Обобщение опыта работы
материал по географии по теме
Тема опыта: «Развитие познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии развивающего обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 163.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщённый педагогический опыт
Васищевой Раисы Михайловны
учителя географии и биологии первой квалификационной категории
МБОУ «Ягоднинская СОШ» Томской области Верхнекетского района
Тема опыта: «Развитие познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии развивающего обучения»
Суть опыта: создание условий для развития познавательной мыслительной деятельности на уроках географии через использование технологии развивающего обучения.
Сведения об авторе: Васищева Раиса Михайловна имеет высшее педагогическое образование. В 2004 году окончила Томский педагогический университет по специальности «География». С 2005 года работаю в МБОУ «Ягоднинская СОШ» учителем географии и биологии. В 2007 году- Почетная Грамота Главы Верхнекетского района за активное участие в программе по патриотическому воспитанию молодого поколения и большой личный вклад. Благодарность Управления образования Верхнекетского района «За высокие показатели по итогам ЕГЭ» (биология) в 2010 и в 2011 году. В 2013 году участвует во всероссийской экспериментальной творческой группе педагогов Центра педагогических технологий им. К.Д.Ушинского. Тема экспериментального исследования: «Инновационные решения в преподавании отдельных предметов».
Условия возникновения и становления опыта: Работаю я в школе, где обучается всего 80 детей. В классах наполняемость от 2-10 человек. В старшем звене работаю в классе- комплекте (10-11 класс). В Ягоднинской СОШ в 2013-2014 учебном году я преподаю уроки природоведения в 5 классе, географии в 6 -11 классах, биологии в 10-11 классах. В старших классах в этом году обучаются по два человека. Из года в год дети выбирают биологию для сдачи в форме ЕГЭ, т.к. этот предмет нужен им для поступления. И в этом учебном году я готовлю одну ученицу в 11 классе и одну в 10 классе к сдаче ЕГЭ по биологии. А вот нынешний 9 классе (10 человек) - достаточно слабый класс. У них слабая мотивация. Плохо усваивающие учебный материал - это большая часть класса, двое (Соловьева Ж. и Кирьянова Н.) – так называемые «середнячки». На занятиях этих детей отличает пассивность и отсутствие интереса. К учебному труду они не приучены, всю деятельность на уроке с ними тщательно продумываю. Самостоятельно добывать знания на уроке этим детям очень сложно. В связи с необходимостью повышения качества обучения я пришла к выводу, что целесообразно применять технологию развивающего обучения, так как она создает условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Актуальность опыта. Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует перестройки образования, которая будет способствовать развитию у школьника высокой познавательной мыслительной активности в процессе овладения знаниями, стремлению к учению, самостоятельности, самоопределению, самореализации и самоутверждению. С особой остротой перед школой выдвигаются цели формирования и развития личности ребёнка средствами обучения и воспитания, ведётся поиск эффективных путей их достижения. Это означает переход на более высокий уровень обучения школьников, который предполагает развитие таких качеств личности, как самостоятельность, творчество, активность. Развивающий характер обучения во многом определяется подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной деятельностью. С этой целью я использую различные нетрадиционные методы и формы проведения уроков, на которых делаю акцент на развитие мышления и психических процессов. Задача общеобразовательной школы на современном этапе – вооружить учеников основными принципами построения научной картины мира, методами добывания знаний, приёмами исследования и логикой научного мышления. Только при этом условии, окончив школу, выпускники её окажутся подготовленными к жизни, к практической работе и дальнейшему самообразованию.
Я считаю, что одним из приоритетных направлений современной школы является усиление развивающей функции всего учебного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм и методов обучения в соответствии с новыми целями и задачами.
Урок с применением технологии развивающего обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:
- связь с современностью;
- проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;
- роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;
- систематический контроль за развитием умений и навыков самостоятельной работы путем устных и письменных дифференцирующих заданий.
Как известно, развивающее обучение конструируется как система учебных задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной деятельности. Важно не просто выделить главное и придать ему форму проблемы, но и «загрузить» каждого ученика посильной работой, отслеживая ход решения географической проблемы.
Образовательные технологии позволяют реализовать задачи современного географического образования и воспитания. Развивающее обучение, осуществляемое с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний в учебной деятельности.
Теоретическая база опыта. Теоретическая база данного опыта: «Развитие познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии и во внеурочной работе как результат применения технологии развивающего обучения» опирается на работы ряда ученых и авторов технологии развивающего обучения. Достаточно подробно технология развивающего обучения рассмотрена в работе Фридман Л. М., Маху В. И. Я согласна с авторами теории в том, что, организуя деятельность школьников в системе развивающего обучения, меняется форма общения учителя с учениками. Обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это позволяет осуществить цели развивающего обучения. В своей работе я также использовала опыт учителей-практиков: Медведевой А.В., Г.П. Соломонович, работающих в этом направлении. Их работы - элемент серьезного научного исследования, которые позволили мне значительно расширить свою научно-теоретическую базу по данному вопросу.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов географии.
Цель опыта: формирование познавательной мыслительной деятельности у школьников посредством применения технологии развивающего обучения.
Задачи опыта:
- повышение мотивации образования через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных компетенций обучающихся;
- выявление развития интеллектуального потенциала, интересов, склонностей обучающихся;
- формирование нравственных основ личности;
- создание моделей учебных занятий, направленных на развитие познавательной мыслительной деятельности на уроках географии.
Технология развивающего обучения, выдвинутая Л.С. Выготским, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, применяется многими учителями. Я в своей работе уделяю большое значение данной технологии, создаю условия для активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии.
Достижение поставленной цели требует сознательной, целенаправленной работы с учащимися.
На собственном опыте убедилась, что его система сосредоточена на том, чтобы дети учились творчески, активно добывать знания, приобретать умения слушать и слышать, осмысленно относиться к работе и активно использовать полученные знания.
Ведущая педагогическая идея. Сущность опыта заключается в создании условий для развития познавательной деятельности каждого ученика, основанных на применении технологии развивающего обучения.
Диапазон опыта очень широк. Это развивающие ситуации на различных этапах урока посредством применения технологии развивающего обучения.
Технология опыта.
Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний.
Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно развивающегося общества. Ранее преобладали стандартные типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников.
Я согласна с мнением профессора В.П. Сухова, что в основе технологии развивающего обучения лежит личностно-деятельный подход. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», то есть «какова деятельность, такова и личность, и вне деятельности нет личности».
Методы обучения, используемые на уроке, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребёнка.
Один из факторов активизации познавательной и творческой деятельности учащихся — разнообразие форм организации обучения, включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных приёмов, форм, методов познавательной и творческой деятельности. Задача современного учителя — не преподносить знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить самого себя.
Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний.
Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно развивающегося общества. Ранее преобладали стандартные типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников. Я согласна с мнением профессора В.П. Сухова, что в основе технологии развивающего обучения лежит личностно-деятельный подход. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», то есть «какова деятельность, такова и личность, и вне деятельности нет личности». Методы обучения, используемые на уроке, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребёнка. Развивать у детей умение видеть, способность к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важна. От этого зависит, каким гражданином вырастет ребёнок, что он сумеет увидеть в окружающем мире. Именно природа – неистощимый источник творчества и наслаждения. Однако не все люди рождаются чуткими к её красоте, и в этом случае особенно важна работа учителя. На уроке, во внеурочной работе необходим совместный поиск, при котором ребёнок стремился бы напрягать свой ум в коллективной деятельности со взрослыми и товарищами.
Решение задачи развития творческого мышления обучаемых основано на развитии познавательной деятельности школьников. Начальным этапом решения учебных проблем служат познавательные задачи. А затем постепенно из урока в урок рождается самостоятельность в творчестве учащихся: от прослушивания материала до отработки его сначала на репродуктивном уровне, а затем на творческом.
Под словом творчество понимается: умственная активность, быстрая обучаемость, смекалка и изобретательность, стремление добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задач, способность видеть общее и главное в различном и, наоборот, находить различия в сходных явлениях и т.д. Результатом творчества является — игрушка, модель, макет и т.д. Проявляется творчество хотя бы в минимальном отступлении от образца.
В своей работе я использую основные принципы обучения творчеству:
1. Без основных опорных знаний, умений, навыков невозможно творчество детей.
2. Работы должны выполняться с соблюдением правил, иначе — это фантазия, не имеющая учебной (научной) ценности.
З. В начальный период творчеству нужно учить постепенно, усложняя задания и увеличивая меру отступления от образца.
4. Творчество проявляется только в самостоятельной работе.
Развивает не само знание, а специальное его конструирование. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует познание этой системы ребёнком. В результате творческого мышления ребята способны самостоятельно объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экономические и др. ситуации; прогнозировать возможные направления различных явлений и процессов.
На уроке целесообразно создавать особый психологический климат, особую ситуацию общения учителя и учащихся. Показателями качества урока уже не может быть только эрудиция. Главный его показатель — организация творческой деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, на производстве, в обществе. В таблице 1 предложены примеры влияния различных видов заданий на развитие творческого потенциала.
Таблица 1. Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.
Типы творческих заданий | Способствуют развитию, психических свойств | |
Репродуктивного уровня | рисунок | воображение |
сообщение | устная речь, память | |
чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны. | мышление, память, внимание | |
игра “термин - понятия” | память, внимание | |
Частично-поискового уровня | рассказ с ошибками | внимание, память |
составление логических цепочек | внимание, логическое мышление | |
узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) | внимание | |
Творческий уровень | путешествие | внимание, память, мышление, воображение |
решение географических задач | внимание, логическое мышление | |
составление образца территории | внимание, память, логическое мышление, воображение | |
социологический опрос | внимание, мышление | |
свое задание | внимание, память, мышление, воображение |
Психологами установлено, что для продуктивного усвоения знаний важно, чтобы цель была принята учениками, стала побудительной силой, превратилась в мотив. Для этого необходима четкая формулировка цели (что узнать, чему научиться), ее значения (зачем и для чего это нужно), выделение способов достижения. Необходимо, чтобы ученики осознавали предполагаемые трудности в достижении цели, контролировали себя в том, насколько успешно идет продвижение. Как правило, положительная мотивация формируется на тех уроках, где «главное наглядное пособие- сама жизнь». Изучаемое содержание становится личностно значимым, если оно связано с реальными социально – экономическими проблемами, которые касаются всех и проявляются в непосредственном окружении, поэтому практически каждый урок мы начинаем с обсуждения природных явлений, политических и экономических событий, происходящих в стране и мире. Особый интерес вызывают задания, связанные с изучением экономических и демографических ситуаций в нашем посёлке, районе. Всё это закладывает основы критического мышления, способствует усвоению социального опыта, формированию личностных оценок происходящему.
В связи с этим верно отметил В. Блаженов, что мотивация является весьма существенным критерием. Даже если ученик обладает высокими способностями, но у него нет склонности к учёбе (т.е. нет соответствующей мотивации), то все его способности остаются большей частью нереализованными и развивать их практически бесполезно и он предлагает следующую формулу:
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
МОТИВАЦИЯ
_________________________________
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
или применительно к географии – географически образованная личность.
Для усиления творческой мотивации применяю следующие приёмы: «Привлекательная цель», «Удивляй!», «Отсроченная отгадка», «Фантастическая добавка», «Вопросы к теме» (с. Таблицу 2.)
Таблица 2. Приёмы мотивации учащихся.
Методические приёмы | Содержание |
Привлекательная цель | Перед учениками ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую, он волей- неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. |
Удивляй! | Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное! |
Отсроченная отгадка | В начале урока учитель даёт загадку (или удивительный факт), отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом. Пример: 8 класс Тема « Восточно-Европейская равнина». Поспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина, кто из них старше, Кавказ говорит: «Посмотри, я весь белый, а ты вся зелёная, молодая, значит я старше и мудрее», а равнина с ним не соглашается, утверждает, что она старше. Кто из них прав? |
Фантастическая добавка | Реальная ситуация дополняется фантастической. Пример. 6 класс. Тема «Оболочки Земли» Представьте себе, что вы инопланетяне, что вы можете увидеть, приближаясь к Земле? |
Вопросы к теме | Учитель сообщает тему урока, ученики составляют вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать или найти сами. |
Развитие познавательной мыслительной деятельности осуществляется на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам предлагаю что-то доказать. Возьмём, к примеру, тему «Климат России». Для этого классу задаю сложный и в то же время интересный вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?». После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в парах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет большую ценность. Я пришла к выводу, что ценность данного методического приема в том, что ученики начинают осознавать значимость изучаемого материала. К примеру, ученикам 6 класса даю задание: «Какое внутреннее строение Земли?» Вопрос им покажется трудным, но надо вселять в детей уверенность, что они смогут выполнить задание. Эффект неожиданности включает в себя развитие мышления. Действует механизм «творчества». Каждый ученик идет своим путём к цели. Здесь развитие слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Учащиеся обладают более развитыми творческими способностями, что говорит об опережающем познавательном развитии детей. В учебной практике мыслительная деятельность характеризуется следующими мыслительными операциями: абстракция, обобщение, сравнение, аналогия, классификация и систематизация, с этой целью для развития логического мышления использую приёмы: «Да - нетка», «Логическая задача», «Лестница», «Географическая почта», «Географический диктант», «Географические шарады», «Географическая матрица», «Поиск общего», «Соотношение понятий» (см. Таблицу 3)
Таблица 3. Приёмы развития логического мышления
Методические приёмы | Содержание |
Терминологический диктант | Предлагается дать определение ранее изученным терминам. |
Найди соответствие | В менее подготовленном классе можно дать понятия и их определение, нужно найти их соответствие. |
Географический диктант | На настенной контурной карте цифрами обозначаются географические объекты, ученики пишут их названия. На предыдущем уроке можно дать этот список, но их порядок в ходе проведения диктанта нужно изменить. Пример:7 класс. Географический диктант «Вокруг Африки»- предлагаются объекты береговой линии Африки. |
Составь рассказ | Используя опорные слова, составьте связный рассказ. Пример:10 класс МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН – МГРТ – МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭК. ГРУППИРОВКИ. |
Капитан Врунгель | Раздаются рассказы «бывалого моряка», нужно найти географические ошибки. |
Белая ворона | Найти лишний объект. Пример. 8 класс. Тема «Природные зоны». Перечислены растения, определить лишнее, объяснить причину. |
Да - нетка | Учитель загадывает или географический объект или какое – либо событие или явление природы. Ученики задают вопросы, а учитель отвечает только «да» или «нет», или из дидактических соображений может отказаться от ответа. Эта игра учит систематизировать уже имеющуюся информацию, связывать разрозненные факты в единую картину, а так же слушать и слышать учеников |
Географическая почта | Этот прием можно применять в разных классах. Суть его сводится к следующему. Ученик получает несколько конвертов с разными адресами и набор карточек, который ему надо рассортировать по этим конвертам. Например, на обобщающем уроке географии в 6 классе по теме «Гидросфера» ученик получает три конверта. На одном из них написано «Море», на втором— «Озеро», на третьем — «Река». Рядом лежат 12 карточек, которые ему нужно разложить по конвертам. На девяти карточках написано: Амазонка, Каспийское, Средиземное, половодье, холодное течение, котловина, вода всегда соленая, вода всегда пресная, вода может быть соленой или пресной. Еще на трех карточках изображены животные: синий кит, байкальская нерпа и щука. Ученик должен разложить все 12 карточек по конвертам так, чтобы в каждом конверте оказались только те карточки, которые связаны с надписью на конверте. Этот прием развивает такую мыслительную операцию, как классификация. |
Согласен — не согласен | Ученики пишут в столбик цифры от 1 до 10. Затем учитель зачитывает список из десяти предложений, каждое из которых содержит в себе некоторую законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной. Ученик должен оценить истинность сказанного учителем. Если он согласен с данной мыслью, то ставит напротив соответствующей цифры знак « + », а если не согласен, то знак «-». |
Шарады | Шарадами называют загадки, в которых зашифровано какое-либо слово. Слово должно быть разбито на несколько частей, каждая из которых звучит как отдельное слово. Например, слово ЯПОНИЯ можно разбить на три слова Я, ПОНИ, Я. Шарады можно найти в стихотворной форме в пособиях по занимательной географии. Например: Первый слог каждый знает, В классе он всегда бывает. Мы к нему союз прибавим, Сзади дерево поставим. Чтобы целое узнать, Город нужно нам назвать. Ответ: Мелитополь. |
Для развития познавательной мыслительной деятельности учащихся применяю методы прикладной диалектики: системный анализ, «метод контрольных вопросов», составление и решение противоречий, «мозговой штурм» и другие.
Таблица 4. Подвижные географические игры
Цель географических игр прежде всего - учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать
Географическая разминка. | а) Разминка проходит либо письменно, либо устно. В случае, когда она проходит устно, один учащийся выходит к карте. Другие дети работают с атласами на месте. По очереди ребята называют географические объекты, стоящий у карты ученик показывает географические объекты. Если разминка проходит письменно, то я задаю пять вопросов следующего характера:
Потом ученики обмениваются тетрадями и проверяют ответы. По количеству правильных ответов ставится оценка. б) 7 класс “Мировой Океан”, Учитель (обязательно неожиданно) останавливает урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки “в замок”: “Все вместе!” (“Повторяйте за мной”) “Полный штиль!” – руки без движения; “Волны!” – Легкое волнообразное движение сцепленными руками; “Волны сильнее!” – движение более сильное; “Шторм” – волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту; Комментарий учителя: “А как движется цунами? Покажем вместе!”: совсем другое движение – руки движутся от себя, “набегают на берег” (1 раз). в) “Литосфера”, 7, 8 классы. Дети путаются в новых абстрактных для них понятиях: щит, платформа, земная кора, плита, рельеф, виды равнин. Возможный вид разминки: учитель предлагает “поиграть по правилам”. Педагог довольно быстро называет термины; если термин относится к теме “Строение земной коры”, руки опускают вниз, наклоняются (не вставая из-за парты), если к теме “Рельеф”, – тянут обе руки вверх. Например, “плита, щит, низменность, впадина, интрузия, аккумуляция, платформа”. Не сбиваясь с темпа, в заключение обязательно задается спорный вопрос, например, “полезные ископаемые”, дети теряются, оглядываются с недоумением. Самые реактивные одну руку поднимают вверх, другую опускают. Общий добрый смех завершает “опрос”. |
Похлопаем, помашем | а) Выходит один отвечающий, как только он ответит на вопрос, ученики должны отреагировать следующим образом: при правильном ответе громко захлопать, а при неправильном – помахать высоко поднятой рукой. Данный приём можно использовать как экспресс- диагностику знаний учащихся. б) “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “Диктую название рек на южных материках. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову реки Южной Америки, приготовились, начали – Амазонка, Нил, Парана, Мадейра, Дарлинг, Нигер, Конго, Уругвай”. Список должен быть довольно большим, название произносить необходимо громко и внятно, но достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных, народы, города. |
Игра “Раз! Два! Три!” | Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит , то он выбывает из игры. Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников. |
Игра “Широта и долгота” | Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры. |
Игра “Верх - вниз” | Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры. Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует действия ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить, но называть уже надо горы, озёра и т. д. |
В отличие от игровой деятельности, деловые игры требуют более тщательной подготовки от учеников, анализирование и изучение различных источников: дополнительной литературы, статистических данных, справочников, карт, а также уметь выдвигать свою точку зрения. Являясь хорошей формой для коллективного познания, деловые игры позволяют моделировать реальную «взрослую» деятельность.
Таблица 5. Деловые игры
Методические приёмы | Содержание |
Экспертиза | Задание: создать экспертные группы и провести экологическую экспертизу состояния окружающей среды и природных ресурсов Восточно-Европейской равнины. Предложить пути решения проблем и рационального природопользования. |
Тендер | 1 вариант. Тема «Сфера услуг». В классе создаётся три туристско-экскурсионных агентства Задание: Используя предложенную картосхему местности и имеющиеся природные и хозяйственные условия, создайте проект развития рекреационного хозяйства. После выполнения задания, идёт защита проектов и определяется победитель. 2 вариант. Тема «Потребительский комплекс» Создаётся несколько групп-фирм. Задание: разработайте проект малого предприятия по производству, какого- либо товара народного потребления. |
ОЭЗ | Тема «Восточная экономическая зона». Задание: создайте на территории Восточной экономической зоны особые экономические зоны, технопарки, раскройте обоснование их создания, специализацию и экономический эффект для страны. |
УМШ - учебный мозговой штурм | С помощью УМШ организуется решение творческой задачи. Главной целью является развитие творческого стиля мышления, а так же ученики тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга. Пример. 8 класс. Экономика. Задание: придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался спросом покупателей, независимо от возраста и пола. |
Интерактивные игры. | В их основе лежат моделирующие, дидактические и ролевые игры и практикумы. Больше применяются на уроках экономики, в процессе таких игр, когда ученики входят в приближённые к жизненным условиям правила игры, более прочно усваиваются термины, лучше понимаются сложные экономические механизмы. Примеры: «Лук и стрелы», «Авиазавод», «Как заработать на жизнь», «Муниципалитет», «Пирамида», |
Большое внимание уделяю умению работать с текстом.
Таблица 6. Приемы работы с текстом
Методические приёмы | Содержание |
Дерево мудрости | Внимательно прочитать текст учебника, написать вопрос и прикрепить к «дереву мудрости». После этого каждый подходит, снимает любой вопрос и отвечает на него. |
Самое главное | Прочитать текст и придумать ключевое слово, характеризующее данный текст, затем ученики по очереди зачитывают свои ключевые слова и определяют, чей вариант лучше. |
Гипертекст | Гипертекст – это метод наглядного графического описания понятий и их смысловые связи, которые можно проследить по направлению стрелок. Проходя по всем возможным направлениям, будут выстраиваться предложения, а в целом должен получиться связный рассказ. На первых этапах нужно учить и объяснять правилам составления гипертекста, предлагая их уже готовым и только после этого можно предложить работу по самостоятельному составлению. Пример. 9 класс Тема. «Машиностроение» Задание: составить гипертекст «Машиностроение, его состав и взаимосвязи с другими межотраслевыми комплексами». |
Кластер | представлен несколькими видами: классический кластер (для закрепления изучаемого материала), бумажный кластер, кластер с нумерацией слов, групповой кластер, обратный кластер. Вне зависимости от вида, кластер представляет собой запись фраз по ключевому слову, которые на стадии осмысления, после просмотра текста учебника анализируются и дополняются новыми ассоциациями. На стадии рефлексии учащиеся получают вопросы, ответы на которые они должны искать по кластеру или в тексте учебника. Приведем пример классического кластера при изучении «Состава и значения агропромышленного комплекса России» в IX классе. Задание: 1. Используя ключевое слово «Агропромышленный комплекс», составьте кластер. Примером ассоциаций к ключевому слову «Агропромышленный комплекс» могут служить следующие ассоциации: сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, сельскохозяйственное машиностроение, пашня, сельхозкультуры и т.д. Затем учащиеся, просмотрев текст учебника по данной теме, дополняют кластер новыми словами, ассоциациями, понятиями. Кроме классического кластера, существуют такие его разновидности, как бумажный кластер, кластер с нумерацией слов. Например, при изучении темы «Электроэнергетика России» можно использовать метод бумажного кластера. Ученики получают задание: «Перед вами находятся карточки со словами, выберите из них только те, которые относятся к теме «Электроэнергетика России» и расположите (наклейте) их в определенном порядке вокруг ключевого слова «Электроэнергетика»». |
На уроке физической географии материков и океанов использую один из таких методов – «мозговой штурм». На карте полушарий помещена картинка с изображением бурого медведя на материке Евразия, вторая такая же картинка – на материке Северная Америка, изображение страусов – на материках Австралия, Южная Америка, Африка. Ребятам предлагаю следующие вопросы:
- Почему похожие или одинаковые животные живут на разных материках, удалённых друг от друга на большие расстояния? Почему вы так считаете? Другое задание на этом уроке предлагаю решить с помощью метода «фокальных объектов»:
- Птицы в ледяной зоне не вьют гнёзд, а откладывают яйца на голые скалы. Почему же яйца не скатываются?
- Решить вам эту задачу поможет обыкновенная лампочка. Я легонько толкну
лампочку, а вы опишите е. движения.
Развивающие задания должны не только приводить учащихся к пониманию нового материала, то есть к установлению системы знаний, но и выполнять корригирующие функции.
Я считаю, что дидактическим стержнем урока по новой системе является деятельность самих учащихся: ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает обычно, а, наоборот, сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.
В психологии традиционно принято различать шесть качеств, определяющих индивидуальные свойства внимания: объем внимания, его переключаемость, распределенность, сосредоточенность, устойчивость и колебание. Объем, колебание и распределенность внимания во многом определены врожденными качествами человека и являются данностью, которая неподконтрольна педагогу. Сосредоточенность, переключаемость и устойчивость зависят от наличия волевого компонента и степени заинтересованности личности в объекте внимания. Эти три последних качества внимания и являются объектом педагогического воздействия на уроке со стороны учителя.
Вообще, высокая степень сосредоточенности, особенно при участии волевого компонента, — процесс весьма утомительный. Как правило, после периода сосредоточенности наступает период расслабления, при котором внимание или рассеивается, или переключается на другой объект. Для школьников период сосредоточенности редко превышает 15—20 минут. В то же время, если ребенок увлечен чем-то, этот период может значительно растянуться во времени. Отсюда мой главный принцип развития внимания на уроке — «учение с увлечением». На разных этапах урока использую приём «Географическая цепочка» или «Составляем коллективный рассказ», когда от детей требуется внимание и ответственность, слушая друг друга, не повторяясь назвать страны - соседи России, или составить описание географического положения страны, материка.
География должна быть предметом интересным, доступным, ценимым учащимися, а урок должен быть бесконфликтным и связан с положительными эмоциями, поэтому стараюсь, чтобы на уроке царила обстановка успеха, одобрения и доброжелательности. Одним из результатов оценки своего урока считаю следующий критерий: если ученик на уроке повысил своё самоуважение и ощутил свою компетентность, значит, урок проведён хорошо, а если он уходит подавленным, разочарованным, значит, урок проведён плохо, и ученик не видит полезного результата для себя.
Особое внимание в своей работе уделяю работе с картами, так как карта – это источник новых знаний. Географические карты содержат дополнительные сведения, которые расширяют и углубляют обязательный материал, увеличивают объем сведений, в итоге получают общую картину природы Земли. Уроки понимания карты заставляют размышлять, побуждают к исследовательской деятельности, способствуют хорошему усвоению материала, тренируют географическую зоркость, страноведческую эрудицию.
Я предлагаю школьникам такое задание: «На основе карт атласа составить комплексную характеристику материка Евразия».
Оформляется работа в виде следующей таблицы:
№ страницы | Название карты | Информация о Евразии |
Думаю, у подобного рода работы много плюсов для учащихся и для учителя, так как конкретные цели её выполнения перерастают в результаты:
1) предупредить незнание материала;
2) повторить пройденный материал, в частности понятийный аппарат;
3) ликвидировать возможные пробелы в знаниях;
4) продолжать учиться анализировать тематические карты;
5) научить получать с карты новую информацию;
6) продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную;
7) учиться оформлению работы в табличной форме.
Данная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем разнообразии связей и отношений, дает полное представление о географии материков и океанов. На разных этапах урока всегда отвожу время работе с тематическими картами атласа, учу школьников правильно находить географические объекты по географическим координатам, решать задачи разной сложности. Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 7 классе по теме «Природные зоны земного шара», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого материка, применяю шаблоны – рисунки растений и животных, которые ученики прикрепляют к настенной карте «Природные зоны мира». Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой. Такой методический приём положительно влияет на развитие общих мыслительных способностей учащихся и позволяет выявить уровень знания географической номенклатуры.
Развитие творческих способностей учащихся является главным аспектом в образовании. На протяжении изучения географии предлагаю школьникам выполнять творческие проекты, со временем изучения предмета всё больше усложняющиеся. Такие работы являются источником, который способствует формированию познавательного интереса. Ученики, выполняя творческие проекты, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершают поисковую, активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности. В начале изучения раздела или темы сообщаю школьникам название творческого проекта, и они на протяжении всей темы работают над ним. Эта работа проводится только по желанию учащихся. Виды творческих проектов, которые я предлагаю учащимся, разнообразные. Приведу примеры некоторых из них:
При изучении темы «Погода» в 6 классе собрать материал и защитить мини-проект «Местные признаки погоды»
В конце изучения темы “Австралия” в 7 классе с целью обобщения знаний учащиеся получают задание: используя текст учебника составить “Памятку для туриста, отправляющегося в Австралию”. В памятке должно быть не меньше 10 пунктов, в которых отразить интересные и опасные стороны природы Австралии, дать рекомендации туристу по налаживанию быта и составлению плана путешествия.
При изучении темы “Южная Америка” 7 класс с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка и красочно оформить их перечень.
С целью обобщения знаний по теме, отработки понятийного аппарата, закрепления знания географической номенклатуры даю задание: используя текст учебника составить кроссворд на заданную тему.
Технология развивающего обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной поисковой, исследовательской работы школьников. Для дальнейшего развития познавательной и творческой деятельности учащихся в старших классах применяю усложнённые задания, которые содействует повышению интеллектуального потенциала учеников. Ученики составляют исследовательские проекты:
При изучении темы «Природные зоны» в 8 классе, используя дополнительные источники, необходимо составить описание природной зоны и выбрать способ защиты: с помощью компьютерной презентации, иллюстраций, презентации символического герба, кроссворда, пословиц и загадок. Работа проводится по группам. В заключении изучения «Географии России дети пишут географическое сочинение или географический рассказ «Моя Родина -Россия
В 9 классе при изучении темы АПК одна группа выполняла исследовательский проект по следующему заданию: оценить потребление продуктов в своей семье, сделать вывод о сбалансированности рациона и подготовить проект рационального питания с учетом географических условий, подходов к здоровому, полноценному питанию, медицинских норм, личных и семейных предпочтений. С этой целью:
а) оценить потребление различных продуктов питания в своей семье за месяц
б) вычислить средний показатель потребления в течение года;
г) сделать выводы;
д) подобрать дополнительную информацию о здоровом питании;
е) составить рацион питания семьи.
Вторая группа занималась социологическим исследованием с целью изучения степени осведомленности людей по проблемам агропромышленного комплекса. Обобщить полученные результаты, построить диаграммы. Подготовить краткое сообщение.
В 10 классе организуется исследование и защита групповых проектов по характеристике одной из отраслей Мирового хозяйства и итоговый индивидуальный проект по исследованию одного из регионов мира или страны. Чаще всего ребята уже хорошо владеют программой Power Point и результатом работы всех групп в конце года являются электронные справочники «Отрасли Мирового хозяйства» и «Страны мира». В кабинете географии уже собраны материалы мультимедийных продуктов, созданных самими детьми за три года, которые наряду с другими электронными пособиями оказывают помощь при организации и проведении уроков.
Организация проектной деятельности способствует созданию в классе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы. А учебно-исследовательская работа учащихся с использованием компьютерной техники позволяет моделировать отдельные элементы деятельности будущего профессионала, способствует выработке и развитию логического мышления, умению ориентироваться в проблемных ситуациях, отделять основное от второстепенного, систематизировать полученные знания.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Другого пути развития познавательных способностей нет. Познавательная активность - это деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Активизировать познавательную деятельность обучающихся, я считаю, позволяет использование нетрадиционных уроков обобщения. Их использование решает целый ряд задач, направленных на развитие памяти, внимания, а так же способствуют созданию благоприятной атмосферы на уроке, объединяя учащихся. В моём арсенале имеются разнообразные уроки: «Восхождение на гору», «Крестики-нолики» и другие .
Урок обобщения Игра «Крестики-нолики» по теме «Австралия» 7 класс.
Открытый урок в рамках «Дня открытых дверей» для родителей
Цель: Привитие познавательного интереса к изучению стран и континентов, воспитание коллективизма, уважительных, дружеских межличностных отношений.
Оборудование: игровое поле, атрибуты к конкурсам.
Уезжаю… | Чёрный ящик | Что к чему? |
Блеф – игра. | Вокруг Австралии. | Кроссворд |
Эстафета. | Да – нетка. | Самый- самый… |
Ход занятия:
1. Вступительное слово учителя, мотивация деятельности, разъяснение условий игры: ученики выбирают по очереди сектор, затем проводятся конкурсы между командами «крестики» и «нолики», а после проведения очередного конкурса ставится заначек выигравшей команды.
2. Ход игры.
1. Уезжаю… Нужно собрать туриста, уезжающего в Австралию. Из одной команды он уезжает в декабре, а из второй в июле.
2. Чёрный ящик. По устному описанию угадайте, о какой вещи идёт речь.
3. Блеф-игра
Как известно охотники и рыболовы на привале начинают рассказывать свои удивительные байки. После каждого такого рассказа, команда соперников на вопрос ведущего: «Правда, это или нет?» хором отвечают «да» или «нет».
1. Как только мы приехали в Сидней, я быстрее на пляж. Народу полно, вода тёплая. Только окунулся, плыву, вдруг крик: «Акулы!». Оглянулся, а за мной шестиметровая акула. Едва ноги унёс.
2. А я на севере Австралии решил поплавать в океане. Гляжу- пасть открыта и глазищи – во! Десятиметровый крокодил! Я на него так посмотрел, что он срезу уплыл.
3. Был я в заповеднике, так там на моих глазах дикие собаки динго разорвали кенгуру, а вожак кенгуру за это убил собаку динго.
4.Был я в том заповеднике. Я страусу эму так понравился! Несколько раз он мимо меня прошёл и всё кланялся. Я ему говорю: «Дружище, дай лапу!» Он как дал! чуть меня не убил!
5. Мне в заповеднике понравился медведь коала, что в переводе с языка аборигенов означает «непьющий». Думаю, это хорошо, что не пьешь целый день, возьму тебя с собой в Россию. А он, оказывается, ест, ест и ест целый день, и не всё подряд, а только листья тех эвкалиптов, которые ему нравятся. Поэтому ни один зоопарк мира его не берёт. Я решил, что он мне тоже пока такой не нужен.
6. А я раз иду по зарослям сухого буша. Гляжу: огромная куча мусора, а около неё петушок, и открытый клюв то и дело суёт и суёт в неё. Что ты думаешь, она делает? Температуру измеряет – это у него инкубатор. Куры нанесли яиц, листва гниёт, тепло выделяется, а он следит, чтобы они не перегрелись: то мусор отгребает лапами, то сгребает.
7. А вот я тебе расскажу - не поверишь. Иду я по тропическому лесу. Гляжу: на двадцатиметровом папоротнике сидит лирохвост и ржет как лошадь.
8. Странные люди - эти австралийцы: выгнали с ферм верблюдов, они теперь им не нужны – тысячами бродят по пустыне.
4. Чайнворд Австралия.
1 - столица Австралийского Союза;
2 - сумчатое животное;
3 – река;
4 – дерево с безлистными нитевидными ветвями;
5 – коренной житель;
5. Да - нетка
1.Утконос - яйцекладущее млекопитающее, ведущее скрытый образ жизни.
2.Канберра- столица Австралийского Союза.
3.Тасмания - небольшой остров к северу от материка.
4.Аборигены- коренные жители материка.
5.На восточном побережье расположен Большой водораздельный хребет.
6.Кенгуру - редкое сумчатое животное, обитающее на острове Тасмания.
7.Эйр - крупная река Австралии.
8.Эвкалипт - высокое дерево, листья которого ребром повёрнуты к солнцу.
9.Австралия - самый маловодный материк.
10.Австралию открыл Дж. Кук.
11.Самая высокая вершина Австралии - гора Джая.
12.Скрэб - заросли колючего кустарника.
13.Крик – пересыхающее русло реки.
14.Крупнейший остров у берегов Австралии - Мадагаскар.
15.Австралия - крупнейший в мире производитель шерсти.
6. Что к чему?
Найти соответствие
1.Крупное сумчатое животное, рождающее детёнышей размером с грецкий орех.
2.Яйцекладущее млекопитающее, похожее на ежа.
3.Листья этого дерева повёрнуты к солнцу и дают мало тени.
4.Красивая птица c самым большим числом перьев.
5.Единственный, но очень странный хищник.
6.Очень привередливый в еде медведь.
7.Хвост этой птицы похож на музыкальный инструмент.
8.Верхушку этого дерева венчает копна узких листьев, как у злаков.
9.Яйцекладущее млекопитающее, как бы собранное из частей других животных.
10.Крупный страус.
а) Коала; е) утконос;
б) чёрный лебедь; ж) травяное дерево;
в) ехидна; з) эвкалипт;
г) лирохвост; и) эму;
д) кенгуру; к) динго.
7. Эстафета.
Команды пробегают эстафету: первый, как кенгуру, второй как страус и т. д.
8. Вокруг Австралии
Пользуясь картой Австралии, дайте правильный ответ.
1.Большой Австралийский залив омывает Австралию с севера или с юга?
2.Что расположено севернее - озеро Эйр или река Муррей?
3.Какие моря Тихого океана омывают Австралию?
4.Какое самое большое по площади море расположено у берегов Австралии?
5.Река Муррей впадает в озеро Эйр или в Большой Австралийский залив?
6.Какой остров- Тасманию или Н. Гвинею - отделяет от Австралии Бассов пролив?
7.Залив Карпентария омывает северный или южный берег Австралии?
8..Арафурское море - это Тихого или Индийского океана?
9.Между Австралией и островами Н.Зеландии находится Тасманово или Коралловое море?
10.Какой остров – Тасманию или Н.Гвинею - отделяет от Австралии Торресов пролив?
9. Самый-самый…
Назвать рекордсменов Австралии.
Немаловажным для меня является – продумать окончание урока. Приемам рефлексии в конце урока уделяю большое внимание. Стараюсь их разнообразить.
1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
2. Анкета.
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
3. «Комплимент».
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
4. «Три лица».
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
5. «Цветные карточки».
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
6.Приём «Что, если…?»
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы …
7. Техника «рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
8. "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
9. Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
10. «Острова».
На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.
11. Цветик- многоцветик
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
12. SMS
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.
Большое внимание в преподавании географии и внеклассной работе уделяю поисково-исследовательской работе. Обучающиеся под моим руководством изучают традиции своей местности, принимают участие в краеведческих конференциях и конкурсах.
В работе с одарёнными учащимися провожу школьные олимпиады, которые развивают интеллект учащихся, способствуют подготовке учащихся к участию в районных и областных олимпиадах, развивают познавательную активность.
Заключение.
Применение технологии развивающего обучения на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся.
Использование развивающей технологии в обучении географии позволило мне достигнуть определённых результатов:
- развивающее обучение активизировало мыслительную деятельность
школьников;
- у большинства учащихся сформировались положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии;
- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Опыт работы по данной теме показывает, что технология развивающего обучения дает положительные результаты познавательной активности учащихся.
Уровень обученности обучающихся за четыре года
год | класс | предмет | Абсолютная успеваемость, % | Качественная успеваемость, % |
2010-2011 | 5 | Природоведение | 100 | 100 |
6 | География | 100 | 22 | |
7 | География | 100 | 0 | |
8 | География | 100 | 25 | |
9 | География | 100 | 33 | |
10 | География | 100 | 50 | |
11 | География | 100 | 100 | |
6 | Биология | 100 | 33 | |
7 | Биология | 100 | 66 | |
8 | Биология | 100 | 38 | |
9 | Биология | 100 | 33 | |
10 | Биология | 100 | 50 | |
11 | Биология | 100 | 100 | |
Итого (в среднем) | 100 | 50 | ||
2011-2012 | 5 | Природоведение | 100 | 70 |
6 | География | 100 | 83 | |
7 | География | 100 | 40 | |
8 | География | 100 | 100 | |
9 | География | 100 | 40 | |
10 | География | 100 | 50 | |
11 | География | 100 | 67 | |
6 | Биология | 100 | 86 | |
7 | Биология | 100 | 40 | |
8 | Биология | 100 | 33 | |
9 | Биология | 100 | 40 | |
10 | Биология | 100 | 50 | |
11 | Биология | 100 | 33 | |
Итого (в среднем) | 100 | 56 | ||
2012-2013 | 6 | География | 100 | 50 |
7 | География | 100 | 86 | |
8 | География | 100 | 0 | |
9 | География | 100 | 67 | |
10 | География | 100 | 60 | |
11 | География | 100 | 50 | |
10 | Биология | 100 | 60 | |
11 | Биология | 100 | 50 | |
Итого (в среднем) | 100 | 53 | ||
2013-2014 (1 полугодие) | 5 | природоведение | 100 | 56 |
6 | география | 100 | 67 | |
7 | география | 100 | 60 | |
8 | география | 100 | 86 | |
9 | география | 100 | 10 | |
10 | география | 100 | 100 | |
11 | география | 100 | 100 | |
10 | биология | 100 | 100 | |
11 | биология | 100 | 100 | |
Итого (в среднем) | 100 | 75 |
Динамика обученности
Данные за последние четыре года свидетельствуют о позитивной динамике учебных достижений. Качественная успеваемость была стабильной 50-56% (средний показатель по предметам), а в этом году повысилась до 75%
Работая над повышением качества знаний, я уделяю большое внимание подготовке выпускников 11 классов к ЕГЭ по биологии. Проведённая работа даёт результаты: обучающиеся 9 и 11 классов, в которых я преподаю, ежегодно показывают высокие результаты на ЕГЭ. Это можно увидеть в таблицах и на диаграмме.
Результаты Единого Государственного Экзамена в 11 классах
по биологии за последних четыре года
Учебный год | Фамилия имя выпускника | Набрал количество баллов | Средний балл в ОУ | Средний балл в районе | Средний балл в области |
2009-2010 | Алексеева Алена | 63 | 70 | 55,46 | 55,56 |
Еремина Виктория | 71 | ||||
Ионова Ирина | 77 | ||||
2010-2011 | Костарева Ольга | 61 | 61 | 54,16 | 54,29 |
2012-2013 | Мяшко Евгения | 71 | 71 | 53,7 | 58,92 |
Динамика результатов ЕГЭ
Учащиеся под моим руководством участвуют в конкурсах проектных работ, в творческих конкурсах.
Участие обучающихся
год | Название мероприятия | уровень | Количество участников | результат |
2006 | Областная краеведческая конференция учащихся – участников движения «Отечество» | Региональный | 1 (Ивигина Юлия) | Участие |
Районный конкурс «За чистую воду планеты Земля» | Муниципальный | 1 (Залогина Анна) | 1 место | |
Районный слет экологов и лесоводов | Муниципальный | 4 (Ионова Ира, Христенко Таня, Тюканова Лена, Еремина Вика) | 1 место Ионова Ирина, 1 место Еремина Вика, 3 место Христенко Таня | |
Областной слет «Юные друзья природы» | Региональный | 3 (Ионова Ира, Христенко Таня, Еремина Вика) | Участие | |
2007 | Областной конкурс краеведческих исследовательских работ – участников движения «Отечество» | Региональный | 1 (Ивигина Юлия) | Участие |
Районный слет экологов и лесоводов | Муниципальный | 4 (Ионова Ира, Христенко Таня, Залогина Анна, Еремина Вика) | 1 место Ионова Ирина, 2 место Еремина Вика | |
Научно-исследовательская конференция «Будущая элита Верхнекетья» | Муниципальный | 1 (Залогина Анна) | 2 место в секции «Я и моя школа» | |
2008 | Областной слет «Юные друзья природы» | Региональный | 4 (Ионова Ира, Христенко Таня, Еремина Вика, Залогина Анна) | Диплом 4 степени -Еремина Виктория |
2010 | Научно-исследовательская конференция «Будущая элита Верхнекетья» | Муниципальный | 3 (Кудрявцева Наталья, Мяшко Женя, Аникина Валя) | 3 место в секции «Краеведение» |
Региональная научно-исследовательская конференция школьников «Виват одаренные!» | Региональный | 1 (Аникина Валя) | Грамота за Лучший доклад | |
2011 | Конференция «Я – патриот» | Региональный | 3(Калимуллина В., Ващенко Д., Исрафилова А.) | участие |
Конференция «Отечество» | Россия | 3(Калимуллина В., Глухова А, Исрафилова А.) | участие | |
2013 | 1 Экологическая игра-эстафета «За чистые реки Верхнекетья» | Муниципальный | 3 (Калимуллина Валя, Васищева Соня, Виноградова Аня) | Участие |
Всероссийский дистанционный конкурс «Фотокросс» | Россия | 1 (Васищева Соня) | 1 место в номинации «Связь поколений», 2 место в номинации «В ногу со временем» | |
Всероссийский сетевой дистанционный проект «Мы помним» | Россия | 2 (Сопыряева Олеся, Начарова Настя) | Участие | |
Экологическая игра «Робинзонада» | Муниципальный | 3 (Сопыряева Олеся, Васищева Соня, Виноградова Аня) | 3 место – Виноградова Аня | |
Всероссийский дистанционный марафон «Секреты человеческого организма» | Россия | 5(Исрафилова Айтадж, Висков Сережа, Сопыряева Олеся, Начарова Настя, Ващенко Даша) | 2 место – Исрафилова Айтадж, 3 место – Висков Сережа, 3 место – Сопыряева Олеся | |
6 Всероссийский конкурс компьютерного творчества «Моя Россия. Великое в малом» | Россия | 2 (Калимуллина Валя, Исрафилова Айтадж) | 3 место | |
Всероссийский дистанционный марафон «Экологическая Азбука» | Россия | 1 (Васищева Соня) | 1 место | |
4 Всероссийский конкурс плакатов «Сохраним мир!» | Россия | 2 (Козлов Миксим, Кираль Настя) | 3 место |
Динамика участия в конкурсах
Из диаграммы видно, что все больше мы принимаем участие во всероссийских конкурсах, в этом году приняли участие в Международной олимпиаде «Эрудит», результат пока не известен.
В 2012 году я ушла в декретный отпуск, поэтому участвовали в конференциях в этом году мы мало. В 2010 году мы с ребятами (Мяшко Ж., Кудрявцева Н. и Аникина В.) работали над социальным проектом патриотической направленности «К подвигу героев сердцем прикоснись…» Мы облагораживали места захоронения ветеранов ВОВ, у которых нет родственников в нашем поселке. Реализовывали мы проект за счет средств, которые были выделены нам за 2 место в конкурсе «Край нашего детства». На мой взгляд, тот факт, что дети свою работу еще и представили на районную конференцию «Будущая элита Верхнекетья», очень значим в формировании их учебных и коммуникативных компетенций. Ситуация успеха в работе над проектом способствовала их интересу к истории посёлка. Творческие работы моих учащихся печатаются в СМИ. Статья Христенко Татьяны «Тридцатилетию школы посвящается…» и статья Ереминой Виктории «Гордимся такими людьми» были напечатаны в районной газете «Заря Севера».
Мои ученики участвуют в предметных олимпиадах:
Участие школьников в предметных олимпиадах
год | Школьный уровень | Муниципальный уровень | Областной уровень |
2008-2009 | География 1 место (Алексеева А.) 2 место (Павлова Н.) | - | - |
2009-2010 | Биология 1 место (Еремина В.) | Биология 1 место (Еремина В.) | Биология Участие (Еремина В.) |
2012-2013 | Биология 1 место (Мяшко Е.) | Биология 1 место (Мяшко Е.) | Биология Участие (Мяшко Е.) |
2013-2014 | География 3 место (Новицкая Е.) | География Участие (Новицкая Е.) | - |
О моей работе в должности учителя географии и биологии положительно отзываются учащиеся и родители моих бывших учеников.
Библиографический список:
1. Баринова, И.И. и Герасимова, Т.П. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / И.И. Баринова и Т.П.Герасимова. – М.: Просвещение,1983 – 85с.
2. Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии. М.: Дрофа 2006
3. Борецкая, И.А. Развитие личности школьников в процессе изучения экономической и социальной географии мира // География в школе. – 2001 №7. – с.77-78
4. Галеева, Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха на уроках географии / Н.Л.Галеева. – М.:5 за знания, 2006 – 125с.
5. А. Гин. Приёмы педагогической техники.- М.: Вита-Пресс, 2006
6. СелевкоГ.К. Энциклопедия образовательных технологий/ Г.К.Селевко – М.: НИИ школьных технологий, 2006 -55 с.
7. Скатова, Н.Н. Современные педагогические технологии // География в школе. - 2000 №8. – с. 46 - 47
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы
обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...