Вклад географии в Великую Победу
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Кириенко Валентина Петровна

Методическая разработка по теме «Вклад географии в Великую Победу»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме

«Вклад географии в Великую Победу»

учитель географии МАОУ СОШ №96 Кириенко Валентина Петровна

Цель: показать роль географии в годы Великой Отечественной войны, значимость предмета, воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории своей страны

Ведущий: Мы помним о тех, кто своим ратным подвигом или самоотверженным трудом в тылу добыл дорогую победу. О Великой Отечественной войне, о вкладе в дело победы различных родов войск, отраслей хозяйства, ученых и специалистов написано много.

Велика была роль географов в годы войны и на фронте, и в тылу. В трудное для Родины военное время географы внесли свой вклад в дело разгрома врага. Географы готовили военно-географические описания на фронте, в специальных частях вели прогноз погоды метеорологи; прогнозировали состояние водных рубежей гидрологи; в тылу географы принимали участие в решении вопросов размещения производства, в выявлении земельных и водных ресурсов, в поисках полезных ископаемых в восточных районах страны — на Урале, в Сибири, Поволжье, Казахстане и Средней Азии.

Об участии географов в Великой Отечественной войне мы расскажем сегодня.

Первый ученик.

География на службе войны.

Уже в первые годы войны в Академии наук СССР было создано несколько специальных комиссий, вскоре объединенных в комиссию по геолого-географическому обслуживанию Советской Армии.

Одним из руководителей комиссии был Александр Евгеньевич Ферсман, который активно включился в напряжённую работу по обороне  страны.

Основные задачи географии в годы войны заключались в следующем.

На фронте определялась территория развития военных действий, проходимость дорог театра военных действий, погодно-климатические условия театра военных действии и их военная оценка, изучались природный и культурный ландшафты для осуществления маскировки.

В тылу ученые-географы проводили комплексный учет и анализ природных и экономических ресурсов, оценивали эти условия, делали научную разработку перспектив экономического развития тыловых территорий (и в военное и в послевоенное время).

Второй ученик:         

Наверно, всем понятно выражение – «Топографы – это глаза армии». Ни одна военная операция не проходила без карт. Карта - это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками.

В годы войны отряды военных и гражданских геодезистов, топографов и картографов самоотверженно трудились, чтобы обеспечить армию картами.  Театр военных действий раскинулся на огромной площади - от Баренцева до Черного морей. Только с июля по декабрь 1941 г. геодезисты, топографы и картографы выполнили съемку местности на площади более 500 тыс. кв. км, составили и издали свыше 2 тыс. листов карт разного масштаба.

Особо следует отметить героический труд картографов, оставшихся в блокадном Ленинграде. Ленинград. Блокада. Ужас и безумие. Кровь и смерть. В условиях жесткой блокады под обстрелом немецкой артиллерии в условиях холода и голода ленинградцы составляли, чертили, печатали карты, не прерывая работу ни на день.

Третий ученик:

На всех фронтах действовали военно-геологические отряды. Главные их задачи - обеспечить армию сведениями о рельефе, почвах залегании подземных вод, источниках водоснабжения и местными строительными материалами.

Боевые действия велись в различных условиях – в тундре, тайге, зоне смешанных лесов, лесостепи и черноземных степях, степях и полупустынях Прикаспия, в горах Кавказа, Карпат и в других горных системах.

Карельский фронт был не только самым северным, но и самым протяжённым. Он простирался от Ленинграда через всю Карелию и Кольский полуостров. Изобилие лесов, озер и болот, бездорожье создавали большие трудности для инженерного обеспечения военных действий войск. Военно-геологические отряды оперативно давали сведения о свойствах пород, качестве озерных и болотных вод, данные о состоянии дорого, мостов и переправ, выявляли необходимые для ремонта дорог строительные материалы.

Такие работы велись на всех фронтах и разных природных условиях.

Четвертый ученик:

В истории войн имеются блестящие примеры использования гидрологической обстановки. Одним из них может служить битва Александра Невского на льду Чудского озера. Выбор такого поля битвы объясняется тем, что тевтонские рыцари были тяжело вооружены, а толщина льда на озере была относительно невелика, и лед не выдержал их тяжести. Другой пример относится к гражданской войне, когда М.В. Фрунзе осуществил при сгонном ветре неожиданное для противника форсирование обычно непроходимого Сиваша в обход сильно укрепленной обороны врангелевских войск на Перекопном перешейке.

Гидрологи помогали преодолеть водные рубежи, болота и в годы Великой Отечественной войны. Целый ряд операций наших войск строился с учетом неверного представления противника о непроходимости болот для тяжелой военной техники, но на болотах настилалась гать, и таким образом, обеспечивалась внезапность операции и прорыв войсками наименее укрепленных участков обороны противника.

Иногда было выгодно перенести начало активных действий на фронте на 1-2 дня с тем, чтобы использовать плохую погоду для сосредоточения сил, а при первом же прояснении неба начать бой, опираясь на сильную поддержку с воздуха группами самолетов.

На некоторых гидрологических станциях наблюдения не прерывались даже в тылу врага.

Именно гидрометеослужба Ленинградского фронта и Ладожской военной флотилии обеспечили прокладку через Ладожское озеро Дорогу жизни. Эта служба позволяла использовать ледяную дорогу в течение максимально возможного времени. Знаменитая ленинградская поэтесса Ольга Берггольц, так писала об этой дороге:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим,

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги

В ходе наступательных операций наши войска форсировали широкие реки Днепр, Днестр, Дунай, Березину, Вислу, Одер. Гидрологи давали сведения о ширине и глубине рек, наличии бродов, скорости течения, характере берегов и дна, заболоченности поймы и др. Так, например, форсирование в сентябре             1943 г. рек Десны, Сож, Днепра войсками 1-го Белорусского фронта было успешно осуществлено с учетом водности этих рек.

Пятый ученик:

География и флот.

Все моряки по сути своей службы в той или иной мере связаны с географией. На многоводных реках и озерах для создания оборонительных рубежей использовались флотилии Азовская, Дунайская, Пинская, Чудская, Ладожская, Онежская, Волжская, отряд кораблей на озере Ильмень и др.

Советский флот с первого дня войны и до последнего залпа непрерывно вел активные боевые действия на морях, озерах и реках. Наше морское командование ждало прихода большого немецкого флота к советским берегам, но фашисты не решались на это. Неприятель действовал вблизи наших берегов в основном небольшими кораблями.

Вот один из примеров работы гидрографов во флоте на войне. При высадке десанта в Феодосии гидрографы первыми ворвались в порт, захватили и зажгли маяк защитного мола, установили огни на других молах, обследовали глубину у причалов. В ходе боя гидрографы определили и осветили точки наводки для кораблей отряда артиллерийской поддержки.

Шестой ученик:

Влад в дело победы внесли альпинисты, которые вели жестокие и упорные битвы за перевалы.

У подножия Эльбруса расположен горнолыжный и альпинистский центр. Рядом, на научных станциях и в обсерваториях, изучают жизнь ледников и лавин, космические лучи и звездное небо. Но более 40 лет назад в Приэльбрусье шли жестокие бои с гитлеровцами. Заступали в гарнизоны перевалов советские альпинисты, сменившие ковбойки спортсменов на обмундирование офицеров отдельных горнострелковых отрядов.

Гитлеровцам необходимо было захватить Кавказ, чтобы получить нефть, выйти к южной границе. Бои за Кавказ проходили на склонах и вершинах.             21 августа гитлеровцы восходят на обе вершины Эльбруса и водружают знамя. Долины, перевалы, вершины, знакомые нашим альпинистам по мирным походам и восхождениям, становятся театром военных действий. Поэт Николай Тихонов так написал об этом:

Там пушки скатывались в пропасти,

 Сорвав лавины ком,

Там альпинист делился доблестью

 С бывалым моряком.

В феврале 1943 г. несмотря на высоту, холод, бураны, на не сдавшиеся в плен группы разгромленной дивизии «Эдельвейс», на заминированные тропы советские альпинисты выполнят приказ: снимут с вершины Кавказа фашистские вымпелы и установят Государственный флаг СССР.

Силуэт нашего Эльбруса изображен и на значке «Альпинист СССР», и на боевой медали «За оборону Кавказа».

Ведущий:

Можно рассказать еще о славных делах географов в тылу и на фронте в суровые военные годы. Многие из них не дожили до победы. Память о них хранят коллеги и друзья. Многие и сейчас работают, отдавая все свои силы, знания, опыт географической науке.

Когда вы будете читать географическую литературу, помните, что авторы многих книг: — А.Е.Ферсман, К.И.Марков, В.С.Преображенский, Ю.И.Ефремов, Л.С.Абрамов, Ю.Г.Саушкин, И.П.Герасимов, А.М.Комков и многие другие — были в числе славных защитников Родины.

Авторы школьных учебников и пособий: Н.В.Андреев, Н.А.Максимов, И.С.Матрусов, В.П.Максаковский, И.А.Ерофеев тоже воевали, проливали кровь за наше мирное будущее. Георгий Семёнович Гужин известный учёный, выдающийся краевед, почётный член Русского Географического общества, заслуженный деятель науки Кубани - участник Великой Отечественной войны, награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью за боевые заслуги и многочисленными юбилейными медалями участника войны.

Спасибо всем, кто подарил нам мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вклад химии в великую победу.

Вклад химии в великую победу....

Внеклассное мероприятие "Вклад химии в Великую Победу"

Внеклассное мероприятие "Вклад химии в Великую Победу" об ученых-химиках, разработки которых внесли вклад в победу над фашизмом, а также о химических элементах в военном деле....

Сценарий праздничного концерта ко Дню Победы «Вклад глухих в Великую Победу»

Сценарий может быть полезен для коррекционных школ, где обучаются глухие и слабослышащие дети....

Рождественские образовательные чтения «Великая Победа: наследие и наследники» муниципальный этап Секция: «Вклад Урала в Победу»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ — церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения....

QR-квест «Вклад математиков в Великую Победу»

Название работы: QR-квест по математике «Вклад математиков в Великую Победу»ФИО автора (полное, без сокращений): Полонская Елена ВасильевнаНазвание общеобразовательного учреждения (полное,...