Физкультминутки на уроках географии.
материал по географии (8 класс) на тему
Реферат содержит характеристику различных комплексов физических упражнений для разных групп мышц и отделов скелета. Данные упражнения можно применять для снятия усталости на всех уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
физкультминутки на уроках географии | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ДУБОВОЕ
ДОБРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
( С ПРИЛОЖЕНИЕМ В ФОРМАТЕ Microsoft Office PowerPoint 2007)
Номинация «Здоровьесберегающие технологии».
ПОДГОТОВИЛА:
ГАЛКИНА М.М.
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
МБОУ СОШ С. ДУБОВОЕ
-1-
Содержание.
- Вступительное слово……………………………………………….. стр.2
- Физкульминутки и их роль в вопросах здоровьесбережения
школьников……………………………………………………………стр.3 – 4.
- Здоровьесбережение – составляющая часть учебно – воспитательного
процесса в МБОУ СОШ с. Дубовое………………………………… стр. 5- 6
- Заключение …………………………………………………………... стр. 7
- Используемая литература…………………………………………… стр. 8
- 2 -
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан-Жак Руссо.
Здоровье и физическое состояние детей вызывают серьезную тревогу. По статистике только каждый пятый выпускник школы может считаться здоровым. За период обучения в 10 раз возрастает близорукость, около 25-30% детей, поступивших в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников их уже 70-80%.
Здоровье подрастающего поколения – это, прежде всего, процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие всего этого – низкий уровень активности учащихся на уроках.
Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте - все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.
Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение.
Снижение естественной двигательной активности у детей ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимаемых нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется организм в целом, что ведёт к более частым заболеваниям – нарушениям осанки, снижению остроты зрения, повышению артериального давления, накоплению избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно - сосудистой системы.
- 3 -
Физкульминутки и их роль в вопросах здоровьесбережения школьников.
Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма, положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Двигательная активность ребёнка не только способствует возрастанию мышечной силы, но и увеличивает энергетические резервы организма.
Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребёнка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идёт со значительным превышением, т. е. создаётся некоторый её избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы - это предпосылка к выполнению ещё больших по объёму и интенсивности нагрузок.
Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений приводит к нарушению осанки, к ослаблению функций дыхания и кровообращения.
Возраст от 6 до 14 лет - период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.
Неуравновешенность возбудительно - тормозных процессов центральной нервной системы обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз, как орган, заканчивает своё структурно - функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т. е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения находится в стадии интенсивного развития.
С учётом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длится не менее 40 минут).
Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.
- 4 -
Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток.
Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-я - 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке. Во 2-ом - 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке, начиная со 2-ого или 3-его урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Длительность физкультминуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Ребёнку должно быть интересно; он делает не оттого, что «надо» и «полезно», а оттого, что ему это нравится.
По функциональному характеру существует следующие виды физкультминуток:
1. Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения;
2. Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
3. Физкультминутки для снятия напряжения с мышц туловища;
4. Физкультминутки для снятия утомления с мелких мышц кисти.
5. Физкультминутки для снятия утомления с глаз.
Требования к проведению физкультминуток:
- Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.
- Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
- Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.
- Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.
- Вовремя контрольных и некоторых практических уроках (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят.
При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:
1. Подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке;
2. Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений;
3. Выполнение упражнений с недостаточной амплитудой движений.
- 5 -
Здоровьесбережение – составляющая часть учебно – воспитательного процесса в МБОУ СОШ с. Дубовое.
Вопросам здоровьесбережения в МБОУ СОШ с. Дубовое уделяется огромное внимание. Разработан целый комплекс мероприятий по данному направлению, который является составляющей частью единого учебно – воспитательного процесса.
Большое внимание уделяется и вопросам организации и проведения физкульминуток на уроках.
Для всех учителей физкультминутка является обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.
У каждого учителя имеется свой собственный комплекс упражнений для физкульминуток в зависимости от выполняемой на уроке работы. Это, как правило, упражнения для глаз, шейного отдела позвоночника, плечевого пояса и мышц спины, которые страдают в процессе работы больше всего.
Такой комплекс упражнений есть и у меня. Он разработан на основе рекомендаций доктора Норбекова «Дурака учить – что мертвого лечить».
Предлагаю:
- Несколько упражнений для плечевого пояса и верхних конечностей.
Упражнение 1. Руки вытянуты параллельно полу, кисти направлены в сторону туловища, кончики пальцев тянем к себе. Делаем несколько пружинящих движений, чередуя периоды напряжения и расслабления. Повторить несколько раз.
Упражнение 2. Руки вытянуты вперед, параллельно полу, кисти направлены ладонями вниз также параллельно полу. Разводим ладони в сторону мизинца. Выполняем несколько пружинящих движений кистями к мизинцу. Повторить несколько раз.
Упражнение 3. Выпрямленную руку, свободно опущенную вдоль туловища, вращаем во фронтальной плоскости перед собой. Тренируем поочередно оба плечевых сустава. Каждую руку вращаем сначала по часовой стрелке, затем – против. Повторить несколько раз.
Упражнение 4. Голова прямо. Плечи тянем вперед, навстречу друг другу. Даем легкое расслабление и опять с новым усилием повторяем упражнение.
Упражнение 5. Тянем плечи вверх, пытаемся дотянуться до ушей и плавно опускаем. Повторяем несколько раз.
Упражнение 6. Сесть ровно, спину выпрямить и постараться свести лопатки до максимума; затем развести их в разные стороны. Повторить несколько раз.
- Несколько упражнений для шейного отдела позвоночника и мышц головы.
Упражнение 1. Корпус прямой, подбородок опущен на грудь. Пытаемся подбородном скользить по грудине вниз. Повторяем несколько раз.
Упражнение 2. Корпус прямой, голову слегка отклоняем назад, подбородок направлен в потолок. Тянем подбородком вверх. Затем расслабляемся и снова повторяем.
Упражнение 3. Стоим ровно. Голова прямо, смотрим перед собой. Поворачиваем голову вправо, затем влево. Повторяем несколько раз.
- 6 -
Упражнение 4. Круговые движения головой. Упражнения делать неспеша, не напрягаясь.
Очень часто и сильнее всего устают во время урока глаза; особенно во время работы с контурами, картами атласа, текстом учебника, а также при просмотре видеофильмов, слайдов. Для того чтобы снять усталость с глаз предлагаю следующий комплекс упражнений.
Комплекс упражнений для снятия усталости с глаз.
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения
Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Первое упражнение. На раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо. Повторить 8 раз.
Второе упражнение. На раз – смотреть на переносицу, на два – прямо.
Повторить 8 раз.
Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два – прямо, на три –
смотреть вправо, на четыре – перед собой. Повторить 8 раз.
Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами – 4 раза влево, четыре вправо.
Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз.
После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.
- Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза.
- Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.
- Провести мизинцем по кромке глазной впадины снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.
- Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону – три раза.
- Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. Повторить 9 раз.
После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.
Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).
- 7 -
Умение поддерживать состояние активности учащихся – важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта используемых учителем педагогический технологий.
В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.
Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее.
Использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения, играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения,
учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье
(Приложение «Физкультминутки на уроках географии» в формате Microsoft Office PowerPoint 2007 на диске).
- 8 -
Используемая литература.
1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - Москва: Вако, 2005.
2. Физкультминутки для учителя и ученика: методическое пособие. - 2-е изд. Испр и доп. - Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2004.
3. Физкультминутки. С. А. Левина, С. И. Тукачёва. Волгоград: Учитель, 2005.
4. Доктор Норбеков «Дурака учить – что мертвого лечить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация о физкультминутках на уроках русского языка
Упражнения для проведения физминуток, адаптированные для уроков русского языка...
Физкультминутка на уроках в школе
Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. Известно, что дети быстро утом...
Физкультминутки на уроках английского языка
На уроках английского языка значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой в...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет не только сохранить и укрепить здоровье учащихся, но и повысить уровень их успеваемости.Физкультминутки - это несложные физические упражнен...
Физкультминутка на уроке географии
Физкультминутка подойдет для любого класса, изучающего географию. Особенно пригодится для уроков географии 6 класса, уроков природоведения....
презентация физкультминутки на уроках географии
Во время урока лучшим средством профилактики и снятия утомления является переключение на двигательную активность, чем и является физкультминутка. Я решила соединить проведение физкультминуток с изучае...
Физкультминутки на уроках географии для 5 класса.
Физкультминутки необходимо проводить на современных уроках, т.к учебная программа насыщена учебным материалом и требует большой концентрации внимания от обучающихся....