Химическая промышленность.
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Конспект урока по географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khimicheskaya_promyshlennost_nesterova_k.n.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Химическая промышленность России. (9 класс)
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока.
Образовательные: Дать характеристику химической промышленности России. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности.
Развивающие: Продолжить формирование умений работы с учебником, с картами атласа , картосхемами и таблицами, развивать умение делать выводы и обобщения.
Воспитательные: Формировать убеждение о необходимости бережного отношения к окружающей среде.
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый, сопоставление и наложение карт атласа, картографический, проблемный.
Материально – техническое обеспечение.
Карта «Химическая промышленность», учебник «География России. Население и хозяйство» 9 класс В. П. Дронов В. Я. Ром, Атлас для 9 класса «Дрофа», презентация.
Ход урока:
1.Оргмомент -1мин.
Учитель здоровается с классом. Дежурные отмечают отсутствующих. Учитель напоминает о теме «Цветная металлургия», изученной на предыдущем уроке.
2.Проверка домашнего задания. – 8 мин.
Учащиеся получают карточки с вопросами (одна карточка на парту). На обдумывание вопроса даётся две минуты. Затем в быстром темпе учащиеся отвечают. При неправильном ответе остальные вносят поправку в ответ. Первым исправить ошибку имеет сосед по парте.
(Через две минуты начать опрос.)
Вопросы на карточках:
- Почему в Липецке находится центр чёрной металлургии?
( Липецк находится в районе добычи железной руды КМА).
- Около города Череповца отсутствуют запасы коксующихся углей и железной руды. Однако здесь построен металлургический комбинат полного цикла. Почему?
(Череповец расположен посередине между месторождениями железной руды Кольского полуострова ( Ковдор) и Карелии (Костомукша) и коксующихся углей Печорского бассейна. Комбинат построен на потоках руды и угля
.
- Почему в Волгограде построен алюминиевый завод?
( Алюминиевое производство энергоёмкое, поэтому размещается у источника дешёвой энергии – Волгоградской ГЭС).
4.Укажите основные цеха завода чёрной металлургии полного цикла.
(Доменный – сталеплавильный – прокатный).
- Почему в г. Норильске (за северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырьё и отправляется из Норильска готовая продукция?
( В Норильске медно-никелевое производство работает на местной руде. От Норильска до порта на Енисее – Дудинка проложена железная дорога. Отправка готовой продукции по Северному морскому пути в период навигации).
- Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске?
(Алюминиевое производство - энергоёмкое. Чем крупнее завод, тем больше потребление энергии В Красноярске и Братске работают крупные ГЭС, энергия которых дешевле, чем энергия небольших ГЭС,)
7.Почему заводы металлургической базы Урала привозят уголь из Кузбасса и Казахстана, а не с Печорского бассейна, расположенного гораздо ближе к Уралу?
( На Урал от центра Печорского бассейна – Воркуты нет железной дороги.)
8.Почему в Москве работают два металлургических завода?
(Это заводы малой металлургии, работающие на металлоломе и на отходах машиностроительных заводов Москвы, ориентируются на потребителя.)
9. Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш – это центры какого производства? Назовите ещё пример центра этой отрасли, расположенного в той же металлургической базе.
(Это центры медной промышленности, примером может служить г. Медногорск на Урале, т. к .это города Уральской металлургической базы.)
10.Укажите металлургическое производство, соответствующее промышленному центру и факторы, влияющие на размещение данного производства.
(Норильск – медно-никелевое, у сырья; Старый Оскол –электрометаллургическое, у сырья; Ревда – медеплавильное, у сырья; Шелехов – алюминиевое, у ГЭС; Надвойцы – алюминиевое, у ГЭС и у сырья; Новотроицк – чёрная металлургия, у сырья,)
3.Изучение нового материала. - 24 минуты.
Объявляется тема урока. В тетради записываем тему урока «Химическая промышленность».
Объяснение:
Химко – лесной комплекс состоит из двух отраслей: химической и лесной промышленности.(слайд 3,4)
Химическая промышленность выпускает разнообразные изделия.
По производству серной кислоты Россия занимает второе место в мире; по производству минеральных удобрений – пятое место; по производству синтетических смол – четырнадцатое место.
Химическая промышленность наряду с машиностроением и электроэнергетикой влияет на развитие НТР путём химизации.
По учебнику « География. Население и хозяйство» для 9 класса В. П. Дронов и В. Я. Ром параграф 7, стр. 33 определите, что такое химизация?
( Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях.) (слайд 5)
Химическая промышленность имеет три особенности, которые влияют на размещение предприятий.
Используя 33 страницу учебника, перечислите их. (слайд 6)
- Создаёт новые материалы, которых нет в природе. По своим качествам они часто превосходят натуральные продукты. Их применение экономит труд людей и сырьё. Поэтому предприятия химической промышленности часто создают уже в сложившихся районах, центрах производства и потребления традиционных конструкционных материалов ( машиностроительных центрах и металлургических базах).
- У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база: нефть, газ, древесина, вода, воздух и пр. При этом один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья. Например, азотные удобрения можно производить на основе коксования угля, электролиза воды, переработки нефти и природного газа. Поэтому теоретически предприятия химической промышленности можно создавать повсеместно. Но на сегодняшний день основным химическим сырьём являются продукты нефте- и газопереработки, т. е. специально подготовленное сырьё. В результате современная химия в значительной мере тяготеет к районам добычи и переработки этих видов сырья ( Поволжье, Европейский Центр).
- Химические технологии очень разнообразны. Это открывает возможности для комплексной переработки сырья.
В тетради учащиеся записывают основные особенности химической промышленности. (слайд 7)
В химической промышленности и, при её взаимодействии с
другими отраслями широко развито комбинирование. Оно способствует формированию разнообразных комбинатов: химических, нефтехимических, коксохимических, лесохимических и др.
Некоторые особенности химической промышленности ограничивают потенциальную повсеместность её размещения. К ним относятся высокая энерго – и водоёмкость многих её отраслей, особенно современных. В последние годы нарастает влияние экологического фактора, так как большая часть химических производств является сильным загрязнителем окружающей среды.
- Релакс (зарядка для глаз) – 1 минута (слайд 8)
Запишите в тетрадь:
Отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности.
- Используя рис. 9 «Состав химической промышленности России» на стр.35, определить отраслевой состав химической промышленности. Какую продукцию производит каждая из этих отраслей?
- Используя таблицу 6 « Факторы размещения важнейших производств химической промышленности», стр. 36 определите факторы размещения этих отраслей. (слайд 9-10)
Составить таблицу:
Отраслевой состав | Продукция | Факторы размещения |
Горно-химическая | Добыча солей, фосфоритов, апатитов. | У мест добычи сырья. |
Основная химия | Кислоты, щёлочи, соли, удобрения. | У сырья и потребителя. |
Химия органического синтеза | Органические кислоты и спирты. | У сырья |
Химия полимеров | Синтетический каучук, химические волокна, пластмассы и синтетические смолы. | У сырья, воды, дешёвой энергии. |
Переработка полимеров | Изделия из пластмасс, шины, резино -технические изделия. | У потребителя. |
Базы химической промышленности. (слайд 11)
В России существуют 4 базы химической промышленности:
1. Северо – Европейская
2. Центральная
3. Урало – Поволжская
4. Сибирская
4.Закрепление изученного материала – 7 мин (слайд 12- 13)
Разбейте города А) Череповец, Б) Кемерово, В) Ангарск, Г) Липецк, Д) Соликамск, Е) Брянск, Ж) Дзержинск, З) Тольятти, И) Воскресенск,
К) Великий Новгород - на группы в зависимости от их производства минеральных удобрений:
1.комплексные
2.азотные
3.калийные
4.фосфорные
Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам.
После 2-3 минут подготовки желающие приглашаются к доске (к карте) для выполнения задания.
1. а, з, и
2. б, в, г, ж, к
3. д
4. е, и
5. Итоги урока -2 мин
Выставляются оценки за работу на уроке наиболее активным учащимся.
6.Домашнее задание – 2мин. (слайд 14)
Задание на дом дается дифференцированно:
- Для основной группы учеников - Составить таблицу «Крупнейшие химические компании России» (приложение 1.), п.7
- Для учащихся с заниженными учебными возможностями – п.7 учебника В.П. Дронова, И.И.Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе «География России», М., Дрофа, 2011 год
(слайд 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Химическая промышленность"
http://www.openclass.ru/node/143680...
презентация к уроку "Химическая промышленность"
Презентация к уроку (усеченная)...
Химическая промышленность России
Текстовый материал по теме: " химическая промышленность"...
Конспект урока по географии 9 класс "Химическая промышленность
«Химическая промышленность России»Конспект урока по географии9 класс...
Презентация к уроку "Химическая промышленность". 9 класс
Презентация к уроку "Химическая промышленность". 9 класс...
Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности
Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...
Рабочая программа по инженерной графике по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования в химической промышлености.
Рабочая программа предназначенна для студентов второго курса по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования в химической промышлености....