Методический материал для учителя географии
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Данный методический материал содержит рабочую программу, тематическое планирование, методитеские рекомендации, разработки уроков и мероприятий по географии за курс основной школы 6 класс к учебнику В.П.Дронова "География. Землеведение"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование по географии, 6 класс к учебнику В.П.Дронов «География. Землеведение»
Номер урока | Наименование раздела программы, тема урока | Всего часов | Из них | Дата | ||
Практические работы | экскурсии | По плану | фактически | |||
Введение - 1 ч | ||||||
1/1 | Что изучает география. | 1 | Практическая работа № 1 Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу. | 2.09 | ||
Раздел I. Земля во Вселенной - 7 ч | ||||||
2/1 | Земля и космос. | 1 | 8.09 | |||
3/2 | Земля – часть Солнечной системы. | 1 | 9.09 | |||
4/3 | Земля – уникальная планета. | 1 | 15.09 | |||
5/4 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | 1 | 16.09 | |||
6/5 | Движения Земли. | 1 | 22.09. | |||
7/6 | Форма и размеры Земли. | 1 | 23.09 | |||
8/7 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | 1 | 29.09 | |||
Раздел II. Географические модели Земли - 10 ч | ||||||
9/1 | Глобус. Масштаб. | 1 | 30.09 | |||
10/2 | Градусная сеть. Географические координаты.7.10 | 1 | 6.10 | |||
11/3 | Практическая работа № 2 Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). | 1 | 13.10 | |||
12/4 | Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. | 1 | 14.10 | |||
13/5 | Географические планы и карты | 1 | 20.10 | |||
14/6 | Ориентирование на местности. | 1 | Практическая работа № 3 Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности | 21.10 | ||
15/7 | Практическая работа № 4 Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. | 1 | 27.10 | |||
16/8 | Практическая работа № 5-1 «Составление простейших планов местности» | 1 | 28.10 | |||
17/9 | Практическая работа № 5-2 «Составление простейших планов местности» | 1 | 10.11 | |||
18/10 | Обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли» | 1 | 11.11 | |||
Раздел III. Земная кора - 15 ч | ||||||
19/1 | Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. | 1 | 17.11 | |||
20/2 | Разнообразие горных пород. | 1 | 18.11 | |||
21/3 | Практическая работа № 6 Определение и описание горных пород. | 1 | 24.11 | |||
22/4 | Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. | 1 | 25.11 | |||
23/5 | Разнообразие форм рельефа. | 1 | 1.12 | |||
24/6 | Движения земной коры. | 1 | 2.12 | |||
25/7 | Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. | 1 | 8.12 | |||
26/8 | Вулканизм. Строение вулкана. | 1 | 9.12 | |||
27/9 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. | 1 | 15.12 | |||
28/10 | Работа текучих вод, ледников и ветра. | 1 | 16.12 | |||
29/11 | Главные формы рельефа суши. | 1 | Практическая работа № 7 Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. | 22.12 | ||
30/12 | Практическая работа «Характеристика рельефа по планам и картам» | 1 | ||||
31/13 | Рельеф дна океанов. | 1 | Практическая работа № 8 Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. | 23.12 | ||
32/14 | Человек и земная кора. | 1 | 29.12 | |||
33/15 | Обобщение знаний по разделу «Земная кора». | 1 | 30.12 | |||
Раздел IV. Атмосфера - 12 ч | ||||||
34/1 | Из чего состоит атмосфера и как она устроена. | 1 | 12.01 | |||
35/2 | Нагревание воздуха и его температура. | 1 | 13.01 | |||
36/3 | Показатели изменений температуры. Практическая работа № 9-1 Наблюдение погоды и обработка собранных материалов. Составление графика изменения температуры за месяц. | 1 | 19.01 | |||
37/4 | Зависимость температуры воздуха от географической широты. | 1 | 20.01 | |||
38/5 | Влага в атмосфере. | 1 | Практическая работа № 9-2 Наблюдение погоды и обработка собранных материалов. Построение диаграммы облачности. | 26.01 | ||
39/6 | Атмосферные осадки. | 1 | Практическая работа № 9-3 Наблюдение погоды и обработка собранных материалов. Построение диаграммы осадков. | 27.01 | ||
40/7 | Давление атмосферы. | 1 | 2.02 | |||
41/8 | Ветры. Основные характеристики ветра. | 1 | Практическая работа № 9-4 Наблюдение погоды и обработка собранных материалов. Построение «розы ветров». | 3.02 | ||
42/9 | Погода. Элементы погоды. | 1 | Практическая работа № 9-5 Наблюдение погоды и обработка собранных материалов. Описание погоды за день, месяц. | 9.02 | ||
43/10 | Климат. Описание климата своей местности, причины его особенностей. Особенности времен года своей местности. | 1 | 10.02 | |||
44/11 | Человек и атмосфера. | 1 | 16.02 | |||
45/12 | Обобщение знаний по разделу «Атмосфера». | 1 | 17.02 | |||
Раздел V. Гидросфера -12 ч | ||||||
46/1 | Вода на Земле. Круговорот воды в природе. | 1 | 24.03 | |||
47/2 | Мировой океан – основная часть гидросферы. | 1 | Практическая работа № 10 Определение по карте расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря. | 1.03 | ||
48/3 | Свойства океанических вод. | 1 | 2.03 | |||
49/4 | Движения воды в океане. Волны. | 1 | 9.03 | |||
50/5 | Течения. Различия течений по температуре, глубине, продолжительность существования. | 1 | 15.03 | |||
51/6 | Реки. Части реки. | 1 | Практическая работа № 11 Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте. | 16.03 | ||
52/7 | Озёра и болота. | 1 | 22.03 | |||
53/8 | Подземные воды. | 1 | 23.03 | |||
54/9 | Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 | 5.04 | |||
55/10 | Человек и гидросфера. | 1 | 6.04 | |||
56/11 | Особенности вод своей местности. | 1 | Практическая работа № 12 Ознакомление с водами своей местности, их использованием и охраной. | 12.04 | ||
57/12 | Обобщение знаний по разделу «Гидросфера». | 1 | 13.04 | |||
Раздел VI. Биосфера -6 ч | ||||||
58/1 | Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. | 1 | 19.04 | |||
59/2 | Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. | 1 | 20.04 | |||
60/3 | Жизнь на поверхности суши. Леса. Безлесные пространства. Растения и животные своей местности. | 1 | 26.04 | |||
61/4 | Почва. Почвы своей местности. | 1 | Практическая работа № 13 Описание растительного и животного мира, почв своей местности. | 27.04 | ||
62/5 | Человек и биосфера. | 1 | 3.05 | |||
63/6 | Обобщение знаний по теме «Биосфера». | 1 | 4.05 | |||
Раздел VII. Географическая оболочка - 5 ч | ||||||
64/1 | Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки. | 1 | 10.05 | |||
65/2 | Территориальные комплексы. | 1 | 11.05 | |||
66/3 | Природные комплексы своей местности. Практическая работа № 14 Составление полного описания географического комплекса своей местности. | 1 | 17.05 | |||
67/4 | Географическая среда. Глобальная экологическая проблема. | 1 | 18.05 | |||
68/5 | Обобщение знаний по курсу «География. Землеведение». | 1 | 24.05 | |||
ИТОГО: | 68 ч |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
Локтевский район Алтайский край
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «География»
Ступень обучения (класс): основное общее образование, 6 класс
Количество часов: 68 Уровень: базовый
Учитель: Верменичева Марина Анатольевна
Программа разработана на основе авторской программы для общеоб-разовательных учреждений «География. Землеведение. 6 класс»
под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. – М.: Дрофа, 2008 г.
1. Пояснительная записка
Землеведение – первый систематический курс географии в основной
школе. Целью изучения этого курса является формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях; определение места и роли человека в формировании природы Земли; формирование географической культуры и обучение географическому языку.
Основные задачи курса предусматривают формирование у учащихся
знаний:
- о распределении наиболее значимых географических объектов и
явлений по поверхности Земли, своей страны, своей местности;
- о Земле как планете Солнечной системы; её строении, форме,
размерах, движениях; внешней и внутренней энергии, определяющей
как природу Земли, так и жизнь людей;
- о сферах Земли, их структуре; географических закономерностях их развития; природных условиях и ресурсах для жизни и деятельности
населения Земли, своей страны, своей местности;
- о целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; роли и месте человека в этой системе;
- о влиянии людей, их зависимости от состояния окружающей среды;
- о приемах работы с источниками географической информации,
включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, с приборами и инструментами.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы для
общеобразовательных учреждений «Землеведение. 6 класс» под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. – М.: Дрофа, 2008 г. По сроку реализации рабочая программа рассчитана на один учебный год и включает в себя 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Для реализации используется следующий учебно-методический комплект:
1. Учебник для общеобразовательных учебных учреждений Дронов В.П.,
Савельева Л.Е. География. Землеведение. 6 кл.- М.: Дрофа, 2010.
2. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.
3. Баринов И.И. , Суслов В.Г. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт . 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Согласно федеральном базисном учебном плану для образовательных учреждений РФ на изучение географии на степени основного общего образования отводится 1 час в неделю в 6 классах. Но по запросам родителей из школьного компонента добавлен еще один час для реализации учебной программы, которая рассчитана на 68 часов «География. Землеведение» и практических работ на местности,
В связи с отсутствием практических работ в авторской программе, но необходимостью их использования при подготовке учащихся к ЕГЭ, а также в соответствии с федеральным государственным стандартом 2004 года возникла необходимость введения в рабочую программу ряда практических работ. В рабочую программу по курсу «География. Землеведение» введено 14 оценочных практических работ. Часть практических работ выполняется непосредственно на местности, в ходе проведения экскурсий.
Курсивом в тематическом плане выделены часы краеведческой направленности и практические работы на местности.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2008;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004 с внесенными в него изменениями;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009/2010 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 2008 от 14.12.2010 г.;
Структура изучаемого предмета
№ п/п | Наименование разделы | Количество часов | ||
всего | теоретически | практически | ||
Введение | 1 ч | 1 ч | ||
1. | Земля во Вселенной | 7 ч | - | |
2. | Географические модели Земли | 10 ч | 4ч | |
3. | Земная кора | 15 ч | 3 ч | |
4. | Атмосфера | 12 ч | 5 ч | |
5. | Гидросфера | 12 ч | 3 ч | |
6. | Биосфера | 6 ч | 1 ч | |
7. | Географическая оболочка | 5 ч | 1ч |
3. Перечень практических работ
№ п/п | Разделы | Практические работы |
Введение | 1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу. | |
1. | Земля во Вселенной | |
2. | Географические модели Земли | 2. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность) 3. Ориентирование на местности. 4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. 5. Составление простейших планов местности. |
3. | Земная кора | 6. Определение и описание горных пород. (по образцам).
положения и высоты гор, равнин. 8. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. |
4. | Атмосфера | 9. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). |
5. | Гидросфера | 10. Определение по карте расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря. 11. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте. 12. Ознакомление с водами своей местности, их использованием и охраной. Экскурсия. |
6. | Биосфера | 13. Описание растительного и животного мира, почв своей местности. |
7. | Географическая оболочка | 14. Составление полного описания географическо комплекса своей местности. |
5. Требования к подготовке учащихся по предмету
1. Называть / показывать:
- существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
- форму и размеры Земли;
- на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
- основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
- основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
- характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
- части Мирового океана; среднюю солёность вод океана;
- воды суши подземные и поверхностные;
- речную систему, речной бассейн;
- компоненты ПТК;
- правила поведения в природе;
- причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
- главную причину образования ветра, облаков, осадков;
- пояса освещенности Земли;
- географические координаты своей местности.
2. Приводить примеры:
- характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
- связей между элементами погоды;
- изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
- воздействия организмов на компоненты неживой природы;
- влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
- меры по охране природы в своей местности;
- горных пород и минералов, их использования человеком;
- влияние природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
- взаимосвязей: река – рельеф;
- искусственных водоемов;
- из истории географических исследований и открытий.
3. Определять:
- атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
- стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
- абсолютные и относительные высоты;
- объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
- по карте географическое положение объектов;
- по образцам: осадочные и магматические горные породы;
- фенологические сроки начала времен года.
4. Описывать:
- географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
5. Объяснять:
- особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
6. Список учебно-методической литературы
- Сборник нормативных документов. Примерные программы по географии, стр.16-18 /сборник: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., «Дрофа», 2008.
- Авторская программа для общеобразовательных учреждений
«Землеведение. 6 класс» под редакцией В.П. Дронова, Л.Е.
Савельевой. – М.: Дрофа, 2008 г
- Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост. Н.В.Болотникова. – М, « Дрофа», 2010.
- Баранчиков Е.В. Сборник заданий и упражнений по географии:
6 класс- М.: Экзамен, 2006.
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии:
6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Дронов В.П., Савельева Л.Е. Рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова,
Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 класс» - М.: Дрофа,
2011
- Кузнецов А.П. Книга для учителя к учебнику В.П.Дронова, Л.Е.
Савельевой: 6класс. –М.: Дрофа,2010.
8. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. – М.:
Просвещение, 2009.
- Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М.:
Просвещение, 2007.
9.Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Землеведение. Методическое
пособие: 6 класс. – М .:Дрофа,2007
10. Смирнова М.С. Сборник заданий и упражнений по геграфии: 6 класс. –
М.: Дрофа, 2010
11. Учебные диски: «1 С.Образовательная коллекция. Начальный курс географии. 6 класс», «Уроки Кирилла и Мефодия. 6 класс»
Предварительный просмотр:
4. Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- наличие неточностей в изложении географического материала;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- понимание основных географических взаимосвязей;
- знание карты и умение ей пользоваться;
- при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений.
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- полностью не усвоил материал.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Предварительный просмотр:
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Предварительный просмотр:
Учитель – Верменичева Марина Анатольевна
Мультимедиа урок географии. 6 класс
Учебник В.П.Дронов «География. Землеведение»
Раздел «Гидросфера»
Тема « Мировой океан – основная часть гидросферы. Жизнь в океане»
Интерактивные средства: видиофильм «Этажи океана», интерактивный тест, учебный диск «Кирилл и Мефодия» «География 6 класс», презентация.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, экран.
Ход урока.
- Орг момент.
2. Целеполагание и мотивация
Слово учителя: Почему, нас так притягивает океан?
Земная жизнь зародилась в воде. Все живые организмы и в том числе человек, когда-то вышли из океана. Наше тело на 70-80 процентов состоит из воды, поэтому наш организм только неделю может прожить без жидкости, а дальше идут необратимые процессы. Даже ребенок в утробе матери находится в околоплодной жидкости. Удивительное сходство между морской водой, по составу солей и кровью, тоже не случайно. Удары нашего пульса так же ритмичны, как приливы и отливы моря. Поэтому эта среда нам не безразлична!
В мировом океане обитает огромное количество самых разнообразных живых организмов.
Но везде ли в океане существует жизнь?
3. Актуализация изученного материала.
Для жизни должны быть определенные условия.
Без каких условий ребята, организмы не могут существовать? (свет, пища, кислород, благоприятные температуры)?
Вопрос№1 Пользуясь картой «Температура поверхностных вод Мирового океана» , и предыдущими знаниями, определите, в каких широтах Мирового океана сложились наиболее благоприятные условия для жизни?
Вывод: Чем ближе к экватору, тем разнообразнее и богаче мир живой природы. Рассмотрим горизонтальную зональность.
Вопрос №2. Как изменяется температура вод Мирового океана с глубиной? Рассмотрите карту глубин (Слайд № 4)
Вопрос №3. Как распределяются живые организмы с глубиной? Где более разнообразна и богата жизнь в океане, почему? (Слайды № 5, 6)
Ответ: Наиболее богата живыми организмами мелководная прибрежная часть океана (шельф). (показать на карте) Здесь особенно благоприятны условия для жизни: вода хорошо освещается и прогревается, богата кислородом и минеральными веществами. Глубже 200 м, куда слабо проникает солнечный свет, бедный органический мир, обитают в основном животные-хищники.
4. Изучение нового материала
Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Но мы будем путешествовать не по поверхности Мирового океана, а сядем в батискаф и погрузимся в толщу океана. Что мы с вами увидим при погружении? (разнообразных представителей органического мира)
Тема нашего урока «Распространение жизни в океане»
Целеполагание:
1. Какую бы вы поставили перед собой цель в это путешествие?
2.Чтобы хотели узнать нового?
Условия жизни в океане различны, поэтому и его органический мир богат и разнообразен.
Все полученные данные во время нашего путешествия вы будете записывать в свой судовой журнал (каждому выдается карта – бланк для самостоятельного изучения материала)
Во время путешествия ты узнаешь :
1 На какие виды делится весь органический мир Мирового океана
2. Познакомишься с представителями различных групп животных и растений.
3. Узнаешь, как приспосабливаются морские организмы для жизни в определенных условиях.
Желаю приятного путешествия!
Внимание мы начинаем погружение! (видио)
Шаг №1 Весь органический мир делится на три группы:
Животный мир океана
Планктон Нектон Бентос
Запишите в своих журналах названия групп под стрелочками. Познакомимся поближе с каждой группой.
Вид группы | Место обитания | Способы передвижения | Представители |
Планктон | |||
Нектон | |||
Бентос |
Определения групп записаны у вас в журналах. Зачитаем их.
Планктон (с греч. – блуждающие) – мелкие растения и животные, свободно дрейфующие, парящие в толще воды и не способные – сопротивляться течению. Делятся на фитопланктон и зоопланктон.
Ниже в таблице журнала запишем представителей планктона это – микроскопические водоросли, рачки, медузы, мелкие и микроскопические животные. Представители планктонных часто сбиваются в стайки у удерживаясь друг с другом при помощи различных приспособлений дрифуют по океану. А какие же приспособления у них существуют – это различные выросты на теле, усики, крючочки, присоски и т.д.)
В дали от берегов – царство планктона составляет основную пищу для большинства обитателей океана, включая китов, не говоря уже и о рыбах.
Районы богатые планктоном богаты и рыбой.
Нектон (с греч. – плавающий) – свободно плавающие морские организмы.
Основные представители свободноплавающих организмов – это рыбы.
Какие приспособления имеют они, чтобы свободно плавать в толще воды?
(плавники, обтекаемую форму тела, вытянутую , уплощенное с боковых сторон тело.)
-А что вы можете сказать об окраске тела» (верхняя часть тела темная, а нижняя – всетлая)
- А почему? (чтобы хищникам находящимся на верху…….)
Кроме рыб есть и другие представители нектона – это киты, дельфины, акулы, тюлени, морские черепахи, кальмары и дру.
(Сообщение ученика)
Бентос (с греч. – глубина) – морские организмы, ведущие донный образ жизни
Представителями донных организмов являются – водоросли, моллюски, крабы, черви , караловые полипы и др.
- А какие же приспособления имеет бентос?
(уплощенное тело, темную окраску, иногда имеет способность ее менять. Могут прикрепляться ко дню, зарываться в грунт, прятаться в раковины.
(видио о морской звезде)
На нашем батискафе мы теоретически опустились довольно глубоко. Скажите на какой глубине общирнее и разнообранее всего растительный и животный мир? Почему?
Считалось, что глубины свыше 6 км безжизненны. Однако и на самых больших глубинах обнаружены живые организмы губки, черви, одноклеточные, моллюски и даже рыбы.
( сообщение учебник стр. 185 «Богатый мир…»)
Итог урока:
(Учащиеся самостоятельно продолжают предложение.)
1. Чем глубже мы погружаемся, тем флора и фауна океана становится всё … (беднее)
2. Света с глубиной становиться … (меньше)
3. Давление … (выше)
4.Температуры становятся …(ниже)
- Мы благополучно вернулись назад. Приняли участие в путешествии . Вы впервые заполняли судовой журнал.
Давайте подведем итог:
Достигли ли мы цели которую ставили в начале урока?
Что нового узнали на уроке?
Что показалось вам наиболее сложным при изучении темы
Что было знакомо по данной теме?
Что вас больше всего запомнилось?
Где вы можете применить свои знания в жизни?
Сегодня ты был МОЛОДЕЦ! До новых встреч!
Отметки за урок.
Д.З. п. 47 творческие задания на выбор.
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра «Географический марафон»
Автор- Верменичева Марина Анатольевна , учитель географии
Ведущий: Сегодня меж командами сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побеждённый,
Своей игрой не огорчите нас!
Мы будем рады, если вы в сраженье,
Покажите находчивость свою.
Уменье, знанье и веселье!
Позволят вам сыграть в ничью
Станция 1 «Дальше, дальше...»
Ответить на вопросы (как можно больше).
- Самый большой океан? (Тихий.)
2. Самое солёное море? (Красное.)
3. Кто изучает вулканы? (Вулканологи.)
4. Прибор для определения атмосферного давления? (Барометр.)
5. Какие облака несут ливневые дожди и грозы? (Кучевые.)
6.Углубление на вершине вулкана? (Кратер.)
7. Какой океан омывает три материка? (Южный.)
9. Самые высокие в мире горы? (Гималаи.)
10. Самая большая географическая широта? (90°)
11. Озеро, из которого вытекает река? (Сточное.)
12. В каком слое сосредоточено 80% массы воздуха? (Тропосфера.)
13. Породы, пропускающие воду? (Водопроницаемые.)
14. Вытянутые впадины на дне океана? (Желоба.)
15. Кто совершил первое кругосветное плавание? (Магеллан.)
16. Условная линия, соединяющая полюса? (Меридиан.)
17. Самый маленький океан? (Северный Ледовитый.)
18. Специалисты, предсказывающие погоду? (Метеорологи.)
19. На сколько изменится атмосферное давление при подъёме на 100 м?
20. Скопление пресного льда на суше? (Ледник.)
21. При какой температуре замерзает океаническая вода? (–4°С)
22. Самый высокий водопад в Росси? (Ключевская Сопка.)
23. Волна разрушительной силы, возникающая в результате подводного землетрясения? (Цунами.)
24. Природное углубление на суше, заполненное водой? (Озеро.)
25. Полуостров на севере России, говорящий о своём росте? (Ямал.)
26. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки на Земле? (Географическая широта.)
27. Разлив реки в весенний период после таяния снега? (Половодье.)
28. Самая протяжённая река на Земле? (Нил.)
29. Самый большой остров на Земле? (Гренландия.)
30. Многолетний режим погоды в той или иной местности? (Климат.)
31. Горы в Евразии, естественная граница между Европой и Азией? (Урал.)
32. Самый большой полуостров на Земле? (Аравийский п-ов.)
33. Высочайшая горная вершина Земли? (Джомолунгма.)
34. Самое глубокое озеро на Земле? (Байкал.)
35. 3алив и новогодние огни имеют одно название? (Бенгальский залив.)
36. Пролив между Огненной Землёй и Южной Америкой? (Магелланов пролив.)
37. «Интернациональная» река Европы, протекающая через 9 европейских государств? (Дунай.)
38. Полуостров и государство, расположенное на нём имеют один корень в названии? (Индостан.)
39. Какой материк омывают все океаны? (Евразия.)
40. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас.)
.На каком материке мы живём? (Евразия)
2.Кто впервые обогнул южную оконечность Африки?(Васко Да Гама)
3.Какая площадь нашей планеты? (510 млн. км²)
4.Что называют гилеей? (экваториальный лес в Африке)
5.На каком материке находится город Мельбурн? (Австралия)
6.Город Аддис-Абеба – столица, какой страны? (Эфиопия)
7.Какой материк был открыт позже других? (Антарктида)
8.На каком материке находится страна Ливия?(В Африке)
9.Какие животное изображены на гербе Австралии? (страус эму, кенгуру)
10.Штат США, который расположен в Тихом океане? (Штат Гавайи)
Станция 2 «Почта»
Учащимся выдаются карточки с основными понятиями тем географии 6 класса, их нужно распределить по конвертам согласно темам: «План и карта», «Гидросфера», «Литосфера», «Атмосфера».
Ориентирование, азимут, нивелир, север, юг, запад, восток, абсолютная высота, относительная высота, масштаб, глобус, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота.
Жерло кратер лава магма гейзер горы равнины эпицентр очаг землетрясения горный хребет горная долина, плоскогорье, низменность, литосфера, мантия.
Материк, архипелаг, пролив, залив, губа, море, озеро, река, цунами, прибой, прилив, отлив, волны, зыбь, водоупорный слой, грунтовые воды, межпластовые воды, исток, устье, пойма, русло, ледник, айсберг, водораздел, бассейн.
Атмосфера, стратосфера, тропосфера, тропик, полярный круг, амплитуда, атмосферное давление, погода, климат, бриз, муссон, облака.
(кроссворд на интерактивной доске)
3 станция. «География - музыкальная»
1 этап. Назовите и спойте песни, в тексте которых упоминаются географические объекты или города, находящиеся на территории России (1 куплет).
Песни:
Белеет ли в …(ровная местность - 1) пороша,
Пороша, пороша.
Белеет ли в …(ровная местность - 1) пороша,
Иль гулкие…(атмосферные явления - 2) шумят,
Стоит над…(возвышенность - 3) Алеша,
Алеше, Алеша,
Стоит над…(возвышенность - 3) Алеша,
В…(страна) русский солдат.
Ответ: (1-поле,2-ливни, 3-горою,4-Болгарии)
Упала ранняя звезда,
В…(ландшафт - 1) прохлада.
Плывет паром, поет вода
О чем-то рядом.
И там, где светится…(водоем - 2)
У тихой…(тип растительности - 3),
Соединяет…(часть реки - 4)
Седой паромщик.
Ответы: (1-в полях, 2-река, 3-рощи, 4- берега,)
Ледяной горою…(скопление льда - 1)
Из…(атмосферное явление – 2) вырастает,
И несет его…(поток воды - 3)
По бескрайним по …(водоем - 4)
Хорошо тому, кто знает,
Как опасен в…(огромный водоем - 5),
Как опасен в …(огромный водоем - 5)
…(1) встречным кораблям.
Ответ: (1-айсберг, 2-туман, 3-течение, 4-моря, 5-океан)
По зеленой глади…(водоем - 1),
По равнине…(большой водоем - 2),
Корабли и капитаны,
Покорив простор…(одна из географических координат),
Мира даль деля на мили,
Жизни даль деля на вахты,
Держат путь согласно фрахту,
В порт, в порт.
Ответ: (1-море, 2-океан,3-широта
4 станция «Географические шарады»
Задание 1. В каждом из приведенных слов нужно переставить буквы так, чтобы получилось название города или реки:
Дно (Дон)
Рука (Кура)
Игра (Рига)
Муар (Амур)
Веки (Киев)
А теперь, в каждом из перечисленных географических названий нужно переставить буквы так, чтобы получились другие географические названия:
Нева (Вена)
Ирак (Каир)
Токио (Киото)
Куба (Баку)
Задание 2.
Первое можно из снега слепить,
Грязи комок может тоже им быть.
Ну, а второе – мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут.
(Ком+пас=компас)
В первом проходит урок физкультуры,
Там улучшаем свои мы фигуры.
Ну, а второе – колючие братья,
На руки их не советую брать я.
Водятся братья в саду, и в лесу,
Встретить не страшно им даже лису.
Вместе же все – это нефть и руда,
Чтоб их добыть, нужно много труда.
В толще Земли это все залегает.
Столько подсказок, так кто ж отгадает?
(Зал+ежи=залежи)
Вот вам легкая шарада:
К ноте Н прибавить надо.
Нота больше не поет,
А рекой она течет.
(До+н=Дон)
Первое – летучая вода,
В бане русской встретится всегда.
А второе – есть машины марка
Из российского, ребята, автопарка.
Все же вместе Франции столица,
Этот город модницам всем снится.
(Пар+иж=Париж)
Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто.
А между ними без седла
Стоит лошадка, что мала.
Вы это слово знать должны:
Оно – название страны.
(Я+пони+я)
Две первые буквы найдите в «бору»,
Четыре последних составят игру.
По целому трудно бывает пройти,
Вам лучше сторонкой его обойти.
(Бо+лото=болото)
В ярме шагает первый слог,
Второй, конечно же, предлог.
А целое корабль качает,
То вверх, то вниз его бросает.
(Вол+на=волна)
Первый мой слог – повозка большая,
Сила моральная – слог мой второй.
В целом, важнейшую роль играя,
Хоть и не видим, всегда я с тобой.
(Воз+дух=воздух)
В дубраве дерево могучее найдете,
Приставку сзади примостите.
Такое вот дано условие.
Отгадка – город в Подмосковье.
(Дуб+на=Дубна)
Станция 7. «Охраняй природу»
Задание: Почему в печати периодически появляются тревожные сигналы, подобные тем, которые прозвучали в стихотворении «Озеро» А. Вознесенского:
... .И неужели мы будем в истории –
«Эти, Байкал загубили которые»?
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствует омуль, тюлень...
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воду не целлюлозило,
Чтобы никто никогда не сказал:
«Мёртвое море – священный Байкал».
Какие меры вы можете предложить по охране данного озера?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная экологическая тропа. (Методические рекомендации для учителей географии, экологии)
Рекомендации по созданию учебной экологической тропы разработаны с целью привлечения обучающихся к исследовательской деятельности по изучению и сохранению природы родного края. Автор реком...
Методический материал для учителя физкультуры «Подготовка волейболистов. Обучение и тренировка».
Материал представлен для учителей физ.культуры при подготовки и тренировки волейболистов....
Методический материал к уроку географии в 6 классе на тему "Ветер"
Методический материал к уроку географии в 6 классе на тему "Ветер"...
Методические рекомендации для учителей географии, экологии, руководителей кружков по краеведению к проведению практической работы по теме: « Вода».
Практическая работа по изучению физических свойств воды на уроках природоведения, экологии, на занятиях кружка при изучении темы «Вода»....
Методические рекомендации для учителей географии, экологии, руководителей кружков по краеведению к проведению практической работы по теме: « Вода».
Практическая работа по изучению физических свойств воды на уроках природоведения, экологии, на занятиях кружка при изучении темы «Вода»....
Методический материал для учителя (к уроку по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
Дополнительный материал для учителя к уроку «Преступление Раскольникова. Трагедия отчужденности»....
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...