"Озёра, болота, ледники"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок по предмету "География" в 6ом классе. Тема урока "Озёра, ледники, болота"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_ozyora._bolota._ledniki.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат»
VII вид
Учитель географии: В.С. Щербинина
Цели и задачи урока:
-создание условий для формирования географических представлений об озёрах, болотах ледниках
Коррекционно –образовательные:
-закрепить знания по изученному материалу «Реки» посредством подобранных заданий;
-сформировать представления о возникновении, строении, использовании озёр, болот, ледников посредством беседы, наглядностей, дополнительной литературы.
Коррекционно –развивающие:
-развивать пространственное восприятие и мышление учащихся при зарисовке схем озёр, болот, ледников.
Коррекционно –воспитательные:
-формировать элементы научного мировоззрения, настойчивость, ответственность в процессе изучения предмета;
-развивать интерес к предмету;
-воспитывать любовь к природе, своему краю.
Оборудование:
Учебники, атласы, физическая карта полушарий, карточки
Ход урока.
I. Организационный момент:
-Приветствие.
-Релаксация- закрыть глаза, расслабиться, глубоко вздохнуть-открыть глаза.
-Проверка отсутствующих и готовность к уроку.
-Активация познавательного интереса
- задание на дом: $ 31-32, на контурных картах отметить крупные озёра (Ладожское, Онежское, Каспийское, Байкал, Баскунчак)
II. Закрепление домашнего задания.
- Карточки для сильных учеников
- Вспомним, что такое река.
- Как образуется река?
- Дать характеристику равнинным рекам
- Дать характеристику горным рекам
- Усложнить задание –на схеме реки расставить неправильно обозначения. Ученику необходимо найти названиям своё место.
- Показать на карте крупные реки мира – Волгу, Енисей, Обь, Лену, Нил, Амазонку, Миссисипи, Мурей.
- На доске начертить схему реки.
- Как человек использует реки
III. Изучение нового материала.
Сегодня мы продолжим изучение внутренних вод. И тема нашего урока: Озёра, болота, ледники.
(На доске пишется план урока: 1. Характеристика озёр, болот, ледников
2. Образование озёр, болот, ледников
3.Значение озёр, болот, ледников
4. Использование озёр, болот, ледников)
Что такое озеро? Найдите в учебнике определение (стр. 95), выпишите в тетрадь и подчеркните слова –озеро, природное.
Почему я попросила подчеркнуть слово –природное (ответы учеников)
Действительно озёра создаёт природа.
А как она их создаёт? (ответы учеников)
Природа создаёт углубления-КОТЛОВИНЫ, в которых накапливается вода.
Рассмотрим варианты возникновения озёр:
1.Тектонические движения земной коры. (Каспийское море, Байкал).
Отличаются большой глубиной
2. Работа древних ледников («выпахивание» котловин и при таянии-заполнении водой). (Онежское, Ладожское)
3. Запрудные озёра –горные обвалы перекрывают путь рекам и в созданных котловинах накапливается вода.
(рассмотреть рисунок в учебнике)
4. Старицы –река ищет для себя более лёгкий путь движения и может поменять русло, а небольшое углубление с водой останется и будет озером.
(рассмотреть рисунок в учебнике)
5. Карстовые озёра- водный поток вымывает мягкие частицы в горах или на равнине.
А мы можем, глядя на карту, определить –как родилось озёро? (ответы учащихся)
Пусть не точно, но можем. Посмотрим на карту –озёра имеют различную форму, если смотреть на них с птичьего полёта. Одни почти круглые (Ладожское, Онежское), другие вытянутые (Каспийское, Байкал). Озёра, рождённые тектоническим движением земной коры имеют вытянутую форму, а озёра ледникового происхождения –более круглую.
(зарисовать в тетрадь и подписать виды озёр)
Ну а теперь вспомним, каким условным знаком обозначаются озёра?
(ученик на доске чертит условный знак)
Познакомимся с озёрной водой. Откуда она попадает в озеро? (ответы учащихся) – талая вода, вода ледников, дождевая, родники.
А на вкус? (ответы учащихся) –пресная, солёная
Интересно, а почему вкус у воды озёр разный?
Воды, приходящие в озёра, имеют условно пресный вкус. Если из не вытекает, а только испаряется, то следовательно вкус воды будет солёным.
Если из озера берёт начало река и впадает в озеро река, то воды озера «промываются» и вкус воды будет пресным.
Зарисуем эти озёра и подпишем.
Бессточное озеро сточное озеро (проточное)
Как человек использует озёра? (ответы учащихся)- разведение рыб, отдых, транспортные пути.
А охрана озёрам нужна? От чего? (ответы учащихся) –загрязнения, шум, перелов рыбы.
А что может сделать ребёнок для сохранения чистоты озёр? (ответы учащихся) –не сорить, не губить прибрежную и водную растительность.
Сейчас совершим путешествие по трём озёрам России –с Севера до Сибири.
(рассказ об Ладожском озере, Баскунчак, Байкале)
А есть ли озёра в нашей местности? (В области более 2900 озёр. Они располагаются в поймах рек)
Время идёт и многие озёра мелеют, зарастают, постепенно превращаясь в болота.
Болото –это участок земной коры сильно увлажненный и покрытый влаголюбивой растительностью.
Вспомним условное обозначение болот:
(записать и зарисовать в тетрадь)
Болота опасны? (ответы учащихся) –можно погибнуть
На уроках ОБЖ, вы более подробно познакомитесь с опасностями. Которые таят болота.
В области болота занимают незначительную площадь. Имеются большие запасы торфа.
Физкульминута.
Продолжим урок.
Мы знаем, что вода бывает в трёх состояниях. Каких? (ответы учащихся) –жидкое, газообразное, твёрдое.
О жидком состоянии воды мы говорили, осталось о твёрдом. И сегодня мы познакомимся с понятием –ледник.
Что такое ледник? (ответы учащихся) – плотный снег.
Запишем определение в тетрадь- ледник это скопление льда на суше.
Он образуется из снега. Который уплотняясь превращается в лёд.
Какие условия необходимы для формирования ледника? (ответы учащихся) – низкие температуры, количество снега больше, чем может растаять.
Где такие условия есть? –горы, полюса.
Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 99.
Горы – выше снеговой линии образуются горные ледники. Они дают начало рекам. Горные ледники подвижны, почему? (ответы учащихся) – между льдом и почвой образуется прослойка воды плюс тяжесть льда.
Ледники движутся иногда со скоростью до 80 м в сутки. Проходя снеговую линию –тают, оставляя валуны, щебень, что формирует отложения, которые называют МОРЕНОЙ. (запись в тетрадь)
ПОКРОВНЫЕ ЛЕДНИКИ-там, где снеговая линия расположена очень низко. Это материки, острова (Антарктида, Гренландия и др)
Рельеф скрыт подо льдом, лёд накапливается в средней части щита и растекается по сторонам.
Спускаясь к океану, ледник ломается и с грохотом падает в воду, образуя плавучий остров –АЙСБЕРГ (запись в тетрадь)
Чем он опасен? (ответы учащихся) –корабли могут пострадать от подводной части айсберга.
Закрепление материала.
Практическая работа- описать с помощью учителя по плану озеро Байкал.
Вы познакомились на уроке с озёрами, болотами, ледниками. А что бы закрепить эти знания на доске будут написаны новые понятия, с какими мы познакомились на уроке. Вспомним, что они означают.
Озеро
Котловина
Бессточное Болото
Ледник
Айсберг
Морена
Используемые ресурсы:
- Памзурин Ю.П. Живая география: Кн. Для учащихся. М.:Просвещение, 1993
- Атлас. Целый мир в твоих руках
- Коринская В.А. География материков и океанов. 7кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений/В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев-М.: Дрофа, 2005
- География и экология Тамбовской области. Учебное пособие для учащихся. Тамбов. Из –во ИПКРО, 2001г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренние воды России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, вечная мерзлота.
Данная презентация раскрывает основные понятия, виды и факторы размещения внутренних вод России....
Презентация по теме "озера,болота,ледники,подземные воды.
Показана работа учащихся на разных этапах урока....
План-конспект урока "Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота." 8 класс. Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Цель урока:· расширить и углубить знания об озёрах России и происхождении озёрных котловин, о болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте....
Урок географии 8 класс Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота
Урок географии 8 класс "Озёра, болота,подземные воды, ледники. многолетняя мерзлота."...
Урок по теме "Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота"
Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота».Раздел «Внутренние воды России и водные ресурсы» Место в учебном плане: третий урок раздела «Внутренн...
Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. (Конспект урока с использованием ИКТ)
Цели урока.Образовательные: сформировать представление о размещении особенностей, происхождении,значении озёр, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты.Развивающие: продолжить развивать ум...
Презентация к уроку. "Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота"
Цели урока.Образовательные: сформировать представление о размещении особенностей, происхождении, значении озёр, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты.Развивающие: продолжить развивать у...