Конспект урока по географии 8 класс Тема: «Природные зоны России. Чуткая Субарктика»
Учитель географии Ежова Н.С. 1 категория Центр образования «Творчество»
Цель урока: познакомить учащихся с природной зоной тундры и лесотундры, с особенностями природы. Задачи:
-познакомить учащихся с природой тундры и лесотундры; - воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; - развивать логическое мышление. Тип урока- изучение нового материала. Методы: частично-поисковый, проблемный, репродуктивный. Формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная. Ход урока: 1. Организационный момент урока. -проверили готовность к уроку: учебник, атлас, тетради, раздаточный материал. 2. Актуализация темы. -У нас сегодня необычный и интересный урок. А какой? Узнаем выполнив географический диктант. Кто догадался, о чем мы будем говорить? Тема нашего урока: «Чуткая Субарктика». Запишите тему урока в тетрадь. На прошлом уроке мы знакомились и говорили о «Безмолвной» Арктике . Опираясь на знания прошлого урока, определите цели нашего урока, т.е. что будем изучать в данных природных зонах? (изучать растения, животных, почвы, климат, рельеф). В конце урока дадим ответ на вопрос: почему «Чуткая Субарктика»?
3. Изучение нового материала. Тундра и лесотундра Я вам зачитаю слова одного выдающего ученого нашей страны. М. В. Ломоносова. ": места, мхами зарослые….. каковыми заняты на большей части берега Северного океана" О какой природной зоне писал Михаил Ломоносов? Это следующая природная зона, которая расположена южнее Арктики. (Показ по карте) А кто может сказать , почему я вспомнила М. В. Ломоносова? (300-летие со дня рождения М.В. Ломоносову). Слово тундра имеет происхождение от слова тунтури, что с перевода народов саами означает сопки - невысокие вершины, не покрытые лесом. Лесотундра-переходная зона от тундры к тайге. Сегодня поработаем в институте, где есть кафедры. В них работают специалисты: географы, климатологи, гидрологи, почвоведы, биологи, экологи. Задание по схеме: Работа по группам . 1Географы 2 Климатологи. 3 Гидрологи 4. Почвоведы 5. Биологи 6. Экологи Выступление специалистов. Вам необходимо проверить верные ли данные о компонентах тундры и лесотундры записаны в таблицу и дополнить растительный и животный мир, используя стихи Л. Лапцуя.Леоинд Лапцуй -это ненецкий поэт, детство, юность и вся жизнь которого прошла в тундре. Родился он в 1932г. в стойбище. Его отец, Василий Лапцуй, был опытным пастухом и удачливым охотником. Знакомство с миром шло у ненецкого мальчика с колыбельной песней матери. Подростком Леонид Лапцуй рыбачил наравне со взрослыми, был проводником в геологической партии, пас оленей…Мальчик рос трудолюбивым, наблюдательным. - Работать будем индивидуально. (Ученики используют карты атласа и стихи Л. Лапцуя) (Затем проверка). Описать растительный мир тундры. Там в ягельной простерлась пастушья страна - Стада, словно волны, то буйствуют, то отдыхают. Но нигде не встретить леса или рощи, Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек Да в снегу кустарник борозду полощет. С яростной пургою лишь ерник поспорит… По склонам ложбинок и впадин На кочках - веселый наряд. Березок зеленые пряди Над самой землею висят… И всюду алеет морошка. Назовите животных тундры: Сидит лисица у норы песцовой, Спит куропатка под кустом в снегу Следа мышей во мраке ищут совы, Крадется волк, согнувшийся в дугу. Он в тундре живет с незапамятных пор. И Север представить нельзя без оленя. Олень - это тундры пятнистый ковер, Ее вдохновенье, ее откровенье… …когда над тропкой на ветру живая туча комаров плясала… -Проверим, все ли данные были верны? Что исправили? - Используя учебник, скажите, чем занимается население Субарктики? Как влияет мерзлота на природу? (Ученики читают текст учебника стр. 161 и отвечают) Что такое булгунняхи? Какое расселение в тундре и лесотундре?
4. Закрепление пройденного материала.
Индивидуальная самостоятельная работа. Распределить предложения в таблицу Арктические пустыни
| Тундра и лесотундр
| 2, 3, 7, 10, 11, 12, 14
| 1, 4, 5, 6, 15
|
На карточке: 1. Занимают побережье морей Северного Ледовитого океана от западной границы страны до Берингова моря. 2. Приурочена ко многим островам бассейна Северного Ледовитого океана и отдельным участкам материкового побережья. 3. Многочисленны ледники. 4. Увлажнение избыточное. 5. Повсеместное распространение многолетней мерзлоты. 6. Часты туманы. 7. Лето короткое, холодное, средняя температура самого теплого месяца менее +4С. 8. Пространства покрыты щебнем и обломками камней. 9. Почвы мерзлотно-таежные. 10. Почвы примитивные, маломощные. 11. Крайне медленная возобновляемость растительности. 12.Растительность с несомкнутой дерниной (осоки, лишайники, мхи). 13. Главное животное- пингвин. 14. Животные: тюлени, моржи, белые медведи. 15. Господствуют мхи, лишайники, кустарнички и карликовые деревца.
- Проверим. (Взаимопроверка)
5. Итог урока. -В начале урока, я сказала, что урок необычный. Чем он был сегодня необычным? Какие задания были интересными? Что нового узнали? Почему природную зону называют чуткой Субарктикой? (Выставляются оценки)
Задание № 1.
Описать растительный мир тундры. Там в ягельной простерлась пастушья страна - Стада, словно волны, то буйствуют, то отдыхают. Но нигде не встретить леса или рощи, Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек Да в снегу кустарник борозду полощет. С яростной пургою лишь ерник поспорит… По склонам ложбинок и впадин На ночках - веселый наряд. Березок зеленые пряди Над самой землею висят… И всюду алеет морошка.
Назовите животных тундры: Сидит лисица у норы песцовой, Спит куропатка под кустом в снегу Следа мышей во мраке ищут совы, Крадется волк, согнувшийся в дугу. Он в тундре живет с незапамятных пор. И Север представить нельзя без оленя. Олень - это тундры пятнистый ковер, Ее вдохновенье, ее откровенье… …когда над тропкой на ветру живая туча комаров плясала… Задание № 2.
Распределить предложения в таблицу (арктическая пустыня и тундра и лесотундра)
1. Занимают побережье морей Северного Ледовитого океана от западной границы страны до Берингова моря. 2. Приурочена ко многим островам бассейна Северного Ледовитого океана и отдельным участкам материкового побережья. 3.Многочисленны ледники. 4. Увлажнение избыточное. 5. Повсеместное распространение многолетней мерзлоты. 6. Часты туманы. 7. Лето короткое, холодное, средняя температура самого теплого месяца менее +4С. 8. Пространства покрыты щебнем и облаками камней. 9. Почвы мерзлотно-таежные. 10. Почвы примитивные, маломощные. 11. Крайне медленная возобновляемость растительности. 12.Растительность с несомкнутой дерниной (осоки, лишайники, мхи). 13. Главное животное- пингвин. 14. Животные: тюлени, моржи, белые медведи. 15. Господствуют мхи, лишайники, кустарнички и карликовые деревца. Подвести итоги урока, выставить оценки.
6. Домашнее задание. В контурных картах провести южную границу тундры и лесотундры С какой линией она будет совпадать? Подготовить сообщение о растительном и животном мире лесной зоны. &27, зад.6, 7 на выбор.
|