рабочая программа
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………………………...2
Содержание программы………………………………………………………………………………………………………………………………………………..4
Требования к уровню подготовки……………………………………………………………………………………………………………………………………..7
Учебно-тематический план…………………………………………………………………………………………………………………………………………….9
Поурочное планирование………………………………………….………………………………………………………………………………………………….10
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по географии авторы: О.А. Климановой, В.В. Климанова « Землеведение» - М: Дрофа, 2009
Исходными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г.;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2005 г.;
- Обязательный минимум содержания образования 1998 г.
Цель программы: ознакомление обучающихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и хозяйственной деятельности населения.
Изучение географии в 6 классе направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
- освоение знаний о географической картине единого мира как составной части ноосферы Земли.
- формирование географической культуры и обучение географическому языку.
- овладение навыками самостоятельной работы со справочной, научной литературой, другими источниками информации.
Место предмета в учебном плане: Программа для общеобразовательных учреждений по географии в 6 классе рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю). Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2005 г. предполагает изучение курса географии в 6 классе в количестве 34 часов (по 1 часу в неделю). Учебный план МБОУ СОШ № 7 в 2013 – 2014 учебном году определяет на изучение географии в 6 классе по 1 часу в неделю (всего 34 часа в год). Таким образом, в данной рабочей программе количество часов по темам сокращено примерно в 2 раза. Количество практических работ не сокращено.
Разница часов с программой и планированием приведена в данной таблице
Раздел | Количество часов по программе | Количество часов в планировании | Практические работы |
ВВЕДЕНИЕ | 1 | 1 | - |
I. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ | 8 | 4 | 1 |
II. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 13 | 6 | 6 |
III. ПРИРОДА ЗЕМЛИ | 32 | 16 | 12 |
IV. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ | 10 | 6 | 5 |
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ | 4 | 1 | - |
ВСЕГО | 68 | 34 | 24 |
Использовать резервное время предполагаю для итогового повторения.
Формы контроля:
текущий – в форме устного фронтального и индивидуального опроса, географических диктантов, тестов;
тематический – контрольные и тестовые работы
Реализовать рабочую программу помогает учебно-методический комплект:
- учебник «География. Землеведение» под ред. О.А. Климановой - М: Дрофа, 2009
- рабочая тетрадь «География. Землеведение» А.В. Румянцева, Э.В. Ким, О.А. Климанова - М: Дрофа, 2011
- Атлас «География 6 класс» - М: Дрофа, ДИК, 2012
- Контурные карты «География 6 класс» - М: Дрофа, ДИК, 2012
- Книга для учителя «География. Землеведение» А.П. Кузнецов - М: Дрофа, 2010
Содержание программы:
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов | Содержание программы |
ВВЕДЕНИЕ | 1 | Что изучает география. Место и роль географических знаний в современной жизни. | |
I | ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ | 4 | ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Солнечная система. Земная Галактика и другие миры. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Земля – единственная обитаемая планета Солнечной системы. «Голубая планета». Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли. ТЕМА 2. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ НА ГЛОБУСЕ Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Географические координаты (географическая широта и географическая долгота). Определение положения точки на глобусе. |
II | РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 6 | ТЕМА1. ПУТЕШЕСТВИЯ И ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ. Путешествие как способ познания окружающего мира. Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка. Карта как наиболее совершенный способ отражения путевых впечатлений. Что взять с собой в путешествие? План местности. Изображение местности на плане. Масштаб. Условные знаки. Определение на местности направлений и расстояний. Компас, азимут. Составление схематического плана местности. Чтение плана местности. Географическая карта. Переход от шарообразного изображения Земли на глобусе к плоскому изображению на карте. Карта полушарий. История создания карт. Различия в изображении меридианов и параллелей на глобусах и картах. Масштабы карт. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории. Карты природы и социально-экономические карты. Компьютерные карты. ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ. Географические открытия древности. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Сухопутные и морские странствия. Викинги, арабы, Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Великие Географические открытия. Васко да Гама и плавания португальцев в Индию. Христофор Колумб и его открытие Америки Америго Веспуччи. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие. Географические открытия XVII – XX веков. В поисках «Южной Земли».Открытие Австралии А. Тасманом. Путешествия Д. Кука. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт. Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования внутренних частей материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов-Тян-Шанский. Изучение Антарктиды и Мирового океана в XX столетии. |
III | ПРИРОДА ЗЕМЛИ | 16 | ТЕМА 1. КАК УСТРОЕНА НАША ПЛАНЕТА? Материки и океаны. Соотношение площадей океана и суши. Облик земного шара. Береговая линия. Моря, заливы, проливы. Острова и архипелаги. Полуострова. Свойства Мирового океана. Температура и солёность вод, их распределение по широтам земного шара. Движение вод Мирового океана. Волны, цунами, приливы, отливы. Океанические течения: теплые и холодные, ветровые и стоковые. Человек и Мировой океан. ТЕМА 2. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. Горные породы, слагающие земную кору. Земная кора и литосфера. Изучение земных глубин (магматические, осадочные и метаморфические), их образование. Методы изучения земных глубин. Земная кора. Движения земной коры. А. Вегенер и его гипотеза движения материков. Теория движения литосферных плит. Сейсмические районы на земном шаре. Горячие источники и гейзеры. Рельеф Земли и его значение для человека. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа горизонталями. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Различие гор по высоте. Строение океанского дна (шельф, ложе, желоба, горы). Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на физических картах. Шкала высот и глубин. Горные области и основные формы рельефа гор. Высочайшие горы планеты. Процессы горообразования. Рождение, развитие и разрушение гор. Стихийные процессы в горах. Осыпи, обвалы, сели и лавины. Равнины суши. Различие равнин по высоте: низменности, возвышенности и плоскогорья. Образование равнин и их изменение во времени. Влияние текучих вод и ветра на рельеф равнин. Овраги, балки и речные долины. Дюны и барханы. ТЕМА 3. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ. Атмосферный воздух и его значение для человека. Атмосфера – воздушная плёнка Земли. Состав Атмосферы. Изменение свойств воздуха с высотой. Воздушные массы и их свойства в разных районах земного шара. Температура воздуха и ее измерение. Средняя температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры воздуха, их различие на разных широтах земного шара. Тепловые пояса Земли. Погода и климат. Погода и её разнообразие. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Зависимость климата от географической широты и абсолютной высоты местности. Циркуляция атмосферы и господствующие ветры. Пассаты, ветры западного переноса. Климатические пояса Земли. Основные и переходные климатические пояса. Климатическая карта. Амплитуда температур и континентальность климата. ТЕМА 4. ВОДА – «КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА» ЗЕМЛИ. Круговорот воды в природе. Реки в природе и на географической карте. Исток, устье, притоки, правый и левый берега реки. Речная система. Крупнейшие реки планеты. Питание рек. Речной бассейн. Водораздел. Пойма, терраса. Дельты и эстуарии. Половодье, паводок, межень. Зависимость режима рек от климатических условий. Горные и равнинные реки. Верхнее, среднее и нижнее течение. Пороги, водопады, ущелья. Озёра. Различия озёрных котловин. Сточные, бессточные. Горные, равнинные, пресные и солёные, мелкие и глубокие. Подземные воды, болота. Межпластовые и грунтовые воды. Артезианские бассейны. Ледники и их строение. Снеговая линия в горах. Горное и материковое оледенение. |
IV | ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ | 6 | ТЕМА 1. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА. Возникновение жизни на Земле. Факторы, благоприятствующие распространению жизни: тепло, свет, влага, минеральные вещества. Пищевая цепь. Влияние живых организмов на природу планеты. Биосфера и ее границы. Закономерности распределения органического мира на поверхности нашей планеты. Влияние климата на характер растительности. Основные типы растительного покрова Земли. Распространение животных. Почва как особое природное тело. Плодородие как основное свойство почвы. Охрана почв. Зависимость свойств почвы от географического положения территории. ТЕМА 2. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Понятие о географической оболочке как области взаимопроникновения всех земных сфер. Взаимодействие оболочек Земли. Свойства географической оболочки. Природные комплексы как части географической оболочки. Географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны суши. ТЕМА 3. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК. Влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли и его масштабы. Добыча полезных ископаемых. Гидростроительство. Сельское хозяйство. Промышленность. Загрязнение поверхностных вод, атмосферного воздуха и недр Земли. Радиоактивное загрязнение. Последствия интенсивного хозяйственного освоения Земли. Рекультивация нарушенных земель. Охрана природы. Охраняемые природные территории. Человек как жертва природных воздействий. Стихийные бедствия и их происхождение: землетрясения, смерчи, торнадо, наводнения и др. Способы предсказания стихийных бедствий и борьба с ними. Поведение человека в экстремальных ситуациях. Мирное существование человека и природы. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Концепция устойчивого развития. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны:
знать/понимать
- понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы, географическая широта и долгота, географические координаты; гидросфера, Мировой океан, море, речная система (и ее части), бассейн реки, водораздел питание и режим реки, литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины, атмосфера, погода, климат, климатический пояс, воздушная масса, ветер; биосфера, природный комплекс, природная зона, географическая оболочка;
уметь
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- читать план местности и карту;
- определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
- производить простейшую съемку местности;
- работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
- называть и показывать основные географические объекты;
- объяснять особенности движения вод в Мировом океане;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна мирового океана, циркуляции атмосферы;
- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
- составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану;
- работать с контурной картой;
- называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые и климатические пояса Земли;
- приводить примеры гор и равнин, различающихся по высоте, происхождению, строению;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
- описывать погоду и климат своей местности.
-·называть меры по охране природы;
-·приводить примеры способов предсказания стихийных бедствий;
-·составлять описание природного комплекса;
-·приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Учебно – тематический план
№ раздела | Название темы | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Практические работы, практикумы | Повторение и закрепление материала темы | ||
ВВЕДЕНИЕ. | 1 | 1 | - | - | |
I | ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ | 4 | 4 | 1 | - |
ТЕМА 1. Земля – планета Солнечной системы. | 1 | 1 | - | - | |
ТЕМА 2. Изображение Земли на глобусе. | 3 | 3 | 1 | - | |
II | РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 6 | 6 | 6 | - |
ТЕМА 1. Путешествия и их географическое отражение. | 5 | 5 | 5 | - | |
ТЕМА 2. История открытия и освоения Земли. | 1 | 1 | 1 | - | |
III | ПРИРОДА ЗЕМЛИ | 16 | 16 | 12 | - |
ТЕМА 1. Как устроена наша планета. | 3 | 3 | - | - | |
ТЕМА 2. Внутреннее строение Земли. | 2 | 2 | 3 | - | |
ТЕМА 3. Рельеф Земли. | 4 | 4 | 2 | - | |
ТЕМА 4. Атмосфера и климаты Земли. | 4 | 4 | 4 | - | |
ТЕМА 5. Вода — кровеносная система Земли. | 3 | 3 | 3 | - | |
IV | ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ | 6 | 6 | 5 | - |
ТЕМА 1. Живая планета | 3 | 3 | 2 | - | |
ТЕМА 2. Географическая оболочка и её закономерности. | 1 | 1 | 1 | - | |
ТЕМА 3. Природа и человек. | 2 | 2 | 2 | - | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 1 | - | - | 1 | |
ВСЕГО | 34 | 33 | 24 | 1 |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Элементы содержания (базовый и дополнительный) | Практическая часть | Требования к уровню подготовки | Контроль | Домашнее задание |
Введение. | 1 | ||||||||
1. | Введение. Что изучает география? | 1 | изучения нового материала | Что изучает география? Место географических знаний в современной жизни. | Знать: определение географии как науки, значение географических знаний в современной жизни Уметь: работать с географическим атласом и контурной картой. | Фронтальный опрос | с.3 | ||
Раздел I. Земля во Вселенной. | 4 | ||||||||
Тема 1. Земля – планета Солнечной системы. | 1 | ||||||||
2. | Земля – планета Солнечной системы. | 1 | изучения нового материала | Солнечная система. Земная Галактика и другие миры. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Земля – единственная обитаемая планета Солнечной системы. «Голубая планета». Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли. | Знать: об особенностях Земли как планете Солнечной системы, о видах вращения Земли и их следствиях Уметь: давать характеристику Земли как одной из планет Солнечной системы | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос | §1-2 в.2 с.15, в.1-2 с.19 | ||
Тема 2. Изображение Земли на глобусе. | 3 | ||||||||
3. | Представление о формах и размерах Земли. Изображение Земли на глобусе. | 1 | изучения нового материала | Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. | Знать: размеры и форму Земли, особенности глобуса как объемной модели Земли Уметь: работать с глобусом | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос | §3 в.1 с.23 | ||
4. | Градусная сеть, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. | 1 | комбинир. | Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. | Знать: понятия о градусной сети (параллели, меридианы, полярные круги и тропики) Уметь: находить на глобусе и карте линии градусной сети | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §4 в.1, 6 с.25 | ||
5 | Географические координаты. Определение положения точки на глобусе. | комбинир. с элементами практикума | Географические координаты (географическая широта и географическая долгота). Определение положения точки на глобусе. | 1. Практическая работа №1 «Определение по глобусу географических координат точки (решение прямой и обратной задачи)» | Знать: понятие о географических координатах Уметь: определять географические координаты | Фронтальный опрос, работа с картами, решение задач на определение координат. | §5 в.1 с.29 | ||
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности. | 6 | ||||||||
Тема 1. Путешествия и их географическое отражение. | 5 | ||||||||
6 | Путешествие как способ познания окружающего мира. | 1 | изучения нового материала | Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка. Карта как наиболее совершенный способ отражения путевых впечатлений. Что взять с собой в путешествие? | 2. Практическая работа №1 «Составление краткого географического рассказа об одном из путешествий, совершенном учащимися» | Знать: методы и источники географической информации Уметь: использовать различные источники географической информации | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос | §7 с.37-38 з.5с.43 | |
7 | План местности. Масштаб. Условные знаки. | 1 | изучения нового материала | Изображение местности на плане. Масштаб. Условные знаки. | Знать: понятие о плане местности, масштабе Уметь: читать условные знаки плана местности, находить и читать масштаб | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос | §7 с.38-42 з.2-3 с.42 | ||
8 | Определение на местности направлений и расстояний. Компас, азимут. | 1 | комбинир. с элементами практикума | Определение на местности направлений и расстояний. Компас, азимут | 3. Практическая работа №2 «Ориентирование на местности при помощи компаса; определение азимута точек» | Знать: понятие об ориентировании, азимуте, компасе Уметь: ориентироваться на местности с помощью компаса, определять азимут точки | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос | §8 з.1-2 с.45 | |
9 | Составление схематического плана местности. Чтение плана местности. | 1 | комбинир. с элементами практикума | Составление схематического плана местности. Чтение плана местности. | 4. Практическая работа №3 «Составление плана местности по ее описанию». 5. Практическая работа №4 «Чтение плана местности». | Знать: как составлять и читать план местности Уметь: читать и составлять план местности | индивидуальный опрос, топографический диктант | §9 з.2 с.50 | |
10 | Географическая карта. | 1 | изучения нового материала | Переход от шарообразного изображения Земли на глобусе к плоскому изображению на карте. Карта полушарий. История создания карт. Различия в изображении меридианов и параллелей на глобусах и картах. Масштабы карт. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории. Карты природы и социально-экономические карты. Компьютерные карты. | 6. Практическая работа №5 «Определение расстояний и направлений по географической карте». | Знать: понятие о географической карте как об одном из источников географической информации, видах карт Уметь: определять направления и расстояния по карте | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §10-12 з.1-4 с.59 | |
Тема 2. История открытия и освоения Земли. | 1 | ||||||||
11 | История открытия и освоения Земли | 1 | изучения нового материала | Географические открытия древности. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Сухопутные и морские странствия. Викинги, арабы, Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Великие Географические открытия. Васко да Гама и плавания португальцев в Индию. Христофор Колумб и его открытие Америки Америго Веспуччи. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие. Географические открытия XVII – XX веков. В поисках «Южной Земли».Открытие Австралии А. Тасманом. Путешествия Д. Кука. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт. Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования внутренних частей материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов-Тян-Шанский. Изучение Антарктиды и Мирового океана в XX столетии. | 7. Практическая работа №1 «Составление таблицы «Как люди открывали Землю»». | Знать: историю открытия и освоения Земли Уметь: называть имена наиболее известных путешественников и их открытия | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос | §13-16 составить таблицу | |
Раздел III. Природа Земли | 16 | ||||||||
Тема 1. Как устроена наша планета? | 3 | ||||||||
12 | Материки и океаны. | 1 | изучения нового материала | Соотношение площадей океана и суши. Облик земного шара. Береговая линия. Моря, заливы, проливы. Острова и архипелаги. Полуострова. | Знать: соотношение суши и воды на Земле, все океаны и материки и их части Уметь: называть и показывать на карте материки и океаны и их части | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §17 в.1,2,5,7 с.94 | ||
13 | Свойства вод Мирового океана. | 1 | комбинир. | Температура и солёность вод, их распределение по широтам земного шара. | Знать: свойства вод Мирового океана, факторы их определяющие Уметь: определять соотношения солености и температуры воды Мирового океана | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §18 в.6 с.97 | ||
14 | Движение вод в Мировом океана. | 1 | комбинир. | Волны, цунами, приливы, отливы. Океанические течения: теплые и холодные, ветровые и стоковые. Человек и Мировой океан. | Знать: виды движения воды в Океане и их причины Уметь: показывать на карте и определять виды океанических течений | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §19-20 з.5 с.101, в.3 с.103 | ||
Тема 2. Внутреннее строение Земли. | 2 | ||||||||
15 | Горные породы, слагающие земную кору. | 1 | изучения нового материала | Земная кора и литосфера. Изучение земных глубин. (магматические, осадочные и метаморфические), их образование. Методы изучения земных глубин. | 8. Практическая работа №1. Знакомство с горными породами. | Знать: виды по происхождению горных пород, слагающих земную кору Уметь: определять виды горных пород | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с коллекциями горных пород | §21-22 в.1-3 с.109 | |
16 | Земная кора и литосфера. | 1 | комбинир. с элементами практикума | Движения земной коры. А. Вегенер и его гипотеза движения материков. Теория движения литосферных плит. Сейсмические районы на земном шаре. Горячие источники и гейзеры. | 9. Практическая работа №2. Определение на карте сейсмических районов земного шара. 10. Практическая работа №3. Знакомство с очертаниями материков и океанов, проверка гипотезы А. Вегенера | Знать: теорию литосферных плит А. Вегенера, понятия о сейсмических районах, горячих источниках и гейзерах Уметь: объяснять влияние движений земной коры на изменение внешнего облика Земли | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §23-25, в тетради записать сейсмоопасные районы России | |
Тема 3. Рельеф Земли. | 4 | ||||||||
17 | Основные формы рельефа. | 1 | изучения нового материала | Горы и равнины. Строение океанского дна (шельф, ложе, желоба, горы). Абсолютная и относительная высота. | Знать: понятие о рельефе, основных формах рельефа, особенности рельефа дна Мирового океана, понятие абсолютной и относительной высоты Уметь: определять абсолютную и относительную высоту точки | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §26, 28 в.1-2 с.128, з.1 с.136 | ||
18 | Изображение рельефа на физических картах. | 1 | комбинир. с элементами практикума | Изображение рельефа на физических картах. Шкала высот и глубин. | 11. Практическая работа №1. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей. | Знать: способы изображения высот и глубин на физических картах Уметь: читать шкалу высот и глубин, определять высоты гор, равнин и глубины морей | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §27 з.1-2 с.132 | |
19 | Горные области и основные формы рельефа гор. | 1 | комбинир. | Горные области и основные формы рельефа гор. Различие гор по высоте. Высочайшие горы планеты. Процессы горообразования. Рождение, развитие и разрушение гор. Стихийные процессы в горах. Осыпи, обвалы, сели и лавины. | Знать: о горных формах рельефа, их видах, горообразовании, стихийных процессах в горах Уметь: объяснять причины различия гор по высоте | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §29 з.1 с.142 | ||
20 | Равнины суши. | 1 | комбинир. с элементами практикума | Различие равнин по высоте: низменности, возвышенности и плоскогорья. Образование равнин и их изменение во времени. Влияние текучих вод и ветра на рельеф равнин. Овраги, балки и речные долины. Дюны и барханы. | 12. Практическая работа №2. Нанесение на контурную карту некоторых элементов географической номенклатуры. | Знать: о равнинах, их видах, об изменении равнин во времени, рельефообразующих процессах Уметь: наносить на контурную карту элементы географической номенклатуры | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §30 з.2 с.148 | |
Тема 4. Атмосфера и климаты Земли. | 4 | ||||||||
21 | Атмосферный воздух и его значение для человека. | 1 | изучения нового материала | Атмосфера – воздушная плёнка Земли. Состав Атмосферы. Изменение свойств воздуха с высотой. Воздушные массы и их свойства в разных районах земного шара. | 13. Практическая работа №1. Составление схемы «Вертикальное строение атмосферы». | Знать: понятие об атмосфере, её составе и строении Уметь: составить схему «Вертикальное строение атмосферы» | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос | §31 в.3 с.152 | |
22 | Температура воздуха и её измерение. | 1 | комбинир. | Средняя температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры воздуха, их различие на разных широтах земного шара. Тепловые пояса Земли. | Знать: понятие о температуре воздуха, причинах её изменения Уметь: определять температуру воздуха, объяснять причины её изменения | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §32 в.1 с.155 | ||
23 | Погода и климат. | 1 | комбинир. с элементами практикума | Погода и её разнообразие. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Зависимость климата от географической широты и абсолютной высоты местности. Циркуляция атмосферы и господствующие ветры. Пассаты, ветры западного переноса. | 14. Практическая работа №2. Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара». 15. Практическая работа №4. Наблюдения за погодой. | Знать: понятия погода и климат, элементы погоды и климата, причины их изменения Уметь: обобщать сведения наблюдения за погодой | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §35-36 в.1 с.163, в.1 с.166 | |
24 | Климатические пояса Земли. | 1 | комбинир. с элементами практикума | Основные и переходные климатические пояса. Климатическая карта. Амплитуда температур и континентальность климата. | 16. Практическая работа №3. Знакомство с климатической картой и картой «Климатические пояса и области земного шара»; составление краткой характеристики одного из климатических поясов. | Знать: понятия о климатических поясах и областях Земли Уметь: различать основные и переходные пояса, работать с картой | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §37 в.2 с.169 | |
Тема 5. Вода – «кровеносная система» Земли. | 3 | ||||||||
25 | Круговорот воды в природе. Реки в природе и на географической карте. | 1 | изучения нового материала | Круговорот воды в природе. Исток, устье, притоки, правый и левый берега реки. Речная система. Крупнейшие реки планеты. Питание рек. Речной бассейн. Водораздел. Пойма, терраса. Дельты и эстуарии. Половодье, паводок, межень. Зависимость режима рек от климатических условий. Горные и равнинные реки. Верхнее, среднее и нижнее течение. Пороги, водопады, ущелья. | 17. Практическая работа №1. Составление простейшей схемы «Круговорот воды в природе». 18. Практическая работа №2. Определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек мира. 19. Практическая работа №3. Знакомство с источниками питания и режимом рек своей местности. | Знать: о круговороте воды и его значении, о реках, их частях, особенностях режима и питания Уметь: определять основные элементы речной системы, называть источники питания и особенности режима рек | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §40-41 в.2 с.181, з.5 с.187 | |
26 | Озера. | 1 | комбинир. | Различия озёрных котловин. Сточные, бессточные. Горные, равнинные, пресные и солёные, мелкие и глубокие | Знать: об озерах, видах озерных котловин, видах озер по свойствам воды Уметь: называть и показывать на карте крупнейшие озера мира | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §42 з.4 с.189 | ||
27 | Подземные воды. Ледники и их строение. | 1 | комбинир. | Межпластовые и грунтовые воды. Артезианские бассейны. Снеговая линия в горах. Горное и материковое оледенение. | Знать: о подземных водах и ледниках, причинах их образования, значении | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §43-44 в.2 с.195 | ||
Раздел IV. Географическая оболочка – среда жизни. | 6 | ||||||||
Тема 1. Живая планета | 3 | ||||||||
28 | Возникновение жизни на Земле. Биосфера и её границы. | 1 | изучения нового материала | Факторы, благоприятствующие распространению жизни: тепло, свет, влага, минеральные вещества. Пищевая цепь. Влияние живых организмов на природу планеты. Биосфера и ее границы. | Знать: понятие о биосфере, её свойствах Уметь: составлять простейшую пищевую цепь | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос | §45 в.2-3 с.204 | ||
29 | Закономерности распределения органического мира по поверхности нашей планеты. | 1 | комбинир. с элементами практикума | Закономерности распределения органического мира на поверхности нашей планеты. Влияние климата на характер растительности. Основные типы растительного покрова Земли. Распространение животных. | 20. Практическая работа №1. Сравнение растительности экваториальных лесов и лесов умеренного пояса (степей и тундр). | Знать: закономерности распределения органического мира по поверхности планеты Уметь: различать основные типы растительности | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §46 в.1 с.208 | |
30 | Почва как особое природное тело. | 1 | комбинир. с элементами практикума | Плодородие как основное свойство почвы. Охрана почв. Зависимость свойств почвы от географического положения территории. | 21. Практическая работа №2. Знакомство с рисунками различных почвенных профилей. | Знать: понятие о почве, её свойствах, основных типах Уметь: читать почвенный профиль | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос | §47 в.1-2 с.211 | |
Тема 2. Географическая оболочка и её закономерности. | 1 | ||||||||
31 | Географическая оболочка и её закономерности. | 1 | изучения нового материала | Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Понятие о географической оболочке как области взаимопроникновения всех земных сфер. Взаимодействие оболочек Земли. Свойства географической оболочки. Природные комплексы как части географической оболочки. Географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Природные комплексы Мирового океана. | 22. Практическая работа № 1. Работа с картой «Природные зоны Земли» и составление комплексного описания одной из зон. | Знать: понятие о географической оболочке, её свойствах, понятие о природных зонах суши и Мирового океана Уметь: описывать природные зоны Земли | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами | §48-50 в.1,3 с.215, з.5 с.225 | |
2 | |||||||||
32 | Влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли и его масштабы. | 1 | комбинир. с элементами практикума | Добыча полезных ископаемых. Гидростроительство. Сельское хозяйство. Промышленность. Загрязнение поверхностных вод, атмосферного воздуха и недр Земли. Радиоактивное загрязнение. Последствия интенсивного хозяйственного освоения Земли. Рекультивация нарушенных земель. Охрана природы. Охраняемые природные территории. | 23. Практическая работа №1. Знакомство с основными видами воздействия человека на природу и их последствиями своей местности | Знать: о влиянии хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли Уметь: оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на природу | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос | §52 з.2 з.5 с.233 | |
33 | Человек как жертва природных воздействий. Мирное существование человека и природы. | 1 | комбинир. с элементами практикума | Стихийные бедствия и их происхождение: землетрясения, смерчи, торнадо, наводнения и др. Способы предсказания стихийных бедствий и борьба с ними. Поведение человека в экстремальных ситуациях. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Концепция устойчивого развития. | 24. Практическая работа №2. Знакомство с наиболее частыми видами стихийных бедствий, поведение человека в экстремальных ситуациях. | Знать: о стихийных бедствиях и их происхождении, способы предсказания, правила поведения человека при стихийных бедствиях Уметь: действовать при стихийных бедствиях, возможных в нашей местности | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос | §51 з.2 с.229 | |
34 | Итоговое повторение по курсу «Землеведение» | 1 | повторения и контроля | Тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...