Социологические штрихи к портрету поколения на рубеже 20-21 вв.
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Социологические штрихи к портрету поколения на рубеже 20-21 вв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
штрихи к
портрету
поколения на
рубеже 20-21 вв.
Разработку урока выполнила
Учитель географии Брянина Л.В
9 класс
2013г. МБОУСОШ №3
г. Сковородино
Задача: в результате аналитического исследования выявить современное состояние российской молодёжи её социального положения.
Воспитательная цель: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, развитие познавательных и творческих способностей.
Метод: урок проводится в виде «круглого стола». Беседа, сообщение, анализ статистического материала.
Ход урока.
«Не дай вам бог,жить в эпоху перемен».
(Философ Фалес).
Эта фраза как нельзя точно подходит к молодёжи, поколению на рубеже 20-21 вв. Чтобы рассмотреть социальное положение молодёжи, узнать как, чем живут молодые люди, вам предстояло провести аналитическое исследование. Каждая группа работала по определённой теме и результаты, анализ своих исследований вы сегодня нам представите.
Первый вопрос, который нам предстоит рассмотреть – «Демография и здоровье».
В России сложилась сложная демографическая ситуация. Сокращается численность населения, нарастает процесс его старения. Ежегодно численность населения в России сокращается на 750 тыс. человек. По прогнозам уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 млн. человек.
Какое место в мире занимает РФ по численности населения? Любые меры по оздоровлению демографической обстановки не могут быть общими для такого большого государства, как Россия.
В связи с этим особую актуальность приобретает региональный аспект исследования населения. Какова же демографическая обстановка в нашей области? Численность молодёжи сокращается по России. Кроме этого очевидная тенденция ухудшения состояния здоровья молодёжи.
I. По данной проблеме представляем слово 1-ой аналитической группе.
Вывод.Почему кончают жизнь самоубийством, почему не в состоянии приспособиться к сложившимся условиям жизни.
II. Следующая группа проанализирует вопрос об образовании и воспитании.
Экономика образования находится на критической черте. Затраты на эту сферу составили 1,8% от ВВП против 3,6% запланированных. И это происходит в ситуации, когда все развитые страны наращивают расходы на образование понимая, что это важнейший инструмент прогресса (выступление группы по данной проблеме).
Как настоящие патриоты своей страны, мы должны видеть не только негатив, послушайте немного позитивной информации.
РФ занимает 1-е место в мире по числу молодых специалистов с высшим техническим образованием (2-е – Финляндия, 3-е – Великобритания.)
III. Социальная защищённость, материальное положение.
Как молодёжь оценивает своё материальное положение (в%).
Как вы считаете, достаточно ли защищена молодёжь государством. 2/3 находятся за чертой бедности. Безработица около 4о%. Работают в сфере обслуживания. Низкая заработная плата. Нет возможности получать образования, профессию. Живут на случайные заработки.
Формируется «социальное дно» (просмотр в/ф «Обратная сторона»).
Обсуждения фильма. Какие эмоции, какие мысли возникли у вас после просмотра в/ф.
IV. Какие профессии считает в настоящее время наиболее престижными молодое поколение.
В одной из проповедей есть такие слова: «Благоразумный человек, построивший дом на твёрдом фундаменте, противопоставляется человеку безрассудному, построившему дом на песке». Как вы можете объяснить смысл этой проповеди? Фундамент-это знания, без которого невозможно стать в дальнейшем хорошим специалистом и твёрдо стоять на ногах (в конце этого вопроса прочитать слова Виктора Гюго).
V. Культура и духовность.
(отчёт группы)
Жизненные цели. Что же является для молодых людей первостепенной целью (после анализа). Если вы уже закончили ВУЗ, получили профессию?
V I. Политическая ориентация.
(отчёт группы)
Интересуетесь ли вы политической ситуацией страны, и насколько вы в ней ориентируетесь.
Почему же молодёжь с таким недоверием относится к институтам власти и их представителям (государство криминальное - преступность выступает как центр власти, о какой демократии может идти речь, когда в стране процветает коррупция).
Лет 10 – 15 назад в России из-за нестабильности во всех сферах люди уезжали целыми семьями. Считалось, что стоит пересечь границу, и ты попадёшь в рай. Но не тут-то было! Разочарование наступало быстро. Трудно человеку с типичным менталитетом «русской души» так просто влиться в тот чужой мир. Спросите у Любимова, Солженицына, Евтушенко – почему они вернулись в Россию или регулярно приезжают? Почему вернулся Шуфутинский, Олег Попов (который хотел покорить Германию русскими шутками). Студенты, которых родители отправляли в США, Англию, Швейцарию с расчётом, что они осядут там и получат ПМЖ. Они тоже возвращаются в Россию, остаются единицы.
Чтобы не быть голословными, давайте проведём устное анкетирование.
Поднимите руку, кто бы хотел 10 – 11 класс закончить за границей. Не зря гласит русская поговорка «Где родился, там и пригодился».
Заседания круглого стола подходит к концу.
Обратите внимания на экран.
Какие же выводы можно сделать после ваших аналитических исследований и дискуссий.
- В Амурской области, как и в целом по стране, начиная с 1992 г. Наблюдается снижение численности населения, в т.ч. молодёжи.
- Причинами ухудшения здоровья среди молодёжи являются: табакокурение, наркомания, алкоголизм, снижение числа молодых людей, занимающихся спортом.
- Молодёжь, не желающая учиться, не имеет достойной профессии, образуя группу людей под названием «социальное дно».
- Имея благополучное материальное положение, родители на всегда имеют достаточно средств для дальнейшего обучения молодых людей в высших учебных заведениях.
- Для улучшения демографической ситуации, повышения качества жизни, уровня медицинского обслуживания требуется стабилизация экономки страны и социальной политики государства.
Что должны вы предпринять, чтобы выжить в настоящее время(на диске).
В конце заседания вы должны дополнить фразу, с которой мы начали урок
«Будущее России за ...» (нами, молодыми).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по МХК "Штрихи к портрету"
Учебный атериал для промежуточного контроля знаний по теме "Боги и герои Древней Греции"...
Штрихи к портрету: М.Ю. Лермонтов (презентация к уроку)
Презентация содержит биографический и иллюстративный материал....
Урок-эссе И.С.Тургенев. "Штрихи к портрету". Урок литературы в 10 классе.
На уроке представлен материал, расширяющий знания учащихся о писателе И.С.Тургеневе: воспоминания самого писателя и его современников, интересные факты из жизни....
Классный час "Штрихи к портрету Терентия Семёновича Мальцева"
Классный час посвящен знаменитому Зауральскому хлеборобу Терентию Семёновичу Мальцеву....
Штрихи к портрету
Урок - знакомство с Л.Н.Толстым, с его нравственными принципами......
М.Ю. Лермонтов: штрихи к портрету
Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое М.Ю. Лермонтову...
"Мой гений веки пролетит" М. Ю. Лермонтов: Штрихи к портрету
Презентация к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова...