Рабочая программа
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ЕМЦ ______/Тихонова Г.А../ Протокол № 1 от « 25 » августа 2014 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____________/Максимова М.Н./ «26» августа 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Сиренькинская СОШ» _______________/ Файзетдинов Т.М/ Приказ №118 от « 29 » августа 2014 г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по истории в 8 классе
МБОУ «Сиренькинская СОШ»
учителя Осиповой Елены Николаевны
Рассмотрено и принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
«27» августа 2014г
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по учебной дисциплине «География» (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерной программой основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
- Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программу основного общего образования. Приказ от 9 июля 2012г. № 4154/12
- Сборника нормативных документов по географии М. « Дрофа» 2008г,
- Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки «Концепция содержания школьного географического образования в школе»;
- «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы Республики Татарстан при изучении минимума содержания НРК по географии»;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Сиренькинская СОШ»;
- Учебного плана МБОУ «Сиренькинская СОШ» на 2014 -2015 учебный год;
- Приказ № 80 от 29 08 2011 г. Положение «О рабочей программе педагога» МБОУ "Сиренькинская средняя общеобразовательная школа" Альметьевского района РТ;
- Утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г., №189)
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа включает в себя курс «География России». Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Реализация данной рабочей программы осуществляется на основе системно – деятельностного подхода, который обеспечивает:
- Формирование готовности обучающегося к саморазвитию и непрерывному образованию;
- Проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
- Активную учебно-познавательную деятельность обучения;
- Построение образовательного процесса с учётом индивидуально – возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихя.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Дронов В.П. и др. География России. Природа. Население. Хозяйство Дрофа, 2008Национально – региональный компонент выносится отдельной темой
При составлении рабочей программы были учтены общеучебные навыки и умения учащихся полученные в 7 классе. В 8 классе учатся 21 учащийся. Ученики имеют среднюю мотивацию к учебе. В конце 7 класса успеваемость 100%, качество 65 %. За курс 7 класса ученики научились оценивать по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем; изменение климатов Земли; объяснять особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах; особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов; описывать основные источники географической информации; географическое положение объектов (по карте)
В результате изучения географии в 8 классе ученик должен
знать/понимать: основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно примерной образовательной программе на изучение географии в 8-9 классах отводится 140 часов, по учебному плану МБОУ «Сиренькинская СОШ» выделяется, также 140 часов. На изучение географии 8 класса отводится 70 часов. Исходя из этого, предполагаю следующее распределение часов
Тематический план:
№ п/н | Наименования разделов | Количество часов |
1 | Введение (Источники географической информации.) | 1 |
2 | Россия на карте мира. (Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств. Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.) | 7 |
3 | Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.) | 5 |
4 | Климат России. (Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.) | 6 |
5 | Внутренние воды и водные ресурсы (Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.) | 4 |
6 | Почвы и почвенные ресурсы (Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.) | 4 |
7 | Растительный и животный мир. (Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира). | 3 |
8 | Природное районирование (Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.) | 7 |
9 | Население России. (Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России. Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения. Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий. Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.) | 8 |
10 | Хозяйство России. (Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности. Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы. Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство. Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.) | 11 |
11 | География Татарстана (Природа) (Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.) | 10 |
12 | Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы. (Объекты мирового природного и культурного наследия в России.) | 4 |
Итого: 70 часов
Практические работы:
1.Характеристика географического положения России.
2.Сравнение географического положения России и других стран.
3.Определение поясного времени для разных городов России.
4.Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
5.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
6.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
7.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
8.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
9.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
10.Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.
11.Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
12.Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
13.Анализ карт населения.
14.Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
15.Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
16.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
17.Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами
18.Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования. 19.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема уроков | Элементы обязательного минимума образования | Виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды контроля, измерители | Тип урока | дата проведения | |
план | факт |
Введение (1 ч)
Цель: познакомить учащихся с особенностями предмета и структурой учебника. Познакомить с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками.
1. | 1.Что изучает физическая география России? Источники географической информации. | Сформировать представление об особенностях природы России. Объяснить роль географических знаний в решении экологических и социально – экономических проблем. | Работа с картами | Урок изучения нового материала | 03.09 |
Часть 1 Россия на карте мира (7ч)
Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения России. Познакомить с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками.
2. | 1.Географическое положение России. | Территория и акватория. Государственная территория России. | Практическая работа №1Характеристика географического положения России. | Изучить главные черты ГП России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. | Работа с картами | Урок изучения нового материала | 06.09 | |
3 | 2.Экономико- и транспортно-географическое положение России | Особенности и виды географического положения России. | Изучить главные черты ГП России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Учить работать с географической картой. | Работа с картами | Комбинированный | 10.09 | ||
4 | 3.Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | Особенности и виды географического положения России. | Изучить главные черты ГП России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Учить работать с географической картой. | Фронтальный опрос | Комбинированный | 13.09 | ||
5 | 4. Государственная территория России | Сравнение географического положения России и положения других государств. | Практическая работа №2«Сравнение географического положения России и других стран» | Изучить главные черты ГП России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Учить работать с географической картой. | Работа с картами | Комбинированный | 17.09 | |
6 | 5. Граница России. Типы и виды российских границ | Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. | Познокомить с границами России и пограничных государствах. | Работа с картами и таблицами | Комбинированный | 20.09 | ||
7 | Россия на карте часовых поясов. Время. История освоения и изучения территории России | Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. | Практическая работа №3«Определение поясного времени для разных городов России» | Познакомить с видами времени на территории Росси.Дать понятие о линии перемены дат. Показать значение знаний о времени для каждого человека. Научить решать практические задачи на определение времени. | Самостоятельная работа в 3-х уровнях сложности. | Урок изучения нового материала | 24.09 | |
8 | Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны | Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа. | Познакмить с федеративным устройством страны.. Федеральные округа | Работа с картами | Комбинированный | 27.09 |
Часть II. Особенности природы и природные ресурсы России. (22ч)
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (5ч)
Цель: Познакомить с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин, с новыми терминами и понятиями. Формировать понятие о рельефе как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов. Продолжить работу с географическими картами.
9 | 1. Природные условия, геологическое строение территории России | Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения | Дать представление об особенностях строения земной коры на территории России. Уметь работать с картами (тектонической, геологической), таблицами. | Работа с картами | Урок изучения нового материала | 01.10 | ||
10 | 2. Особенности рельефа России. | Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. | Практическая работа №4«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.» | Знакомство с главными формами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин, работа с географическими картами. | географический диктант. | Урок изучения нового материала | 04.10 | |
11 | 3. Минеральные ресурсы России. | Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.Изменение рельефа человеком. | Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и не рудных ископаемых. Рассмотреть связи между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Обучить приему наложения карт. | Работа с картами | Комбинированный | 08.10 | ||
12 | 4. Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления | Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. | Ознакомить учащихся с влияние внутренних и внешних факторов на формирование рельефа. Показать непрерывность развития рельефа. | Повторение терминов | Комбинированный | 11.10 | ||
13 | 5. Контрольная работа №1 по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России» | Определить уровень знаний учащимися основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор. Проверить умение показывать по карте основные формы рельефа России. | тестирование | 15.10 |
Тема II. Климат России. (6)
Цель: Познакомить с факторами, определяющими климат России, закономерностями распределения тепла и влаги на территории страны, с типами климатов России. Рассмотреть влияние климата на быт человека и его здоровья. Рассмотреть климат своего региона.
14 | Факторы, определяющие климат России | Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. | Практическая работа №5«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.» | Познакомить с основными факторами, влияющими на климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляцией воздушных масс. Изучить работу с картами и картосхемами. | Вопросы | Урок изучения нового материала | 18.10 | |
15 | 2. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. | Практическая работа №6«Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды» | Дать представление об атмосферных фронтах, циклонных, антициклонах и их влиянии на климат и погоду. Формировать знания о главных чертах климата России. Ознакомить с синоптической картой. | устные вопросы, | Комбинированный | 22.10 | |
16 | 3.Закономерности распространения тепла и влаги на территории России. | об испаряемости и коэффициента увлажнения. | Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России. Сформировать знания об испаряемости и коэффициента увлажнения. Уметь работать с климатическими картами. | Устные вопросы, | Комбинированный | 25.10 | ||
17 | 4. Типы климатов России. климатические пояса. | Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. | Знать основные типы климатов России, уметь работать с климатической картой, определять тип климата по климатической диаграмме. | задание на к/к | Комбинированный | 29.10 | ||
18 | 5. Комфортность (дискомфортность) климатических условий | Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. | Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | Устные вопросы | Комбинированный | 01.11 | ||
19 | 6. Контрольная работа.№2 Климат и человек. Климатические ресурсы. | Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. | Практическая работа № 7«Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения» | Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Познакомить с неблагоприятными климатическими явлениями и причинами их возникновения. Показать причины экологических проблем. | Работа с картами | тестирование | 12.11 |
Тема III. Внутренние воды и водные ресурсы.(4)
Цель: Изучить особенности водных ресурсов России, рассмотреть значение воды в жизни человека.
20 | 1. Разнообразие внутренних вод в России. Реки. | Внутренние воды и водные ресурсы.Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. | Практическая работа № 8«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования» | Изучить особенности рек России. Сформировать понятие уклон, падение реки. Показать влияние климата и рельефа на реки. Знать определение уклон и падение рек. | задание на к/к. работа на карте. | Урок изучения нового материала | 15.11 | |
21 | 2. Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | Дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты. Учить работать с картами, таблицами. | вопросы | Комбинированный | 19.11 | ||
22 | 3. Водные ресурсы. Охрана вод. | Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), Неравномерность распределения водных ресурсов.Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. | Практическая работа №9«Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата» | Рассмотреть значение воды в жизни человека, распределение водных ресурсов во времени и пространстве. | вопросы по теме «Воды России». | Комбинированный | 22.11 | |
23 | 4. Контрольная работа №3 по теме «Внутренние воды России». | Знать особенности вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание, уметь работать с картами, показывать на карте реки,озера, болота. | тестирование | 26.11 |
Тема IV. Почвы и почвенные ресурсы.(4)
Цель: формировать знание о почвах, их типах, их распределение на территории России. Познакомить с понятиями земельные ресурсы мелиорация, рекультивация.
24 | 1. Образование почв и их разнообразие | Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. | Практическая работа № 10«Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования. | Знать особенности вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание, уметь работать с картами, показывать на карте реки,озера, болота. | Вопросы по карточкам | тестирование | 29.11 | |
25 | 2. Главные типы почв России и закономерности их размещения | Размещение основных типов почв. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. | Иметь представление о закономерностях распределения почв на территории России, о их характерных чертах. | устные вопросы. | Комбинированный | 03.12 | ||
26 | 3. Почвенные ресурсы России. | Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. | Знать о закономерностях исполнения почв человеком, причины разрушения почв и пути повышения плодородия почв, понятие земельные ресурсы, мелиорация, рекультивация. | устные вопросы. | Комбинированный | 06.12 | ||
27 | 4.Контрольная работа №4 по теме:«Почвы» | Определить уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов, главных особенностей почв России. | тестирование | 10.12 |
Тема V. Растительный и животный мир. (3)
Цель: расширить знания учащихся о животном и растительном мире. Дать знание о заповедниках, заказниках, национальных парках. Формировать понимание необходимости охраны природы.
28 | 1.Растительный и животного мира России. | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. | Практическая работа № 9«Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса» | Знать типы растительности, взаимосвязь растительного и животного мира с климатом, рельефом, почвами, водами. Уметь коллективно работать. Знать о заповедниках, заказниках, национальных парках. | устные вопросы. | Комбинированный | 13.12 | |
29 | 2. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. | Оценить природно-ресурсный потенциал России. | Устные вопросы. | Комбинированный | 17.12 | ||
30 | 3. Контрольная работа №5 по теме «Общая характеристика природы России». | Обобщить знание, закономерности по изученной теме. Закрепить знание основных понятий темы. | Фронтальное повторение, тест, | тестирование | .20.12 |
Тема V1. Природно-хозяйственное районирование – (7)
Цель: знать размещение природных зон РФ, причины, особенности природы каждой зоны, агроклиматические ресурсы.
31 | 1.Разнообразие ПК России. Природное районирование | Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. | Познакомить с возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во времени. | вопросы | Урок изучения нового материала | 24.12 | ||
32 | 2.Моря как крупные ПК. | Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей показать взаимосвязи между компонентами моря. | Фронтальный опрос | Комбинированный | 27.12 | |||
33 | 3.Природно-хозяйствееные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра заповедники | Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр | Практическая работа № 10«Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах» | Дать знания о природных зонах России, о взаимосвязях в природных комплексах севера России. Формировать представления о хозяйственном использование ресурсов природных зон. | географический диктант | Комбинированный | 14.01 | |
34 | 4.Разнообразие лесов России. заповедники | .Характеристика лесов, лесостепей | Познакомить с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России | вопросы | Комбинированный | 17.01 | ||
35 | 5.Безлесные зоны на юге России. Лесостепи, степи, и полупустыни Заповедники | .Характеристика степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. | Изучить особенности компонентов в степях и полупустынях и взаимосвязи между компонентами зон | вопросы | Комбинированный | 21.01 | ||
36 | 6.Высотная поясность | Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. | Закрепить знания о высотной поясности. Познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов. Формировать образ гор. | урок-презентация | 24.01 | |||
37 | 7.Тестирование по теме: «Природное районирование | Обобщить знание, закономерности по изученной теме. Закрепить знание основных понятий темы. | Тестирование | 28.01 |
Часть III. Население России (8)
Цель: знать историю освоения, особенности этносов, экологические проблемы, состав и особенности населения крупных регионов России.
38 | 1 Численность населения России | Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXIвеков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России. | Практическая работа № 11«Анализ карт населения» | Углубить знания о населении, формировать умения устанавливать взаимосвязи | Устные вопросы | Урок изучения нового материала | 31.01 | |
39 | 2.Мужчины и женщины. | Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения. | Практическая работа №12«Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий» | Углубить знания о Своеобразии половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. | Работа с картами | Комбинированный | 04.02 | |
40 | 3. Этнический, языковой, религиозный состав населения | Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения.География религий. | Практическая работа №13«Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.» | Углубить знания о многонациональности как специфический фактор формирования и развития России. | Работа с картами | Комбинированный | 07.02 | |
41 | 4. Городское и сельское население | Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. | Сформировать знания познакомить с новыми терминами:. городское и сельское население. Формировать навыки работы с географической картой. | Работа с картами | Комбинированный | |||
42 | 5 .Размещение населения России | Углубить знания, Формировать навыки работы с географической картой, развивать самостоятельность в мышлении. | Работа на конт карте | урок-путешествие | 14.02 | |||
43 | 6 .Миграции населения в России | Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. | Сформировать знания о типах миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. | вопросы | Комбинированный | 18.02 | ||
44 | 7. Трудовые ресурсы | Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие. | Углубить знания о географических различиях в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие. | Фронтальный опрос | Комбинированный | 21.02 | ||
45 | 8. Тестирование по теме: «Население России» | Формировать умения самостоятельно работать с источниками информации. | тестирование | 25.02 |
Часть IV (начало). Хозяйство России ( 11 ч)
Цель: знать историю освоения, особенности экономического развития, экологические проблемы крупных регионов и России в целом
46 | 1.Особенности развития хозяйства России. Что такое хозяйство страны? | Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. | Практическая работа №16«Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства» | Формировать умения самостоятельно работать с источниками информации. | вопросы | Урок изучения нового материала | 28.02 | |
47 | 2. Как география изучает хозяйство? Отраслевая и территориальная структура хозяйства | Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности. | Формировать навыки работы с географической картой. | Фронтальный опрос | Комбинированный | 04.03 | ||
48 | 3. Первичный сектор экономики.Состав сектора | Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. | Познакомить с новыми терминами: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи | Комбинированный | 07.03 | |||
49 | 4. Природно-ресурсный потенциал России | Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. | Практическая работа №17«Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами» | Рассмотреть экологические проблемы и пути их решения. | Опрос | Комбинированный | 11.03 | |
50 | 5. Богата ли Россия ресурсами? | Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы. | Практическая работа №18«Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования» | Сформировать знания о ресурсах закрепить знания основных терминов и понятий. Закрепить навыки работы с географической картой. | Видео-урок | 14.03 | ||
51 | 6. Сельское хозяйство | Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство | Закрепить навыки работы с географической картой. | Устный опрос | Комбинированный | 18.03 | ||
52 | 7. Земледелие.Земля - главное богатство России. | География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство. | Практическая работа №19«Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства» | Умение работать с разными источниками географических знаний. | Комбинированный | 21.03 | ||
53 | 8.Животноводтво | География разведения отраслей животноводства. | Умение работать с разными источниками географических знаний. | Фронтальный опрос | Комбинированный | 01.04 | ||
54 | 9. Лесное хозяйство. Роль леса в российской экономике. Охота | Российские леса – важная часть ее национального богатства. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. | Расширить и углубить знания об уникальности лесных ресурсов рассмотреть особенности взаимосвязей в отдельных ПТК | вопросы | Комбинированный | 04.04 | ||
55 | 10. Рыбное хозяйство | Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы | Формировать умения работать с разными источниками информации, навыки общения, коллективной работы. Активизировать познавательную деятельность учащихся. | опрос | Комбинированный | 08.04 | ||
56 | 11. Контрольная работа №6 по разделу «Хозяйство России». | Обобщить и систематизировать знания о хозяйстве России. | тестирование | 11.04 |
ТЕМА. 3. География Татарстана (природа) (10ч)
Цель: Познакомить с особенностями природы своего края, закрепить и конкретизировать знания о комплексах своего края, закрепить умения работать с источниками географической информации, географическими картами.
57. | 1.Территория, границы, географическое положение Татарстана. | Практическая работа на к/к: подписать пограничные субъекты РФ, крайние точки. | Сформировать знания о местоположении Республики Татарстан в составе России;о пограничных областях и республиках. Закрепить умения работать с географической картой. | Тест Географическое положение РТ | Урок изучения нового материала | 15.04 | |
58. | 2.Рельеф, тектоническое строение | Практическая работа на к/к: подписать формы рельефа. | Сформировать знания об истории развития территории РТ, рельефе. Закрепить умения работать с тектонической картой, устанавливать связь между рельефом и тектоническим строением. | Рельеф РТ | Урок-практика | 18.04 | |
59. | 3.Геологическое строение и полезные ископаемые. | Практическая работа на к/к: обозначить полезные ископаемые | Сформировать знания о геологическое строение и полезных ископаемых. Закрепить умения работать с геологической картой. | Урок-практика | 22.04 | ||
60. | 4.Климат | Практическая работа на к/к. Обозначить направление воздушных масс. | Сформировать знания о влиянии факторов на климат, изменения температуры на территории РТ. Закрепить умения читать климатические карты. | Климат РТ | Урок-практика | 25.04 | |
61. | 5.Характеристика рек, озёр, подземных вод. | Практическая работа на к/к: обозначить и подписать реки, озёра, болота. | Знать и уметь показывать по географической карте реки и озёра РТ, знать к каким бассейнам относятся реки РТ. | Тест Воды | Урок-практика | 29.04 | |
62. | 6.Растительные зоны. Почвы. | Сформировать знания о растительном и животном мире, почвах в природных зонах РТ. Закрепить умения работать с картой растительности. | Тест Растит. зоны | Урок-презентация | 02.05 | ||
63. | 7.Природно – географические зоны. Предкамье. | Сформировать знания о крупных природно - географических зонах РТ, закрепить знания о понимании влияния факторов на природу природных зон. | Урок-презентация | 06.05 | |||
64. | 8.Закамье. | Сформировать знания о особенностях природы Закамья. Формировать навыки работы с дополнительной литературой. | Урок-презентация | 09.05 | |||
65. | 9.Предволжье | Сформировать знания о особенностях природы Предволжья; закрепить умения работать с дополнительной литературой и сгеографической картой. | Урок-презентация | 13.05 | |||
66. | 10.Обобщающее повторение по теме «География Татарстана». | Урок обобщения знаний | 16.05 |
Раздел III. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы.(4ч)
67. | 1.Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | Обобщить знания о взаимодействии природы и человека; о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека. Сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей. | Видео-урок | 20.05 | |||
68. | 2. Антропогенные воздействия на природу. | Формировать представления о видах природных ресурсов. Изучить влияние человеческой деятельности на природные комплексы. | Комбинированный | 23.05 | |||
69. | 3. Роль географической науки в изучении и преобразовании природы. | Познакомить учащихся с разделами географии, изучающими влияние природных условий на жизнь и здоровье людей. | Комбинированный | 27.05 | |||
70. | 4. Экологическая ситуация в России и Татарстане | Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду. Показать важность решения экологических проблем в России. | Урок обобщения знаний | 30.05 |
Перечень литературы и средств обучения:
Учебник - Дронов В.П. и др. География России. Природа. Население. Хозяйство – М.: Дрофа, 2008.
- Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
- И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2011.
- В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
- Атлас. География России. Природа. 8 класс.
Перечень сайтов:
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru – Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Приложение 1. (КИМы, тексты контрольных работ, диктантов или ссылки на них)
Лист
Корректировки рабочей программы
Название раздела, тема | Дата проведения по плану | Причины корректировки | Дата проведения по факту | Подпись директора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...