Личностно-ориентированный подход в обучении географии
статья по географии на тему
Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podkhod_v_obuchenii_geografii.doc | 44.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Морозова Галина Александровна,
учитель географии МБОУ Крюковская СОШ
Чеховского муниципального района Московской области
Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Особенности личностно-ориентированного подхода:
Рис.1 Особенности личностно-ориентированного подхода:
К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:
- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
- самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрывающий свои возможности и способности;
- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
- субъект - индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
- субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
- Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
- выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
- педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением
Принципы личностно – ориентированного подхода:
- Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
- Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести(постичь) свой образ.
- Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.
- Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
- Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего старой педагогике насильственного формирования личности ребенка.
Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как
Рис. 2 Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода
Уроки географии дают учителю широкие возможности для реализации принципов и технологических приемов личностно-ориентированного подхода, особенно в следующих формах:
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- фронтальная;
- дифференцированная работа;
- творческие задания по выбору;
- самостоятельная работа;
- обучение сотрудничеству;
- метод проектов и исследований;
- разно уровневое обучение;
- создание ситуации успеха.
Правила личностно-ориентированного образования:
- Формы организации учебно-воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей.
- Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям.
- Принципиально, но доброжелательно обсуждать неудачи.
- Помогать обнаруживать ошибки.
- Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.
- Формировать положительную самооценку ребенка. Оказывать помощь в развитии собственного «Я» в процессе обучения.
- Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.
- Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении. Развивать познавательные стратегии учащихся.
- Безусловно понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.
- Искренне радоваться каждому успеху ребенка.
- Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения.
- Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть.
- Учитывать состояние и настроение ребенка.
- Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.
- Крепко удерживать учебно-воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.
- Получать удовольствие от общения с детьми.
- Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали.
Литература:
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика 1999. -192 с.
- Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
- Лежнева Н.В. Урок в личностно - ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
- Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. –М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
- Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
- Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127
- Савченко Т.Л. Личностно-ориентированный подход к образованию в условиях перехода на новые образовательные стандарты [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.scienceforum.ru/2013/270/3250 Студенческий научный форум
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.
В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...
Личностно-ориентированный подход в обучении географии.
Личностно ориентированый подход в обучении решает такую цель, поставленную перед образованием, как подготовить граждан, которые могут ставить и достигать собственные це...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии.
Презентация и тезисы одного из направлений работы со школьниками . находящимися на обучении в форме "экстерната."...
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...
Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано.
В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности ребенка....
Личностно-ориентированный подход в обучении географии
В последние годы в школах проводится большая работа в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения л...
«Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения географии»
laquo;Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения географии»...