Население и политическая карта Африки
учебно-методический материал (география, 7 класс) по теме
Урок изучения новой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок изучения новой темы | 100.5 КБ |
Презентация к уроку на тему: "Население и политическая карта Африки" | 288 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по географии учителя
Бухтеевой Галины Николаевны.
ФГКОУ СОШ №24 МО РФ,
город Вольск – 18, Саратовская обл.
Тема: Население и политическая карта Африки.
Слайд1
Цели: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой.
Слайд5
Задачи:1. Продолжать формировать умения, видеть причинно-следственные связи, работать с тематическими картами и с информационно-географическим материалом;
2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности.
Оборудование : Физическая карта Африки, политическая карта Африки, школьный географический атлас(карта плотности населе- ния и народов Африки); статистический информационный материал.
Методы обучения: словесные и практические; самоорганизация поисковой и учебно-познавательной деятельности ученика; взаимоконтроль.
Термины и понятия: Расы - европеоидная, монголоидная, негроидная; размещение и плотность населения, колония, суверенное государство.
Тип урока: усвоение нового материала.
План урока.
Слайд2
- Организация урока.
- Повторение домашнего задания
- Изучение новой темы.
- Работа учащихся в группах. Ответы учащихся.
- Практическая часть урока.
- Итог урока. Оценивание ответов учащихся.
- Домашнее задание.
- Организация урока.
Ребята, я рада вновь увидеть вас на своём уроке. Сегодня мы с Вами проводим необычный урок , на нашем уроке присутствуют гости, поэтому вы должны быть очень собранными и внимательными. На уроке нужно показать свои знания, умения и творческие способности.
Мы продолжаем изучать материк.
Там мыс Игольный,
Мыс Альмади,
Сухие русла рек там - вади,
Там реки быстро протекают
И в разные моря впадают.
Там есть вулкан Килиманджаро
Наделал много он пожаров.
Какой же материк мы изучаем?
Слайд3
- Повторение домашнего задания.
Прежде чем изучить новую тему, мы должны вспомнить домашнее задание. Слайд4
Тесты и задания для проверки.
Определите, какой природной зоне соответствуют эти характеристики
1. Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора.
2. Занимает около трети материка, особенно в северной части.
3. Занимает почти 40% площади материка.
4. Осадки — весь год, особенно после 12 часов дня.
5. Выделяют сухой и влажный сезоны.
6. Иногда дожди не выпадают годами.
7. Почвы практически отсутствуют.
8. Почвы красно-желтые, ферраллитные.
9. Богатые перегноем красно-бурые почвы.
10. Лесная растительность расположена ярусами.
11. Растительность сосредоточена в оазисах.
12. Преобладают травы и редко стоящие деревья.
13. Самое ценное растение — финиковая пальма.
14. Много деревьев с ценной древесиной.
15. Самые распространенные деревья — баобаб и зонтичная акация.
16. Места обитания верблюда, вельвичии, лисицы фенек.
17. Самый богатый и разнообразный животный мир на Земле.
18. Обезьяны, леопард, окапи обитатели этой зоны
Ответы нужно записывать в виде номера предложенной характеристики:
Экваториальные леса: 2,4,8,10,14,18
Саванна: 3,5,9,12,15,17.
Тропические пустыни: 1,6,7,11,13,16
3. Изучение новой темы.
Тема сегодняшнего урока: Население и политическая карта Африки.
Как вы думаете что мы должны сегодня узнать на уроке, исходя из названия темы?(ответы учеников.)
Учитель корректирует ответы учащихся и сообщает цель и задачи урока.
Слайд 6
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живёт,
Зачем живёт и чем живет народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы можем лишь ее людей узнав .
Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы:
- Африка – прародина человека.
- Численность и размещение население
- Расы и народы
- Современная политическая карта Слайд 7
- Африка – прародина человека. Слайд 8
Учитель. Африку считают прародиной человека. Наиболее древнейшие останки предков человека и орудия его труда найдены в породах, имеющих возраст 2,7млн лет в Танзании, Кении и Эфиопии. Возраст останков древнейшего человека около 4млн лет. Как предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей. Человек современного типа появился в Африке примерно 11000лет назад.(Слайд)
2. Численность и размещение население. Слайд 9
Учитель. В Африке живет 820 млн. человек, что составляет приблизительно 14% населения земного шара. (площадь 30,3 млн. кв. км- 2 по площади материк Земли). Давайте , поразмышляем много это или нет для второго по площади материка Земли?
- Каковы все-таки причины не слишком большой численности населения Африки? (В мире нет другого континента, который в такой степени бы пострадал от колониального гнета и работорговли, как Африка.)
- А сейчас познакомимся с размещением населения на материке. Для этого будем работать с картой плотности населения (атлас 7 класс). Для начала мы должны разобраться с системой условных знаков: цвет карты показывает плотность населения на 1 кв. км. (плотность населения- численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади (обычно 1 кв. км).
– работа со словарем географических терминов.
Средняя плотность населения Африки более 27 человек на 1 кв. км.
Практическая работа
Задание № 1. Слайд 10
На основе анализа карты «Народы и плотность населения мира» и заполнение таблицы.
Основные районы с высокой и низкой плотностью населения
Район | Плотность, чел/км2 | Причины |
Северная Африка Юго-западная Африка Побережье Средиземного моря Побережье Гвинейского залива Юг материка Вдоль реки Нил В районе озер |
Сделайте вывод.
Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 чел. на км2) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озер.
- Расы и народы Слайд11;12.
Изучив особенности размещения населения Африки сейчас познакомимся с расами и народами, населяющих этот материк.
На какие основные расы делится население Земли и чем отличаются представители каждой расы друг от друга?
Ответ учащихся : отличаются расовыми признаками: цветом кожи, глаз, волос, разрезом глаз и строением век, формой головы и скелета.
Сообщения учащихся: о европеоидной расе (слайд),
о негроидной расе (слайд),
о монголоидной расе (слайд),
Население Африки относится к трем основным расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной. Основную часть жителей материка составляет коренное, т. е. исконное, постоянное, население, но есть и пришлое население.
Практическая работа по группам
Задание № 2 Слайд13
На основе анализа учебника и карта народов, заполнить таблицу
Расы | Народы | Место проживания | Как выглядят |
Европеоидная | |||
(1группа) | |||
Негроидная раса | |||
(2 группа) | |||
Промежуточная раса (3 группа) |
| ||
Смешанная раса (Монголоидная и негроидная) |
Заслушать ответы представителей группы.
Посмотрите правильный ответ. Сравните со своими работами.
Расы | Народы | Место проживания | Как выглядят |
Европеоидная | Алжирцы | Север Африки | Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо |
Марокканцы | |||
Египтяне | |||
Берберы | |||
Туареги | |||
Негроидная раса | Тутси | Южнее Сахары | Рост 180-200 см. удивительно стройны и грациозны |
Хими | |||
Пигмеи | Малорослы (ниже 150 см). цвет кожи менее темный, губы тонкие, широкий нос, коренастые | ||
Бушмены | В полупустынях и пустынях | Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Низкорослы, тонкокостны | |
Готентоты | |||
Промежуточная раса | Эфиопы Масаи | Эфиопское плоскогорье | Цвет кожи более светлый, но с красноватым оттенком кожи. Ближе к европеоидной расе. |
Смешанная раса (Монголоидная и негроидная) | Малагасийцы |
Рассмотрите рис 59 в учебнике. Жилища народов Африки
и дайте объяснение: почему так различно построены жилище разных народов, что на это оказало влияние? Слайд14 - 17
Заслушать сообщения или презентации учащихся о жилищах, одежде, праздниках народов Африки (индивидуальное д/з)
Задание по группам. О жизни африканцев в окружающей природе.
Дан текст. Прочитайте и дайте объяснение
Текст для 1 группы
Пигмеи занимаются охотой, сбором плодов съедобных растений, дикого мёда, ведут полукочевой образ жизни.
Вопрос. Почему не занимаются они земледелием?(Это жители леса. )
Текст для 2 группы
Алжирцам не прост выращивать финиковые пальмы
Почему? (движущиеся пески, надо постоянно расчищать и освобождать пальмы. Подземная вода на глубине 6-15 метров. )
Текст для 3 группы
Пастух-зулус (крупнейшие из народов банту) отдыхает в безлюдной саванне на одной ноге. Он напоминает в такой позе цаплю, фламинго! Почему бы ему не прилечь где-нибудь на пригорке как делает это наш пастух где-нибудь в средней полосе России?(пустынные просторы кишат змеями и скорпионами, чем меньше площадь соприкосновения с поверхностью, тем лучше и комфортнее пастуху-зулусу)
Заслушать различные варианты ответов
4.Современная политическая карта Африки Слайд18
Учитель: - о политической карте;
- о колониальном прошлом материка;
( колония - страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности).
- о формирования современной политической карты мира.(суверенное государство – политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внешних и внутренних делах).
Практическая работа.
Задание №3 Слайд 19
Используя карту «Африка. Политическая карта», заполните таблицу.
Политическая карта Африки
Самые большие по площади страны Африки | Страны на побережье Индийского океана | Страны на побережье Атлантического океана | Внутриконтинентальные страны. |
Заслушать варианты ответов учащихся
Заключение: Что узнали? Слайд 20
Чему научились?
Ваше мнение об уроке?
Вывод учителя: Человечество представляет собой единый биологический вид – человек разумный и неважно какого он цвета кожи. Важно помнить, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы или национальности, а от воспитания, образования, целеустремленности, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека. Все люди ровны, мы об этом должны помнить и воспитывать в себе толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности.
Домашние задание § 22
Выставление оценок
Спасибо за внимание, Слайд21.
за активную работу,
за понимание.
Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока. Организация урока. Повторение домашнего задания Изучение новой темы. Работа учащихся в группах. Ответы учащихся. Практическая часть урока. Итог урока. Оценивание ответов учащихся. Домашнее задание.
Там мыс Игольный, Мыс Альмади, Сухие русла рек там - вади, Там реки быстро протекают И в разные моря впадают. Там есть вулкан Килиманджаро Наделал много он пожаров.
1. Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора. 2. Занимает около трети материка, особенно в северной части. 3. Занимает почти 40% площади материка. 4. Осадки — весь год, особенно после 12 часов дня. 5. Выделяют сухой и влажный сезоны. 6. Иногда дожди не выпадают годами. 7. Почвы практически отсутствуют. 8. Почвы красно-желтые, ферраллитные. 9. Богатые перегноем красно-бурые почвы. 10. Лесная растительность расположена ярусами. 11. Растительность сосредоточена в оазисах. 12. Преобладают травы и редко стоящие деревья. 13. Самое ценное растение — финиковая пальма. 14. Много деревьев с ценной древесиной. 15. Самые распространенные деревья — баобаб и зонтичная акация. 16. Места обитания верблюда, вельвичии, лисицы фенек. 17. Самый богатый и разнообразный животный мир на Земле. 18. Обезьяны, леопард, окапи обитатели этой зоны
Цели: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой
Не так названье важно для страны И очертания не так важны, Как важно то, кто в том краю живёт, Зачем живёт и чем живет народ. Узнать любой страны особый нрав Мы можем лишь ее людей узнав .
Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы: Африка – прародина человека. Численность и размещение население Расы и народы Современная политическая карта
Африка – прародина человека Африку считают прародиной человека. Наиболее древнейшие останки предков человека и орудия его труда найдены в породах, имеющих возраст 2,7млн лет в Танзании, Кении и Эфиопии. Возраст останков древнейшего человека около 4млн лет. Как предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей. Человек современного типа появился в Африке примерно 11000лет назад.
2. Численность и размещение население. В Африке живет 820 млн. человек, что составляет приблизительно 14% населения земного шара. (площадь 30,3 млн. кв. км- 2 по площади материк Земли). Давайте , поразмышляем много это или нет для второго по площади материка Земли? ( плотность населения - численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади (обычно 1 кв. км).
Практическая работа Задание № 1. На основе анализа карты «Народы и плотность населения мира» и заполнение таблицы.
Расы и народы
Народы. Бушмен Масай Пигмеи
Практическая работа по группам Задание № 2 На основе анализа учебника и карта народов, заполнить таблицу
Жилища народов Африки
Современная политическая карта Африки суверенное государство – политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внешних и внутренних делах колония - страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности
Практическая работа. Задание №3 Используя карту «Африка. Политическая карта», заполните таблицу. Политическая карта Африки
Заключение: Что узнали? Чему научились? Ваше мнение об уроке?
Спасибо за внимание, за активную работу, за понимание. Урок окончен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Население и политическая карта Африки
Разработка урока по географии в 7-ом классе по сингапурской системе....
Население и политическая карта Африки
Цели урока:Образовательные: познакомить с народами, населяющими Африку, показать особенностиразмещения населения, его численность и плотность, рассмотреть политическую карту.Развивающие: продолжать фо...
Презентация к уроку. "Население и политическая карта Африки"
Цели урока:Образовательные: познакомить с народами, населяющими Африку, показать особенностиразмещения населения, его численность и плотность, рассмотреть политическую карту.Развивающие: продолжать фо...
Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»
Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»Тип урока. Изучение нового материала.Цели урока:Обучающие: познакомить с народами, населяющ...
Ссылка на открытый урок. "Население и политическая карта Африки"
Фрагмент открытого урока в рамках районогог семинара учителей географии Лямбирского района....
Население и политическая карта Африки.
Конспект урока: Население и политическая карта Африки...
Урок географии "Население и политическая карта Африки"
Урок географии "Население и политическая карта Африки"...