Неделя географии в школе
план-конспект занятия по географии по теме

Тарарыкова Валентина Федоровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet-otchet.doc463.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о проведении

декады географии:

                            « Я и Мир»

(17 – 29 октября 2011 г.).

               « Я и МИР»

Хорошо учиться географии,

Опускаться в глубину морей,

Подниматься на гору высокую,

Защищать природу и друзей!

Хорошо учиться интересному,

Узнавать, как создана Земля,

Отчего и где землетрясения

И откуда на Земле моря.

Хорошо учиться географии,

Чтоб постичь ее, нужны года.

Очень многое Вы сделать сможете,

Если будете любить ее всегда!

Цель декады:- научить применять знания, приобретенные на уроках географии; прививать навыки самообразования, самосовершенствования; пробуждать в детях желание познавать окружающий мир, формировать экологическую культуру у детей, воспитывать патриотические чувства;

-- показывать достижения ребят по предмету, пропагандировать географические знания и привлекать к участию во внеурочной работе по географии новых участников;

--- развивать интерес у учащихся к географии;

--- профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.

Проведенные мероприятия:

  1. Интегрированный открытый урок: « Глобальные проблемы человечества» (11-в класс) ( география-биология) –Тарарыкова В.Ф.(учитель географии) и Ломанова Т.Б.

(учитель биологии).

  1. Виртуальное путешествие: « Семь…Семь…Семь чудес света»

(6-7 классы) –Тарарыкова В.Ф. и Шульгина Г.Г. (учителя географии)

    3. Конференция: «Жизнь дается человеку только раз!»(9-10 кл.)

        ШульгинаГ.Г.; Ломанова Т.Б.; Яковлева Е.Д.

    4.Защита исследовательского проекта: « Хоровод цветов»(6 кл.)

       -Тарарыкова В.Ф. и Тарарыкова О.В.

    5. Экскурсии по Музею природы (8 классы)- учителя географии                                         

     6.  Конкурс газет: «Листки календаря». 

      7. Конкурс компьютерных презентаций: « Страны мира». 

Тема урока:      « Глобальные проблемы человечества».

( слайд 1,2)

 

« Чтобы себя и мир спасти, нам нужно, не теряя годы,

  Забыть все культы и ввести Непогрешимый Культ Природы!»(В.Федоров)(слайд 3)

Цели урока:(слайд 4)

  • НАЗвать ПРИЗНАКИ ПОНЯТИЯ «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»;
  • перечислить ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ИХ СУЩНОСТЬ;
  • НАЗвать ПРИМЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ПРОБЛЕМЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ;
  • ОПРЕДЕЛить РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ПО СТРАНАМ И РЕГИОНАМ;
  • ПРЕДЛожить ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ПРОБЛЕМЫ;
  • ПРОГНОЗИРОВАТЬ ОБОСТРЕНИЕ ИЛИ ОСЛАБЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ.

Оборудование: учебник «География. Современный мир.»(Гладкий Ю.Н.

                              Николина В.В.)

                              компьютерная презентация по теме, контурные карты мира

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Изучение нового материала:

1.Глобальные проблемы человечества( определение, классификация).

--Какие проблемы называют глобальными?( см. стр. 250) (слайд 5)

--Назовите основные черты глобальных проблем. (слайд 6)

Учитель географии: (слайд 7)

  1. Глобальных проблем много, но все они пронизаны идеей географического единства человечества и его выживания. Все глобальные проблемы можно классифицировать по разным признакам.

Мы рассмотрим одну из классификаций. (слайд 8)

 1)Политического характера:

       -  Предотвращение ядерной войны;

      -   Обеспечение устойчивого развития  мирового сообщества;

     -   Сохранение мира на Земле.

2)Социального характера:

  • Демографическая проблема;
  •  Межнациональные отношения;
  •  Кризис культуры, нравственности;
  •  Дефицит демократии;
  •  Охрана здоровья .

  3)Смешанного характера:

     -     Терроризм;

  •   Региональные конфликты;
  •  Технологические аварии и др.

 4) научного характера:

     -    Освоение космоса.

5)Природно-экономического характера:

     -    Энергетическая;          

  •  Экологическая;                  
  •  Мирового океана;
  •  Продовольственная;  
  •  Сырьевая

     Учитель биологии: (слайд 9)

Из всех глобальных проблем – проблема №1 – экологическая проблема. Это проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия. Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во второй половине 20 века.

Вдумайтесь!!!

Каждый час:

  •  55 человек отравляются и погибают от пестицидов и других химикатов;
  • 1000 человек умирают от отравленной воды;
  • 2000 т кислотных дождей выпадает в северном полушарии.
  • 700 га плодородной земли становится пустыней;
  • 2000 детей умирают от голода.

     Каждую минуту:

         -- уничтожается 20 га тропических лесов;

         --12.000 т углекислого газа выделяется в атмосферу;

         -- 5.500 т нефти используется.

                                         (слайд 10)

---А что же такое – ЭКОЛОГИЯ? (ЭКОЛОГИЯ (от греч. «ойкос» - дом, жилище) – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания.)

Деградация глобальной экологической системы, масштабы которой приняли угрожающие размеры, происходит в результате нерационального природопользования и загрязнения окружающей среды отходами человеческой деятельности.

 Особенно остро стоят проблемы: (слайд 11)

  • 1. Уничтожение лесов.
  • 2. Опустынивание.
  • 3. Водоресурсная.
  • 4. Парниковый эффект.
  • 5. Разрушение озонового слоя атмосферы.
  • 6. Загрязнение Мирового океана

-- см. учебник стр.260 параграф 55. Работая в группах, пользуясь инструктивной карточкой, дайте короткую характеристику каждой проблеме.(слайд12)

  Уничтожение лесов.(слайд13-15)

Ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн га тропических лесов, что в десятки раз превышает масштабы лесовосстановления. Идет быстрое уничтожение трех главных мировых массивов тропических лесов – Амазонии , Юго-Восточной Азии и экваториальной Африки.

Массовые вырубки под пастбища, развитие целлюлозно-бумажного производства.

 нарушение водного режима огромных территорий, ценная древесина тропических лесов Юго-Восточной Азии заготавливается для экспорта. Уничтожается уникальный генофонд тропических лесов.

             (сообщение ученика)

Опустынивание.(слайд16-18)

  • Одновременно с уничтожением лесов идет процесс опустынивания, особенно сильно он проявляется в странах Африки на границе Сахары и саванны. Происходит опустынивание и на территории СНГ – в Приаралье. Катастрофическое понижение уровня Аральского моря привело к образованию новой пустыни Аралкумы.  
  •     Воды рек, впадающих в Аральское море, используются для орошения хлопковых полей. В результате море практически высохло.

                     (сообщение ученика)

     Водоресурсная проблема.(слайд 19-21)

Многие страны сталкиваются с серьезными водоресурсными проблемами, которые заключаются не только в количественной нехватке воды, но и в дефиците чистых пресных вод. Ежегодно в водоемы попадает огромное количество неочищенных сточных вод. Среди наиболее загрязненных рек и озер мира Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр, Ладожское озеро, Балхаш и др.

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате «деятельности» человека в реках Сена, Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских реках из-за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья и человека, и животных.

                         (сообщение ученика)

Парниковый эффект.(слайд 22-24)

Согласно оценкам экспертов, глобальная средняя температура воздуха увеличилась за столетие на 0.3-0.6° С, а уровень Мирового океана поднялся на 10-20 см.

                  (сообщение ученика)

     Загрязнение окружающей среды.(25-28)

Загрязне́ние — это всё то, что появляется не в том месте, не в то время и не в том количестве, какое естественно для природы, что выводит её системы из равновесия, отличается от нормы.

                     ( сообщение ученика о загрязнении Мирового океана)

Учитель географии: (слайд 29)

Уже ни для кого не секрет, что наша планета страдает от человека, но есть на Земле места, где произошли необратимые процессы разрушения и уничтожения природы. Это места экологических катастроф. Здесь можно только остановить эти процессы, а восстановить ландшафты уже нельзя!

  -- см. карту на слайде и нанесите эти районы на свои контурные карты

  (слайд 30)

  --Каковы же пути решения глобальных проблем?(слайд 31- 32)

Статья 58 Конституции Российской Федерации гласит; «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».(слайд 33)

-- Какую роль может выполнять каждый гражданин в выполнении этой обязанности?

В решении глобальных проблем немало важную роль играет отношение каждого из нас к природе нашей Малой Родины. Существует такое понятие – «экологическая культура». Это значит, что каждый должен всегда помнить  -   сломанная ветка, сорванный цветок, разведенный костер, брошенная на землю бумажка, пластиковая бутылка, это маленькие шаги к большой экологической беде!

Учитель биологии: (слайд 34)

Давайте подведем итог нашему уроку.

 ВЫВОД:

Сущность экологической проблемы:

  1. Выброс отходов в окружающую среду;
  2. Недостаток технологий;
  3. Недостаток контроля за технологиями.

Причины возникновения:

  1. Загрязнение окружающей среды;
  2. Неконтролируемое изменение климата Земли;
  3. Экологический кризис, возникновение экологических  

         катастроф в различных районах мира.

Пути решения:

  1. Общество и контроль;
  2. Строительство очистных сооружений;
  3. Рациональное размещение грязных производств;
  4. Создание безотходных технологий.

       III. Закрепление.( слайд 35)

Учитель географии: Исследователь экологических проблем
Б. Коммонер вывел следующие законы экологии:

  • 1)все связано со всем;
  • 2) все должно куда-то деваться;
  • 3) природа «знает» лучше;
  • 4) ничто не дается даром

--Попытайтесь разъяснить и конкретизировать эти положения

  • Первое утверждение фиксирует всеобщую связь процессов и явлений в природе. Изменение одного элемента системы ведет к количественным и качественным изменениям других элементов.
  • Второе - абсолютно безотходного производства нет.
  • Третье - человек не всегда предвидит последствия своих действий. Следует меньше всего вторгаться в природу, а больше всматриваться в нее. Существуют природные индикаторы чистоты воды. Например, если в озере, реке водится форель - можно говорить о чистоте воды. Если в водоеме появляется карп - степень загрязнения повысилась.
  • Четвертое - за чистую природу надо платить, а за грязную приходится расплачиваться.

Учитель географии: (слайд 36)

Человечество стремительно движется вперёд.  И его проблемы идут вместе с ним.

       Сколько мудрости необходимо людям, чтобы оставить всё, что тяготило в прошлом и двигаться вперёд налегке. Но это дело будущего, а пока…(слайд 37)

                              ( фото Новой Усмани) ( слайды 38-45)

 (презентация «Экологические проблемы Новой Усмани»)

Родная Земля!  Какой красотой

Одариваешь  ты человека! (Слайд № 5)

Какими красками радуешь,

Какими ароматами     приветствуешь!

Ты даешь хлеб и к хлебу.

Стелешь под ноги травы и цветы,              

Расстилаешь над головой

Голубое небо

С ясным солнышком…

Как не любить тебя!

Как не беречь красоту твою,

Не преумножать ее.

Учитель географии: 

Земля моя, любимая планета,

Сегодня ты уже не та, как много лет назад,

Леса и горы в смог одеты,

Деревья сбросили волшебный свой наряд.

Теракты потрясают мир,

Болезни тянут паутину, 

И голод, нищета, угроза войн,

Такую видим мы картину.

И на раздумья время нет,

Беда уже стучится в двери

Чтоб не померк планеты нашей свет

Должны в победу человечества мы верить!

IV. Задание на дом:

Подумать еще раз над законами экологии.

Рассказать о зонах мировых катастроф, которые вы нанесли на карту.

Попытайтесь разъяснить и конкретизировать эти положения

      1)все связано со всем;

    2) все должно куда-то деваться;

    3) природа «знает» лучше;

    4) ничто не дается даром


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План недели географии в школе

Данный материал содержит подробный план недели географии "Мир, в котором я живу". Каждый день посвящен новому географическому адресу, задания подобраны от общемировых до своего региона....

Неделя географии в школе

Неделя географии в школе...

Неделя географии в школе

Неделя географии для 5-11 классов.Внеклассное мероприятие "Путешествие ручейков" для 5-6 классов....

Неделя географии в школе

Проведение недели географии в школе. Ежедневные познавательные задания.для учащихся всех классов....

Неделя географии в школе

Неделя географии в школе...

Неделя географии в школе. Вопросы и загадки.

Предлагаемый материал содержит вопросы и загадки, поможет подготовить интересную викторину  для Недели географии....

Игра приуроченная к неделе географии в школе. Своя игра " Занимательная география"

Темы игры. Страны, материки и острова.Моря и океаны. Флаги стран мира. Животный и растительный мир. И самые неожиданные вопросы на засыпку....