рабочая программа
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ЕМЦ ______/Тихонова Г.А../ Протокол № 1 от « 25 » августа 2014 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ "Сиренькинская СОШ" __________/Максимова М.Н./ «26» августа 2014 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Сиренькинская СОШ» ____/ Файзетдинов Т.М/ Приказ №118 от « 29 » августа 2014 г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по истории в 10 классе
МБОУ «Сиренькинская СОШ»
учителя Осиповой Елены Николаевны
Рассмотрено и принято
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
«27» августа 2014г
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по учебной дисциплине «География» (10 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерной программой среднего (полного) общего образования по географии, 2007г
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программу среднего общего образования. Приказ от 9 июля 2012г. № 4154/12
- Сборника нормативных документов по географии М. « Дрофа» 2008г,
- Инструктивно-методического письма Министерства образования и науки «Концепция содержания школьного географического образования в школе»;
- Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ «Сиренькинская СОШ»;
- Учебного плана МБОУ «Сиренькинская СОШ» на 2014-2015 учебный год;
- Приказ № 80 от 29.08.2011г. Положение «О рабочей программе педагога» МБОУ "Сиренькинская средняя общеобразовательная школа" Альметьевского района РТ;
- Утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г., №189)
По содержанию предлагаемый базовый курс географии (10 класс) сочетает в себе элементы общей географии . Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Курс «география» на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Цель курса географии 10 класса:
сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Задачи:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии 70 часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10 и 11 классах средней школы из расчета 1 учебный час в неделю из них 35 часов в 10 классе. Согласно образовательной программе на изучение географии отводится 35 часов, по учебному плану МБОУ «Сиренькинская СОШ» выделяется 35 часов. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов
№ п/н | Наименования разделов (соответствуют стандартам) | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе в 10 классе | Количество практических работ | Количество часов по рабочей программе в 11 классе | Количество практических работ |
1 | Современные методы географических исследований | 4 | 4 | |||
2 | Природа и человек в современном мире | 6 | 8 | 1 | ||
3 | Население мира | 5 | 8 | 1 | ||
4 | География мирового хозяйства | 10 | 15 | 3 | ||
5 | Современная политическая карта мира. Россия на политической карте | 2 | 1 | |||
6 | Регионы и страны мира | не менее 20 | 20 | 5 | ||
7 | Россия в современном мире | 10 | 7 | 1 | ||
8 | Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 5 | 5 | |||
9 | Резервное время | 10 | ||||
Всего | 70 | 35 | 5 | 34 | 7 |
На изучение разделов «Современные методы географических исследований» запланировано 4 часа, «Природа и человек в современном мире» - 6 часов, «Население мира» - 5 часов, «География мирового хозяйства» - 10 часов, в том числе на выполнение практических работ -5 часов. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. Составляя рабочую программу, внесла изменения: на изучение разделов: «Природа и человек в современном мире» добавила 2 часа, «Население мира» -3часа, «География мирового хозяйства» - 5 часов за счет резервного времени, считаю, что так будет рациональнее.
Содержание программы:
Тема 1: Современные методы географических исследований (4) Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Тема 2: Природа и человек в современном мире (8)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практическая работа № 1«Оценка обеспеченности отдельных стран и регионов мира основными природными ресурсами»
Тема3: Населения мира. (8)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практическая работа №2 «Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами»
Тема 5: География мирового хозяйства. (15)
География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практическая работа№3: «Составление картосхем размещения основных отраслей энергетической, машиностроительной, химической промышленности»
Практические работы №4 «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира».
Практическая работа №5: «Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и с/х продукции»
Формы и виды контроля: тестовые задания разного уровня сложности, семинарские занятия, работа с таблицами, индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности, контурные карты.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты освоения материала | Тип урока | Домашнее задание | Дата про По плану | ведения Факт. | ||
К/ Ч | |||||||||
Современные методы географических исследований (4ч) | |||||||||
1 | Введение. Положение географии в системе наук. | 1 | Этапы влияния общества на природную среду. Ойкумена, ее границы | Знать: основные понятия темы Уметь: применять разнообразные источники географической информации | изучение нового материала | с.5-7 читать | 06.09 | ||
2. | Традиционные и новые методы географических исследований | 1 | способы и формы получения географической информации | Знать: традиционные и новые методы географических исследований | комбинированный | Читать записи в тетради | 13.09 | ||
3 | Географическая карта – особый источник информации о действительности | особенности картографических изображений | Знать: основные понятия темы Уметь: работать с картами различной тематики | комбинированный | Читать записи в тетради | 20.09 | |||
4 | Статистический метод | 1 | этапы статистического изучения географических явлений и процессов | Уметь: работать с разнообразными статистическими материалами | комбинированный | Читать записи в тетради | 27.09 | ||
Природа и человек в современном мире (8ч) | |||||||||
5 | Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем | 1 | освоение новых территорий. Антропогенное воздействие на природу. Антропогенные ландшафты | Знать: основные понятия темы | изучение нового материала | с.25-28 читать | 04.10 |
6 | Природные ресурсы Земли, их виды. | 1 | Роль природных ресурсов в жизни общества, их классификация | Знать основные понятия темы Уметь показывать на карте основные месторождения ископаемых ресурсов | Комбинированный | С.28-29 | 11.10 | |||
7 | Минеральные ресурсы | 1 | Земельные и лесные ресурсы, их структура, запасы, особенности размещения на планете. Охрана, восстановление | Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и природные сочетания. Уметь оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира | изучение нового материала | с.28-31читать | 18.10 | |||
8 | Природно-ресурсный потенциал разных территорий | 1 | с.31-34 читать | 25.10 | ||||||
9 | Практическая работа №1 «Оценка обеспеченности отдельных стран и регионов мира основными природными ресурсами» | 1 | Ископаемые ресурсы, их виды, особенности размещения на планете | Знать основные понятия темы Уметь оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира | Практическая работа№1 | Р/т с.8-9 Задания 1,2,3 | 01.11 | |||
10 | Ресурсы пресной воды | 1 | Водные ресурсы. Ресурсы Мирового океана | Знать основные понятия темы | комбинированный | с.34-36 читать | 15.11 | |||
11 | Природопользование | 1 | Рациональное и нерациональное природопользование. Особо охраняемые территории | Уметь показывать на карте крупнейшие мировые заповедники, особо Уметь показывать на карте крупнейшие мировые заповедники, особо охраняемые территории | комбинированный | с.41-46 читать | 22.11 | |||
12 | Обобщающее повторение по теме: «Природа и человек в современном мире» | 1 | закрепление, обобщение изученного материала | с.50 задания 1,2 | 29.11 | |||||
Население мира (8ч) | ||||||||||
13 | Динамика численности населения | 1 | Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия | Знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику, основные направления миграции. | Комбинированный | с.57-58 | 06.12 | |||
14 | Воспроизводство населения | 1 | Типы воспроизводства населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира | Уметь оценивать и объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира | изучение нового материала | с.58-64 читать | 13.12 | |||
15. | Миграция населения | 1 | Основные направления и типы миграций в мире. Причины миграций. Виды миграций, их значение | Уметь оценивать и объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира | изучение нового материала | с.71-74 читать | 20.12 | |||
16 | Структура населения | 1 | Этнический и языковый состав населения мира | Уметь оценивать и объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира | комбинированный | с.66-71 читать | 27.12 | |||
17 | Расселение населения. Урбанизация | 1 | Географические особенности размещения населения. Формы расселения: специфика городских и сельских поселений, урбанизация | Уметь оценивать уровень и качество жизни населения | комбинированный | с.74-79 читать | 17.01 | |||
18 | География религий мира | 1 | Основные очаги этнических конфессиональных конфликтов | Знать основные религии мира | комбинированный | с.69-71 читать | 24.01 | |||
19 | Практическая работа №2 «Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами» | 1 | Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами | знать факторы размещение трудовых ресурсов, уметь оценивать и их территориальную концентрацию | Практическая работа №2 | Р/т с.11 выпол- нить задание | 31.01 | |||
20 | Обобщающее повторение по теме: «Население мира» | 1 | закрепление, обобщение изученного материала | с.85,зада- ние для доп.рабо- ты | 07.02 | |||||
География мирового хозяйства (15ч) | ||||||||||
21 | Мировое хозяйство, основные этапы его развития | 1 | Мировая экономика, ее состав, динамика, глобализация | Знать географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства | Изучение нового материала | с.98-102 | 14.02 | |||
22 | Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперация | 1 | Факторы, определяющие размещение основных отраслей мирового хозяйства. Специализация, кооперация, комбинирование, технопарк | знать факторы размещение основных отраслей мирового хозяйства. Уметь оценивать и объяснять территориальную концентрацию производств | Изучение нового материала | с.102-110 | 21.02 | |||
23 | Научно-технический прогресс и мировое хозяйство | 1 | Специализация, кооперация, комбинирование, технопарк | с.91-97 читать | 28.02 | |||||
24 | Горнодобывающая промышленность | 1 | Топливно-энергетический баланс мира | знать сущность топливно-энергетического баланса мира | Комбинирован ный | с.131-133 | 07.03 | |||
25 | Нефтяная, газовая, угольная промышленность. Электроэнергетика | 1 | Страны ОПЕК, типы электростанций, их специфика | знать страны, входящие в ОПЕК, типы электростанций, их специфика | Комбинирован ный | с.124-131 | 14.03 | |||
26 | Обрабатывающая промышленность | 1 | Структура, особенности развития и размещения | Знать географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства | с.138-140 | 21.03 | ||||
27 | Практическая работа№3: «Составление картосхем размещения основных отраслей энергетической, машиностроительной, химической промышленности» | 1 | Знать географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства | Практическая работа№3 | Р/т с.14 задание3 | 04.04 | ||||
28 | Сельское хозяйство | 1 | Потребительское сельское хозяйство, аграрные отношения. | знать: сущность аграрных отношений, размещение отраслей сельского хозяйства. | Изучение нового материала | с.140-149 читать | 11.04 | |||
29 | Транспорт и сфера услуг | 1 | Мировая транспортная система. | Знать основные понятия темы | комбинированный | с.150-158 | 18.04 | |||
30 | Практическая работа №4: «Определение основных направлений международной торговли» | 1 | Мировая транспортная система. | Уметь оценивать и объяснять основные направления международной торговли | Практическая работа №4. | с.176-177 | 25.04 | |||
31 | Внешние экономические связи | 1 | Внешняя торговля. Экономическая интеграция | Знать основные понятия темы Уметь оценивать и объяснять принципы экономической интеграции | Изучение нового материала | с.162-165 | 02.05 | |||
32 | Практическая работа №5: «Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и с/х продукции» | 1 | Знать основные понятия темы | Практическая работа №5 | с.171 задание 5,6 | 09.05 | ||||
33 | География культуры и туризма | 1 | География культуры и туризма | Знать основные объекты списка Всемирного культурного наследия | Лекция с элементами беседы | Подгото- вить сообщен. | 16.05 | |||
34 | Обобщающее повторение по теме: «География мирового хозяйства» | 1 | закрепление, обобщение изученного материала | Повто- рить с.165-170 | 23.05 | |||||
35 | Итоговое обобщение | 1 | тестирование | 30.05 |
Перечень литературы и средств обучения
- Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. общеобразоват.учреждений/В.П.Максаковский.- 11-е изд.-М.:Просвещение,2009г Максаковский В.П. «Новое в мире. Цифры и факты». Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2009 г.
- Максаковский В.П. «Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс». М., «Просвещение», 2009 г.
- Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс
- В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2010.
- КИМ, География 10 класс, М. –«ВАКО», 2012г.
В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Приложение 1. Лист
Корректировки рабочей программы
Название раздела, тема | Дата проведения по плану | Причины корректировки | Дата проведения по факту | Подпись директора |
Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем | 04.10.2014г. | Праздник Курбан байрам | 11.10.2014г. | |
| ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...