Конспект урока "Антарктида"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Антарктида. Географическое положение материка. История его открытия.
Современные исследования».
Цель урока:
- продолжить формирование у учащихся умения определять физико-географическое положение материка;
- познакомить с историей открытия и исследования Антарктиды – самого материка и окружающих его вод;
- показать вклад русских учёных в открытие и исследование Антарктиды.
- рассказать ученикам о наиболее значительных экспедициях и исследованиях Антарктиды;
Задачи урока:
- Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами.
- Развивать мышление школьников, для чего предусмотрено создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению.
- Продолжить формирование практических умений пользоваться географическими картами
Оборудование: карта мира, карта Антарктиды, контурные карты, атласы, учебники, мультимедийная презентация, компьютер .
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Игра «Самый, самый…» (по домашнему заданию)
- Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя:
- Мы начинаем изучать новый материк. Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным и белым.
И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Восходом и заходом солнца здесь можно любоваться только один раз в году.
Он по-своему красив этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тона, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега. На материке нет постоянного население, но здесь сосредоточены 80% пресной воды.
Какой же это материк?
Учащиеся определяют, что это Антарктида, записывается тема урока в тетради учащихся. (СЛАЙД 1)
Цели урока (слайд 2)
Знакомство учащихся с планом урока, который записан на доске.
План урока:
1. Географическое положение материка.
2. Открытие и исследование Антарктиды:
А) путешествие Джеймса Кука;
Б) открытие Антарктиды русскими мореплавателями;
В) открытие южного полюса Руаль Амундсеном и Робертом Скоттом.
3. Современное исследование Антарктиды.
- Географическое положение материка Антарктида.
Проблемная задача 1.
Какие материки Земли называют Южными?
Ответ: (Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида)
Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?
Ответ: Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка большей частью лежат в южном полушарии и частично располагаются в северном полушарии.
Тогда почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?
Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны.
Вопрос, на который мы должны дать ответ:
« Каковы особенности физико-географического положения материка Антарктида? »
Как вы думаете, на какие вопросы мы должны с вами ответить, чтобы определить местоположение материка на земном шаре?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Определить площадь материка.
- Определить, какими океанами омывается материк?
- Определить, какие материки близко расположены к материку, а какие удалены?
План
физико-географического положения материка
(на каждой парте)
- Положение материка по отношению к экватору.
- Положение материка по отношению к нулевому меридиану.
- Крайние точки, их координаты.
- Протяженность материка с С на Ю и с З на В в градусах и километрах.
- Площадь материка.
- Положение материка по отношению к морям и океанам.
- Положение материка по отношению к другим материкам.
- Вывод: об особенностях физико-географического положения материка
Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока.
Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: «Каковы особенности физико-географического положения материка Антарктида?»
Предполагаемые ответы учащихся:
Особенности:
А) материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга;
Б) находится в антарктическом климатическом поясе;
В) от других материков отделён огромным океаническим пространством;
Г) покрыт мощным слоем льда, средняя мощность 2300 м, а остальных материков – 900 м, на 99% материк покрыт мощным льдом;
Д) самый высокий материк за счёт толщины льда.
Работа с учебником.
На странице 7 определите, чему равна площадь материка и какое место он занимает среди других материков?
S = 13 980 млн. км2, занимает 5 место. (слайд 3)
Наибольшая высота над уровнем моря: массив Винсон 5 140 метров (слайд 4)
Самый большой по площади остров 43 200 кв. км. Земля Александра I.(слайд 5)
Особенности географического положения Антарктиды (слайд 6,7,8)
Учащиеся выполняют работу в контурной карте (слайд 9)
- Подписать Южный полюс.
- Подписать Южный полярный круг.
- Подписать начальный меридиан.
- Крайние точки, их координаты.
- Положение материка по отношению к морям и океанам.
- Нанести полуостров Антарктический.
- Подписать современные полярные станции
3. Открытие и исследование Антарктиды:
а) путешествие Джеймса Кука; (Слайд 10, 11)
Начальный этап исследования Антарктиды.
Открытие островов вокруг Антарктиды и поиски материка.
(16 в. — начало 19 в.)
Задолго до открытия материка строились различные предположения о существовании гипотетической Южной земли, на поиски которой отправлялись экспедиции, обнаружившие крупные острова вокруг Антарктиды. Французская экспедиция Буве де Лозье в 1739 открыла в южной части Атлантического океана остров, названный Буве. В 1772 французский мореплаватель И. Ж. Кергелен обнаружил крупный архипелаг в южной части Индийского океана, состоящий из одного крупного острова (Кергелен) и 300 мелких.
В 1768-71 Дж. Кук возглавил экспедицию, которая направлялась на поиски южного материка. Обследовав Новую Зеландию, экспедиция открыла пролив между ее Северным и Южным островами (впоследствии названный именем Кука) и установила, что Новая Зеландия представляет собой не выступ южного материка, как считали ранее, а архипелаг из двух островов. В 1772-75 Кук во второй экспедиции, посвященной поискам южного материка, первым из мореплавателей пересек Южный полярный круг, однако материка он не обнаружил и заявил, что его вообще найти невозможно из-за льдов, делающих землю недоступной. В течение этого плавания на юге Атлантического океана он подходил к острову св. Георгия, открыл Южные Сандвичевы острова, ошибочно полагая, что это выступ материковой суши и поэтому назвав их Землей Сандвича (по имени первого лорда Адмиралтейства). Группу островов у северо-западного побережья Антарктического полуострова (Южные Шетлендские острова) открыл в 1819 англичанин У. Смит.
б) открытие Антарктиды русскими мореплавателями;
- Второй этап исследования Антарктиды.
Открытие Антарктиды и первые научные исследования (19 в.). (слайд 12)
Открытие Антарктиды как материка осуществлено 28 января 1820 русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена, которая на двух судах («Восток», под командованием Беллинсгаузена, и «Мирный» — М. П. Лазарева) прошла вдоль тихоокеанского побережья, открыв острова Петра I, Шишкова, Мордвинова, Землю Александра I и уточнив координаты некоторых ранее обнаруженных островов. Беллинсгаузен шесть раз пересек Южный полярный круг, доказав возможность плавания в антарктических водах
Сообщение учащегося:
Дополнительный материал к уроку
В 1819 г. после длительной и тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов - «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым - Михаил Петрович Лазарев. Экипаж состоял из опытных и бывалых моряков. Морское министерство назначило начальником экспедиции Беллинсгаузена, имевшего за плечами большой опыт дальних морских плаваний.
Беллинсгаузен родился в Эстонии в 1779 г. Мальчику было 10 лет, когда его отдали учиться в Морской кадетский корпус. В 1803-1806 гг. молодой моряк участвовал в первом русском кругосветном плавании.
Командир шлюпа Лазарев родился во Владимирской губернии. Он также поступил в Морской кадетский корпус. Участвовал в войне со Швецией. После окончания войны его назначили командиром корабля «Суворов», посланного в русскую Америку.
16 июля 1819 г. корабли были «Восток» и «Мирный», снялись с якоря и под салют артиллерийских орудий покинули родной Кронштадт. Перед экспедицией поставили задачу: как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно решить вопрос о существовании Южного материка. С первых дней плавания велись научные наблюдения. Достигнув 10° с. ш., корабли вошли в зону затишья, связанную с экваториальным поясом.
В умеренной полосе южной части Атлантического океана стала чувствоваться прохлада. Чем дальше на юг, тем больше стало встречаться птицы, большими стадами проплывали киты. В копне декабря корабли подошли к островам Южная Георгия, который открыл Джеймс Кук. Корабли, медленно лавируя среди плавучих льдов, двигались вперед.
Затем экспедиция встретила первый плавучий ледяной остров - айсберг.
Кораблям постоянно грозила опасность наскочить на мель. Несмотря на грозившие опасности, корабли пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 г. в туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели кромку материкового льда.
В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды, но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.
Долго плавая по Тихому океану, 29 января 1821 г. в 11 часов дня Беллинсгаузен, наконец, записал в судовом журнале, что команда увидела берег, названный в честь Александра 1. Так совершилось величайшее открытие XIX в.
5 августа 1821 г. корабли вернулись в Кронштадт и бросили якорь в том же месте, откуда отправились в плавание два года назад. Они пробыли в экспедиции 751 день и прошли расстояние в два раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф.
- В) Открытие южного полюса Руалем Амудсеном и Робертом Скоттом.
Руаль Амундсен и Роберт Скотт – доклад представляет учащийся.(слайд 13,14)
В 1910 Руаль Амундсен со своим «Фрамом» втайне от всех решил покорить Южный полюс.
А в это время в Антарктиде уже несколько лет упорно и плодотворно работали, соревнуясь между собой, англичане: знаменитый Шеклтон, придумавший прекрасную конструкцию полярной обуви, и военный моряк, капитан Роберт Фолкон Скотт. Последний в 1901-1904 гг. руководил экспедицией, открывшей полуостров Эдуарда VII, часть Трансантарктических гор, несколько горных ледников, оазис и шельфовый ледник Росса. Он исследовал Землю Виктории, первым поднялся в небо Антарктики на аэростате (1902).
В 1910 г. капитан Скотт организовал очередную экспедицию в Антарктиду, одной из задач которой было достижение Южного полюса.
Экспедиция была многочисленной и разноплановой по целям исследований. Скотт на первое место ставил проведение исследований, а покорение Южного полюса считал рекламной акцией во славу британской короны и с целью привлечения дополнительных средств для дальнейших исследований.
Когда исследования, проводившиеся на берегу, были в разгаре, Скотт узнал о прибытии в Антарктиду норвежской команды Амундсена
Амундсен ставил перед собой единственную цель – покорение Южного полюса. Собрав на побережье Антарктиды дом, названный ими «Фрамхейм», норвежцы успешно перезимовали, а в октябре 1911 с наступлением антарктической весны, отряд из пяти человек во главе с Амундсеном отправился в путь. На санях, запряженных собаками, они через горы, ледники и трещины на 56-й день пути в середине декабря 1911 достигли Южного полюса. Три дня они вели астрономические наблюдения. Преодолев более 3000 км, норвежцы вернулись во «Фрамхейм» через 99 дней после выхода – точно, как намечали.
Р. Скотт закончил все исследования на берегу и после этого тоже двинулся к полюсу. Когда 18 января 1912 он достиг цели, там уже стоял норвежский флаг. Моральная травма, которую испытали англичане, была огромной. На обратном пути у них то и дело возникали проблемы. Они не успевали в намеченные сроки к оставленным продуктовым складам, голодали и замерзали. (слайд 15)
Когда отчаяние дошло до предела, близкого к помешательству, капитан Скотт раздал участникам таблетки с ядом и разрешил принять их, когда нет сил дольше терпеть страдания. В конце концов, он остался один в холодной палатке без еды и надежды на спасение. Капитан Скотт до последней минуты своей жизни вел дневник. Трудно представить, каким надо обладать мужеством, чтобы, чувствуя близкую смерть, замерзая от холода и зная, что помощи не будет, продолжать исследования, теперь уже своего организма, своей психики. В последних записях Скотт писал: «Причины катастрофы не вызваны недостатками организации, но невезением в тех рискованных предприятиях, которые пришлось предпринимать»
Трагедия совершилась. Экспедиция в базовый лагерь не вернулась. Позже дневники Скотта были найдены, а результаты исследований использованы продолжателями его дела.
Большинство людей считают капитана Скотта символом мужества, чести и достоинства.
Его последние слова – «Идти и не сдаваться, искать и побеждать». (слайд 16)
Ученик 1:
Квадратный айсберг. Черная вода.
И в черных фраках белые пингвины.
Угрюмый бастион сверкающего льда.
И к смерти приводящие равнины.
И чудятся мне мачты кораблей,
Охваченных предерзостной надеждой –
Пробиться сквозь тиски сверкающих полей
К земле, сокрытой панцирной одеждой.
Мерещится костлявая рука,
Застывшая над стойким и суровым,
Последним, ею не рожденным словом
Последней записи скупого дневника
Докладчик: (слайд 17) Думаю, что Р. Амундсен понимал тяжесть моральной травмы, которую он нанес, опередив Скотта на полюсе. Он говорил: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни,…мой триумф омрачен мыслью о его трагедии, она преследует меня»... Но повернуть историю вспять невозможно.
- Проблема - вопрос: Что он хотел сказать этими словами?
- Учащиеся высказывают своё мнение.
- Работа с учебником: Назовите имена других исследователей, внесших вклад в развитие знаний об Антарктиде
- Современное исследование материка. (слайд 18)
Самое широкое изучение Антарктиды проводилось в период МТГ (1957–58гг). 12 (18) государств приняли участие, было построено 68 научно-исследовательских станций изучали Антарктиду. (слайд 19)
В период подготовки к Международному геофизическому году на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам (в т. ч. советские — обсерватория Мирный, станции Оазис, Пионерская, Восток-1, Комсомольская и Восток, американские — Амудсен-Скотт на Южном полюсе, Бэрд, Халетт, Уилкс и Мак-Мердо).(слайд 20-26)
С конца 50-х гг. в морях, омывающих континент, ведутся океанологические работы, выполняются регулярные геофизические исследования на стационарных континентальных станциях; предпринимаются также экспедиции внутрь континента. Советские ученые осуществили санно-тракторный поход к Геомагнитному полюсу (1957), Полюсу относительной недоступности (1958), Южному полюсу (1959). Американские исследователи прошли на вездеходах от станции Литл Америка к станции Бэрд и далее к станции Сентинел (1957), в 1958 — 59 от станции Элсуорт через массив Дюфека к станции Бэрд; английские и новозеландские ученые на тягачах в 1957-58 пересекли Антарктиду через Южный полюс от моря Уэделла к морю Росса. Во внутренних районах Антарктиды работали также австралийские, бельгийские и французские ученые.
1959 г. был подписан договор об Антарктиде, так в статье 1 договора зафиксировано обязательно использовать Антарктиду исключительно в мирных целях. Там запрещено строить военные базы, проводить военные манёвры, испытывать любые виды оружия.
Статья 5 включённая по инициативе СССР, запрещающая проведению в этом районе ядерных взрывов как в военных, так и в мирных целях, а так – же захоронение радиоактивных отходов.
Статья 11 провозглашает свободу научных исследований, что позволяет любой стране организовывать научные станции и вести научные наблюдения.
Сейчас наши русские альпинисты покоряют вершины гор Антарктиды. В 2003г. там была покорена вершина названная именем Чкалова (летчика) т.к. она имела вид крыла самолёта.
- Закрепление изученного материала:
Фронтальная работа в классе по вопросам на слайдах:
- Кто из путешественников первым достиг Южного полюса?
а) Руаль Амундсен
б) Христофор Колумб
в) Васко да Гама
г) Роберт Пири
д) Роберт Скотт
е) Магеллан
2.Чьи это слова: «… земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы … эта страна обречена природой на вечный холод»?
выполните тесты в тетрадях и после звонка сдайте работы и контурные карты.
Отметьте правильный ответ
1. Антарктида была открыта: | 2. Борьбу за достижение первым Южного полюса вели: | 3. Международным географическим годом был признан: |
в 1775 г. | Кук и Лазарев | 1950 г. |
в 1820 г. | Уилкс и Росс | 1955 г. |
в 1895 г. | Шеклтон и Моусон | 1957 г. |
в 1911 г. | Амундсен и Скотт | 1960 г. |
Вывод по изученной теме делают учащиеся.
11. Подведение итога урока учителем
Итак, вы сегодня:
1)Самостоятельно узнали ответы на все проблемные вопросы;
2)Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение;
3)Составили план характеристики любого материка, что позволит самостоятельно изучить и легко описать другие материки;
4)Овладели обобщенным способом описания физико–географического положения материка;
5)Закрепили навыки работы с картой, глобусом, учебником, алгоритмом;
6) Очень хорошо поработали самостоятельно и в коллективе и думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы все.
12. Рефлексия
13. Домашнее задание: параграф 48
Приложение1
Модуль для учащихся.
Географическое положение, история исследования Антарктиды.
Интегрирующая дидактическая цель: В процессе работы над модулем вы должны изучить особенности ФГП Антарктиды, познакомиться с историей открытия и исследования Антарктиды – самого материка и окружающих его вод; изучить вклад русских учёных в открытие и исследование Антарктиды; рассмотреть наиболее значимые экспедиции в исследовании Антарктиды.
Модуль 1. Географическое положение Антарктиды, его особенности
УЭ | УЭ-1 | УЭ-2 | УЭ-3 | Всего баллов |
Количество баллов |
Если вы набрали 6 баллов – ваша оценка «3», Если вы набрали 7-14 баллов – ваша оценка «4», Если вы набрали более 15 баллов – ваша оценка «5»,
Обратная связь:
Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Антарктиды | Урок понял, но не могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Антарктиды | Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Антарктиды и научить этому товарищей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...