Организация исследовательской проектной деятельности
учебно-методический материал по географии по теме
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает проектная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_i.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Учебные исследовательские проекты»
Учитель: Тюрина Л.В.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Типы учебных проектов по географии
Выделим возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские ( творческие), прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются, как подтверждает моя работа, внешкольными конкурсами. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать разнообразные исследовательские проекты.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются творческие проекты (или миниисследовательские проекты). Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 7 классах. Одна из тем проекта «Знакомство с уникальной Африкой. Путешествие по материку».
В 8-9 классе темы проектов более углубленные и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. В 8 классе используем проекты, как метод зачёта по разделу «Природные регионы России». Работу готовят на протяжении 3 и 4 четверти. Дети, которые не выбрали географию для прохождения аттестации, от проектной деятельности освобождаются. Это Кабакова Даша и Рогачёва Алина. В 9 классе подготовка к экзаменам может стать самостоятельным проектом
Основные требования к использованию метода проекта:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
- уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
- направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
- учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
- приобретает коммуникативные навыки и умения;
- овладевает практическими умениями исследовательской работы:
- собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи.
Требования к исследованию:
- Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит:
- Этапы и конкретные сроки их реализации;
- Четкие задачи;
- Конкретные результаты;
- Планы и графики выполнения исследования.
Ход исследования можно представить в виде цепочки:
- Обоснование темы;
- Постановка целей и задач
- Определение объекта и предмета исследования
- Разработка гипотезы исследования
- Непосредственно исследования
- Результаты
- Оценка полученных результатов и выводы.
В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.
Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:
- простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;
- разнообразными по содержанию;
- интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
- разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;
- исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.
За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.
В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.
Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая.
Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому педагогу важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и способах научного поиска.
Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях я пришла к выводу:
1. Использование данных методов на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и результативно. Это подтверждается многими дипломами и грамотами.
2. Проектная технология всегда должна работать на результат. А главный результат любой школы это подготовка к итоговой аттестации. Учащиеся порой перегружаются проектной работой и тем самым становятся заложниками учителей для накапливания стимулирующих баллов.
3. Проектный исследовательский метод умело сочетается с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках.