Рабочая программа
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Осипова Елена Николаевна

Рабочая программа по географии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_8.docx80.33 КБ

Предварительный просмотр:

      «Рассмотрено»

   Руководитель МО ЕМЦ

  ______/Тихонова Г.А../

Протокол № 1 от

 «  25 » августа 2014 г.

    «Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

_____________/Максимова М.Н./

«26»  августа  2014 г.

             «Утверждаю»

Директор  МБОУ «Сиренькинская СОШ»

_______________/ Файзетдинов Т.М/

Приказ №118  от  «   29 » августа 2014  г.

                                         

                                                  

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

по истории в 8  классе

МБОУ «Сиренькинская СОШ»

учителя Осиповой Елены Николаевны

                                                                                                                                       

                                                                                                                                               Рассмотрено и принято на заседании

                                                                                                                          педагогического совета

                                                                                                                Протокол №  1 от

                                                                                                                           «27»   августа     2014г

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по учебной дисциплине «География» (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерной программой основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

  1. Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  2. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программу основного общего образования. Приказ от 9 июля 2012г. № 4154/12
  3. Сборника нормативных документов по географии М. « Дрофа» 2008г,
  4. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки «Концепция содержания школьного географического образования в школе»;
  5. «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы Республики Татарстан при изучении минимума содержания НРК по географии»;
  6. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Сиренькинская СОШ»;
  7. Учебного плана МБОУ «Сиренькинская  СОШ» на 2014 -2015 учебный год;
  8. Приказ № 80 от 29 08 2011 г. Положение  «О рабочей программе педагога» МБОУ "Сиренькинская средняя общеобразовательная школа" Альметьевского района РТ;
  9. Утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  10. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г., №189)

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического   образования в  основной школе.

 Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа включает в себя курс «География России». Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Реализация данной рабочей программы осуществляется на основе системно – деятельностного подхода, который обеспечивает:

  1. Формирование готовности обучающегося к саморазвитию и непрерывному образованию;
  2. Проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
  3. Активную учебно-познавательную деятельность обучения;
  4. Построение образовательного процесса с учётом индивидуально – возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихя.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Дронов В.П. и др. География России. Природа. Население. Хозяйство Дрофа, 2008Национально – региональный компонент выносится отдельной темой

При составлении рабочей программы были учтены общеучебные навыки и умения учащихся полученные в 7 классе. В 8 классе учатся 21 учащийся. Ученики имеют среднюю мотивацию к учебе. В конце 7 класса успеваемость 100%, качество 65 %. За курс 7 класса ученики научились оценивать по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем; изменение климатов Земли; объяснять особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах; особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов; описывать основные источники географической информации; географическое положение объектов (по карте)

В результате изучения географии в 8 классе ученик должен

знать/понимать: основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно примерной образовательной программе на изучение географии в 8-9 классах отводится 140 часов, по учебному плану МБОУ «Сиренькинская  СОШ» выделяется, также 140 часов. На изучение географии 8 класса отводится 70 часов. Исходя из этого, предполагаю следующее распределение часов

Тематический план:

п/н

Наименования разделов

Количество часов

1

Введение (Источники географической информации.)

1

2

Россия на карте мира. (Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.)

7

3

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.)

5

4

Климат России. (Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.)

6

5

Внутренние воды и водные ресурсы (Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.)

4

6

Почвы и почвенные ресурсы (Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.)

4

7

Растительный и животный мир. (Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира).

3

8

Природное районирование (Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.)

7

9

Население России. (Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России. Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения. Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий. Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.)

8

10

Хозяйство России. (Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности. Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы. Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство. Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.)

11

11

География Татарстана (Природа) (Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.)

10

12

Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы. (Объекты мирового природного и культурного наследия в России.)

4

Итого: 70 часов

Практические работы:

1.Характеристика географического положения России.

2.Сравнение географического положения России и других стран.

3.Определение поясного времени для разных городов России.

4.Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

5.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

6.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

7.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

8.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

9.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

10.Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

11.Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

12.Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

13.Анализ карт населения.

14.Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

15.Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

16.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

17.Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами

18.Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.   19.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства        

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема уроков

Элементы обязательного минимума образования

Виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки обучающихся

Виды контроля, измерители

Тип урока

дата проведения

план

факт

Введение (1 ч)

Цель: познакомить учащихся с особенностями предмета и структурой учебника. Познакомить с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками.

1.

1.Что изучает физическая география России? Источники географической информации.

Сформировать представление об особенностях природы России. Объяснить роль географических знаний в решении экологических и социально – экономических проблем.

Работа с картами

Урок изучения нового материала

03.09

Часть 1 Россия на карте мира (7ч)

Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения России. Познакомить с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками.

2.

1.Географическое положение России.

Территория и акватория. Государственная территория России.

Практическая работа №1Характеристика географического положения России.

Изучить главные черты ГП России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения.

Работа с картами

Урок изучения нового материала

06.09

3

2.Экономико- и транспортно-географическое положение России

Особенности и виды географического положения России.

Изучить главные черты ГП России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Учить работать с географической картой.

Работа с картами

Комбинированный

10.09

4

3.Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

Особенности и виды географического положения России.

Изучить главные черты ГП России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Учить работать с географической картой.

Фронтальный опрос

Комбинированный

13.09

5

4. Государственная территория России

Сравнение географического положения России и положения других государств.

Практическая работа №2«Сравнение географического положения России и других стран»

Изучить главные черты ГП России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Учить работать с географической картой.

Работа с картами

Комбинированный

17.09

6

5. Граница России. Типы и виды российских границ

Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Познокомить с границами России и пограничных государствах.

Работа с картами и таблицами

Комбинированный

20.09

7

Россия на карте часовых поясов. Время.

История освоения и изучения территории России

Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Практическая работа №3«Определение поясного времени для разных городов России»

Познакомить с видами времени на территории Росси.Дать понятие о линии перемены дат. Показать значение знаний о времени для каждого человека. Научить решать практические задачи на определение времени.

Самостоятельная работа в 3-х уровнях сложности.

Урок изучения нового материала

24.09

8

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны

Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Познакмить с федеративным устройством страны.. Федеральные округа

Работа с картами

Комбинированный

27.09

Часть II. Особенности природы и природные ресурсы России. (22ч)

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (5ч)

Цель: Познакомить с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин, с новыми терминами и понятиями. Формировать понятие о рельефе как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов. Продолжить работу с географическими картами.

9

1. Природные условия, геологическое строение территории России

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения

Дать представление об особенностях строения земной коры на территории России. Уметь работать с картами (тектонической, геологической), таблицами.

Работа с картами

Урок изучения нового материала

01.10

10

2. Особенности рельефа России.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.

Практическая работа №4«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.»

Знакомство с главными формами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин, работа с географическими картами.

географический диктант.

Урок изучения нового материала

04.10

11

3. Минеральные ресурсы России.

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.Изменение рельефа человеком.

Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и не рудных ископаемых. Рассмотреть связи между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Обучить приему наложения карт.

Работа с картами

Комбинированный

08.10

12

4. Развитие форм рельефа.

Стихийные природные явления

Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.

Ознакомить учащихся с влияние внутренних и внешних факторов на формирование рельефа. Показать непрерывность развития рельефа.

Повторение терминов

Комбинированный

11.10

13

5. Контрольная работа №1 по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Определить уровень знаний учащимися основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор. Проверить умение показывать по карте основные формы рельефа России.

тестирование

15.10

Тема II. Климат России. (6)

Цель: Познакомить с факторами, определяющими климат России, закономерностями распределения тепла и влаги на территории страны, с типами климатов России. Рассмотреть влияние климата на быт человека и его здоровья. Рассмотреть климат своего региона.

14

Факторы, определяющие климат России

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс.

Практическая работа №5«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.»

Познакомить с основными факторами, влияющими на климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляцией воздушных масс. Изучить работу с картами и картосхемами.

Вопросы

Урок изучения нового материала

18.10

15

2. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.

Практическая работа №6«Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды»

Дать представление об атмосферных фронтах, циклонных, антициклонах и их влиянии на климат и погоду. Формировать знания о главных чертах климата России. Ознакомить с синоптической картой.

устные вопросы,

Комбинированный

22.10

16

3.Закономерности распространения тепла и влаги на территории России.

об испаряемости и коэффициента увлажнения.

Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России. Сформировать знания об испаряемости и коэффициента увлажнения. Уметь работать с климатическими картами.

Устные вопросы,

Комбинированный

25.10

17

4. Типы климатов России. климатические пояса.

Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Знать основные типы климатов России, уметь работать с климатической картой, определять тип климата по климатической диаграмме.

задание на к/к

Комбинированный

29.10

18

5. Комфортность (дискомфортность) климатических условий

Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.

Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Устные вопросы

Комбинированный

01.11

19

6. Контрольная работа.№2 Климат и человек. Климатические ресурсы.

Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Практическая работа № 7«Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Познакомить с неблагоприятными климатическими явлениями и причинами их возникновения. Показать причины экологических проблем.

Работа с картами

тестирование

12.11

Тема III. Внутренние воды и водные ресурсы.(4)

Цель: Изучить особенности водных ресурсов России, рассмотреть значение воды в жизни человека.

20

1. Разнообразие внутренних вод в России. Реки.

Внутренние воды и водные ресурсы.Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

Практическая работа № 8«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования»

Изучить особенности рек России. Сформировать понятие уклон, падение реки. Показать влияние климата и рельефа на реки. Знать определение уклон и падение рек.

задание на к/к. работа на карте.

Урок изучения нового материала

15.11

21

2. Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты. Учить работать с картами, таблицами.

вопросы

Комбинированный

19.11

22

3. Водные ресурсы. Охрана вод.

Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), Неравномерность распределения водных ресурсов.Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Практическая работа №9«Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата»

Рассмотреть значение воды в жизни человека, распределение водных ресурсов во времени и пространстве.

вопросы по теме «Воды России».

Комбинированный

22.11

23

4. Контрольная работа №3 по теме «Внутренние воды России».

Знать особенности вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание, уметь работать с картами, показывать на карте реки,озера, болота.

тестирование

26.11

Тема IV. Почвы и почвенные ресурсы.(4)

Цель: формировать знание о почвах, их типах, их распределение на территории России. Познакомить с понятиями земельные ресурсы мелиорация, рекультивация.

24

1. Образование почв и их разнообразие

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.

Практическая работа № 10«Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Знать особенности вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание, уметь работать с картами, показывать на карте реки,озера, болота.

Вопросы по карточкам

тестирование

29.11

25

2. Главные типы почв России и закономерности их размещения

Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования.

Иметь представление о закономерностях распределения почв на территории России, о их характерных чертах.

устные вопросы.

Комбинированный

03.12

26

3. Почвенные ресурсы России.

Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.

Знать о закономерностях исполнения почв человеком, причины разрушения почв и пути повышения плодородия почв, понятие земельные ресурсы, мелиорация, рекультивация.

устные вопросы.

Комбинированный

06.12

27

4.Контрольная работа №4 по теме:«Почвы»

Определить уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов, главных особенностей почв России.

тестирование

10.12

Тема V. Растительный и животный мир. (3)

Цель: расширить знания учащихся о животном и растительном мире. Дать знание о заповедниках, заказниках, национальных парках. Формировать понимание необходимости охраны природы.

28

1.Растительный и животного мира России.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.

Практическая работа № 9«Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»

Знать типы растительности, взаимосвязь растительного и животного мира с климатом, рельефом, почвами, водами. Уметь коллективно работать. Знать о заповедниках, заказниках, национальных парках.

устные вопросы.

Комбинированный

13.12

29

2. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Оценить природно-ресурсный потенциал России.

Устные вопросы.

Комбинированный

17.12

30

3. Контрольная работа №5 по теме «Общая характеристика природы России».

Обобщить знание, закономерности по изученной теме. Закрепить знание основных понятий темы.

Фронтальное повторение, тест,

тестирование

.20.12

Тема V1. Природно-хозяйственное районирование – (7)

Цель: знать размещение природных зон РФ, причины, особенности природы каждой зоны, агроклиматические ресурсы.

31

1.Разнообразие ПК России. Природное районирование

Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.

Познакомить с возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во времени.

вопросы

Урок изучения нового материала

24.12

32

2.Моря как крупные ПК.

Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей показать взаимосвязи между компонентами моря.

Фронтальный опрос

Комбинированный

27.12

33

3.Природно-хозяйствееные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

заповедники

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр

Практическая работа № 10«Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах»

Дать знания о природных зонах России, о взаимосвязях в природных комплексах севера России. Формировать представления о хозяйственном использование ресурсов природных зон.

географический диктант

Комбинированный

14.01

34

4.Разнообразие лесов России.

заповедники

.Характеристика лесов, лесостепей

Познакомить с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России

вопросы

Комбинированный

17.01

35

5.Безлесные зоны на юге России. Лесостепи, степи, и полупустыни

Заповедники

.Характеристика степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Изучить особенности компонентов в степях и полупустынях и взаимосвязи между компонентами зон

вопросы

Комбинированный

21.01

36

6.Высотная поясность

Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Закрепить знания о высотной поясности. Познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов. Формировать образ гор.

урок-презентация

24.01

37

7.Тестирование по теме: «Природное районирование

Обобщить знание, закономерности по изученной теме. Закрепить знание основных понятий темы.

Тестирование

28.01

Часть III. Население России (8)

Цель: знать историю освоения, особенности этносов, экологические проблемы, состав и особенности населения крупных регионов России.

38

Численность населения России

Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXIвеков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Практическая работа № 11«Анализ карт населения»

Углубить знания о населении, формировать умения устанавливать взаимосвязи

Устные вопросы

Урок изучения нового материала

31.01

39

2.Мужчины и женщины.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Практическая работа №12«Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий»

Углубить знания о Своеобразии половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы.

Работа с картами

Комбинированный

04.02

40

3. Этнический, языковой, религиозный состав населения

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения.География религий.

Практическая работа №13«Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.»

Углубить знания о многонациональности как специфический фактор формирования и развития России.

Работа с картами

Комбинированный

07.02

41

4. Городское и сельское население

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны.

Сформировать знания познакомить с новыми терминами:. городское и сельское население. Формировать навыки работы с географической картой.

Работа с картами

Комбинированный

11.02

42

5 .Размещение населения России

Углубить знания, Формировать навыки работы с географической картой, развивать самостоятельность в мышлении.

Работа на конт карте

урок-путешествие

14.02

43

6 .Миграции населения в России

Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Сформировать знания о типах миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

вопросы

Комбинированный

18.02

44

7. Трудовые ресурсы

Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

Углубить знания о географических различиях в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

Фронтальный опрос

Комбинированный

21.02

45

8. Тестирование по теме: «Население России»

Формировать умения самостоятельно работать с источниками информации.

тестирование

25.02

Часть IV (начало). Хозяйство России ( 11 ч)

Цель: знать историю освоения, особенности экономического развития, экологические проблемы крупных регионов и России в целом

46

1.Особенности развития хозяйства России. Что такое хозяйство страны?

Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.

Практическая работа №16«Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства»

Формировать умения самостоятельно работать с источниками информации.

вопросы

Урок изучения нового материала

28.02

47

2. Как география изучает хозяйство? Отраслевая и территориальная структура хозяйства

Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Формировать навыки работы с географической картой.

Фронтальный опрос

Комбинированный

04.03

48

3. Первичный сектор экономики.Состав сектора

Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России.

Познакомить с новыми терминами: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи

Комбинированный

07.03

49

4. Природно-ресурсный потенциал России

Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования.

Практическая работа №17«Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами»

Рассмотреть экологические проблемы и пути их решения.

Опрос

Комбинированный

11.03

50

5. Богата ли Россия ресурсами?

Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Практическая работа №18«Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования»

Сформировать знания о ресурсах закрепить знания основных терминов и понятий. Закрепить навыки работы с географической картой.

Видео-урок

14.03

51

6. Сельское хозяйство

Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство

Закрепить навыки работы с географической картой.

Устный опрос

Комбинированный

18.03

52

7. Земледелие.Земля - главное богатство России.

География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Практическая работа №19«Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

Умение работать с разными источниками географических знаний.

Комбинированный

21.03

53

8.Животноводтво

География разведения отраслей животноводства.

Умение работать с разными источниками географических знаний.

Фронтальный опрос

Комбинированный

01.04

54

9. Лесное хозяйство. Роль леса в российской экономике. Охота

Российские леса – важная часть ее национального богатства. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Расширить и углубить знания об уникальности лесных ресурсов рассмотреть особенности взаимосвязей в отдельных ПТК

вопросы

Комбинированный

04.04

55

10. Рыбное хозяйство

Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы

Формировать умения работать с разными источниками информации, навыки общения, коллективной работы. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

опрос

Комбинированный

08.04

56

11. Контрольная работа №6 по разделу «Хозяйство России».

Обобщить и систематизировать знания о хозяйстве России.

тестирование

11.04

ТЕМА. 3. География Татарстана (природа) (10ч)

Цель: Познакомить с особенностями природы своего края, закрепить и конкретизировать знания о комплексах своего края, закрепить умения работать с источниками географической информации, географическими картами.

57.

1.Территория, границы, географическое положение Татарстана.

Практическая работа на к/к: подписать пограничные субъекты РФ, крайние точки.

Сформировать знания о местоположении Республики Татарстан в составе России;о пограничных областях и республиках. Закрепить умения работать с географической картой.

Тест Географическое положение РТ

Урок изучения нового материала

15.04

58.

2.Рельеф, тектоническое строение

Практическая работа на к/к: подписать формы рельефа.

Сформировать знания об истории развития территории РТ, рельефе.

Закрепить умения работать с тектонической картой,

устанавливать связь между рельефом и тектоническим строением.

Рельеф РТ

Урок-практика

18.04

59.

3.Геологическое строение и полезные ископаемые.

Практическая работа на к/к: обозначить полезные ископаемые

Сформировать знания о геологическое строение и полезных ископаемых. Закрепить умения работать с геологической картой.

Урок-практика

22.04

60.

4.Климат

Практическая работа на к/к. Обозначить направление воздушных масс.

Сформировать знания о влиянии факторов на климат, изменения температуры на территории РТ. Закрепить умения читать климатические карты.

Климат РТ

Урок-практика

25.04

61.

5.Характеристика рек, озёр, подземных вод.

Практическая работа на к/к: обозначить и подписать реки, озёра, болота.

Знать и уметь показывать по географической карте реки и озёра РТ, знать к каким бассейнам относятся реки РТ.

Тест Воды

Урок-практика

29.04

62.

6.Растительные зоны. Почвы.

Сформировать знания о растительном и животном мире, почвах в природных зонах РТ. Закрепить умения работать с картой растительности.

Тест Растит. зоны

Урок-презентация

02.05

63.

7.Природно – географические зоны. Предкамье.

Сформировать знания о крупных природно - географических зонах РТ, закрепить знания о понимании влияния факторов на природу природных зон.

Урок-презентация

06.05

64.

8.Закамье.

Сформировать знания о особенностях природы Закамья. Формировать навыки работы с дополнительной литературой.

Урок-презентация

09.05

65.

9.Предволжье

Сформировать знания о особенностях природы Предволжья; закрепить умения работать с дополнительной литературой и сгеографической картой.

Урок-презентация

13.05

66.

10.Обобщающее повторение по теме «География Татарстана».

Урок обобщения знаний

16.05

Раздел III. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы.(4ч)

67.

1.Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Обобщить знания о взаимодействии природы и человека; о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека. Сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей.

Видео-урок

20.05

68.

2. Антропогенные воздействия на природу.

Формировать представления о видах природных ресурсов. Изучить влияние человеческой деятельности на природные комплексы.

Комбинированный

23.05

69.

3. Роль географической науки в изучении и преобразовании природы.

Познакомить учащихся с разделами географии, изучающими влияние природных условий на жизнь и здоровье людей.

Комбинированный

27.05

70.

4. Экологическая ситуация в России и Татарстане

Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду. Показать важность решения экологических проблем в России.

Урок обобщения знаний

30.05

Перечень литературы и средств обучения:

Учебник - Дронов В.П. и др. География России. Природа. Население. Хозяйство – М.: Дрофа, 2008.

  1. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
  2. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2011.
  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
  4. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

Перечень сайтов:

http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)

http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

http://www.edu.ru – Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка "5"
 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

        Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
        Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
        Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
        Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
        Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Приложение 1. (КИМы, тексты контрольных работ, диктантов или ссылки на них)

Лист

Корректировки рабочей программы

Название раздела, тема

Дата проведения по плану

Причины корректировки

Дата проведения по факту

Подпись директора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...