Рабочая программа
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ЕМЦ ______/Тихонова Г.А../ Протокол № 1 от « 25 » августа 2014 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____________/Максимова М.Н./ «26» августа 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Сиренькинская СОШ» _______________/ Файзетдинов Т.М/ Приказ №118 от « 29 » августа 2014 г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по истории в 9 классе
МБОУ «Сиренькинская СОШ»
учителя Осиповой Елены Николаевны
Рассмотрено и принято на
заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
«27» августа 2014г
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по учебной дисциплине «География» (9 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерной программой основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
- Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программу основного общего образования. Приказ от 9 июля 2012г. № 4154/12
- Инструктивно-методического письма Министерства образования и науки «Концепция содержания школьного географического образования в школе»;
- «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы Республики Татарстан при изучении минимума содержания НРК по географии»;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Сиренькинская СОШ»;
- Учебного плана МБОУ «Сиренькинская СОШ» на 2014 - 2015 учебный год;
- Приказ № 80 от 29.08.2011г. Положение «О рабочей программе педагога МБОУ "Сиренькинская средняя общеобразовательная школа" Альметьевского района РТ;
- Утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г., №189)
Общая характеристика учебного предмета Курс “География России” для 8-9 классов – комплексный курс физической и социально-экономической географии, реализуемый в соответствии с концепцией страноведческого подхода в преподавании данного предмета. По виду является базовой. Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины. В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения. Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой. География своего региона изучается в течение двух лет: в 8 классе – ГП, природные условия и ресурсы, население; в 9 – характеристика хозяйственного комплекса республики, проблемы и перспективы развития. Реализация краеведческого компонента так же носит практический характер. Используются возможности исследовательского и проектного методов обучения.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные примерной программой. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Часть практических работ подлежат обязательному оцениванию, часть работ являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.
Изучение географии в 9 классах направленно на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всём её разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретация и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного явлений и процессов;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами: экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В результате изучения географии в 9 классе ученик должен
1. Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
2. Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
3. Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
4. Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов
В ходе реализации программы планируется использовать следующие формы промежуточной аттестации: самостоятельные работы, тематические диктанты, практические работы, тестовые задания, дидактические игры обобщающего характера.
Место предмета в Базисном учебном плане.
Федеральный Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для изучения учебного предмета «География» 70 часов в 9 классе, из расчёта 2 часа в неделю. Но в связи с тем, что по школьному учебному плану учащиеся 9 классов обучаются 34 недели в учебном году (по 2 часа в неделю), то в рабочей программе для изучения географии в 9 классе отводится 68 часов. Изучение регионального компонента выносится отдельной темой в рабочей программе.
Распределение часов по Примерной программе основного
общего образования по географии в 8-9 кл.
п/п | Темы по программе | Кол-во часов | 8 кл. | 9 кл. |
1. | Особенности географического положения России | 10 | 8 | 2 |
2. | Природа России | 30 | 30 | - |
3. | Население. России | 10 | 10 | |
4. | Хозяйство России | 30 | - | 30 |
5. | Регионы России | 42 | 21 | 21 |
6. | Россия в современном мире | 4 | 2 | 2 |
7. | География своей области | - | - | - |
8. | Резервное время | 14 | 9 | 5 |
Итого | 140 | 70 | 70 |
Составляя рабочую программу, внесла изменения: на изучения разделов: «Особенности географического положения России» добавила 2 часа, «Население мира» сократила на 4часа, «Регионы России» - добавила 4 часа.
№ п/н | Наименования разделов | Количество часов по рабочей программе | Количество практических работ |
1 | Особенности географического положения России | 4 | 1 |
2 | Население России | 6 | 1 |
Раздел. Хозяйство России | 30 | ||
3 | Особенности развития хозяйства России | 5 | |
4 | Машиностроительный комплекс | 5 | 1 |
5 | Топливно-энергетический комплекс | 4 | 1 |
6 | Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ | 5 | |
7 | Агропромышленный комплекс | 4 | 1 |
8 | Инфраструктурный комплекс | 4 | |
Регионы России | 25 | ||
9 | Центральная Россия | 5 | 1 |
10 | Северо-Западная Россия | 2 | |
11 | Европейский Север | 3 | 1 |
12 | Европейский Юг – Северный Кавказ | 2 | |
13 | Поволжье | 2 | |
14 | География своей республики | 5 | |
15 | Урал | 3 | 1 |
16 | Восточный макрорегион – Азиатская Россия | 4 | 1 |
17 | Россия в современном мире | 3 | |
всего: | 68 | 9 |
Содержание программы .Раздел. Особенности географического положения России (4 часа).
Государственная территория России.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона на Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйственной жизни людей.
История освоения и излучения территории России. Формирование и освоение государственной территория России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное и политико-административное деления страны. Федеральное устройство страны. Субъектов федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работа «Геополитическое положение России»
Раздел. Населения России (6 часов)
Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнение с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдаленных территорий. Прогноз изменения численности населения России.
Половой и возрастающий состав населения страны. Своеобразия половозрастной пирамиды в России и определяющий ею факторы. продолжительность жизни мужского и женского населения.
Народы и религии России. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов международных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения деления: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское населения. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграции потоков на разных этапах развития страны.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособности населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне населения России, факторы их определяющие.
Практические работы.
Анализ карт населения.
Определения и анализ основных статистических показателей, характеризующих населения страны в целом и ее отдельные территории.
Выделение и объяснение территориальных аспектов междунациональных отношений.
Раздел. Хозяйство России (30 ч.)
Особенности развития хозяйство России. Предприятие - первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структура хозяйства, особенности.
Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.
Лесное хозяйство. Российские леса - важная часть его национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины - традиционная отрасль российской экономике. География пушного промысла.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.
Практические работы.
Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Группировка отраслей по различным показателям.
Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и охраны окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия:
факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охраны окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важных отраслей. Основные базы, крупнейший химический комплекс. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.
Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье - одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Практические работы. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Раздел. Регионы России (25 ч.)
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Раздел. Россия в современном мире (3 ч.)
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Практические работы.
Анализ разных видов районирования России.
Сравнение географического положения районов, регионов и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство.
Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов.
Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Оценочные практические работы
№ 1 Геополитическое положение РФ.
№ 2 Обозначение на контурной карте субъектов РФ.
№ 3 Определение по картам и статистическим источникам закономерности размещения населения и их объяснение. Определение плотности населения и доли городского и сельского населения в РТ. Сопоставление со средними показателями по стране.
№ 4 Определение по картам размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения.
№ 5 Характеристика одного из районов добычи угля, нефти или газа. Обозначить на контурной карте и дать его характеристику.
№ 6 Составление характеристики одной из металлургических баз по статистическим материалам и картам.
№ 7 Составление типовой схемы агропромышленного комплекса.
№ 8 Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану,
№ 9 Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей
Календарно-тематическое планирование
Перечень литературы и средств обучения
1. Учебник - Ром В.Я., Дронов В.П. “ География России. Население и хозяйство” Москва, изд. “Дрофа”, 2008г
2. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2008г.
3.В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «Экономическая география России“. 9 класс – М.: Дрофа, 2009г
4. КИМ. География 9 кл. М., «Вако», 2012г
Перечень сайтов
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru – Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет-уроки по географии, включают подготовку к сдаче ЕГЭ..
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.
- Критерии оценки устного ответа:
- Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
- «4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
- «3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
- «2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Приложение 1. Лист
Корректировки рабочей программы
Название раздела, тема | Дата проведения по плану | Причины корректировки | Дата проведения по факту | Подпись директора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...