План местности и карта
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Данная разработка содержит план повторно-обобщающего урока по теме "План местности и карта" и презентацию к нему. Урок постороен на деятельностной основе, способствует формированию у учащихся УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_.docx | 47.55 КБ |
kh.likhoy._plan_i_karta_1_ch.pptx | 2.99 МБ |
kh.likhoy._plan_i_karta_2_ch.pptx | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Лиховская средняя общеобразовательная школа
Разработка урока
географии
по теме
«План местности и карта»
6 класс
учитель географии
Манченко О.А
2013 г
Тема урока: План местности и карта
Тип урока: урок обобщения знаний
Форма урока: урок-путешествие
Цель урока:
систематизировать знания и умения учащихся по изученному
материалу
Задачи урока:
- способствовать развитию представлений о географических координатах, плане местности, условных знаках; совершенствовать навыки определения географических координат, чтения условных знаков;
- развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать с физическими и контурными картами, схемами, дополнительными источниками информации; развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
- способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, проектная технология.
Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная
Методы обучения:
по источнику знания:
а) словесные
б) наглядные
в) практические
по характеру познавательной деятельности:
частично-поисковый.
Оборудование:
атласы для 6 класса, атлас Ростовской области, настенная физическая карта России, контурные карты, компьютер, проектор, презентация учителя, сообщения учащихся и их презентации
Ход урока
I. Организационный момент:
-Добрый день, ребята.
Каждый уважающий себя человек должен любить и уважать свою Родину, но невозможно любить то, чего не знаешь. В нашей стране есть много интересного и удивительного. И сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по нашей необъятной стране. Сказочные герои путешествовали и в сапогах-скороходах, и на ковре – самолете, баба Яга – в ступе. А что поможет нам совершить путешествие? Конечно же, карта.
У вас на столах есть рабочие листы (приложение 1), укажите в них число, подпишите свою фамилию, запишите тему урока «План местности и карта».
А своеобразным билетом к путешествию послужит терминологический диктант: (уч-ся выполняют 1 задание в рабочих листах, 1 ученик – на интерактивной доске)
II.Терминологический диктант:
1.Кого из ученых называют «отцом» географии? (Эратосфен)
2. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде и с помощью условных знаков (план местности)
3.Угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет, отсчитываемый по часовой стрелке (азимут)
4. Число, показывающее во сколько раз изображение на карте меньше по отношению к его действительным размерам (масштаб)
5. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки земли
(географическая широта)
Проверка:
за каждый правильный ответ 1 балл, 5 правильных –«5»,4–«4», 3- «3», 2- «2»,
есть такие кто получил «2», нет, - замечательно - все в путь
-А начнем мы путешествие с х.Лихого. Отправимся в дорогу на самолете, но вы знаете, что аэропорта у нас в хуторе нет, поэтому вам вначале предстоит добраться до г. Ростова- на-Дону. Откройте атлас Ростовской области на стр 18, карту административно-территориального деления Ростовской области.
III. Решение задач на определение направлений и расстояний по карте
- Найдите на карте пос.Лиховской и областной центр - Ростов-на-Дону (они на карте обозначены пунсонами красного цвета), определите в каком направлении находится Ростов по отношению к Лихой. (на юго-западе).
- Выполните задание 2 в рабочих листах. Определите расстояние по прямой от пос.Лиховского до Ростова.
-давайте вспомним, как определяется расстояние по карте? (с помощью масштаба),
-найдите масштаб, прочитайте его (1см к 2 500 000 см), какой вид масштаба указан на карте (численный),
-удобно ли им пользоваться, что сделаем, (переведем численный масштаб в именованный),
- что для этого сделаем (переведем см в км: отбросим 5 нулей, т.к в 1 км -100 000 см),
-чему равен именованный масштаб (в 1 см – 25 км)
- зная масштаб, как определить расстояние от Лихого до Ростова, (линейкой измерим расстояние по карте и умножим на масштаб)
- чему равно расстояние от пос.Лиховского до Ростова-на-Дону (4 см х 25 км=100 км)
3. До Ростова мы доедем на автобусе, посчитайте, сколько времени вы будите в пути, если автобус будет двигаться со скоростью 50 км/ч ( 100км/50км/ч = 2 часа).
4. В центре нашего поселка вы повстречали своих знакомых, ребят из 7-го класса, которые возвращались из похода. Конечно же вам было интересно узнать где побывали ребята, но времени на общение у вас не было - автобус уже отходит. Во время похода туристы фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути. И они вам передали вот такую запись. Выполните задание 3 в рабочих листах: подпишите условные знаки и узнаете, каким был путь ребят
IV.Чтение условных знаков
(От станции наш путь шел по шоссе, до металлического моста, через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км. по просёлочной дороге вдоль линии электропередач и у дома лесника сделали привал.) (учащиеся класса работают в рабочих листах, один ученик - у доски выполняет задание по интерактивной доске)
Итак, мы добрались до Ростова. У вас на столах есть контурные карты, откройте их на стр 6. В к/к г.Ростов отмечен красной точкой (подпишите название города в контурных картах). Давайте вспомним правила работы в к/к: подписи делаем аккуратно, названия городов располагаем по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко, работаем карандашом.
-2012 год был Юбилейным для нашей области - Ростовской области исполнилось 75 лет, и пока у нас есть время до отправления самолета я предлагаю вам совершить прогулку по городу (видео путешествие по Ростову с комментариями одного из учащихся. Приложение 2).
V.Определение объектов по географическим координатам
А теперь – в путь. Берем курс на юг. Объект, который находится под крылом нашего самолета, имеет координаты 430 с.ш., 430 в.д.. определите объект Выполните задание 4 в раб. Листах. (г.Эльбрус).Нанесите Эльбрус на к/к, укажите его координаты, соедините его с Ростовом –на-Дону
-вспомните, как на топографическом плане показывают абсолютные высоты наиболее выдающихся точек (отметками высот)
-такие же отметки высот есть и на физических картах. Эльбрус – самая высокая точка России
-определите по физической карте России ее высоту (5642 м)
VI. Сообщение об Эльбрусе (приложение3)
VII.Определение объектов по географическим координатам
- продолжаем путешествие и берем курс на восток, следующий объект, над которым мы совершим полет, имеет координаты 52 0 с.ш., 103 0 в.д., определите объект по физической карте России. Выполните задание 5 в раб.листах (оз.Байкал)
-нанесите оз.Байкал на к/к, подпишите его координаты, соедините линией г.Эльбрус и южную оконечность оз.Байкал
-об уникальности этого озера ходят легенды, а поможет нам заглянуть в воды озера _(ф.и. ученика, подготовившего сообщение о Байкале)
VIII. Сообщение о Байкале (приложение 4)
IX. Камчатка.
- конечный пункт нашего путешествия у вас тоже отмечен на карте, только синим пунсоном, - это город Петропавловск – Камчатский. . Выполните задание 6 в раб.листах Подпишите название города на контурной карте, соедините стрелкой его с озером Байкал
- а сейчас выполним обратное задание : определите координаты г.Петропавловска-Камчатского. (530 с.ш., 1580 в.д).
- побывав на п-ове Камчатка невозможно не взглянуть на самый высокий действующий вулкан России Ключевскую Сопку (стихотворение «Камчатка» + слайды) (приложение 5)
- мы с вами совершили небольшое путешествие по нашей необъятной стране, а сейчас возвращаемся в Ростов, в каком направлении мы будем двигаться (на запад)
- соедините линией г.Петропавловск –Камчатский и г.Ростов-на-Дону
-наше путешествие подошло к концу,
- что помогло вам совершить это путешествие, посмотрите на свои маршрутные листы, скажите, что вы уже умеете (ориентировать по карте, знаете разные виды масштабов, умеете численный масштаб переводить в именованный, находить с помощью масштаба расстояние, знаете условные знаки, умеете читать план местности, определять координаты и высоты объектов, работать с контурной картой, некоторые из вас выполнили замечательно творческие задания – вот как много вы уже умеете)
X. Подведение итогов:
-а сейчас я предлагаю вам оценить урок – составить синквейн к сегодняшнему уроку
1 существительное «Урок»
2 прилагательных, которые характеризуют урок
3 глагола, которые отображают, что мы сегодня делали на уроке
4 слово-синоним
предложение из 4-х слов, которым вы оцениваете или характеризуете урок
XI. Оценки.
XII. Домашнее задание:
творческая работа: придумать задания одноклассникам на определение географических координат объектов или определение объекта по географическим координатам.
Спасибо за урок. Молодцы!!
Приложение 1
Рабочий лист ______февраля 2013 г
учени____ 6___ класса_______________________________________
Тема урока:_________________________________________________________
- Задание:
выполните терминологический диктант:
1.Кого из ученых называют «отцом» географии? ______________________
2. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде и с помощью условных знаков_____________________
________________________________________________________________
3.Угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет, отсчитываемый по часовой стрелке _________________________
4. Число, показывающее во сколько раз изображение на карте меньше по отношению к его действительным размерам _________________________
5. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки земли
проверка:
за каждый правильный ответ 1 балл, 5 правильных –«5»,4–«4», 3- «3», 2- «2»,
оцените свою работу_______________________________
- Задание:
Используя атлас Ростовской области на стр 18, карту административно-территориального деления Ростовской области, определите расстояние по прямой от п.Лиховского до Ростова.
Ответ ______________________________________________________________
До Ростова мы доедем на автобусе, посчитайте, сколько времени вы будите в пути, если автобус будет двигаться со скоростью 50 км/ч
Ответ:______________________________________________________________
- Задание
Подпишите условные знаки и узнаете, каким был путь ребят
В контурной карте на странице 6 у вас отмечен г.Ростов-на Дону, подпишите его.
- Задание.
Определите объект по физической карте, который имеет координаты 430 с.ш., 430 в.д., запишите его название_____________________________________
Нанесите объект на к/к, укажите его координаты, соедините его с
г. Ростовом –на-Дону
Определите по физической карте России высоту объекта,
ответ запишите_________________ м.
- Задание.
Определите объект по физической карте России, который имеет координаты 52 0 с.ш., 103 0 в.д.
Запишите его название________________________________
Нанесите объект на к/к, подпишите его координаты, соедините линией с г.Эльбрус.
- Задание.
Этот объект у вас отмечен в к/к, это – город Петропавловск – Камчатский.
Подпишите название города на контурной карте, соедините стрелкой его с озером Байкал
Определите координаты г.Петропавловска-Камчатского.
Запишите их . _____с.ш. _____в.д
Соедините линией г.Петропавловск –Камчатский и г.Ростов-на-Дону
- Задание
Составьте синквейн к сегодняшнему уроку
1 существительное «Урок»
2 прилагательных, которые характеризуют урок
3 глагола, которые отображают, что мы сегодня делали на уроке
4 слово-синоним_________________________________________________
предложение из 4-х слов, которым вы оцениваете или характеризуете урок
Спасибо за урок. Молодцы!!!
Приложение 2
Ростов
Ростов на Дону- один из крупнейших городов на юге нашей Родины. Расположен на правом берегу реки Дон. Мы видим набережную, здание речного вокзала.
Обычно экскурсия по городу начинается с вокзала- перед вами железнодорожный вокзал.
Ростов красивый, современный город. Здесь много высших учебных заведений: педагогический институт, медицинский, строительный, училище искусств, цирк
В городе можно отдохнуть, прогуляться по парку, полюбоваться красотой. У входа в парк имени Максима Горького местные художники выставляют свои работы. Здесь же могут написать и ваш портрет.
Перед вами здание администрации – наш белый дом.
Центральная улица города Ростова – называется Большая Садовая. Здесь много архитектурных памятников, которые нас поражают своей красотой. Музеи, Музыкальный театр, театр имени Горького, детский театр юного зрителя, цирк.
Ростов – город воинской славы
И заканчиваем мы свое мини – путешествие по городу на соборной площади у здания Собора.
Приложение 3
Эльбрус
Величаво возвышается Эльбрус над Кавказскими горами . В лучах светах искрятся вершины, покрытые снегом и льдом. С вершины его можно видеть местность на расстоянии 280 километров. Альпинист, находящийся на вершине Эльбруса, может одновременно видеть и Каспийское, и Черное моря. Покорить Эльбрус действительно сложно, так как он считается самой высокой точкой не только России, но и Европы.
В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы Эльбрус стал ареной ожесточённого борьбы в годы Великой Отечественной войны. В ходе Битвы за Кавказ в августе 1942 года, после занятия горных баз гитлеровским альпийским стрелкам удалось установить на западной вершине Эльбруса нацистские знамёна. К середине зимы 1942—1943 годов фашистские войска были выбиты со склонов Эльбруса, а в феврале 1943года - 70 лет назад, советскими бойцами-альпинистами были совершены восхождения на вершину Эльбруса, где были водружены красные флаги.
В 2008 году Эльбрус был признан одним из семи чудес России
Приложение 4
Озеро Байкал
Озеро Байкал считается самым древним в мире. Его возраст составляет примерно 20-25 миллионов лет
Ученые предполагают, что озеро образовалось в результате разрыва земной коры - вначале образовалась трещина, которая потом была заполнена водой.
Удивителен и уникален животный мир Байкала. Здесь много эндемиков, то есть нигде более не встречающихся организмов.
К эндемикам Байкала относятся:
- байкальская нерпа
- рыба голомянка
-омуль
- байкальский осётр
-80 видов моллюсков
Воды в Байкале 23 млрд тонн. Это в 90 раз больше, чем в Азовском море, в 23 раза больше, чем в Ладожском озере, и примерно столько же, сколько в Балтийском море
Это составляет 20% запасов пресных вод нашей планеты, и более чем 80% пресной воды России.
Несмотря на то, что Байкал – это озеро, здесь, бывает очень сильно штормит. Высота волн может достигать 4-5 метров
Байкал еще не пересекал вплавь ни один пловец. Видимо не хватает силы духа барахтаться в холодной воде. Кстати, средняя температура воды летом в верхних слоях озера – 8-10 градусов – не расплаваешься
Озеро Байкал – предел мечтаний для многих туристов. Отдых на Байкале не чужд и известным личностям. Здесь не раз бывал наш президент В.В Путин, которому даже удалось погрузиться на дно озеро на глубоководном аппарате “Мир”.
В байкальской воде мало солей и в ней много кислорода, а еще она на редкость прозрачная. Так на некоторых участках озера дно просматривается на глубину 40 метров!
В озеро Байкал впадают целых 336 рек, а вытекает всего лишь одна – Ангара. Кстати, если бы озеро вдруг перестало бы подпитываться водой от рек, а Ангара продолжала бы течь, то потребовалось бы 400 лет, чтобы ушла вся вода из озера.
Приложение 5
Камчатка
Как чеканна Ключевская!
Как обманчиво легка
Светоносно колдовская,
Облучает облака.
Кто не тронут за живое
Этой стройностью крутой,
Лучевою, ключевою,
Ключевскою чистотой?
Ночью - таинством шаманским,
В небе пышущий костер,
Днем - царицы Шемаханской
Разметавшийся шатер!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«План местности и карта»
1.Кого из ученых называют «отцом» географии? ________________________________ 2. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде и с помощью условных знаков ________________________________ 3.Угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет, отсчитываемый по часовой стрелке _________________________________ 4. Число, показывающее во сколько раз изображение на карте меньше по отношению к его действительным размерам _________________________________ 5. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки земли __________________________________ __________________________________ Терминологический диктант
х .Лихой
х.Лихой г.Ростов-на-Дону
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подпишите условные знаки и вы узнаете путь ребят
2012 год - 75 лет Ростовской области
г.Ростов-на-Дону 5642 м 43 0 с.ш ., 43 0 в.д. г.Эльбрус 43 0 с.ш ., 4 3 0 в.д..
Э ЛЬБРУС
г.Ростов-на-Дону г.Эльбрус 43 0 с.ш ., 4 3 0 в.д.. 5642 м 5 2 0 с.ш ., 10 3 0 в.д., оз.Байкал 5 2 0 с.ш ., 10 3 0 в.д.,
о зеро Байкал
Байкальская нерпа голомянка омуль Байкальский осетр моллюск
г.Ростов-на-Дону г.Эльбрус 43 0 с.ш ., 43 0 в.д.. 5642 м оз.Байкал 5 2 0 с.ш ., 10 3 0 в.д., г.Петропавловск-Камчатский г.Петропавловск-Камчатский 53 0 с.ш ., 1 58 0 в.д.,
Ключевская Сопка
г.Ростов-на-Дону г.Эльбрус 43 0 с.ш ., 43 0 в.д.. 5642 м оз.Байкал 5 2 0 с.ш ., 10 3 0 в.д., г.Петропавловск-Камчатский 53 0 с.ш ., 1 58 0 в.д.,
1 существительное_____________________ 2 прилагательных_____________________ _____________________________________ 3 глагола_____________________________ _____________________________________ слово-синоним_______________________ предложение из 4-х слов ____________________________________ __________________________________ С И Н К В Е Й Н
Домашнее задание творческая работа: придумать задания одноклассникам на определение географических координат объектов или определение объекта по географическим координатам.
Спасибо за урок! М олодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План местности и географическая карта.
Повторительно - обобщающий урок по теме "План местности и географическая карта"...
Презентация-игра "Своя игра.План местности и карта".6 класс
Цели и задачи игры:1) Обобщение и закрепление знаний и умений учащихся по темам «План местности» и «Географическая карта»;2) Применение и развитие практических навыков;3) Создание условий для повышени...
Внеклассное мероприятие по географии для учащихся 6-х классов по теме "План местности и географическая карта"
Данное мероприятие проводится в форме игры в рамках школьной недели географии, за основу взят сценарий игры «Счастливый случай»....
" План местности и географическая карта"
План-конспект урока в 5 классе - " План местности и географическая карта"Урок соответствует ФГОС....
Тема: Изображение Земли на глобусе и на картах. План местности, масштаб плана.
Цели: - дать знания о способах изображения земной поверхности; - сформировать понятие «план местности»; ...
Открытый урок 5 класс " Географическая карта и план местности"
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель: Создать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и находить отличия плана местности от карты....
конспект урока (технологическая карта) " План местности и географическая карта"
На уроках географии в 5 классе каждый урок-это открытие новых знаний о географии, потому что является фундаментом географических знаний и практической деятельности....