Проект урока для 9 класса "Поволжье"
план-конспект урока (география, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
9 класс «География России. Население и хозяйство».
Тема «География крупных регионов России».
Тема урока: Поволжье.
Образовательные задачи: сформировать представление об ЭГП, природных ресурсах, населении и хозяйстве Поволжья; выявить проблемы развития района.
Развивающие задачи: создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умения работать с текстом учебника, картами атласа, записывать информацию в виде таблицы, анализировать и обобщать полученные знания.
Воспитательные задачи: способствовать формированию активной жизненной позиции и географической культуры учащихся.
Содержание и структура урока.
Эта-пы | Структурные элементы урока | Дидактические задачи | Деятель-ность учителя | Деятель-ность учащихся | Резуль-тат |
1. О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н О – М О Т И В А Ц И О Н Н Ы Й | Организацион-ный момент. Актуализация знаний. | Создание положитель-ного отношения к уроку, подготовка учащихся к серьезной, вдумчивой работе. Выявление исходного уровня знаний учащихся и подведение ребят к самостоятель-ной формулировке учебных задач на урок. | Приветствие. Учёт посещае-мости, проверка готовности учащихся к уроку. Раздаёт группам карточки с заданиями. Задаёт вопрос: Как вы думаете, какой следующий район мы будем изучать? | Подготовка рабочего места ученика. Отвечают на вопросы, выполняют задание. Отвечают на вопрос: Поволжье. | Готов-ность учащихся начать урок. Готов-ность учащихся к усвое-нию учебно- познава-тельной деятель-ности на основе опорных знаний. |
2. О П Е Р А Ц И О Н Н О – П О З Н А В А Т Е Л Ь Н Ы Й 3. Р Е Ф Л Е К С И В Н О _ О Ц Е Н О Ч Н Ы Й | Введение материала. Закрепление знаний и умений. Обобщение и систематизация знаний. Выявление качества и уровня усвоения знаний. Рефлексия. Домашнее задание. | Изучение Поволжья в ходе самостоятель-ной поисковой деятельности с картами атласа и текстом учебника и отображение результатов работы в виде таблицы. Создание условий для активного восприятия нового материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Развитие умений обобщать и представлять полученные знания на аудиторию. Обеспечение глубокого усвоения знаний и умений. Обобщение изученного материала Дать оценку своей работы на уроке. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. | Предлагает учащимся определить насколько верны утвержде-ния (прил. №1). (приём «Верные и неверные утвержде-ния»). Задаёт вопрос: Какими причинами объяснить сложный националь-ный состав населения Поволжья ? (приём «Думай вслух»). - Поволжье богато многими видами природных ресурсов, какие это ресурсы и какие отрасли будут формиро-ваться на их базе ? Заполняет таблицу на доске со слов учащихся. Поддержи-вает усилия обучаемых по описанию собственного понимания. Организует работу по поиску информации в тексте учебника и картах атласа. Предлагает учащимся познакомить всю аудиторию с результатами своей работы. Прослуши-вает ответы учащихся, корректирует их. Задаёт наводящие вопросы для уточнения данных о хозяйстве региона Обращает внимание на особенности ресурсной базы и хозяйства Поволжья и просит показать на схеме производ-ственные связи Поволжья. Задаёт вопрос: Дали ли мы характерис-тику района? Объявляет домашнее задание: §53 - 55, на контурной карте выполнить задание на странице 284. | Учащиеся предпола-гают правиль-ность утвержде-ний, работают в группах. Отвечают на вопрос: Сложная история формиро-вания. Заполняют таблицу №1, используя карты атласа. Изучают карты атласа, возвращают-ся к приему «Ключевые термины», объясняют ошибки в неверных утвержде-ниях.
Характери-зуют в своих группах один из МОК, работают в группах с помощью учебника и карт атласа по заполнению таблицы № 2. Представи-тели групп отчитывают-ся по заполнению таблиц своего комплекса, остальные внимательно слушают, анализируют и дополняют выступления одноклассни-ков, заполняют таблицу (приём «Взаимообу-чение»). Делают вывод о благоприят-ности ЭГП Поволжья, заполняют в тетради схему «Производ-ственные связи Поволжья». Отвечают на вопрос учителя, проводят самооценку учебной деятельности на уроке. Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. | Усваи-вают знания об ЭГП и населе-нии Повол-жья. Усвоение представ-лений о ресурсах, населе-нии и хозяй-стве Повол-жья. Развива-ются коммун-кативные умения. Сопостав-ление и оценка учебного материа-ла для каждого учаще-гося до и после получе-ния новой информа-ции о хозяй-стве района. Само-оценка учебной работы на уроке. Реализа-ция необхо-димых условий для успеш-ного выпол-нения домаш-него задания всеми учащи-мися в соответ-ствии с постав-ленной задачей. |
Приложение № 1
Карточки для проверки знаний об экономических районах.
Карточка № 1
1.Что такое ЭГП ?
2.По набору отраслей определите экономический район:
- АПК;
- машиностроительный комплекс;
- ТЭК;
- курортно – туристический комплекс. (Южная Россия)
Карточка № 2
1.Что такое ТПК ?
2.По набору отраслей определите экономический район:
- наукоёмкое машиностроение;
- химическая промышленность;
- лёгкая промышленность;
- металлургия. (Центральный район)
Карточка № 3
1.Что такое специализация ?
2.По набору отраслей определите экономический район:
- многоотраслевое машиностроение;
- цветная металлургия и передельные заводы чёрной металлургии;
- химическая, лесная, лёгкая и пищевая. (Северо– Западный)
Карточка № 4
1.Что такое экономический район ?
2.По набору отраслей определите экономический район:
- лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно – бумажная;
- производство апатитового концентрата и сложных удобрений;
- выпуск чёрных и цветных металлов;
- топливная промышленность. (Северный)
Утверждения:
- В состав района входят республика Татарстан, Самарская область, Пензенская область, Астраханская область, республика Калмыкия, Нижегородская область (не верно).
- Район расположен на границе Западного и Восточного макрорегионов и Казахстана (верно).
- Река Волга формирует экономический район (верно).
- Экономическими соседями Поволжья являются: Урал, Центральная Россия, Южная Россия, Западная Сибирь (не верно).
- Города Казань, Ульяновск, Пенза, Самара расположены на Волге
(не верно).
Таблица № 1
Ресурсы | Отрасли |
нефть | топливная |
газ | топливная |
водные | энергетика |
агроклиматические | АПК |
рекреационные | туризм |
рыбные | пищевая |
соли | химическая |
Таблица № 2
Характеристика межотраслевых комплексов Поволжья
Комплексы | Основные производства | Центры |
Машиностроение | Автомобили | Тольятти |
ККМ и ХВ | ||
ТЭК | ||
АПК |
Примерные вопросы по таблице «Характеристика межотраслевых комплексов Поволжья»:
- Что способствовало развитию транспортного машиностроения в Поволжье? (Удобное транспортно – географическое положение).
- Какие электростанции построены на Волге? (Воткинская, Нижнекамская, Волжская, Саратовская, Волгоградская).
- Чем объяснить развитие отраслей химической промышленности в районе? (Благоприятное сочетание ресурсов).
- В каком направлении изменяется сельскохозяйственная специализация внутри Поволжья? (с севера на юг).
Схема производственных связей Поволжья (возможный вариант)
Ввоз | П О В О Л Ж Ь Е | Вывоз |
лес | нефть | |
бумага | газ | |
ткани | электроэнергия | |
руды | машины | |
оборудование | каучук |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Аннотация к проекту «Деньги решают все?». Руководитель проекта учитель истории Черноморченко М.А. Проект выполнили ученицы 11 класса Тян А., Тян К..
Материалы проекта ставят и пытаются решить проблемы места и роли денег в современном обществе....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...