Учебный курс «Основы геологии»
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Элективные курсы входят в состав профильного обучения и служат для профильной специализации учеников. Организация раннего профилирования (в данном случае уже с девятого класса) формирует у школьников мотивацию к выбору того или иного профессионального направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geologiya.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективные курсы входят в состав профильного обучения и служат для профильной специализации учеников. Организация раннего профилирования (в данном случае уже с девятого класса) формирует у школьников мотивацию к выбору того или иного профессионального направления.
Учебный курс «Основы геологии» должен сформировать у учащихся общие представления о Вселенной, строении Земли и ее происхождении; о месте Земли в ряду других планет Солнечной системы; о минералах и горных породах, их составе, характере залегания и связанных с ними полезных ископаемых, таких как руда, нефть, газ, уголь, горючие сланцы, строительные материалы.
Школьники должны иметь представление о современных геологических процессах, таких как извержение вулканов, опускание и подъем разных участков земной поверхности, землетрясения, накопление осадков в реках, озерах, морях и океанах, оползни, действие поверхностных и подземных вод, оледенения и др. Необходимо также познакомить учащихся с общими закономерностями формирования земной коры, основными структурными элементами, периодизацией геологической истории и развитием органической жизни.
Все это должно способствовать формированию представлений о нашей планете как части общего мира, помочь ученикам ориентироваться в тех философских построениях, которые отражают неразрывное единство природных процессов.
В преподавании курса важное значение имеет наглядность, поэтому следует, как можно шире использовать для занятий плакаты, схемы, карты, коллекции минералов и горных пород, слайды, видеофильмы и компьютерные программы. Крайне желательны экскурсии в разнообразные геологические или краеведческие музеи, а также проведение 1—2 экскурсий за город, где можно было бы показать некоторые геологические объекты, горные породы, процессы и т. д.
Практическая часть курса требует набор учебных пособий, в числе которых должны быть коллекции основных минералов и горных пород: набор минералов, характеризующих шкалу твердости (тальк, гипс, кальцит, флюорит, апатит, ортоклаз, кварц, топаз, корунд); стальные иглы, магнитная стрелка, соляная кислота, фарфоровые пластинки (бисквиты) для определения минералов; геохронологическая шкала; небольшая коллекция фаунистических и растительных остатков; обзорная геологическая карта; коллекция главных видов руд. Кроме того, возможно использование целого ряда плакатов, слайдов, видеофильмов, компьютерных программ.
Главной целью учебного курса «Геология» является знакомство учащихся с начальными сведениями о строении и возрасте Земли, положении ее в ряду других планет Солнечной системы; основными группами породообразующих минералов, главнейшими горными породами — магматическими, осадочными и метаморфическими. Учащиеся должны получить общие представления об экзогенных и эндогенных геологических процессах, основных структурных элементах земной коры, периодизации геологической истории, развития жизни на Земле, главных типах полезных ископаемых, воздействии человека на природные геологические процессы и охране окружающей среды.
Предлагаемый курс ставит своей целью дать основы геологических знаний, показать огромное значение геологии в развитии народного хозяйства и научить детей более глубокому осмыслению происходящих на планете процессов. К моменту начала изучения курса девятиклассники должны владеть следующими знаниями и умениями:
Объяснять закономерности размещения минералов и горных пород в земной коре;
Иметь навыки работы с таблицами, справочной литературой;
Уметь пользоваться учебными коллекциями пород и минералов;
Уметь осмыслять происходящие на планете процессы.
Цели и задачи практической части курса:
1. Выработка у школьников навыков самостоятельной исследовательской работы по естественным наукам, которые определяют современную значимость геологии в комплексе наук о Земле и в практике народного хозяйства;
2. Закрепление и осмысление школьниками знаний и опыта, полученных по теме «Минералогия» и «Петрография» в практическом блоке « Талисманы и покровители»;
3. Профессиональная ориентация школьников на продолжение образования в средних специальных и высших учебных заведениях;
4. Формирование всесторонней и гармонично развитой личности.
Практическая часть курса разделена на три блока по пять часов. Используются различные способы деятельности: лекция, беседа, диалог, лабораторные работы, практикум, тестирование и практические зачёты.
Поскольку за такой краткий промежуток невозможно дать представление обо всей науке геология, были выбраны самые важные, значимые и интересные темы. Проводить занятия может учитель географии, имеющий необходимую литературу и оборудование.
Курс тесно связан с химией, географией, физикой, биологией, ведь предметом изучения этих наук также являются природные тела.
Планируемые результаты: по каждой теме предлагается провести зачетные работы:
•блок - Минералогия. Уральские самоцветы (реферат - На произвольную тему, тестирование)
•блок - Петрография текстуры и структуры (зачет по полировкам и творческие композиции из камня по желанию);
•блок - камни талисманы и покровители (итоговые композиции).
Оценивание: зачет, незачет.
Зачет ставится: ученик проявил себя как исследователь, организатор и участник дискуссий, выполнял все творческие задания, активно участвовал в работе группы.
Сводная таблица зачётов (практика).
ФИО | Блок-Минералогия | Блок-Петрография | Блок-талисманы и покровители |
1 |
Во время обучения обучающиеся узнали, что в геологии существует более сотни специальностей. Одни из них тесно связаны с химией (геохимическое направление), вторые с математикой и компьютерами, третьи с биологией.
Каждый легко отыщет себе работу по душе и призванию.
Методика изложения курса имеет практическое направление и базируется на многочисленных дополнительных занятиях геологического кружка помимо элективного курса. За основу учебного пособия взят учебник авторов А.П. Сучковой и Т.П. Питолиной (см. литературу 4). Программа является авторской составлена для учащихся 9 классов.
Планирование занятий по курсу «Основы геологии»
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание |
Раздел. II Теоретическая часть курса (20 часов) | ||||
1 | Земля в космическом пространстве | 2 часа | Общее представление о Вселенной. Понятие о строении Солнечной системы как части галактики Млечного Пути. Планеты земной группы, пояс астероидов, внешние планеты. Черты сходства и различия. Современные представления о происхождении Солнечной системы. | |
2 | Строение Земли | 2 часа | Основные параметры Земли. Понятие о магнитном поле Земли. Методы, с помощью которых изучают внутреннее строение Земли. Основные геосферы: земная кора, мантия, внешнее ядро, внутреннее ядро. Роль космических аппаратов в изучении Земли и планет земной группы. | |
3 | Земная кора, ее строение и состав | 5 часов | Химический состав Земли в целом и земной коры. Общие сведения о наиболее важных и распространенных минералах. Понятие о различных состояниях вещества (кристаллическое, аморфное); связях химического состава, кристаллической структуры и физических свойств минералов. Общие сведения о минералах. Знакомство с наиболее распространенными породообразующими минералами: самородными элементами, силикатами, карбонатами, сульфатами, окислами. Магматические горные породы. Понятие об эффузивных (излившихся), интрузивных (внедрившихся) и метаморфических (преобразованных под воздействием давления, температуры и флюидов) горных породах. Черты сходства и различия, формы залегания, распространение в природе. Осадочные горные породы: основные их группы и условия образования. Главные типы полезных ископаемых, связанные с магматическими, метаморфическими и осадочными породами и их географическое распространение, в том числе в России. | |
4 | Основные геологические процессы. Экзогенные процессы | 3 часа | Выветривание и его типы, причины и следствия. Эоловая деятельность. Пустыни и их типы. Геологическая деятельность поверхностных и подземных вод. Речные системы, террасы, речные долины. Различные типы источников. Артезианские (напорные) воды. Ресурсы подземных вод, их охрана. Карстовые процессы (провальные воронки, пещеры и т. д.). Современные и древние ледники, их распространение и причины образования. Ледниковые формы рельефа на равнинах и в горах. Геологическая деятельность океанов и морей. Основные сведения о Мировом океане: состав воды, течения, рельеф океанического дна, вулканизм, осадконакопление, полезные ископаемые (нефть, газ, железомарганцевые конкреции, россыпи). Современные рудные залежи — «черные курильщики». Геологические процессы, связанные с океанами и морями. | |
5 | Эндогенные процессы | 3 часа | Вулканические процессы. Географическое распространение вулканов. Различные типы вулканических построек и извержений. Примеры катастрофических извержений вулканов. Действующие и потухшие вулканы на территории России. Вулканическое тепло и его практическое использование. Землетрясения. Географическое распространение и связь с геологическим строением и структурой. Понятие об очаге землетрясений. Катастрофические землетрясения (примеры). Возможность предсказания землетрясений | |
6 | Основные этапы развития Земли и эволюция органического мира | 3 часа | Понятие об относительном и абсолютном возрасте горных пород. Возраст Земли и геохронологическая шкала. Начальные этапы формирования Земли из газовопылевой туманности. Древнейший — докембрийский этап развития Земли и появление жизни. Развитие Земли в фанерозое, движение литосферных плит, эволюция органической жизни и появление человека. Наиболее важные события в истории Земли: формирование и распад гигантских материков, великие оледенения, вымирание фауны, мощная вулканическая деятельность. | |
7 | Деятельность человека и ее влияние на природную среду | 2 часа | Взаимодействие человека и природы. Влияние деятельности человека на природные геологические процессы. Проблема охраны недр, защита природной среды, задача улучшения природной обстановки. Международное сотрудничество в деле охраны природной среды. | |
Раздел II Практическая часть курса (15 ч) | ||||
Практические занятия предназначены для знакомства учащихся с минералами, горными породами и их свойствами, а также с геохронологической шкалой, которая отражает подразделение геологической истории и эволюции органического мира. Необходимо закрепить в 2—3 контрольных работах знания, полученные учащимися. |
Практическая часть курса (15 ч)
Дата | № | Тема занятия | Оборудование |
Блок: Минералогия. Уральские самоцветы. (5 часов) | |||
1 | Минералогия - что это за наука. Внешний вид минерала - зерна, щетки, друзы, почки, конкреции и т.д. | Коллекция минералов | |
2 | Физические свойства минералов - цвет, черта, блеск, твердость спайность, излом и др. (лабораторная) | Набор, иллюстрирующий физические свойства пород | |
3 | Практическое определение минералов. Работа с определителем и коллекцией и шкалой Маосса. Практикум | Набор, иллюстрирующий физические свойства пород | |
4 | Уральские самоцветы - уникальные минералы в Ильменском заповеднике. | Коллекция из Ильменского заповедника | |
5 | Зачетная работа по определению минералов. Тестирование. Лабораторная. | Коллекция минералов | |
Блок :Петрография. Текстуры и структуры.(5 часов) | |||
6 | Петрография - наука о горных породах. Что это такое? Классификация: магматические осадочные, метаморфические | Коллекция горных пород и минералов | |
7 | Магматические горные породы - главные породы и составляющие их минералы. | Коллекция горных пород и минералов | |
8 | Структуры магматических пород. Работа с полировками Практикум | Коллекция структур горных пород | |
9 | Текстуры магматических пород. Примеры на полировках. Практикум | Коллекция текстур горных пород | |
10 | Зачет по полировкам. Лабораторная | Коллекция горных пород и минералов | |
Блок: Талисманы и покровители.(3 часа) | |||
11 | Что такое камни - талисманы. Некоторые общие законы. | Учебные плакаты. Личные детские и учебные коллекции. | |
12 | Минералы покровители по месяцу рождения | Учебные плакаты. Личные детские и учебные коллекции. | |
13 | Оформление итоговой композиции практикум | Учебные плакаты. Личные детские и учебные коллекции. | |
14 | Зачет по рефератам | ||
15 | Профессия геолог |
По окончании курса обучающиеся должны знать азы минералогии и петрографии, уметь определять ряд параметров на предложенных образцах.
Также необходимо ориентироваться в самоцветах, являющихся талисманами и оберегами по признанной международной классификации.
Программно-методические материалы:
- Программа по детской и юношеской геологии.Часть I, Челябинск, 1993 г.
- Методические пособия по дополнительному образованию детей по геологии и минеральным ресурсам. Часть I, Часть II, Челябинск, 2000 г.
- Воспитание геологией. Авторы: В.К. Пащенко, Е.Я. Туник, А.И. Левит, Н.И. Кузнецова. Челябинск, 1996 г.
- Первые шаги в геологию. Авторы: А.П. Сучкова, Т.П. Питолина, НТЦ НИИОГР, Челябинск, 2002 г.
- Камни талисманы. Авторы: В.К. Пащенко, Челябинск, 1992 г.
- Занимательная минералогия. А.Е. Ферсман Челябинск, «Урал ЛТД»,2000 год
- Определитель минералов, горных пород и окаменелостей. Недра, М., 1979 год
- Минералы. М.: «Хобби-книга». 1995 год
- Минерал рассказывает о себе. Кантор Б., М.: «Недра», 1985 год
- В удивительном мире камня Лебединский В. П., М.,: «Недра», 1985 год И.Популярная петрография. Лебедев А. П., Лебединский В. П М.: «Наука». 1968 год
- Ключ к определению минералов и пород. Немец Ф., М.: «Недра», 1985 13.Минералогический словарь, Штрюбель Г., Циммер З.Х.,
- Самоцветы СССР, Самсонов Я.П., Туринге А.П., 1985 г
- Ильменский заповедник, группа авторов, М., «Недра», 1987год.
- Апродов В. А. Вулканы. — М., 1982.
- Войткевич Г. В. Геологическая хронология Земли. — М., 1984.
- Войткевич Г. В. Возникновение и развитие жизни на Земле. — М., 1988.
- Гаврилов В. /7. Кладовая океана. — М., 1983.
- ГирД.ж., Шах X. Зыбкая твердь: Что такое землетрясение и как к нему подготовиться. — М., 1988.
- Зейболд Е., Бергер В. Дно океана. Введение в морскую геологию. — М., 1984.
ЦОР:
- Библиотека 6-10 класс.
- География 6 класс.
- Уроки географии КиМ 6 класс
- География 9-10 в помощь учащимся.
- География 9-11 экспресс подготовка к экзамену.
- Репетитор по географии КиМ 2008.
- Живая география. Цифровые географические карты.
- Атлас Земли.
- Краеведение.
- Фильмы ВВС.
- Земля – развитие жизни.
- Земля история планеты.
- Презентации по геологии.
- Фильм «Ильменский заповедник.
- Природные уникумы Урала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа интегрированного учебного курса «Основы математической логики» по учебному предмету информатика и ИКТ для обучающихся 8 класса
Программа элективного курса для 8 класса на 34 часа...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...
Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс
Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»). ...
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...