крупный населенный пункт, где основное занятие жителей не связанно с сельским хозяйством.
А что значит крупный? Единого для всех стран понятия “город” не существует. Так, например:
Слайд 3- в Дании, Швеции, Финляндии к городу относится поселение с числом жителей
более 200 человек;
- в ФРГ, Франции – свыше 2 тыс. человек;
- в США, Мексике – свыше 2,5 тыс. человек;
- в Нигерии – свыше 20 тыс. человек;
- в Японии – свыше 30 тыс. человек;
В России с 1957 года начальная граница людности города определена в 12 тыс. чел. Кроме того. 75 - 85 % населения городов и ПГТ должны составлять рабочие и служащие с семьями.
Слайд 4 ,5 Понятие “город” объединяет поселения, которые очень сильно отличаются друг от друга по величине, возрасту и назначению, т.е. функциям. Многие города являются транспортными узлами и торгово-распределительными центрами, административными и культурными, учебными и научными центрами, городами – музеями и городами-курортами, и даже столицами. Некоторые города были специально построены, чтобы стать столицами. Например, столица Австралии – Канберра.
Вопрос классу: Как вы думаете, чем город отличается от других населенных пунктов – сельских? (высокая людность и плотность населения, занятость жителей в промышленности, наличие административных функций, этажность застройки, динамичность населения, развитая инфраструктура, городской образ жизни, уровень благоустройства).
Слайд 6. Да, в крупнейших городах плотность населения достигает 700-800 ч/км2 – Лондон, Париж, Нью-Йорк. И, конечно, этажность застройки - небоскребы.
Итак, в наши дни размещение населения все более определяется географией городов, общее число которых на земном шаре исчисляется десятками тысяч.
Учитель: Определяя роль городов, Н.Н. Баранский писал: “Города — это как бы командный состав страны, организующий ее во всех отношениях … города плюс дорожная сеть — это каркас, это остов, на котором все остальное держится, остов, который формирует территорию…”
С каждым город количество городов увеличивается.
Слайд 7. Запишем тему урока: «Урбанизация»
Слайд 8. Учитель: В среднем городское население мира увеличивается на 60 млн. человек, т.е. наблюдается рост городского населения и рост количества городов. Этот процесс получил название урбанизация.
Работа с графиком. (По щелчку определение «Урбанизации»)
Слайд 9. Охарактеризуем характерные черты современного процесса урбанизации
Самостоятельная работа с таблицей… Стр. учебника 75-78, атласом стр.9.
Первая черта - быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.
Вторая черта - концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах
- В начале XX века в мире насчитывалось 360 больших городов.
- В начале XXI века, по прогнозам, их число достигнет 4 тыс.
- Крупнейшие города-миллионеры с населением свыше 1 млн. жителей - в начале XX века, их было всего 10, в 1980-х гг. - более 200, в 1995 г. -325, в 2000 г. - 4000;
Третья черта - «расползание» городов, расширение их территории.
Переход от «точечного» города к городским агломерациям.
Итак, современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя чертами, характерными для большинства стран мира. Слайд 10.
Черты (признаки) | Конкретные примеры их проявления |
Быстрые темпы роста городского населения, особенно в развивающихся странах | 1900-13% 1950-30% 1980-39% 2007-50% стр. 9 атласа |
Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах | Нач. XX века – 360 больших городов В конце 80-х – 2,5 тыс. Нач. XXI века – 4 тыс. |
«Расползание» городов, расширение их территории | В 1970 – 3 агломерации 1990 – 12 Нач. XXI века -21 |
Вопросы
- В какой из стран мира самое большое абсолютное число горожан? (ответ: самая большая в мире численность горожан в Китае из-за высокой общей численности населения).
- Возрастает численность горожан во всех регионах мира или в некоторых? (ответ: во всех регионах мира)
Слайд 11.
Понятие городской агломерации
Городские агломерации – это скопления городского и сельского населения вокруг крупного города, столицы.
- Моноцентрические (Москва, Париж)
- Полицентрические(Рейнско-Рурская)
Слайд 12. Практическая работа “Крупнейшие агломерации мира”
Необходимо обозначить крупнейшие города мира, подписать их названия.
Вопрос классу: Назовите регион мира, где сосредоточена большая часть городских агломераций? (Азия)
Учитель: Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах мира она имеет свои особенности, которые находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.
Слайд 13. Физкультминутка
Слайд 14. Темпы и уровни урбанизации.
По уровню урбанизации все страны можно разделить на три группы:
- высокоурбанизированные (доля городского населения свыше 50 %);
- среднеурбанизированные (доля городского населения от 20 до 50%);
- слабоурбанизированные (доля городского населения ниже 20%).
В некоторых городах-государствах уровень урбанизации достигает 100% - Сингапур, Ватикан, Сан-Марино – очень высокоурбанизированные страны.
Слайд 15. Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня.
- В экономически развитых странах, где высокий уровень урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, урбанизация продолжает развиваться “вглубь”, приобретая новые формы.
Многие горожане в США, а затем и в других развитых странах в связи с ухудшающимся состоянием окружающей среды и ростом преступности в крупных городах начали переселяться в пригороды. Очередная перепись населения показала, что в США в пригородах проживало больше населения, чем в самих крупных городах. Американцы говорили: “Мы нация не только городская, мы нация пригородная”. Этот процесс получил название субурбанизация. Дословно – урбанизация пригородов.
Одновременно наблюдается внедрение некоторых городских условий и норм жизни в сельские поселения, т.е. рурурбанизация (сельская урбанизация).
- В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно более низкий, урбанизация продолжает расти “вширь”, а городское население быстро растет. В этих странах ныне находится также большинство городов-миллионеров и “сверхгородов”. Особенно велика (47%) доля Зарубежной Азии.
Это явление, получившее в науке наименование “городского взрыва”.. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному “выталкиванию” избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, пояса трущоб. Подобная, как иногда говорят, “трущобная урбанизация” или “ложная урбанизация” приняла очень большие размеры.
Итак, темпы урбанизации зависят от уровня урбанизации. Чем выше уровень урбанизации, тем ниже темпы, и наоборот.
Вопросы
- Для каких стран характерна субурбанизация? (ответ: субурбанизация – это урбанизация пригородов.Она характерна для развитых стран).
- Для каких стран характерна ложная урбанизация? (ответ: для развивающихся стран)
Проблемный вопрос: представьте ситуацию
Два друга-корреспондента, выполнявшие задания российской газеты в большом городе одной из зарубежных стран, связались по радиотелефону:
Первый пожаловался – “Ну и занесло же меня! Кругом одни трущобы, на улицах сплошная грязь, ни одного фонаря. Воды, кажется, тоже нет”.
“Там, где я нахожусь, люди вообще не живут, - ответил второй. – Но район просто шикарный: небоскребы, сплошные офисы. Столько машин – никак не припаркуюсь”.
Вопрос: в какой части города находится каждый из корреспондентов? В каких городах мог произойти этот разговор?
(первый – в чайнатауне – так называются бедные районы, заселенные преимущественно эмигрантами; второй – в даунтауне или Сити – обиходное название центрального делового района города, от которой начинается нумерация зданий. Во многих крупнейших городах даунтаун получил свое собственное название: Сити в Лондоне, Манхеттен в Нью-Йорке, Луп в Чикаго, район улицы Гинза в Токио. Стоимость земли в городах обычно повышается от окраин к центру, т.к. центральное местоположение обладает немалыми транспортными выгодами. Определенную роль играет фактор престижности).
Слайд 16.
Мегалополис – гигантское скопление агломераций.
Таблица.
Слайд 17. Выводы:
- Города возникли в глубокой древности, еще до н.э.
- Современный город это “каркас” территории любой страны. Города наиболее полно удовлетворяют потребности населения в материальном и духовном плане.
- Рост городского населения идет быстрыми темпами, особенно в развивающихся странах.
- Население концентрируется в основном в крупных городах, что приводит к образованию более сложных систем городов (агломераций, мегалополисов)
- Урбанизация охватила все регионы мира, т.е. это всемирный процесс.
Промежуточное подведение итогов – работы в группах
“Мозговой штурм” - Города – это добро или зло
Учитель: мы – горожане, более активны, мобильны, чаще контактируем, иногда не подозревая об этом, в автобусе, в магазине и т.д. В больших городах шире возможности для получения образования, отдыха и т.д. Назовите плюсы и минусы городской жизни.
Каждая группа получает конверт с карточками, где написаны положительные и отрицательные стороны городов.
Положительные стороны городов | Отрицательные стороны городов |
Высокий уровень благоустройства | Высокая стоимость жилья |
Этажность застройки | Низкое качество питьевой воды |
Обеспечение города теплом и энергией | Загрязнение воздуха |
Утилизация городских отходов на специальных предприятиях | Богатые и бедные кварталы |
Развитая инфраструктура | Грязные улицы |
Городской образ жизни | Высокие цены на землю |
Динамичность населения | Нехватка продовольствия и нерациональное питание. |
Высокие уровень развития медицины и здравоохранения | Концентрация промышленного производства |
Большие возможности для получения образования | Вспышки инфекционных заболеваний |
Высокая людность и плотность населения | Автомобильные пробки |
Слайд 18-29 . Фото-викторина “Знаешь ли ты города мира?”
Учитель: Известные города мира знамениты прежде всего, тем, что у любого человека, независимо от того, бывал он там или нет, есть свой собственный образ города, складывающийся по книгам и фильмам из отрывков, кусочков, ярких и незабываемых. Города – удивительные творения рук, ума, таланта человека. В каждом из них отражается история государства, уникальные архитектурные памятники
Совершим путешествие по известным городам мира.
- Первый в мире крытый стадион, вмещавший до ста тысяч зрителей – Колизей- символ этого государства. (Рим, столица Италии)
- Биг-Бен, Таурский мост – символы этого города. (Лондон).
- Московский Кремль символ этого российского города. (Москва)
- 30-метровая статуя Христа из белого мрамора весом 1200 тонн? (Рио-де-Жанейро).
- Оперный театр (Сидней).
- Эйфелева башня - (Париж)
- Статуя Свободы (Нью-Йорк).
- Бранденбургские ворота, Берлинская стена (Берлин).
- Город каналов и карнавалов. Гондолы длинные узкие лодки – Венеция.
- Визитной карточкой этого европейского города стала бронзовая фигурка Русалочки с веточкой водорослей в руке; грустными глазами смотрит она в море. (Копенгаген, столица Дании)
- В этом городе расположены Императорский дворец – центр Запретного города, и Храм Неба, и Летний дворец, и Великая Китайская стена. Его называют “город велосипедов” (Пекин).
- Самсон, разрывающий пасть льва. Фонтан в Петергофе. (Санкт-Петербург).
Слайд 30. 4.Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Вы изучали эту тему с интересом?
Что вызвало у вас трудность?
Слайд 31. 5.Подведение итогов. Домашнее задание
Тема 3, п. 1-4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...