План местности и карта
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Манченко  Оксана Анатольевна

Данная  разработка содержит план повторно-обобщающего урока по теме "План местности и карта" и презентацию к нему.  Урок постороен на деятельностной основе, способствует формированию у учащихся УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_.docx47.55 КБ
Файл kh.likhoy._plan_i_karta_1_ch.pptx2.99 МБ
Файл kh.likhoy._plan_i_karta_2_ch.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Лиховская средняя общеобразовательная школа

Разработка урока

географии

по теме

«План местности и карта»

 6 класс

учитель географии

Манченко О.А

2013 г

Тема урока: План местности и карта

Тип урока:        урок обобщения знаний

Форма урока:   урок-путешествие

Цель урока:

      систематизировать знания и умения  учащихся по изученному  

      материалу

Задачи урока:

  • способствовать развитию   представлений о географических координатах, плане местности, условных знаках; совершенствовать  навыки определения географических координат, чтения  условных знаков;
  • развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать  с физическими и контурными картами, схемами, дополнительными источниками информации; развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
  • способствовать формированию компетенций:  учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.

Используемые педагогические технологии:  ИКТ, проектная технология.

Формы организации работы в классе:          фронтальная, индивидуальная

Методы обучения:

     по источнику знания:
           а) словесные
          б) наглядные
          в) практические

    по характеру познавательной деятельности:

           частично-поисковый.

Оборудование:

атласы для 6 класса, атлас Ростовской области, настенная физическая карта России, контурные карты, компьютер, проектор, презентация учителя, сообщения учащихся и их презентации

Ход урока

I. Организационный момент:

-Добрый день, ребята.

      Каждый уважающий себя человек должен любить  и уважать свою Родину, но невозможно любить то, чего не знаешь. В нашей стране есть много интересного и удивительного. И сегодня   я предлагаю вам  отправиться в увлекательное путешествие по нашей необъятной стране. Сказочные герои путешествовали и   в сапогах-скороходах, и на ковре – самолете, баба Яга – в ступе. А что  поможет нам совершить   путешествие?   Конечно же,  карта.

        У вас на столах есть рабочие листы (приложение 1),  укажите в них число, подпишите свою фамилию, запишите тему урока   «План местности и карта».

 

А своеобразным билетом к путешествию послужит терминологический диктант:  (уч-ся выполняют  1 задание в рабочих листах, 1 ученик – на интерактивной доске)

II.Терминологический диктант:

1.Кого из ученых называют «отцом» географии? (Эратосфен)

2. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде и  с помощью условных знаков (план местности)

3.Угол между направлением на север и направлением на  какой-либо предмет, отсчитываемый по часовой стрелке (азимут)

4. Число, показывающее во сколько раз изображение на карте меньше по отношению к его  действительным размерам  (масштаб) 

5. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки земли

 (географическая широта)

Проверка:

за каждый правильный ответ 1 балл, 5 правильных –«5»,4–«4», 3- «3», 2- «2»,

есть такие кто получил «2», нет, - замечательно - все в путь

-А начнем мы путешествие с х.Лихого. Отправимся в дорогу на самолете, но вы знаете, что аэропорта  у нас в хуторе нет, поэтому вам вначале предстоит добраться до г. Ростова- на-Дону.  Откройте атлас Ростовской области на стр 18, карту административно-территориального деления Ростовской области.

III. Решение задач на определение направлений и расстояний по карте

  1.  Найдите на карте пос.Лиховской и областной центр - Ростов-на-Дону (они на карте обозначены пунсонами красного цвета), определите в каком направлении находится Ростов по отношению к  Лихой. (на юго-западе). 
  2. Выполните задание 2 в рабочих листах. Определите расстояние по прямой от пос.Лиховского до Ростова.

-давайте вспомним, как определяется расстояние по карте? (с помощью масштаба),

-найдите масштаб, прочитайте его (1см  к 2 500 000 см), какой вид масштаба указан на карте (численный), 

-удобно ли им пользоваться, что сделаем, (переведем численный масштаб в именованный),

- что для этого сделаем (переведем см  в км: отбросим 5 нулей, т.к в 1 км -100 000 см),

-чему равен именованный масштаб (в 1 см – 25 км)

- зная масштаб,  как определить  расстояние от Лихого до Ростова, (линейкой измерим расстояние  по карте и умножим на масштаб)

- чему равно расстояние от пос.Лиховского  до Ростова-на-Дону (4 см х 25 км=100 км)

3. До Ростова мы доедем на автобусе, посчитайте,  сколько времени вы будите в   пути,  если автобус  будет двигаться со скоростью 50 км/ч ( 100км/50км/ч = 2 часа).

4. В центре нашего поселка вы повстречали своих знакомых, ребят из 7-го   класса,  которые  возвращались из похода. Конечно же вам было интересно узнать где побывали ребята, но времени на общение у вас не было - автобус уже отходит. Во время похода туристы фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути. И  они вам передали вот такую запись.  Выполните задание 3 в рабочих листах: подпишите условные знаки и узнаете, каким был путь ребят

IV.Чтение условных знаков

(От станции наш путь шел по шоссе,  до металлического моста,  через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км. по просёлочной дороге вдоль линии электропередач и у дома лесника сделали привал.) (учащиеся класса работают в рабочих листах, один ученик - у доски выполняет задание по интерактивной доске)

 Итак, мы добрались до Ростова.  У вас на столах есть контурные карты, откройте их на стр 6.     В к/к   г.Ростов  отмечен красной точкой  (подпишите название города в контурных картах). Давайте вспомним правила работы в к/к: подписи делаем аккуратно,  названия городов располагаем  по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко, работаем карандашом.                                                                            

-2012 год был Юбилейным для нашей области - Ростовской области исполнилось 75 лет,  и пока у нас есть время до отправления самолета я предлагаю вам совершить прогулку по городу (видео путешествие по Ростову с комментариями одного из учащихся. Приложение 2).

V.Определение объектов по географическим координатам

А теперь – в путь. Берем курс на юг. Объект,  который находится под крылом нашего самолета,  имеет координаты 430 с.ш., 430 в.д.. определите объект Выполните задание 4 в раб. Листах. (г.Эльбрус).Нанесите Эльбрус на к/к, укажите его координаты, соедините его с Ростовом –на-Дону

-вспомните, как на топографическом плане показывают абсолютные высоты наиболее выдающихся точек (отметками высот)

-такие же отметки высот есть и на физических картах. Эльбрус – самая высокая точка  России

-определите по физической  карте  России ее высоту (5642 м)

VI. Сообщение об Эльбрусе (приложение3)

VII.Определение объектов по географическим координатам

- продолжаем путешествие и  берем курс на восток, следующий объект,  над которым мы совершим полет,  имеет координаты  52 0 с.ш.,  103 0 в.д., определите объект по физической карте России. Выполните задание 5 в раб.листах    (оз.Байкал)

-нанесите оз.Байкал на к/к, подпишите его координаты, соедините линией  г.Эльбрус и южную оконечность оз.Байкал

-об уникальности этого озера ходят легенды, а поможет нам заглянуть в воды озера _(ф.и. ученика, подготовившего сообщение о Байкале)

VIII. Сообщение о Байкале (приложение 4)

IX. Камчатка.

- конечный пункт нашего путешествия  у вас тоже отмечен на карте, только синим пунсоном,  - это город Петропавловск – Камчатский. . Выполните задание 6 в раб.листах    Подпишите название города на контурной карте,  соедините стрелкой его с озером Байкал

-  а сейчас выполним обратное задание : определите  координаты г.Петропавловска-Камчатского. (530 с.ш., 1580 в.д).

- побывав на п-ове Камчатка невозможно не взглянуть  на самый высокий действующий вулкан России Ключевскую Сопку (стихотворение «Камчатка» + слайды) (приложение 5)

 

- мы с вами совершили небольшое путешествие по нашей необъятной стране, а сейчас возвращаемся в Ростов, в каком направлении мы будем двигаться (на запад)

- соедините линией г.Петропавловск –Камчатский и г.Ростов-на-Дону

-наше путешествие подошло к концу,

- что помогло  вам совершить это путешествие, посмотрите на свои маршрутные листы,  скажите,  что вы уже умеете  (ориентировать по карте, знаете разные виды масштабов, умеете численный масштаб переводить в именованный, находить с помощью масштаба расстояние, знаете условные знаки, умеете читать план местности, определять координаты и высоты объектов, работать с контурной картой, некоторые из вас выполнили  замечательно  творческие задания – вот как много вы уже умеете)

X. Подведение итогов:

-а сейчас я предлагаю  вам оценить урок – составить синквейн  к сегодняшнему уроку 

1 существительное «Урок»

2 прилагательных, которые характеризуют урок

3 глагола, которые отображают, что мы сегодня делали на уроке

4  слово-синоним

предложение из 4-х слов,   которым вы оцениваете  или характеризуете урок

XI. Оценки.

XII. Домашнее задание:

творческая работа: придумать задания одноклассникам на определение географических координат объектов  или определение объекта по географическим координатам.

    Спасибо за урок.  Молодцы!!

Приложение 1

Рабочий лист           ______февраля 2013 г

учени____ 6___ класса_______________________________________

Тема урока:_________________________________________________________

  1. Задание:

выполните терминологический диктант:

1.Кого из ученых называют «отцом» географии? ______________________

2. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде и  с помощью условных знаков_____________________

________________________________________________________________

3.Угол между направлением на север и направлением на  какой-либо предмет, отсчитываемый по часовой стрелке _________________________

4. Число, показывающее во сколько раз изображение на карте меньше по отношению к его  действительным размерам  _________________________

5. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки земли

проверка:

за каждый правильный ответ 1 балл, 5 правильных –«5»,4–«4», 3- «3», 2- «2»,

оцените свою работу_______________________________

  1. Задание:

     Используя атлас Ростовской области на стр 18, карту административно-территориального деления Ростовской области, определите расстояние по прямой от п.Лиховского до Ростова.

Ответ ______________________________________________________________

   До Ростова мы доедем на автобусе, посчитайте,  сколько времени вы будите в   пути,  если автобус  будет двигаться со скоростью 50 км/ч

Ответ:______________________________________________________________

  1. Задание

Подпишите условные знаки и узнаете, каким был путь ребят

В контурной карте на странице 6 у вас отмечен г.Ростов-на Дону, подпишите его.

  1. Задание.

Определите объект по физической карте,  который имеет координаты 430 с.ш., 430 в.д., запишите его название_____________________________________

    Нанесите  объект на к/к, укажите его координаты, соедините его с

г. Ростовом –на-Дону

      Определите по физической карте России высоту объекта,

ответ запишите_________________ м.

  1. Задание.

Определите объект по физической карте России, который имеет координаты  52 0 с.ш.,  103 0 в.д.

     Запишите его название________________________________

      Нанесите объект  на к/к, подпишите его координаты, соедините линией с  г.Эльбрус.

 

  1. Задание.

     Этот объект у вас отмечен в к/к, это – город Петропавловск – Камчатский.  

     Подпишите название города на контурной карте,  соедините стрелкой его с озером Байкал

     Определите  координаты г.Петропавловска-Камчатского.

Запишите их .      _____с.ш. _____в.д

     Соедините линией г.Петропавловск –Камчатский и г.Ростов-на-Дону

  1. Задание

Составьте синквейн  к сегодняшнему уроку 

1 существительное «Урок»

2 прилагательных, которые характеризуют урок

3 глагола, которые отображают, что мы сегодня делали на уроке

4  слово-синоним_________________________________________________

предложение из 4-х слов,   которым вы оцениваете  или характеризуете урок

Спасибо за урок.  Молодцы!!!

Приложение 2

Ростов

       Ростов на Дону- один из крупнейших городов на юге нашей Родины. Расположен на правом берегу реки Дон. Мы видим набережную, здание речного вокзала.

     Обычно экскурсия по городу начинается  с вокзала- перед вами железнодорожный вокзал.

    Ростов красивый, современный город. Здесь много высших учебных заведений: педагогический институт, медицинский, строительный, училище искусств, цирк

      В городе можно отдохнуть, прогуляться по парку, полюбоваться красотой. У входа в парк имени Максима Горького местные художники выставляют свои работы. Здесь же могут написать и ваш портрет.

     Перед вами здание администрации – наш белый дом.

     Центральная улица города Ростова – называется Большая Садовая.  Здесь много архитектурных памятников, которые нас поражают своей красотой. Музеи,  Музыкальный театр, театр имени Горького,  детский  театр юного зрителя, цирк.

     Ростов – город воинской славы

     И заканчиваем мы свое мини – путешествие по городу на соборной площади у здания Собора.

Приложение 3

Эльбрус

     Величаво возвышается  Эльбрус над Кавказскими горами . В лучах светах искрятся вершины, покрытые снегом и льдом. С вершины его можно  видеть местность на расстоянии 280 километров. Альпинист, находящийся на вершине Эльбруса, может одновременно видеть и Каспийское,  и Черное моря.  Покорить Эльбрус действительно сложно, так как  он считается самой высокой точкой не только России, но и  Европы.

       В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы Эльбрус стал ареной ожесточённого борьбы в годы Великой Отечественной войны. В ходе Битвы за Кавказ  в  августе 1942 года, после занятия горных баз  гитлеровским альпийским стрелкам удалось установить на западной вершине Эльбруса нацистские знамёна. К середине зимы 1942—1943 годов фашистские войска были выбиты со склонов Эльбруса, а  в феврале 1943года - 70 лет назад,  советскими бойцами-альпинистами были совершены восхождения  на вершину Эльбруса, где были водружены красные флаги.

    В 2008 году Эльбрус был признан одним из семи чудес России

Приложение 4

Озеро Байкал

     Озеро Байкал считается самым древним в мире. Его возраст составляет примерно 20-25 миллионов лет

     Ученые предполагают, что озеро образовалось в результате разрыва земной коры - вначале образовалась трещина, которая потом была заполнена водой.

      Удивителен и уникален животный мир Байкала. Здесь много эндемиков, то есть нигде более не встречающихся организмов.

      К эндемикам Байкала относятся:

- байкальская нерпа

- рыба голомянка

-омуль

- байкальский осётр

-80 видов моллюсков

 

        Воды в Байкале 23 млрд тонн. Это в 90 раз больше, чем в Азовском море, в 23 раза больше, чем в Ладожском озере, и примерно столько же, сколько в Балтийском море

     Это составляет 20%  запасов пресных вод нашей планеты, и более чем  80% пресной воды России.

  Несмотря на то, что Байкал – это озеро, здесь, бывает очень сильно штормит. Высота волн может достигать 4-5 метров

    Байкал еще не пересекал вплавь ни один пловец. Видимо не хватает силы духа барахтаться в холодной воде. Кстати, средняя температура воды летом в верхних слоях озера – 8-10 градусов – не расплаваешься

Озеро Байкал – предел мечтаний для многих туристов. Отдых на Байкале не чужд и известным личностям. Здесь не раз бывал  наш президент  В.В Путин, которому даже удалось погрузиться на дно озеро на глубоководном аппарате “Мир”.

       В байкальской воде мало солей  и в ней много кислорода, а еще  она на редкость прозрачная. Так на некоторых участках озера дно просматривается на  глубину 40 метров!

      В озеро Байкал впадают целых 336 рек, а вытекает всего лишь одна – Ангара. Кстати, если бы озеро вдруг перестало бы подпитываться водой от рек, а Ангара продолжала бы течь, то потребовалось бы 400 лет, чтобы ушла вся вода из озера.

Приложение 5

Камчатка

Как чеканна Ключевская!

Как обманчиво легка

Светоносно колдовская,

Облучает облака.

Кто не тронут за живое

Этой стройностью крутой,

Лучевою, ключевою,

Ключевскою чистотой?

Ночью - таинством шаманским,

В небе пышущий костер,

Днем - царицы Шемаханской

Разметавшийся шатер!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«План местности и карта»

Слайд 3

1.Кого из ученых называют «отцом» географии? ________________________________ 2. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде и с помощью условных знаков ________________________________ 3.Угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет, отсчитываемый по часовой стрелке _________________________________ 4. Число, показывающее во сколько раз изображение на карте меньше по отношению к его действительным размерам _________________________________ 5. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки земли __________________________________ __________________________________ Терминологический диктант

Слайд 4

х .Лихой

Слайд 5

х.Лихой г.Ростов-на-Дону


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

х.Лихой- Ростов

Слайд 2

Подпишите условные знаки и вы узнаете путь ребят

Слайд 3

2012 год - 75 лет Ростовской области

Слайд 4

г.Ростов-на-Дону 5642 м 43 0 с.ш ., 43 0 в.д. г.Эльбрус 43 0 с.ш ., 4 3 0 в.д..

Слайд 5

Э ЛЬБРУС

Слайд 6

г.Ростов-на-Дону г.Эльбрус 43 0 с.ш ., 4 3 0 в.д.. 5642 м 5 2 0 с.ш ., 10 3 0 в.д., оз.Байкал 5 2 0 с.ш ., 10 3 0 в.д.,

Слайд 7

о зеро Байкал

Слайд 8

Байкальская нерпа голомянка омуль Байкальский осетр моллюск

Слайд 10

г.Ростов-на-Дону г.Эльбрус 43 0 с.ш ., 43 0 в.д.. 5642 м оз.Байкал 5 2 0 с.ш ., 10 3 0 в.д., г.Петропавловск-Камчатский г.Петропавловск-Камчатский 53 0 с.ш ., 1 58 0 в.д.,

Слайд 11

Ключевская Сопка

Слайд 12

г.Ростов-на-Дону г.Эльбрус 43 0 с.ш ., 43 0 в.д.. 5642 м оз.Байкал 5 2 0 с.ш ., 10 3 0 в.д., г.Петропавловск-Камчатский 53 0 с.ш ., 1 58 0 в.д.,

Слайд 13

1 существительное_____________________ 2 прилагательных_____________________ _____________________________________ 3 глагола_____________________________ _____________________________________ слово-синоним_______________________ предложение из 4-х слов ____________________________________ __________________________________ С И Н К В Е Й Н

Слайд 14

Домашнее задание творческая работа: придумать задания одноклассникам на определение географических координат объектов или определение объекта по географическим координатам.

Слайд 15

Спасибо за урок! М олодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План местности и географическая карта.

Повторительно - обобщающий урок по теме "План местности и географическая карта"...

Презентация-игра "Своя игра.План местности и карта".6 класс

Цели и задачи игры:1) Обобщение и закрепление знаний и умений учащихся по темам «План местности» и «Географическая карта»;2) Применение и развитие практических навыков;3) Создание условий для повышени...

Внеклассное мероприятие по географии для учащихся 6-х классов по теме "План местности и географическая карта"

Данное мероприятие проводится в форме игры в рамках школьной недели географии, за основу взят сценарий игры «Счастливый случай»....

" План местности и географическая карта"

План-конспект урока в 5 классе   - " План местности и географическая карта"Урок соответствует ФГОС....

Тема: Изображение Земли на глобусе и на картах. План местности, масштаб плана.

Цели:  - дать знания о способах изображения земной поверхности;           - сформировать понятие «план местности»;      ...

Открытый урок 5 класс " Географическая карта и план местности"

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель:  Создать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и находить отличия плана местности от карты....

конспект урока (технологическая карта) " План местности и географическая карта"

На уроках географии в 5 классе каждый урок-это открытие новых знаний  о географии, потому что является фундаментом географических знаний  и практической деятельности....