День Земли
план-конспект урока по географии на тему

Шакирова Дина Камилевна

Сценарийй экологического праздника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_zemli.docx44.39 КБ

Предварительный просмотр:

День Земли-3

 

сценарий экологического праздника             

1-я ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, наши зрители! Все мы с вами живем в великой огромной стране - России.
2-я ВЕДУЩАЯ: Все мы очень любим нашу страну, и, конечно же, мы любим наш остров, имя которому Сахалин. Но, к сожалению, не все жители нашего острова берегут окружающую природу, красоту наших лесов и побережий.
1-я ВЕДУЩАЯ: Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно заботиться о нашем острове, что нужно сделать, чтобы красота его не угасла.
2-я ВЕДУЩАЯ: Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно раз, два, три,
Откроем праздник - День Земли!

Дети, читающие стихи, уже стоят на сцене. Читают стихотворение Валентина Богданова "Наш остров".

На самом краешке России,
Где море бьётся в берега,
Лежит он в океане синем,
Как в песне звонкая строка…

Весна немного припоздает,
Промедлит осень взять права -
И к сенокосу вырастает
По плечи самые трава.

А то в апрель влетят метели
И так завеют белый свет,
Что в дальних селах по неделям
Ни писем нет и ни газет.

Но он живёт, живёт наш остров!
И сквозь циклонный ветробой
С неиссякаемым упорством
Идёт на спор с самой судьбой…

И пусть на тесной карте мира
Порой едва означен он -
К нему протянуты пунктиры
Земных дорог со всех сторон.

1-я ВЕДУЩАЯ: Дорогие ребята! Нашей планете и нашему городу грозит беда. С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!

На сцену выходят дети, на плечах у них красные повязки, на голове - пилотки.

1-й РЕБЕНОК: Человек! Сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.
2-й РЕБЕНОК: Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.
3-й РЕБЕНОК: Человек! Вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.
4-й РЕБЕНОК: Люди! Опомнитесь! Нашей планете и нашему городу грозит страшная беда!
2-я ВЕДУЩАЯ: Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Надеемся, что после нашего праздника ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду нашего города, заботиться о природе нашего Острова. Острова Сахалин.

После вступительного слова звучит песня "Ну что тебе сказать про Сахалин".

На сцену выходят дети.

1-й РЕБЕНОК: Ребята! Оглянитесь-ка вокруг,
Сахалинская природа так прекрасна!
Ей нужна забота ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла.
2-й РЕБЕНОК: Окружает наш город морская вода,
Есть в Корсакове порт и большие суда,
Есть и реки, озера, холмы и поля -
Все, что нас окружает – это наша земля!
3-й РЕБЕНОК: Люди, опомнитесь,
Мы здесь живем!
Сахалин - наша Родина,
Корсаков – наш дом.
4-й РЕБЕНОК: Давайте заботиться дружно о нем,
Тогда от невзгод мы наш город спасем.
И будет родной Сахалин процветать,
А мы его в наших стихах прославлять!

Звучит фонограмма леса.

1-я ВЕДУЩАЯ: Наш остров действительно прекрасен. Нас окружает удивительная природа. Летом мы можем отдыхать на берегу моря, реки, дышать свежим воздухом , гуляя в лесу, собирая грибы да ягоды. Ребята! А как надо вести себя в лесу?

Ответы детей - хоровые.

2-я ВЕДУЩАЯ: Самое главное - не шуметь, чтобы не спугнуть жителей леса и не помешать их спокойной жизни.
1-я ВЕДУЩАЯ: А еще какие правила?

Ответы детей.

1-я ВЕДУЩАЯ: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

2-я ВЕДУЩАЯ: Молодцы, почти все правильно ответили. Сейчас перед вами выступят ребята, которые сегодня нарядились в сказочные персонажи, так или иначе связаны с природой. Они еще раз напомнят вам эти правила.
1-я ВЕДУЩАЯ: Встречайте! Мальвина, Буратино, Лесная фея, Крокодил Гена, Золотая рыбка!
МАЛЬВИНА: Пожалуйста, запомни, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек и научи этому своих друзей.
РЫБКА: Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
ЛЕСНАЯ ФЕЯ: Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.
КРОКОДИЛ ГЕНА: Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
БУРАТИНО: Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
МАЛЬВИНА: И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки
2-я ВЕДУЩАЯ: Спасибо вам, ребята. Теперь мы постараемся никогда не обижать природу. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
1-я ВЕДУЩАЯ: К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас, вместе с Мальвиной попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.

Все дети встают, Мальвина в центре зала.

МАЛЬВИНА: Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки.
1-я ВЕДУЩАЯ: Будем надеться, что природа нас простит.
2-я ВЕДУЩАЯ: И в знак перемирия с природой мы споем веселую песенку «Грибочки».

Исполняется песенка «Грибочки» (автор слов неизвестен).

ГИБОЧКИ
Пошли мы в лес с корзинками гулять,
Осенние грибочки собирать.
Но тучка в небе хмурится,
И мамочка волнуется,
Что дождиком намочит нас опять.
Грибочки, грибочки растут во лесочке,
Мы скачем по кочкам ещё быстрей.
Грибочки, грибочки растут во лесочке,
Набрать бы в корзину больших груздей. В лесу осенний дождичек прошёл,
И я кричу: "Ура, я гриб нашёл!"
Грибочки на поляночке,
Домой к любимой мамочке
Я с полною корзинкою пришёл.
Грибочки, грибочки растут во лесочке,
Мы скачем по кочкам ещё быстрей.
Грибочки, грибочки растут во лесочке,
Набрать бы в корзину больших груздей.

1-я ВЕДУЩАЯ: На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа – не пустяк!
2-я ВЕДУЩАЯ: Он привык все покорять!
И не может он понять:
Сам себе ведь он вредит, Об этом сказка говорит.

Звучат фанфары, появляются скоморохи.

1-й СКОМОРОХ: Внимание! Внимание!
Дорогие зрители!
2-й СКОМОРОХ: Мальчишки и девчонки!
Сказочку хотите ли?
3-й СКОМОРОХ: В море остров был чудной –
Сахалином звался.
4-й СКОМОРОХ: Город был на нем большой -
КОРСАКОВ назывался!
1-й СКОМОРОХ: Весь в зеленых насажденьях!
Ах! Какое наслажденье
В чудных тех лесах гулять,
Чистым воздухом дышать.
2-й СКОМОРОХ: По лугам, полям бродить,
Ключевой воды испить!
Море вкруг него бурлит,
Рыбой, крабами кишит.
3-й СКОМОРОХ: Правил городом тем царь,
Распремудрый государь!

Выходит царь.

4-й СКОМОРОХ: Долго правил он, но вскоре
Приключилося с ним горе!
1-й СКОМОРОХ: Стало море засыхать!
Денег стало не хватать!

Царь садится на трон, скоморохи становятся по бокам.

ЦАРЬ: Что же делать? Вот так горе!
Так мы обнищаем вскоре!
Как же нарастить доход?
Может быть, завесть завод?
Нефть пусть из земли качает
Да в машины заправляет,
И деньжата день деньской
Будут течь ко мне рекой!
2-й СКОМОРОХ: Царь выносит свой указ
ЦАРЬ: «Возвести завод! Сей час!»
1-й СКОМОРОХ: И весь остров сотрясая,
Появилась буравая!
2-й СКОМОРОХ: Нефть из недр земли качают,
За границу отправляют.
3-й СКОМОРОХ: И деньжата день деньской
Потекли в казну рекой.
4-й СКОМОРОХ: Царь доходы все считает,
За хозяйством наблюдает.
1-й СКОМОРОХ: Тут бы сказку и закончить,
Да народ встревожен очень.
2-й СКОМОРОХ: И приходят на поклон,
Бьют царю они челом.

Входит НАРОД (две девочки и два мальчика, одетые в деревенские сарафаны и рубахи).

1-й РЕБЕНОК: Ой ты, наш премудрый царь!
Распремудрый государь!
Мглой окутан чудный остров,
Стало жить на нем не просто.
2-й РЕБЕНОК: Чахнут рощи день за днем,
Грязью залит водоем.
3-й РЕБЕНОК: Кислый дождь стучит по крыши,
Пенья птиц давно не слышно.
4-й РЕБЕНОК: Все живое погибает.
Царь! Наш остров пропадает!!!
1-й СКОМОРОХ: А за ними чередом
Рыбка шлет царю поклон.
ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Грязь же в море всю сливают,
От нее все погибает.
Если в сеть не попадешься,
Так в отходах захлебнешься.
Жить здесь стало очень худо,
Надо плыть скорей отсюда.

Золотая рыбка уходит.

ЦАРЬ: Что же делать, как мне быть?
Остров как не погубить?
2-й СКОМОРОХ: И чтоб остров свой спасти,
К мудрецу решил пойти!
ЦАРЬ: Дорогой ты мой мудрец,
Подскажи же, наконец,
Остров чтобы не сгубить,
Что мне делать? Как мне быть?
МУДРЕЦ: Буровую ты закрой!
Очистные здесь построй.
Вылов рыбы ограничь,
Площадь леса увеличь!
Елок больше посади,
За отбросами следи,
Чтобы воздух и вода
Были чистыми всегда!
1-й СКОМОРОХ: Так как царь был очень мудрым,
Остов наш остался чудным!
2-й СКОМОРОХ: Сказка ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок!
3-й СКОМОРОХ: Он летит над всей планетой:
«Берегите Землю эту!»
4-й СКОМОРОХ: Царь кричит всему народу:
ЦАРЬ: Надо всем беречь природу!
Коль беречь ее не будем,
Сами мы себя загубим!

Затем мы подвели итоги конкурса рисунков под лозунгом: «Сахалин – наша Родина, Корсаков – наш дом! Давайте заботиться дружно о нем!» и наградили победителей почетными грамотами. К сожалению, рисунков было не очень много, но выбирать было все равно сложно, так как все рисунки были очень красивые и достойные.

1-я ВЕДУЩАЯ: Мы - сахалинцы – должны заботиться о своем доме, о своей Родине. И где бы мы ни были, мы должны помнить, что мы – граждане очень сильной, могучей страны, имя которой - Россия. И каждый россиянин должен знать свой гимн.

Дети и все присутствующие в зале встают и исполняют Государственный гимн Российской Федерации

.............

Экологическое воспитание школьников

Экологическая игра для школьников «Тайны и загадки природы»

Цели: открыть учащимся удивительно богатый и загадочный мир природы; воспитать бережное отношение к живой природе.

Подготовка мероприятия

1. Выставка книг: Василий Песков «Лесные глаза», «Отечество»; Николай Верзилин «По следам Робинзона: о тайнах лесных растений», «Лес и жизнь», «Путешествие с домашними растениями»; Юрий Дмитриев «Календарь зеленых чисел», «Соседи по планете», «Человек и животные», «Книга природы»; Жак Кусто «Сюрпризы моря», «Могучий властелин морей»; Бернгард Гржимек «Для диких животных места нет», «Серенгети не должен умереть»; Джеральд Даррелл «Путь кенгуренка», «Зоопарк в моем багаже».

2. Класс делится на команды.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Если взглянуть на Землю издалека, то она покажется очень маленькой. Все космонавты говорят о главном своем впечатлении: «Земля маленькая!» Полеты показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем - нашей планетой, на которой есть, возможно, уникальное для Вселенной чудо под названием жизнь.

Ведущий 2. Журналист Василий Песков нашел яркое сравнение, сказав, что жизнь на Земле подобна тонкой кожуре на большом яблоке. Все живое - деревья, травы, лишайники, грибы, звери, птицы, лягушки, рыбы и люди образуют «кожуру» жизни на горячем внутри «яблоке». Все проявления жизни на Земле представляют собой пестрый ковер из тесно переплетенных нитей. Равновесие - один из основных законов природы. Есть множество примеров того, как элементарная экологическая неграмотность человека приводила к печальным результатам. Например, в начале XX века в Канаде уничтожили всех хищных зверей в районе, где паслись олени карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем численность оленей начала резко снижаться. И если бы люди вовремя не спохватились, карибу исчезли бы совсем.

Ведущий 1. А вот другой пример. Не так давно жители некоторых районов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. Осы жалили людей, проникая в дома. Оказалось, что виноваты люди, истребившие лис. Лисы разрушали гнезда ос, находящихся на земле. Когда лисы исчезли, то осы размножились настолько, что стали досаждать людям.

Эти простые примеры говорят о том, что люди, не зная жизни природы, не должны «поправлять» ее по своему разумению. Ведь в животном мире равновесие в огромной степени поддерживают хищники, уничтожая больных и слабых зверей.

За миллионы лет, в течение которых развивалась жизнь на нашей планете, все виды растений, животных, микроорганизмов, удивительно приспособились друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать: каждый живет за счет или с помощью другого и связан с окружающей средой сложной системой взаимоотношений. Исчезнут два три вида животных или растений - невозможно предсказать, какие за этим последуют нарушения.

Могущество человека, увы, может оказаться для него же роковым. Он разрушает мир природы, частью которого является сам. Бледнеют земные недра, истощаются почвы, загрязняется вода, меньше становится лесов, и все меньше остается на Земле места животным. Что вы предпочитаете: жаркое из опоссума, отбивную из кенгуру или котлеты из крокодила? Эти экзотические блюда сегодня все чаще встречаются в меню австралийских ресторанов.

Ведущий 2. Ученые чисто теоретически смоделировали виды растений и животных, которые имели бы в условиях загрязнения и разрушения среды обитания максимальные шансы на выживание. Из растений - это чертополох и одуванчик, из животных - крыса, из птиц - ворона, из насекомых - таракан. Страшно подумать, сколь беден, скучен и однообразен будет окружающий человека мир, если это произойдет!

К сожалению, человек способен истощить, затоптать, превратить в пустыню все, что его поит, кормит и радует.

Ведущий 1. Джеральд Даррелл, известный зоолог и писатель, убеждал нас: рай существует здесь, на Земле, но люди его потеряют, если не оставят места для жизни животных, растений, для всего, что делает Землю «прекрасным кораблем для прекрасного плавания».

Переселиться человеку некуда. Выход один: надо беречь, что имеем, - тонкую, хрупкую, уязвимую «корочку» жизни на нашем земном шаре. Об этом пишут в своих книгах (показывая одновременно выставку книг) Василий Песков («Лесные глаза», «Отечество»), Николай Верзилин («По следам Робинзона: о тайнах лесных растений», «Лес и жизнь», «Путешествие с домашними растениями»), Юрий Дмитриев («Календарь зеленых чисел», «Соседи по планете», «Человек и животные», «Книга природы»), француз Жак Кусто («Сюрпризы моря», «Могучий властелин морей»), немец Бернгард Гржимек («Для диких животных места нет», «Серенгети не должен умереть»), англичанин Джеральд Даррелл («Путь кенгуренка», «Зоопарк в моем багаже») и многие другие.

Ведущий 2. Сегодня, путешествуя по лабиринтам наших конкурсов и игр, вы попадете в разнообразный и неповторимый мир природы, встретитесь с редкими, загадочными и неожиданными гранями живого мира.

Конкурс «Литературные загадки»

1. Вспомните рассказ Артура Конан Дойля «Пестрая лента». Кто в нем является орудием убийства? (Болотная гадюка - самая смертоносная индийская змея.)

2. В повести Артура Конан Дойля на торфяных болотах жило чудовище. Оно держало в страхе всех местных жителей, от одного его вида трагически умер человек. Как называется повесть и кто был чудовищем? («Собака Баскервилей». Собака - помесь чистокровной ищейки и чистокровного мастиффа.)

3.   На основе различных легенд о растениях-людоедах английский фантаст Герберт Уэллс написал рассказ. Как он называется? («Странная орхидея».)

4. У английского писателя Эдгара По есть детективный рассказ «Убийство на улице Морг». В нем раскрывается «неслыханное преступление века». Кто же убийца? (Обезьяна орангутанг.)

5. С помощью какого растения осуществил свое злодеяние дядя шекспировского Гамлета?

...Когда я спал в саду,

Как то обычно делал пополудни,

Мой мирный час твой дядя подстерег

С проклятым соком... в сосудце,

И тихо мне в преддверия ушей

Влил прокажающий настой...

Так поведал Гамлету Призрак его отца. (.Белена черная.)

6. На основе яда этого цветка аптекарь Лоренцо в шекспировской трагедии приготовил снотворное снадобье для Джульетты. Вот только родные и Ромео приняли сон девушки за смерть. Что это был за цветок? (Лютик.)

7.   У Владимира Солоухина есть книга «Третья охота», она завоевала популярность среди всех почитателей живой природы. Почему охота? И почему третья? (Слово «охота» имеет один корень со словом «хотеть». Все охотники—одержимые люди. У каждого свое пристрастие. Одни используют ружье - первая охота, другие удочку - вторая охота, третья - гораздо миролюбивее. Для охоты им требуются корзинка и острый глаз — это грибники.)

8. Настойка из этого растения действует на человека как успокаивающее средство, а кошки от нее возбуждаются. Не случайно это растение зовут кошачьим корнем. Читавшие «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, вероятно, помнят эпизод, когда Том угостил кота Питера лекарственными каплями: «...он заплясал посреди комнаты в бешеном веселье, склонив голову к плечу и воем выражая неукротимую радость. Потом он помчался по всему дому, сея на своем пути хаос и разрушение». Из какого растения была сделана эта настойка? (Из валерианы.)

9. В 1532 году испанские конквистадоры напали на селение индейцев на берегу реки Ориноко. Жители выставили против них отряд из воинов, вооруженных... жаровнями с пылающими углями. Когда испанцы приблизились, индейцы стали засыпать в жаровни порошок из плодов растения. Клубы удушливого дыма поползли в сторону испанцев. Этот едкий дым перехватил дыхание, разъедал глаза, вызывал непрерывный кашель. Вооруженным до зубов испанским солдатам пришлось в этот раз отступить. Плоды какого растения использовали индейцы? (Плоды стручкового перца.)

10. Историки рассказывают, что в войске Ганнибала имелись особые сосуды с живыми животными, которые его воины бросали на вражеские корабли. Эта тактика часто приносила победу. Каких животных в старину использовали на войне в качестве оружия? (Ядовитых змей.)

11. XVII век. Из Малайзии в донесении правительству голландский ученый Румфия так описал «дерево смерти»: «Возле дерева ничего не растет. Воздух отравлен его ядовитыми испарениями. Кто ни приблизится к этому дереву - всякий падет замертво, земля вокруг покрыта костями его жертв». Как называется это дерево? Подсказка: так называется одно из стихотворений Пушкина (Анчар. Настоящий анчар не выглядит таким ужасным отшельником. И травы под ним растут, и звери бегают, и человек может к нему подойти. И все же дерево действительно очень ядовито. Всего одна капля сока анчара на наконечнике стрелы превращала ее в посланца смерти.)

12. Легенды и мифы об этом растении слагали многие народы. Согласно скандинавской мифологии однажды мудрому и храброму богу Бальдру была предсказана насильственная смерть. Его мать богиня Фригг взяла клятву со всех живых и неживых существ, со всех растений, растущих в воде и на земле, что они не причинят вреда сыну. Только с ничтожного растения, растущего на ветвях деревьев, забыла она взять эту клятву. Именно стрела из прутика этого растения убила Бальдра. Что это за растение? (Паразитирующеерастение омела.)

13. За луковицу этого цветка в Голландии в XVII веке можно было купить карету, лошадей и даже целый дом! Назовите роман Александра Дюма, в заглавии которого есть этот цветок. («Черный тюльпан».)

14. Вспомните мифы Древней Греции. Могучий Геракл победил жестокого немейского льва. «Я создам цветок, - сказала Флора, - который будет напоминать людям разорванную пасть немейского льва». Какой же цветок, по древнему поверью, славит первый из 12 подвигов Геракла? (Львиный зев.)

15. Этот цветок съедобен: из его молодых листьев готовят вкусные салаты во Франции, в Англии, Германии, Японии, Индии. А из поджаренных и перемолотых корневищ делают вкусный напиток, напоминающий кофе. У американского писателя Рея Брэдбери есть фантастическая повесть «Вино из...». Назовите цветок и повесть Рея Брэдбери. (Одуванчик. «Вино из одуванчиков».)

16. В сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» злая мачеха послала падчерицу в самый разгар лютых январских морозов в дремучий лес за весенними цветами. Девочка случайно встретила у лесного костра братьев-месяцев, среди которых был и добрый молодец Май. Он и одарил сиротку своим любимым цветком. Каким? (Ландышем.)

17. «Как рассказать, что это за цветы? В общем, они похожи на маленькие звезды, закутанные по горло в белый мех, чтобы не замерзнуть от прикосновения льдов». Лучше Константина Паустовского об этих цветах не скажешь. Что это за цветы? (Эдельвейсы.)

Конкурс «Узнай по запаху»

Ведущий 1. Каждое растение имеет свой неповторимый аромат. Известно, что запахи влияют на наше здоровье, настроение, отношение к людям. Надо успокоиться - понюхайте ромашку или герань, повысилось давление - ваниль, мелисса, валериана будут способствовать его понижению. Знаете ли вы, что ароматы жасмина, розы и гвоздики возбуждают клетки мозга мощнее, чем чашка крепкого кофе, а ученики лучше справляются с тестами на внимание, если аудитория наполнена ароматами мяты или ландыша. Эти же запахи помогают и тем, кто работает на компьютере.

А какое обоняние у вас? Давайте проверим.

Игрокам с завязанными глазами предлагают понюхать листочки полыни, мяты, пижмы, ромашки пахучей, тимьяна, душистые плоды ягодных растений, листья укропа, смородины, веточку сосны и т.д.

Эрудит-пауза «Это интересно». Растения синоптики

Ведущий 2. Более 400 удивительных растений издавна служат людям барометрами. Наблюдая за ними, можно надежно предсказать наступление ненастной погоды. Это вьюнок полевой, сердечник луговой, чистотел, белокрыльник, костянка, клевер, одуванчик, кислица и многие другие.

Указывать на ненастье могут и комнатные растения, такие как бальзамин или монстера деликатесная, которую в народе даже называли «плаксой» - перед дождем на ее листьях появляются капли. Дело в том, что родина монстеры - тропические леса, воздух которых перенасыщен влагой. В таких условиях растению очень трудно испарять воду. Поглощенная корнями, она нагнетается при помощи корневого давления в надземные органы и выделяется не традиционно (путем испарения), а благодаря истеканию капель через особые водяные устьица, расположенные у окончания жилок на краю листа. Эта способность сохранилась у растений и в комнатных условиях - как только влажность воздуха повышается (перед дождем), монстера начинает «плакать».

Такой же способностью обладают и широко культивируемые у нас декоративные растения каллы (с белыми цветками- крыльями), относящиеся, как и монстера, к семейству аронниковых.

А канны (многолетние травянистые растения с крупными овальными листьями, нередко окрашенными в красноватый или бронзовый цвет, и с соцветиями красных или желто-красных цвет ков) называют «дождливым деревом». На них перед дождем тоже появляются капли жидкости, как и у простенького сорняка - конского каштана.

Ухудшение погоды предсказывает и клен - за 3-4 дня до ненастья у основания черешков его листьев появляются капли жидкости.

О будущей погоде сигнализируют и изменения в положении листьев некоторых растений. Перед дождем листочки кислицы обыкновенной опускаются, прижимаясь к черешку, складывает листочки и клевер луговой.

Эта биологическая особенность имеет приспособительное значение - не дает каплям дождя вымывать из листьев органические вещества, образуемые при фотосинтезе, и минеральные вещества, поглощенные корнями.

А вот другой способ узнать, будет ли в ближайшее время дождь или солнце. Если цветки мокрицы (звездчатка средняя) не раскроются до 9 часов утра, днем непременно испортится погода. Этим «барометром» можно пользоваться все лето - мокрица цветет с апреля до поздней осени. Аналогично можно определить погоду по календуле лекарственной (ноготкам), осоту огородному.

При приближении ненастья закрываются цветки вьюнка, лютика, соцветия одуванчика лекарственного; у чистотела, фиалки цветы увядают; у сердечника лугового поникает белое соцветие. Все это надежно защищает пыльцу от намокания.

Другой индикатор погоды - запах. Есть растения, которые в сухую погоду почти не пахнут, но перед дождем начинают выделять много эфирных масел и нектара, как бы торопясь опылить свои цветки до наступления ненастья. Вокруг этих растений (акация, жимолость, гречиха, горчица белая) перед дождем бывает особенно много пчел.

Конкурс «Особые приметы»

Ведущий задает вопросы. Команды по очереди на них отвечают.

1. Смола, вытекающая из надрезов коры дерева, имеет кроваво-красный цвет. Создается впечатление, что дерево истекает кровью. Как оно называется? (Драконово дерево, рода драцена. Жители Канарских островов верили, что это и не дерево вовсе, а заколдованный дракон, напившийся крови слонов.)

2. Если дотронуться до листьев этого дерева, жгучие волоски вспрыснут под кожу такой заряд едкой жидкости, что человек может упасть в обморок. А потом еще долго будет страдать в сырую погоду. Поэтому местные жители стараются обходить стороной эту «злючку». Как называется дерево? (Лапортея гигантская — могучее крапивное дерево растет в лесах Австралии, оно является родственником обычной крапивы.)

3. Это растение имеет мрачную славу. Чашу с его соком некогда осушил философ Сократ по приговору суда. От его яда часто погибают дети, принимая сладкое корневище за сельдерей. Растет на болотах и сырых лугах. Самое ядовитое растение средней полосы России. Как оно называется? (Вех ядовитый, или цикута.)

4. Известно предание, что самые отважные воины великих завоевателей древности - викинги - перед боем выпивали необычный отвар. Это приводило их в сильное нервное возбуждение, в состояние, близкое опьянению. Сражаясь одновременно двумя мечами, обнаженные по пояс, они не чувствовали боли и бились с врагом особенно яростно. Из чего был сделан этот отвар? (Из мухомора.)

5. Французский медик Амбруаз Паре в XVI веке рассказывал о таком случае: «Недалеко от Тулузы два купца во время прогулки в саду нарвали листьев шалфея и положили их в вино. Выпив вино, они вскоре почувствовали головокружение и впали в обморочное состояние; появилась рвота и холодный пот, пульс пропал и быстро наступила смерть. Судебное следствие установило, что в том месте сада, где произрастал шалфей, водилось множество... (животных); отсюда было сделано заключение, что отравление последовало от яда животного, попавшего на указанное растение». Особая примета - это животное в народных поверьях всегда непременный атрибут ведьм и колдунов. О каком животном идет речь? (Жаба.)

6. Это привлекательное морское существо стреляется в свою добычу ядовитыми пустотелыми зубами, напоминающими гарпун. Собиратели раковин, привлеченные его красотой, неоднократно были ранены этими «гарпунами», отчего умерли как минимум четыре человека. Как называется существо, способное «загарпунить» человека? (Конический моллюск.)

7. Есть предположение, что виновниками человеческих смертей, начиная с каменного века, являются опасные насекомые. Как они называются? (Комары - переносчики паразита, вызывающего малярию, от которой ежегодно умирает свыше миллиона человек.)

8. Это одно из самых ядовитых морских существ. Перед тем как полакомиться этой рыбой, японцы пишут завещание. Как она называется? (Фугу, или иглобрюх. В ее печени, икре, молоке, кишечнике и коже содержится яд тетродотоксин, вызывающий быструю и жестокую смерть. Мясо рыбы съедобно, и японцы его обожают, считают деликатесом. Но готовить его надо по особым рецептам.)

9. Рассердившись, животное, поднимая хвост, широко расставляет лапки, шипит и воет. Если этого недостаточно, оно направляет на врага струю невероятно вонючей жидкости из желез, расположенных под хвостом. Оно очень метко попадает этой струей в цель на расстоянии до 3 метров, а отвратительный запах жидкости чувствуется за полкилометра. Как называется это животное? (Скунс.)

10. Зверек обманывает своих врагов тем, что прикидывается мертвым. Когда хищник нападает, животное опрокидывается на спину и замирает, лежа с открытым ртом и остекленевшими глазами. Хищник обычно теряет к нему всякий интерес и убегает, а зверек бросает быстрый взгляд вокруг себя и, если опасность миновала, возвращается к обычной жизни. Кто он? (Американский опоссум.)

11. На счету этого растения множество жертв, его легко узнать по запаху, напоминающему мышиный. При отравлении им смерть наступает от удушья. Назовите это растение. (Ядовитый болиголов.)

12. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом номер один? (Мак — сырье для производства опиума.)

13. Животное может изменять окраску и рисунок своей кожи, чтобы лучше замаскироваться на дереве, где оно охотится за насекомыми. Ему удается достичь этого с помощью особых желтых желез, черных и белых отражательных клеток, находящихся в его коже. Кто же является мастером «быстрых переодеваний»? (Хамелеон.)

14. Кто является чемпионом среди рыб по скорости и совершенству камуфляжа? Распластавшись на дне, рыба всего за несколько минут меняет свою окраску под цвет грунта и даже создает на коже узор из пятен и крапинок, воспроизводящий рисунок того участка дна, где она расположилась. (Камбала.)

Конкурс «Профессия - охранник»

Ведущий задает вопросы, на которые команды отвечают по очереди.

1. Какое животное помогает людям находить преступников и является отличным сторожем? (Собака.)

2. Какие птицы «спасли Рим»? Этих птиц еще используют для предотвращения ограбления. (Примерный ответ. Гуси. Произошло это, согласно преданию, следующим образом. В ночной тьме вражеское войско галлов взбиралось на крепостные стены на Капитолийском холме. Молчали собаки, ничего не заметила стража, и только гуси, почуяв врага, разбудили своим тревожным гоготом римских воинов. Дело в том, что гуси - птицы очень осторожные, и дремлющая стая всегда выставляет несколько недремлющих «часовых» на случай опасности.)

3. Две птицы постоянно «дежурят» в цехе одной венгерской фабрики, производящей сильный яд - синильную кислоту.

Стоит птицам почувствовать в воздухе хотя бы небольшое количество яда, как своими криками и тревожным поведением они сообщают об этом рабочим. Что это за птицы? (Попугаи.)

4. В Стокгольмском зоопарке в целях предотвращения краж редких животных одно из них назначили «охранником». По ночам это животное стали выпускать, а у входа в задние был установлен плакат: «Ночью здание охраняется...». Случаев краж после этого не отмечалось. Кто стал «охранником» здания? (Террариум «охраняла» двухметровая королевская кобра).

Конкурс «Прогулка по зоопарку»

Ведущий 1. С помощью первых букв названий животных прочитайте зашифрованные слова. Кто первым назовет эти слова, получит победное очко в копилку своей команды.

Носорог

Архар

Шимпанзе

Зебра

Опоссум

Осел

Петух

Аист

Рыба

Крокодил

(Наш зоопарк.)

Конкурс «Нарушители правопорядка»

1. У этих птиц неплохая репутация. Их недолюбливают за их воровские наклонности и нахальство. (Сороки и вороны).

2. О ее дурной привычке знают все: нерадивая мамаша подбрасывает в чужие гнезда свои яйца. (Кукушка. А также вдовушка, медоуказчик.)

3. Свое название животное получило за громкий устрашающий рев. Повышенную громкость их крикам придает резонатор - гортанный мешок. Проснувшись около пяти часов, они начинают устраивать хоровые концерты, продолжающиеся час-полтора. На приезжих людей «спевки» оказывают устрашающее действие. (Ревуны, род обезьян.)

4. Громкий голос этой птицы удивительно похож на хохот человека. Что это за птицы? (Кукабарра, знаменитый смеющийся зимородок, живет в Австралии.)

5. В XIX веке английское страховое агентство Ллойда выплатило владельцам судна несколько тысяч стерлингов за повреждения, нанесенные корабельной обшивке рыбой. У нее скверная привычка нападать на шлюпки, боты и даже крупные суда. Как называется эта рыба? (Рыба-меч.)

6. Кто слывет «разбойником с большой дороги» среди морских птиц? (Фрегат. Она величественно парит в вышине и вдруг превращается в «истребитель-перехватчик», перехватывая добычу у пеликанов, бакланов, олушей и даже чаек. Фрегатов называют пиратами теплых морей).

Эрудит-пауза «Это интересно». Цветочные часы

Ведущий 2. Когда речь заходит о растениях - индикаторах времени, непременно вспоминаются цветочные часы известного шведского ботаника Карла Линнея. Именно этот ученый обратил внимание на периодичность открывания и закрывания цветков разных растений. Однако не Линнею принадлежит приоритет в этой области. Древние греки и римляне за много веков до того высаживали на клумбах растения, с помощью которых определяли время суток.

Итак, периодические изменения положения органов (листьев, побегов, цветков), совпадающие со сменой дня и ночи, - это сон и бодрствование растений. Интересно, что эти свойства они не утрачивают даже в искусственных условиях постоянного освещения или полной темноты. Хороший пример растения - индикатора - знакомая всем кислица. С закатом солнца ее листочки опускаются, прижимаясь нижней стороной к черешку и друг к другу. Пробуждение наступает около 6 часов утра - растение вновь обращает листья к солнцу. Так же на приближение ночи реагируют белая акация и фасоль, а вот клевер вечером поднимает листики вверх.

С чем же связано такое поведение? Периодические движения растений исследовал Чарльз Дарвин и пришел к выводу, что во время «сна» листья принимают положение, обеспечивающее минимальные потери тепла и защищающее от ночной прохлады. В зависимости от времени суток у некоторых видов растений периодически изменяется интенсивность выделения нектара и ароматических веществ. Цветки левкоев не спят ни Днем, ни ночью, но лишь с заходом солнца можно почувствовать Их нежный запах. Такое поведение растений вполне практично - пока насекомые-опылители неактивны, левкои не расходуют приманивающие их душистые вещества. Свой режим работы и у гречихи - больше всего нектара в ясную погоду выделяется в утренние и вечерние часы.

Конкурс «Экологическая задачка»

Командам предлагается обсудить проблему, сделать экспертное заключение.

Проблема. Компания «Лукоморье» получила заказ на посадку лесополос. По мнению компании, для выполнения заказа достаточно посадить только деревья, так как они защищают почву от эрозии. Однако заказчик настаивает и на посадке кустарников. Сотрудники компании полагают, что посадка кустарников нецелесообразна, так как потребует дополнительных финансовых затрат, притом что кустарники не играют решающей роли в предотвращении эрозии. Дирекция фирмы обращается к специалистам-зоологам с просьбой дать заключение о целесообразности посадки в лесополосах не только деревьев, но и кустарников.

Экспертное заключение. Кустарники защищают деревья в первые годы жизни от ветров, заморозков и снегопадов. В зарослях кустарников поселяются птицы, которые регулируют численность насекомых, питающихся листвой и корой деревьев. Заросли кустарников создают благоприятные условия для роста лесных видов трав (затенения, влажность), способствуют увеличению видового разнообразия на участках, занятых лесополосами. В результате формируется сообщество, устойчивость которого значительно выше, чем у системы, состоящей преимущественно из деревьев.

Вывод. Посадка кустарников при создании лесополос оправданна и необходима как с экологической, так и с экономической точки зрения.

Дополнительное задание. Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ о взаимосвязях в природе.

1. Филин обиделся и улетел в другой лес.

2. Мыши стали поедать соты и разорили улья.

3. Пришлось человеку помириться с филином.

4. Не стало пчел - некому стало опылять цветы, меньше стало трав.

5. Худо стало человеку без меда и молока.

6. Не стало филина - расплодились мыши.

7. Мало стало травы — коровы молока не дают.

8. Человек сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы»-

(Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.)

Экологические частушки о воздухе, лесе и воде

Шар земной - наш дом родной,

Но теперь от века к веку

Он в опасности большой

От деяний человека.

 

Нам природа подарила

Разум, силу и уменье.

Воздадим же ей сполна,

Чтоб она жива была.

 

До чего ж природу жалко!

Не губи ее красу!

Человек, не делай свалку

Рядом с городом в лесу!

 

То бросаем, то уроним

На дороге, на траве.

Мы все в мусоре утоним,

Если мусор в голове.

 

Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

 

Сколько мусора везде,

Нет нигде цветочка,

Даже солнышко сквозь лес

Не пробьет окошко.

 

По лесочку мы пойдем,

Мусор вместе уберем.

Пусть щебечут соловьи

От зари и до зари!

 

О воде мы спорим много,

Как ее для всех сберечь.

И без слов всем надо помнить,

Без нее и хлеб не спечь.

 

В воздухе прохлада, свежесть,

Но нам снится страшный сон,

Как от лаков «Локон», «Прелесть»

В дырах наш земной озон.

 

Вырос урожай высокий.

Но какой в нем интерес?

В этих овощах нет пользы,

Их даже свинья не ест.

 

Чтобы ели - не болели,

Пили воду, - не боясь,

Нужно, чтоб нигде не смели

Портить землю отродясь!

 

Сохраним моря и воздух,

Недра, лес и тишину,

Чтобы были труд и отдых,

Как бывало в старину.

 

Я прекрасный видел сон,

Не позабудется мне он.

Вот он глобус - шар земной,

Такой чистый и родной.

 

Леса рубить я прекращаю,

Деревьев новых насажаю:

Пусть плодоносят и цветут,

На радость людям пусть растут.

 

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной красивей нету.

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по экологии "День Земли"- краеведческий материал

Цели: - привлечь внимание зрителей и участников мероприятия  к       проблемам окружающей среды; - показать связь живых организмов с окружающей средой; - прививат...

"День Земли"

День Земли (англ. Earth Day) — название, используемое по отношению к различным мероприятиям, проводящимся весной и призванным побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на ...

22 апреля - Всемирный день Земли.

1. 22 АПРЕЛЯ — Всемирный день Земли. Он посвящен защите окружающей среды. В этот день проводится различные акции. ЗАДАЧИ: научить любить мир таким, какой он есть; воспитывать чувство прекрасного; сист...

"День птиц и День Земли" классный час

Классный час по экологическому воспитанию. Включает материал по образованию апрельских праздников День птиц и День Земли. Опирается на материал регионального компонента Республики Северная Осетия-Алан...

Всемирный День Земли. Животные на планете Земля.

Раскрываются вопросы защиты прав животных; правила обращения с дикими животными....

Всемирный День Земли. Растения на планете Земля.

Растения на планете Земля. Берёза. Есенин....

22 апреля отмечается День Земли. Что мы знаем о Дне Земли?

22 апреля отмечается День Земли Что мы знаем о Дне Земли? Традиционно праздник отмечается весной – 20 марта, в день Весеннего равноденствия. Эта дата выбрана ООН неслучайно: с этого времени прир...