Конспект урока "Антарктида"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Панкратова Алина Александровна

конспект урока в 7 классе на тему  "Антарктида".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antarktida.docx51.51 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока: «Антарктида. Географическое положение материка. История его открытия.

Современные исследования».

Цель урока: 

- продолжить формирование у учащихся умения определять физико-географическое положение материка; 

- познакомить с историей открытия и исследования Антарктиды – самого материка и окружающих его вод;

- показать вклад русских учёных в открытие и исследование Антарктиды.

- рассказать ученикам о наиболее значительных экспедициях и исследованиях Антарктиды;

Задачи урока: 

  1. Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами.
  2. Развивать мышление школьников, для чего предусмотрено создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению.
  3. Продолжить формирование практических умений пользоваться географическими картами

Оборудование: карта мира, карта Антарктиды, контурные карты, атласы, учебники, мультимедийная презентация, компьютер .

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Игра «Самый, самый…» (по домашнему заданию)
  3. Изучение  нового материала

1. Вступительное слово учителя:

- Мы начинаем изучать новый материк. Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным и белым.  

И лежит этот неведомый  край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или  окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Восходом и заходом солнца здесь можно любоваться только один раз в году.

 Он по-своему красив этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание  ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тона, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега. На материке нет  постоянного  население, но здесь сосредоточены 80%  пресной воды.

Какой же это материк?
Учащиеся определяют, что это Антарктида, записывается тема урока  в тетради учащихся. (СЛАЙД 1)

Цели урока (слайд 2)

Знакомство  учащихся с планом урока, который записан на доске.

План урока:

1. Географическое положение материка.

2. Открытие и исследование Антарктиды:

А) путешествие Джеймса Кука;
Б) открытие Антарктиды русскими мореплавателями;
В) открытие южного полюса Руаль Амундсеном и Робертом Скоттом.

3. Современное исследование Антарктиды.

  1. Географическое положение материка Антарктида.

Проблемная задача 1.

Какие материки Земли называют Южными?

Ответ: (Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида)

Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?

Ответ: Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка большей частью лежат в южном полушарии и частично располагаются в северном полушарии.

Тогда почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?
Ответ:
 Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны.

Вопрос,  на который мы должны  дать ответ:

« Каковы особенности физико-географического положения материка Антарктида? »

Как вы думаете, на какие вопросы мы должны с вами ответить, чтобы определить местоположение материка на земном шаре?

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Определить площадь материка.
  • Определить, какими океанами омывается материк?
  • Определить, какие материки близко расположены к материку, а какие удалены?

План
физико-географического положения материка

 (на каждой парте)

  • Положение материка по отношению к экватору.
  • Положение материка по отношению к нулевому меридиану.
  • Крайние точки, их координаты.
  • Протяженность материка с С на Ю и с З на В в градусах и километрах.
  • Площадь материка.
  • Положение материка по отношению к морям и океанам.
  • Положение материка по отношению к другим материкам.
  • Вывод: об особенностях физико-географического положения материка

Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: «Каковы особенности физико-географического положения материка Антарктида?»

Предполагаемые ответы учащихся:

Особенности:

А) материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга;
Б) находится в антарктическом климатическом поясе;
В) от других материков отделён огромным океаническим пространством;
Г) покрыт мощным слоем льда, средняя мощность 2300 м, а остальных материков – 900 м, на 99% материк покрыт мощным льдом;
Д) самый высокий материк за счёт толщины льда.

Работа с учебником.

На странице 7 определите, чему равна площадь материка и какое место он занимает среди других материков?
S = 13 980  млн. км
2, занимает 5 место. (слайд 3)

Наибольшая высота над уровнем моря: массив Винсон 5 140 метров  (слайд 4)

Самый большой по площади остров         43 200  кв. км.  Земля Александра I.(слайд 5)

Особенности географического положения Антарктиды  (слайд 6,7,8)

Учащиеся выполняют  работу в контурной карте (слайд 9)

  • Подписать Южный полюс.
  • Подписать Южный полярный круг.
  • Подписать начальный меридиан.
  • Крайние точки, их координаты.
  • Положение материка по отношению к морям и океанам.
  • Нанести полуостров Антарктический.
  • Подписать современные полярные станции

3. Открытие и исследование Антарктиды:

а) путешествие Джеймса Кука; (Слайд 10, 11)

 Начальный этап исследования Антарктиды.
Открытие островов вокруг Антарктиды и поиски материка.
(16 в. — начало 19 в.)

Задолго до открытия материка строились различные предположения о существовании гипотетической Южной земли, на поиски которой отправлялись экспедиции, обнаружившие крупные острова вокруг Антарктиды. Французская экспедиция Буве де Лозье в 1739 открыла в южной части Атлантического океана остров, названный Буве. В 1772 французский мореплаватель И. Ж. Кергелен обнаружил крупный архипелаг в южной части Индийского океана, состоящий из одного крупного острова (Кергелен) и 300 мелких.
В 1768-71 Дж. Кук возглавил экспедицию, которая направлялась на поиски южного материка. Обследовав Новую Зеландию, экспедиция открыла пролив между ее Северным и Южным островами (впоследствии названный именем Кука) и установила, что Новая Зеландия представляет собой не выступ южного материка, как считали ранее, а архипелаг из двух островов. В 1772-75 Кук во второй экспедиции, посвященной поискам южного материка, первым из мореплавателей пересек Южный полярный круг, однако материка он не обнаружил и заявил, что его вообще найти невозможно из-за льдов, делающих землю недоступной. В течение этого плавания на юге Атлантического океана он подходил к острову св. Георгия, открыл Южные Сандвичевы острова, ошибочно полагая, что это выступ материковой суши и поэтому назвав их Землей Сандвича (по имени первого лорда Адмиралтейства). Группу островов у северо-западного побережья Антарктического полуострова (Южные Шетлендские острова) открыл в 1819 англичанин У. Смит.

б) открытие Антарктиды русскими мореплавателями;

  • Второй этап исследования Антарктиды.
    Открытие Антарктиды и первые научные исследования (19 в.). (слайд 12)

Открытие Антарктиды как материка осуществлено 28 января 1820 русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена, которая на двух судах («Восток», под командованием Беллинсгаузена, и «Мирный» — М. П. Лазарева) прошла вдоль тихоокеанского побережья, открыв острова Петра I, Шишкова, Мордвинова, Землю Александра I и уточнив координаты некоторых ранее обнаруженных островов. Беллинсгаузен шесть раз пересек Южный полярный круг, доказав возможность плавания в антарктических водах

Сообщение учащегося:

Дополнительный материал к уроку

В 1819 г. после длительной и тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов - «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым - Михаил Петрович Лазарев. Экипаж состоял из опытных и бывалых моряков. Морское министерство назначило начальником экспедиции Беллинсгаузена, имевшего за плечами большой опыт дальних морских плаваний.

Беллинсгаузен родился в Эстонии в 1779 г. Мальчику было 10 лет, когда его отдали учиться в Морской кадетский корпус. В 1803-1806 гг. молодой моряк участвовал в первом русском кругосветном плавании.

Командир шлюпа Лазарев родился во Владимирской губернии. Он также поступил в Морской кадетский корпус. Участвовал в войне со Швецией. После окончания войны его назначили командиром корабля «Суворов», посланного в русскую Америку.

16 июля 1819 г. корабли были «Восток» и «Мирный», снялись с якоря и под салют артиллерийских орудий покинули родной Кронштадт. Перед экспедицией поставили задачу: как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно решить вопрос о существовании Южного материка. С первых дней плавания велись научные наблюдения. Достигнув 10° с. ш., корабли вошли в зону затишья, связанную с экваториальным поясом.

В умеренной полосе южной части Атлантического океана стала чувствоваться прохлада. Чем дальше на юг, тем больше стало встречаться птицы, большими стадами проплывали киты. В копне декабря корабли подошли к островам Южная Георгия, который открыл Джеймс Кук. Корабли, медленно лавируя среди плавучих льдов, двигались вперед.

Затем экспедиция встретила первый плавучий ледяной остров - айсберг.

Кораблям постоянно грозила опасность наскочить на мель. Несмотря на грозившие опасности, корабли пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 г. в туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели кромку материкового льда.

В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды, но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.

Долго плавая по Тихому океану, 29 января 1821 г. в 11 часов дня Беллинсгаузен, наконец, записал в судовом журнале, что команда увидела берег, названный в честь Александра 1. Так совершилось величайшее открытие XIX в.

5 августа 1821 г. корабли вернулись в Кронштадт и бросили якорь в том же месте, откуда отправились в плавание два года назад. Они пробыли в экспедиции 751 день и прошли расстояние в два раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф.

  • В) Открытие южного полюса Руалем  Амудсеном и Робертом Скоттом.

Руаль Амундсен и Роберт Скотт – доклад представляет учащийся.(слайд 13,14)

В  1910 Руаль Амундсен со своим «Фрамом»  втайне от всех решил покорить Южный полюс.

А в это время в Антарктиде уже несколько лет упорно и плодотворно работали, соревнуясь между собой, англичане: знаменитый Шеклтон, придумавший прекрасную конструкцию полярной обуви, и военный моряк, капитан Роберт Фолкон Скотт. Последний в 1901-1904 гг. руководил экспедицией, открывшей полуостров Эдуарда VII, часть Трансантарктических гор, несколько горных ледников, оазис и шельфовый ледник Росса. Он исследовал Землю Виктории, первым поднялся в небо Антарктики на аэростате (1902).

В 1910 г. капитан Скотт организовал очередную экспедицию в Антарктиду, одной из задач которой было достижение Южного полюса.

Экспедиция была многочисленной и разноплановой по целям исследований. Скотт на первое место ставил проведение исследований, а покорение Южного полюса считал рекламной акцией во славу британской короны и с целью привлечения дополнительных средств для дальнейших исследований.

Когда исследования, проводившиеся на берегу, были в разгаре, Скотт узнал о прибытии в Антарктиду норвежской команды Амундсена

Амундсен ставил перед собой единственную цель – покорение Южного полюса. Собрав на побережье Антарктиды дом, названный ими «Фрамхейм», норвежцы успешно перезимовали, а в октябре 1911 с наступлением антарктической весны, отряд из пяти человек во главе с Амундсеном отправился в путь. На санях, запряженных собаками, они через горы, ледники и трещины на 56-й день пути в середине декабря 1911 достигли Южного полюса. Три дня они вели астрономические наблюдения. Преодолев более 3000 км, норвежцы вернулись во «Фрамхейм» через 99 дней после выхода – точно, как намечали.

Р. Скотт закончил все исследования на берегу и после этого тоже двинулся к полюсу. Когда 18 января 1912 он достиг цели, там уже стоял норвежский флаг. Моральная травма, которую испытали англичане, была огромной. На обратном пути у них то и дело возникали проблемы. Они не успевали в намеченные сроки к оставленным продуктовым складам, голодали и замерзали. (слайд 15)

Когда отчаяние дошло до предела, близкого к помешательству, капитан Скотт раздал участникам таблетки с ядом и разрешил принять их, когда нет сил дольше терпеть страдания. В конце концов, он остался один в холодной палатке без еды и надежды на спасение. Капитан Скотт до последней минуты своей жизни вел дневник. Трудно представить, каким надо обладать мужеством, чтобы, чувствуя близкую смерть, замерзая от холода и зная, что помощи не будет, продолжать исследования, теперь уже своего организма, своей психики. В последних записях Скотт писал: «Причины катастрофы не вызваны недостатками организации, но невезением в тех рискованных предприятиях, которые пришлось предпринимать»

Трагедия совершилась. Экспедиция в базовый лагерь не вернулась. Позже дневники Скотта были найдены, а результаты исследований использованы продолжателями его дела.

Большинство людей считают капитана Скотта символом мужества, чести и достоинства.

Его последние слова – «Идти и не сдаваться, искать и побеждать». (слайд 16)

Ученик 1:

Квадратный айсберг. Черная вода.

И в черных фраках белые пингвины.

Угрюмый бастион сверкающего льда.

И к смерти приводящие равнины.

И чудятся мне мачты кораблей,

Охваченных предерзостной надеждой –

Пробиться сквозь тиски сверкающих полей

К земле, сокрытой панцирной  одеждой.

Мерещится костлявая рука,

Застывшая над стойким и суровым,

Последним, ею не рожденным словом

Последней записи скупого дневника

Докладчик: (слайд 17) Думаю, что Р. Амундсен понимал тяжесть моральной травмы, которую он нанес, опередив Скотта на полюсе. Он говорил: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни,…мой триумф омрачен мыслью о его трагедии, она преследует меня»... Но повернуть историю вспять невозможно.

  • Проблема - вопрос: Что он хотел сказать этими словами?
  • Учащиеся высказывают своё мнение.
  • Работа с учебником: Назовите имена других исследователей, внесших вклад в развитие знаний об Антарктиде
  • Современное исследование материка. (слайд 18)

Самое широкое изучение Антарктиды проводилось в период МТГ (1957–58гг). 12 (18) государств  приняли участие, было построено 68 научно-исследовательских станций изучали Антарктиду. (слайд 19)

В период подготовки к Международному геофизическому году на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам (в т. ч. советские — обсерватория Мирный, станции Оазис, Пионерская, Восток-1, Комсомольская и Восток, американские — Амудсен-Скотт на Южном полюсе, Бэрд, Халетт, Уилкс и Мак-Мердо).(слайд 20-26)

С конца 50-х гг. в морях, омывающих континент, ведутся океанологические работы, выполняются регулярные геофизические исследования на стационарных континентальных станциях; предпринимаются также экспедиции внутрь континента. Советские ученые осуществили санно-тракторный поход к Геомагнитному полюсу (1957), Полюсу относительной недоступности (1958), Южному полюсу (1959). Американские исследователи прошли на вездеходах от станции Литл Америка к станции Бэрд и далее к станции Сентинел (1957), в 1958 — 59 от станции Элсуорт через массив Дюфека к станции Бэрд; английские и новозеландские ученые на тягачах в 1957-58 пересекли Антарктиду через Южный полюс от моря Уэделла к морю Росса. Во внутренних районах Антарктиды работали также австралийские, бельгийские и французские ученые.

1959 г. был подписан договор об Антарктиде, так в статье 1 договора зафиксировано обязательно использовать Антарктиду исключительно в мирных целях. Там запрещено строить военные базы, проводить военные манёвры, испытывать любые виды оружия.
Статья 5 включённая по инициативе СССР, запрещающая проведению в этом районе ядерных взрывов как в военных, так и в мирных целях, а так – же захоронение радиоактивных отходов.

Статья 11 провозглашает свободу научных исследований, что позволяет любой стране организовывать научные станции и вести научные наблюдения.
Сейчас наши русские альпинисты покоряют вершины гор Антарктиды. В 2003г. там была покорена вершина названная именем Чкалова (летчика) т.к. она имела вид крыла самолёта.

  1. Закрепление изученного материала:

Фронтальная работа в классе по вопросам  на слайдах:

  1. Кто из путешественников первым достиг Южного полюса?


а) Руаль Амундсен

б) Христофор   Колумб

в) Васко да Гама

г) Роберт Пири

д) Роберт Скотт

е) Магеллан                 

               

2.Чьи это слова: «… земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы … эта страна обречена природой на вечный холод»?

выполните тесты в тетрадях и после звонка сдайте работы и контурные карты.

Отметьте правильный ответ

1. Антарктида была открыта:

2. Борьбу за достижение первым Южного полюса вели:

3. Международным географическим годом был признан:

в 1775 г.

Кук и Лазарев

1950 г.

в 1820 г.

Уилкс и Росс

1955 г.

в 1895 г.

Шеклтон и Моусон

1957 г.

в 1911 г.

Амундсен и Скотт

1960 г.

Вывод по изученной теме делают учащиеся.

11. Подведение итога урока учителем

Итак,  вы сегодня:

1)Самостоятельно узнали ответы на все проблемные вопросы;
2)Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение;

3)Составили план характеристики любого материка, что позволит самостоятельно изучить и легко описать другие материки;

4)Овладели обобщенным способом описания физико–географического положения материка;
5)Закрепили навыки работы с картой, глобусом, учебником, алгоритмом;
6) Очень хорошо поработали самостоятельно и в коллективе и думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы все.

12. Рефлексия

13. Домашнее задание: параграф  48  

Приложение1

Модуль для учащихся.

Географическое положение, история исследования Антарктиды.

Интегрирующая дидактическая цель: В процессе работы над модулем вы должны изучить особенности ФГП Антарктиды, познакомиться с историей открытия и исследования Антарктиды – самого материка и окружающих его вод; изучить  вклад русских учёных в открытие и исследование Антарктиды; рассмотреть наиболее значимые экспедиции в исследовании  Антарктиды.

Модуль 1.  Географическое положение Антарктиды,  его особенности

УЭ

Содержание

Советы учителя

УЭ 1

Входной контроль:

Цель: проверить  выполнение  домашнего задания.

Ход работы:

Вам необходимо вспомнить и назвать  «рекорды» каждого материка.

Ваша задача – получить как можно большее количество жетонов (баллов)  (5 минут)

УЭ 2

Географическое положение Антарктиды.

Ход работы:

1.Вводное слово учителя о географическом положении Антарктиды.

2. Практическая работа: «Изучение географического положения  Антарктиды».

Ход работы:

1. Подпишите  Южный полюс.

2. Подпишите Южный полярный круг.

3. Подпишите начальный меридиан.

4. Крайние точки, их координаты.

5. Положение материка по отношению к морям и океанам.

6. Нанесите полуостров Антарктический.

7. Напишите в тетради вывод об особенностях  географического положения, закончив предложения:

-Материк почти полностью расположен в пределах  …. полярного круга и находится в …….климатическом поясе.

-От других материков Антарктида отделена огромными …… пространствами.

-За счет толщи ……. Антарктида оказалась самым ………….  материком Земли.

-Благодаря географическому положению,  в Антарктиде находится мировой полюс …………

Контроль: взаимоконтроль. Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу соседа

Работа в контурных картах (время выполнения 7 минут)

Время выполнения работы – 3 минуты

Максимальная оценка 6  баллов

УЭ-3

История исследования материка.

Ход работы:

1 Прослушайте сообщения одноклассников, прочитайте текст в учебнике на странице…… , заполните таблицу:

Путешественник, исследователь

дата

Открытия и достижения

Дж .Кук

Ф. Беллинсгаузен и  М. Лазарев

Ч. Уилкс (США)

Д. Росс (Англия)

Р. Амундсен

Р. Скотт

Работа в  контурной карте:

Нанесите маршруты экспедиций Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, Р. Скотта, Р. Амундсена

Контроль: самоконтроль. Во время озвучивания делайте исправления и дополнения

Время заполнения таблицы  3 минуты

Время работы в контурной карте - 3 минуты

Максимальное оценка – 6 баллов

УЭ- 4

Выходной контроль:

Цель: проверьте, как вы усвоили новую тему, выполнив задания:

1.Антарктида – это:

  1. материк остров, покрытый льдом
  2. дрейфующий лед
  3. айсберг

2. Какое влияние оказывает Антарктида на климат  Южного  полушария?

  1. Охлаждающее
  2. Отепляющее
  3. Увлажняющее
  4. Никакого

3.Какой процент объема поверхностных пресных вод Земли содержится в ледниковом покрове Антарктиды?

  1. 90%
  2. 50%
  3. 20%
  4. 2%

4. . Антарктида была открыта: 

  1. в 1775 г.
  2. в 1820 г.
  3. в 1895 г.
  4. в 1911 г.

5. Борьбу за достижение первым Южного полюса вели:

  1. Кук и Лазарев
  2. Уилкс и Росс
  3. Шеклтон и Моусон
  4. Амундсен и Скотт

6. Международным географическим годом был признан:

  1. 1950 г.
  2. 1955 г.
  3. 1957 г
  4. 1960 г.

Контроль: работу проверяет учитель

Максимальное оценка – 6 баллов

УЭ-5

Задание на дом параграф 48 выучить

Резюме: Вернитесь к началу модуля, прочитайте, какие перед вами стояли цели. Определите, весь ли материал вы усвоили. Оцените себя. Посчитайте, какое количество баллов вы набрали

УЭ

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

Всего баллов

Количество баллов

Если вы набрали 6 баллов – ваша оценка «3», Если вы набрали 7-14 баллов – ваша оценка «4», Если вы набрали более  15 баллов – ваша оценка «5»,

Обратная связь: 

Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Антарктиды

Урок понял, но не могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Антарктиды

Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение,   историю открытия и современные исследования Антарктиды

и научить этому товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...