Развитие творческих способностей учащихся при обучении географии и технологии
материал по географии по теме
Актуальность проблемы развития творческих способностей обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_tvorchestvo.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся
при обучении географии и технологии
Актуальность проблемы развития творческих способностей обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей остановлюсь на таких понятиях как “творчество”, “способности” и “творческие способности”.
Как известно,творчество - это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.
Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Выделяют такие творческие способности как:
способность к видению проблемы
оригинальность мышления
гибкость мышления
критичность мышления
системность и динамичность
способность к обобщению и др.
Выделяют основные признаки и критерии творческой деятельности:
- продуктивность,
- нестандартность,
- оригинальность,
- способность к генерации новых идей,
- возможность “выхода за пределы ситуации”,
- сверхнормативная активность.
Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:
- приобщить учащихся к творческой работе;
- привить интерес к творчеству, поиску;
- развить навыки созидания, самореализации.
«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста», - пишет М.Н. Скаткин.
В своей работе я использую основные принципы обучения творчеству:
1. Без основных опорных знаний, умений, навыков невозможно творчество детей.
2. Работы должны выполняться с соблюдением правил, иначе — это фантазия, не имеющая учебной (научной) ценности.
З. В начальный период творчеству нужно учить постепенно, усложняя задания и увеличивая меру отступления от образца.
4. Творчество проявляется только в самостоятельной работе.
Некоторые ученые выделяют разные уровни и виды творчества в зависимости от наличия определенных способностей по мере взросления и обучения.
Виды творчества:
продуктивный (литературно — художественная продукция)
ребята нашей школы сочиняют стихи, сказки, составляют маршруты путешествия, памятки туристу и т. д.
экспрессивный (рисование, вырезание, наклеивание…) создание рисунков,
плакатов.
изобретательный (конструирование…)
порождающий (новые методы, принципы, гипотезы…)
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам,
развивает творческие способности учащихся.
В настоящее время при изучении географии недостаточно ограничиваться простым перечислением цифр и фактов. Необходимо, чтобы они служили поводом для обстоятельного разговора на уроках, что возможно с помощью творческих методов обучения. К ним относятся проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский. Все эти методы направлены на развитие творческих способностей учащихся.
На каждом уроке я пытаюсь достучаться до самых затаенных уголков в сердце каждого ученика, чтобы всколыхнуть эмоциональные чувства, зажечь учеников желанием познать, изучить. И в этом мне помогают не только учебники и методическая литература, экскурсии, походы, нетрадиционные
формы уроков.
Такая форма работы не оставляет моих ребят равнодушными, приподнятые возвышенные чувства окрыляют их, дают толчок к творческой работе. На следующий урок ребята приносят не только дневники наблюдений с выводами, но и фотографии, рисунки, плакаты, стихи.
А также провожу большую внеклассную работу по географии:
Предметные недели, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах- эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.
Чем же для нас привлекательна эта форма работы:
Во – первых, привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видов деятельности, нежели урок.
Во – вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса.
В третьих, праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и учащихся, это творческий процесс, увлекающий как одних, так и других.
Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, по этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе.
Бесталантных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
Практика последних лет свидетельствует о целесообразности и эффективности использовании метода проектов в технологическом обучении школьников.
Метод проектов позволяет использовать технологические знания для активного созидательного труда, в результате которого создаются общественно полезные продукты. Следовательно, сам субъект познания – ученик- должен быть активен. Для достижения целей ученик становиться искателем, исследователем, «добытчиком» новых знаний и навыков. Этот путь формирует, развивает и воспитывает адекватные качества личности будущего профессионала, включая и качества морально-этические, духовные. Ученик сам руководит своими действиями, находит объект проектирования в соответствии с собственными побуждениями и желаниями, выступая автором идеи, самостоятельно планирует и выполняет работу. Таков мотив психологи называют внутренним, он наиболее ценен в обучении, так как позволяет ученику быть активным и самостоятельным. Таким образом на уроках технологии происходит целенаправленное формирование и развитие творческой личности. Такая личность способна не только критически оценивать ситуацию, исследовать её, находить выход из сложных ситуаций, но и видеть перспективу, самостоятельно ставить перед собой и другими новые задачи и решать их. Такая личность способна к самосовершенствованию и достижению . Организация созидательной деятельности школьников, способствует воспитанию самостоятельности, активности и инициативности. При этом школьник на практике преобразует материалы, предметы, создаёт новые изделия. Метод проектов позволяет воспитывать в детях интерес к творческо-поисковой работе, приносящей удовлетворение им самим.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, за создание творческого продукта.
Метод проектов- педагогическая технология, ориентированна не на интеграцию Фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися по тому, что им интересно найти пути ее решения. Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке мотивации к проектной деятельности. Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач, от постановки проблемы до представления результата.
Заключительным этапом проектной деятельности является защита творческого проекта, который включает оформление и презентацию работы.
Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.
В заключении хочу отметить, что развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек воспитать которого мы стремимся.
.