Активные формы дополнительного географического образования в школе
статья по географии по теме
Это небольшая статья о реализуемых мною формах дополнительного географического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_formy_dopolnitelnogo_geograficheskogo_obrazovaniya.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные формы дополнительного географического образования – ресурс развития личностных качеств обучающихся.
Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов.
Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в географическом образовании является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Формы дополнительного географического образования:
1. Наглядные средства кабинета географии, собранные учителем и уч-ся: сменные выставки фотографий и иллюстраций “Природа Южных материков”, “По странам и континентам», “Россия – Родина моя”, карты настенные, выставка горных пород и минералов “Полезные ископаемые Кировской области”, выставки “Путешествие к Чёрному морю”, куда входят раковины морских моллюсков, поделки из них, шишки крымской сосны и т.д., сменная выставка коллекции марок, денежных знаков разных стран.
С целью расширения кругозора школьников, систематизации их работы с дополнительной литературой, различными источниками географической информации в кабинете может быть создана библиотечка художественной, научно-популярной, справочной литературы по географии и охране окружающей среды, в которой имеются также журналы “Вокруг света” и т.д.
2. Достаточную апробацию в опыте школ получили массовые внеклассные мероприятия:
- Вечера вопросов и ответов;
- Конкурсы смекалки;
- КВН;
- Вечер веселой викторины;
- Диспуты;
- Школьные издательства;
- Познавательные игры, игры – путешествия.
3. Создание и систематическое пополнение копилки фото и видеоматериалов под названием «Здесь был я»
Сегодня у многих есть возможность путешествовать и фотографировать увиденное. Для выполнения этой работы нужно научиться видеть необычное в обыденном и суметь рассказать об этом. Ребята делятся впечатлениями о поездках по родной стране, показывают преимущества семейного отдыха в данном месте, иллюстрируя рассказ фотографиями. Так постепенно формируется образ своей страны и сознание сопричастности с ней. Кроме того, ребенок чувствует связь со своей семьей, что очень важно для становления личности и повышения авторитета родителей.
4. Активные формы, предполагающие участие семьи
Пример: ученики должны узнать, какие изделия народных промыслов есть у них дома, сфотографировать их, описать историю появления этой вещи в доме и рассказать об этом виде народного творчества. Это задание располагает к разговору со старшими о семейных ценностях, о памятных событиях в жизни семьи, о семейных традициях. Возможна работа кружка “Чудо своими руками”, где уч-ся изготавливают изделия в стиле русских народных промыслов. В результате этой работы в классе может появиться небольшой музей изделий народных промыслов как собственноручно сделанных, так и подаренных семьями учеников. Материалы о народных промыслах можно использовать на уроках природоведения и географии при изучении занятий населения и культуры народов России и мира, проводить беседы в игровой форме для начальной школы “Народные промыслы России”.
5. Исследовательская и проектная деятельность
6. Природоохранные акции
7. Экскурсионная и туристическая деятельность.
Таким образом, активные формы географического образования являются важным ресурсом развития личностных качеств учащихся, применяя их, учитель активизирует познавательную активность и способствует формированию ключевых компетенций учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока и дополнительного географического образования"
Доклад для выступления на РМО....
Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777
Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777...
Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.Кузьмин Константин Михайлович, учитель историиГБОУ школы-интерната №6 г. Санкт-ПетербургаТрадиционное обу...
Доклад на М/О "Активные формы профориентационной работы в условиях школы для обучающихся с ОВЗ"
Системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное ...
Функции дополнительного музыкального образования в школе
В статье рассматриваются функции дополнительного музыкального образования школьников...
Активные формы профориентационной работы в условиях школы для обучающихся с ОВЗ.
Системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное ...
Формы поддержки правового образования в школе. Муниципальный конкурс «Город права»
Интерес к юриспруденции у старшеклассников должен быть поддерживаем различными интересными мероприятиями. Одно из таких наш муниципальный конкурс "Город права"....