урок :Биосфера
материал по географии (6 класс) по теме

Глава 6. БИОСФЕРА

 

Урок 57 (вариант 1)

Разнообразие живых организмов на Земле

Цель урока:

         Сформировать представление о факторах распространения организмов на земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность.

Оборудование:

         Демонстрационная таблица «Биосфера»; карта «Природные мира»; демонстрационная таблица «Высотная поясность».

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

-   Сегодня на уроке мы будем изучать четвертую оболочку Земли - Биосферу (био - жизнь).

-   Если взвесить все живое вещество на планете, оно составит около двух триллионов тонн. Это огромная величина, но ничтожно мала в сравнении с массой земной коры - всегда одна стотысячная доля и даже меньше. Однако если масса земной коры остается в общем постоянной, то живое вещество обладает уникальным, только ему присущим свойством - самовоспроизводиться. Живые клетки размножаются, воспроизводят сами себя. У некоторых организмов способность размножаться исключительно велика. Если бы не было никаких препятствий, крохотная водоросль диатолия за 8 дней образовала бы биомассу, равную массе Земли. Всего за 8 дней! Так велика сила жизни в ее стремлении захватить максима пространство.

         Каждый год живое вещество биосферы воспроизводит около 250 млрд. т биологической продукции. За 3 млрд. лет своего существования общая биомасса живого вещества должна была бы в сотни раз превысить массу земной коры. Однако сила биосферы не в ее массе, а в огромном разнообразии.

image                                                             

 

 

 

 

-   Границы  биосферы  определите с помощью  учебника  (Г.: с. 142).

(От озонового слоя до глубины 3 км в земной коре.)

-   Учение о биосфере создал русский ученый Владимир Ивано­вич Вернадский (1863-1945 гг.), русский естествоиспытатель, минералог, основоположник современной геохимии и биогео­химии. Был организатором многих научных учреждений.

Сообщение учащегося

         В. И. Вернадский родился в Петербурге в семье профессора эко­номики и истории Петербургского университета. В детстве он увле­кался, прежде всего, историей.

         В 1881 г. Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где слушал лекции А. Бехтерева, В. Докучаева, И. Сеченова.

         В университете на него произвели большое впечатление лекции А. Н. Бекетова по ботанике. Но поистине ошеломляющими оказа­лись лекции Д. И. Менделеева. Идеи и его личность оказали замет­ное влияние на формирование научного мировоззрения Владимира Ивановича.

         Уже тогда в воображении Вернадского минералогия из традици­онной описательной дисциплины переходит в динамичную форму геохимии - науку о геологической истории, круговоротах химиче­ских элементов на Земле. Основоположником этой обширной науч­ной дисциплины и стал В. И. Вернадский.

         В 1885 г. он закончил университет. Через пять лет стал заведо­вать кафедрой минералогии и кристаллографии в Московском уни­верситете. Здесь в 1906 году он избран академиком. В 1911 г. его деятельность в стенах Московского университета прервалась, он пе­реезжает в Петербург и становится директором Геологического и минералогического музея АН.

         Ученый стал рассматривать земной шар как замкнутую биологи­ческую систему. Он впервые сформулировал понятие биосферы, рассматривая все обитающие на Земле живые существа, как единый организм.

         Он ввел в науку такие понятия, как биосфера и ноосфера. Эти ра­боты дали возможность проставить проблему взаимодействия чело­века и природы, следом за этим возникла наука экология.

         В честь Вернадского Академия Наук учредила специальную премию и золотую медаль, которые присуждаются за лучшие работы геохимии и минералогии.

 

III. Распространение живых организмов на Земле

-   Что необходимо для жизни животных и растений? (Свет, тепло, влага.)

-   Это вы назвали условия, необходимые для жизни. Везде ли Земле эти условия одинаковые? (Нет.)

-   Какие области на Земле имеют более благоприятные условия? (Ближе к экватору.)

-   Наблюдается изменение условий на Земле с широтой. В направлении от полюсов к экватору последовательно располагаются разные природные зоны. Откройте учебники (Г.: с. 144), перечислите природные зоны по порядку от полюсов к экватору.

-   Почему происходит смена природных зон, какое условие изменяется? (Тепло.)

-   Где еще на Земле происходит последовательное изменение температуры? (В горах.)

-   Прочтите в учебнике, как называется явление изменения природных зон в горах? (Высотная поясность.)

-   Впервые о высотной поясности заговорил Александр Гумбольдт.

Александр Гумбольдт (сообщение учащегося)

         С детства А. фон Гумбольдт пристрастился к изучению заморских растений, их было много в парке, окружавшем замок, где жила его семья. Еще в юности он начал путешествовать.

         В 1799 г. ему удалось получить разрешение посетить испанские владения в Южной Америке. С этого путешествия берет начало деятельность исследователя природы. Он изучал природные зоны Южной Америки, реки Ориноко, Рио-Негру, Амазонку. В Мексике он изучал вулканы. Он поднимался в горы Анды, наблюдал, как с высотой меняются природные зоны растительности.

         Путешествие продолжалось 5 лет. Обработанные записи, рисунки, описание самого путешествия заняли 300 томов, они печатались на протяжении 25 лет.                                                          

         Вторым путешествием Гумбольдта была поездка в Россию. Его интересовали полезные ископаемые российских недр.

         Он стал одним из основоположников современной географии. Гумбольдт разделил морской и континентальный климаты, исследовал морские течения. Он считал необходимым изучать взаимосвязи природных явлений.

 

IV. Закрепление изученного

-  Проверим усвоение новой темы «Биосфера».

1. Нижняя граница биосферы располагается:

а) на дне Мирового океана;

б) на глубине 3 км в земной коре;

в) на границе мантии и земной коры.

2.  Какие организмы появились раньше:

а) бактерии;

б) растения;

в) животные;

г) грибы.           

3.  Назовите самую обитаемую часть биосферы;

а) атмосфера;

б) гидросфера;   

в) поверхность литосферы.

4.  Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?

5.  Дополните предложение.

         Главной причиной высотной поясности является ....

 

Домашнее задание

         Г.: § 46, задача №4.

Урок 57 (вариант 2)

Разнообразие живых организмов на Земле

Цель урока:

         Сформировать представление о факторах распространения орга­низмов на земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность.

Оборудование:

         Демонстрационная таблица «Биосфера»; карта «Природные зоны мира»; демонстрационная таблица «Высотная поясность».

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы изучим еще одну оболочку Земли - био­сфера. В работе вам поможет учебник (Г.: § 46).

 

Шаг 1. Узнаем, что такое биосфера

         Биосфера (сфера жизни) - своеобразная оболочка земного шара, в которой обитают живые организмы. Так, в 1875 г. австрий­ский геолог

Э. Зюсс назвал биосферой ту часть земного про­странства, в которой существует жизнь.

Шаг 2. Узнаем границы биосферы

-   Учение о биосфере создал русский ученый Вернадский Владимир Иванович (1863-1945 гг.). По теории академика Вернадского, верхняя граница определяется озоновым слоем, расположенным в атмосфере на высоте 20 км от поверхности Земли.

-   На какой глубине проходит нижняя граница биосферы?

Шаг З

-   Одновременно с человеком на Земле живет несколько миллионов видов живых организмов. Попробуйте их классифицировать. Разделите биосферу на три качественные группы.

 
 image

 

 

 

 

 

 

Шаг 4. Узнаем, какие условия влияют на распространение организмов на Земле

-  Заполни схему:

Условия существования

Неравномерность распространения организмов

Богатство органического мира

Бедность органического мира

 

 

 

 

 

Шаг 5. Широтная зональность

-   Прочти текст учебника на с. 143 п. «Широтная зональность», затем  сформулируй  определение этого явления,  пол формулой:

 

определение = ключевое слово + существенные признаки.

Шаг 6. Высотная поясность

-   В горах происходит уменьшение температуры, такое же, как и при движении от экватора к полюсам. Смена растительных зон в горах называется высотной поясностью. Открыл ее и немецкий географ Александр Гумбольдт во время своего путешествия в Южную Америку.

-   Представьте, что совершается восхождение в горы, которые находятся в тропиках. Подпишите изменение растительных зон:

Шаг 7

-   Проверим усвоение новой темы «Биосфера».

1. Нижняя граница биосферы располагается:

а) на дне Мирового океана;

б) на глубине 3 км в земной коре;

в) на границе мантии и земной коры.

2.  Какие организмы появились раньше:

а) бактерии;

б) растения;

в) животные;

г) грибы.

3.  Назовите самую обитаемую часть биосферы;

а) атмосфера;          

б) гидросфера;

в) поверхность литосферы.

4.  Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?

5.  Дополните предложение.

         Главной причиной высотной поясности является ....

 

Домашнее задание

         Г.: §46, задача № 4.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon jhghgf_microsoft_powerpoint.ppt2.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биосфера

Слайд 2

Биосфера – это оболочка Земли, заселенная живыми организмами

Слайд 3

Биосфера Бактерии ( ветер поднимает их на поверхность 20-22 км ) Насекомые ( 6км ) Птицы Животные В Гидросфере животные находятся на 200м

Слайд 4

Организмы Размножение ( бактерии за 108 суток могут заполнить весь МО ). Приспособляемость ( бактерии выживают в вечной мерзлоте )

Слайд 6

Каждый год живое вещество биосферы воспроизводит около 250 млрд. т биологической продукции. За 3 млрд. лет своего существования общая биомасса живого вещества должна была бы в сотни раз превысить массу земной коры. Однако сила биосферы не в ее массе, а в огромном разнообразии .

Слайд 7

Биоценоз Озера Луга Болота Леса Пустыни

Слайд 8

Растений на Земле около 500000 Животных свыше 1 мл

Слайд 9

Жизненные формы растений Деревья Травы мхи Кустарники

Слайд 10

птицы рыбы Члени- стоногие Пресмы- кающиеся млекопитающие Жизненные формы животных

Слайд 11

Биогеография – наука о географии распространения всех организмов живущих на Земле .

Слайд 12

Кислород Растения Углекислый газ Вода Минеральные вещества Солнечная энергия

Слайд 13

Распределение животных и растений Климат Влага Высотная поясность

Слайд 14

Высотная поясность- закономерная смена природных условий и ландшафтов с подъемом в горы .

Слайд 15

Влияние живых организмов на оболочку Земли кислород Углекислый газ растения животные человек Атмосфера

Слайд 16

Воздействие организмов на гидросферу

Слайд 17

организмы вода растения Гидросфера

Слайд 18

Воздействие организмов на литосферу

Слайд 19

выветривание Перемешивания повер. Слоя земли Горные породы деградация Литосфера

Слайд 20

Образование почвы под воздействием организмов Почва- плодородный слой Земли. Гумус –результат распада органических останков в почве. Чернозем –самый плодородный вид почвы среди других видов. Торф –толща полуразложившихся растительных остатков .

Слайд 21

Домашнее задание $ 49-51. стр142-148 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. 10 класс

Урок подготовлен для 10 класса. Цель: выяснить за счет каких механизмов биосфера поддерживает свою структуру и характер связей, определить роль человека в биосфере. В урок входит тестовая работа ...

Презентация к уроку биосфера и ее структура

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 10-11 классах, а так же для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ...

Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."

Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."...

Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».

Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....

презентация к уроку "Биосфера"

Эта презентация разнообразит ваш урок...

Презентация к уроку "Биосфера"

Цели урока:Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «биосфера», границ биосферы, её состава и строения, значения биосферы в...