Реки - тупики
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Рассматривается одна из тем элективного курса '' Географическое положение России '' в рамках предпрофильной подготовки учащихся по географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_reki_-_tupiki.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : ‘’ Реки- тупики’’
Цель : закрепить знания учащихся о внутренних водах России ; продолжить формирование умений работать с различными картами атласа.
Материал для беседы.
Учитель-------Вспомните , что мы относим к понятию ‘’ внутренние воды’’?
- Дайте определение реки.
- Какие части реки вы знаете ?
- К бассейнов каких океанов относятся реки России?
- Какое направление течения имеет большая часть рек нашей страны?
- Какое экономическое значение имеют реки?
-Назовите и покажите главные речные артерии нашей страны.
- Какие из них больше всего используются в качестве речного транспорта?
- Все ли реки способствуют торговле нашей страны с соседними государствами?
- Можно согласиться с тем , что текущие на север сибирские реки , впадающие во льды, никому пока не открывают нашу территорию. Но есть и другие реки , которые могли служить “световодами’’ для проникновения к нам влияний извне.
- Их почти нет .Мы гордимся количеством , протяженностью и величием наших рек. Но наши реки – ‘’слепые кишки’’ . Вы уже правильно отнесли к ним реки Сибири.
- А Амур?
- Но он же впадает в Охотское море . На противоположной стороне его живут палеоазиатские народы, о которых мы уже говорили. Кому Амур открывает нас ? Что же касается его течения по китайской границе , то здесь он , скорее, разъединяет нас с Китаем , чем открывает. Это не Нил , который, пересекая Судан и Египет , издревле заставляет обе страны открываться друг другу. Это не……….. Впрочем , подумайте сами , с какими международными реками , нанизывающими на себя по нескольку стран , мы не можем сравнить Амур .
Драма нашей географии в том , что Волга , матушка Волга , главная река русской истории , завела нас предательски в тупик Каспия. Наша политика не раз пыталась ‘’ исправить ошибку’’ Волги военным присутствием то в Иране ( Персидские походы Петра , период Второй мировой войны ) , то в Афганистане . Но Волга так и не ‘’ впала’’ в теплые воды Индийского океана.
- И что же , Россия вообще не имеет речной связи со странами дальнего зарубежья?
- Есть один внутренний водный путь , по которому можно попасть из России в Западную Европу. Сейчас он устарел и почти не используется , но когда – то имел некоторое значение для развития внешней открытости России. Посмотрите на карту.
( Карта ‘’ Водный транспорт ‘’ – см. : Атлас для 9 класса .- М.: Дрофа , 2011.)
- Какие территории нашей страны более 30 % грузов перевозят , используя речной транспорт ?
- По долинам рек издавна селились люди . Недаром первые человеческие цивилизации мы называем ‘’ речными цивилизациями ‘’ .
Реки давали воду , пищу , но реки оказывались грозным врагом во время разлива.
Практическая работа ‘’ Выявление зависимости режима рек от климатических условий’’ .
№ п/п | Название рек | Климатические условия | Время вскрытия | Время ледостава |
1 | Волга | |||
2 | Дон | |||
3 | Енисей | |||
4 | Амур |
Задания :
- Выявите , какое влияние оказывает большая длина реки при меридиональном расположении на весеннее половодье.
2)Определите районы нашей страны , наиболее страдающие от весенних паводков рек .
3) Ответьте , какие реки имеют не только весеннее половодье , но и летние паводки. От каких причин они происходят ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-диспут "Перестройка - выход из тупика или катастрофа?"
Методическая разработка урока-диспута по теме "Перестройка"...
ТУПИКИ «РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ» (размышления о настоящем кризисе)
Размещаю в порядке дискуссии на уроках обществознания и экономики по теме "Типы экономических систем"....
Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".
Цели: Образовательная:· Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде «Внутренних вод» ...
НАРКОТИКИ – ЭТО НЕ ПУТЬ, ЭТО ТУПИК!
Цель: вовлечение воспитанников в мероприятия антинаркотической направленности, пропаганда здорового образа жизни....
НЕ ТАЕЖНЫЙ ТУПИК, А ДУХОВНЫЙ ПУТЬ ЛЫКОВЫХ. Михаил ФЫРНИН ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Речь идет о драматической судьбе семьи Лыковых, прожившей почти 40 лет в Алтайской тайге в полной изоляции - в своем собственном мире....
"Наркотики - это не путь, это тупик" - презентация
Во время мероприятия обсуждается проблема, связанная с приемом наркотиков. Цель презентации – предупредить распространение наркомании среди несовершеннолетних, способствовать выработке у подрост...
Классный час "Наркотики это не путь - это тупик"
ЕДИНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС НАРКОТИКИ ЭТО НЕ ПУТЬ – ЭТО ТУПИК!Цели:расширить представление о негативном влиянии психотропных веществ на человека;формирование негативного отношени...