Программа внеурочной деятельности "Следопыт"
методическая разработка по географии (5 класс) по теме
Данная программа имеет эколого-краеведческую направленность. Поэтому целью данной программы является научить ребят ориентироваться в природе, дать самые простые знания об автономном существовании на природе. Программа знакомит обучающихся с правилами поведения человека в лесу, у водоемов; правилами обращения с огнем, с ядовитыми и лекарственными растениями и предусматривает рассматривание вопросов практического значения: ориентирование в пространстве, умение пользоваться компасом, местными признаками, умение разжигать костер, добывать воду и еду, оказывать первую медицинскую помощь себе и пострадавшему.Данная программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю в форме кружковой работы. Она предусматривает проведение практических занятий и экскурсий. Возраст детей – 5-6 классы. Срок реализации – 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sledopyt.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» с.Небдино
Программа внеурочной деятельности
«Следопыт»
Направление – туристско-краеведческое
Автор: Тимушева Надежда Викторовна,
учитель биологии и географии,
Корткеросский район, с.Небдино,
ул. Центральная, д.86
2012
Аннотация
Для большинства современных людей, а особенно для городских детей, почти автоматически возникает чрезвычайная ситуация, как только они оказываются один на один даже с самыми красивыми полями и лугами, не говоря уже о лесе. Чтобы выжить в таких условиях, нужны не только мужество, терпение и воля, но и хотя бы самые простые знания об автономном существовании на природе. Поэтому в настоящее время необходимо с детского возраста детей знакомить с правилами поведения в природе. Для этого мной создана программа внеурочной деятельности школьников туристско – краеведческой направленности, которая знакомит обучающихся с правилами поведения человека в лесу, у водоемов; правилами обращения с огнем, с ядовитыми и лекарственными растениями. Программа предусматривает рассматривание вопросов практического значения: ориентирование в пространстве, умение пользоваться компасом, местными признаками, умение разжигать костер, добывать воду и еду, оказывать первую медицинскую помощь себе и пострадавшему.
Внеурочная деятельность школьников туристско-краеведческой направленности организована в нашей школе в форме краеведческого кружка «Юный эколог» для 5-6 классов и проводится учителем биологии и географии. Программа может быть применена в любом образовательном учреждении для школьников.
Учащиеся в 5 классе изучают природоведение, знакомятся с окружающей средой, а ребята 6 класса уже начинают изучать предметы: географию и биологию. Поэтому программа «Следопыт» соответствует особенностям данного возраста.
Если на уроке значительно активизируется мыслительная деятельность, происходит изучение материала, то внеурочная деятельность позволяет обучающимся более углубленно и расширенно изучить вопросы школьной программы, открывает возможности применить полученные знания на практике в форме экскурсий и практических работ и придать исследовательский характер. В настоящее время также актуально заниматься исследованием родного края.
3
Пояснительная записка
В настоящее время стало актуальным выживание детей в экстремальных ситуациях. Из средств массовой информации слышим очень часто, как наши дети гибнут или получают травмы при чрезвычайных ситуациях. До сих пор в наших устах душераздирающий случай в Удорском районе Республики Коми, когда двое первоклашек потерялись во время экскурсии в лесу. Ни для кого не является секретом, что современные дети большую часть времени проводят возле компьютера, и совсем перестали выходить в природу, видеть и ценить прекрасное. Данная программа имеет эколого-краеведческую направленность. Поэтому целью данной программы является научить ребят ориентироваться в природе, дать самые простые знания об автономном существовании на природе. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- Формирование знаний и умений ориентироваться на местности по компасу и местным признакам.
- Формирование знаний и умений выжить в экстремальных ситуациях.
- Формирование умений проводить наблюдения за природой и в природе.
- Воспитание любви к родной природе, к малой Родине, воспитание трудовых и волевых качеств у учащихся.
Данная программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю в форме кружковой работы. Она предусматривает проведение практических занятий и экскурсий. Возраст детей – 5-6 классы. Срок реализации – 1 год, но возможно в перспективе продолжение программы.
4
Ожидаемые результаты: приобретение знаний о видах изображения местности, направлениях сторон горизонта, компас и его предназначение, временные укрытия разных народов, устройство палатки, съедобные и ядовитые растения и грибы Республики Коми, рыбы Коми Республики, типы костров и способы разведения костров, правила поведения при пожаре, правила поведения в лесу, охраняемые растения и животные Республики Коми.
Обучающиеся должны уметь: определять стороны горизонта на местности, на карте и на плане, ориентироваться на местности по местным признакам, составлять простой план местности с использованием условных знаков, устанавливать палатку, различать съедобные и ядовитые растения, действовать при пожаре, оказывать первую помощь при переломах, ожогах, обморожениях, пищевых отравлениях, приготовить чай из трав, правильно себя вести на природе.
5
Содержание
Данная программа внеурочной деятельности реализуется в форме кружковой работы для обучающихся 5-6 классов. Программа рассчитана на 34 часа и состоит из 4 разделов. 1 - 3 разделы рассчитаны на 10 часов, 4 раздел – на 4 часа, кроме того половина из них (17 часов) отведена на практические занятия и экскурсии на природу.
Тематический план
Темы разделов | Количество часов | Практическая часть |
| 10 часов | 5 часов |
| 10 часов | 5 часов |
| 10 часов | 5 часов |
| 4 часа | 2 часа |
Раздел 1 «Виды изображения местности и ориентирование на местности» – включает вопросы: знакомство с рисунком, фотографией, аэрофотоснимком, планом местности и картой, условные знаки на плане и на карте, направления сторон горизонта, компас, ориентирование по компасу и по местным признакам. В данном разделе много практических работ, которые выполняются на местности. Самое главное и трудное для ребят научиться ориентироваться в лесу по компасу и местным признакам. Как обычно, у потерявшегося человека начинается паника, и он теряется в «трех соснах». Если с детства прививать ребенку навыки и умения ориентирования в природе, то возможно он будет себя чувствовать более уверенно. Необходимо предупредить ребят заранее, чтобы они приобрели компасы.
6
Раздел 2 «Виды временных укрытий, добыча огня и приготовление пищи на природе» знакомит обучающихся с временными укрытиями разных народов мира, с устройством палатки и его установкой, съедобными и ядовитыми растениями, рыбами водоемов Коми Республики, способами рыбной ловли, типами костров, способами разведения костра, способами добычи огня, причинами пожаров, средствами защиты от пожара, правилами поведения при пожаре.
Все вопросы жизненно необходимы для человека. Оказавшись в лесу или на незнакомой местности надо уметь обустроить временное укрытие. Хорошо, если есть палатка с собой, но надо уметь ее установить. Практические работы предусматривают изготовление макетов временных укрытий разных народов: иглу, шалаш, вигвам. Здесь ребята могут проявить творчество, фантазию, оригинальность в выборе как материала для изготовления, так и способах изготовления. Установка палатки происходит на местности. Если группа небольшая, можно воспользоваться одной палаткой. Трудности заключаются в том, чтобы найти палатку, если нет ее в образовательном учреждении. Здесь ребята не только учатся устанавливать палатку, но и обратно правильно ее убирать. Очень важным моментом в разделе является вопрос о пожарах, причинах их возникновения, а так же как действовать при пожаре и не стать жертвой пожара. В настоящее время этот вопрос является актуальным.
Раздел 3 называется «Лесная аптека и оказание первой медицинской помощи» и включает вопросы о лекарственных растениях местного значения, как их правильно применять, о неотложных действиях в экстремальных ситуациях. В этом разделе также много отведено часов на практические занятия. На практических занятиях ребята учатся оказывать первую медицинскую помощь при переломах, ожогах, обморожениях, пищевых отравлениях. Из листьев смородины, малины, плодов шиповника учатся заваривать чай, и заканчивается занятие чаепитием. При автономном выживании человека вопросом жизни и смерти является наличие аптечки. Минимальная аптечка должна быть всегда рядом и поэтому входит в экипировку человека, отправляющегося даже в короткий поход или в лес за грибами или ягодами. Важно научить обучающихся составлять и пользоваться аптечкой, особенно лекарствами.
7
Раздел 4 называется «Охрана природы» и он самый маленький, состоит из 4 занятий, который заканчивается походом. В разделе рассматриваются правила поведения в природе, охраняемые растения и животные Коми Республики, Красная книга РК, охраняемые территории: Печоро-Илычский заповедник и национальный парк «Югыд ва». Перед походом еще раз ребята знакомятся с правилами безопасности, правилами поведения в природе и ставят свою подпись в журнале по технике безопасности.
Распределение разделов по часам представлено в календарно-тематическом планировании (см. приложение 1).
После изучения каждого раздела предусматривается занятие обобщения умений и знаний, где обучающиеся показывают свои результаты. Обобщающие занятия можно провести в разной форме: игры, викторины, КВН, вечера с чаепитием, защиты проектов, выставки рисунков ит.д.
- Виды изображения местности и ориентирование на местности – игра «Тропа Робинзона» (см. приложение №2).
- Виды временных укрытий, добыча огня и приготовление пищи на природе – викторина ( см. приложение №3).
- Лесная аптека и оказание первой медицинской помощи – вечер с чаем Берендея ( см. приложение №4).
- Охрана природы - однодневный поход или выход на природу.
Участие в занимательных мероприятиях обобщающего характера требует от школьников приложения творческих сил, делает более жизнерадостной и энергичной их деятельность, создает у них хорошее настроение. И если ребенок, после мероприятия в хорошем настроении, можно сделать вывод, что цель достигнута. Для проверки результативности еще можно предложить ребятам карточки двух цветов: красная карточка – понравилось мероприятие, синяя – не понравилось. При уходе они только одну карточку отдают учителю. Учитель делает выводы по количеству карточек определенного цвета.
8
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
Темы разделов | Темы занятий | Практические занятия |
1.Виды изображения местности и ориентирование на местности – 10 часов | 1.Введение. Знакомство с видами изображения местности. 2. Выполнение рисунка с изображением выбранной местности. 3. План местности. Знакомство с условными знаками. 4.Изображение условных знаков. 5.Составление рассказов с использованием условных знаков. 6.Знакомство с направлениями сторон горизонта. Компас. 7.Ориентирование на местности с помощью компаса. 8.Ориентирование на местности по местным признакам. 9.Составление простейшего плана местности. 10.Обобщение ЗУН. | Практическая работа №1 Пр.работа№2 Практическая работа №3 Практическая работа №4 Практическая работа №5 Игра «Тропа Робинзона» |
2.Виды временных укрытий, добыча огня и приготовление пищи на природе – 10 часов | 11.Знакомство с временными укрытиями разных народов. 12.Изготовление макетов временных укрытий. 13.Устройство палатки и его установка. 14.Как добыть местную пищу. Съедобные и ядовитые растения. 15.Рыбная ловля. Рыбы водоемов Коми Республики. 16.Как развести костер. Типы костров. Способы добычи огня. 17.Как действовать при пожаре. Средства защиты от пожара. 18.Правила поведения при пожаре. 19.Наблюдения в природе. 20.Обобщение ЗУН. | Прак. работа№6 Прак.раб.№7 Практическая работа№8.. Экскурсия №1 Викторина |
3. Лесная аптека и оказание первой медицинской помощи – 10 часов | 21.Неотложные действия при экстремальных ситуациях. 22.Оказание первой помощи при переломах. 23.Оказание первой помощи при ожогах. 24.Оказание первой помощи при обморожениях. 25.Пищевые отравления. 26.Составление медицинской аптечки. 27.Лекарственные растения. 28.Лекарственные растения местного значения. 29.Приготовление чая из трав. Чаепитие. 30.Обобщение ЗУН. | Практ. раб.№9 Практ. раб.№10 Практ. раб.11 Практ. раб.12 Практ. раб.13 Вечер |
4. Охрана природы – 4 часа | 31.Правила поведения в природе. Составление сказок. 32.Охраняемые растения и животные Республики Коми. 33.Красная книга Республики Коми. Печоро-Илычский заповедник. Национальный парк «Югыд ва». 34.Поход. | Экскурсия№2 |
Приложение №2
Игра «Тропа Робинзона» по теме «Ориентирование на местности, ориентирование по карте»
Цель: приобретение практических навыков ориентирования на местности, развитие кругозора.
Оборудование: компасы, маршрут «Тропы Робинзона»,
Игра состоит из различных конкурсов (пунктов). Необходимо заранее на ватмане нарисовать маршрут «Тропы Робинзона и отметить на нем пункты флажками, где нужно будет останавливаться, и выполнять определенные задания. Ребята делятся на группы. Задания выполняют группами.
Задание 1 - «Прочитай письмо». Каждой группе предлагаются письма, где содержание написано условными знаками. Ребятам необходимо правильно прочитать письмо. Задание дает возможность закрепить названия и изображения условных знаков.
Задание можно изменить с точностью наоборот. Дать письмо или рассказ группам, чтобы они зашифровали его содержание с помощью условных знаков. Какая группа более точно и правильно выполнит задание.
Задание 2 – «Компас». Понять, где ты находишься, - важнейшая задача заблудившегося человека. Хорошо, если у человека есть с собой компас, и он умеет им пользоваться. Цель задания: закрепить навыки работы с компасом.
С помощью компаса определить как можно точнее направления сторон горизонта разных объектов, например, дерева, столба, колодца и других объектов.
Задание 3 – «Краеведческий». Существует много способов ориентирования на местности: по солнцу, часам, звездам, деревьям и т.д. Каждая группа рисует на листах местные признаки, по которым можно ориентироваться на местности. Можно предложить определенное количество признаков, например, по 3 признака, так как для верного определения направления нужны всегда несколько способов, потому что один может быть ошибочным. Потом группы показывают свои рисунки друг другу и определяют признаки друг у друга. Цель данного задания: уметь ориентироваться на местности по местным признакам.
Задание 4 – «Сигнальные средства». У потерявшегося человека всегда есть возможность помочь спасателям: надо подавать о себе сигналы. Представьте, что ваша туристическая группа потерялась в лесу. Какие сигнальные средства будете использовать?
Приложение № 3
Викторина «Знатоки родного края» по теме «Виды временных укрытий, добыча огня и приготовление пищи»
- Какие жилища аборигенов Арктики, тундры и тайги ты знаешь? (иглу, чум, землянка)
- В чем их преимущества перед другими видами временного жилья? (Это надежные и сложные жилища, но защищают от любого холода и ветра)
- Сколько времени человек может прожить без пищи? (месяц)
- Как правильно нужно выходить из полного голодания?(надо выходить очень осторожно: есть очень маленькими порциями. Если человек после долгого полного голодания сразу начнет много есть, он может умереть)
- Как называют людей, которые питаются только растительной пищей? (вегетарианцы)
- Какие ядовитые растения растут в нашем лесу? (волчье лыко, вороний глаз, купена, ландыш, бузина красная, жимолость красная, сюда можно отнести и ядовитые грибы: мухомор, бледная поганка, желчный гриб)
- Какие признаки у растения предупреждают, что растение несъедобно? (наличие неприятного запаха, млечного сока, а лучше всего их знать в «лицо» и не брать незнакомые растения)
- Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? Как их можно использовать в пищу?(березовый сок, в сыром виде мягкий внутренний слой коры молодой березы и сосны, плоды малины, смородины, шиповника, рябины, черемухи)
- Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (клюкву, бруснику)
- Каковы причины лесных пожаров? (непотушенный костер, окурок, молния, спички)
- Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)
- Какие виды рыб водятся в водоемах Республики Коми? (46 видов рыб)
- Какие из них являются промысловыми? Ценными?
12
Приложение №4
Вечер «Чудесные напитки Берендея» по теме «Лекарственные растения местного значения»
Цель: расширить кругозор о чае и о растениях местного значения, из которых можно приготовить чудесные напитки.
Ход мероприятия
Ведущий. Главным напитком нашей планеты принято считать чай. Разные вкусы, разные способы приготовления, даже разные растения используют для заварки. Но мы привыкли пить чай, заваренный из изумрудно – зеленых листочков чайного дерева (слайд 1).
Чай – род тропических вечнозеленых растений, листочки которых живут всего лишь один год. Старательно и тщательно, веками отбирали растения по качеству листочков. Вот каким требованиям они должны отвечать, по мнению поэта 18 века в Лу-Ву, которые изложены в его в трехтомнике «Священное писание о чае»: «Они должны иметь морщины, как кожаные сапоги на ногах татарского всадника, загибаться, как губы буйвола, расстилаться, как туман, возникший в долине, и блестеть, как озеро, едва подернутое вечерним зефиром».
Ребята, а какому народу принадлежит национальное изобретение этого чудесного напитка? (китайцам)
Какими целебными свойствами обладает чай? (утоляет жажду, снимает усталость, лечит недомогание, укрепляет дружбу и сближает незнакомых людей, спасает от палящего зноя, в древнем медицинском трактате написано: «Пей медленно этот чудесный напиток, и ты ощутишь в себе силы бороться с невзгодами, так отягчающими нашу жизнь. Сладостный покой, что ты обретешь, можно ощутить, описать его невозможно…»
В Россию этот чудесный напиток попал в 1638 году, когда московский посол Василь Старков привез от монгольского хана царю в подарок 200 огромных тюков сухого чая (4 пуда). «Питие доброе, и когда привыкнешь, весьма укусно,» - признали на Руси.
Ребята, можем ли мы приготовить чай из других растений? (можно из листьев иван-чая, листьев и веток черной смородины, плодов шиповника, листьев и плодов малины, зверобоя)
В заповедном краю Есть целительный Лес Берендеев. В том лесу каждый лист,
Каждый малый цветок – верный друг. Там шиповник краснеет, Брусника на кочках алеет, Зацветает чабрец, Ароматом укрыв все вокруг. В вековой тишине чуть шевелятся листья крапивы, И растет череда, и солодка на страже стоит. Для кого наш букет – ежедневный напиток любимый – Тот и счастлив, и бодр, У того ничего не болит!
Дегустация напитков: у нас любители чудесных напитков приготовили несколько напитков из названных растений.
Кто желает попробовать и по вкусу узнать, из каких растений приготовлены напитки? (ребята пробуют напитки из листьев смородины, плодов шиповника, листьев малины, листьев иван-чая, черного чая, зеленого чая).
Какой напиток вам понравился? Не понравился?
Кроме того, все эти напитки обладают целебными свойствами. Главное в лесных чаях – не вкус и аромат, а масса биологически активных веществ: витаминов, ферментов, микроэлементов, фитонцидов, органических кислот, пектинов и других веществ. Многие чаи при регулярном употреблении не только предохраняют от многих болезней, но и лечат их.
Викторина «Лесная аптека»
1.Какая трава самая горькая и очень популярна в народной медицине? (Полынь. Ее издавна применяли как жаропонижающее, кровоостанавливающее, желчегонное средство. Капли улучшают аппетит и пищеварение.)
2. И если случится тебе простудиться, Появится кашель, поднимется жар, Подвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка)
3. Черемуха – любимое дерево русского народа, почему ее называют лекарственным растением? ( ягоды используют как закрепляющее и вяжущее средство)
14
4. Какие болезни лечит красавица береза? ( березовые почки используют как мочегонное средство)
5. Какое болотное растение можно использовать вместо ваты и йода? ( мох сфагнум или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее средство)
6. Каким лечебным свойством обладает мать – мачеха? ( отвар из листьев и цветков – хорошее средство от кашля)
7. Чем полезны ягоды земляники? ( богаты минеральными солями, полезны при малокровии, содержат много витаминов)
8. Как нужно собирать лекарственные растения? ( цветки – в начале цветения, корни и корневища – весной или осенью, листья – в сухую погоду)
Вечер заканчивается чаепитием и награждением самых активных ребят.
15
Литература:
- Верба И.А., Толицин С.М. Туризм в школе: книга руководителя путешествия. М: Физкультура и спорт. 1983.
- Куприн А.М. С картой и компасом. М: издательство ДОСААФ СССР. 1981.
- Рубцов В.Г. Зеленая аптека. Лениздат. 1990.
- Гладков П.В. Нам и внукам. Сыктывкар. Коми книжное издательство. 1988.
- Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. Москва. 1972.
- Юноев И.С. Краеведение и туризм. Москва.1974.
- Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. Волгоград: Учитель, 2004.
- Гостюшин А.В. Человек в экстремальных ситуациях -2. Учебное пособие. М: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
- Маслов А.Г., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник. М: Дрофа.2007.
- Журнал «Биология в школе», №2, 1998. С. 86-87.
16
Перечень оборудования, инструментов, материалов и других средств:
- Компасы.
- Планы местности.
- Географические карты.
- Палатки.
- Наборы картин «Ядовитые растения»
- Наборы картин «Рыбы Республики Коми»
- Наборы открыток «Лекарственные растения»
- Муляжи ядовитых грибов.
- Высушенные плоды шиповника, листья черной смородины, листья иван-чая.
- Черный чай, зеленый чай.
- Бинты разной ширины.
- Жгут медицинский.
- Раствор спиртовой йода или перекись водорода.
- Красная книга Коми Республики.
- Средства защиты от пожара.
17
Содержание
- Аннотация…………………………………………….3 стр.
- Пояснительная записка……………………….4-5 стр.
- Содержание…………………………………………6 – 8 стр.
- Приложение 1………………………………………9 -10 стр.
- Приложение 2………………………………………11 стр.
- Приложение 3………………………………………12 стр.
- Приложение 4………………………………………13 – 15 стр.
- Литература……………………………………………16 стр.
- Перечень оборудования………………………17 стр.
2
Анкета – заявка
на участие в Республиканском заочном конкурсе методических материалов по дополнительному эколого-биологическому образованию детей
Название учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» с.Небдино
Адрес: Корткеросский район, с.Небдино. ул.Центральная, д.68.
Вид методической разработки: Программа внеурочной деятельности «Следопыт».
Номинация: Информационно-методическое обеспечение и развитие системы дополнительного образования детей.
ФИО автора: Тимушева Надежда Викторовна
Должность: Учитель биологии и географии.
Телефоны: 88213696632, 89225802044
Дата: 10. 04.2012
Подпись: