"Почему я в школе" или "Учитель это образ жизни"
учебно-методический материал по географии
Педагогичесское эссэ, сочинение для конкурса "Учитель года-2014"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Верь сам в себя наперекор вселенной…
«Р. Киплинг»
Педагогическая философия… Это взгляд на мою работу, работу, которая занимает большую часть суток. Эта работа неотделима от всего остального, она составляет единое целое со всей моей жизнью. Так ли я её делаю? Ведь от каждого моего слова, взгляда, внимания или не внимания, даже интонации зависит то, что может случиться с человеком не сегодня, а, возможно, через много лет.
Эссе
«Почему я в школе?»
«Учитель-это образ жизни.»
Дайте ребёнку постичь необъятное,
Дайте возможность поверить в себя-
Все неизвестности станут понятными,
Станет по силам штурвал корабля… (Л.И. Гуляева)
Собираю добро по крупинкам,
По кусочкам, по малым пылинкам,
В сундуке, как скупец не храню,
Собираю и всем раздою. (Н. Обертышева)
Миллионы людей на земном шаре, став взрослыми, хоть раз в жизни вспоминают свое беззаботное детство- как бегали босиком по холодной россе, как до посинения купались в речке, как в песочнице, по локоть грязные пекли куличи… Как сидя на уроке, писали и передавали записки девчонками а на переменах дергали их за косички, натирали снегом за углом школы… Детство-самое счастливое и золотое время. И в какой-то момент начинаешь понимать, что это время не вернуть, ты взрослый человек, а детство осталось позади.
Может, детство уходит, но только не от меня. Я выбрала профессию учителя. Вы спросите почему? Потому что это профессия всегда привлекало меня, так как давало возможность помочь ребенку вырасти, набраться сил, окрепнуть, открыть перед ним мир познания, раскрыть свои возможности. Только добрый, уважающий и любящий детей человек может сделать это. Бунин писал: «Уменьшение любви и доброты есть всегда уменьшение жизни». Поэтому я выбрала профессию учителя, которой планирую посвятить всю свою жизнь. Попав в радостный, веселый и беззаботный мир детства, я не хочу с ним расставаться, потому что это моя жизнь и судьба.
Моим девизом стали следующие слова: «Горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно».
Волею судьбы я работаю в городской школе, но это – «школа на окраине», у меня очень уютный кабинет современные средства обучения, но… профессия учителя так и пользуется популярностью среди современной молодежи, ведь труд нами огромен, огромно ответственность и зарплату действительно нужно тяжело зарабатывать.
Однако профессия моя такова, что все уходит на второй план, когда открываю школьную дверь, когда звенит звонок, когда говорю детям: «Здравствуйте! Начинаем наш урок!» и они смотрят на тебя - такие разные! Одним нравится жить по правилам, а другим, наоборот, делать то, что нельзя.
Передо мной дети начало 21 века. Они, не хуже и не лучше, чем, например дети 90 годов 20 века. Они просто другие. Поэтому в своей работе я учитываю социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей. Моя главная цель - помочь им встать уверенными в себе, научить их самостоятельно искать пути лишения поставленных задач, создать условия для развития индивидуальности ребенка, его творческих способностей.
Высшее проявление педагогической успешности улыбка на лицах детей. Она многого стоит и много дает, от нее становишься богаче и счастливее. Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень; одному нужен обильный полив, другому достаточно небольшого количества влаги. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. Так и каждый ребенок уникален, каждый ребенок – это отдельный мир со своими мыслями, чувствами, эмоциями. И я стараюсь учитывать эти особенности. Я радуюсь и удивляюсь вместе с детьми, поддерживаю их в больших и малых открытиях. Ведь именно из таких фантазёров, любознаек и почемучек вырастают изобретатели и исследователи. Я счастлива, когда вижу широко раскрытые глаза детей, слышу их жизнерадостный смех. Я считаю, что предназначение учителя – быть детям другом, партнером, тем человеком, который преподносит готовую истину, а помогает в её поиске.
Я с радостью иду утром в школу, чтобы снова и снова встретиться там с детьми, коллегами – моими единомышленниками, способными творить понимать душу ребенка, глубоко уважать и ценить личность своих воспитанников.
Быть учителем – это значит участвовать в чуде становления Человека. Учитель – это образ жизни. Это осознание той ответственности, которую несешь перед обществом, государством, а прежде всего – перед ребенком, ибо ты – в начале его жизненного пути, тебе он безгранично верит.
Главное условие – это активное творческое воздействие педагога с детьми, атмосфера любви и добра, увлеченность общими интересами. Кроме того, в условиях постоянно меняющейся ситуации образования необходимым качеством становится и умение создавать новую педагогическую реальность на уровне цели, содержание, форм и методов образовательного процесса. Ведь как говорил Андрей Вознесенский: «Свет должен быть собственного производства». Однако за годы своей педагогической деятельности мне приходится работать в так называемых «трудных классах», с «трудными детьми» и, увы, с «трудными родителями». Порой соглашалась с мыслю: как бы мы, учителя, ни старались, личность в первую очередь формируется в семье, это аксиома. Так вот хотелось бы, чтобы был создан такой государственный институт семьи, где пропагандировалась ответственность родителей за будущее не только своих детей, но, прежде всего, за свое собственное. Чтобы родители рассчитывали в будущем только на то, что они вложили в своих детей (скажем, в виде «накопительной пенсии»: воспитал порядочного человека, обеспечил его полноценным образование, значит, тебе будут обеспечены любовь и внимание). И не надо будет унижаться, выпрашивать льготы у государства, винить в своей нищете и беспомощности всех и вся. Может быть, кому-то мои мысли покажутся жестокими, но я твердо уверенна: что посеешь, то и пожнешь. Нельзя быть во всем потребителем: чтобы что-то получать, нужно в первую очередь научиться отдавать.
Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер… вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но черствыми, злыми, завистливыми и жестокими. Поэтому работа с семьей – одна из главных задач школы, учителей, а значит, и моя задача. Еще, на мой взгляд, для педагога важна способность к рефлексии. Важно не только увидеть свою проблему, но и принять ее, а приняв, захотеть искать пути её решения. Убеждена, постоянный самоконтроль, самокритика и самовоспитание – вот спасение от иллюзии собственной непогрешимости и путь к совершенствованию, постижению и развитию самого себя. Мой мир наполнен разными красками и впечатлениями, его обогащает каждодневное общение с детьми, коллегами, родными, друзьями.
Вот и сейчас, когда я пишу это сочинение – эссе для конкурса, сейчас, когда на календаре «красные числа»-идут праздничные новогодние каникулы – я мысленно в школе: планирую уроки, придумываю первую встречу в Новом, 2014 году, с моими пятиклашками. С понедельника вновь оживет школа, с календаря будут улетать один за другим школьные дни. Школьный день… из чего он состоит? Конечно, из встреч с учениками и новыми открытиями в них и в себе. Перед глазами вечная галерея родных лиц, моих учеников. Вот этот молчал полгода, наверное, о своем думал и не знал, что и как сказать. А вот сегодня поднял руку так неожиданно, что в классе воцарилась мертвая тишина: «Неужели он говорить умеет?» А вот тот мальчишка, вихрастый, задиристый на перемене, почему-то всегда внимательно слушает на уроке: впитывает каждое слово. Или вот эта веснушчатая девчонка – хохотушка и плакса одновременно – готова броситься на помощь любому человеку… Сколько их – и все они разные! (В этом году я веду уроки природоведения в пятых классах: они похожи на первоклашек, никак не могут оторваться от своих учителей начальной школы).
Каждый школьный день отмеряет мгновения: оглянешься, а мои пяти - шестиклассники уже выросли: ориентируется в мировом пространстве по карте, глобусу, умеют задавать вопросы, находить нужные меридианы, понимать других. Да, школьный день так прост: уроки, перемены… Замкнутый круг, да и только! Оказывается, ввести в этот круг понимание каждого ученика не так просто, иначе ребенок будет неуютно ощущать себя, замкнется в себе. И выпадет одно звено, такое важное в этой огромной общей цепи. Если каждый день спешит учитель в школу, чтобы просто сказать «Здравствуйте!», улыбнутся озорным ученикам, вселить в них уверенность и каждой клеточкой ощущать свою нужность быть здесь и сейчас, значит, школьный день прожит не зря.
Профессия педагога обязывает меня всегда быть молодой, активной и не успокоенной. Высшим достижением в работе для меня является не награды и призы учеников, а когда выпускники приходят в школу и вспоминают, как мы экспериментировали, устраивали праздники, и весь этот опыт пригодился им в дальнейшей студенческой жизни.
Я стала педагогом, потому что всегда хотела. Я остаюсь им, потому что мир детства - это мой мир, моя жизнь. Образование через всю жизнь – это еще один принцип моей жизни. Образование – это внутренняя работа, это постоянная рефлексия. Я люблю свою профессию. Быть вместе с детьми, вместе творить – это моя философия сотрудничества, сотворчества, основанная на любви, доброте, уважении к ученикам.
К. Д. Ушинский сказал: «Если вы удачно выбрали труд и вложили в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас». Что влияет на выбор профессии? Может, это стечение обстоятельств или, как часто говорят, судьба. Не знаю. Но сейчас я уверенно могу сказать, что люблю работать в школе, потому что многое в этой работе мне приносит удовольствие, а то, что иногда раздражает, отвлекает, утомляет, делает меня сильнее, чтобы продолжать работать с детьми.
Я стремлюсь соответствовать четырем требованиям к идеальному для себя месту работы:
- Я хочу работать с добрыми, умными людьми, иметь возможность общаться с ними на рабочем месте.
- Мне не обходимо, чтобы то, что я делаю, приносило пользу другим людям, было общественно значимым.
- Для меня важно иметь возможность проявить на рабочем месте себя и постоянно развивать свой творческий потенциал.
- И наконец, я должна видеть результат своей работы, своего труда.
Мой путь – путь познания и самосовершенствования. Путь трудный, но прекрасный. Ведь я, как сказал Омар Хайям, «школяр – в этом лучшем из лучших миров». И снова продолжается мое восхождение к вершинам педагогического мастерства, точка в котором никогда не может быть поставлена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков Методическое пособие для учителей
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков: Питание, двигательная активность, закаливание организма. Вредные привычки и их предупреждение....
Учитель - это не профессия, а образ жизни
Служение делу просвещения в народе всегда вызывало особое уважение. Учителей с их готовностью к самопожертвованию во имя детей люди неизменно называют в числе наиболее почитаемых соотечественников. В ...
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности учителя....
«Практическая направленность работы учителей в области экологического образования и здорового образа жизни учащихся
выступление...
Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.
В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...
Эссе:"Учитель- это не профессия, Учитель- это образ жизни".
Изложение собственного отношения к своей прфессии....
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....