Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Приветствие Приглашаю совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок. |
Подготовка к уроку |
2. Проверка домашнего задания с целью актуализация опорных знаний и умений учащихся. |
|
- Перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге.
- 1. Географический диктант
Внутренние оболочки Земли (1). Самую высокую температуру из них имеет (2). Из магмы состоит (3). Самая тонкая оболочка – (4). Соприкасается с другими оболочками Земли (5). Толщина земной коры под океанами --- (6) км, под равнинами суши – (7) км. Океаническая земная кора не имеет слоя (8). Само- и взаимопроверка (слайд 2). Багаж собран успешно. С чем можно сравнить Землю по внутреннему строению? (Учитель демонстрирует разрезанное авокадо) | - 1. Ядро, мантия, земная кора.
- 2. Ядро.
- 3. Мантия.
- 4. Земная кора.
- 5. Мантия.
- 6. 5-10 км.
- 7. 30-75 км.
- 8. Гранита.
Например, с авокадо. |
- 2.«Кто быстрей». Работа с карточками: магматические, осадочные, метаморфические, гранит, песчаник, базальт, кварцит, мрамор, известняк, пемза, гипс, поваренная соль.
Распредели по группам. Проверяем (слайд 3) |
- Магматические: гранит, базальт, пемза.
- Осадочные: песчаник, известняк, гипс, поваренная соль.
- Метаморфические: кварцит, мрамор.
|
- 3.Дома вы решали кроссворд. Назовите ключевое слово, что оно обозначает?
Формулирование вывода Вывод: земная кора состоит из ----------------- |
|
|
|
| м | р | а | м | о | р |
|
|
| г | и | п | с |
|
|
|
|
|
|
| н | е | ф | т | ь |
|
| и | з | в | е | с | т | н | я | к |
|
|
| г | р | а | н | и | т |
|
|
| к | в | а | р | ц | и | т |
| б | а | з | а | л | ь | т |
|
|
|
МИНЕРАЛы – то, из чего состоят горные породы. (горных пород и минералов). |
3. Изучение нового материала |
|
На высоких обрывистых берегах рек, крутых склонах гор и вырытых человеком котловинах обращает на себя внимание различное залегание горных пород. Слои могут залегать горизонтально, наклонно, быть смятыми в складки. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой. Проблемный вопрос: - Почему столь разнообразно залегают горные породы? О чем свидетельствует их расположение?
| Ответ учащихся: - земная кора находится в постоянном движении. В одних местах она разламывается, образуются трещины, в других – горизонтально залегающие пласты сминаются в складки. Одни участки опускаются, другие поднимаются.
Подтверждение тому - изменение облика нашей планеты за много миллионов лет.
|
- Проблемный вопрос:
В чем причина движения земной коры?
Причина Следствие
| (Формулирование вывода: Вывод: причина движения земной коры – движение вещества мантии. |
Формулирование темы урока.
| Запись темы. «Движения земной коры. Вулканы. Гейзеры» |
1.Виды движения земной коры. Движения земной коры
Горизонтальные Вертикальные складки поднятие суши прогибы (Скандинавский п-ов) разломы опускание суши (Великие Восточно- (побережье Африканские разломы) Северного моря) ? Приведите примеры поднятия и опускания земной коры |
Работа с учебником на с. 46 и картой атласа. Скандинавский полуостров поднимается со скоростью 1 см в год. Побережье Северного моря опускается со скоростью 1 см в год. Запись в конспект. |
- 2.Землетрясения.
- Движения земной коры могут быть не только медленными, но и быстрыми, внезапными.
-
• А: 1-2-3-4 балла - слабые • Б: 5-6 баллов - сильные • В,Г: 7-8 баллов – очень сильные • Д, Е: 9-10 баллов - разрушительные • Ж:,З: 11-12 баллов - катастрофические | Рассказ учащегося. Рисунки. 27 на с.45 и 28 на с.46 учебника, рис. в атласе на с. 27. Причина образования землетрясений – внезапные смещения или разрывы на большой глубине в литосфере. Место на глубине, где образуется разрыв и происходит смещение пород, называют очагом землетрясения. Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называют эпицентром землетрясения. Самые сильные разрушения происходят в эпицентре, где подземные толчки направлены снизу вверх. Дальше от эпицентра колебания распространяются во все стороны волнообразно. Сила землетрясения измеряется в баллах от 1 до 12. Сейсмологи – ученые, которые наблюдают, изучают землетрясения, наука – сейсмология. Сейсмограф – прибор, который измеряет и автоматически записывает малейшие движения, сотрясения земной коры. |
3.Сейсмические районы на земном шаре.
Практическая работа «Определение по карте сейсмических районов земного шара» | Работа с картой «Вулканы и землетрясения» на с. 27 в атласе. Учащиеся сопоставляют карты«Литосферные плиты» и «Вулканы и землетрясения». Формулируют вывод. Вывод: сейсмические пояса Земли – Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский. Они расположены на границах взаимодействия литосферных плит. |
4.Записать понятия в опорный лист – конспект.
| Записывают понятия:: очаг, эпицентр, сейсмология, сейсмограф, сейсмические пояса – Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский. |
5.Землетрясения тесно связаны с другими природными явлениями… Магма по жерлу рвется наружу, Выход из кратера ей очень нужен. Если проход на поверхность дан, Значит, проснулся грозный… (вулкан). (Электронное приложение ООО «Дрофа» 2012: 5 класс. Природа Земли. Вулканы.) | Демонстрация опыта «Вулкан на столе» (разложение дихромата аммония)
Работа с рис. 31 в учебнике на с. 49 Делают подписи к рис. «Строение вулкана» в опорном листе-конспекте.
|
6.Учитель вывешивает на доске таблички: “Магма”, “Лава”, “Мантия” Как происходит процесс превращения одного вещества в другое? Составьте логическую цепочку.
Назовите продукты вулканической деятельности. |
МАНТИЯ - МАГМА - ЛАВА Продукты вулканических извержений - Газы.
- Водяной пар.
- Вулканический пепел.
- Сероводород.
- Вулканические бомбы
|
- 7. Прочитайте учебник и ответьте на вопрос, какие бывают вулканы, чем они отличаются.
Действующие | Потухшие | Уснувшие | Которые извергаются, сведения об этом сохранились на памяти человечества. Их 800. | Об извержении не сохранилось никаких сведений | Те, которые потухли, но начинают действовать |
Демонстрация картины К.П. Брюллова. Последний день Помпеи. 1830-1833 гг. Извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушения города Помпеи близ Неаполя. Просмотр видеосюжета №1 | Закончите схему. ВУЛКАНЫ
_____?____ _____?____ ______?___
|
Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше. Проблемный вопрос. - Как вы думаете, где будет больше вулканов - на дне океанов или на материке? - В чем причина появления вулканов на материковой земной коре?
| - На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора. - Вулканы на суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.
|
8.Виды вулканов по форме: конические и щитовые |
|
9.Найдите вулканы на физической карте полушарий и на карте атласа, определите географические координаты одного из вулканов: влк. Везувий влк. Котопахи влк. Эльбрус влк. Фудзияма влк. Ключевская Сопка влк. Этна влк. Орисаба влк Килиманджаро
|
- Работа с картой атласа и физической картой полушарий.
|
10. Горячие источники и гейзеры. Рассмотрим еще одно природное явление - гейзер. Проблемный вопрос. - Что такое гейзер? - Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы?
Просмотр видеосюжета № 2 | Рассказ учащегося. С. 52 учебника. Гейзеры – периодически фонтанирующие источники. (Исландия, Н. Зеландия, Россия - Камчатка, США). |
11.Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли?
| •Вулканический пепел – удобрение для растений. •Вулканический туф (горная порода, образованная из рыхлых продуктов вулканических извержений) служит для изготовления стройматериалов, используемых при возведения зданий •Горячая вода источников и гейзеров - для отопления теплиц и домов •Пар горячих источников - для вращения турбин электростанций •Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания |
Подведение итога. Что мы узнали на уроке? | Какие бывают виды движения земной коры. Причину движения земной коры. О землетрясениях, вулканах и гейзерах. |
4. Закрепление нового материала |
|
1.Решение теста. 1.Место на глубине, где образуется разрыв и смещение горных пород? А. эпицентр Б. очаг В. магма 2.Излившаяся магма называется: А. жерло Б. лава В. очаг 3.Место на земной поверхности, находящееся над очагом землетрясения: А. очаг Б. эпицентр В. кратер 4.Канал, по которому поднимается магма: А. кратер Б. жерло В. очаг 5.Фонтанирующий источник: А. вулкан Б. гейзер В. очаг |
Учащиеся записывают ответы в лист-конспект Само – и взаимопроверка. |
2.На контурной карте обозначьте вулканы * и зоны землетрясений \\\\\ | Работа с контурной картой |
5. Оценка знаний учащихся | Выставление отметок |
6. Домашнее задание | Запись в дневниках: § 24,25, работа с конспектом, в к/к вулканы * и зоны землетрясений \\\\\. |