Экология Прохоровского района
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Разработка урока  "Экология Прохоровского района". Учащиеся рассматривают главные проблемы взаимодействия человека с природой своего края: обеспечение пресной водой, утилизация мусора, охрана растительного и животного мира. Предлагают пути решения проблем и участие школьников в деле охраны природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_prokhorovskogo_rayona.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экология Прохоровского района. Экологические проблемы..

Предмет: Экология.

Класс: 5 класс

Тип урока: комбинированный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Цели:

Личностные:

- содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей;

-   изучить вопросы природоохранной деятельности,  содействующие воспитанию гуманности и ответственности по отношению к природе своего края.

Метапредметные:

- формирование  познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, развивать умения приобретать новые знания , уметь управлять своей познавательной деятельностью, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

Предметные:

- обеспечить усвоение материала о экологической ситуации Прохоровского района и способах решения экологических проблем;

- продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой..

Оборудование: видеофрагменты,  глобус, раздаточный материал: информационно – справочный материал, карточки с заданиями, , новые термины

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент

 

-Здравствуйте , ребята! Я рада вас видеть на уроке. Улыбнитесь . Пожмите ладошку друг другу, чтобы пошло тепло. Вы сегодня работаете в команде.

Подготовка класса к работе

Коммуникативные:

Создание благоприятного климата для обучения

2.Целеполагание и мотивация

Звучит музыка. Наш урок я хочу начать вот этим стихотворением.

«Человек – не умен, – сказал мне мудрец.

Посмотри, что творит на Земле он!

Через век он природу разрушит вконец,

А в нее был когда-то влюблен он».

Свято верили предки, что природа – краса.

«Охраняйте ее!» – говорили.

А теперь мы в родные глядим небеса

Через окна, седые от пыли.

Почему? Что случилось на шаре земном?

Или люди все вдруг поглупели?

Так ведь страшно проснуться в доме своем

И весной не услышать капели.

Какая тема урока? Вы правы  - «Экология Прохоровского района»

Что такое экология? ( Экология – от слова «дом», это – наука о жизни в окружающем мире, об искусстве жить красиво в гармонии с природой.

Скажите, о чем мы будем говорить на уроке, какие вопросы решать?

Эпиграф: «Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а о спасении».      В. Распутин

формулируют тему урока, ставят цель:

выяснить, как взаимодействует человек с окружающей средой в нашем районе.

-

Отвечают на вопрос.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

3. Актуализация знаний уч-ся (постановка проблемы)

Определите наиболее значимые аспекты взаимодействия человека с природой в нашем районе:

- обеспечение пресной водой жителей нашего района

- сохранение растительного и животного мира

- утилизация бытовых отходов.

На уроке работают 3 лаборатории : гидрологии, биологии, экологии.

Мне помогают руководители лабораторий, которые оценят степень участия в работе каждого из вас.

Составление плана достижения цели

Участвуют в обсуждении

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблемы

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли

4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

5этап. Этап п проверки понимания изученного материала

Физкультминутка

6 этап .Информация о домашнем задании

7 этап. Рефлексия.

Для каждой группы подготовлены карточки с заданиями:

Гидрологи:

1).Роль пресной воды в жизни человека.

2).Почему в нашем районе нет крупных рек?

3).По карте Прохоровского района определите, какие реки берут здесь начало.

4). Что дает начало рекам?

5).  Сколько родников на территории района? Расскажите о нескольких родниках.

6). Благоустройство родников.

7).Водоснабжение Прохоровки

8). В чем заключается проблема обеспечения пресной водой и как можно ее решить?

Зоологи и ботаники:

  1. Проблема сохранения видов животных и растений в современных условиях.
  2. Красная книга Прохоровского района. (в каком году появилась, кто автор книги, сколько видов растений и животных Прохоровского района занесено в Красную книгу)
  3. Животные и растения Красной книги.

4). Охраняемые территории нашего района.

Экологи: 

1).Почему нашу цивилизацию называют «мусорной»? Почему мусора стало так много?

2). Что делать с отходами?

3). Что вы можете предложить для того, чтобы отходов стало меньше?

4) Какие знаки на упаковке говорят о том, что упаковка подлежит повторной переработке?

5). Проблема утилизации мусора в Прохоровском районе.

6).Придумайте варианты повторного использования отслуживших свой век вещей.

( звучит музыка, группы работают с литературой, в Интернете найти Музей природы белгородчины)

Сейчас мы будем обсуждать вопросы взаимоотношения человека с природой в нашем районе.

Самодержавная царица,

Для всех бесценная всегда,

Ты несравнимая с Жар-птицей,

Ее величество – Вода.

Слово гидрологам. (Презентация)

Вы видите, что существует проблема пресной воды. Как же мы с вами можем помочь этой проблеме? (Беречь ее.)

- А как беречь? (Не использовать лишнего, закрывать кран, не загрязнять водоемы,    ухаживать за родниками).

А сейчас мы прервемся и немного отдохнем. Игра называется "Хорошо - плохо".

У каждого из вас есть зеленый и красный квадраты. Зеленый квадрат - положительное влияние на природу,   красный   - отрицательное.

Я вам буду называть ситуацию, а вы поднимите нужный знак

 -Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками

  -  Развешивание кормушек и домиков для птиц.

  -  Мусор в лесу.

  -Браконьерство.

 - Очистительные фильтры на трубах заводов.

  - Создание заповедников.

  - Посадка деревьев.

  - Сбор макулатуры

   - Вырубка леса

  - Создание Красной книги.

Что такое Красная книга? Найдите в словаре определение.

   Красная книга - это книга справочник об исчезающих животных и растениях. Красный цвет сигнал - тревоги, запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в книгу, необходимо охранять.(презентация )

Биологи представляют свою работу.

(ежи в центре поселка, видеофрагмент ; водяная крыса )

Сделайте вывод.

«Есть такое твердое правило.  Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».    Антуан де Сент-Экзюпери.

Со своей работой знакомят экологи

Презентация

(раздают карточки с заданиями; распределите предмет-временной период)

     Пластиковая бутылка

 •    Алюминиевая банка

 •    Стеклянная бутылка

 •    Тетрадка

 •    Носок

 •    Огрызок яблока

 Сколько какой отход будет жить на свалке

 Периоды

 •    2-5 недель

 •    2-10 лет

 •    Более 1000 лет

 •    500 лет

 •    100 лет

 •    1 год

(оценивают правильность выполнения работы экологи)

Что можно сделать для того, чтобы мусора стало меньше? Предложите варианты повторного использования ненужных вещей.

Молодцы, вы хорошо потрудились.

А что вы можете сделать и делаете для сохранения окружающей среды?

(-участие в областном проекте «Зеленая столица», посадка деревьев

- Сбор макулатуры  

- Изготовление кормушек для птиц

- Расчистка родников

-участие в благоустройстве территории гимназии и своей улицы (на доске – таблички, на которых представлено участие детей в охране природы)

Проект «Благоустройство территории»

-Придумайте варианты повторного использования отслуживших свой век вещей, подготовьте поделку на выставку «Вторая жизнь вещей»

-Выясните, сколько потребляется воды в нашем районе в сутки, кто главный потребитель.

Наш урок подошел к концу

- Что вы узнали нового? Что вам хотелось бы еще узнать?

- Что вам понравилось?

Сегодня вы были настоящими исследователями. Спасибо за урок! Руководители лабораторий поставьте оценки в таблицу знаний.

Работа в группах, коллективный поиск информации.

 Обсуждение вопросов в группах, подготовка к защите.

Группа гидрологов рассказывает о проблемах обеспечения пресной водой

Представляют проект: Родники на карте Прохоровского района

Работают со словарем

Знакомят с  Красной  книгой Прохоровского района.

Рассказывают об охраняемых растениях и животных.

Рассказывают о проблемах утилизации мусора и пути решения проблем.

Рассказывают о своем вкладе в охрану природы Прохоровки

Познавательные:

Структурирование знаний

Личностные :

Формировать умение способности к саморазвитию, сотрудничества при работе в группах.

Познавательные: умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную

цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного

задания

Коммуникативные:  Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника

высказывания

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антропофункциональное зонирование Прохоровского района как основа для рационального управления природопользованием

Антропофункциональное зонирование Прохоровского района выполнено с использованием данных дистанционного зондирования. ...

Демографическая ситуация села Большое Прохоровского района

Проект "Демографическая ситуация села Большое Прохоровского района"...

Отчет о результатах самообследования МБОУ "Прохоровская гимназия" Прохоровского района Белгородской области за 2014-2015 учебный год

Представлен анализ результатов самообследования МБОУ "Прохоровская гимназия" Прохоровского  района Белгородской области за 2014-2015 учебный год...

Исследовательская работа_Проблемы экологии Ольгинского района

Удивительна дальневосточная природа, где сохранились уникальная флора и фауна. Необъятны леса, насчитывающие несколько сотен видов растений. Неповторимые очертания сопок, горные реки с хариусом и ленк...

презентация "Экология моего района"

Презентация содержит общие сведения об Егорлыкском районе, его географическом положении и климатических условиях, экологических проблемах района и об организации экологической работы в школе...

Программа: "Население, хозяйство и экология Милютинского района"

Программа курса:"Население, хозяйство и экология Милютинского района" предназначена для 7-9 классов и является продолжением курса освоем крае, начатого в 5-6 классах....

Гидробиологические исследования водоемов Прохоровского района

Данный материал рассказывает о водных объектах....