Реки Алтайского края (урок краеведения)
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Галкина Юлия Николаевна

Сценарий урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki_altayskogo_kraya.rar669.46 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по географии Алтайского края

                                                                                                                                 

                                                                                                                          Автор: Галкина Юлия Николаевна

Учитель географии МБОУ «Лицей № 101»

                                                                                                               г. Барнаул, Алтайский край

Сценарий урока

Тема: Реки  Алтайского края.

Цель. Образовательная: создать условия для формирования  об основных речных системах Алтайского края;

          Развивающая: совершенствовать умения  использовать компьютерные технологии;

         Воспитательная: содействовать привитию интереса к малой Родине, воспитание чувства патриотизма на краеведческом материале.

Средства обучения: физическая карта Алтайского края, контурные карты, раздаточный материал, презентации, компьютер, проекционная аппаратура, сценарий урока, бланки опроса.

Тип учебного занятия: урок – исследование.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап актуализации знаний учащихся  и мотивации.
  3. Этап целеполагания.
  4. Этап изучения нового материала
  5. Этап обобщения и систематизации знаний.
  6. Этап коррекции знаний и способов деятельности.
  7. Этап подведения итогов учебного занятия.
  8. Этап рефлексии.

№ п/п

Слайды

Позиции

Исследователи, ответственные

время

Примечание

1.

Слайд №1

I. Организационный этап.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

 Здравствуйте, ребята! Приготовьте, пожалуйста, к  уроку  географии  учебник, рабочую тетрадь, дневник. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие по просторам нашего Алтайского края и совершим несколько экспедиций, во время которых будем исследовать речные системы края. Удачного вам путешествия, дорогие ребята!

Учитель

1 мин

2.

Слайд №2

II.Этап мотивации.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников и принятие ими задач.

Ребята! сейчас мы с вами проведём небольшую географическую разминку. Внимательно посмотрите на физическую карту Алтайского края и скажите мне, как называются «голубые артерии», изображённые на карте?

- Что такое река?

- Как называется место, где река берёт своё начало?

- Что такое  русло реки?

- Как называется то место, где река впадает в другую реку или море?

- Чем отличается половодье от паводка?

- каковы основные источники питания рек?

Учитель

2 мин

3.

III. Этап целеполагания.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели урока, содержания материала.

Уважаемые мои путешественники! Прежде чем отправиться в путешествие,  вспомните, что вы знаете о реках нашей области?  Кое – кто из ребят уже собрал некоторую информацию, прочитав и просмотрел различные источники, в том числе и литературные, которая нам с вами очень пригодится. Подумайте, что бы Вам хотелось узнать о поверхностных водах Белгородской области?

(Групповая работа  с применением технологии критического мышления)

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Я надеюсь, что в результате исследования водных объектов, вы узнаете много нового.

Учитель

2 мин

4.

Слайд №4

Презентац № 1

Презентац №2

Презентац №3

IV. Этап изучения нового материала

  Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

     1. Реки.

По территории края  протекает 17000 рек и ручьёв, из них 95% имеют длину менее 10км, 3 – длину более 500 км.

а)  Работа с физической картой учебника страница 92.

Определите, какие реки нашего края самые крупные?

     В крае самые крупные реки - это  Обь, Катунь, Бия, Чумыш, Чарыш, Алей. Большинство рек относится к малым рекам, протяжённостью от 10 до 100 километров.

     Большее число рек Алтайского края сосредоточено в горных районах края. На Кулундинской равнине рек мало. Реки края относятся к двум бассейнам:

              Обь                                                 Кулунда

            Чарыш                                                 Бурла

              Алей                                                  Кучук

            Чумыш

               Бия

б) Самостоятельная работа с учебником.

Прочитайте внимательно материал, размещённый на странице 92 - 93 и, найдите ответы на вопросы:

  • Каковы особенности питания рек Алтайского края?
  • Особенности режима рек края.

2.  Исследование рек Алтая.

  (заслушивание итогов групповой работы  с применением компьютерных технологий – создание собственных мультимедийных презентаций.)

1 группа – река Бия

Бия - вторая по водности после Катуни река Горного Алтая - берет начало из Телецкого озера. Ее длина составляет около 300 км. В районе города Бийска, сливаясь с Катунью, Бия дает начало Оби. Бия - полноводная река на всем своем протяжении.

В отличие от Катуни, которая в летний период отличается значительной мутностью, Бия весь год сохраняет высокую прозрачность воды. В своих верховьях Бия порожиста, изобилует многочисленными прижимами, водоворотами, перекатами. В нижнем течении эта величественная спокойная река судоходна.

В Бие водятся такие рыбы как таймень, ленок, хариус, стерлядь, судак, щука, язь, налим и другие.

На реке расположен город Бийск, протянувшийся вдоль берега на 30 км.

С экологической точки зрения река Бия представляет собой экосистему, в которой в состоянии равновесия существуют различные виды микроорганизмов, растений, животных. Люди всегда избавлялись от отходов за счет природных процессов. И сегодня природа не отказывает в этом. Однако, сейчас в окружающую среду поступает такое огромное количество отходов, в основном из высокомолекулярных соединений, что их объемы превосходят возможности естественных экосистем. Большинство отходов не разлагаются. Ниже города Бийска повышаются минерализация и содержание в воде кальция, сульфатов, фторидов. Превышения ПДК в 2-3 раза отмечается по нефтепродуктам и железу. В последние годы летом содержание в воде ионных и азотных форм, поверхностно-активных веществ, фенолов и других веществ остается на одном уровне. Если говорить о признаках чистоты, то почти по всем показателям вода в Бие лучше, чем в других реках Сибири. А вот по кислородному режиму, вода в Бии стала хуже. Это говорит о том, что реке становится труднее справляться с загрязнением, простой смыв мусора во время поднятия воды скоро уже не будет помогать, если люди не прекратят засорять берега реки.

2 группа  - река Алей

Алей – левый приток Оби. Это самая длинная река на территории Алтая. Ее длина составляет 886 км. , площадь бассейна 21100 кв. км.

Берет начало на территории Казахстана и протекает около 5 км по территории Восточно-Казахстанской области. В большей своей части протекает по степному Приобскому плато. Питание снеговое и дождевое.   

Для Алея характерны петлеобразные крупные излучины, в нижнем течении река имеет широкую глинистую почву.

Алей разный...

Алей после Рубцовска и до Оби - это спокойная, заиленная речка.
А вот от Гилевского водохранилища, в районе села Гергиевка - быстрое течение, каменистое дно, местами песчаное, прозрачная вода.

Река является одной из наиболее мутных рек края. Мутность резко увеличивается в период весеннего половодья.

В Алее водится судак карась лещ, сазан, карп, чебак, щука, окунь.

Сток реки зарегулирован гидротехническими сооружениями как на самой реке (Гилевский гидроузел).

Используется для орошения. Долины Алея и его притоков густо заселены, на реке расположены города Рубцовск, Алейск.

После строительства водохранилища  Алей перестал разливаться вообще, приалейские старицы высохли, рыбы стало мало. Река стала без больших омутов, а сохранившиеся закоряжены и заилены.

3  группа – река Кулунда

Река Кулунда располагается в бессточной области Обь-Иртышского междуречья. Она вытекает из небольшого болота в 2 км к северу от села Усть-Мосиха Ребрихинского района Алтайского края. Впадает двумя рукавами в озеро Кулундинское. Длина реки 412 км, площадь бассейна 12400 кв.км.

Водосбор имеет равнинный характер и расположен на Приобском плато и Кулундинской низменности. С северо-востока на юго-запад он пересечен ложбинами древнего стока. На водосборе реки Кулунды отмечено 850 озер.

В верхней части (до с.Овечкино) долина проходит по Кулундинскому ленточному бору. В среднем и нижнем течении формируется обширная заболоченная пойма, между селами Вознесенским и Софроново широко распространены пойменные болота-займища.

Половодье в верхнем течении высокое и непродолжительное (30-40 дней), ниже оно сильно растянуто (до июля). Максимальный подъем  уровня воды 2-3 м. Дождевые паводки редки (1 раз в 10 лет) и невысоки (0,2-0,3 м). Зимой река перемерзает на перекатах. Под влиянием хозяйственной деятельности сток в устьевой части (ниже с.Шимолино) значительно снизился и осуществляется только в период половодья (апрель-июнь). По бассейну р.Кулунды проходит трасса Кулундинского магистрального канала.

Учитель

Учащиеся

Учащиеся

Учащиеся

2 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5.

Презентац учителя

(слайд

№ 5-8)

V.Этап обобщения и систематизации знаний.

Цель: сформировать целостную систему ведущих знаний по теме: «Реки Алтайского края»

А теперь я представляю вашему вниманию свою презентацию, которая подведёт итоги изученному материалу. 

(Применяется  технология разноуровнего обучения).

Они  текут, текут и днём,

                                        и ночью.

Река – река, ты всем богата:

Лугами с вербами и рыбой,

                                        и водой,

Тебя мы чтим  и от души

                             благословляем…

                                            В. Хворостян

 Экологическое состояние рек Алтайского края. Водная проблема вызывает озабоченность у населения

Причины:

1. Поверхностные воды подвергаются воздействию промышленных и бытовых сточных вод.

2. Малые реки истощаются.

Мероприятия по улучшению экологического состояния.

3. Ухудшается качество воды, среда обитания организмов.

Учитель

3 мин

2 мин

6.

Слайд №9

Игровой момент. «Проверь свои знания».

 Перед вами, уважаемые ребята, задания.

От количества выполненных заданий зависит оценка каждого из вас.

Удачи Вам!

  1. К каким водным бассейнам относится гидрографическая сеть Алтайского края?

 а) Атлантическому океану;               в) Тихому океану;

б) Северному Ледовитому океану;   г) Внутреннему бессточному

  1. Установите соответствие:

Бассейны рек:                             Реки Алтая:

      1. Карское море                   а) Бия;

      2. Внутренний бассейн       б) Кулунда;

                                                    в) Чарыш;

                                                    г) Алей;

                                                        д) Бурла;

                                                        е) Барнаулка.

3. Режим рек. Объясните причины маловодности рек.

4. Питание рек Белгородской области.

Учащиеся

5 мин

7.

VI.Этап подведения итогов учебного занятия и инструктажа домашнего задания.

Цель: дать анализ и оценку достижения цели  и определение перспективы последующей работы.

Уважаемые ребята перед вами критерии оценивания мультимедийной презентации. На  основе критериев оцените работы ваших товарищей.

Инструктаж домашнего задания

Учитель

2 мин

8.

Слайд №10

VII.Этап рефлексии.

Цель: инициировать  оценку учащимися  своего психо-эмоционального состояния.

Анкета

1. Что тебе понравилось на уроке?

2. Что тебе не понравилось на уроке?

            3. Нужны ли на уроке презентации?

            4. Хотел бы ты принять участие в таком уроке?

   

Учащиеся

1 мин

9.

Слайд №11

VIII. Итог урока.

      Пусть на Земле не умирают реки,

       Пусть стороной обходит их беда,

       Пусть чистой останется в них навеки

       Студёная и чистая вода.

       Пусть никогда не зарастает тиной

       Тот берег, на котором я стою…

       Большие дяди, взрослые мужчины.

       Храните речку, светлую мою!      

учитель

1 мин

2011г.

Информационные ресурсы:

1. Ревякин В.С. География Алтайского края – Барнаул:

2. Энциклопедия Алтайского края. В 2 томах – Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1995г.

3. http://www.altai.tv/geo-id-83.html

4. http://www.amic.ru/news/92251/&dd=15&mm=09&yy=2008

5. http://www.bankfax.ru/news/63340/

6. http://www.svyato.info/2009/05/04/reka-alejj.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»

Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»  Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча...

Разработка урока по физической географии Алтайского края в 8 классе. Тема: "Состояние водного режима реки Алей в зимний период".

Проблема экологии рек сегодня очень актуальна. В масштабах страны существует много исследований и аналитических материалов, посвященных этой теме, накоплен огромный статистический материал. На уровне ...

Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края

Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края...

История Алтайского края ( Краеведение)

Помощь учителям из Алтайского края. (по уч-ку: "История Алтайского края" учебное пособие для средней школы под ред.доцента В.И.Неверова. Алтайское книжное издание Барнаул 1973г)...

Закон Алтайского края №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»

Памятка для родителей и детей о соблюдении закона Алтайского края №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»...