"Озёра, болота, ледники"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Урок по предмету "География" в 6ом классе. Тема урока "Озёра, ледники, болота"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_ozyora._bolota._ledniki.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ  «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат»

VII вид

Учитель географии: В.С. Щербинина

Цели и задачи урока:

-создание условий для формирования географических представлений об озёрах, болотах ледниках

Коррекционно –образовательные:

-закрепить знания по изученному материалу «Реки» посредством подобранных  заданий;

-сформировать представления о возникновении, строении, использовании озёр, болот, ледников посредством беседы, наглядностей, дополнительной литературы.

Коррекционно –развивающие:

-развивать пространственное восприятие и мышление учащихся при зарисовке схем озёр, болот, ледников.

Коррекционно –воспитательные:

-формировать элементы научного мировоззрения, настойчивость, ответственность в процессе изучения предмета;

-развивать интерес к предмету;

-воспитывать любовь к природе, своему краю.

 

Оборудование:

Учебники, атласы, физическая карта полушарий, карточки

Ход урока.

I.    Организационный момент:

-Приветствие.

-Релаксация- закрыть глаза, расслабиться, глубоко вздохнуть-открыть глаза.

-Проверка отсутствующих и готовность к уроку.

-Активация познавательного интереса

- задание на дом: $ 31-32, на контурных картах отметить крупные озёра (Ладожское, Онежское, Каспийское, Байкал, Баскунчак)

II. Закрепление домашнего задания.

  1. Карточки для сильных учеников  
  2. Вспомним, что такое  река.
  3. Как образуется река?
  4. Дать характеристику равнинным рекам
  5. Дать характеристику горным рекам
  6. Усложнить задание –на схеме реки расставить неправильно обозначения. Ученику необходимо найти названиям своё место.
  7. Показать на карте крупные реки мира – Волгу, Енисей, Обь, Лену, Нил, Амазонку, Миссисипи, Мурей.
  8. На доске начертить схему реки.
  9. Как человек использует реки

III. Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжим изучение внутренних вод. И тема нашего урока: Озёра, болота, ледники.

(На доске пишется план урока: 1. Характеристика озёр, болот, ледников

2. Образование озёр, болот, ледников

3.Значение озёр, болот, ледников

4. Использование озёр, болот, ледников)

Что такое озеро?  Найдите в учебнике определение (стр. 95), выпишите в тетрадь и подчеркните слова –озеро, природное.

Почему я попросила подчеркнуть слово –природное (ответы учеников)

Действительно озёра создаёт природа.

 А как она их создаёт? (ответы учеников)

Природа создаёт углубления-КОТЛОВИНЫ, в которых накапливается вода.

Рассмотрим варианты возникновения озёр:

1.Тектонические движения   земной коры. (Каспийское море, Байкал).

Отличаются большой глубиной

2. Работа древних ледников («выпахивание» котловин и при таянии-заполнении водой). (Онежское, Ладожское)

3. Запрудные озёра –горные обвалы перекрывают путь рекам и в созданных котловинах накапливается вода.

(рассмотреть рисунок  в учебнике)

4. Старицы –река ищет для себя более лёгкий путь движения и может поменять русло, а небольшое углубление с водой останется и будет озером.

(рассмотреть рисунок в учебнике)

5. Карстовые озёра- водный поток вымывает мягкие частицы в горах или на равнине.

 А мы можем, глядя на карту, определить –как родилось озёро? (ответы учащихся)

Пусть не точно, но можем.  Посмотрим на карту –озёра имеют различную форму, если смотреть на них с птичьего полёта. Одни почти круглые (Ладожское, Онежское), другие вытянутые (Каспийское, Байкал). Озёра, рождённые тектоническим движением земной коры имеют вытянутую форму, а озёра ледникового происхождения –более круглую.

(зарисовать в тетрадь и подписать виды озёр)

Ну а теперь вспомним, каким условным знаком обозначаются озёра?

 (ученик на доске чертит условный знак)

Познакомимся с озёрной водой. Откуда она попадает в озеро? (ответы учащихся) – талая вода, вода ледников, дождевая, родники.

А на вкус? (ответы учащихся) –пресная, солёная

Интересно, а почему вкус у воды озёр разный?

Воды, приходящие в озёра, имеют условно пресный вкус. Если из не вытекает, а только испаряется, то следовательно вкус воды будет солёным.

Если из озера берёт начало река  и впадает в озеро река, то воды озера «промываются» и вкус воды будет пресным.

Зарисуем эти озёра и подпишем.

Бессточное озеро                                сточное озеро  (проточное)

      Как человек использует озёра?  (ответы учащихся)- разведение рыб, отдых, транспортные пути.

А охрана озёрам нужна? От чего? (ответы учащихся) –загрязнения, шум, перелов рыбы.

       А что может сделать ребёнок для сохранения чистоты озёр? (ответы учащихся) –не сорить, не губить прибрежную и водную растительность.

Сейчас совершим путешествие по трём озёрам России –с Севера до Сибири.

(рассказ об Ладожском озере, Баскунчак, Байкале)

     А есть ли озёра в нашей местности? (В области более 2900 озёр. Они располагаются в поймах рек)

Время идёт и многие озёра мелеют, зарастают, постепенно превращаясь в болота.

Болото –это участок земной коры сильно увлажненный и покрытый влаголюбивой растительностью.

Вспомним условное обозначение болот:

(записать и зарисовать в тетрадь)

Болота опасны? (ответы учащихся) –можно погибнуть

На уроках ОБЖ, вы более подробно познакомитесь с опасностями. Которые таят болота.

В области болота занимают незначительную площадь. Имеются большие запасы торфа.

Физкульминута.

Продолжим урок.

Мы знаем, что вода бывает в трёх состояниях. Каких? (ответы учащихся) –жидкое, газообразное, твёрдое.

О жидком состоянии воды мы говорили, осталось о твёрдом.  И сегодня мы познакомимся с понятием –ледник.

Что такое ледник? (ответы учащихся) – плотный снег.

Запишем определение в тетрадь- ледник это скопление льда на суше.

Он образуется из снега. Который уплотняясь превращается в лёд.

Какие условия необходимы для формирования ледника? (ответы учащихся) – низкие температуры, количество снега больше, чем может растаять.

Где такие условия есть? –горы, полюса.

Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 99.

Горы – выше снеговой линии образуются горные ледники. Они дают начало рекам. Горные ледники  подвижны, почему? (ответы учащихся) – между льдом и почвой образуется прослойка воды плюс тяжесть льда.

Ледники движутся иногда со скоростью до 80 м в сутки. Проходя снеговую линию –тают, оставляя валуны, щебень, что формирует отложения, которые называют МОРЕНОЙ. (запись в тетрадь)

ПОКРОВНЫЕ ЛЕДНИКИ-там, где снеговая линия расположена очень низко. Это материки, острова (Антарктида, Гренландия и др)

Рельеф скрыт подо льдом, лёд накапливается в средней части щита и растекается по сторонам.

Спускаясь к океану, ледник ломается и с грохотом падает в воду, образуя плавучий остров –АЙСБЕРГ (запись в тетрадь)

Чем он опасен? (ответы учащихся) –корабли могут пострадать от подводной части айсберга.

Закрепление материала.

Практическая работа- описать с помощью учителя по плану озеро Байкал.

Вы   познакомились на уроке  с озёрами, болотами, ледниками. А что бы закрепить эти знания на доске будут написаны новые понятия, с какими мы познакомились на уроке. Вспомним, что они означают.

Озеро

Котловина

Бессточное      Болото

Ледник

Айсберг

Морена

Используемые ресурсы:

  1. Памзурин Ю.П. Живая география: Кн. Для учащихся. М.:Просвещение, 1993
  2. Атлас. Целый мир в твоих руках
  3. Коринская В.А. География материков и океанов. 7кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений/В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев-М.: Дрофа, 2005
  4. География и экология Тамбовской области. Учебное пособие для учащихся. Тамбов. Из –во ИПКРО, 2001г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренние воды России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, вечная мерзлота.

Данная презентация раскрывает основные понятия, виды и факторы размещения внутренних вод России....

Презентация по теме "озера,болота,ледники,подземные воды.

Показана работа учащихся на разных этапах урока....

План-конспект урока "Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота." 8 класс. Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Цель урока:·        расширить и углубить знания об озёрах России и происхождении озёрных котловин, о болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте....

Урок географии 8 класс Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

Урок географии 8 класс "Озёра, болота,подземные воды, ледники. многолетняя мерзлота."...

Урок по теме "Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота"

Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота».Раздел  «Внутренние воды России и водные ресурсы»  Место в учебном плане:  третий урок раздела «Внутренн...

Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. (Конспект урока с использованием ИКТ)

Цели урока.Образовательные: сформировать представление о размещении особенностей, происхождении,значении озёр, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты.Развивающие: продолжить развивать ум...

Презентация к уроку. "Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота"

Цели урока.Образовательные: сформировать представление о размещении особенностей, происхождении, значении озёр, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты.Развивающие: продолжить развивать у...