Урок географии в 8-м классе по ФГОС
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Формирование представления о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_v_8_klasse.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Исполнитель: Дмитриченко Ю.Н.
Тема урока: «Стихийные природные явления в литосфере».
Цель: формирование представления о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях.
Задачи: дать представление об оползнях, селях, обвалах; расширить знания учащихся о вулканизме и землетрясениях как результате внутренних тектонических процессах; раскрыть влияние внешних и внутренних процессов на жизнь и хозяйственную жизнь человека.
Ход урока
I Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
Фронтальная беседа по основным вопросам предыдущего урока.
На какие две группы можно разделить процессы, под воздействием которых формируется рельеф? (эндогенные и экзогенные)
В какой форме проявляются эндогенные процессы? (горообразовательные движения, внедрение магмы в земную кору, излияния ее на поверхность, медленные колебания земной коры)
Как называются формы рельефа, образованные внутренними процессами? (эндогенные)
За счет чего происходят внешние процессы? (за счет солнечной энергии, поступающей на Землю, воды, воздуха, организмов)
Как называются формы рельефа, образованные внешними процессами? (экзогенные)
Приведите примеры экзогенных форм рельефа (овраги, пещеры, морены, троги, котловины, уступы, кары, воронки, дюны, терриконы, насыпи, болотные кочки и т.д.)
2. Диктант для проверки знаний ключевых слов.
Соотнесите соответствия:
Факторы: Формы рельефа:
А) эндогенные; 1) речные долины
Б) экзогенные; 2) морены
3) овраги
4) вулканические конусы
5) горные хребты
6) терриконы
7) барханы
8) лавовые плато
9) дюны
10) бараньи лбы
11) возвышенности
12) ложбины
II Изучение нового материала:
Учитель: -Природа не поскупилась на богатую палитру гор и равнин. Особым очарованием обладают даже старые горы, у которых вместо снежных шапок и пиков пологие склоны. Горы - мир загадочный, и до сих пор мало познанный, неповторимо красивый и полный опасностей. А сколько красоты на равнинах!
Величие равнин незаметно: бескрайние леса; реки, лениво текущие по велению рельефа; овраги и болота; дороги, пролегающие прямо, как стрела, без крутых подъёмов и спусков.
Большинство склонов гор, и равнин могут показаться совершенно неподвижными: об этом говорит покрывающая их растительность. Но всё это - обманчиво. Мгновение - и всё поползёт, двигая за собой вековые деревья. Любуясь живописным пейзажем, человек не задумывается о трагедии. Его внимание привлекают причудливые изгибы вершин, зубчатый профиль гребня, гладь равнин, при этом отвлекая от самого прекрасного - собственной жизни. Вот нарастает гул, рыбки мечутся в аквариуме, беспокойно озираются по сторонам животные. Вот уже маленькие камни стёрты при огромном движении. По швам трещит одеяния гор: друг - друга давя, обгоняя, глыбы устремляются вниз, не щадя ничего и никого на своём пути. И всё это так внезапно, так неожиданно!
- Почему они опасны?
- Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?
- Прочитайте определение.
- Под стихийными понимаются разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.
Учитель: - К стихийным явлениям литосферы обычно относятся землетрясения, вулканизм, селевые потоки, оползни, лавины и обвалы, о которых сегодня мы с вами поговорим.
Опережающие задания - сообщения учеников сопровождаются видеосюжетом. Учащиеся работают на к/к, один ученик -у доски.
а) землетрясения.
- Сейчас мы познакомимся с географией землетрясений. Послушаем сообщение ученика. Внимательно слушайте и смотрите видеозапись. После прослушивания сообщения, районы распространения землетрясений отметим на контурной карте.
1 Ученик: - Землетрясения - колебания Земли, вызванные внезапными изменениями в состоянии недр планеты. Эти колебания представляют собой упругие волны, распространяющиеся с высокой скоростью в толще горных пород. Наиболее сильные землетрясения иногда ощущаются на расстояниях более 1500 км от очага и могут быть зарегистрированы сейсмографами. Землетрясения относятся к опаснейшим стихийным явлениям, следствием которых является появление разломов в земной коре, смещение пластов горных пород, изменение русел рек, разрушение зданий и сооружений. Сильные землетрясения в России случаются на Кавказе, п-ве Камчатка, в горах Алтая, на о. Сахалине и Курильских островах. В 1995 г. в результате сильного землетрясения (около 8 баллов по шкале Рихтера) на севере острова Сахалин в считанные минуты был буквально стёрт с лица земли посёлок нефтяников Нефтегорск. Пострадали тысячи жителей. Разрушения были столь велики, что было принято решение не восстанавливать посёлок на этом месте.
Учитель: - Люди во все времена считали, что землетрясения - это стихия, абсолютно не связанная с их деятельностью. В древности, вероятно, так и было. Но современный человек, добывая из - под земли нефть, газ, закачивая туда загрязнённую воду, влияет на процессы, происходящие глубоко в её недрах. Поэтому, в районах нефте- и газодобычи всё чаще происходят подземные толчки землетрясений, которые называются техногенными.
б) вулканы.
-Где в нашей стране встречаются вулканы, про это нам расскажет ученика.
2 Ученик: - Вулкан - это проявление внутреннего тепла Земли. Вулканы причиняют огромный ущерб, особенно тогда, когда извержение происходит внезапно и не остается времени предостеречь и эвакуировать население. Раскаленная лава уничтожает все, что встречается на ее пути, вызывая пожары. Ядовитые газы распространяются на большие расстояния. А пепел покрывает огромные пространства. 20 см вулканического пепла достаточно, чтобы разрушить крышу дома. Действующие вулканы в России находятся на Камчатке и на Курильских островах. Их около шестидесяти. Самый высокий из них - Ключевская Сопка. Его конус возвышается на 4750 м. Извергается Ключевская Сопка довольно часто – примерно 1 раз в 7 лет. Но потухшие вулканы есть и на Кавказе – Эльбрус и Казбек.
Учитель: Посмотрим видеофрагмент об извержении вулкана.
в) оползни - самое грандиозное и чаще всего катастрофическое проявление гравитации на склонах.
3 Ученик: - Оползни - это скользящие смещения масс горных пород вниз по склону, возникающие из-за нарушения равновесия, вызываемого различными причинами. Оползни могут быть на всех склонах с крутизной 20° и более и в любое время года. Они различаются не только скоростью смещения пород, но и своими масштабами. Скорость медленных смещений пород составляет несколько десятков сантиметров в год, средних - несколько метров в час или в сутки и быстрых - десятки километров в час и более. К быстрым смещениям относятся оползни-потоки, когда твердый материал смешивается с водой, а также снежные и снежно-каменные лавины. Следует подчеркнуть, что только быстрые оползни могут стать причиной катастроф с человеческими жертвами. Наиболее действенной защитой от оползней является их предупреждение. Из комплекса предупредительных мероприятий следует отметить собирание и отведение поверхностных вод, искусственное преобразование рельефа, фиксацию склона с помощью свай и строительства подпорных стенок.
г) Лавины
4 Ученик: - Лавины - самый маленький толчок Земли может стать причиной катастрофической силы, которая, устремляясь вниз, набирает такую мощь, что способна даже перевернуть и оставить под собой огромный движущийся поезд. Лавина - масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор, аналогично обвалу. Скорость движения в среднем 20-30 м/с. Падение лавины сопровождается образованием воздушной предлавинной волны, производящей наибольшие разрушения. В горных районах, где снежные лавины возникают ежегодно, созданы специальные службы, своевременно предупреждающие население о грозящей опасности. Осуществляется искусственный сброс лавин путем их обстрела, отвод лавин дамбами и лавинорезами, проводится укрепление склонов опорными сооружениями.
Лавины часто встречаются не только в горных районах России, а также и на равнинах.
д) сели.
- Еще в горах образуются грязекаменные потоки - сели. Причины их образования могут быть разные. Про них расскажет ученика.
5 Ученик: Сель — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60% объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов.
Сель — нечто среднее между жидкой и твёрдой массой. Средняя скорость движения селевых потоков 2-4 м/с, достигая 4-6 м/с, что обуславливает их большое разрушительное действие. На своем пути потоки прокладывают глубокие русла, которые в обычное время бывают сухими или содержат небольшие ручьи. Материал селей откладывается в предгорных равнинах. Сели характеризуются продвижением его лобовой части в форме вала из воды и наносов или чаще наличием ряда последовательно смещающихся валов. Прохождение селя сопровождается значительными переформированиями русла.
Сель возникает в результате интенсивных и продолжительных ливней, бурного таяния ледников или сезонного снегового покрова, а также вследствие обрушения в русло больших количеств рыхлообломочного материала (при уклонах местности не менее 0,08—0,10). Решающим фактором возникновения может послужить вырубка лесов в горной местности — корни деревьев держат верхнюю чаcть почвы, что предотвращает возникновение селевого потока.
е) Обвал
6 Ученик: Обва́л — отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести. Обвалы возникают на склонах речных берегов и долин, в горах, на берегах морей. Причиной образования обвалов является нарушение равновесия между сдвигающей силой тяжести и удерживающими силами. Оно вызывается:
увеличением крутизны склона в результате подмыва водой;
ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами;
воздействием сейсмических толчков;
строительной и хозяйственной деятельностью.
Крупнейший обвал объёмом 2,2 млрд м³ произошёл 18 февраля 1911 года на реке Мургаб, в результате которого образовались естественная плотина и Сарезское озеро.
27 сентября 1995 года в Сунженском районе Ингушетии, в 6 км от села Алкун, произошел горный обвал длиной 130—150 м, шириной 6-10 м и глубиной 40-50 м. В результате погибло 16 человек, в том числе ребёнок.
Учитель: Посмотрим видеофрагмент о селях и обвалах.
-Ребята, встречаются ли в нашей местности стихийные явления литосферы?
-Нет (примеры учащихся)
- Почему?
Учитель: - Ребята, стихийные явления литосферы причиняют не только большой вред человеку, но и огромное горе. Чтобы уберечь себя и окружающих от опасности, нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Используя полученные на уроке знания, попробуйте составить памятки по поведению людей во время катастрофических явлений.
Работа в группах.
I группа – вулканы, землетрясения
П группа - сели, оползни, обвалы, лавины.
III. Закрепление
1. По определениям необходимо определить, о каком стихийном явлении идет речь.
Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)
Гора, имеющая кратер, конус, жерло – (вулкан)
Колебания земной поверхности – (землетрясения)
Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)
Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)
Падение больших масс горных пород – (обвал)
После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты. Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его.
1. Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы.
(Извержение вулкана)
2. Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, я укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение.
(Лавина)
3. Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных.
(Цунами)
IV. Выставление оценок учащимся.
V. Домашнее задание : Параграф 15, стр. 67 - 69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование школьной ГИС на уроках географии, в рамках перехода образования на ФГОС
Урок построен в рамках перехода на ФГОС нового поколения...
Урок географии в 6-м классе по ФГОС
Тема урока: Облик земного шара. Свойства вод Мирового океана....
Урок географии в 7-м классе по ФГОС
Составление карты «Климатические пояса мира», выделение показателей характеристики климатического пояса, характеристика климатических поясов...
Урок географии в 11-м классе по ФГОС
Знакомство с особенностями территории и экономико-географическим положением страны, с особенностями природы, населения, хозяйством ЯпонииФормирование навыков самостоятельной работы с текст...
Разработка урока географии "Стороны горизонта" 5 класс ФГОС
Разработка урока географии "Стороны горизонта" 5 класс ФГОС включает в себя конспект урока, технологическую карту урока, маршрутную карту с заданиями, презентацию к уроку....
Урок географии в 6-м классе по ФГОС. Облик земного шара. Свойства вод Мирового океана
Облик земного шара. Свойства вод Мирового океана...
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...