Учебный курс «Основы геологии»
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Ружникова Ирина Юрьевна

Элективные курсы входят в состав профильного обучения и служат для профильной специализации учеников. Организация раннего профилирования (в данном случае уже с девятого класса) формирует у школьников мотивацию к выбору того или иного профессионального направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geologiya.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Элективные курсы входят в состав профильного обучения и служат для профильной специализации учеников. Организация раннего профилирования (в данном случае уже с девятого класса) формирует у школьников мотивацию к выбору того или иного профессионального направления.

Учебный курс «Основы геологии» должен сформировать у учащихся общие представления о Вселенной, строении Земли и ее происхождении; о месте Земли в ряду других планет Солнечной системы; о минералах и горных породах, их составе, характере залегания и связанных с ними полезных ископаемых, таких как руда, нефть, газ, уголь, горючие сланцы, строительные материалы.

Школьники должны иметь представление о современных геологических процессах, таких как извержение вулканов, опускание и подъем разных участков земной поверхности, землетрясения, накопление осадков в реках, озерах, морях и океанах, оползни, действие поверхностных и подземных вод, оледенения и др. Необходимо также познакомить учащихся с общими закономерностями формирования земной коры, основными структурными элементами, периодизацией геологической истории и развитием органической жизни.

Все это должно способствовать формированию представлений о нашей планете как части общего мира, помочь ученикам ориентироваться в тех философских построениях, которые отражают неразрывное единство природных процессов.

В преподавании курса важное значение имеет наглядность, поэтому следует, как можно шире использовать для занятий плакаты, схемы, карты, коллекции минералов и горных пород, слайды, видеофильмы и компьютерные программы. Крайне желательны экскурсии в разнообразные геологические или краеведческие музеи, а также проведение 1—2 экскурсий за город, где можно было бы показать некоторые геологические объекты, горные породы, процессы и т. д.

Практическая часть курса требует набор учебных пособий, в числе которых должны быть коллекции основных минералов и горных пород: набор минералов, характеризующих шкалу твердости (тальк, гипс, кальцит, флюорит, апатит, ортоклаз, кварц, топаз, корунд); стальные иглы, магнитная стрелка, соляная кислота, фарфоровые пластинки (бисквиты) для определения минералов; геохронологическая шкала; небольшая коллекция фаунистических и растительных остатков; обзорная геологическая карта; коллекция главных видов руд. Кроме того, возможно использование целого ряда плакатов, слайдов, видеофильмов, компьютерных программ.

Главной целью учебного курса «Геология» является знакомство учащихся с начальными сведениями о строении и возрасте Земли, положении ее в ряду других планет Солнечной системы; основными группами породообразующих минералов, главнейшими горными породами — магматическими, осадочными и метаморфическими. Учащиеся должны получить общие представления об экзогенных и эндогенных геологических процессах, основных структурных элементах земной коры, периодизации геологической истории, развития жизни на Земле, главных типах полезных ископаемых, воздействии человека на природные геологические процессы и охране окружающей среды.

Предлагаемый курс ставит своей целью дать основы геологических знаний, показать огромное значение геологии в развитии народного хозяйства и научить детей более глубокому осмыслению происходящих на планете процессов. К моменту начала изучения курса девятиклассники должны владеть следующими знаниями и умениями:

Объяснять закономерности размещения минералов и горных пород в земной коре;

Иметь навыки работы с таблицами, справочной литературой;

Уметь пользоваться учебными коллекциями пород и минералов;

Уметь осмыслять происходящие на планете процессы.

Цели и задачи практической части курса:

1. Выработка у школьников навыков самостоятельной исследовательской работы по естественным наукам, которые определяют современную значимость геологии в комплексе наук о Земле и в практике народного хозяйства;

2. Закрепление и осмысление школьниками знаний и опыта, полученных по теме «Минералогия» и «Петрография» в практическом блоке « Талисманы и покровители»;

3. Профессиональная ориентация школьников на продолжение образования в средних специальных и высших учебных заведениях;

4. Формирование всесторонней и гармонично развитой личности.

Практическая часть курса разделена на три блока по пять часов. Используются различные способы деятельности: лекция, беседа, диалог, лабораторные работы, практикум, тестирование и практические зачёты.

Поскольку за такой краткий промежуток невозможно дать представление обо всей науке геология, были выбраны самые важные, значимые и интересные темы. Проводить занятия может учитель географии, имеющий необходимую литературу и оборудование.

Курс тесно связан с химией, географией, физикой, биологией, ведь предметом изучения этих наук также являются природные тела.

Планируемые результаты: по каждой теме предлагается провести зачетные работы:

•блок - Минералогия. Уральские самоцветы (реферат - На произвольную тему, тестирование)

•блок - Петрография текстуры и структуры (зачет по полировкам и творческие композиции из камня по желанию);

•блок - камни талисманы и покровители (итоговые композиции).

Оценивание: зачет, незачет.

Зачет ставится: ученик проявил себя как исследователь, организатор и участник дискуссий,  выполнял все творческие задания, активно участвовал в работе группы.

Сводная таблица зачётов (практика).

ФИО

Блок-Минералогия

Блок-Петрография

Блок-талисманы и покровители

1

Во время обучения обучающиеся узнали, что в геологии существует более сотни специальностей. Одни из них тесно связаны с химией (геохимическое направление), вторые с математикой и компьютерами, третьи с биологией.

Каждый легко отыщет себе работу по душе и призванию.

Методика изложения курса имеет практическое направление и базируется на многочисленных дополнительных занятиях геологического кружка помимо элективного курса. За основу учебного пособия взят учебник авторов А.П. Сучковой и Т.П. Питолиной (см. литературу 4). Программа является авторской составлена для учащихся 9 классов.

Планирование занятий по курсу «Основы геологии»

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Раздел. II

Теоретическая часть курса (20 часов)

1

Земля в космическом пространстве

2 часа

Общее представление о Вселенной. Понятие о строении Солнечной системы как части галактики Млечного Пути. Планеты земной группы, пояс астероидов, внешние планеты. Черты сходства и различия. Современные представления о происхождении Солнечной системы.

2

Строение Земли

2 часа

Основные параметры Земли. Понятие о магнитном поле Земли. Методы, с помощью которых изучают внутреннее строение Земли.

Основные геосферы: земная кора, мантия, внешнее ядро, внутреннее ядро. Роль космических аппаратов в изучении Земли и планет земной группы.

3

Земная кора,

ее строение и состав

5 часов

Химический состав Земли в целом и земной коры.

Общие сведения о наиболее важных и распространенных минералах. Понятие о различных состояниях вещества (кристаллическое, аморфное); связях химического состава, кристаллической структуры и физических свойств минералов.

Общие сведения о минералах. Знакомство с наиболее распространенными породообразующими минералами: самородными элементами, силикатами, карбонатами, сульфатами, окислами.

Магматические горные породы. Понятие об эффузивных (излившихся), интрузивных (внедрившихся) и метаморфических (преобразованных под воздействием давления, температуры и флюидов) горных породах. Черты сходства и различия, формы залегания, распространение в природе.

Осадочные горные породы: основные их группы и условия образования.

Главные типы полезных ископаемых, связанные с магматическими, метаморфическими и осадочными породами и их географическое распространение, в том числе в России.

4

Основные геологические процессы. Экзогенные процессы

3 часа

Выветривание и его типы, причины и следствия. Эоловая деятельность. Пустыни и их типы.

Геологическая деятельность поверхностных и подземных вод. Речные системы, террасы, речные долины. Различные типы источников. Артезианские (напорные) воды. Ресурсы подземных вод, их охрана. Карстовые процессы (провальные воронки, пещеры и т. д.).

Современные и древние ледники, их распространение и причины образования. Ледниковые формы рельефа на равнинах и в горах.

Геологическая деятельность океанов и морей. Основные сведения о Мировом океане: состав воды, течения, рельеф океанического дна, вулканизм, осадконакопление, полезные ископаемые (нефть, газ, железомарганцевые конкреции, россыпи). Современные рудные залежи — «черные курильщики». Геологические процессы, связанные с океанами и морями.

5

Эндогенные процессы

3 часа

Вулканические процессы. Географическое распространение вулканов. Различные типы вулканических построек и извержений. Примеры катастрофических извержений вулканов. Действующие и потухшие вулканы на территории России. Вулканическое тепло и его практическое использование. Землетрясения. Географическое распространение и связь с геологическим строением и структурой. Понятие об очаге землетрясений. Катастрофические землетрясения (примеры). Возможность предсказания землетрясений

6

Основные этапы развития Земли и эволюция органического мира

3 часа

Понятие об относительном и абсолютном возрасте горных пород.

Возраст Земли и геохронологическая шкала.

Начальные этапы формирования Земли из газовопылевой туманности.

Древнейший — докембрийский этап развития Земли и появление жизни.

Развитие Земли в фанерозое, движение литосферных плит, эволюция органической жизни и появление человека.

Наиболее важные события в истории Земли: формирование и распад гигантских материков, великие оледенения, вымирание фауны, мощная вулканическая деятельность.

7

Деятельность человека и ее влияние на природную среду

2 часа

Взаимодействие человека и природы. Влияние деятельности человека на природные геологические процессы. Проблема охраны недр, защита природной среды, задача улучшения природной обстановки. Международное сотрудничество в деле охраны природной среды.

Раздел II

Практическая часть курса (15 ч)

Практические занятия предназначены для знакомства учащихся с минералами, горными породами и их свойствами, а также с геохронологической шкалой, которая отражает подразделение геологической истории и эволюции органического мира. Необходимо закрепить в 2—3 контрольных работах знания, полученные учащимися.

Практическая часть курса (15 ч)

Дата

Тема занятия

Оборудование

Блок: Минералогия. Уральские самоцветы. (5 часов)

1

Минералогия - что это за наука.

Внешний вид минерала - зерна, щетки, друзы, почки, конкреции и т.д.

Коллекция минералов

2

Физические свойства минералов - цвет, черта, блеск, твердость спайность, излом и др.

(лабораторная)

Набор, иллюстрирующий физические свойства пород

3

Практическое определение минералов.

Работа с определителем и коллекцией и шкалой Маосса. Практикум

Набор, иллюстрирующий физические свойства пород

4

Уральские самоцветы - уникальные минералы в Ильменском заповеднике.

Коллекция из Ильменского заповедника

5

Зачетная работа по определению минералов.

Тестирование. Лабораторная.

Коллекция минералов

Блок :Петрография. Текстуры и структуры.(5 часов)

6

Петрография - наука о горных породах.

Что это такое?

Классификация: магматические осадочные, метаморфические

Коллекция горных пород и минералов

7

Магматические горные породы - главные породы и составляющие их минералы.

Коллекция горных пород и минералов

8

Структуры магматических пород.

Работа с полировками

Практикум

Коллекция структур горных пород

9

Текстуры магматических пород. Примеры на полировках.

Практикум

Коллекция текстур горных пород

10

Зачет по полировкам.

Лабораторная

Коллекция горных пород и минералов

Блок: Талисманы и покровители.(3 часа)

11

Что такое камни - талисманы.

Некоторые общие законы.

Учебные плакаты. Личные детские и учебные коллекции.

12

Минералы покровители по месяцу рождения

Учебные плакаты. Личные детские и учебные коллекции.

13

Оформление итоговой композиции

практикум

Учебные плакаты. Личные детские и учебные коллекции.

14

Зачет по рефератам

15

Профессия геолог

По окончании курса обучающиеся должны знать азы минералогии и петрографии, уметь определять ряд параметров на предложенных образцах.

Также необходимо ориентироваться в самоцветах, являющихся талисманами и оберегами по признанной международной классификации.

Программно-методические материалы:

  1. Программа по детской и юношеской геологии.Часть I, Челябинск, 1993 г.
  2. Методические пособия по дополнительному образованию детей по геологии и минеральным ресурсам. Часть I, Часть II, Челябинск, 2000 г.
  1. Воспитание геологией. Авторы: В.К. Пащенко, Е.Я. Туник, А.И. Левит, Н.И. Кузнецова. Челябинск, 1996 г.
  2. Первые шаги в геологию. Авторы: А.П. Сучкова, Т.П. Питолина, НТЦ НИИОГР, Челябинск, 2002 г.
  3. Камни талисманы. Авторы: В.К. Пащенко, Челябинск, 1992 г.
  4. Занимательная минералогия. А.Е. Ферсман Челябинск, «Урал ЛТД»,2000 год
  5. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей. Недра, М., 1979 год
  6. Минералы. М.: «Хобби-книга». 1995 год
  7. Минерал рассказывает о себе. Кантор Б., М.: «Недра», 1985 год
  8. В удивительном мире камня Лебединский В. П., М.,: «Недра», 1985 год И.Популярная петрография. Лебедев А. П., Лебединский В. П М.: «Наука». 1968 год
  9. Ключ к определению минералов и пород. Немец Ф., М.: «Недра», 1985 13.Минералогический словарь, Штрюбель Г., Циммер З.Х.,
  1. Самоцветы СССР, Самсонов Я.П., Туринге А.П., 1985 г
  2. Ильменский заповедник, группа авторов, М., «Недра», 1987год.
  3. Апродов В. А. Вулканы. — М., 1982.
  4. Войткевич Г. В. Геологическая хронология Земли. — М., 1984.
  5. Войткевич Г. В. Возникновение и развитие жизни на Земле. — М., 1988.
  6. Гаврилов В. /7. Кладовая океана. — М., 1983.
  7. ГирД.ж., Шах X. Зыбкая твердь: Что такое землетрясение и как к нему подготовиться. — М., 1988.
  8. Зейболд Е., Бергер В. Дно океана. Введение в морскую геологию. — М., 1984.

ЦОР:

  1. Библиотека 6-10 класс.
  2. География 6 класс.
  3. Уроки географии КиМ 6 класс
  4. География 9-10 в помощь учащимся.        
  5. География 9-11 экспресс подготовка к экзамену.
  6. Репетитор по географии КиМ 2008.        
  7. Живая география. Цифровые географические карты.
  8. Атлас Земли.        
  9. Краеведение.
  10. Фильмы ВВС.
  11.  Земля – развитие жизни.
  12. Земля история планеты.
  13.  Презентации по геологии.
  14.  Фильм «Ильменский заповедник.
  15.  Природные уникумы Урала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...