ЗДОРОВЬСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
учебно-методический материал по географии по теме

 

Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Большое место в работе школ на современном стали в последнее время занимать здоровье сберегающие технологии.


Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.

В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся.

Хочу поделиться своими наработками организации уроков с использованием здоровье сберегающих технологий. Я считаю наиболее приемлемым применять на уроках географии интерактивные, в том числе и игровые технологии. При этом использую метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку.

При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой.

Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки – экспедиции, уроки – путешествия. Например, в 6 классе «Путешествие капельки» (по теме Гидросфера»), «Полет на воздушном шаре» (по теме Атмосфера), «Восхождение на вулкан» (по теме Литосфера). Курс «География материков и океанов» предоставляет огромные возможности для применения игровых технологий. Вместе с семиклассниками мы путешествуем по океанам и материкам во время обобщения изученного материала: «Тайна четырех океанов» (обобщение по теме Мировой океан), «По следам Дэвида Ливингстона» (Африка), «В царстве бурого медведя» (Евразия), «Вверх по течению Амазонки» (Южная Америка) и так далее.

Организацию ролевых игр можно показать на примере урока – экспедиции «Вверх по течению Амазонки». (добавить)

В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия.

Скачать:


Подписи к слайдам:



Физкультминутки
можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться.

«Стороны горизонта»
Вытягивая руки, учащиеся показывают стороны горизонта, ориентируясь относительно окружающей местности или относительно карты.
«Воображаемое путешествие».
Можно отправиться в воображаемое путешествие – в горы, на берег моря, в лес, закрыв на несколько минут глаза.
Использование
здоровьесберегающих
технологий позволяет не только сохранить и укрепить здоровье учащихся, но и повысить уровень их успеваемости.
За счет использования приемов реализующих
здоровьесберегающие
технологии поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.
Двигательная активность учеников на уроке способствует лучшему овладению программным материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Формирование здорового образа жизни способствует включению в повседневную жизнь школьника различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья (физкультурные минутки на уроках, уроки здоровья).
Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Реализации
здоровьесберегающих
технологий на уроках способствуют различные приемы.
смена видов деятельности;
игровые приемы;
физкультминутки.
Ветер

Осторожно ветер
За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько
Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Одним из самых лучших моментов отдыха, я считаю физкультминутку, имеющую географическую направленность.
Физкультминутки в стихах подойдут для учащихся 6 классов. Некоторые из них связаны с темами “Части Мирового океана”, “Ветер”, “Атмосферные осадки”.
Мировой океан
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
Географические
Физкультминутки
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Пройти глазами по карте России от
п-ва
Камчатки до Кольского
п-ва

«Лови ошибку географа».
Учитель показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют,
«Географическая цепочка»
Ученик называет любой город, другой называет город, название которого начинается на последнюю букву уже
названного
города, и так далее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".

Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...

Использование здоровьсберегающих технологий на уроках биологии

Методическая разработка:«Использование здоровьсберегающих технологий на уроках биологии» с конспектом урока в 6 классе на тему "Корень"...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Здоровьсберегающие технологии на уроках английского языка

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

здоровьсберегающие технологии на уроках английского языка в рамках ФГОС

Здоровье человека всегда ставилось во главу угла, затрагивая абсолютно все сферы жизнедеятельности человека, однако именно в последнее время оно вызывает все большее количество вопросов именно в рамка...

здоровьсберегающие технологии на уроках английского языка в рамках ФГОС

Здоровье человека всегда ставилось во главу угла, затрагивая абсолютно все сферы жизнедеятельности человека, однако именно в последнее время оно вызывает все большее количество вопросов именно в рамка...